Научная статья на тему 'Сравнительная характеристика систем управления корпоративной социальной ответственностью предприятий Курской области'

Сравнительная характеристика систем управления корпоративной социальной ответственностью предприятий Курской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
220
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / БИЗНЕС-МОДЕЛЬ / СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА / РЫНОЧНАЯ СРЕДА / SOCIAL RESPONSIBILITY / REGIONAL DEVELOPMENT / BUSINESS MODEL / SOCIAL ENVIRONMENT / MARKET ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гальченко Светлана Алексеевна

В статье описана значимость корпоративной социальной ответственности (КСО). Рассматривается роль КСО во всех звеньях управления как в рамках социально-экономической деятельности региона, так и на уровне предприятий. Проведено исследование КСО предприятий в Курской области. По итогам исследования выделены три направления затрудняющих реализацию принципов КСО, выявлены основные проблемы и пути их преодоления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE CHARACTERISTICS OF MANAGEMENT SYSTEMS CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY OF KURSK REGION

The article describes the importance of corporate social responsibility (CSR). The role of CSR in all levels of management in the framework of socio-economic activities in the region, as well as at the enterprise level. A study of CSR enterprises in the Kursk region. The study identified three areas impeding the implementation of CSR principles identified key challenges and ways to overcome them

Текст научной работы на тему «Сравнительная характеристика систем управления корпоративной социальной ответственностью предприятий Курской области»

УДК 332.13

Гальченко Светлана Алексеевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и государственного и муниципального управления, Курский государственный университет

e-mail: [email protected]

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЙ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Аннотация: в статье описана значимость корпоративной социальной ответственности (КСО). Рассматривается роль КСО во всех звеньях управления как в рамках социально-экономической деятельности региона, так и на уровне предприятий. Проведено исследование КСО предприятий в Курской области. По итогам исследования выделены три направления затрудняющих реализацию принципов КСО, выявлены основные проблемы и пути их преодоления.

Ключевые слова: социальная ответственность, региональное развитие, бизнес-модель, социальная среда, рыночная среда.

Galchenko S.A., Ph.D., assistant professor of management and state and municipal management, Kursk State University

e-mail: [email protected]

COMPARATIVE CHARACTERISTICS OF MANAGEMENT SYSTEMS CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY OF KURSK REGION

Abstract: the article describes the importance of corporate social responsibility (CSR). The role of CSR in all levels of management in the framework of socioeconomic activities in the region, as well as at the enterprise level. A study of CSR enterprises in the Kursk region. The study identified three areas impeding the implementation of CSR principles identified key challenges and ways to overcome them.

Keywords: social responsibility, regional development, business model, the social environment, the market environment.

В данной статье мы попытаемся рассмотреть, какое содержание вкладывается в понятие КСО в России, а также как идея социальной ответственности воплощается в Курской области.

Для начала определим, в чем привлекательность концепции КСО для бизнеса. Дохолян С.Б. считает, что деятельность в области КСО способствует улучшению имиджа компании, росту репутации, создает дополнительный информационный повод для освещения деятельности предприятий в СМИ [3].

На сегодняшний день далеко не все отечественные организации, в том числе и предприятия Курской области, уделяют внимание проблеме

систематизации работы с КСО. Для анализа КСО предприятий Курской области в исследовании была применена параметрическая методика оценки. В качестве параметров выступали: 1) наличие предприятия в списке ведущих предприятий Курской области (список размещен на сайте и представлен всего 84 предприятиями) [8]; 2) наличие официального сайта предприятия; 3) наличие информации о КСО на сайте. По результатам исследования выявлено, что только четыре крупных организации в Курской области ОАО «Михайловский ГОК» [6], ОАО «Сбербанк России» [5], АО «Авиавтоматика» им.Тарасова В.В.» [7], банк ОАО ВТБ [4] реализуют систему КСО. Изучение социальной отчетности данных предприятий позволяет говорить о том, что они ведут обширную структурированную работу в области построения качественной и эффективной системы КСО. Следует отметить, что Сбербанк и ВТБ являются представителями финансово-кредитного сектора и не включены в перечень предприятий, поскольку являются дополнительным подразделением филиальной сети, но тем не менее они входят в область наших исследований, так как в их структурах занята большая доля населения Курской области. Сравнительная характеристика систем управления КСО предприятий представлена в таблице 1.

По итогам исследования выявлено, что наиболее широко деятельность в области КСО представлена денежно-кредитным сектором (ОАО «Сбербанк России», ОАО Банк ВТБ): все разделы политики полно отражают деятельность в рамках социальных направлений, присутствуют ежегодные отчеты о КСО. В данных организациях КСО освещена более широко, поскольку они реализуют внешнеэкономическую деятельность и тесно взаимодействуют с иностранными партнерами, а, как мы отмечали выше, в зарубежных странах, на западе, КСО является обязательным элементом бизнес-среды. Две другие исследуемые организации ОАО «Михайловский ГОК» и АО «Авиавтоматика» им.Тарасова В.В.» очень узко освещают деятельность в области КСО. К сожалению, в деятельности остальных 82 крупных предприятий из перечня информация о КСО не представлена [1].

Таким образом, полученные результаты коррелируют с российской практикой в целом. На основе полученных данных выделим три направления, затрудняющих реализацию принципов КСО, в соответствии с их причинной обусловленностью: 1) неэффективность действующего законодательства и нормативно-правовой базы; 2) недостаточно высокий уровень развития деловой культуры предприятий. По мнению представителей менеджмента предприятий, деятельность в области КСО «распыляет» усилия, препятствует решению более важных задач, не принося адекватной отдачи; 3) информационная закрытость российских предприятий. Следствием этого является ухудшение имиджа и деловой репутации, что приводит к снижению конкурентоспособности.

Для того, чтобы российским предприятиям подойти к мировому уровню социальной и экологической ответственности, им предстоит сделать очень многое. Первоначальным этапом является внедрение концепции устойчивого развития и КСО в разных формах. При этом очень важно реализовать постоянный структурированный диалог с властью всех уровней и обществом о

социальной ответственности своего бизнеса, а представители власти и гражданского общества также должны взять на себя свою долю социальной ответственности.

Таблица 1 - Сравнительная характеристика систем управления КСО предприятий Курской области_

Исследуемые организации

Раздел политики ОАО «Михайловский ГОК» АО «Авиавтоматика» им.Тарасова В.В.» ОАО «Сбербанк России» ОАО Банк ВТБ

1) Наличие Меморандум КСО Социальная политика КСО Сбербанка Политика ОАО

политики Банка ВТБ

КСО

2) Источник Официальный Официальный сайт: Официальный Официальный

информации сайт: http://www.aviaavtomati сайт: сайт:

www.metalloinvest. ka.ru http://www.sberban www.vtb.ru/

com к.ги

3) Внутренняя КСО реализуется реализуется реализуется реализуется

- мотивация Гибкая система Гибкая система Гибкая система Гибкая система

работников мотивации мотивации мотивации мотивации

(материальное и (материальное и (материальное и (материальное и

нематериальное стимулирование) нематериальное стимулирование). Оказание помощи в нематериальное стимулирование). Вовлечение в нематериальное стимулирование ). Учитывает

улучшении жилищных решение мнение

условий социально- значимых вопросов работников, право на доступ к необходимой информации

- социальные Улучшение труда Программа социально- Поддержка Помощь

программы и социальная курортного местных незащищенным

защита оздоровления. Охрана сообществ, слоям

работников. здоровья, и инвестирование в населения на

Снижение или оздоровление человеческий территории

недопущение сотрудников, капитал присутствия

травматизма улучшение питания, культура жизни банка

- Не отражено в Не отражено в Ответственное Развивает

корпоративны меморандуме меморандуме корпоративное каналы

й дух поведение коммуникации, обратная связь

4) Внешняя Принимает заказы Присутствует влияние Обеспечивает Поддерживает

КСО (влияние товаров и услуг и на рыночную среду реализацию сегменты и

на рыночную обеспечение кредитных отрасли,

среду) занятости программ с государственной поддержкой способствующи е диверсификаци и экономики

- Участие в круглых Участие в Содействие Добровольное

соц.мероприя столах, семинарах благотворительных экономическому участие в

тия и конференциях по программах, развитию страны социальных и

вопросам организация благотворитель

социально- культурной жизни ных акциях,

экономического детей волонтерская

развития инициатива

соц.программ ы; участие в жизни местных сообществ Формирование благоприятной для работников и членов их семей социально-культурной среды, сотрудничество с учебными заведениями Победитель регионального конкурса «С заботой о людях» Благотворительно сть и спонсорство, предложение социально ориентированных товаров и услуг, социальная программа населения Повышение финансовой грамотности, поддержка образования и науки, культуры и искусства

- отношение к клиенту Учитывает мнение заинтересованных сторон Лояльное отношение к клиентам Этичное поведение, уважение интересов заинтересованных сторон, соблюдение прав человека Предоставляет полную и достаточную информацию, клиент сам принимает решение

- отношение к государству Налоги, противоборство коррупции, формирование конкурентной среды Лояльное отношение к государству Соблюдение закона и международных норм Уплата налогов, поддержка имиджа РФ за рубежом, действует согласно законодательств у

добросовестн ая деловая практика Документы, регламентирующи е деятельность в этой сфере, отчеты один раз в два года За 10 лет приобретено и передано 59 квартир работникам, ежегодный участник социальной ответственности предприятий Обеспечение прозрачности своих решений и деятельности, обеспечение качества продуктов и услуг Ответственност ь за деятельность в области КСО

5) Экология Снижение удельных выбросов, программы по рекультивации и восстановления биоразнообразия Реализуется путем участия в субботниках и благоустройстве прилегающих территорий Формирование рынков экологически ориентированных продуктов и услуг, минимизация негативного воздействия на экологию Экономное потребление ресурсов (электроэнергия , топливо, бумаги), программа «Зеленый офис»

Источник: составлено автором на основе информации официальных сайтов организаций [4, 5, 6, 7,8].

Следует отметить, что взаимодействие и сотрудничество на местном и региональном уровне может осуществляться в форме межсекторного социального партнерства. Поддержка бизнес-сообщества приобретает более согласованный характер и существенно влияет на изменение уровня и качества жизни социальных единиц.

На основании всего вышеизложенного можно с определенной точностью утверждать, что необходима координация усилий бизнес-сообщества, государственных и общественных структур, направленная на конструктивное преодоление указанных проблем и формирование эффективной модели КСО,

играющей ключевую роль в обеспечении не только конкурентоспособности бизнеса, но и качества жизни населения в регионах.

Список литературы:

1. Гальченко С.А. Специфика корпоративной социальной ответственности - региональный аспект [Текст] / Гальченко С.А.// Управленец. - 2015. - № 5. - С. 4 - 7

2. Гальченко С.А. Корпоративная социальная ответственность [Текст]: учеб. пособие / С.А. Гальченко; Курск. гос. ун-т: КГУ, 2015. - 146 с.

3. Дохолян С. Б. Анализ социальной ответственности бизнеса в России [Текст] /С. Б. Дохолян// Региональные проблемы преобразования экономики. - 2014. - № 4. - С. 41 - 46.

4. Подосинников Е.Ю., Кулешов А.С., Железняков С.С. «Мотивация трудовой деятельности инженерно- технического персонала предприятия: измерение и анализ» // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. №3 (35). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-trudovoy-deyatelnosti-inzhenerno-tehnicheskogo-personala-predpriyatiya-izmerenie-i-analiz (дата обращения: 19.11.2016).

5. Официальный сайт ОАО Банк ВТБ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http ://www.vtb.ru/

6. Официальный сайт ОАО Сбербанка [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.sberbank.ru/ru/person

7. Официальный сайт ОАО «Михайловский ГОК» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.metalloinvest.com/business/mining-segment/mgok/

8. Официальный сайт АО «Авиавтоматика» им.Тарасова В.В.» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.aviaavtomatika.ru/

9. Среднерусский экономический форум [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.sef-kursk.ru/2016/enterprises.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.