The model of support for children with disabilities Tjurina I. (Russian Federation)
Модель сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья Тюрина И. В. (Российская Федерация)
Тюрина Ирина Владимировна / Tjurina Irina - специалист,
Государственное бюджетное учреждение Архангельской области «Опорно-экпериментальный реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями», г. Архангельск
Аннотация: в статье приводится модель комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями в условиях реабилитационного центра.
Abstract: the article provides a comprehensive model of support for children with disabilities in a rehabilitation center.
Ключевые слова: модель, реабилитация, сопровождение, адаптация, социализация.
Keywords: model, rehabilitation, maintenance, adaptation, socialization.
Основной задачей сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья, является социальная, культурная и медицинская адаптация к современным условиям жизни. Важно соблюдать принцип комплексности и междисциплинарности, учитывать психологические и социальные аспекты развития ребенка.
В ГБУ АО «Опорно-экспериментальном реабилитационном центре для детей с ограниченными возможностями» за годы работы сложилась уникальная модель, в которую помещен ребенок от рождения до 18 лет и старше. Этот подход адекватно отвечает «особым потребностям» детей и направлен на активное включение ребенка во все возможные сферы жизни общества. Уникальность модели заключается в непрерывном сопровождении ребенка и его семьи, в создании условий для развития и расширения его возможностей, способностей, интересов, склонностей от момента рождения до выхода во взрослую жизнь. Семья по мере взросления ребенка последовательно участвует в различных реабилитационных программах. Команда специалистов создается вокруг ребенка на каждом этапе в зависимости от его потребностей. На эту задачу работает 8 программ, реализуемых в Центре: программа раннего вмешательства, программа психолого-педагогического сопровождения, программа сопровождения детей дошкольного возраста с множественными нарушениями развития, программа адаптации и индивидуального развития, программа альтернативной коммуникации, программа восстановительного лечения, программа домашнего визитирования, молодежный клуб «Ю -тайм».
Команда, реализующая программу раннего вмешательства, нацелена на оказание помощи семьям, имеющим детей, подверженных риску задержки развития, или детей с особыми потребностями первых лет жизни. Все формы работы направлены на семью в целом. Родители являются не только получателями, но и равноправными участниками реабилитационного процесса, а значит, и частью команды [1, с. 244]. Работа строится на основе родительского запроса и имеет следующие формы: оценка развития по специальным
диагностическим шкалам, консультирование, индивидуальные и групповые занятия, визитирования на дому, родительский клуб, музыкальные занятия и др. Получая столь разнообразную и комплексную помощь с первых дней жизни ребенка, родители быстрее справляются с кризисом принятия обстоятельств,
связанных с особенностями развития их малыша. Семья перестает замыкаться, постепенно формируется иное виденье ситуации, открываются перспективы. Выходя из программы раннего вмешательства, ребенок получает дальнейший образовательный маршрут, который может быть продолжен в различных дошкольных учреждениях города или в Центре.
Социализация и реабилитация детей от 3 -х до 18 лет, имеющих особое развитие, продолжается в программе психолого-педагогического сопровождения. Работа специалистов направлена на всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями. Применяются такие формы работы, как консультация логопеда, психолога, дефектолога, психотерапевта, сенсорная комната, семейная творческая мастерская, тематические тренинги, индивидуальные и групповые занятия. Кроме того, функционирует социальная группа медико-психологопедагогической поддержки, где ежегодно получают помощь дети с тяжелыми нарушениями в возрасте 5-9 лет. Развивающая работа с данной группой детей проходит как подготовка к школе.
Программа сопровождения детей дошкольного возраста с множественными нарушениями развития реализуется в специальных группах. Специалисты этого отделения работают с детьми дошкольного возраста с 3 -х до 8 лет, имеющими тяжелые множественные нарушения развития (двигательные, речевые, психические, когнитивные). В работе используются методы и приемы структурированной педагогики. Для данной категории детей дошкольное образование в рамках образовательной системы города практически недоступно, поэтому потребность в общении и социализации реализуется исключительно в рамках группы.
Подходя к рубежу 7-8 лет, каждый ребенок вновь получает образовательный маршрут. На базе Центра осуществляется педагогическое сопровождение учащихся специальных (коррекционных) классов VI вида. Осуществляется реализация программ начального, основного и среднего (полного) общего образования.
Параллельно каждый ребенок участвует в программе адаптации и индивидуального развития, которая направлена на социальную адаптацию детей в общество, помогает в определении социального статуса ребёнка с особым развитием в аспектах его возможностей самообслуживания. Специалисты работают по самым разнообразным направлениям: консультирование, социально -правовое сопровождение, информационно-методическая помощь и социокультурная интеграция.
Программа восстановительного лечения также сопровождает детей и оказывает квалифицированную медицинскую помощь, занимается составлением индивидуальных абилитационных, реабилитационных маршрутов для детей и подростков с ограниченными возможностями и их поэтапной реализацией.
Семьи, имеющие детей с ограниченными возможностями, и в силу тяжести состояния не имеющие возможности посещать Центр, курируются программой домашнего визитирования. На дому можно получить весь комплекс предоставляемых услуг: консультации всех специалистов отделения, обучение родителей основам физической абилитации и реабилитации в домашних условиях.
Работа молодежного клуб «Ю-тайм» позволяет реализовать себя молодым людям с ограниченными возможностями здоровья. Клуб посещают как воспитанники Центра, так и бывшие выпускники. Благодаря деятельности клуба его участники пишут проекты, выигрывают гранты, состоят в молодежном совете при мэрии города.
Данная модель сопровождения является непрерывной, логически выстроенной и позволяет на каждом этапе повышать качество жизни и максимально соответствовать запросам семьи и ребенка.
Литература
1. Аксенова О. Е. и др. Введение в абилитацию детей. Архангельск: ОАО ИПП «Правда Севера», 2009. - 360 с.