ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 1 (24), 2019
УДК 338.26
Гальченко Светлана Алексеевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента Курского государственного университета e-mail: [email protected]
МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ КОРПОРАТИВНОГО ВОЛОНТЕРСТВА
Аннотация. В статье описана значимость корпоративного волонтёрства, его актуальность на современном этапе социально-экономического развития страны и регионов. Рассматривается роль корпоративного волонтёрства во всех звеньях управления, как в рамках социально-экономической деятельности региона, так и на уровне организаций. Большое внимание уделено теоретическим аспектам феномена «корпоративное волонтёрство». Подчеркнута значимость принятия правильных управленческих решений с учетом социальной ответственности. Исследование направлено на изучение практики корпоративного волонтерства в экономике региона, тиражирование международных практик социально-ответственного ведения бизнеса. Целью исследования является обоснование идеи создания платформы Pro Bono на базе образовательной организации, для эффективных взаимовыгодных коммуникаций стейкхолдеров в секторе Learning 2 Business. Для решения заявленных задач использовались исследовательские подходы и методы исследования, в числе которых содержательный, системный, логико-исторический. В работе представлены алгоритмы функционирования проекта Pro Bono: механизм концепции, модель работы платформы, направления работы платформы и взаимодействие участников, направление воздействия проекта Pro Bono на социально-экономические отношения в регионе. Ожидаемые результаты заключаются в обосновании целесообразности создания площадки Pro Bono, которая станет платформой для аутстаффинга между образовательными организациями и субъектами малого бизнеса региона.
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 1 (24), 2019
Ключевые слова: социально-экономическое развитие, инновационное развитие, социальная ответственность, инвестиционная привлекательность территории, оздоровление окружающей среды, платформа pro bono, субъекты малого бизнеса, бизнес-процессы, маркетинг, организационные структуры, корпоративное волонтерство, стейкхолдеры.
Galchenko Svetlana Alekseevna, Kursk State University, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Kursk State University e-mail: [email protected]
MODEL OF DEVELOPMENT OF CORPORATE VOLUNTEERSHIP
Annotation. The article describes the importance of corporate volunteering, its relevance at the present stage of socio-economic development of the country and regions. The role of corporate volunteering in all levels of management, both within the framework of the socio-economic activities of the region, and at the level of organizations is considered. Much attention is paid to the theoretical aspects of the phenomenon of "corporate volunteering." Emphasized the importance of making the right management decisions with regard to social responsibility. The study is aimed at studying the practice of corporate volunteering in the regional economy, replicating international practices of socially responsible business. The aim of the study is to substantiate the idea of creating a Pro Bono platform based on an educational organization, for effective and mutually beneficial communications of stakeholders in the Learning 2 Business sector. To solve the stated problems, research approaches and research methods were used, including substantive, systematic, logical-historical. The paper presents the algorithms for the functioning of the Pro Bono project: the mechanism of the concept, the model of the platform's work, the directions of the platform's work and the interaction of the participants, the direction of the Pro Bono project's impact on socio-economic relations in the region. The expected results are
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 1 (24), 2019 to justify the feasibility of creating a Pro Bono site, which will become a platform for outstaffing between educational organizations and small businesses in the region.
Keywords: socio-economic development, innovative development, social responsibility, investment attractiveness of the territory, environmental improvement, pro bono platform, small business entities, business processes, marketing, organizational structures, corporate volunteering, stakeholders.
Современные тенденции в производственно-экономическом секторе обуславливают необходимость в повышении экономической, социально-экономической и эколого-экономической эффективности как отдельных регионов, так и всей российской экономики. Несмотря на проводимые в последнее время мероприятия, острота экологических и социально-экономических проблем не только не снижается, но и продолжает нарастать.
В связи с обозначенной проблемой является неоценимой роль корпоративной социальной ответственности (КСО) как на локальном, так и на региональном уровне. КСО представляет собой уровень добровольного отклика или обязанности организации приносить пользу обществу через внутренние и внешние проявления. В данной статье будет уделено особое внимание внешней КСО, представленной в форме корпоративного волонтерства.
Актуальность и значимость корпоративной социальной ответственности и корпоративного волонтерства детально изучалась автором и рассматривалась в публикациях ранее [1], [2].
По мнению специалистов в сфере HR [5], корпоративное волонтерство один из важнейших инструментов развития корпоративной ответственности организаций и формирования конструктивных коммуникаций с государством и местными сообществами [7]. Опыт передовых компаний свидетельствует, что корпоративное волонтерство является драйвером социальных изменений, как для самой организации и её внутренней среды, так и для внешнего социума.
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 1 (24), 2019
Актуальность данной проблемы подтверждена Указом Президента Российской Федерации от 06.12.2017 г. № 583, в котором 2018 год был объявлен Годом Добровольца (волонтёра) [9].
Как и любое новое явление «Pro Bono» сложно поддаётся четкому определению. Нет единства во мнении среди аналитиков и среди представителей компаний, активно реализующих Pro Bono программы. Это своего рода необычное социальное явление, новый тренд в сфере социальной ответственности, активно продвигаемый международными компаниями и отечественным бизнесом, развивающим КСО. Данный термин изначально возник в США и обозначал он бесплатную работу. Большой популярностью данное направление пользовалось среди профессиональных юристов, а сейчас распространилось и на иные виды деятельности [4], [6], [8]. То есть Pro Bono -это механизм оказания безвозмездных услуг на основе обмена знаниями и компетенциями в определённых предметных областях, это основа для социального диалога, форма консолидации разных видов деятельности на основе профессионализма и взаимной ответственности.
Развитие корпоративного волонтёрства активно обсуждается в СМИ, в том числе на Международном Московском форуме "Корпоративное волонтерство" [10], [11], где рассматривается проблема низкой степени вовлеченности бизнеса в решение социальных задач. Многие предприниматели не понимают значимость социальной ответственности и получение результата от данной работы. Наше исследование направлено на активизацию корпоративного волонтерства в регионе, на побуждение к участию в pro bono проекте субъектов малого бизнеса.
Как отмечает Кабыш Н.Ф. [5], концептуальная идея платформы Pro Bono состоит в масштабировании передового опыта и инновационных практик социально-ответственного ведения бизнеса для социально-экономического развития производственного сектора региона.
Pro Bono - это площадка аутстаффинга или новое направление рынка "Learning 2 Business" (L 2 B), существующее наряду с такими видами рынка как
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 1 (24), 2019 B 2 B, B 2 С, B 2 G.
Основная идея "Learning 2 Business" (L 2 B) заключается в активном взаимодействии представителей образовательных организаций (молодые ученые, преподаватели, обучающимися) с предпринимателями (субъектами малого бизнеса). Pro Bono на рынке L 2 B предполагает оказание молодыми учеными и обучающимися вузов безвозмездной помощи субъектам малого бизнеса региона путём предоставления консультационных услуг, проведения кабинетных исследований, инжиниринга и реинжиниринга внутренних бизнес процессов и т.д. Механизм работы концепции Pro Bono представлен на рисунке
Рисунок 1 - Механизм концепции Pro Bono Рыночные перспективы данного направления очевидны. Многие предприниматели в регионе, особенно работающие в районах, испытывают массу проблем в развитии бизнеса. Это касается как внутренних, так и внешних бизнес-процессов. Например, кадровая политика, компетенции сотрудников, проектирование организационных структур, оптимизация бизнес-процессов, маркетинговый анализ рынка (конкурентный анализ, окружение), понимание потребителя, формирование лояльности, программа маркетинга, внедрение программ изменений, управление изменениями и многие другие направления. Участвуя в цепочке L 2 B, конструктивно взаимодействуя с командой Pro bono, предприниматель получает персональных консультантов и экспертов изучающих его проблему с предложением её решения. И всё это на безвозмездной основе.
Содействие заключается в оказании услуг по мониторингу, анализу, обобщению информации касающейся заявленной проблемы. Детально модель работы Pro bono представлена на рисунке 2.
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 1 (24), 2019
Поскольку в качестве консультантов выступает команда, участниками которой являются обучающиеся старших курсов под руководством преподавателей, направления работы платформы Pro bono имеют определенные границы: HR, бизнес-процессы, КСО, маркетинг, организационные изменения (рисунок 3). Участники платформы представлены на рисунке 4.
Рисунок - 3 Направления работы платформы Pro Bono
Детализируем направления работы платформы:
• HR (кадровая политика, компетенции сотрудников, управление поведением, командная работа).
• Бизнес-процессы (проектирование организационных структур организации, оптимизация бизнес-процессов: основной, сопутствующий, вспомогательный, обеспечивающий, инновационный, управленческий).
• КСО (политика в области корпоративной социальной ответственности).
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 1 (24), 2019 •S Маркетинг (маркетинговый анализ рынка (конкурентный анализ, окружение), понимание потребителя, формирование лояльности, программа маркетинга).
•S Организационные изменения (программа изменений, управление изменениями (бизнес-процессы, клиенты, обучение и карьерный рост), BSC).
Команда платформы Pro Bono
Преподаватели (профессионалы владеющие теоретико-методическими знаниями, умеющие исследовать, анализировать, обобщать, организовывать, управлять....)
Обучающиеся старших курсов (умные, активные, амбициозные, целеустремлённые ...., в поисках практического опыта и новых проектов)
Практики (преподаватели работающие на производственных предприятиях, выступающие в роли экспертов)
Рисунок 4 - Команда платформы Результатом реализации проекта станет активная работа в направлении тиражирования опыта корпоративного волонтерства в регионе, создание платформы Pro Bono, где встретятся представители малого бизнеса региона, обучающиеся и преподаватели.
Цель деятельности участников - развитие компетенций стейкхолдеров, рост потенциала, инвестиционной привлекательности субъектов малого бизнеса региона (рисунок 5).
Рисунок 5 - Направление воздействия проекта Pro Bono на социально-экономические отношения в регионе
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 1 (24), 2019
На основе взаимовыгодного сотрудничества возможен обмен информацией, опытом, реализация крупных проектов, обсуждение вопросов привлечения новых видов инвестиций, например в виде мезонинного кредитования [3]. Таким образом, бизнес получает новые идеи для решения широкого круга задач, обучающиеся - неоценимый практический опыт, перспективы трудоустройства, образовательная организация увеличивает долю практической работы в учебном процессе. Данный проект очень важен для молодых специалистов, т.к. путём участия в корпоративном волонтерстве обучающиеся наращивают профессиональный капитал и осуществляют поиск ниши на рынке. Представленная модель служит своего рода "аналитическим колесом", которое формирует приращение знаний, используя их в практической деятельности, передавая многократно и стимулируя к поиску новых.
Список источников:
1. Гальченко С.А. О важности социальной и экологической безопасности территории [Текст] /С.А. Гальченко// Политика, экономика и инновации. - 2016. - № 8 (10). - С. 4 - 7
2. Гальченко С.А. Специфика корпоративной социальной ответственности: региональный аспект [Текст] /Гальченко С.А.// Управленец. -2015. -№ 5 (57). - с. 4-7
3. Епифанова В.И. Мезонинное финансирование корпораций и эффективность регионального предпринимательства [Текст] /В.И. Епифанова, В.Ф. Баркатунов, Е.Ю. Подосинников// Политика, экономика и инновации. -2018. - № 1 (18). - С. 1 - 19
4. Закиев Р. и коллектив авторов. Корпоративное волонтерство в России. От практик — к стандартам. Руководство для менеджера. [Текст] / Авторский коллектив при поддержке Национального совета по корпоративному волонтерству. - М. : Один за всех, 2018. - 105 с.
5. Кабыш Н.Ф. Институт «pro bono» в России: к вопросу о сущности и особенностях. Кабыш Н.Ф., Сидельникова К.Н. // Актуальные проблемы
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 1 (24), 2019 гуманитарных и естественных наук [Электронный ресурс] Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=29027659 (дата обращения: 15.01.2019)
6. Колбасенко О.Е. Корпоративное волонтёрство - современный инструмент развития стратегии корпоративной социальной ответственности. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/korporativnoe-volonterstvo-sovremennyy-instrument-razvitiya-strategii-korporativnoy-sotsialnoy-otvetstvennosti (дата обращения: 20.02.2019)
7. Крейнин О. Эксперты о корпоративном волонтерстве. Мнение специалиста в сфере HR. /Крейнин О., Власова Н., Белановский Ю. // Филантроп - электронный журнал о благотворительности. [Электронный ресурс] Режим доступа: www.philanthropy.ru/ opinion/2016/04/11/36554/ (дата обращения: 15.01.2019)
8. Официальный сайт "Корпоративная социальная ответственность. [Электронный ресурс] Режим доступа: "http://www.ksovok.com/index.php (дата обращения: 15.01.2019)
9. Официальный сайт Международного форума «Корпоративное волонтерство». [Электронный ресурс] Режим доступа: http://corpvolunteers.ru/ (дата обращения: 15.01.2019)
10. Профессионалы работают pro bono. РБК. [Электронный ресурс] Режим доступа: www.plus-one.rbc.ru/blog/society/professionaly-rabotayut-pro-bono (дата обращения: 19.01.2019)
11. Pro bono: философия бесплатных услуг. Теплица социальных технологий. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://te-st.ru/2016/07/11/pro-bono-a-philosophy-of-free-services/ (дата обращения: 26.01.2019)