низкий - 14 человек (66%). К концу эксперимента (май 2014 г.) регистрируется средний уровень у 15 человек (60%), низкий - 7 студентов-сирот (28%) и высокий - у 3 (12%) P<0,05. В КГ на начало 1 курса у 12 (44%) студентов-сирот отмечен средний уровень и низкий - 15 человек (66%). К концу 3 курса регистрируется средний уровень у 17 человек (63%) и низкий - 10 студентов-сирот (37%) при P>0,05.
ЛИТЕРАТУРА
1. Исмиянов, В.В. Адаптация студентов-сирот к образовательной среде путем организации физкультурной деятельности / В.В. Исмиянов // Физическая культура: Воспитание. Образование. Тренировка. - 2014. - № 1. - С. 13-16.
2. Исмиянов, В.В. Физическое воспитание студентов-сирот на основе внедрения программы спецкурса «Индивидуальный подход» / В.В. Исмиянов // Гуманитарный вектор. Педагогика. - 2014. - № 1 (37). - С. 51-55.
3. Исмиянов, В.В. Теория и практика психофизического развития студентов-сирот в процессе организации физкультурной деятельности : монография / В.В. Исмиянов ; Иркутский гос. Ун-т путей сообщения. - Иркутск : [б.и.], 2014. - 176 с.
REFERENCES
1. Ismiyanov, V.V. (2014), "Adaptation of students-orphans to the educational environment by the organization of sports activity", Scientifically-methodical journal Physical training: Education. Formation. Training, No. 1, pp. 13-16.
2. Ismiyanov, V.V. (2014), "Physical education students orphaned by introducing program course "The personal touch"", Scientific Journal "Humanitarian vector", Pedagogy, No. 1 (37), pp. 51-55.
3. Ismiyanov, V.V. (2014), Theory and practice of psychophysical development of students-orphans in the organization of sports activity, publishing house "IrGUPS", Irkutsk.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 02.01.2015.
УДК 796.011
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ-СИРОТ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Владимир Владимирович Исмиянов, кандидат педагогических наук, доцент, Иркутский государственный университет путей сообщения (ИрГУПС)
Аннотация
В статье представлена структура формирования личностных качеств у студентов-сирот в процессе физического воспитания, необходимых для адаптации к образовательной среде высшего профессионального образования. Доказано, что в процессе физического воспитания влияние занятий физической культурой на качественные изменения психоэмоционального состояния данной категории студентов экспериментальной группы в завершающей части педагогического эксперимента достоверно улучшилось по восьми показателям в позитивной трансформации.
Ключевые слова: психодиагностика, личностные качества, средства физической культуры, студенты-сироты, адаптация.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.01.119.p210-214
FORMATION OF PERSONAL QUALITIES OF STUDENTS-ORPHANS IN THE PROCESS OF PHYSICAL EDUCATION
Vladimir Vladimirovich Ismiyanov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Irkutsk State University of Means of Communication
Annotation
The article presents the structure of formation of the personal qualities among the students-orphans in physical education necessary for adaptation to the educational environment of the higher professional education. It has been proved that in the process of the physical education the impact of physical training
on qualitative changes of the psycho-emotional state of the given categories of students in the experimental group in the final part of the pedagogical experiment has authentically improved by eight indicators in the positive transformation.
Keywords: psycho-diagnostics, personal qualities, means of physical education, student-orphan, adaptation.
ВВЕДЕНИЕ
Проблема адаптации студентов-сирот к условиям обучения в вузе представляет собой одну из важных общетеоретических проблем [1].
Следует признать, что у нас до сих пор остаются недостаточно теоретически проработанными и экспериментально изученными механизмы адаптационного процесса к обучению в вузе, тактика и стратегия педагогических коррекций средствами физической культуры в этот трудный для первокурсников-сирот период.
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В Иркутском государственном университете путей сообщения (ИрГУПС) (2011— 2014 гг.) проводился 3-годичный педагогический эксперимент, по результатам которого оценивалась эффективность педагогической модели «Физическое воспитание студентов-сирот как средство адаптации к образовательной среде вуза» [2]. Были сформированы две группы студентов-сирот: контрольная (КГ) (69 чел.) и экспериментальная (ЭГ) (25 чел.). Тестирование проводилось по показателям: уровня субъективного ощущения одиночества; уровня оперативной оценки самочувствия, активности и настроения; уровня «самоактуализация личности».
Различие в содержании занятий физической культурой в КГ и ЭГ заключалось в программе учебного процесса по физическому воспитанию. В КГ использовалась программа учебной дисциплины «Физическая культура» утвержденная высшим учебным заведением, а в ЭГ - педагогическая модель, разработанная в нашем исследовании [2].
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: метод сбора данных, анализа и математической обработки.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В процессе физического воспитания ИрГУПС, тестирование личностных качеств у студентов-сирот проводилось при помощи 3 тестов 2 раза в год в сентябре и мае с 2011 по 2014 года (рисунок 1).
Рис. 1. Структура формирования личностных качеств у студентов-сирот в процессе физического воспитания
Исходный уровень психологического состояния студентов-сирот КГ и ЭГ статистического различия не обнаружено. Итоговые данные (после проведения трёхлетнего
педагогического эксперимента) выявили существенное превосходство студентов-сирот ЭГ над контрольными сверстниками по уровню психологического состояния. Данные результатов эксперимента представлены в таблицах 1, 2, 3.
Таблица 1
Динамика показателей уровня оценки самочувствия, активности и настроения
студентов-сирот (п=52) ИрГУПС, 2011-2014 гг. (М±m)
Характеристика состояния ЭГ (п=25) Р КГ (п=27) Р
До После До После
Самочувствие 3,8±0,21 5,4±0,03 Р<0,001 4,0±0,17 4,5±0,18 Р>0,05
Активность 4,0±0,20 5,2±0,04 Р<0,001 4,0±0,18 4,6±0,12 Р<0,01
Настроение 3,4±0,18 5,4±0,01 Р<0,001 3,4±0,27 4,2±0,25 Р>0,05
Таблица 2
Динамика показателей уровней самоактуализации личности студентов-сирот _(п=52), ИрГУПС, 2011-2014 гг. (М±m)_
Субшкала ЭГ (п=25) Р КГ (п=27) Р
До После До После
Стремление к самоактуализации 49,52±2,64 64,40±2,56 Р<0,001 48,51±2,52 54,55±1,58 Р>0,05
Ориентация во времени 51,32±2,97 68,24±2,70 Р<0,001 50,40±2,94 60,07±1,89 Р<0,05
Ценности 50,24±3,17 66,08±3,11 Р<0,001 49,66±3,04 60,25±2,49 Р<0,05
Потребность в познании 50,16±2,76 67,12±2,95 Р<0,001 50,03±2,58 56,81±2,34 Р>0,05
Аутосимпатия 51,92±2,80 69,68±2,34 Р<0,001 51,51±2,61 56,70±1,41 Р>0,05
Спонтанность 49,00±3,05 65,32±2,50 Р<0,001 45,67±2,58 57,77±2,45 Р<0,01
Самопонимание 50,88±2,79 66,04±2,27 Р<0,001 49,59±2,90 54,74±1,76 Р>0,05
Гибкость в общении 50,12±3,01 68,80±2,70 Р<0,001 49,77±2,80 55,59±1,74 Р>0,05
Таблица 3
Динамика показателей уровня субъективного ощущения одиночества _студентов-сирот (п=52) ИрГУПС, 2011-2014 гг. (М±m)__
Уровни ЭГ (п=25) КГ (п=27)
До После До После
Высокий (41^60 баллов) 84% (21 чел.) 12% (3 чел.) Р 74% (20 чел.) 45% (12 чел.) Р
Средний (21^40 баллов) 16% (4 чел.) 24% (6 чел.) 26% (7 чел.) 48% (13 чел.)
Низкий (0^20 баллов) 0% (0 чел.) 64% (16 чел.) 0% (0 чел.) 7% (2 чел.)
Среднее значение 47,84±1,85 17,32±2,53 Р<0,001 47,77±2,12 40,88±3,61 Р>0,05
ВЫВОДЫ
Доказано, что в процессе физического воспитания влияние занятий физической культурой на качественные изменения психоэмоционального состояния данной категории студентов экспериментальной группы в завершающей части педагогического эксперимента достоверно улучшилось по восьми показателям в позитивной трансформации:
а) Самочувствия, активности и настроения, когда в начале эксперимента (сентябрь 2011г.) оценка состояния самочувствия определила у студентов-сирот ЭГ уровень ниже среднего (3,8 балла), а к концу 3 курса показало высокий уровень (5,4 балла, Р<0,001). Оценка состояния активности у первокурсников-сирот ЭГ определила средний уровень (4 балла), а в конце эксперимента также повысилась до высокого уровня (5,2 балла, Р<0,001). Оценка состояния настроения на 1 курсе студентов-сирот ЭГ показало уровень ниже среднего (3,4 балла), а к концу 3 курса уровень повысился до высокого (5,4 балла, Р<0,001). У протестированных в КГ как на начало, так и конец эксперимента оценка состояния самочувствия и активности определила средний уровень (4,0^4,6 балла, Р>0,05, Р<0,01). Оценка состояния настроения на 1 курсе студентов-сирот КГ показало уровень ниже среднего (3,4 балла), а к концу 3 курса уровень повысился до среднего (4,2 балла, Р>0,05).
б) Самоактуализация личности (Субшкала 1), когда исследования (сентябрь 2011г.) показали, что студенты-сироты ЭГ с уровнем выше среднего составляют 4 (16 %)
от общего количества респондентов (25 человек), со средним уровнем - 16 (64%), с уровнем ниже среднего - 5 (20%). Первокурсников-сирот с высоким и низким уровнями самоактуализации в процессе исследования нами выявлено не было. В конце исследования (май 2014г.) студенты-сироты с уровнями самоактуализации высоким и выше среднего оказываются в большинстве и составляют, соответственно, 4 (16%), и 10 (40%). Средний уровень самоактуализации был выявлен у 11 (44%) протестированных (Р<0,001). Первокурсники-сироты КГ с уровнем выше среднего составляют 4 (15 %) от общего количества респондентов (27 человек), со средним уровнем - 17 (63%), с уровнем ниже среднего - 6 (22%). В конце исследования выявлено студентов-сирот со средним уровнем - 19 (70%) и выше среднего -8 (30%) человек при Р>0,05. Субшкала 2. Самопонимание, когда в начале 1 курса отмечен средний уровень у студентов-сирот ЭГ 17 человек (68%), 3 -(12%) высокий и 5 - (20%) ниже среднего. К концу 3 курса определяется число человек со средним уровнем - 11 (44%), выше среднего - 11 (44%) и высоким - 3 (12%) при Р<0,001. В КГ у 18 (66%) студентов-сирот на начало эксперимента отмечен средний уровень, выше среднего - 3 (11%), ниже среднего -5 (19%) и низкий -1 (4%) уровни. К концу эксперимента определяется число человек со средним уровнем - 17 (63%), выше среднего - 9 (33%) и ниже среднего - 1 (4%) при Р>0,05. Субшкала 3. Гибкость в общении, когда 16 (64%) первокурсников-сирот ЭГ относятся к среднему уровню, 4 (16%) -ниже среднего, 1 (4%) - низкому и выше среднего - 4 (16%). К концу эксперимента студенты-сироты из низкого и ниже среднего уровней перешли в средний - 9 (36%) человек, выше среднего - 10 (40%) и высокий - 6 (24%) при Р<0,001. В КГ 17 (63%) первокурсников-сирот относятся к среднему уровню, ниже среднего - 5 (18%), низкому -1 (4%) и выше среднего - 4 (15%). В конце исследования выявлено студентов-сирот со средним уровнем - 16 (59%), выше среднего -10 (37%) и ниже среднего - 1 (4%) человек при Р>0,05. Субшкала 4. Аутосимпатия, когда на 1 курсе выявлен средний уровень у 15 (60%) студентов-сирот ЭГ, ниже среднего - 6 (24%) и выше среднего - 4 (16%). В конце 3 курса у студентов-сирот наблюдается переход из уровня ниже среднего в средний - 10 (40%), выше среднего - 11 (44%) и высокий - 4 (16%) при Р<0,001. В КГ на первом курсе выявлен средний уровень у 17 (63%) студентов-сирот, ниже среднего - 5(18%), низкий -1(4%) и выше среднего - 4 (15%) уровни. В конце третьего курса у студентов-сирот наблюдается переход из низкого ниже среднего уровня в средний - 17 (63%) и выше среднего - 10 (37%) при Р>0,05.
в) Уровня одиночества, когда у первокурсников-сирот ЭГ (экспериментальной группы) на момент поступления в вуз выявлен средний уровень (4 человек, 16%), а высокий уровень регистрируется у 21 человека (84%). К концу эксперимента результаты тестирования показали, что значительная часть студентов-сирот перешла из высокого уровня в средний и низкий. Так, у обследованных отмечен (6 человек, 24%) - средний, (3 человека, 12%) - высокий и (16 человек, 64%) - низкий уровень ощущения одиночества при Р<0,001. В КГ на начало эксперимента выявлен средний уровень (7 человек, 26%), а высокий уровень регистрируется у 20 человек (74%). К концу третьего года обучения результаты тестирования показали, что у студентов-сирот отмечен (13 человек, 48%) -средний, (2 человека, 7%) - высокий и (12 человек, 45%) - низкий уровень ощущения одиночества при Р>0,05.
ЛИТЕРАТУРА
1. Исмиянов, В.В. Анализ отчислений студентов-сирот в контексте изучения проблемы их адаптации к образовательной среде / В.В. Исмиянов // Вестник Бурятского государственного университета. Педагогика. - 2014. - № 1 (2). - С. 59-62.
2. Исмиянов, В.В. Адаптация студентов-сирот к образовательной среде путем организации физкультурной деятельности / В.В. Исмиянов // Физическая культура: Воспитание. Образование. Тренировка. - 2014. - № 1. - С. 13-16.
REFERENCES
1. Ismiyanov, V.V. (2014), "Analysis of the of allocations of students-orphans in the context of studying the problems adapting them to the educational environment", Scientific and theoretical journal "Bulletin of the Buryat State University" release "Pedagogy", No.1 (2), pp. 59-62.
2. Ismiyanov, V.V. (2014), "Adaptation of students-orphans to the educational environment by the organization of sports activity", Scientifically-methodical magazine Physical training: Education. Formation. Training, No. 1, pp 13-16.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 02.01.2015.
УДК 796:159.9
ОПЫТ ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ СПОРТА НА ОСНОВЕ СВОЙСТВ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
СПОРТСМЕНОВ
Сергей Александрович Казанцев, кандидат педагогических наук, профессор, Владислав Андреевич Вальковский, аспирант, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
Изучение типологических особенностей свойств нервной системы представляет интерес в связи выявлением задатков и склонностей спортсменов на этапе начальной подготовки и ранней спортивной специализации. В статье сделана попытка сравнения психологических особенностей спортсменов в различных видах спорта на основе свойств нервной системы с помощью комплекса аппаратуры «Прогноз-1.0», разработанного в НИИФК.
Ключевые слова: основные свойства нервной системы, диагностика, спортивная деятельность.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.01.119.p214-217
EXPERIENCE OF STUDYING THE PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES OF VARIOUS SPORTS BASED ON THE PROPERTIES OF THE NERVOUS SYSTEM
OF ATHLETES
Sergey Aleksandrovich Kazantsev, the candidate of pedagogical sciences, professor, Vladiclav Andreevich Valkovskiy, the post-graduate-student, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Annotation
Study of the typological features of properties of the nervous system is of interest for identifying the potential and inclinations of the athletes at the stage of the initial training and early sports specialization. The article seeks to compare the psychological characteristics of athletes of different sports on the basis of their properties of the nervous system through a set of "Prognoz-1.0", developed in the St. Petersburg scientific institute of physical culture.
Keywords: basic properties of the nervous system, diagnostics, sports activities.
ВВЕДЕНИЕ
Дроздовским А.К. [1] было выделено 29 психологических особенностей, которые разделены на четыре группы:
I. Особенности интеллектуальной деятельности.
II. Особенности индивидуального стиля деятельности.
III. Устойчивость к неблагоприятным состояниям и волевые особенности.
IV. Особенности психомоторики.