Научная статья на тему 'Моделирование антифрикционных свойств однородных композиционных покрытий на поверхности стальных деталей узлов трения с учетом свойств твердой компоненты контр-тела'

Моделирование антифрикционных свойств однородных композиционных покрытий на поверхности стальных деталей узлов трения с учетом свойств твердой компоненты контр-тела Текст научной статьи по специальности «Физика»

CC BY
63
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
моделирование / КОЭФФИЦИЕНТ ТРЕНИЯ / скорость линейного износа / композиционные покрытия / однородные покрытия / modeling / Friction coefficient / velocity of linear wear / compositional covers / gomogeneous covers

Аннотация научной статьи по физике, автор научной работы — Иванов Валерий Владимирович, Щербаков Игорь Николаевич

Проанализировано влияние свойств твердой компоненты контр-тела (КТ) в трибосистеме КП/€/КТ на характеристики композиционного покрытия (КП). Обсуждается аддитивная модель «концентрационной волны» и влияние параметра наноструктурности на значения коэффициента трения и скорости линейного износа КП.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по физике , автор научной работы — Иванов Валерий Владимирович, Щербаков Игорь Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The influence of solid component properties of the counter-body (CB) to compositional cover (CC) characteristics in the tribosystem CC/€/CB was analyzed. The additive model of «concentration wave» and the influence of nanostructural parameter onto values of the CC friction coefficient and the velocity of linear wear are disscused.

Текст научной работы на тему «Моделирование антифрикционных свойств однородных композиционных покрытий на поверхности стальных деталей узлов трения с учетом свойств твердой компоненты контр-тела»

УДК 669.018:548.1

МОДЕЛИРОВАНИЕ АНТИФРИКЦИОННЫХ СВОЙСТВ ОДНОРОДНЫХ КОМПОЗИЦИОННЫХ ПОКРЫТИЙ НА ПОВЕРХНОСТИ СТАЛЬНЫХ ДЕТАЛЕЙ УЗЛОВ ТРЕНИЯ С УЧЕТОМ СВОЙСТВ ТВЕРДОЙ КОМПОНЕНТЫ КОНТР-ТЕЛА

© 2010 г. В.В. Иванов, И.Н. Щербаков

Южно-Российский государственный South-Russian State

технический университет Technical University

(Новочеркасский политехнический институт) (Novocherkassk Polytechnic Institute)

Проанализировано влияние свойств твердой компоненты контр-тела (КТ) в трибосистеме КП/Е/КТ на характеристики композиционного покрытия (КП). Обсуждается аддитивная модель «концентрационной волны» и влияние параметра наноструктурности на значения коэффициента трения и скорости линейного износа КП.

Ключевые слова: моделирование; коэффициент трения; скорость линейного износа; композиционные покрытия; однородные покрытия.

The influence of solid component properties of the counter-body (CB) to compositional cover (CC) characteristics in the tribosystem CC/D/CB was analyzed. The additive model of «concentration wave» and the influence of nanostructural parameter onto values of the CC friction coefficient and the velocity of linear wear are disscused.

Keywords: modeling; friction coefficient; velocity of linear wear; compositional covers; gomogeneous covers.

Введение

Повышение работоспособности и долговечности деталей машин и особенно деталей узлов трения является одной из актуальных задач современного машиностроения. Для улучшения трибологических характеристик стальных деталей узлов трения используется, в частности, методы нанесения на их поверхность композиционных покрытий, обладающих более высокими антифрикционными свойствами и стойкостью к механическому и коррозионному износу [1]. В связи с этим задача прогноза и целенаправленного выбора состава композиционных покрытий с необходимым для практического использования в определенных узлах трения комплексом свойств является актуальной. Целью настоящей работы является изучение возможного влияния индивидуальных характеристик контр-тела на величины антифрикционных свойств композиционных покрытий на поверхности стальных деталей узлов трения.

Моделирование антифрикционных свойств КП

В соответствии с моделью «концентрационной волны» [1, 2] скорость линейного износа 1° и коэффициент трения f композиционного покрытия (КП) могут быть представлены следующим образом:

1° = а <1°та> + (1-а) <1°См> + 81(<1°тв > - <1°см>);

/ = а </та> + (1-а) </См> - 8/</та > - </См>),

где 81 = 8/ = 8 = 4(1 - а) а2 [1 - k (1 - &н)] - характеризуют относительные величины эффекта синергизма для соответствующего свойства, символ а означает объемную долю твердой компоненты КП в двухком-

понентном (твердая + смазочная) приближении, параметры k и к^ - размерный и наноструктурный факторы, соответственно.

Влияние твердой компоненты контр-тела

Если величины 1°КТ и /КТ характеризуют триболо-гические свойства контр-тела (КТ) в соответствии с [1] (при условиях 1°КТ > 1° и /КТ > /), тогда имеем

I = а' <1°> + (1-а') <1°См> + 8'(<°'тв > - <1°см>);

/ = а' </> + (1-а') </°См> - 8'(</°тв > - </»>),

где а' = а + Да , <1°'та> = <1°та> - А1тв> ,

</> = </> + А/в .

Принимая во внимание наиболее вероятные соотношения кКТ = к = 0,5; кнКТ = кн = 0 [1 - 3] и пренебрегая членами, которые содержат (Да)2 и (Да)3, имеем следующее выражение для величины относительного эффекта синергизма 8' = 2(1 - а) а2 -2а (3 а - 2) Да = = 8 - Д8, где величина Д8 - изменение амплитуды эффекта. Тогда изменения трибологических свойств КП следующие:

1 - 1° = (Да - Д8) (<1°та > - <1°См>) + (а + 8) Д1тв;

/-/ = (Да + Д8) (</„ > - </°см>) + (а - 8) /

В данных соотношениях не указаны члены, содержащие произведения малых величин Д8Д/Гв, ДаД/в, Д8Д1ГВ и ДаД1тв .

Влияние наноструктурного фактора

Параметр наноструктурности кн в модели «концентрационной волны» рассматривается как регулировочный параметр, который необходим для согласо-

вания расчетных и экспериментальных данных [1]. Учет этого параметра при к^ ф 0 может привести к существенному усилению эффекта синергизма 81 = 8/ = = 8 = 2(1-а)а2 (1+кн) (увеличению в (1+кн) раз) и уточнению трибологических характеристик КП [1]. Экспериментально установлено [2 - 10], что для КП разного фазового состава параметр кн принимает значения в интервале от 0,03 до 0,17 и характеризует объемную долю наночастиц (или микрочастиц) фаз твердых компонент КП и КТ со специфической формой, которые могут находиться в зоне трибоконтакта.

Обсуждение результатов

Установлено, что с увеличением объемной доли твердой компоненты КТ в зоне трибоконтакта с КП (при условиях 1°КТ > 1° и /°КТ > /°) при фиксированных значениях а значения/и 1 закономерно увеличиваются (рис. 1). Определено, что при фиксированных значениях а разность величин Д8/ = /-/) < 0 и по модулю линейно возрастает при увеличении Да, (</°1в> -

- </см>) и Д/та (рис. 2 а). Значения разности Д81 = = (1 - 1°) < 0 и аналогичным образом закономерно изменяется в зависимости от а, Да, (<1°тв>-<1°см>) и Д1тв (рис. 2 б).

Зависимости изменений относительных значений эффектов синергизма от а имеют экстремальный характер (рис. 3). Для концентрационных зависимостей (Д8//) и (Д81/1) координаты экстремумов соответственно равны 0,667 (рис. 3 а) и приблизительно 0,90 (рис. 3б). Это означает, что в интервале значений объемных концентраций твердой компоненты а от 0,667 до 0,90 износофрикционность КП (/*1) будет оптимальна.

Если принять во внимание влияние вклада твердой компоненты КТ в объемную концентрацию ультрадисперсных частиц (в том числе и наночастиц) со специфической (сферической или цилиндрической) формой на величину синергического эффекта 81 = 8/ = 8, то можно оценить соответствующие изменения значений трибологических свойств (рис. 4).

f

0,26 0,22 0.18 0.14 0Л0 0.06

I, мкм/ч

26 П

18 14 10

0.2 0.4 О.б 0.8 1.0

а

б

Рис. 1. Концентрационные зависимости коэффициента трения (а) и скорости линейного износа (б) при различных объемных долях твердой компоненты КТ (Ст45) в зоне трибоконтакта с КП системы никель - фосфор - фторопласт

ASf

О

-0.01 - 0,02 - 0,03 -0,04

0 11.2 0,4 0.6 0,8 а

ASf

f

AS 0

0 0 -0 -3

0.2 -0,5 - -6

0.4 -1 \ /'"'"'х^ - 0.4 - 9

0,6

-1.5 0.6 - 12

0,8

- Х 0,8 - 15

100 %

J_1

а

б

а

ASj

о

-100 %

а

б

Рис. 2. Влияние вклада КТ (Ст45) в объемную долю Рис. 3. Влияние вклада КТ (Ст45) в объемную долю

фаз твердой компоненты КП системы никель - фосфор - фаз твердой компоненты КП системы никель - фосфор -

фторопласт на изменение абсолютной величины эффекта фторопласт на изменение относительных величин эффекта

синергизма для коэффициента трения (а) и скорости синергизма для коэффициента трения (а) и скорости линейного износа (б) линейного износа (б)

а

а

а

а б

Рис. 4. Концентрационные зависимости коэффициента трения (а) и скорости линейного износа (б) при различных объемных долях твердой компоненты КТ (Ст45) в зоне трибоконтакта с КП системы никель - фосфор - фторопласт

и двух значениях наноструктурного параметра кн

Качественный характер концентрационных зависимостей абсолютных и относительных изменений синергического эффекта (рис. 5) отличается от приведенных ранее (см. рис. 2 и 3) и имеет экстремальный характер. Улучшение величин свойств в (1+кн) раз определяется параметром кн, величина которого (0 - 0,17) зависит от соотношений индивидуальных механических, физико-химических и трибологических характеристик КП и КТ [2]. В определенном смысле (при условиях, описанных выше) данная поправка при расчете свойств КП частично компенсирует поправку, учитывающую вклад КТ в концентрацию твердой компоненты в зоне трибоконтакта.

AS

f

одно

0,005

о

ASf

н 0,15

о

., ., - ... I ...,.-. Л и

н 0,15

100 %

н

0.15 о

" ■: ".I ......и

AS, I 12 б 0

| | | | | |

,, :. : | ... и 100 %

н 0.15

, ... J ., | .,,.,. и

Рис. 5. Влияние вклада КТ (Ст45) в объемную долю ультрадисперсных фаз твердой компоненты КП системы никель -фосфор - фторопласт на изменение абсолютных (верхний ряд) и относительных величин эффекта синергизма для коэффициента трения (а) и скорости линейного износа (б) при значениях параметра кн = 0 и 0,15

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

зволяет уточнить расчетные значения трибологиче-ских характеристик пары трения КП - КТ в различных трибосистемах.

Выводы

Проанализирована возможность моделирования вероятного фазового состава, характера распределения фаз и уровня проявления некоторых трибологиче-ских свойств (коэффициента трения, скорости линейного износа) композиционных покрытий. В предлагаемой модели «концентрационной волны» при фиксированных условиях трибологического контакта учитывается влияние фазового состава и характера распределения фаз в объеме и на поверхности покрытия, состава контр-тела (стали), особенностей геометрии межфазных границ и объемной доли в зоне три-босопряжения вероятных наночастиц твердых фаз на свойства композиционного покрытия [1, 2]. Результаты апробации модели на примере никельсодержащих композиционных покрытий систем № - Р - фторопласт и № - В - фторопласт приведены в работах [2 -10]. Там же приведены результаты моделирования фазового состава, трибологических, механических и электрофизических свойств вероятных высокоэффективных композиционных покрытий на стальных изделиях (см., например, [6, 8]).

Результаты работы могут быть использованы для прогноза и целенаправленного выбора состава композиционных покрытий с необходимым для практического использования в определенных узлах трения комплексом свойств.

Таким образом, учет твердой компоненты КТ и возможного ее вклада в объемную концентрацию ультрадисперсных частиц в зоне трибоконтакта по-

Работа выполнялась в рамках гранта Президента РФ № МК-1859.2010.8 для государственной поддержки молодых ученых.

Литература

1. Иванов В.В., Щербаков И.Н. Моделирование композиционных никель-фосфорных покрытий с антифрикционными свойствами / Изв. вузов. Сев.-Кавк. регион. Ростов н/Д., 2006. 112 с.

2. Синергический эффект в композиционных материалах при трении и износе / В.В. Иванов [и др.]. // Изв. вузов. Сев.-Кавк. регион. Техн. науки. 2005. № 3. С. 46 - 49.

3. Иванов В.В., Щербаков И.Н. Синергизм компонентов в композиционных никель-фосфорных покрытиях, используемых для повышения эксплуатационных свойств деталей автомобилей // Изв. вузов. Сев.-Кавк. регион. Техн. науки. 2008. № 4. С. 116 - 118.

4. Антифрикционность и износостойкость фазово-разупоря-доченных никель-фосфорных покрытий / В.В. Иванов [и др.]. // Изв. вузов. Сев.-Кавк. регион. Техн. науки, 2005. Спецвыпуск. Композиционные материалы. С. 50 - 52. [Приложение].

5. Анализ синергетического эффекта в композиционных электролитических покрытиях никель - бор - фторопласт /

Поступила в редакцию

В.В. Иванов [и др.]. // Журн. прикл. химии, 2006. Т. 79, вып. 4. С. 619 - 621.

6. Анализ синергетического эффекта в композиционных электролитических покрытиях никель - фторопласт /

B.В. Иванов [и др.]. // Изв. вузов. Сев.-Кавк. регион. Техн. науки. Спец. выпуск. 2007. С. 94 - 99.

7. Анализ синергетического эффекта в электролитических покрытиях на основе никеля / В.В. Иванов [и др.]. // Изв. вузов. Сев.-Кавк. регион. Техн. науки. 2007. № 5.

C. 56 - 58.

8. Анализ фазовой разупорядоченности в электролитических покрытиях никель-бор / В.В. Иванов [и др.]. // Изв. вузов. Сев.-Кавк. регион. Техн. науки. 2008. № 4. С. 123 - 128.

9. Анализ синергетического эффекта в композиционных электролитических покрытиях никель - фторопласт / В.И. Балакай [и др.]. // Журн. прикл химии, 2008. Т. 81, вып. 12. С. 2059 - 2061.

10. Анализ фазовой разупорядоченности в электролитических покрытиях никель-бор / В.И. Балакай [и др.]. // Журн. прикл. химии. 2009. Т. 82, вып. 5. С. 797 - 802.

16 сентября 2010 г.

Иванов Валерий Владимирович - канд. техн. наук, доцент, кафедра «Общая и неорганическая химия», ЮжноРоссийский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт).

Щербаков Игорь Николаевич - канд. техн. наук, доцент, кафедра «Автомобильный транспорт и организация дорожного движения», Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт).

Ivanov Valeriy Vladimirovich - Candidate of Technical Sciences, assistant professor, department «Common and Inorganic Chemistry», South-Russia State Technical University (Novocherkassk Polytechnic Institute).

Sherbakov Igor Nikolaevich - Candidate of Technical Sciences, assistant professor, department «Motor Transport and Road Traffic Organization», South-Russia State Technical University (Novocherkassk Polytechnic Institute).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.