МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ УЧАЩИХСЯ
Л.Г. Субботина (Кемерово)
Аннотация. В статье рассматривается понятие «психолого-педагогическое сопровождение» в контексте обоснования его необходимости в условиях модернизации образования. Делается вывод о необходимости взаимодействия всех субъектов воспитательно-образовательного процесса по сопровождению учащихся в школьный период обучения. Формулируются цели сопровождения для учителей, учащихся, педагога-психолога, администрации и родителей.
Ключевые слова: воспитательно-образовательный процесс, психолого-педагогическое сопровождение учащихся, взаимодействие субъектов.
В модернизируемой системе образования России главный акцент в обучении, воспитании и развитии делается на личность учащегося. Представления о ребенке, его возможностях, основных характеристиках личности ученика и учителя, целях и задачах образования - весь этот комплекс идей очерчивает современную парадигму образования.
Изменение парадигмы образования тесно связано с перестройкой подготовки учителя. Очевидно, оно диктуется теми процессами, которые осуществляются в ходе модернизации общеобразовательной школы и тесно связаны с гуманизацией и демократизацией образования, перестройкой всего учебного процесса на основе его широкой и глубокой дифференциации. Современный учитель должен обладать глубокими знаниями в области психологии личности ученика, уметь в процессе построения урока опираться на индивидуальные особенности и способности, направлять процесс, который во многом сводится к развитию этих способностей. Одним словом, в системе подготовки учителя ведущую роль должна занять психология.
Исследователями выделено большое количество показателей различия между учащимися, оказывающих значительное влияние на обучаемость и обученность школьников. Это характеристики темперамента (сила, подвижность и уравновешенность нервной системы); уровень развития познавательных процессов и структуры интеллекта; уровень развития эмоционально-волевой сферы; уровень знаний и умений; уровень самостоятельности и активности; наличие мотивации к учению; избирательность интересов и т.д. Это разнообразие личностных особенностей качественно влияет на успешность обучения. Поэтому важно составить программу изучения личности школьника, включить в нее современные стандартизированные методики, разработанные для всех возрастных групп с целью изучения индивидуальных особенностей и отслеживания интеллектуального и личностного развития учащихся и использования этих данных в воспитательно-образовательном процессе.
Традиционно обучение рассматривают как совокупность последовательных и взаимосвязанных дей-
ствий учителя и учащихся, направленных на сознательное и прочное усвоение обучаемыми системы знаний, умений и развитие их познавательных способностей. Это обусловлено тем, что в дидактике исторически складывались концепции обучения, в которых утверждалось положение о необходимости передачи учителем знаний учащимся, речь шла о «естественном» развитии ребенка в процессе приобретения собственного опыта или о непрерывном умственном развитии в процессе активного и содержательного усвоения основ наук и их последующего практического применения (С.Т. Шацкий, П.П. Блонский, П.Н. Груздев и др.).
Среди факторов развития личности обучение -один из самых значимых и определяющих, поскольку оно является единственным способом получения систематического образования. Именно в обучении происходит зарождение и развитие основных психических и личностных новообразований, приобретение опыта осуществления учебной, познавательной, исследовательской деятельности, совместных действий, общения, достижения успехов и преодоления неудач, апробация своей самостоятельности и состоятельности. В связи с этим учащийся нуждается в системе отношений «ученик - ученик», «ученик -учитель, психолог», «ученик - родитель», которая могла бы способствовать его самоактуализации в будущем, т.е. развитии его возможностей и способностей в дошкольном и школьном периодах. На наш взгляд, удовлетворяет этой системе идеология пси-холого-педагогического сопровождения учащегося в воспитательно-образовательном процессе.
Рассмотрим генезис термина «сопровождение».
В словаре русского языка С.И. Ожегова дается следующее определение: «Сопровождение - следовать вместе с кем-нибудь, находясь рядом, ведя куда-нибудь или идя за кем-нибудь» [6].
Сопровождение, по Н.Л. Коноваловой, понимается как взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на разрешение жизненных проблем сопровождаемого. Основные принципы сопровождения трактуются автором следующим образом: ответственность за принятие решения лежит на субъекте развития, сопровождающий обла-
дает только совещательными правами; приоритет интересов сопровождаемого; непрерывность сопровождения; мультидисциплинарность (комплексный подход) сопровождения [4].
Т.М. Чурекова под сопровождением понимает «...систему профессиональной деятельности, направленной на создание социально-педагогических условий для успешного обучения и личностного развития ребенка, совершенствования педагогического мастерства учителя, формирования субъект-субъек-тных отношений» [8. С. 143].
Понятие «психологическое сопровождение» Г. Бар-диер, И. Ромазан, Т. Чередникова рассматривают как концептуальный подход в работе с детьми детского сада и младших классов, как сопровождение естественного развития ребенка. В основу работы с детьми положено сохранение естественных механизмов развития ребенка, предотвращая всякое возможное их искажение и торможение. Программы составляются таким образом, чтобы ими можно было варьировать, сопровождать и будить ростки самостоятельности у ребенка, стараясь не управлять им, не обязывать его, не ограничивать его фантазию, не подавлять [1].
М.Р. Битянова видит «сопровождение» как «... движение вместе с ним, рядом, а иногда - чуть впереди, если надо объяснить возможные пути. Взрослый внимательно прислушивается к своему юному спутнику, его желаниям и потребностям, фиксирует достижения и возникающие трудности, помогает советом ориентироваться в окружающем мире, чутко прислушиваться к себе. При этом он не пытается контролировать, навязывать свои пути и ориентиры. И лишь когда ребенок потеряется или попросит помощи, помогает ему вернуться на его собственный путь» [2. С. 7]. Автор определяет «сопровождение» как систему профессиональной деятельности психолога, направленную на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия [2]. В то же время она отмечает, и мы согласны с ее точкой зрения, что педагог был, есть и будет основной фигурой в школе. Психолог справится со своей школьной задачей только в том случае, если сможет установить прочный профессиональный контакт с педагогами школы, будет с ним тесно сотрудничать. Поэтому мы рассматриваем «психолого-педагогическое сопровождение», подчеркивая важность вклада как учителя, так и психолога в этот процесс.
Под «психолого-педагогическим сопровождением» учащихся мы понимаем систему профессиональной деятельности субъектов воспитательно-образовательного процесса (психолог, учитель), направленную на создание социальных, психолого-педагоги-ческих условий для успешного обучения и личностного развития ребенка, совершенствования педаго-
гического мастерства учителя, формирования субъект-субъектных отношений
В контексте психолого-педагогического сопровождения развития личности учащихся необходимо выделить его психодиагностический аспект, который мы определяем как целостный и непрерывный процесс изучения личности, ее формирования, создания условий для самореализации во всех сферах деятельности, адаптации в социуме на разных возрастных этапах обучения в школе, осуществляемый всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса в ситуациях взаимодействия.
Представления о системе психолого-педагогичес-кого сопровождения развития ребенка, а также накопленный опыт практической работы обсуждались на Всероссийской научно-практической конференции, проведенной в апреле 1998 г. в Санкт-Петербурге. Комплексность утверждалась как главный принцип сопровождения. При этом отмечались определенные противоречия комплексного подхода. К ним, например, относятся: нехватка квалифицированных кадров; отсутствие специалистов с реальным опытом решения актуальных личностных проблем; слабое развитие информационных процессов в системе сопровождения; несогласованность диагностического аппарата и т.д. И в то же время эта работа со всеми издержками необходима в реальной педагогической практике.
В 2003 г. Управлением специального образования и Управлением воспитания и дополнительного образования детей и подростков Министерства образования РФ были подготовлены «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению школьников в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования», в которых отмечается необходимость построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения.
Суть идеологии сопровождения состоит в комплексном подходе к решению проблем ребенка, это можно осуществить в тесном взаимодействии психологов, учителей и родителей. Чтобы добиться результатов в работе с ребенком, зафиксировать и обеспечить дальнейшее развитие позитивных изменений, психолог, во-первых, должен подготовить учителя к психологически грамотному взаимодействию с ребенком, к поддержке; во-вторых, привлечь семью к сотрудничеству в решении учебных и личностных проблем ребенка. Просвещая родителей, психолог сопровождает их на пути родительского становления.
Взаимодействие учителя и педагога-психолога в психолого-педагогическом сопровождении учащихся как субъектов воспитательно-образовательного процесса необходимо для повышения эффективности этого процесса: психолог может видеть в перспективе и проектировать индивидуальное психическое развитие детей, но конечный результат совместной
работы зависит от учителя, так как именно он реализует психологические рекомендации.
Взаимодействие также может быть различным по форме и содержанию и зависит от степени включенности учителя и психолога в совместную деятельность по психолого-педагогическому сопровождению учащихся. Мы выявили две степени включенности: низкую и высокую.
А.К. Маркова описала уровни взаимодействия учителя и психолога: мотивационно-смысло-целевой; операционально-технологический и рефлексивнорегулятивный [5].
I уровень - мотивационно-смысло-целевой. Происходит осмысление совместной работы учителя и психолога, определяются цели и мотивы сотрудничества, причем цели учителя и психолога могут различаться даже при совпадающих смыслах и мотивах. Сходство и близость мотивов и целей профессионального поведения делает учителя и психолога единомышленниками, включает их в одно общее дело. Сопоставление учителем и психологом своих ценностных ориентиров, смыслов, мотивов, целей, задач способствует выработке их общего профессионального менталитета, т.е. системы общих профессиональных ценностей. Выяснение и уточнение приоритетных ценностей желательно проводить постепенно и регулярно, сверяя их с запросами общества, родителей, самих учащихся. После выработки общих исходных ценностей, целей, а также определения единого языка обсуждения учитель и психолог планируют свои действия по сотрудничеству, которые включают:
1) обследование, анализ, диагноз, прогноз развития учащихся;
2) применение по отношению к ученику одной из стратегий воздействия: развитие и фасилитация; формирование, коррекция;
3) построение и реализация индивидуальных развивающих программ.
II уровень - операционально-технологический. Выбирается и согласовывается стратегия воздействия на ребенка. Возможны: стратегия развития - раскрытие потенциала ребенка, проявление уважения к его личности, усиление заложенных в нем возможностей, стимулирование активности, самостоятельности, ответственности; это развитие, идущее изнутри; стратегия стимулирования саморазвития и индивидуальности с полной опорой на общественно выработанный опыт, когда ребенка обучают многообразным накопленным человечеством приемам психического развития и предлагают ему выбрать из этого арсенала средств те, которые соответствуют его индивидуальности и раскрывают его наиболее полно.
III уровень - рефлексивно-регулятивное взаимодействие. Вызван необходимостью оценивать друг друга, себя, эффективность совместной деятельнос-
ти. Безусловно, целесообразно участие психолога в аттестации учителя, поскольку именно он может качественно оценить позитивные изменения в умственном и личностном развитии ученика; диагностировать его развитие; оценивать совместно с администрацией продуктивность педагогической деятельности. Вместе с тем учитель может и должен участвовать, как эксперт, в профессиональном оценивании вклада школьного психолога в психолого-педагоги-ческое сопровождение учащихся в воспитательнообразовательном процессе. Уровни I, II, III мы отнесли к высокой включенности педагога и психолога в совместную деятельность.
Высоким уровнем включенности является совместная деятельность, сопровождающаяся взаимопониманием. Взаимопонимание - это такая форма взаимодействия индивидов, при которой они осознают содержание и структуру настоящего и возможного очередного действия партнера, понимают испытываемые друг другом чувства и настроения, а также взаимно содействуют достижению единой цели. Уровень взаимодействия учителя и педагога-психолога -важный показатель совместной деятельности.
На наш взгляд, необходимо выделить еще один этап взаимодействия педагога и психолога - этап первичных контактов. На этом этапе имеет место лишь определенное первоначальное и очень упрощенное взаимное или одностороннее их влияние друг на друга с целью обмена информацией и общения, которое в силу конкретных причин может и не достичь своей цели, а потому и не получить дальнейшего развития. Это низкий уровень включенности в совместную деятельность, но, к сожалению, чаще всего именно на этом уровне осуществляется взаимодействие всех субъектов воспитательно-образовательного процесса.
Важно подчеркнуть, что для взаимодействия субъектов воспитательно-образовательного процесса характерны следующие особенности:
1. Равенство психологических позиций субъектов взаимодействия независимо от социального статуса.
2. Равное признание активной коммуникативной роли друг друга.
3. Психологическая поддержка друг друга [8].
Выделяя эти три основные особенности, подчеркнем, что субъект - личность, вступая в общение как систему взаимодействия, сохраняет свою автономность и обеспечивает саморегуляцию своих коммуникативных действий. Качества человеческой субъективности являются основой для развития более глубокой человеческой сущности, сущности второго порядка - его личности и сущности третьего порядка - его индивидуальности [3].
Взаимодействие учителя и психолога в образовательном учреждении может осуществляться через решение следующих задач:
1. Обеспечение психолого-педагогического изучения ребенка, мониторинга интеллектуального, личностного развития и адаптации учащихся к коллективу сверстников и учителям.
2. Создание психолого-педагогических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения.
3. Индивидуальное консультирование учащихся, имеющих проблемы в обучении, в общении со сверстниками, учителями, родителями, связанные с личностными особенностями субъектов образовательной среды.
4. Актуализация психологических знаний учителя, повышение психолого-педагогической компетентности родителей и начальное психологическое обучение учащихся.
Мы опросили 272 учителя из восьми образовательных учреждений, входящих в структуру Регионального центра непрерывного образования Кемеровского государственного университета, которым был задан вопрос: «В чем Вы видите взаимодействие с психологом?» 78% учителей ответили, что в проведении психолого-педагогических семинаров; 84% -в помощи по изучению личности школьника, классного коллектива; 67% - в выявлении причин дезадаптации учащихся; 91% - в выявлении причин
школьной неуспеваемости; 56% - в помощи по работе с одаренными детьми. Таким образом, точками соприкосновения в совместной деятельности психолога и учителя по реализации психолого-педагоги-ческого сопровождения учащихся являются:
1. Изучение личностных особенностей учащихся.
2. Изучение их интеллектуального развития.
3. Изучение адаптации учащихся к новым условиям обучения, коллективу учителей и учащихся.
Изучение личности ребенка и использование учителем полученных данных в воспитательно-образовательном процессе - основа реализации психологопедагогического сопровождения учащихся в воспитательно-образовательном процессе. Учителю необходимо иметь четкое представление об уровне интеллектуального развития, актуальных и потенциальных возможностях, потребностях и жизненных ориентациях учащихся, а это можно осуществить только в совместной деятельности.
В связи с этим нами определены цели и задачи психолого-педагогического сопровождения учащихся в воспитательно-образовательном процессе, которые конкретизируются в соответствии с возрастными этапами обучения (таблица).
Цели и задачи психолого-педагогического сопровождения учащихся в воспитательно-образовательном процессе на разных возрастных этапах
Педагог-психолог Учитель Администрация
1 2 3
Начальная школа Создание психологически комфортной среды обучения, воспитания и развития учащихся
1. Проведение мониторинга изучения познавательной сферы, личностного развития и адаптации учащихся. 2. Формирование «групп риска» по проблемам учащихся и работа с ними по их преодолению. 3. Обучение учителей методикам развития познавательной сферы учащихся. 4. Повышение психологической компетентности педагога 1. Развитие познавательной сферы средствами содержания учебных предметов и специальных уроков «Развитие познавательных способностей». 2. Осуществление педагогической диагностики проблем учения и индивидуальная работа с учащимися по их преодолению 1. Стимулирование интереса у педагогов к изучению путей и средств повышения эффективности образовательного процесса через педагогическую и психологическую диагностики. 2. Организация семинаров по актуализации психолого-педагогических знаний учителя. 3. Организация взаимодействия всех субъектов воспитательно-образовательного процесса
Родители 1. Взаимодействие с учителем, педагогом-психологом, администрацией образовательного учреждения по преодолению трудностей в воспитании, обучении и развитии учащихся. 2. Посещение лектория для родителей
Среднее звено Создание психологически комфортной среды обучения, воспитания и развития учащихся. Консультирование учащихся, родителей в выборе профиля обучения
1. Проведение мониторинга изучения интеллектуального и личностного развития и адаптации учащихся. 2. Формирование «групп риска» по проблемам, выявленным у учащихся, и работа с ними по их преодолению. 3. Консультирование учащихся, родителей по выбору профиля обучения. 4. Психопрофилактические беседы 1. Использование знаний о возрастных и индивидуальных особенностях учащихся в воспитальтельно-образовательном процессе. 2. Развитие мышления средствами содержания учебных предметов. 3. Формирование индивидуального стиля мыслительной деятельности. 4. Педагогическая диагностика проблем обучения и индивидуальная работа с учащимися по их преодолению. 5. Совершенствование навыков педагогического общения: - разрешение конфликтных ситуаций; - преодоление стереотипов восприятия учащихся 1. Организация повышения психологопедагогической компетентности субъектов воспитательно-образовательного процесса. 2. Разработка и реализация индивидуальной траектории обучения одаренных учащихся
О к о н ч а н и е т а б л и ц ы
1
2
3
Родители
1. Взаимодействие с учителем, педагогом-психологом, администрацией образовательного учреждения по преодолению трудностей в воспитании, обучении и развитии учащихся.
2. Посещение семинаров для родителей________________________________________________________________________________________
Старшее звено
Содействие профессиональному самоопределению старшеклассников.
Создание психологически комфортной среды обучения, воспитания и развития учащихся
1. Развитие у учащихся интереса к самоизучению
и самосовершенствованию.
2. Индивидуальное консультирование учащихся.
3. Психопрофилактические беседы
1. Развитие у учащихся способности к рефлексии образовательного процесса.
2. Педагогическая поддержка процесса учения
1. Разработка и реализация индивидуальной траектории обучения одаренных учащихся
Родители
1. Взаимодействие с учителем, педагогом-психологом, администрацией образовательного учреждения по преодолению трудностей в воспитании, обучении и развитии учащихся.
2. Посещение семинаров для родителей________________________________________________________________________________________
Рассматривая институт школы как образовательную систему, субъектами которой являются учащиеся, учителя, родители, следует подходить к деятельности школьного психолога с точки зрения задач, которые возникают при его взаимодействии со всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса, а не избирательно. Психолог, являясь частью образовательной системы со всеми ее связями, особенностями коммуника-
ции и значительным воздействием членов системы друг на друга, не может работать только с учащимися, не рассматривая их и себя в сложной системе взаимодействия. Кроме того, мы должны отметить, что интересы ребенка как развивающейся личности должны находиться в центре взаимодействия психолога со всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса, что соответствует комплексному подходу (рис. 1).
Рис. 1. Взаимодействие субъектов воспитательно-образовательного процесса
Разработанная нами модель взаимодействия субъектов воспитательно-образовательного процесса прошла апробацию в гимназиях и лицеях Центра непрерывного образования Кемеровского государственного университета в течение последних 15 лет и зарекомендовала себя с положительной стороны. Идеология психолого-педагогического сопровожде-
ния учащегося в воспитательно-образовательном процессе соответствует модели взаимодействия субъектов. Данная модель имеет и дальнейшую перспективу развития в контексте не только дифференцированного обучения на современном этапе развития среднего образования, но и личностно-ориентированного обучения в перспективе.
Литература
1. Бардиер Г. Я хочу!: Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. Кишинев: Вирт; СПб.: Дорваль,
1993. 96 с.
2. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М.: Совершенство, 1997. 298 с.
3. Ильяева И.А. Культура общения: Опыт философско-методологического анализа. Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1989.
4. Коновалова Н.Л. Предупреждение нарушений в развитии личности при психологическом сопровождении школьников. СПб.: Изд-
во СПб. ун-та, 2000.
5. Маркова А.К. Сотрудничество учителя и школьного психолога // Педагогика. 1994. № 6. С. 43-51.
6. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1990. 917 с.
7. Письмо Министерства образования РФ № 28-51-513/к от 27.06.2003 г.
8. Руденский Е.В. Социальная психология: Курс лекций. М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1997. 224 с.
9. Чурекова Т.М. Непрерывное образование и развитие личности в системе инновационных учебных заведений. Кемерово: Кузбас-
свузиздат, 2001. 262 с.
THE COOPERATION OF SUBJECTS OF EDUCATIONAL PROCESS IN PSYHO-EDUCATIONAL GUIDANCE OF LEARNERS L.G. Subbotina (Kemerovo)
Summary. The concept of psycho-educational guidance of learners is considered. The basement of necessity of this guidance in the terms of school education modernization is given. The conclusion on necessity of cooperation of all the subjects of educational process is drawn, and the purposes for them are formulated.
Key words: educational process; psycho-educational guidance of learners; cooperation of subjects.