МОДЕЛИ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
1 "2 "I
Алексеева Н.С. , Егорова Е.А. , Богомолова А.В.
1 Алексеева Наталия Сергеевна - студент;
2Егорова Екатерина Александровна - студент, кафедра менеджмента, заочный и вечерний факультет;
Богомолова Алёна Владимировна - кандидат экономических
наук, доцент, кафедра менеджмента, Томский государственный университет систем управления и
радиоэлектроники, г. Томск
Аннотация: на сегодняшний момент согласно различным мнениям, цифровая экономика весьма популярна. Конечно, по истечении временного отрезка доля ее будет определенно расти, нежели чем материальная экономика. Как показывает практика, человек уже не может представить себе безналичный расчет или же он-лайн покупки. И суть данной работы заключается именно в доверии человека к продукту цифровой экономики.
Ключевые слова: цифровая экономика, продукты, восприятия пользователей, модели доверия.
В последнее время можно увидеть, что ведется анализ доверия к продуктам цифровой экономики. В данной стязе работал и П. Штомпк. Он
Говорил о том, что существует три категории «доверия». Во-первых, - это отношение - как понятия «характеристика». Второе - это черта личности, и третья - культура. За основу он брал труды иностранных ученых: Ш. Айзенштадта, Б. Барбера, У. Бека, Д. Гамбетта, Э. Гидденса, Дж. Колемана, Н. Лумана, С. Лэша, Л. Ронингера, А. Селигмена, Ф. Фукуямы, Р. Хардина и ряда других.
П. Штомпк большую часть уделял доверию - в качестве личности, его поведения, его эмоциональность.
Данный синдром доверия - он видел в качестве индивидуальной черты, которая ведет к доверию -недоверию; оптимизм-пессимизм.
Вообще авторы часто используют метод моделирования, с целью определить доверие/недоверие к продукту цифровой экономики.
Рассмотрим наиболее интересные. Попробуем поделить модели на три группы. В первой модели находятся действия - мотивы, а они в свою очередь относятся к категории «доверия».
В итоге получается следующее: нарастание доверия - к доверию в поведении. Сюда относятся: способность и компетентность, прямота, честность, благожелательность [1].
Вторая категория модели - это цикличность и стадийность. Представителями данной модели являются Томас Дилман и Петера Лу.
Здесь происходит осознанность базового доверия, однако сама категория «доверие» - относится к этапам коммуникации (общения).
Базой служит принятие решения - купить что-либо через сети Интернет с помощью определенных продуктов цифровой экономики
Вернемся к модели он-лайн потребления. Весьма приближена модель включающая в себя следующие блоки: характеристики индивида, характеристики технологии, характеристики партнёра (компании).
Так, S. Yoon писал о важном влиянии восприятия сайта на он-лайн-доверие и выделял четыре фактора: безопасность взаимодействия, свойства веб-сайта, удобство поиска и личные переменные А в работе вводится такой фактор, как субъективность восприятия [2].
Российскими авторами выделена модель - трех факторов: мировоззренческий (ценностно-смысловые ориентации), поведенческий (привычное поведение в ситуациях риска и неопределённости) и когнитивный (способности к обработке и анализу информации).
Существенный вклад для достижения доверия вносит готовность доверять людям.
Сообщим о том, что каждая группа делит доверия и некоторые характеристики самого субъекта. Они могут быть названы доверительными убеждениями, как в модели, представленной в работе, и включать способности и компетентность, благожелательность, прямоту, честность. При этом могут рассматриваться и отдельные характеристики индивида, как в моделях второй группы. Наконец, такими характеристиками могут быть готовность доверять людям, которые рассмотрены в модели [3].
Таким образом, современное состояние экономики, вызовы глобализации и цифровизации императивно требуют формирования системы государственного управления нового типа, основанной на всестороннем применении информационных технологий, способной адекватно решать задачи модернизации, цифровой трансформации, обеспечения конкурентоспособности экономики в контексте растущей сложности современных проблем экономического и инновационного развития страны [4].
Понятно, что цифровизация сама по себе не может существовать, без производящих отраслей, это инструмент улучшения работы действующих производств и отраслей экономики. То есть цифровая экономика - это некая инфраструктура для действующей экономики [5].
Ключевая роль цифровых технологий в инновационном развитии государства обусловлена тем, что сегодня весь мир переживает информационную революцию, а крупные капиталы перетекают из материальных активов в нематериальные [6].
Мое мнение таково, что проблема формирования социальных представлений, психологических механизмов и моделей доверия пользователей к продуктам цифровой экономики в современных условиях представляется особенно актуальной. Однако, несмотря на это, решение данной проблемы пока еще не подкреплено достаточным количеством фундаментальных психологических исследований.
Список литературы
1. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р.
2. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203.
3. Фреик Н.В. Петр Штомпка. Доверие: социологическая теория / Н.В. Фреик // Социологическое обозрение, 2012. Том 2. № 3. С. 30-41.
4. Афонасова М.А. Системная трансформация и блокчейн технологии в сфере государственного управления / Труды XXII международной научно-практической конференции «Системный анализ в проектировании и управлении» (SAEC-2018). СПб: Изд-во Политехн. ун-та, 2018. С. 315-319.
5. Богомолова А.В., Аксёнова Ж.Н. Приведет ли цифровизация к росту экономики // Материалы международной научно-методической конференции «Современное образование: повышение профессиональной компетентности преподавателей вуза - гарантия обеспечения качества образования» Томск: Изд-во Томск. гос. ун-та систем упр. и радиоэлектроники, 2018. С. 6-7 (РИНЦ).
6. Санникова Т.Д. К вопросу о перспективах цифровизации экономики сельских территорий / Т.Д.Санникова // «Экономика и управление: проблемы, решения», 2018. № 5. Т. 2. С. 130-136 (ВАК).