ПОЖАРНАЯ ТЕХНИКА
УДК 681.51
МОДЕЛИРОВАНИЕ ДИНАМИКИ ПОЛЕТА КВАДРОКОПТЕРА Н.И. Попов, О.В. Емельянова, С.Ф. Яцун
В работе рассмотрены вопросы математического моделирования движения квадрокоп-тера, приведена его расчетная схема и составлены дифференциальные уравнения на основе общих теорем динамики.
Ключевые слова: квадрокоптер, углы Эйлера-Крылова, матрица поворота.
Введение. Квадрокоптер - это летательный аппарат с четырьмя несущими винтами, вращающимися диагонально в противоположных направлениях. Он обладает рядом преимуществ, таких как: беспилотное управление, надежность, компактность, маневренность, малая взлетная масса при существенной массе полезной нагрузки. Благодаря простоте конструкции квадрокоптеры часто используются в любительском моделировании, удобны для недорогой аэрофото- и киносъёмки — громоздкая камера вынесена из зоны действия винтов.
Первое миниатюрное радиоуправляемое судно было предложено 1898 году Николой Тесла. Вдохновленной этой идеей, в 1910 г. американский военный инженер из Огайо Чарльз Кеттеринг предложил модель летательного аппарата без человека.
В СССР в 1930-1940 гг. авиаконструктором Никитиным разрабатывался торпедоносец-планер специального назначения (ПСН-1 и ПСН-2) типа «летающее крыло» в двух вариантах: пилотируемый тренировочно-пристрелочный и беспилотный с полной автоматикой. К началу 1940 г. был представлен проект беспилотной летающей торпеды с дальностью полёта от 100 км и выше (при скорости полёта 700 км/ч).
Попов Н.И. кандидат тех. наук, Воронежский институт ГПС МЧС России, Россия, г. Воронеж. Емельянова О.В., кандидат тех. наук, ЮЗГУ, Россия, г. Курск; teormeh@inbox.ru.
Яцун С.Ф., доктор тех. наук, ЮЗГУ, Россия, г. Курск, teormeh@inbox.ru
© Попов Н.И., Емельянова О.В., Яцун С.Ф., 2014
В 1944 году военными США в был применён впервые в мире классический ударный БПЛА — Interstate TDR. Однако дальше прототипов дело не продвинулось.
Новое рождение мультикоптеры получили в XXI веке. Современные мультикоптеры используют бесколлекторные электродвигатели и литий-полимерные аккумуляторы в качестве источника энергии. Это накладывает определенные ограничения на их полетные характеристики: типичный вес мультикоптера и время полета.
Для изучения основных закономерностей движения квадрокоптера рассмотрим математическую модель, описывающую пространственное движение летающего робота. Квадрокоптер - это электромеханическая система, корпус которой можно моделировать твердым телом с 6-ю степенями свободы [3].
Математическая модель квадрокоптера.
Различные виды движения квадрокоптера было подробно описаны в [1, 3-7]. Пусть положение центра масс квадрокоптера С совпадает с началом подвижной системы координат СХ¡YjZj, а в неподвижной декартовой системе координат описывается координатами X, Y, Z (рис.1).
Ориентацию в пространстве задают углы Эйлера-Крылова, которые обычно применяются в авиационной технике при описании движения аппарата и составляют так называемые углы: крена, тангажа и рысканья. Они соответствуют следующей последовательности поворотов:
1. Поворот на угол у относительно вертикальной оси OZ (R z,y ) — рыскание.
2. Поворот на угол 6 относительно главной поперечной оси инерции ОУ (Я у,6 ) — тангаж.
3. Поворот на угол ф вокруг продольной оси OX (Я х,ф) — крен.
При полёте квадрокоптера на него действуют аэродинамические силы несущих винтов F], F2, F3, F4, приложенные к их центрам масс роторов А], А2, А3 А4 соответственно, и силы тяжести корпуса meg и винтов mg (рис. 1) [1-3], причем силы Fj параллельны оси CZ].
Рис. 1. Расчетная схема квадрокоптера
Положение центра масс квадрокоптера определяют координаты вектора гОС= [Х,У,г]Т. Условимся в дальнейшем системы координат ОХУ2 и СХУгХг понимать под символами ( венно. Тогда векторы сил :
■(0) и (1) соответст-
= Tío •
(1)
гр (1) (0)
где Т- матрица перехода из () в () систему координат.
Результирующая матрица перехода получается путем перемножения трёх основных матриц вращения и имеет следующий вид:
где
Tio = (V, 0, 9) = V) x R(y,0) x R(x,9)=
cosv cos0 cosv sin 9sin 0- cos^sin v sin v sin 9 + cosv cos^sin 0 sin v cos0 cosv cos9 + sin v sin 9sin 0 cos9 sin v sin 0- cosv sin 9
- sin 0
Запишем очевидное равенство:
cos0sin 9
r (0) - f(0)
_(0) rOC + rCAj
rCA) - T10 • rcA
Векторы rj?? для точек Л, имеют вид:
r (1) -
rCA1 -
r (1) rCA2
r (1)
rCA3
— i 0 0
cos9cos0
r (1)
rCAi
(2)
(3)
(4)
0
где I - расстояние от центра масс квадрокоптера С до центра масс роторов А1
Скорости точек Ai определим, продифференцировав равенство (3) по времени:
_ т<0) г(0)
и
Ai
С учетом равенства (4) получим:
V
OAi _ roc + ' CAi
dt dt
dt
A
VC + T10 • -CAi
где = iX + jY + kZ - скорость центра масс квадрокоптера.
Количество движения г-ой массы определим по формуле:
7(1) 10 ■ 'CAi
m
VAi _ mi (VC + T10 • ГС\)
Изменение количества движения определим из выражения:
dqL _ m (dVC + T • -(1)4 _ T F (i) dt _ Щ ( dt + Tl0 -CAi4 _F
(6)
(7)
(8)
(9)
Вектор количества движения рассматриваемой системы, состоящей из корпуса и 4 винтов, определим по формуле:
_ _ 4 _
О = ШС иС + У ШЖ (10)
I=1
Теорема об изменении количества движения механической системы в дифференциальной форме имеет
вид:
с Ш; (-С + 71П • ) = (шг +Х т )-С + 7п> =
йг СЛ; с
-- mr —-
dt C dt
dt
В проекциях на координатные оси уравнение (11) примет вид:
do X
(mC + У mi )-
dt
dvY
-У F(
У ix
(mr + У mi)—C -У F ( У 4 dt У i
(0) iy
dv г
(mc +У mi)-C _У Fi dt
(0)
(11)
(12)
где
Здесь:
У F^ - Tw У F(1) _ Tio
У FÜ
У Fx1 _
У Ff
(sin y sin 9 + cosy cos^ sin 0) -y Fi (cos^ sin y sin 0 - cosy sin) - y Fi cos^ cos 0-X Fi
0 0 0 0
и 0 Fi > F(1) _ f2 0 F2 , F (1) _ F3 _ 0 F3 , F(1) _ f4 _ 0 F4
0
I Fi(1) = 0
F1 +F 2+F3 +F4 Тогда уравнение (13) с учетом (14) будет иметь вид:
0 0
4
У Fi i_i
(13)
(14)
(тс +2 mi )-
do X
dt dür
■■ (sinф sin ф + cosфcos9 sin 0) -2Fi
(mc + 2 mi)-= (cos9sin ф sin 0 - cosф sin) - 2Fi
dt
(тс +2 mi)-
(15)
doc dt
■■ cosф cos0 - 2 Fi
или
mX = (sin ф sin ф + cos ф cosф sin 0)-2 Fi < mY = (cosфsin фsin 0- cosфsin) -2Fi (16)
mZ = cosф cos 0 - 2 Fi
Представленная система дифференциальных уравнений описывает изменение обобщенных координат квадрокоптера X, Y, Z.
Рассмотрим угловые скорости вращения роторов квадрокоптера в локальной системе координат СХ'¡Y¡Z¡ (рис.2, 3). Для этого введем систему координат Ахуя, которая совпадает с центром масс m¡ роторов.
Q/ = ю/ + ©с, i = 1-4;
®i = ii ю/Х + Ji ©iy + ki ©iz; Юс = i1©CX1 + ]\©CYX + k1©CZ!
(17)
(18)
где ,1, ]1, к1 и /„ ¡ъ к, - единичные векторы системы координат СХХ^1 и Аху^и Д - абсолютная угловая скорость вращения г-ого ротора в системе координат СХ1У121, юС, ю,- - векторы угловых скоростей вращения корпуса и г-ого ротора в системе координат СХХ111 иАху?! определяются в виде:
(19)
Ю x1 0 Ю x1
Ю с= Ю71 ' Ю t= 0 ' Ц = Ю У1
©Zj ю/ ю/ +®Z!
или
«i = № x + J1Q y + k1Q
(20)
Рис.2. Схема для определения угловой скорости ротора при сложном движении Определим момент количества движения ротора в системе координат Аху^,
^ЦА- = {(г ХО или Ца1 = (21)
Iх j л/ 0 0
где 1,Л1 = 0 Jy J Ai 0
0 0 Tz J Ai
- тензор инерции ротора. Тогда кинетический момент равен:
m;
Jx J Ai 0 0
L iAl = 0 Jy J Ai 0
0 0 Tz J Ai
ш
Xl ш7! ш, + ш
JAiш X1 JAi ШТ1
Ш, + Ш-,
(22)
Рис. 3. Расчетная схема определения кинетического момента квадрокоптера
Определим момент количества движения в системы:
Ь = 1С Ь,
(23)
где
Lc = Iг Ш,
С шс
кинетическии
момент
относительно центра
масс
квадрокоптера;
Ь = I ^ = (Iд. + т1 ) Ог- - кинетический момент /-го ротора относительно центра масс квадрокоптера
в системе координат СХ1У111 (в соответствии с теоремой Гюйгенса).
Тензоры инерции корпуса 1С и /-го ротора 1/ с учетом того, что главные оси инерции механической системы являются главными центральными осями инерции (все центробежные моменты инерции равны нулю) равны:
I
С
J.
Xl
с
0
0
0 JY1 JC
0
0 0
J
Ii =
JA + mi2 0 0
0
JAi + mil 7 0
0 0
JA + ml l
(24)
Тогда:
LC =
J
X i С
0
0
J
Yi
С 0
J
0
0 Zi
Ai
ш X1 ШС1
TX1
J С ш X1 TY1
JC ШYl JC ШС
(25)
0
L =
JX + шЛ2
0
JAi + mil
2
0 0
Ai ■ mi
0i 0 0 JzAi + mil2
С учетом (25), (26) выражение (23) будет иметь вид:
Ю
X1
1
Ю- +Ю z1
(JA + mil )юx1
(JyAi + ш-1 1)юУ1
(JzAl + mil 2)(«
®i +Юz1
(26)
L =
(Jc1 + 2 JXAi +2 mil2) Ю X1 (Jf1 + 2 JjAi +2 ml2) ю71
(J<Z1 + 2 JAi + 2 mil 2) ®z, + (2 JAi + 2 mil 2) ®i
J Ю X1 rYl
J ®y,
JZ1Ю
'z1 + 2 Jiz ®i
(27)
где JX1 = JX1 + 2 J* +2mil2 > JY = JC1 + 2 JA +2mil
'c
JZ1 = JZ1 +2 J% + 2 ml2
2Jf =2JAAi +2mil2 - приведенные осевые моменты инерции.
Теорема об изменении кинетического момента механической системы:
dL dL /_ —
~77 = ~77 + (юс х L ) = 2M dt dt
(28)
2
dL dt
JXl&X1 + ®Y1®Z1 (JiZ1 " JY1 )+®Y1 2 Jf ®i j1®Y1 +®X1®Z1 (JX1 " JZ )"®X1 2 JiZ®i
JZ1 ®z + Jf ®i +® Xl ®y (jY1 - JX1)
MX 1
= MY1 MZ1
(29)
В результате на основании (16) и (29) получаем систему дифференциальных уравнений, описывающие движение квадрокоптера:
mX = (sin у sin ф + cosy cos9sin 0) -2 Fi mY = (cosфsin у sin 0-cosy sin) -2 Fi mZ = cosф cos0-2 FF JX1Ю X1 +®Y1 ®Z1 J1 - JY1 )+®Y1 2 Jf ®i = MeXi JY1 ®Y1 +® X1 ®Z1 (jX1 - JZ1 )-Ю X1 2 Jf ®i = Ml JZ1 + Jf ®i +ЮX юy (jY1 - JX1 )=Me
(30)
Систему уравнений (30) необходимо решать совместно с кинематическими соотношениями, выражающие проекции угловой скорости тела
на оси связанной системы координат через угловые скорости углов крена, тангажа и рысканья:
Ю
X1
= ф+ у sin 0
raY =ycos0 COSф + 0 sin ф
Ю
Y1 Z1
(31)
= 0COSф- уcos0sinф
Полученные системы уравнений (30), (31) необходимы для моделирования движения летающего робота.
Выводы. Предложена математическая модель квадрокоптера с учетом массогабаритных свойств четырёх электроприводов, снабженных редуктором. В дальнейшем планируется разрабо-
тать алгоритм численного решения нелинейных дифференциальных уравнений, описывающих движение квадрокоптера по заданной траектории при наличии режима стабилизации положения системы в пространстве по трем углам у, 6, ф. Также планируется создать адаптивный алгоритм, который заключается в использовании различных методик
стабилизации при различных режимах и условиях полёта. Решить задачу оптимального синтеза по
Библиографический список
1. Емельянова, О.В., Попов, Н.И., Яцун, С.Ф. Моделирование движения квадроротационного летающего робота / О.В. Емельянова, Н.И. Попов, С.Ф. Яцун // Актуальные вопросы науки. Материалы VIII Международной научно-практической конференции - М.: Спутник+, 2013. - С.6-8.
2. Загордан, А.М. Элементарная теория вертолёта / А.М. Загордан. - М.: Военное издательство Министерства обороны Союза ССР, 1955.
3. Яцун, С.Ф., Емельянова, О.В., Попов, Н.И. Изучение движения квадрокоптера в вертикальной плоскости / С.Ф. Яцун, О.В. Емельянова, Н.И. Попов // Актуальные вопросы технических наук (II): материалы международной заоч. науч. конф. - Пермь: Меркурий, 2013. - С.66-69.
4. Bresciani, Т. Modeling, identification and control of a quadrotor helicopter. Master's thesis, Department of Automatic control, Lund University, October 2008, p.170.
5. Tahar, М., Zemalache, K.M., Omari, A. Control of under-actuated X4-flyer using indegral Backstepping controller. Przeglad elektrotechniczny (Electrical review), ISSN 0033-2097, R.87 NR 10/2011, pages 251-256.
6. Hoffmann F., Goddemeier N., Bertram T. Attitude estimation and control of a quadrocopter/ The 2010 IEEE/RSJ International Conference on Intelligent Robots and Systems, Taipei, Taiwan. October 2010, pages 1072-1077.
7. Tommaso, Bresciani. Modelling, Identification and Control of a Quadrotor Helicopter (Modellering, identifiering och reglering av en quadrotor helikopter). Department of Automatic Control Lund University October 2008.
критерию быстродействия при перемещении квадрокоптера из одной точки в другую
References
1. Emelyanova O.V., Popov N.I., Yatsun S.F.
Modelirovanie dvizheniya kvadrorotatsionnogo letayu-schego robota / O.V. Emelyanova, N.I. Popov, S.F. Yatsun // Aktualnyie voprosyi nauki. Materialyi VIII Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii - M.: Sputnik , 2013. - S.6-8.
2. Zagordan A.M. Elementarnaya teoriya vertolYota / A.M. Zagordan. - M.: Voennoe izdatelstvo Ministerstva oboronyi Soyuza SSR, 1955.
3. Yatsun S.F., Emelyanova O.V., Popov N.I. Izuchenie dvizheniya kvadrokoptera v vertikalnoy ploskosti / S.F. Yatsun, O.V. Emelyanova, N.I. Popov // Aktualnyie voprosyi tehnicheskih nauk (II): materialyi mezhdunarodnoy zaoch. nauch. konf. - Perm: Merkuriy, 2013. - S.66-69.
4. Bresciani ^ Modeling, identification and control of a quadrotor helicopter. Master's thesis, Department of Automatic control, Lund University, October 2008, p.170.
5. Tahar М., Zemalache K.M., Omari A. Control of under-actuated X4-flyer using indegral Backstepping controller. Przeglad elektrotechniczny (Electrical review), ISSN 0033-2097, R.87 NR 10/2011, pages 251-256.
6. Hoffmann F., Goddemeier N., Bertram T. Attitude estimation and control of a quadrocopter/ The 2010 IEEE/RSJ International Conference on Intelligent Robots and Systems, Taipei, Taiwan. October 2010, pages 1072-1077.
7. Tommaso Bresciani. Modelling, Identification and Control of a Quadrotor Helicopter (Modellering, identifiering och reglering av en quadrotor helikopter). Department of Automatic Control Lund University October 2008.
MODELLING OF DYNAMICS OF FLIGHT OF A QUADROTOR HELICOPTER Popov N.I., Ph. D. in Engineering,
Voronezh Institute of State Fire Service of EMERCOM of Russia; Russia, Voronezh
Emelianova O.V., South-West state university,
teormeh@inbox.ru;
Jatsun S.F. D. Sc. in Engineering,
South-West state university,
teormeh@inbox.ru.
In work questions of mathematical modeling of movement of a quadrotor helicopter are considered, his settlement scheme is provided and the differential equations on the basis of the general theorems of dynamics are worked out.
Keywords: modelling, identification and control of a quadrotor helicopter