Экономико-математические методы и модели
УДК 656
А.А. Лашкевич
МОДЕЛИ УЧЕТА ЗАТРАТ НА ЛОГИСТИКУ В ЦЕПЯХ ПОСТАВОК ЭКСПРЕСС-ГРУЗОВ
Складская и транспортная логистики в общих логистических издержках составляют около 80 %. При этом сведения об общих логистических затратах в литературе носят весьма обобщенный характер, несмотря на колоссальную важность этого вопроса. Рассматривая абсолютно любую логистическую систему или предприятие, специалист должен точно представлять себе, как образуются общие логистические затраты.
В данной статье рассмотрим существующие модели учета затрат на логистику в цепях поставок, а также формирование новых моделей учета затрат на складские и транспортные операции в цепях поставок экспресс-грузов. Создание новых моделей, на наш взгляд, необходимо, так как цепи поставок экспресс-грузов имеют ряд особенностей и недостаточное освещение в специализированной литературе по логистике. На практике компании - логистические операторы, занимающиеся доставкой экспресс-грузов, не дают подробной информации о том, по каким принципам организуют свою деятельность.
Уравнение общих логистических затрат (СЕ) в большинстве источников [1-3 и др.] представлено формулой
СЕ= Сз + Сх + Ст + Сд + Сп ^ ш1п,
(1)
При рассмотрении общих логистических издержек в цепях поставок экспресс-грузов необходимо детальное рассмотрение формулы (1) для внесения корректировок и учета особенностей экспресс-грузов.
Затраты на заказ в специализированной литературе выражаются формулой
С _ СоА
С _ 5 ,
(2)
где Сз - затраты на оформление заказа; Сх - затраты на хранение, на приемку груза, грузо-переработку груза на складе, а также затраты на другие дополнительные услуги; Сд - затраты, связанные с наличием дефицита запасов; Сл -«скрытые», или «латентные», затраты.
где С0 - затраты на выполнение одного заказа, руб.; А - потребность в продукте в течение рассматриваемого периода (месяц, квартал, год и т. п.); 5 - количество заказов, шт.
В большинстве работ по логистике и управлению цепями поставок [1-4] затраты на хранение (Сх) интерпретируются в виде двух моделей. Первый вариант расчета затрат на хранение продукции предполагает, что цена на хранение пропорциональна стоимость груза. Другой вариант позволяет учитывать габаритные параметры груза и стоимость единицы объема или площади, занимаемой грузом на складе. Большинство специалистов считают, что для корректного расчета затрат необходимо пользоваться этими подходами комплексно.
Таким образом, целесообразно использовать формулу
5С (
Сх _Д—+ (1 -Д)ак95,
(3)
где Сп - цена единицы продукции, хранимой на складе, руб.; / - доля от Сп , приходящаяся на
^ЖаучнО-Технические^ведомости^СПбГПуЗ'^20
затраты по хранению, %; 5 - величина заказа для пополнения запаса, ед.; а - затраты на хранение продукции с учетом занимаемой площади (объема) склада в единицу времени, руб./м2 • ед. времени или (руб./м3 • ед. времени); к - коэффициент, учитывающий габариты единицы продукции, м2/шт. (м3/шт.); 5 - величина заказа для пополнения запаса, ед.; 6 - коэффициент, учитывающий неравномерность поступления различных видов продукции на склад, 0 < 6 < 1; Д -коэффициент, показывающий степень участия затрат, 0 < Д < 1.
Вопросам расчета себестоимости транспортных услуг посвящено достаточное количество исследований. Вместе с тем существует необходимость уточнения, связанная, в первую очередь, со спецификой транспортировки отдельных видов грузов и, в частности, предметом нашего исследования - цепями поставок экспресс-грузов.
Так, в цепях поставок экспресс-грузов затраты на транспортировку будут зависеть, в частности, от вариантов доставки, среди которых можно выделить:
- внутригородскую доставку экспресс-грузов, к ней можно отнести перевозки в пределах крупных городов, а также прилегающей территории (50 км от границы города);
- доставку экспресс-груза в междугороднем сообщении;
- международную доставку экспресс-грузов, включающую авиаперевозки.
Каждый вариант доставки имеет ряд значительных особенностей, которые необходимо учитывать при формировании общих логистических затрат.
При внутригородских доставках экспресс-грузов величина стоимости груза имеет второстепенное значение, так как в качестве груза в основном выступает деловая корреспонденция и документы, стоимость которых, как правило, незначительна.
Таким образом, общие логистические издержки будут иметь свой классический вид. Обусловлено это тем, что логистический оператор, оказывающий услуги по доставке экспресс-грузов, имеет представительства в разных райо-
нах города, поэтому транспортные затраты и пробег автомобилей будут примерно одинаковы. Следовательно, целесообразно транспортные затраты не выделять отдельно, а включать в С0 - затраты на заказ.
Учитывая вышеперечисленные факторы, функция общих логистических издержек при внутригородской доставке экспресс-грузов будет иметь вид:
С А
+ ак65 ^ Ш1П.
5
(4)
Рассмотрим следующий вариант доставки -доставку экспресс-грузов в междугороднем сообщении.
Поскольку сроки выполнения междугородних экспресс-перевозок относительно большие, то затраты на хранение будут рассчитываться согласно формуле (3), так как будет присутствовать хранение на складе для ожидания других товаров и консолидации партий отправки, в то время как во внутригородской доставке экспресс-грузов хранение происходит в зоне экспедиции. Целесообразность использования модели (3) обусловлена тем, что, как показывает практика, при перевозках на дальние расстояния к услугам операторов по экспресс-доставке прибегают в случае, если груз имеет относительно высокую ценность. Таким образом, необходимо при учете затрат на хранение принимать во внимание не только весо-габаритные характеристики грузов, но и их стоимость.
Затраты на транспортировку также будут дополнены некоторыми составляющими, связанными с увеличением сроков доставки грузов. Аналогично внутригородским перевозкам функция транспортных расходов будет зависеть от массы и объема груза, расстояния доставки груза, а также срочности выполнения заказа. Кроме того, ведущие экспресс-операторы оказывают дополнительный сервис, также непосредственно влияющий на тариф, в частности и как правило - в случае высокой стоимости груза его страхование.
Учитывая все вышеизложенное, при выполнении междугородней и международной достав-
4
Экономико-математические методы и модели.
ки экспресс-грузов наземным транспортом функция общих логистических издержек будет иметь вид:
С А 5С Г 0 +Д—^ + (1 -Д)ак65 + Ст Ш1п; (5)
5
Ст _ (ДС( + (1 -Д)СьЩмкукт + Схт +
+ Сстр + Ст;
-ь1
^ Ш1П
при 0 < Д < 1,
где Сь - стоимость доставки груза, приходящаяся на единицу расстояния; ь - расстояние доставки; С - стоимость груза; I - доля от цены груза, учитываемая при расчете транспортных затрат; Сстр - стоимость страхования груза; Стам - стоимость таможенных операций; Сх т -хранение груза в кузове транспортных средств; ку - повышающий коэффициент, связанный с оказанием дополнительных услуг (доставка груза к указанному времени, тракинг); км - повышающий коэффициент, учитывающий весовые характеристики груза.
Последним рассматриваемым вариантом доставки экспресс-грузов являются магистральные перевозки с использованием авиатранспорта, который обеспечивает выполнение услуги в максимально сжатые сроки, а также доставку груза практически в любую точку планеты.
Основная особенность при поставках с использованием авиатранспорта - обязательная терминальная обработка груза, которая, на наш взгляд, должна найти отражение при формировании общих логистических издержек. При авиаперевозках обязательным является указание стоимости груза, и соответственно у логистического оператора есть выбор учета стоимости хранения либо в зависимости от цены груза, либо от занимаемой площади или объема. Наиболее эффективным будет использование обоих вариантов комплексно. Кроме стоимости хранения и переработки груза на складе, появляется новая статья затрат на хранение, связанная с хранением груза на терминале аэропорта, а также перекомплектованием груза при перегрузке в авиационные контейнеры. Таким обра-
зом, затраты на хранение при международных авиаперевозках будут иметь вид:
5С Г
Сх _ Д—^ + (1 - Д)ак65 + Са ^
х 2 (6)
при 0 < Д < 1,
где Са - стоимость хранения на авиатерминале, а также выполнение услуг по упаковке и погрузке груза в авиаконтейнеры.
Транспортные затраты (Ст) при международных перевозках экспресс-грузов авиатранспортом будут содержать те же параметры, что и междугородние перевозки, но только с корректировками. Главное различие состоит в том, что в России ни одна компания - экспресс-оператор не имеет собственных воздушных судов, а следовательно в транспортных затратах величину тарифа на перевозку устанавливают авиакомпании. Расстояние доставки груза будет рассчитываться от аэропорта до аэропорта в соответствии с тарифами, заявленными авиакомпаниями.
Ограничения и повышающие коэффициенты, учитывающие объем и массу груза, здесь рассчитываются иначе, чем на наземном транспорте. На каждом самолете есть определенное количество грузовых мест, превышение которого недопустимо, т. е. и цены будут назначаться в соответствии с количеством занятых грузовых мест.
При осуществлении международных перевозок обязательными процедурами являются страхование груза, таможенное оформление груза, а также уплата таможенных пошлин (данные затраты также обязательно должны включаться в затраты на транспортировку). Таким образом, для авиаперевозок можно предложить итоговую формулу вычисления общих логистических издержек:
С А 5С Г
СА + Д + (1 -Д) ак65 +
5
2
+ Са + С + ^ Ш1п;
С _ Т + С + С ^ Ш1п
т стр там
(7)
при 0 < Д < 1, где Т - тариф авиакомпании на перевозку.
Научно-технические ведомости СПбГПУ 3' 2012. Экономические науки
Необходимо отметить, что цепи поставок экспресс-грузов порой имеют сложнейшие конфигурации, включающие несколько терминалов, взаимодействие нескольких видов транспорта. Предложенные варианты расчета затрат могут быть скомбинированы в соответствии с особенностями экспресс-доставки. Если в цепи постав -ки будут присутствовать все приведенные варианты доставок экспресс-грузов, то общие логистические издержки будут иметь вид суммы всех трех формул, за вычетом дублирующих звеньев, таких как затраты на страхование и затраты на формирование заказа, которые будут учитывать один раз. В качестве примера можно привести сбор груза у грузоотправителей в Новгородской области и консолидацию его на складе в Великом Новгороде; далее партия груза отправляется в Санкт-Петербург в Пулково и далее -в Берлин к грузополучателям.
Предложенные модели по учету затрат на логистику позволяют описывать практическую
любую цепь поставок экспресс-грузов от самых простых до сложнейших, состоящих из множества логистических звеньев, с широчайшей ин-теграций подрядчиков и субподрядчиков, а также с применением нескольких видов транспорта, складов и терминалов.
Благодаря такой универсальности, представленные уравнения общих логистических издержек могут иметь большое практическое значение, особенно с учетом недостаточной освещенности данной проблематики в научной литературе. Данные модели могут применяться существующими компаниями на рынке доставок экспресс-грузов, а также могут служить основой или базой для компаний, которые только планируют выход на рынок этих услуг. По информации некоторых информационных агентств рынок данных услуг в России является одним из самых бурно развивающихся, имеет темпы роста около 20-25 % в год и позитивно оценивается крупнейшими западными компаниями.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Модели и методы теории логистики [Текст] / под ред. В.С. Лукинского. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 448 с.
2. Сергеев, В.И. Менеджмент в бизнес-логистике [Текст] / В.И. Сергеев. - М.: Филинъ, 1997. - 772 с.
3. Управление запасами в цепях поставок [Текст]: учеб. пособие / О.В. Бадокин, В.В. Лукинский,
Ю.В. Малевич, А.С. Степанова, Т.Г. Шульженко; под общ. и науч. ред. В.С. Лукинского. - СПб.: СПбГИЭУ, 2010. - 372 с.
4. Шульженко, Т.Г. Актуальные проблемы управления терминально-логистическими комплексами в цепях поставок [Текст] / Т.Г. Шульженко. -СПб.: СПбГИЭУ, 2011. - 279 с.