УДК/UDC 37.013
Л. Н. Ларина
L. Larina
НЕПРЕРЫВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ФОРМАТЕ «ШКОЛА — КВАНТОРИУМ — ВУЗ — ПРЕДПРИЯТИЕ»
CONTINUING EDUCATIONAL MODEL OF ENGINEERING AND TECHNICAL TRAINING FOR SCHOOL STUDENTS IN THE CASE "SCHOOL — QUANTORIUM — UNIVERSITY — ENTERPRISE"
Введение. В последние годы система дополнительного образования детей в России претерпевает существенные трансформации, вызванные как изменением форматов современного образования в мире, так и динамикой научно-технического прогресса в целом. Все это требует новых государственных глобальных проектов, новой нормативной базы и, в конечном итоге, создания новых подходов к управлению системой дополнительного образования (механизмов, форматов, структур).
Методология. Ключевым подходом к вызовам в сфере научно-технического творчества (НТТ) представляется создание системы непрерывного образования школьников с 1-го по 11-й класс в формате «школа — кванториум — вуз — предприятие». Рассмотрен метод проектно-ориен-тированного обучения в дополнительном образовании детей. Проведен анализ вызовов и трендов, меняющих современный ландшафт образования.
Результатом работы модели непрерывного образования с 1-го по 11-й класс является профессиональная и психологическая готовность выпускника школы к интеграции в деловое молодежное сообщество области и России, к запуску стартапов, экспертным оценкам и первому опыту реальных заказов от предприятий.
Заключение. В целях разработки нового формата организации дополнительного образования детей в технопарке «Кванториум» Томской области создана и успешно реализуется новая концепция практико-ориентированного обучения «От идеи к реальным проектам!».
Introduction. In recent years, the system of additional education for children in Russia has undergone significant transformations, caused both by changes in the formats of modern education in the world, and by the dynamics of scientific and technological progress in general. All this requires new state global projects, a new regulatory framework, and ultimately the creation of new approaches to managing the system of extra-curriculum education (mechanisms, formats, structures).
Materials and Methods. A key approach to the challenges in the field of scientific and technological creativity is the formation of a system of continuous education for school students from the 1st to the 11th grade in the format "School — Quantorium — University — Enterprise". The method of project-based learning in the extra-curriculum education for school students is considered. The analysis of challenges and trends that change the modern landscape of education is analyzed.
Results. The result of the work of the continuous education model from the 1st to the 11th grade is the professional and psychological readiness of the school graduate to integrate into the business youth community of the region and Russia, to launch start-ups, expert assessments and the first experience of real orders from enterprises.
Conclusions. In order to develop a new format for organizing extra-curriculum education for school students in the Technology Park "Quantorium" in the Tomsk region, a new concept of practice-based learning has been created and is being successfully implemented as: "From idea to real projects!".
Ключевые слова: непрерывная образовательная модель «школа — кванториум — вуз — предприятие», научно-техническое творчество, дополнительное образование школьников.
Keywords: continuous educational model "school — Quantorium — university — enterprise", scientific and technical creativity, extra-curriculum education of school students.
Введение
В последние годы система дополнительного образования детей в России претерпевает существенные трансформации, вызванные как изменением форматов современного образования в мире, так и динамикой научно-технического прогресса в целом. Все это требует новых государственных глобальных проектов, новой нормативной базы и в конечном итоге — создания новых подходов к управлению системой дополнительного образования (механизмов, форматов, структур).
Обозначенные изменения характеризуются как вызовами, так и трендами. Под трендами мы будем понимать появление новых форматов и структур, требующих изменения подходов к управлению системой образования, а также ресурсов (интеллектуальных, материально-технических, учебно-методических), а под вызовами — необходимость создания нового содержания лучших сложившихся практик образования.
Одним из трендов современной системы дополнительного образования является создание федеральной сети детских образовательных технопарков «Кванториум».
Детский технопарк «Кванториум» — новый проектно-ориентированный формат научно-технического творчества. В Томской области технопарк имеет восемь направлений-квантумов: информационные технологии, виртуальная и дополненная реальность, промышленный дизайн, геоинформатика, аэро- и космическая инженерия, биотехнологии, робототехника. Охват обучающихся в год — 1010 человек, основной контингент — обучающиеся 5-10-х классов.
В Томской образовательной системе детский технопарк «Кванториум» — явление новое, но уже достаточно известное. Только за 2017 г. проведены:
• более 60 выездных мастер-классов в школах Томска для более чем 2 тыс. человек;
• «Технопробег» в 6 муниципалитетах для 537 человек;
• экскурсии для более 800 участников;
• дни открытых дверей для более 2 тыс. человек.
Новые тренды диктуют и новые требования к формированию компетенций современного школьника: изобретательство, самомотивация, умение работать в команде, изобретательское мышление, навыки проектного управления, технологии постановки задач, эвристика [1 ].
В этой связи ключевым подходом к вызовам в сфере научно-технического творчества (НТТ) представляется создание системы непрерывного образования с 1-го по 11-й класс в формате «школа — кванториум — вуз — предприятие».
Создание такой системы ориентировано на приоритеты в образовании как государственного, так и регионального уровней: доступное качественное дополнительное образование, массовое вовлечение детей в научно-техническое творчество, разнообразные форматы дополнительного образования, индивидуальные образовательные траектории (портальные решения), лучшие зарубежные практики, лидерские проекты Ассоциации стратегических инициатив (АСИ), интеграция с научно-образовательным комплексом Томской области.
Все вышеперечисленное требует принципиально новой методологии организации образовательного процесса, гибкой и отвечающей вызовам и трендам времени. В настоящий момент одной из самых известных и востребованных методологий является компетентностный подход, определяющий результат образования в виде сформированных компетенций/компетентностей [2]. Однако, несмотря на непрерывный процесс актуализации методологии этого подхода [3], все еще остается ряд проблемных моментов, связанных как с определением основных понятий, так и с ее практическим внедрением в образовательный процесс [4]. Наличие данной проблемы иллюстрируют как стандартизированная методология обучения, представленная в нормативных документах, так и зачастую отсутствие ресурсов и способности педагогических кадров к внедрению инноваций в процесс обучения.
В целях решения данной проблемы теоретики и практики современной системы образования предлагают различные новые методологии организации образовательного процесса [5]. Среди них наибольший интерес представляют все типы так называемого педагогического дизайна образовательных курсов [6].
К наиболее близким к схеме «школа — кванториум — вуз — предприятие» относятся следующие модели проектирования и реализации образовательного процесса:
• идеология «обратного дизайна» [7; 8];
• проблемно ориентированное обучение [9];
• проектно-ориентированное обучение [10];
• обучение через вызов [11];
• командное обучение [12];
• целеполагание в обучении через актуализированную таксономию Блума (от запоминания до изобретения) [13];
• процессная модель педагогического дизайна и организации обучения [14; 15].
Методология
С опорой на новые целевые установки к дополнительному образованию [5-15], а именно к практико-ориентированному обучению на основе реальных заказов от предприятий, в АНО ДО «Детский технопарк «Кванториум» разработана принципиально новая концепция организации образовательного процесса. В основе концепции лежит идеология так называемой квантовой сце-пленности образовательной, проектной и событийной совокупности квантов. Результат — интегрированная образовательная программа, сочетающая образовательную, событийную и проектную составляющие образовательного процесса (рис. 1).
АЭРО ■ VR ■ БИО ■ ПРОМ.Д
Рис. 1. Модель организации образовательного процесса в детском технопарке «Кванториум» Томской области
Организация образовательных программ в детском технопарке представляет собой трехуровневую модель (рис. 2), включающую базовые образовательные программы, программы углубленного уровня (совместные с вузами и предприятиями) и программы исследовательского уровня (также совместные с вузами и предприятиями).
Учебные программы на 60 часов по 8 квантам
Базовые
Продвинутые
Специализированные
•Траектории все бесплатны для ребят при условии постоянного повышения собственного уровня
1-й уровень
> Профильная программа по сетевой форме с другой организацией: вузом, лабораторией, предприятием и пр.
2-й уровень
> Соревновательная деятельность на отработку инженерных компетенций
> Углубленная программа на погружение
после базовой
> Проектная деятельность кейсовым методом
на площадке технопарка от 3 месяцев до 1 года
3-й уровень
> Продолжение траектории
в профильных лабораториях на базе вузов
> Реализация заказов от предприятий.
С прохождением стажировок на производствах
> Детское технологическое волонтерство. Курирование проектов младших ребят
Рис. 2. Трехуровневая модель организации образовательных программ детского технопарка «Кванториум» Томской области
На базовом (вводном) уровне разработаны практико-ориентированные образовательные программы по восьми профилям (квантумам). Цель программ — формирование основных инженерно-технических компетенций, соответствующих основным этапам выполнения проекта. В рамках обучения по программам школьники выполняют проектные кейсы и учебные проекты.
СОБЫТИЙНАЯ ЧАСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ (МЕРОПРИЯТИЯ)
Рис. 3. Структура базовой образовательной программы детского технопарка «Кванториум» Томской области
Структура базовой образовательной программы представлена на рисунке 3. В основе образовательной программы лежит интегрированный учебный план, построенный по модульно-вариа-тивному принципу. Программа содержит обязательную и факультативную части. Составные организационные части программы: Блоки — Компоненты — Подблоки (комплексы модулей) — Модули (разделы) — Темы. Единица учебного плана — Модуль (раздел) и Тема. Блоки делятся на профори-ентационный, образовательный, специализированный, событийный и содержат смысловые подблоки (комплексы): Введение в квант, Основная теория, Примеры и задачи, Проекты и исследования, Погружение, Расширение, Научно-образовательные, Культурно-познавательные мероприятия. Подблоки содержат модули (тематические разделы), которые состоят из тем.
Обязательная часть образовательной программы содержит базовый и элективно-вариативный компоненты; факультативная (необязательная) часть образовательной программы включает научно-образовательные и культурно-познавательные мероприятия. Модули подразделяются на целевые (ориентированные на конкретный квант) и универсальные межпрограммные (применимы для всех квантов, отмечены в подблоках на рисунке значком*). Посредством межпрограммных модулей осуществляется интеграция обучения и коммуникации по всем квантумам технопарка, а также подготовка и обеспечение перехода к проектам, основанным на заказах от предприятий.
Введение в квант в профориентационом блоке (базовый компонент) направлено на формирование мотивации для проектной и исследовательской работы по данному направлению. В образовательном блоке основная теория, примеры и задачи (базовый компонент) отвечают за профессиональную подготовку для программ второго этапа (углубленного уровня) путем выполнения задач и изучения основной теории (принцип: проект первичен, теория вторична). Проекты и исследования в образовательном блоке (элективно-вариативный компонент) направлены на выполнение обучающимися мини-проектов в целях формирования компетенций для проектной деятельности по заказам от предприятий. Специализированный блок может быть направлен как на достижение учебной цели «углубление» — проектная работа учащихся, намеревающихся специализироваться (углубляться) в выбранном кванте, так и на «расширение» — обучение по специальным главам для учащихся других квантов (с целью подготовки к межквантовым проектам).
Сформулируем основные принципы организации образовательного процесса в детском технопарке «Кванториум» Томской области:
• принцип разноуровневости в организации обучения (внутри- и внешнепрограммная);
• принцип модульно-вариативного построения учебных планов и программ (элективно-вариативный компонент позволяет реализовать персональные потребности в обучении в зависимости от уровня входных компетенций и сферы интересов);
• принцип интегрированности образовательной программы (интеграция образовательного, проектного и событийного направлений деятельности; интеграция различных структурных единиц: блоков, компонентов, модулей, тем);
• принцип ресурсоэффективности — оборудование и квалифицированные кадры в одном месте; использование дидактических ресурсов (задания, мини-проекты) для расширения знаниевых и прикладных компетенций, а также создания дополнительных механизмов образовательной мотивации.
Одним из наиболее важных условий формирования индивидуально востребованных компетенций обучающимися является обеспечение разноуровневости в образовательных программах детского технопарка «Кванториум». В Томской области следует выделить как внутри-, так и внешне-программный уровни организации обучения.
Внутрипрограммный уровень реализуется в рамках обучения по образовательным программам технопарка и имеет задачу организации образовательного процесса по уровням в соответствии:
• с возрастными категориями учащихся;
• уровнем компетенций внутри одной возрастной группы.
Организационными решениями данной задачи представляются следующие:
• универсальная интегрированная образовательная программа (единый интегрированный учебный план для всех возрастных и компетентностных категорий за счет универсальных модулей);
• модульно-вариативный принцип составления учебных планов и содержания образовательной программы, использование элективно-вариативного блока.
Разноуровневость по возрастным категориям обеспечивается элективностью тем и проектов внутри универсальных модулей за счет введения в учебные планы элективно-вариативного компонента.
Разноуровневость по уровню компетенций внутри каждой возрастной группы обеспечивается за счет элективности мини-проектов.
Возможные сценарии реализации разноуровневости программ технопарка представлены на рисунках 4-8.
Внешнепрограммный уровень реализуется при обучении по программам в сетевом взаимодействии с вузами и предприятиями. Задача данного этапа состоит в построении эффективной континуитетной (непрерывной) интегрированной модели образования, обеспечивающей расширение доступа к знаниям и практическим навыкам за счет вовлечения образовательных, производственных и общественных структур города и области. Организационным решением задачи может
Разноуровневость по возрасту
Разноуровневость по компетенциям
Разноуровневость по учебным приоритетам
5-6-й кл.
7-8-й кл. 3
ш та
9-10-й кл.
Образ. блок. Базовый комп.
Образ. блок.1 Элект. комп.
Проф. блок
Образовательные траектории (обязательная часть программы)
Спец. блок. Элект. комп.
Рис. 4. Сценарий 1
Разноуровневость по возрасту
Разноуровневость по компетенциям
Разноуровневость по учебным приоритетам
Образ. блок. Базовый комп.
Образ. блок.1 Элект. комп.
Проф. блок
Образовательные траектории (обязательная часть программы)
Спец. блок. Элект. комп.
Рис. 5. Сценарий 2
Разноуровневость Разноуровневость Разноуровневость по возрасту по компетенциям по учебным приоритетам
-►
Рис. 6. Сценарий 3
Разноуровневость Разноуровневость Разноуровневость по возрасту по компетенциям по учебным приоритетам
Расширение (др. квант)
Погружение
Образ. блок. Образ. блок. Спец. блок.
Проф. блок Базовый комп. Элект. комп. Элект. комп.
Образовательные траектории (обязательная часть программы) -►
Рис. 7. Сценарий 4
Разноуровневость Разноуровневость Разноуровневость по возрасту по компетенциям по учебным приоритетам
■ I I
Образ. блок. Образ. блок. Спец. блок.
Проф. блок Базовый комп. Элект. комп. Элект. комп.
Образовательные траектории (обязательная часть программы) -►
Рис. 8. Сценарий 5
быть создание организационных структур/сообществ для интеграции образовательного процесса и реальных запросов общества (производства, вузов, общественных организаций). Аналогичный зарубежный опыт основывается на понятии Smart Educational Systems [16], что объединяет Smart Technologies и Educational Systems. На примере детского технопарка «Кванториум» это:
• создание сообществ внутри школ (продолжение проектной работы в школах, с привлечением преподавателей из технопарка для консультирования);
• создание клубов внутри технопарка для продолжающих по интересам;
• создание внешнего координирующего центра/объединения/инфраструктуры (создание партнерских связей, кураторство выпускников технопарка);
• привлечение организационной и финансовой поддержки от федеральных и муниципальных органов управления.
Данная идеология требует тесной интеграции с другими участниками научно-образовательного комплекса Томской области: школами, вузами, предприятиями. В результате непрерывная образовательная модель с 1-го по 11-й класс представляет собой комплекс структур, ресурсов и форматов, реализуемых на разных ступенях образования. В данной системе гармонично сотрудничают организации с различными типами собственности: школы, автономные некоммерческие организации (АНО), вузы, предприятия, общественные организации. Концепцию данной непрерывной интегрированной модели иллюстрирует рисунок 9.
Вузы
Программы предподготовки в школах
Выездные мероприятия
Программы ДО, кейсы, проекты, специализации
Кванториум
î Î
Мастер- Мастер-
классы классы
вузов предприятий
Тематические программы, летние смены
Школы + ЦДО + вузы + технопарк
р о
и в а н
■
л а
т р
о П
Предприятия-партнеры
_г
Рис. 9. Концепция непрерывной интегрированной модели дополнительного образования детского технопарка «Кванториум» Томской области
Для старшего звена НТТ реализуется по совместным образовательным программам (СОП] и проектам (так называемым программам углубленного уровня] с вузами, предприятиями, общественными организациями.
Рассмотрим организационную модель программ углубленного уровня на примере совместной образовательной программы детского технопарка с Томским политехническим университетом «Через тернии к звездам», и профилизацией в области конкретного проекта — «Комплекс дистанционной функциональной диагностики состояния космонавта». Организационная модель данной совместной программы соответствует концепции обучения через вызов и представлена на рисунке 10.
Требования к подготовке инженеров
Рис. 10. Модель реализации совместной образовательной программы между АНО ДО «Детский технопарк «Кванториум» Томской области и Томским политехническим университетом
Данная образовательная программа представляет собой совокупность проектной и образовательной деятельности.
Проектная деятельность состоит из трех проблемных задач, включающих решение трех практических кейсов: определение показателей хорошего самочувствия космонавтов (выбор комплекса датчиков]; создание датчиков для оценивания самочувствия космонавтов; определение корреляции между показателями датчиков и изменением самочувствия космонавтов.
Каждой проблемной задаче предшествует предподготовка, включающая теоретическую часть в классе и самостоятельное изучение рекомендованных источников дома, а также выполнение домашнего задания.
Учебным планом программы предусмотрено обучение на площадках четырех квантумов технопарка: Космо, 1Т, Био, Робо (монтажная мастерская]. Внешняя академическая мобильность подразумевает проведение занятий в объеме 1/3 учебного плана на площадках Томского политехнического университета в формате лабораторных работ. Во время этих занятий группа осваивает 3й-моделирование с использованием специализированных программных комплексов Т-Нех-САй и а также знакомится с основными средствами связи космических аппаратов, приемами
и обработкой телеметрических данных со спутника в Центре управления полетами ТПУ. В структуре внеучебного блока программы также предусмотрено проведение занятия на производственных площадках научно-производственного центра «Полюс».
Таким образом, данная программа является частью непрерывной интегрированной модели непрерывного НТТ-образования по траектории «школьник — студент — инженер». Программа построена в соответствии с основными этапами выполнения инженерного проекта. Группа школьников работает как команда конструкторского бюро. Результат обучения — это реальный продукт (система датчиков, определяющих функциональное состояние космонавта], а также приобретение обучающимися ключевых компетенций детского технопарка «Кванториум»: самомотивации, умения работать в команде и способности решать реальные задачи.
В комплексной модели развития НТТ-обучению в технопарке предшествуют уроки технологии в школе в новом формате. Новый формат означает: расширение образовательных треков (подоб-
ных квантумам в технопарке), создание лабораторий, новое обеспечение (в том числе онлайн-курсы), материально-техническое оснащение и база проектных кейсов, разрабатываемых опорными школами-партнерами (рис. 11).
Создание совместной базы проектных кейсов
Разработка совместных образовательных программ
Школы-партнеры
Кванториум
Портальная поддержка индивидуализации обучения
Рис. 11. Схема партнерского взаимодействия детского технопарка с опорными школами-партнерами
Очевидно, что развитой и разнообразной системе научно-образовательного комплекса Томской области необходим универсальный и современный инструмент, позволяющий связать конкретные педагогические задачи дополнительного образования с практическими возможностями и копьютерными сервисами, в частности возможностями виртуального окружения проектной деятельности и аналитикой роста компетенций обучающихся.
Именно таким инструментом является разработанный партнером детского технопарка — АНО ДПО «Открытый молодежный университет» (www.omu.ru). Цифровой навигатор научно-технического развития молодежи в Томской области ЕхЁепит используется, с одной стороны, в целях профессиональной ориентации молодежи в пространстве дополнительного проектно-ориентиро-ванного образования, а с другой — дает возможность педагогам использовать технологии с целью углубления и расширения процесса обучения (рис. 12). На портале создана база идей проектов, галерея разработок, коммуникатор, профили, а также уникальная в России автоматизированная система расчета компетенций, позволяющая старшекласснику сделать правильный выбор профессии и вуза.
Профиль ребенка с картой компетенций. Техническое направление и проектная деятельность
Бло-ги Люди Проекты Выпускники Расписание Курсы Мероприятия КВАНТПРИЫМ -------------------------------------------------
Рис. 12. Цифровой навигатор научно-технического развития молодежи в Томской области — ЕхЬвпцт
Результаты
Отличительная особенность образовательной модели в детском технопарке — практико-ори-ентированное обучение. Концепция гениальна и проста: от идеи к реальному проекту, то есть практическому воплощению (изготовлению) идеи. Другая особенность — комплексный подход к обучению — ребята собираются в проектные команды, участвуют в конкурсах, мероприятиях и выходят на конкретный результат (проект).
Реализация новой концепции «от идеи к реальным проектам» возможна только в условиях интеграции с другими участниками томского научно-образовательного комплекса: школами, колледжами, вузами, предприятиями.
Именно такой подход может обеспечить выполнение задач приоритетного государственного проекта «Доступное дополнительное образование»:
• массовое приобщение обучающихся к научно-техническому творчеству;
• ранняя профориентация;
• навигация в целях построения индивидуальных траекторий;
• доступность образовательных программ для районов.
Какие же механизмы способствуют достижению поставленных задач? Это возможно достичь путем:
• построения единой системы развития НТТ-компетенций детей;
• комплексного подхода (программы, практика, онлайн-курсы, мероприятия, соревнования, реальные заказы);
• интеграции ресурсов школ, колледжей, вузов, предприятий как опорных площадок по отдельным направлениям;
• движения обучающихся по траектории «школа — кванториум — вуз — предприятие».
Заключение
Сегодня система дополнительного образования активно перестраивается в соответствии с приоритетными государственными проектами. Все это требует нового формата организации дополнительного образования детей. Ответом на вызовы времени может быть новая концепция «От идеи к реальным проектам!»
Результатом работы модели непрерывного образования с 1-го по 11-й класс является профессиональная и психологическая готовность выпускника школы к интеграции в деловое молодежное сообщество области и России, к запуску стартапов, экспертным оценкам и первому опыту решения реальных задач от предприятий области.
Детский технопарк «Кванториум» в данной системе представляется интегратором научно-технического творчества обучающихся в тесном взаимодействии со школами, колледжами, вузами, предприятиями, что в целом обеспечивает принцип ресурсоэффективности в системе дополнительного образования в Томской области.
Литература
1. Ларина Л. Н. Бенчмаркинг образовательных программ ведущих зарубежных вузов как инструмент повышения конкурентоспособности российских университетов на мировом рынке при реализации международного рекрутинга студентов // Университетское управление. 2016. № 6. С. 103-110.
2. Future Technologies in Education [Electronic resource]. URL: http://study.com/academy/lesson/future-technology-in-the-classroom.html (дата обращения: 22.07.2018).
3. NMC/CoSN Horizon Report. 2017 K-12 Edition [Electronic resource]. URL: https://cdn.nmc.org/media/2017-nmc-cosn-horizon-report-k12-EN.pdf (дата обращения: 22.07.2018).
4. STEM learning [Electronic resource]. URL: https://www.stem.org.uk/ (дата обращения: 22.07.2018).
5. Federal science, technology, engineering, and mathematics (STEM) education 5-year strategic plan. A report from the Committee on STEM education, National science and technology Council, May, 2013 [Electronic resource]. URL: https:// www.whitehouse.gov/sites/default/files/microsites/ostp/stem_stratplan_2013.pdf (дата обращения: 22.07.2018).
6. National STEM school education strategy. A comprehensive plan for science, technology, engineering and mathematics education in Australia [Electronic resource]. URL: http://www.educationcouncil.edu.au/site/DefaultSite/filesystem/ documents/National%20STEM%20School%20Education%20Strategy.pdf (дата обращения: 22.07.2018).
7. Программы дополнительного образования LEGO Education [Электронный ресурс]. URL: https://education.lego.com/ ru-ru/afterschool (дата обращения: 22.07.2018).
8. LUMA Centre Finland [Electronic resource]. URL: http://h75.it.helsinki.fi/centre (дата обращения: 22.07.2018).
9. Center for STEM Education, University of Notre Damme [Electronic resource]. URL: https://stemeducation.nd.edu/ (дата обращения: 22.07.2018).
10. India Stem Foundation [Electronic resource]. URL: https://www.indiastemfoundation.org/ (дата обращения: 22.07.2018).
11. STEM Mini Science Center [Electronic resource]. URL: http://stemlearning.in/ (дата обращения: 22.07.2018).
12. First LEGO League Junior India [Electronic resource]. URL: https://juniorfirstlegoleagueindia.org (дата обращения: 22.07.2018].
13. ATLAB STEM Academy India [Electronic resource]. URL: http://www.atlabstemacademy.com/ (дата обращения: 22.07.2018].
14. Penang Science Cluster [Electronic resource]. URL: www.pscpen.com (дата обращения: 22.07.2018].
15. Commonwealth Scientific and Industrial Research Organization (CSIRO) [Electronic resource]. URL: http://www.csiro.au/ en/Education/Programs/Indigenous-STEM (дата обращения: 22.07.2018].
16. Elevate learning outcomes. Empowering educators to inspire greatness [Electronic resource]. URL: https://education. smarttech.com/ (дата обращения: 22.07.2018]
17. Warren Simmons. Smart Education Systems: Community-Centered School Reform [Electronic resource]. URL: http:// annenberginstitute.org/who-we-are/smart-education-systems (дата обращения: 22.07.2018].
18. Warren Simmons. From Smart Districts to Smart Education Systems: Design Principles for Urban System Transformation. Boston University School of Education Faculty Retreat [Electronic resource]. URL: http://www.bu.edu/sed/files/2013/07/ Boston-University-Simmons.pdf (дата обращения: 22.07.2018].
References
1. Larina L.N. Benchmarking obrazovatel'nyh programm vedushhih zarubezhnyh vuzov kak instrument povyshenija konkurentosposobnosti rossijskih universitetov na mirovom rynke pri realizacii mezhdunarodnogo rekrutinga studentov [Benchmarking of educational programs of leading foreign universities as a tool to increase the competitiveness of Russian universities in the world market in the implementation of international recruiting of students]. University Management, 2016, no. 6, pp. 103-110. (In Russian].
2. Future Technologies in Education. Available at: http://study.com/academy/lesson/future-technology-in-the-classroom. html (accessed 22.07.2018].
3. NMC/CoSN Horizon Report. 2017 K-12 Edition. Available at: https://cdn.nmc.org/media/2017-nmc-cosn-horizon-report-k12-EN.pdf (accessed 22.07.2018].
4. STEM learning. Available at: https://www.stem.org.uk/ (accessed 22.07.2018].
5. Federal science, technology, engineering, and mathematics (STEM] education 5-year strategic plan. A report from the Committee on STEM education, National science and technology Council, May, 2013. Available at: https://www.whitehouse. gov/sites/default/files/microsites/ostp/stem_stratplan_2013.pdf (accessed 22.07.2018].
6. National STEM school education strategy. A comprehensive plan for science, technology, engineering and mathematics education in Australia. Available at: http://www.educationcouncil.edu.au/site/DefaultSite/filesystem/documents/ National%20STEM%20School%20Education%20Strategy.pdf (accessed 22.07.2018].
7. Programmy dopolnitel'nogo obrazovaniya LEGO Education [Additional education programs LEGO Education]. Available at: https://education.lego.com/ru-ru/afterschool (accessed 22.07.2018]. (In Russian].
8. LUMA Centre Finland. Available at: http://h75.it.helsinki.fi/centre (accessed 22.07.2018].
9. Center for STEM Education, University of Notre Damme. Available at: https://stemeducation.nd.edu/ (accessed 22.07.2018].
10. India Stem Foundation. Available at: https://www.indiastemfoundation.org/ (accessed 22.07.2018].
11. STEM Mini Science Center. Available at: http://stemlearning.in/ (accessed 22.07.2018].
12. First LEGO League Junior India. Available at: https://juniorfirstlegoleagueindia.org (accessed 22.07.2018].
13. ATLAB STEM Academy India. Available at: http://www.atlabstemacademy.com/ (accessed 22.07.2018].
14. Penang Science Cluster. Available at: www.pscpen.com (accessed 22.07.2018].
15. Commonwealth Scientific and Industrial Research Organization (CSIRO]. Available at: http://www.csiro.au/en/Education/ Programs/Indigenous-STEM (accessed 22.07.2018].
16. Elevate learning outcomes. Empowering educators to inspire greatness. Available at: https://education.smarttech.com/ (accessed 22.07.2018]
17. Warren Simmons. Smart Education Systems: Community-Centered School Reform. Available at: http://annenberginstitute. org/who-we-are/smart-education-systems (accessed 22.07.2018].
18. Warren Simmons. From Smart Districts to Smart Education Systems: Design Principles for Urban System Transformation. Boston University School of Education Faculty Retreat. Available at: http://www.bu.edu/sed/files/2013/07/Boston-University-Simmons.pdf (accessed 22.07.2018].
УДК/UDC 373.5(571.16) Н. П. Лыжина, М. О. Сарычева
N. Lyzhina, M. Sarycheva
РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАСТАВНИЧЕСТВА ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ: МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ
REGIONAL SYSTEM OF TEACHER MENTORING IN TOMSK REGION: MECHANISMS OF FORMATION AND DEVELOPMENT
Введение. Исходя из социально-экономических особенностей Томской области, целей и задач по развитию кадрового потенциала системы общего образования, авторы статьи раскрывают механизмы формирования и развития системы педагогического наставничества в регионе.