УДК 371.123+378.126 ББК 88.40+74.00.041
Турковская Нина Викторовна
преподаватель кафедра педагогического и специального образования Сургутский государственный педагогический университет
г. Сургут Turkovskaya Nina Viktorovna Post-graduate Chair of Pedagogical and Special Education Surgut State Pedagogical University Surgut
Профессионально значимые качества преподавателя дистанционного обучения
Professionally Important Qualities of a Distance Learning Lecturer
В статье рассмотрен широкий круг вопросов, связанных с проблемой формирования профессионально значимых качеств у будущих преподавателей дистанционного обучения: анализируются понятия «преподаватель
дистанционного обучения», «профессионально значимые качества
преподавателя дистанционного обучения»; анализируется профессиональная деятельность преподавателя дистанционного обучения; рассматриваются основные проблемы, возникающие в процессе формирования профессионально значимых качеств у будущих преподавателей дистанционного обучения; анализируется современное состояние процесса формирования профессионально значимых качеств у будущих преподавателей дистанционного обучения; определён полный перечень профессионально значимых качеств, необходимых преподавателю дистанционного обучения для эффективной профессионально-педагогической деятельности в дистанционном обучении, а также выделен и рассмотрен комплекс наиболее значимых для преподавателя дистанционного обучения профессиональных качеств.
The article discusses a wide range of questions, connected with the problem of a future distance learning lecturer’s professionally important qualities forming: analyses the concept of "a distance learning lecturer", "professionally important qualities of a distance learning lecturer"; analyses the professional activity of a distance learning lecturer; considers the main problems arising in the process of a future distance learning lecturer’s professionally important qualities forming; examines the current state of the process of a future distance learning lecturer’s professionally important qualities forming; defines a complete list of professionally important qualities of a distance learning lecturer required for effective professional-pedagogical activity in distance learning, as well as the complex of the most significant professional qualities for a distance learning lecturer.
Ключевые слова: высшее образование, дистанционное обучение, вид обучения, преподаватель дистанционного обучения, тьютор дистанционного обучения, подготовка будущего преподавателя, профессионально значимые качества, формирование профессиональных качеств.
Key words: higher education, distance learning, kind of training, distance learning lecturer, distance learning tutor, future lecturer’s training, professionally important qualities, professional qualities development.
Проблема подготовки высококвалифицированных педагогических кадров является одной из центральных проблем современной системы образования РФ. Однако, с внедрением в образовательную практику дистанционного обучения становится актуальной подготовка преподавателей именно к этому виду педагогической деятельности, поскольку качественное обучение людей с различными способностями и интересами, учёт особенностей личности обучающихся, а также специфики обучения в дистанционной форме может осуществить только преподаватель - профессионал.
Проведённый нами исчерпывающий анализ литературы, касающейся теоретических основ современного дистанционного обучения, практики его организации, а также сравнительный анализ существующих видов и форм обучения позволили сделать обоснованный вывод о том, что современное дистанционное обучение - это самостоятельный вид обучения в современной дидактике, являющийся серьёзным конкурентом общеизвестным видам обучения, который обладает свойством общедоступности и массовости по причине снижения материальных затрат.
Таким образом, под дистанционным обучением мы понимаем вид обучения, построенный на основе индивидуализированного взаимодействия посредством новых информационно-коммуникационных технологий обучающего и обучаемого, обладающего высоким уровнем самостоятельности, и разделённых между собой в пространстве и во времени.
Рассмотрение дистанционного обучения как нового вида обучения в образовательной практике ставит новые непростые задачи, «решение которых затрагивает педагогику, методику, административное управление и финансирование, обеспечение качества обучения, права интеллектуальной собственности» [4, с. 25]. Дистанционное обучение предъявляет новые специфические требования, как к преподавателю, к его профессиональным качествам, компетентности, так и к самому обучаемому. «Необходимо менять систему приоритетов, что связано с переосмыслением методики обучения,
содержания знания и подготовкой преподавателей. Важное значение имеет изменение самой роли преподавателя с его переориентацией на сотрудничество, сотворчество с учеником» [10, с. 113-114].
Согласно приказу Министерства образования РФ №4452 от 18.12.2002 г. «Об утверждении методики применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования РФ», одним из требований, предъявляемых к учебному заведению является «наличие преподавателей, специально подготовленных для работы в новой информационно-образовательной среде».
Как известно, процесс организации дистанционного обучения существенно отличается от традиционных форм педагогической деятельности. Вследствие чего далеко не все преподаватели, даже имеющие огромный педагогический опыт, способны работать в новых условиях современного информационного общества. В значительной степени это связано с недостаточным уровнем сформированности соответствующих
профессионально значимых качеств, необходимых для работы в дистанционном обучении, а иногда и с полным их отсутствием.
Несмотря на существенный интерес ученых к исследованию проблемы формирования профессионально значимых качеств специалистов, а также проблемы внедрения и использования дистанционных технологий в процессе обучения, остаётся малоизученным вопрос формирования профессионально значимых качеств у будущих преподавателей дистанционного обучения. Хотя очевидно, что специфика работы в дистанционном режиме предполагает наличие у педагога специально сформированных профессиональных и личностных качеств.
Таким образом, приходится констатировать неразработанность этой проблемы, что наряду со все возрастающими требованиями современного общества к компетентности преподавателей в целом и преподавателей дистанционного обучения в частности, приводит к снижению качества учебного процесса, осуществляемого преподавателями в дистанционном режиме.
В связи с этим возникает необходимость в уточнении самого понятия, компонентов и уровней сформированности профессионально значимых качеств у преподавателей дистанционного обучения, а также необходимость в разработке модели их формирования у будущих преподавателей дистанционного обучения в процессе их профессиональной подготовки в ВУЗе.
Как известно, одним из системообразующих элементов образовательного процесса в дистанционном обучении является преподаватель. Именно на его плечи ложится колоссальная ответственность по подготовке обучаемых в информационной образовательной среде. Однако, кого мы имеем в виду, говоря о преподавателе дистанционного обучения?
В различных литературных источниках мы всё чаще сталкиваемся с термином «тьютор». По мнению М.Ю.Бухаркиной, Т.В.Громовой, М.В.Мои-сеевой, Е.С.Полат, С.А.Щенникова, тьютор - это и есть преподаватель в дистанционном обучении. Однако, подобного мнения придерживаются далеко не все авторы. К примеру, основной целью деятельности тьютора, по мнению Т.П.Зайченко [6], является именно организация и осуществление постоянной двусторонней связи дистанционно обучающегося с администраторами и педагогами учебного заведения (поставщика образовательных услуг). В процессе дистанционного обучения у обучающихся очень часто возникают сложности, касающиеся общей организации и использования технико-технологического обеспечения учебного процесса, что ведёт к частым запросам о помощи и дополнительном консультировании. Для решения данных проблем не требуется высокая педагогическая квалификация преподавателя, ведущего дисциплину в дистанционном режиме обучения или создающего учебные и методические материалы. Необходима лишь оперативная своевременная помощь административного или технологического характера. Именно поэтому в системе дистанционного обучения возникает новая роль - роль тьютора дистанционного обучения.
Анализируя различные источники, мы видим, что некоторые авторы вообще не рассматривают такой элемент системы дистанционного обучения, как тьютор, изучая именно «преподавателей дистанционного обучения», а также их профессионально-педагогические функции,
поскольку считают основными элементами именно преподавателя и обучаемого (Т.П.Зайченко, О.Б.Журавлёва, Б.И.Крук, Е.Г.Соломина) [5; 6].
Несмотря на различные подходы в литературных источниках к терминологии, а также к необходимости введения в дистанционный образовательный процесс дополнительных участников, мы склонны считать, что основными участниками дистанционного обучения остаются обучающий (преподаватель дистанционного обучения) и обучаемый, однако могут быть привлечены и консультанты («координаторы», «тьюторы»).
Таким образом, под преподавателем дистанционного обучения необходимо понимать именно преподавателя, осуществляющего свою профессиональную педагогическую деятельность в дистанционном режиме посредством информационно-коммуникационных технологий и обладающего определенным комплексом профессионально значимых для данной деятельности качеств, а под тьютором - именно вспомогательный педагогический персонал (консультант, координатор), осуществляющий оперативные и своевременные консультации организационного и технологического характера для обучающихся.
Несмотря на то, что часть традиционных функций преподавателя в дистанционном обучении выполняют информационно-коммуникационные технологии, перечень профессиональных функций, которые ложатся на плечи преподавателя дистанционного обучения, является достаточно ёмким [1; 2; 3; 5]:
1) разработка учебного курса (постановка учебных целей и задач, создание структурированного, легко воспринимаемого, интерактивного учебно-методического материала, подготовка компонентов информационно-образовательной среды и программных средств учебного назначения);
2) организация образовательной деятельности студентов (задание ожидаемых от обучаемых параметров результатов, организация учебнообразовательной деятельности обучаемых, организация творческого процесса);
3) организация взаимодействия между обучающимися (организация телеконференций, видеоконференций, дискуссий между обучаемыми по заданным проблемам, совместного выполнения заданий);
4) общее управление процессом учебно-познавательной деятельности обучающихся (развитие у обучаемых познавательных способностей и учебнометодических знаний и умений, управление самостоятельной работой обучаемых, координирование познавательного процесса, анализ хода занятий, поддержание определённого учебно-познавательного направления в учебной деятельности обучающихся, подведение промежуточных и окончательных итогов);
5) стимулирование и ведение дискуссий на заданные темы (мотивирование совместных обсуждений обучающихся, совместное обсуждение поставленных проблем в режиме реального времени («on-line»), совместное обсуждение поставленных проблем в режиме отсроченного времени («off-line»), индивидуальные ответы на присланные по электронной почте вопросы обучающихся);
6) оперативное управление процессом учебно-познавательной деятельности обучающихся (индивидуальное наблюдение за обучающимися, оказание индивидуальной помощи в затруднительных ситуациях на основе устного и письменного общения, консультирование обучаемых по дисциплине);
7) мотивирование и стимулирование учебно-познавательной деятельности обучаемых (мотивирование учебно-познавательной деятельности, стимулирование учебно-познавательной деятельности, контактные виды деятельности с обучаемыми, использование активных методов обучения);
8) контроль и коррекция результатов обучения (общий контроль за процессом обучения, разработка тестовых заданий текущего и итогового контроля, осуществление промежуточного контроля знаний, умений и навыков обучаемых, проведение итогового контроля знаний, умений и навыков обучаемых, коррекция результатов обучения).
Кроме того, деятельность преподавателя дистанционного обучения должна быть сориентирована именно на создание благоприятных и комфортных условий эффективности процесса саморазвития личности учащихся.
Таким образом, мы видим, что профессиональная деятельность преподавателя дистанционного обучения связана с определённой педагогической реальностью. Становится очевидно, что одним из основных элементов профессиональной подготовки педагогов к будущей профессиональной деятельности в условиях дистанционного обучения должно стать не только формирование у них знаний и практических умений работы с учащимися с помощью информационных и коммуникационных технологий, но и формирование у них профессионально значимых качеств, необходимых для обеспечения высоких показателей «виртуального» педагогического труда.
Несомненно, профессионально значимые качества играют важную роль в процессе профессиональной педагогической деятельности. По нашему мнению, формирование и развитие профессионально значимых качеств педагогов является важным условием профессионального становления и развития педагога, поскольку сформированные в конечном итоге у педагога профессионально значимые качества предопределяют высокий уровень выполнения им своих профессиональных функций.
Проанализировав определения, данные различными авторами, а также учитывая специфику педагогической деятельности в дистанционном обучении, мы считаем, что под профессионально значимыми качествами преподавателя дистанционного обучения необходимо понимать не что иное, как интегративную характеристику, включающую в себя совокупность определённых профессионально и личностно необходимых и функционально задействованных в процессе выполнения педагогических функций в дистанционном обучении качеств.
С момента внедрения в образовательную практику дистанционных технологий обучения проблема формирования профессионально значимых качеств у преподавателей, работающих в дистанционном обучении приобретает особую важность. Мы поддерживаем точку зрения В.Н.Козиева [8], который считает, что преподаватель должен обладать определённой системой профессионально значимых качеств, чтобы эффективно выполнять свои функции. Для этого необходимо формировать и развивать эти качества у будущего педагога в педагогическом вузе, у работающего педагога - в системе
повышения квалификации, а также «стимулировать студента-педагога и учителя к самостоятельному развитию и формированию профессионально значимых качеств».
На сегодняшний день существует большое количество работ, посвящённых исследованию и характеристике профессиональных качеств педагогов. Однако нам не удалось обнаружить исследований, посвящённых изучению профессионально значимых качеств преподавателей дистанционного обучения, а также методикам их формирования и развития. На наш взгляд, это связано с тем, что дистанционное обучение стало активно развиваться сравнительно недавно, и проблемы, связанные с педагогической деятельностью в дистанционном обучении и с формированием профессионально значимых качеств у будущих преподавателей дистанционного обучения, ещё недостаточно отрефлексированы.
В нашем исследовании мы основываемся на положении о том, что формирование профессионально значимых качеств у будущих преподавателей дистанционного обучения - это процесс управляемый. Соглашаясь с В.Л.Мари-щуком [9], мы считаем, что профессионально значимые качества преподавателей формируются неравномерно, гетерохронно. Однако, управляя этим процессом, профессионально значимые качества можно развить до необходимого уровня. Здесь будущий преподаватель участвует в нескольких ролях. Он является и носителем уже усвоенных им профессионально значимых качеств, и объектом воздействия извне, и субъектом, активно преобразующим себя и собственную педагогическую позицию.
Тем не менее, процесс формирования профессионально значимых качеств у будущих преподавателей дистанционного обучения связан с решением определённого круга проблем. В.Н.Козиев среди них выделяет три основополагающие: ценностную, мотивационную и технологическую, для разрешения которых учёные прибегают к различным методикам [8].
В.Н.Козиев [8] обосновывает ценностную проблему необходимостью формирования у преподавателей определённого профессионального идеала, под которым автор понимает именно совокупность качеств и особенностей,
являющихся необходимыми и значимыми для педагогической деятельности. Таким образом, решением ценностной проблемы может стать разработка модели преподавателя дистанционного обучения.
В своих трудах И.П.Подласый использует термин «идеальный педагог», под которым понимает образец профессионала, обладателя гражданских, производственных и личностных качеств, сформированных на наивысшем уровне. Идеальным педагогом он считает «образец для подражания, ориентир для подготовки и эталон для сравнения».
Тем не менее, недостаточно просто сформировать «профессиональный идеал». Необходимо, чтобы будущие преподаватели дистанционного обучения осознали своё несоответствие этому идеалу и всячески стремились приблизиться к нему. В этом и состоит решение мотивационной проблемы.
Разработка модели формирования профессионально значимых качеств у будущих преподавателей дистанционного обучения станет решением технологической проблемы, которая подразумевает ответ на вопрос «Каким образом формировать профессионально значимые качества?».
Не приходится надеяться на то, что есть возможность быстрого привлечения к педагогической деятельности в дистанционное обучение большого количества профессиональных педагогов, обладающих комплексом профессионально значимых для данной педагогической реальности качеств. Эти качества необходимо формировать и развивать их как у специалистов, которые уже работают, так и у будущих специалистов, которые проходят обучение в вузах для работы в дистанционном обучении. В идеале, эти качества необходимо развивать в период обучения в вузе, готовить профессиональные кадры к педагогической деятельности в новых условиях современного информационного общества.
Однако, как отмечают исследователи проблем дистанционного обучения, на сегодняшний день ни один педагогический ВУЗ не готовит преподавателей дистанционного обучения в рамках высшего педагогического образования.
Несмотря на это, в рамках дополнительного образования подготовка преподавателей (тьюторов) дистанционного обучения проводится целым рядом учебных заведений. Как отмечает И.Я.Злотникова, эта подготовка ведётся
очным, дистанционным или комбинированным способом [7]. Автор выделяет следующие категории учебных заведений, которые занимаются подготовкой преподавателей дистанционного обучения: государственные вузы; учреждения повышения квалификации и переподготовки работников образования; негосударственные образовательные центры, ведущие деятельность на некоммерческой или преимущественно на некоммерческой основе; негосударственные образовательные центры, ведущие деятельность на коммерческой основе.
Анализ различных программ повышения квалификации, связанных с подготовкой преподавателей к деятельности в дистанционном обучении показал, что в процессе подготовки преподавателей к педагогической деятельности в дистанционном обучении на различных курсах повышения квалификации профессионально значимые качества преподавателя дистанционного обучения либо не формируются вообще, либо формируются на недостаточном уровне. На наш взгляд, это связано с тем, что данный процесс на сегодняшний день ещё не является задачей ни одного из предлагаемых курсов повышения квалификации.
Указанные проблемы влекут за собой появление в виртуальном образовательном пространстве дистанционного обучения преподавателей, которые не являются подготовленными к деятельности в новых условиях. К примеру, в Тюменском государственном нефтегазовом университете проводится специализированный курс повышения квалификации «Преподаватель дистанционного обучения», который прошли все преподаватели ВУЗа и его филиалов (напр., Сургутский институт нефти и газа), задействованные в дистанционном обучении студентов. Подробный анализ программы данного курса, а также проведённое нами исследование (самоанализ преподавателей, работающих в дистанционном обучении и прошедших специализированные курсы повышения квалификации по подготовке преподавателей дистанционного обучения) указывают на крайне недостаточный уровень сформированности профессионально значимых качеств у преподавателей, уже работающих в дистанционном обучении! Насколько
успешно будет осуществляться профессиональная деятельность подготовленных подобным образом преподавателей? На каком уровне у них сформированы необходимые для выполнения данной деятельности профессионально значимые качества? На наш взгляд, подобные курсы повышения квалификации концентрируют своё внимание исключительно на подготовке преподавателя к выполнению определённого набора действий, не заботясь о формировании профессиональных качеств, крайне необходимых преподавателю в процессе работы в дистанционном обучении. Почему-то предполагается, что будущие преподаватели дистанционного обучения уже обладают данными качествами?!
В условиях современного информационного общества и стремительного внедрения дистанционного вида обучения в образовательную практику, необходимо готовить будущих преподавателей к дистанционному обучению и формировать у них определённые профессионально значимые качества заблаговременно! На наш взгляд, за время, отводимое на различные курсы повышения квалификации, связанные с подготовкой преподавателей к работе в дистанционном обучении, сформировать те профессионально значимые качества, которыми должен обладать современный преподаватель дистанционного обучения просто невозможно!
Если судить о технологии формирования профессионально значимых качеств у будущих преподавателей дистанционного обучения в процессе их обучения и воспитания, то уместно будет сказать, что данная технология отсутствует!
Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что формирование профессионально значимых качеств у будущих преподавателей дистанционного обучения - это важная социально- и психолого-педагогическая проблема, появление которой обусловлено определёнными объективными потребностями в области совершенствования подготовки педагогических кадров для работы в новом дистанционном виде обучения, и которая требует незамедлительного решения.
Определяя полный перечень профессионально значимых качеств преподавателя дистанционного обучения, мы отталкивались от сущностных признаков его профессиональной деятельности, поскольку данные качества должны быть функционально задействованы в процессе выполнения педагогических функций в дистанционном обучении.
Основываясь на анализе теории и практики дистанционного обучения, на некотором личном опыте в реализации дистанционного обучения, на анализе деятельности преподавателей дистанционного обучения, на анализе профессионально значимых качеств преподавателя в широком смысле, предложенных различными авторами, по итогам проведённого опроса преподавателей дистанционного обучения, привлечённых в качестве экспертов, мы выделили те качества, которые, на наш взгляд, являются профессионально значимыми для преподавателя дистанционного обучения. Данный перечень включает 47 профессионально значимых качеств преподавателя дистанционного обучения: активность; аналитичность мышления; вдумчивость; вежливость; виртуальная коммуникабельность; гибкость мышления; дисциплинированность; доброжелательность; добросовестность; долгосрочная память; инициативность; информационная грамотность; компьютерная грамотность; мотивированность; наблюдательность; настойчивость; находчивость; общая эрудированность; оперативная память; оптимизм; организаторские способности;
организованность; ответственность; педагогическая направленность;
педагогическая рефлексия; педагогический такт; педагогическое предвидение; письменная коммуникабельность; профессиональная мобильность;
профессиональная эрудированность; психическое здоровье; психологическая гибкость; работоспособность; распределенность внимания; самокритичность; самостоятельность; справедливость; стремление к саморазвитию; толерантность; требовательность; уважительность; устная коммуникабельность; устойчивость внимания; целенаправленность; чуткость; эмоциональная устойчивость; эмпатийность.
Тем не менее, существуют качества как более значимые, так и менее значимые для определённого вида профессиональной деятельности. С целью
выявления наиболее значимых для преподавателей дистанционного обучения качеств нами было проведено специальное исследование, которое проводилось на базе Тюменского государственного нефтегазового университета, Сургутского института нефти и газа (его филиал), Омского государственного педагогического университета и Сургутского государственного педагогического университета, и в котором приняли участие 50 респондентов (профессорско-преподавательский состав).
Испытуемые должны были проранжировать предложенные качества преподавателя дистанционного обучения в порядке убывания значимости (наиболее значимое качество, очень значимое качество, значимое качество, менее значимое качество). Из предложенных нами в опросном листе профессионально значимых качеств преподавателей дистанционного обучения ни одно из качеств не было отнесено к разряду наименее значимых, что свидетельствует о том, что предложенные профессионально значимые качества нами выбраны верно, и что для будущего преподавателя дистанционного обучения формирование именно этих качеств является необходимым компонентом процесса профессиональной подготовки.
Данное исследование позволило из полного перечня качеств выделить профессионально значимые качества, которые являются для преподавателя дистанционного обучения наиболее важными. Данный список включает следующие 15 качеств: виртуальная коммуникабельность; гибкость мышления; доброжелательность; информационная грамотность; компьютерная грамотность; находчивость; организаторские способности; педагогический такт; педагогическое предвидение; письменная коммуникабельность; профессиональная мобильность; профессиональная эрудированность; психологическая гибкость; толерантность; устная коммуникабельность.
Далее нам кажется целесообразным раскрыть содержание выделенных нами «эталонных ключевых квалификаций» (по Э.Ф.Зееру) преподавателей дистанционного обучения.
Виртуальная коммуникабельность. До настоящего времени данный термин вообще отсутствовал в литературных источниках. Однако,
стремительное внедрение дистанционного обучения в образовательную практику, а также появление новых форм взаимодействия обучающего и обучаемого спровоцировало появление новых требований к профессиональным качествам преподавателя дистанционного обучения.
Современный преподаватель дистанционного обучения должен быть готовым и уметь с помощью новых информационно-коммуникационных технологий и глобальной сети Интернет вести рациональную и ответственную дискуссию, позволяющую ощущать присутствие реальных людей в процессе виртуального взаимодействия, а также представлять личность собеседника во всём её многообразии.
Кроме того, у преподавателя не должно присутствовать никаких психологических барьеров при взаимодействии с персональным компьютером, виртуальной образовательной средой или в процессе виртуального взаимодействия.
Таким образом, виртуальное образовательное пространство и виртуальное взаимодействие между участниками образовательного процесса требуют наличия у преподавателя дистанционного обучения нового качества, которое мы назвали «виртуальная коммуникабельность».
Гибкость мышления. Это качество проявляется у преподавателя в умении находить нестандартные решения учебных задач, целесообразно варьировать способами действий и в умении радикально изменить путь решения проблемы.
Доброжелательность. Для преподавателя дистанционного обучения данное качество приобретает особую значимость, поскольку обучающийся, взаимодействуя с преподавателем через виртуальную информационнообразовательную среду, чувствуя открытость и дружественность преподавателя, его готовность к плодотворному учебно-творческому сотрудничеству, получает определённый положительный настрой к эффективному взаимодействию посредством глобальной сети.
Информационная грамотность. Говоря о современном преподавателе, мы подразумеваем человека, который работает в условиях современного информационного общества, где термин «информация» имеет очень весомое
значение. Однако, для преподавателя дистанционного обучения данный термин приобретает особую значимость, поскольку педагогическое взаимодействие осуществляется в условиях виртуальной информационно-образовательной среды.
У преподавателя, работающего в дистанционном обучении, должны быть сформированы определённые функциональные знания и умения, которые требуются для правильной идентификации информации, необходимой для выполнения задания или решения учебной задачи. Кроме того, преподаватель дистанционного обучения должен уметь определить свои информационные потребности, рационально и эффективно искать необходимую информацию, её организовывать и реорганизовывать, интерпретировать и анализировать найденную и извлечённую информацию, оценивать точность и надёжность информации, а также применять информацию в соответствии с поставленными образовательными целями для достижения определенных результатов. А поскольку образовательный процесс протекает в условиях виртуальной информационно-образовательной среды, преподаватель должен уметь различными способами передавать информацию другим участникам образовательного процесса.
Таким образом, мы видим, что современный преподаватель дистанционного обучения, осуществляющий свою профессиональную деятельность в условиях виртуальной информационно-образовательной среды, должен обладать перечисленным набором характеристик, которые в совокупности представляют собой такое профессионально значимое качество, как «информационная грамотность».
Компьютерная грамотность. Как мы уже выяснили, дистанционное обучение осуществляется посредством электронно-вычислительной техники, телекоммуникационных сетей и глобальной сети Интернет. И поскольку обучение осуществляется дистанционно, с помощью указанных средств, становится очевидным тот факт, что преподавателем дистанционного обучения не может стать человек, не обладающий соответствующим набором функциональных знаний и навыков работы на электронно-вычислительной технике, умением работать в глобальной сети Интернет и не умеющий использовать различные технологии для общения на расстоянии.
Преподаватель дистанционного обучения должен понимать основы информатики и вычислительной техники, значение информационных технологий в образовательном процессе и жизни общества, а также психологически должен быть готов осваивать и эффективно использовать все новые информационно-коммуникационные технологии.
Таким образом, преподаватель дистанционного обучения должен обладать таким профессионально значимым качеством, как «компьютерная грамотность», включающим в себя все представленные выше характеристики.
Находчивость. Виртуальное образовательное пространство современного дистанционного обучения требует от преподавателя умения быстро находить оригинальные способы решения какого-либо учебного вопроса, разрешения учебной ситуации или выхода из затруднительного положения. Таким образом, данное качество также должно быть отнесено к профессионально значимым для преподавателя дистанционного обучения качествам.
Организаторские способности. Под организаторскими способностями необходимо понимать качество, проявляющееся у преподавателя в грамотном подборе необходимых компонентов (людей, машин, механизмов, технологий), структурировании их взаимодействия и в умении наполнить эту систему энергией, вдохнуть в неё жизнь и придать ей движение.
Педагогический такт. Способность преподавателя устанавливать педагогически целесообразный тон и стиль общения с участниками образовательного процесса в виртуальном образовательном пространстве является, несомненно, значимым профессиональным качеством, позволяющим преподавателю дистанционного обучения в каждом конкретном случае применять наиболее оптимальный способ педагогического влияния.
Педагогическое предвидение. Педагогическое предвидение - это качество, помогающее смоделировать преподавателю этапы профессиональной работы, учесть основные проблемы и возможные противоречия; проявляется в умении предвосхищать поведение и реакции учащихся до начала или до завершения учебной ситуации, предусматривать как их, так и свои затруднения.
Письменная коммуникабельность. Поскольку в дистанционном обучении ведущей формой взаимодействия преподавателя и обучающихся является письменная коммуникация, что связано с определёнными сложностями, как со стороны преподавателя, так и со стороны обучающихся, то наличие у преподавателя такого профессионально значимого качества, как «письменная коммуникабельность» является, несомненно, необходимым условием эффективного взаимодействия с обучающимся.
Наличие данного профессионально значимого качества проявляется у преподавателя в грамотном, структурированном, чётком и полном представлении информации в письменном виде, в умении добавлять элементы эмоциональности в письменную речь, а также эффективно ими варьировать.
Профессиональная мобильность. Данное профессиональное для преподавателя дистанционного обучения качество проявляется у преподавателя в готовности быстро и успешно переключаться на другой вид деятельности, овладевать новой техникой и технологией, приобретать недостающие знания и умения, обеспечивающие эффективность учебного процесса.
Профессиональная эрудированность. Под профессиональной эрудированностью преподавателя необходимо понимать профессионально значимое качество, проявляющееся в глубоких и основательных познаниях в области преподаваемых дисциплин и познавательного процесса. Несомненно, для преподавателя дистанционного обучения данное профессиональное качество является существенным.
Психологическая гибкость. Данное профессионально значимое качество проявляется у преподавателя в отделении разума от эмоций, в угадывании мыслей и чувств собеседника в процессе виртуального взаимодействия, что позволяет подобрать правильное решение в той или иной учебной ситуации.
Толерантность. Данное качество, проявляющееся в готовности преподавателя благосклонно признавать, принимать поведение, убеждения и взгляды участников образовательного процесса, которые отличаются от своих собственных, несомненно, должно быть сформировано у будущего преподавателя дистанционного обучения.
Устная коммуникабельность. Данное качество проявляется в способности преподавателя легко налаживать контакты и устанавливать связи (дружеские, деловые) с незнакомыми людьми, в умении четко излагать свои мысли, расположить к себе собеседника, выслушать его, в умении поддерживать беседу и побуждать других людей к конструктивному и взаимообогащающему общению с другими участниками образовательного процесса.
Таким образом, мы выделили, определили и обосновали наиболее значимые для преподавателя дистанционного обучения качества, которые необходимы для эффективной профессионально-педагогической деятельности. И именно на формирование данных качеств у будущих преподавателей дистанционного обучения будет направлена наша дальнейшая исследовательская работа.
Библиографический список
1. Балашова, Е. Д. Дистанционное обучение как средство педагогического взаимодействия в процессе профессиональной подготовки работников таможенных органов [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / Е. Д.Балашова. - Ярославль, 2009. - 199 с.
2. Бондарева, С.Г. Педагогические условия организации дистанционного обучения в процессе подготовки будущих учителей [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / С.Г.Бондарева. - Барнаул, 2003. - 157 с.
3. Варданян, Н.А. Развитие дистанционного обучения в общеобразовательной школе [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / Н.А.Варданян. - М., 2004. - 205 с.
4. Гриценко, В.И. Дистанционное обучение: теория и практика [Текст] / В.И.Гриценко, СП.Кудрявцева, В В Колос, Е.В.Веренич. - Киев: Наукова Думка, 2004. - 375 с.
5. Журавлева, О.Б. Управление Интернет-обучением в высшей школе [Текст] / О.Б .Журавлева, Б.И.Крук, Е.Г.Соломина; под ред. Б.И.Крука. - 2-е изд. - М.: Горячая линия-Телеком, 2007. - 224 с.
6. Зайченко, Т.П. Инвариантная организационно-дидактическая система дистанционного обучения [Текст]: дис. ... докт. пед. наук / Т.П.Зайченко. - СПб., 2005. - 347 с.
7. Злотникова, И.Я. Развитие методической системы дистанционной информационной подготовки учителей-предметников [Текст]: дис. ... докт. пед. наук / И.Я.Злотникова. - Воронеж, 2005. - 265 с.
8. Козиев, В.Н. Формирование профессиональных качеств личности учителя [Текст] / В.Н.Козиев. - Л.: Знание, 1987. - 16 с.
9. Марищук, В.Л. Психологические основы формирования профессионально значимых качеств [Текст]: дис. ... докт. псих. наук / В.Л.Марищук. - Ленинград, 1982. - 330 с.
10. Щербаков, Б.Ю. Парадигмы современного образования: человек и культура [Текст] / Под ред. Г.В. Драча. - М.: Логос, - 144 с.
Bibliography
1. Balashov, E.D. Distance Education As a Means of Pedagogical Interaction in the Process of Customs Officers Training [Text]: Dis. ... Candidate of Ped. / E.D. Balashov. -Yaroslavl, 2009. - 199 p.
2. Bondarev, S.G. Pedagogical Conditions of Distance Education Organization in the Process of Future Teachers’ Training [Text]: Dis. ... Candidate of Ped. / S. G. Bondarev. - Barnaul, 2003. - 157 p.
3. Gritsenko, V.I. Distance Learning: Theory and Practice [Text] / V.I. Gritsenko, S.P.Kudryavtseva, V.V. Kolos, E.V. Verenich. - Kiev: Naukova Dumka, 2004. - 375 p.
4. Koziev, V.N. Professional Qualities Forming of a Teacher’s Personality [Text] / V.N. Koziev. - L.: Knowledge, 1987. - 16 p.
5. Marishchuk, V.L. Psychological Bases of Professionally Important Qualities Development [Text]: Dis. ... Doctor of Psychol. / V.L. Marishchuk. - Leningrad, 1982. - 330 p.
6. Sherbakov, B.Yu. Paradigms of Modern Education: Person and Culture [Text] / Ed. by G.V. Drach. - M.: Logos - 144 p.
7. Vardanyan, N.A. Distance Learning Development in Secondary School [Text]: Dis. ... Candidate of Ped. / N.A. Vardanyan. - M., 2004. - 205 p.
8. Zaychenko, T.P. The Invariant Organizational and Didactic System of Distance Learning [Text]: Dis. ... Doctor of Ped. / T.P. Zaychenko. - St. Petersburg, 2005. - 347 p.
9. Zhuravleva, O.B. Managing E-Learning in Higher Education [Text] / O.B. Zhuravleva, B. Cruck, E. Solomin, Ed. by B.I. Cruck. - 2nd Ed. - Moscow: Hotline-Telecom, 2007. - 224 p.
10. Zlotnikova, I.Ya. Methodological System Development of Informational and Distance Training of the Subject Teachers [Text]: Dis. ... Doctor of Ped. / I.Ya. Zlotnikova. - Voronezh, 2005. - 265 p.