Научная статья на тему 'Модель развития педагогической культуры офицера в процессе военной службы'

Модель развития педагогической культуры офицера в процессе военной службы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
767
391
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Армия и общество
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СТРУКТУРНЫЙ АСПЕКТ МОДЕЛИ / УРОВНИ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Солоницин Дмитрий Александрович

В статье представлена модель структуры развития педагогической культуры офицера в процессе военной службы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель развития педагогической культуры офицера в процессе военной службы»

Солоницин Дмитрий Александрович заместитель начальника Омского филиала Военной академии материально-технического обеспечения

644098, г. Омск, 14 военный городок, ОТИИ

8 (3812) 44- 97-20 [email protected]

Модель развития педагогической культуры офицера в процессе военной службы

Военно-профессиональная деятельность традиционно представляет собой один из самых педагогически сложных видов профессиональной деятельности. Современный офицер в тактическом звене преподает подчиненному личному составу одновременно от 10 до 20 дисциплин военной подготовки, непрерывно решая воспитательные задачи и задачи по боевому предназначению подразделения. Он несет личную ответственность за обучение и воспитание подчиненных и, как показывает практика, не может успешно реализовывать педагогические функции такой сложности без сформированных глубоких личностных оснований профессионализма.

Проблема эффективности педагогической деятельности офицера связана с проблемой формирования и развития педагогической культуры офицера. Понятия «педагогическая культура», «педагогическая культура офицера» достаточно давно разрабатываются в отечественной науке. Так, проблему педагогической культуры исследовали Н.В. Кузьмина, И.Ф. Исаев [5],

B.В. Краевский и др. Наиболее известное исследование по проблеме развития педагогической культуры офицера выполнено А.В. Барабанщиковым и

C.С. Муцыновым [1].

Являясь частью педагогической культуры общества, педагогическая культура офицера отражает степень освоения им сложившегося в историческом развитии нации и общества уникального опыта обучения и воспитания подрастающего поколения, передовых достижений мировой и отечественной педагогической науки и практики, традиций педагогики, а также социальных смыслов образовательной деятельности.

Как часть педагогической культуры своей социально-профессиональной группы педагогическая культура офицера характеризует освоение им идей и традиций военной педагогики, военных педагогических технологий и многого другого, составляющего этот субкультурный массив.

Как часть военно-профессиональной культуры педагогическая культура офицера отражает его позиции по отношению к педагогической составляющей военно-профессиональной деятельности, освоение и использование им смыслов военно-профессиональной деятельности и, в частности, обучения и воспитания личного состава.

Наконец, как часть личностной культуры педагогическая культура офицера характеризует развитие у него личностных качеств, свойств личности и личностных образований, являющихся важными для профессиональной педагогической деятельности.

Развитие педагогической культуры офицера - сложный и непрерывный процесс, который продолжается в течение всей его профессиональной жизни. Основы педагогической культуры, безусловно, закладываются в профессиональном военном образовании, но дальнейшее их развитие происходит непосредственно в процессе службы офицера в воинской части. Военно-профессиональная деятельность и военно-профессиональная среда, объединяемые понятием «военная служба», выступают пространством развития педагогической культуры.

Определяя структуру педагогической культуры офицера, целесообразно исходить, во-первых, из устоявшихся в военной педагогике представлений о ней [1; 7; 8]; а во-вторых, из сути компонентов макроструктур, частью которых она является. Структура педагогической культуры офицера, таким образом, включает:

- общепедагогический компонент, отражающий степень освоения

офицером массива предметной педагогической культуры общества;

- субпедагогический компонент, характеризующий степень освоения массива педагогической культуры социально-профессиональной группы;

- профессиональный компонент, определяющий степень освоения массива военно-профессиональной культуры;

- личностный компонент, связанный с профессионально важными

качествами личности, определяющими характер военно-педагогической

деятельности офицера.

Включение в структуру педагогической культуры офицера составляющих разной природы и уровня сложности показывает, что ее полноценное и комплексное развитие возможно только в том случае, если в процессе военно -профессиональной деятельности будут задействованы психологические

механизмы и активизированы необходимые факторы развития всех выделенных составляющих. Движущими силами развития педагогической культуры офицера могут выступать диалектические противоречия, возникающие в ситуации его личностного и профессионального развития. Эти противоречия могут создаваться и активизироваться целенаправленно, за счет специальной организации военной службы, которая обеспечивает создание в ней необходимых условий.

Методом описания организации военной службы, способствующей развитию педагогической культуры офицера, является моделирование, позволяющее выделить и подвергнуть анализу только наиболее существенные связи и элементы в исследовании.

Модель развития педагогической культуры офицера в процессе военной службы может быть представлена как идеальный, графически и логически описанный аналог организации военной службы офицера в воинской части, воспроизводящий те ее элементы, которые создают условия развития педагогической культуры офицера. Данная модель служит образцом организации военной службы и эталоном, на основе которого военно-профессиональная деятельность и военно-профессиональная среда конкретной воинской части могут быть оценены с точки зрения их возможности развивать педагогическую культуру офицера (рис. 1).

В модель развития педагогической культуры офицера в процессе военной службы, в ее структурном аспекте, включены целевой, содержательный, организационный, диагностический и результативный компоненты.

Рисунок 1. Модель развития педагогической культуры офицера в процессе

военной службы

Структурный аспект модели развития педагогической культуры офицера в процессе военной службы отражает необходимый и достаточный для появления системного свойства «способность военной службы влиять на развитие педагогической культуры офицера» состав элементов военно-профессиональной деятельности и военно-профессиональной среды, а также связи между ними.

Целевой компонент модели отражает представления о сущности, структуре и состоянии педагогической культуры офицера, необходимой ему для того, чтобы в современных условиях успешно обучать и воспитывать подчиненный личный состав, развиваться самому в профессиональном и личностном плане, находить в военно-педагогической деятельности удовлетворение своих ключевых потребностей.

Формулируя цель организации военной службы в воинской части, автор придерживался требований к педагогическому целеполаганию, изложенных

В.П. Беспалько [2], В.В. Гузеевым, Н.Я. Коростылевой [6]: достижимость целей педагогического процесса; диагностичность целей; измеримость в объективных показателях.

Цель организации воинской службы определяется идеальным представлением о таком ее состоянии, при котором в ситуации профессионального и личностного развития офицеров активизируются противоречия. Целью, таким образом, является организация военной службы, способствующая развитию педагогической культуры офицера.

Содержательный компонент модели объединяет основные блоки содержания культурных массивов, которым офицер овладевает в процессе военной службы. Планируя необходимое педагогическое содержание, автор ориентировался на культурологические концепции в проектировании современных образовательных систем, основанные на идеях целостности и поликультурности [4].

В целом основные содержательные блоки должны быть ориентированы на структуру педагогической культуры офицера и включать в свой состав: блок научных педагогических знаний; блок военно-научных знаний; педагогические технологии и опыт их разработки; ценности и смыслы педагогической деятельности; традиции военной педагогики и т.д.

Организационный компонент модели объединяет различные формы реализации педагогического содержания деятельности, которые наличествуют в воинской части. Несмотря на то, что военно-профессиональная деятельность

офицера предельно загружена и регламентирована, существующие в военной практике формы работы с офицером вполне могут быть ориентированы на задачу развития его педагогической культуры. Среди них наиболее перспективными являются: командирская подготовка; система воспитательной работы воинской части; практическая военно-педагогическая деятельность офицера; непрерывное профессиональное образование офицера, в т.ч. повышение квалификации; самообразование и самостоятельное профессиональное развитие; педагогическое сопровождение профессионального и личностного развития.

Результативный компонент отражает те результаты, которые планируется получить, реализовав в конкретной воинской части те теоретические положения о целенаправленном развитии педагогической культуры офицера, на которых основана модель. По сути, результат может быть выражен в наличии и активности условий, при которых возникают диалектические противоречия, движущие развитием педагогической культуры офицера:

- его инкультурации в предметную педагогическую культуру общества, предметную педагогическую культуру своей профессиональной группы, а также в военно-профессиональную культуру, в условиях которой он имеет возможность развиваться как субъект культуры настолько, насколько это определяется его потребностями;

- рефлексии собственного развития как субъекта культуры, которая позволяет сравнить себя с другими ее представителями, осмыслить собственную позицию «Я-педагог», оценить эффективность и культуросообразность обучения и воспитания личного состава, наметить пути самообразования и самостоятельного профессионального развития;

- педагогического сопровождения, основанного на убеждении в возможности каждого офицера в культурном развитии, помощи ему в этом процессе, создании необходимой мотивации и контроле за результатами данного процесса.

Каждый педагогический процесс может быть измерим с той или иной степенью точности и приблизительности, что обеспечивает принципиальную возможность определения результатов педагогического процесса, даже когда его сущность составляют глубинные процессы развития личности. Педагогическое сопровождение развития педагогической культуры офицера не возможно без включения в модель специального диагностического компонента.

Диагностический компонент представленной модели включает уровни развития педагогической культуры, которые обеспечивают необходимое дифференцирование результата: базовый уровень, повышенный уровень,

продвинутый уровень, творческий уровень развития педагогической культуры офицера. Их качественная характеристика опирается на исследования, выполненные И.Ф. Исаевым [5].

Базовый уровень развития педагогической культуры офицера - это такое ее состояние, которое И.Ф. Исаев называет адаптивным. Ему соответствует самое общее представление офицера о педагогической культуре, способность адаптироваться к ней, но его военно-педагогическая деятельность неустойчива, ее выполнение не подкреплено личностными смыслами, а обучение и воспитание личного состава строится на основе готовых схем, освоенных в военном вузе. Офицер не развивается как субъект педагогической культуры.

В отличие от базового повышенный уровень означает, что офицер развивается как субъект педагогической культуры, хотя и не теми темпами, которые необходимы для эффективной военно-педагогической деятельности. У него складывается достаточно устойчивое позитивное отношение к военно -педагогической деятельности, но он еще не считает ее залогом профессиональной и личностной самореализации. Отметим, что на этом уровне офицер владеет необходимым набором педагогических технологий.

Продвинутый уровень развития педагогической культуры офицера означает, что его педагогическая деятельность наполнена личностными смыслами, офицер прочно связывает с ней реализацию своих потребностей; он свободно ориентируется в массивах предметной культуры и мотивированно развивается как ее субъект, однако, еще не способен выступать творцом педагогической культуры.

Наконец, творческого уровня достигают офицеры, которые вместо репродуктивного освоения педагогической культуры занимаются ее формированием и развитием, сами создают необходимые технологии и выступают образцом развития педагогической культуры для других.

Таким образом, в статье охарактеризована модель развития педагогической культуры офицера в самом ее сложном структурном аспекте. В результате этих исследовательских действий сформировано общее представление о том, как выглядит военная служба, поддерживающая развитие исследуемого качества.

Список литературы

1. Барабанщиков, А.В. Педагогическая культура офицера: научные поиски,

войсковой опыт, практические рекомендации, взгляд в будущее /

A.В. Барабанщиков, С.С. Муцынов. - М.: Воениздат, 1985. - 159 с.

2. Беспалько, В. П. Основы теории педагогических систем /

B. П. Беспалько. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 1977. - 304 с.

3. Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования / Е.В. Бондаревская. - Ростов-н/Д.: Изд-во Ростовского пед. ун-та, 2000. - 352 с.

4. Гавров, С.Н. Образование в процессе социализации личности /

C.Н. Г авров, Н.Д. Никандров // Вестник УРАО. - 2008. - № 5.

5. Исаев, И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя / И.Ф. Исаев. - М.: Изд. центр «Академия», 2004. - 208 с.

6. Коростылева, Н.Я. Педагогическое целеполагание в современной школе как объект управления: дис. ...канд. пед. наук: 13.00.01 / Коростылева Наталия Яковлевна. - СПб., 2002. - 224 с.

7. Лобач, А.И. Формирование педагогической культуры у курсантов командных военных училищ: автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.01 / Лобач Александр Иванович. - М.: ВПА, 1992. - 23 с.

8. Назаров, А.Н. Подготовка военных кадров и культура офицерского корпуса России: монография / А.Н. Назаров, - М., 1994. - 302 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.