Биушкина С.С., Мартынова. Е.А., Романенкова Д.Ф.
МОДЕЛЬ РЕГИОНАЛЬНОГО ЦЕНТРА ОБРАЗОВАНИЯ ИНВАЛИДОВ ПРИ УЧРЕЖДЕНИИ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Модель центра образования инвалидов в учреждении высшего профессионального образования», проект №0 6-0 6-0 0 0 62а.
Аннотация
В статье представлен опыт Челябинского государственного университета по созданию модели регионального центра образования инвалидов. Определены цели, задачи данной работы, описаны реализуемые образовательно-реабилитационные программы. Приведены практические результаты внедрения данной модели в ЧелГУ.
Доступность высшего образования для лиц с ограниченными физическими возможностями (инвалидов), число которых в России составляет от семи до десяти процентов всего населения регионов, представляет собой актуальную социальную и педагогическую проблему. Как показали социологические опросы, около 20% молодых инвалидов хотели бы получить высшее образование, работать в дальнейшем по полученной специальности, стать полноправными членами общества, обеспечивая необходимый уровень жизни себе и своей семье.
Однако, получение инвалидами высшего образования сдерживается рядом факторов, препятствующих интеграции инвалидов в систему высшего образования, сложностями во время учебы в вузе, когда формы, условия и методики обучения противоречат тем или иным особенностям инвалидов.
Комплексное решение проблемы обеспечения доступности высшего образования для инвалидов может быть достигнуто путем разработки и обоснования модели Регионального центра образования инвалидов, функционирующего при учреждении высшего профессионального образования на базе его материальнотехнического, кадрового и информационного потенциала.
Региональный центр образования инвалидов, функционирующий при учреждении высшего профессионального образования (далее - РЦОИ) выполняет следующие задачи:
реализует качественный системный подход к непрерывному образованию инвалидов на базе учреждения высшего профессионального образования;
создает условия и обеспечивает интегрированное обучение инвалидов по программам высшего профессионального образования;
осуществляет координирующее межведомственное взаимодействие, в т.ч. с общеобразовательными и специальными (коррекционными) образовательными учреждениями, учреждениями начального и среднего профессионального образования региона для обеспечения качества, доступности и непрерывности процесса образования инвалидов;
выполняет функции научно-методического, информационно-просветительского центра и центра подготовки кадров в регионе в сфере образования инвалидов;
является центром информационно-технологических ресурсов и дистанционного обучения инвалидов, проживающих в регионе, по программам школьного обучения, специальным образовательно-реабилитационным программам в части довузовской подготовки и высшего профессионального образования.
Построение модели Регионального центра включает в себя определение цели его построения и функционирования, разработку организационной основы деятельности, методологических принципов построения и функционирования образовательного процесса и его структурного состава (субъекты образования, содержание и средства образования, методов обучения и воспитания), анализ внутренних и внешних связей центра.
Цель построения и функционирования Регионального центра это высшее образование инвалидов, т.к. именно высшее образование является наиболее эффективным средством социализации инвалидов и их интеграции в социум и достижения независимой жизни.
Методологическими принципами построения и функционирования Регионального центра являются научность, гуманизация, вариативность, коллективность, доступность, центрация на личность, непрерывность, открытость.
Региональный центр образования инвалидов представляет собой особое структурное подразделение в составе учреждения высшего профессионального образования, функционирующее во взаимосвязи с факультетами и подразделениями вуза, с привлечением научного, кадрового, информационного потенциала вуза, а также с использованием его информационно-технологических, сетевых ресурсов и системы дистанционного обучения.
Содержание образования строится как совокупность компонентов: организация социального опыта инвалидов, обучение и воспитание, индивидуальная помощь (сопровождение), реабилитация.
Это содержание реализуется через комплекс специально разработанных образовательнореабилитационных программ:
учебно-адаптационная программа довузовской подготовки; учебно-воспитательная довузовская программа; профориентационная программа;
программа сопровождения интегрированного обучения; программа содействия трудоустройству; программы дистанционного обучения; программа социокультурной реабилитации;
программа информационно-технологического сопровождения.
Учебно-адаптационная программа довузовской подготовки реализуется в два этапа. Первый этап проходит по специально разработанной программе, включающей учебную, индивидуальную и самостоятельную работу, а также воспитательную работу со слушателями-инвалидами. Изучаемые предметы: основы методики
самостоятельной работы в вузе, профориентация и психология личности, русский язык и культура речи, тренинг взаимоотношений, информационные технологии, основы правовых знаний. Суть этого этапа - помочь слушателям адаптироваться к университетским условиям учебы и жизни. Организационно учебный процесс в РЦОИ построен по регламенту высшего учебного заведения с соблюдением длительности учебных занятий, использованием лекционных, практических, лабораторных и других форм, выполнением творческих самостоятельных заданий и т.п.
После завершения адаптационного этапа довузовской подготовки слушатели переходят на подготовительное отделение, где они обучаются в общих группах. Главная цель учебы на подготовительном отделении - повысить уровень общеобразовательной подготовки слушателей-инвалидов, создать условия для успешной сдачи вступительных испытаний по профилю избранного факультета. Преподаватели, работающие на подготовительном отделении, получают развернутые психолого-педагогические характеристики на каждого слушателя-инвалида. Результатом довузовской подготовки является возможность поступления слуша-
теля-инвалида на специальность, соответствующую его способностям, склонностям, ограничениям и готовность к последующей учебе в университете.
Целью реализации учебно-воспитательной довузовской программы является формирование профессиональных качеств, социальных и гражданских черт своей личности, выработка уверенности в своих силах; освоение механизмов саморегуляции и самореализации; развитие интереса к познанию другого человека, самопознанию; усвоение закономерностей процесса общения в жизни каждого человека и пути преодоления конфликтных ситуаций, встречающихся как в пределах вузовской жизни, так и вне ее, привитие коммуникативных навыков.
В последние годы акцент в работе с инвалидами, поступающими в вуз, сделан на ничем не компенсируемой роли деятельности, связанной с включением в различные формы социального воспитания. Это то особое пространство развития, которое содержит весьма широкий спектр выбора форм самоосуществления, несет в себе функцию психологической компенсации и восстановления разорванных социальных и социально-психологических связей взаимодействия инвалидов.
Организационно данные мероприятия реализуются в рамках дисциплины довузовской подготовки «Я-коллектив-общество» с применением совокупности методов социально-активного психолого-педагогического обучения: дискуссий, ролевых и деловых игр, социально-психологических тренингов) и индивидуально-
рефлексивных методов: групповых занятий, собраний, коллективных мероприятий. К проведению занятий со слушателями-инвалидами привлекаются студенты пятого курса ЧелГУ специальности «Педагогика и психология» под руководством преподавателя и психолога Регионального центра образования инвалидов.
В РЦОИ ЧелГУ реализуется профориентационная программа, направленная на активизацию позиции самих инвалидов, а также на взаимодействие с ними педагогов и психологов с тем, чтобы совместными усилиями оптимально выбрать факультет университета для будущей учебы. В структуре программы предусмотрены: профессиональное просвещение (ознакомление с профессиями), профессиональная консультация психологов и педагогов, профессиональная диагностика, в т.ч. компьютерная, с использованием методик изучения интересов, мотивов, ценностных ориентаций, состояния здоровья. Здесь также осуществляется профессиональный отбор на этапе поступления в вуз.
Университет принимает на учебу инвалидов с различными физическими ограничениями и группами инвалидности. В ЧелГУ учатся студенты с нарушениями зрения (в том числе полностью слепые), слуха, с поражением опорно-двигательного аппарата и других органов и систем. Главной особенностью обучения инвалидов в ЧелГУ является то, что они обучаются интегрированно вместе с остальными студентами, но это не только простое включение инвалидов в стандартный учебный процесс, но и обязательное сопровождение их учебы в университете. На протяжении всего обучения инвалида в вузе в РЦОИ налажены различные виды сопровождения учебы.
Организационно-педагогическое сопровождение - это своего рода наставничество и контроль, когда РЦОИ совместно с учебными факультетами обеспечивают условия успешной учебы студентов-инвалидов. Наставничество и контроль имеют личностно-ориентированный характер.
Психолого-педагогическое сопровождение в процессе интегрированного обучения инвалидов направлено на изучение, развитие и коррекцию личности студента-инвалида, ее профессиональное становление с помощью психодиагностических процедур, психопрофилактики и коррекции личностных искажений.
Одним из обязательных элементов сопровождения инвалидов ЧелГУ является медицинско-оздоровительное, которое складывается из двух направлений: профилактически-оздоровительного и медицинского и включает диагностику и коррекцию физического состояния студентов-инвалидов, развитие адаптационного потенциала, приспособляемости к учебе.
Социальное сопровождение учебы инвалидов включает совокупность мероприятий, сопутствующих образовательному процессу и направленных на социальную поддержку инвалидов при их интегрированном обучении в университете, включая содействие в решении бытовых проблем, проживания в общежитии, проезда в городском транспорте, социальных выплат, выделения материальной помощи, стипендиального обеспечения.
В систему сопровождения учебы инвалидов в ЧелГУ входит также технологическое сопровождение - комплекс мероприятий, направленных на обеспечение студентов-инвалидов дополнительными способами передачи, освоения и воспроизводства учебной информации, основанных на современных технологиях, включая разработку и внедрение специальных методик, информационных технологий и дистанционных методов обучения.
В рамках программы содействия трудоустройству университет ведет работу по содействию трудоустройству инвалидов-выпускников. Заключен договор с Челябинским городским центром занятости населения. Действует информационно-консультационный пункт службы занятости на базе учебно-досугового комплекса, регулярно проводятся информационно-консультационные встречи старшекурсников и выпускников со специалистами Департамента федеральной государственной службы занятости населения, городских центров занятости, реабилитологами медико-социальной экспертизы, организуются семинары и тренинги о современном рынке труда и навыках поиска работы.
С 1998 года 14 6 инвалидов успешно окончили ЧелГУ, в том числе 18 человек получили красный диплом. Среди выпускников более 80% трудоустроено, в т.ч. более 50% - по специальности. Спектр сфер деятельности, где находят работу инвалиды-выпускники ЧелГУ, очень широк: законодательные и исполнительные
органы власти, промышленные предприятия, органы охраны и защиты прав, органы управления общественными организациями, сфера юриспруденции, сфера сервиса, сфера информационных технологий, финансовоэкономическая сфера, индивидуальное предпринимательство, образовательные учреждения и т.д. Часть выпускников продолжает свое обучение в магистратуре и аспирантуре ЧелГУ и других вузов.
Программы дистанционного обучения для инвалидов реализуются на двух уровнях:
программы высшего профессионального образования с использованием дистанционных образовательных технологий по специальностям: государственное и муниципальное управление, менеджмент организаций,
финансы и кредит, бухгалтерский учет, анализ и аудит, связи с общественностью, психология, юриспруденция;
программы довузовской подготовки по предметам: русский язык, математика, физика, обществознание,
английский язык - индивидуальная самостоятельная работа под руководством тьютора.
В ЧелГУ используются следующие виды дистанционных образовательных технологий: системы дистанционного обучения «СТ-Курс» (для довузовского обучения) и «Моо^е» (для вузовского обучения), система открытых лекций «Ментор», позволяющая слушателям и студентам слушать лекции по сети Интернет в режиме реального времени с возможностью задать вопросы преподавателю или в записи, а также система многоточечных видеоконференций.
Предусмотрено два варианта организации дистанционного обучения: индивидуальные занятия с домашнего компьютера или занятия на базе опорных пунктов, организованных в городах и районах Челябинской области. Дистанционное обучение инвалидов на базе Представительств позволяет сочетать индивидуальную работу в системе дистанционного обучения, посещение библиотеки, личные встречи и консультации с преподавателями и методистами, помощь, контроль выполнения учебного плана, сдачи зачетов и экзаменов.
С этого учебного года с помощью дистанционных технологий ведется довузовская подготовка инвалидов, проживающих в городах и районах Челябинской области. Это или индивидуальные занятия с домашнего компьютера, или занятия на базе опорных пунктов, организованных в городах и районах Челябинской области. В этом учебном году опорные пункты дистанционного довузовского обучения открыты в следующих городах Челябинской области: Южноуральске, Сатке, Пласте, Кыштыме, Верхнем Уфалее. Кроме того, в
учебный план инвалидов, проходящие довузовскую подготовку на подготовительном отделении ЧелГУ, включена самостоятельная работа в системе дистанционного обучения «СТ-Курс».
Для осуществления полноценной реабилитации слушателей и студентов-инвалидов в Челябинском государственном университете реализуется программа социокультурной реабилитации на базе учебнодосугового комплекса. Создание учебно-досугового комплекса позволило добавить к тем звеньям системы обучения инвалидов, которые, в основном, были направлены на профессиональную реабилитацию, возможности социокультурной реабилитации. В рамках программы социокультурной реабилитации проводятся коллективные мероприятия: встречи, консультации, собрания; проводятся спортивных соревнований по различным видам спорта; осуществляется профилактическая медицинско-оздоровительная деятельность; проводятся художественно-творческие мероприятия, организация творческих встреч и выставок; культурно-досуговая деятельность.
РЦОИ располагает широким набором технических средств, которые помогают обеспечить студентов учебной информацией, управлять процессами запоминания, применения и понимания знаний, контролировать результаты обучения. Именно архитектурное обустройство и техническое оснащение ЧелГУ позволило создать систему высшего образования инвалидов, не ставящую ограничений по их физическим нарушениям. РЦОИ располагает универсальным оснащением и оборудованием, которое используется всеми студентами-инвалидами - это мультимедийная компьютерная лаборатория, аудитория специальных информационных обучающих технологий, лекционная мультимедийная аудитория, учебно-досуговый комплекс, центр информационных ресурсов.
Для студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата в университете создана безбарьерная архитектурная среда: имеются подъездные пандусы, лифты, пандусы в переходах, специально оборудованные учебные места в первых рядах лекционных аудиторий, места общего пользования.
Для студентов с нарушениями зрения создана тифлотехническая учебная аудитория, оборудованная телевизионным увеличивающим устройством, тифлокомплексом «Читающая машина», рабочим местом с брайлевским дисплеем и брайлевским принтером, специальным программным обеспечением: экранными лупами, программами синтеза речи, речевыми навигаторами, имеются различные аудиотехнические средства, аудиотека лекций.
В последние годы расширились возможности обучения студентов с нарушениями слуха. Для них создана сурдологическая учебная аудитория, оборудованная устройствами беспроводной связи для улучшения восприятия речи, имеется комплект видеоустройств с выходом на телевизор и активную доску: видеомагнитофон, DVD-плеер, активная аудиосистема, поддерживающая все мультимедийное оборудование, а также аудиотека и видеотека учебных и тренинговых материалов.
Наличие специальной компьютерной, реабилитационной техники и современного программного обеспечения учебного назначения позволяет перевести процесс обучения студентов-инвалидов на новый дидактический уровень, что позволяет им учиться наравне с остальными студентами.
Наиболее эффективными методами обучения и воспитания инвалидов в вузе могут служить методы социально-активного, группового обучения и социального воспитания.
Основная гипотеза состоит в том, что социальное воспитание будет эффективным, если оно осуществляется на основе сочетания педагогических методов группового социально-активного воспитания и индивидуального рефлексивного воспитания. Под воспитанием в данном случае подразумевается относительно направляемая социализация в условиях специально создаваемых обществом социальных институтов.
Первая группа социально-активных методов обучения и воспитания - это групповые методы. Из них можно выделить дискуссионные (групповая дискуссия, анализ конкретных ситуаций, мозговая атака, круглый стол, интеллектуальная разминка), игровые методы (ролевая, деловая, организационнодеятельностная игра), социально-психологические тренинги (тренинг делового общения, тренинг профессиональных и жизненных умений, тренинг личностного роста и др.). Важно то, что помимо преподавателей, сотрудников и психолога РЦОИ к проведению занятий привлекаются студенты вуза, специализирующиеся по педагогике и психологии.
Вторая группа методов, которая применялась в учебно-воспитательном процессе, - это методы индивидуального рефлексивного обучения и воспитания. Основными формами, в которых используются данные методы, являются собрания, на которых планируется коллективная жизнь группы, внеурочные занятия, служащие для подготовки того или иного дела, и само дело, которое по традиции называется воспитательным мероприятием. Основой технологии служит структура развивающего метода, который приводит к применению технологии и методики индивидуального рефлексивного воспитания.
Целенаправленное применение разнообразных социально-активных и рефлексивных методов в обучении инвалидов, как показывает практика, существенно влияет на эффективность образовательного процесса и его результаты.
В текущем учебном году на всех 15 факультетах ЧелГУ обучается 191 студент-инвалид, в том числе, 83 - очно, 78 - заочно, 30 - с использованием дистанционных образовательных технологий в представительствах ЧелГУ. К поступлению в ЧелГУ по очной и дистанционной форме готовятся 30 человек. Из них 59% - это жители Челябинска, 19% из городов Челябинской области, 18% проживают в сельских территориях области и 4% - жители других регионов России. Среди студентов-инвалидов ЧелГУ 10,5% имеют I группу инвалидности, 20,5% - II группу, 53% III группу, 16% имеют статус «ребенок-инвалид». Почти треть студентов имеет нарушения опорно-двигательного аппарата, в том числе 12 человек передвигаются на коляске, четверть студентов имеют нарушения зрения, 7% студентов - нарушения слуха, значительная часть студентов-инвалидов (40%) имеет нарушения различных органов и систем организма.
Средний балл учебы студентов-инвалидов стабильно высокий и приближается к оценке «хорошо». Абсолютная успеваемость студентов-инвалидов ЧелГУ составляет 88%, качественная успеваемость - 45%, средний балл защиты дипломов - 4,4.
ЧелГУ в сфере образования инвалидов осуществляет широкое партнерство на различных уровнях: министерства, администрации области и города, районные администрации, вузы области и города, органы социальной защиты населения, образования, медицины и занятости, средние и средние профессиональные образовательные учреждения, общества инвалидов, общественные организации, коммерческие структуры и т.д.
Реализованная модель Регионального центра образования инвалидов при Челябинском государственном университете позволила обеспечить стабильный ежегодный рост числа студентов-инвалидов, рост числа факультетов, на которых они обучаются, выравнивание соотношения очных и заочных студентов-инвалидов, широкий территориальный охват и открытие опорных пунктов дистанционного обучения, постепенное снятие
ограничений на возможность обучения в университете инвалидов по группам и причинам инвалидности, видам нарушений.
Таким образом, функционирование в ЧелГУ Регионального центра образования инвалидов на основе разработанной модели и комплекса образовательно-реабилитационных программ дает стабильные результаты успешной учебы студентов-инвалидов и их трудоустройства, что способствует их социализации и интеграции в социум.