Научная статья на тему 'Модель развития индивидуального стиля учебной деятельности будущего педагога на занятиях по физической культуре'

Модель развития индивидуального стиля учебной деятельности будущего педагога на занятиях по физической культуре Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
197
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / СТИЛЬ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / MODEL / STYLE / INDIVIDUAL STYLE / SCHOOL ACTIVITY / INDIVIDUAL STYLE OF SCHOOL ACTIVITY / PHYSICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Золотухина И. А.

Рассматривается понятие «индивидуальный стиль учебной деятельности будущего педагога», раскрывается его педагогическая сущность. Обосновывается целесообразность использования физической культуры для решения практической задачи развития индивидуального стиля учебной деятельности будущего педагога. Проведен качественно-количественный анализ результатов эксперимента благодаря внедрению модели развития индивидуального стиля учебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Золотухина И. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODEL OF DEVELOPMENT OF THE INDIVIDUAL STYLE OF TEACHING ACTIVITY AMONG FUTURE TEACHERS AT THE PHYSICAL TRAINING LESSONS

The concept of the individual style of school activity of a future teacher is studied in the work. The author explains its pedagogical basics. The expediency of using of the physical training to solve the practical task of the development of the individual style of the school activity is stated. The research provides a qualitative and quantitative analysis of the results of the experiment.

Текст научной работы на тему «Модель развития индивидуального стиля учебной деятельности будущего педагога на занятиях по физической культуре»

Умение проводить лабораторные занятия 0,110 4

Руководство дипломным и курсовым проектированием 0,1б4 1

Умение организовывать производственные практики 0,100 7

Умение организовывать самостоятельную работу студентов 0,134 3

Научно-исследовател ьская деятельность Вес Ранг

Готовность участвовать в исследовательских проектах 0,153 5

Умение разрабатывать нормативно-техническую документацию 0,0б7 б

Навыки публикации материалов 0,1б8 3

научной работы

Владение технологиями публичных выступлений (конференции и пр.) 0,171 2

Способность к поддержанию широких, активных и разнообразных творческих контактов по вопросам научной, профессиональной и пед. деятельности 0,1б0 4

Умение находить источники финансирова-

ния научных исследований заказчиков

конкретных научно-технических, научнометодических и др. профессионально важных разработок 0,280 1

Библиографический список

1. Матушанский Г.У. Профессионально важные качества преподавателя высшей школы [Электронный ресурс] / Г.У. Матушанский, М.Г. Рогов, Ю.В. Цвенгер // Психологическая наука и образование. - Режим доступа: www.psyedu.ru.

2. Матушанский Г.У. Проектирование модели профессионально значимых качеств преподавателей высшей школы / Г.У. Матушанский, А.Г. Фролов, Ю.В. Цвенгер // Педагогическая информатика. - 2001. - № 4.

3. Петров А.Ю. Компетентностный подход в непрерывной профессиональной подготовке инженерно-педагогических кадров [Электронный ресурс] : дис. ...д-ра пед. наук : 13.00.08. -Нижний Новгород: РГБ, 2007. - (Из фондов Российской Государственной Библиотеки). - Режим доступа: http://www.rsl.ru.

4. Компетентностный подход в МГИМО [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://inno.mgimo.ru/.

5. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высш. образование сегодня. - 2003.

- № 5.

6. Stelzer-Rothe Thomas. Kompetenzen in der Hochschullehre. Rbstzeug fbr gutes Lehren und Lernen an Hochschulen / Thomas Stelzer-Rothe. - Rinteln, 2005.

7. Высшее техническое образование: мировые тенденции развития, образовательные программы, качество подготовки специалистов, инженерная педагогика / В.М. Приходько, В.Ф. Мануйлов, В.Н. Луканин и др.; под ред. Г.М. Жураковского. - М., 1998.

8. Фролов Ю.В. Компетентностная модель как основа качества подготовки специалистов / Ю.В. Фролов, Д.А. Махотин // Высш. образование сегодня. - 2004. - № 8.

9. Томилин О.Б. Компетенции академического и административного персонала университета и инновационная деятельность / О.Б. Томилин, П.Н. Кочугаев, Л.А. Сухарев, Н.Н. Массерова // Университетское управление. - 2007. - № 1.

Статья поступила в редакцию 20.03.09

УДК 378.02: 372.8

И. А. Золотухина, соискатель АлтГПА, г. Барнаул

МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО ОЕДАГОГА НА ЗАВЯТИЯХ ВО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Рассматривается понятие «индивидуальный стиль учебной деятельности будущего педагога», раскрывается его педагогическая сущность. Обосновывается целесообразность использования физической культуры для решения практической задачи развития индивидуального стиля учебной деятельности будущего педагога. Проведен качественно-количественный анализ результатов эксперимента благодаря внедрению модели развития индивидуального стиля учебной деятельности.

Ключевые слова: модель, стиль, индивидуальный стиль, учебная деятельность, индивидуальный стиль учебной деятельности, физическая культура.

Реформирование высшей школы требует переосмысления существующих взглядов на систему непрерывного педагогического образования, профессиональную адаптацию, подготовку будущего педагога в рамках личностной парадигмы. Острота постановки вопроса об индивидуализации обучения обусловлена тем, что в результате социально-экономических и социокультурных преобразований особая роль отводится высшей школе, призванной существенно поднять качество профессиональной подготовки.

Физическое воспитание является обязательным компонентом в целостной системе профессионального образования студентов. Формирование физической культуры как неотъемлемой части общей культуры личности занимает немаловажное место в создании базового комплекса способностей человека, обеспечивающих его жизнедеятельность. Данное положение

актуализирует поиск путей повышения эффективности учебного процесса на занятиях по физической культуре. В этой связи одним из перспективных средств индивидуализации обучения представляется формирование индивидуального стиля учебной деятельности студентов.

Для понимания сущности индивидуального стиля учебной деятельности определяющее значение имеет философское и психолого-педагогическое толкование терминов «стиль», «индивидуальный стиль». В философии наиболее распространённым является направление, в котором индивидуальный стиль выступает как устойчивая, индивидуально-специфическая система относительно однородных приёмов, способов, методов, средств, навыков выполнения той или иной деятельности. Индивидуальный стиль становится возможным и необходимым в силу индивидуальных различий людей. Предста-

вители психолого-педагогического направления (А. Адлер, Х. Виткин, Г. Олпорт, Р. Стагнер и др.) трактуют стиль как характеристику индивидуальной стратегии системы промежуточных целей, действий и операций, к которым личность предрасположена в силу своих индивидуальных свойств [1; 2].

На основе проведённого теоретического анализа различных подходов к рассмотрению сущности индивидуального стиля учебной деятельности и изучения существующих трактовок данного понятия в настоящей работе в качестве индивидуального стиля учебной деятельности понимается принятая студентом устойчивая совокупность приёмов и способов учебной работы, обусловленная его индивидуальными особенностями. Индивидуальный стиль является закономерной реакцией человека, позволяющей наиболее рационально использовать природные задатки. Вместе с тем отмечается, что целенаправленное развитие индивидуального стиля учебной деятельности в значительной степени повышает её результативность.

В развитии личности большое значение имеет физическая культура, понимаемая как исторически изменяющаяся особая форма человеческой жизнедеятельности. Физическая культура в самом широком смысле есть обобщение, касающееся физических данных человека, его двигательных способностей. Физическая активность, направленная на самосовершенствование личности, позволяет не только укрепить телесное здоровье, но и стать духовно богаче, нравственно чище [3].

В настоящее время целью физического воспитания выступает формирование физической культуры личности, физически здоровой, интеллектуально развитой и социально активной молодёжи, способной адаптироваться к современным условиям жизнедеятельности. Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач: понимание роли физической культуры в развитии личности и её подготовки к профессиональной деятельности; знание научно-практических основ физической культуры; формирование установки на индивидуальный стиль в физическом самосовершенствовании, в учебной деятельности в целом.

Значимость физической культуры для развития индивидуального стиля учебной деятельности будущего педагога видится, прежде всего, в том, что её средства позволяют не только развивать физические качества, двигательные навыки, но и совершенствовать инициативу, творческую и социальную активность личности студента. В связи с этим физическую культуру правомерно рассматривать как динамическое состояние, характеризующее стремление личности к целостному развитию посредством физкультурной деятельности. Тем самым обеспечивается выбор средств, наиболее полно соответствующих мор-фо-функциональным и социально-психологическим особенностям студентов, раскрытию и развитию их индивидуальности. Именно поэтому физическое совершенство является не только желае-

мым качеством будущего педагога, но и необходимым элементом его личностной структуры.

Анализ практических предпосылок решения проблемы развития индивидуального стиля учебной деятельности студентов показал, что в настоящее время существует несколько направлений её разработки:

- психофизиологическое (индивидуализация обучения на основе учёта свойств нервной системы, типа темперамента, характера и т.д.);

- дидактическое (личностно ориентированная модификация содержания учебных программ и методики преподавания учебных дисциплин, организация спецкурсов, занятия в микрогруппах и др.);

- инновационное (методы резонанса идей, отсроченной самоорганизующейся самостоятельной работы, индивидуальных перспектив учебного продвижения, стимулирования поэтапного самообучения, координации учебной и личностной самодостаточности и др.).

Таким образом, рассмотрев существующие в практике высшей педагогической школы направления развития индивидуального стиля учебной деятельности студентов, правомерно констатировать недостаточную востребованность физической культуры как средства решения данной проблемы.

ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ

2 Цель: развитие индивидуального стиля учебной деятельности

Ь- Задачи:

и С - формирование мотивационно-ценностного отношения к физической

X культуре и индивидуальному стилю учебной деятельности;

5 1 - поиск предрасположенностей и развитие индивидуальных способностей м

Ы о Н Щ студентов;

§ а - реализация стилевых решений в учебной деятельности;

- раскрытие творческого потенциала студентов;

2 'І - формирование жизненно важных двигательных умений и навыков;

Эн РЗ из ° - рост общекультурного уровня студентов. 3 з

Ы £ >=* 5

5Ґ е- О <и

* 8 £ о

я я

3 § о «

Э н С С

и 1 О § СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ы 3 5 ь

и * о на - индивидуальные ценности и смыслы учебной деятельности; и §

35 Й - демократическое пространство учебного заведения; из "С її ^

^2 и —► - базовые психолого-педагогические знания; * & £

Ї* н - специальные знания об индивидуальном стиле учебной деятельности; и. и о *

Ь* « о —< -а со ю 3 - индивидуальные траектории развития личности студента; - индивидуальное творчество, саморазвитие, самоуважение. ч « о 3 ^ £

Р 8

£ 5 а у

5 3 | 3 ЕЙ

Є і

2 СП X ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ

2 § - учебная деятельность академического типа;

з $ с - специальное обучение;

- научно-исследовательская деятельность студентов;

я- X —► - построение индивидуальных траекторий развития;

к. - формирование физической культуры личности;

с - мониторинг уровня индивидуального стиля учебной деятельности сту-

дентов.

'

РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ

Результат: уровень развития индивидуального стиля учебной деятельности

Критерии:

- адекватность (соответствие стилистических решений индивидуальным особенностям личности);

- автономность (индивидуальная позиция личности, ее независимость в выборе целей, мотивов и

средств решения задач учебной деятельности);

- адаптивность (способность личности оперативно реагировать на изменение внутренних и внешних ус-

ловий учебной деятельности);

- рефлексивность (умение оценивать результат учебной деятельности, находить резервы саморазвития и

осуществлять коррекцию индивидуального стиля).

Уровни: репродуктивный, продуктивный, креативный

Содержательный компонент определяет специфическую наполненность процесса развития индивидуального стиля учебной деятельности будущего педагога.

Реализация содержательного компонента подразумевает соблюдение ряда условий:

- в содержании учебный материал нужно конструировать таким образом, чтобы были обозначены индивидуальные ценности и смыслы учебной деятельности, раскрывающие сущность индивидуального стиля, введенные на начальном этапе обучения, постоянно использовались в системе знаний и практических умений на каждом этапе экспериментального обучения;

- демократическое пространство учебного заведения, раскрывающее сущность и специфику индивидуального стиля учебной деятельности средствами физической культуры, должно предстать перед студентами как совокупность стратегий предстоящей учебной деятельности;

- в обучение включаются базовые психолого-педагогичес-кие знания, которые, в зависимости от целей и конкретных задач учебной деятельности, требуют от студента выбора оптимального решения и осуществления в реальном процессе;

- развития специальных знаний об индивидуальном стиле учебной деятельности, которые предполагают, что освоение индивидуальных стилей побудит учащихся к осознанию потребности в рациональном характере учебной деятельности;

- построение индивидуальных траекторий развития личности студента;

- индивидуальное творчество, саморазвитие, самоутверждение, что позволяет превратить студента из пассивного субъекта педагогического воздействия в творческую личность, способную задавать направление собственного развития.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Технологический компонент обусловливает отбор форм и методов развития индивидуального стиля учебной деятельности в соответствии с его целевыми и содержательными установками, а также намечает рациональные пути и оптимальные средства управления.

Проектирование технологического компонента развития индивидуального стиля учебной деятельности требует определения этапов формирования системы индивидуальных знаний, умений и ценностно-эмоциональных отношений специалиста, а также предполагает обзор соответствующих форм деятельности студентов.

Результативный компонент включает как сам результат (уровень развития индивидуального стиля учебной деятельности), так и критерии его достижения: адекватность (соответствие стилистических решений индивидуальным особенностям личности); автономность (индивидуальная позиция личности, её независимость в выборе целей, мотивов и средств решения задач учебной деятельности); адаптивность (способность личности оперативно реагировать на изменение внутренних и внешних условий учебной деятельности); рефлексивность (умение личности оценивать результат учебной деятельности, находить резервы саморазвития и осуществлять коррекцию индивидуального стиля).

Разработанная модель воплощает концептуальные основы (целевые, содержательные, технологические, результативные ориентиры и критериально-уровневые характеристики), а также определяет практическую реализацию совокупности средств, форм и методов развития индивидуального стиля учебной деятельности будущего педагога на занятиях по физической культуре.

Эксперимент по проверке эффективности модели развития индивидуального стиля учебной деятельности будущего педагога на занятиях по физической культуре проводился на базе филологического факультета и лингвистического инсти-

тута ГОУ ВПО «Алтайская государственная педагогическая академия». За период с сентября 2003 года по июнь 2008 года в нём приняло участие 318 студентов и 15 преподавателей.

Для проведения количественного анализа результатов экспериментальной работы использовались уровни развития индивидуального стиля учебной деятельности будущего педагога. Итоги сравнения отражены на рис.

Рис.2. Уровни развития индивидуального стиля учебной деятельности будущего педагога до и после эксперимента, %

Сопоставление гистограмм по состоянию до и после эксперимента позволяет констатировать, что:

- характер исходного распределения студентов опытных групп примерно одинаков;

- к моменту окончания эксперимента в опытных группах наблюдается значительное повышение уровня развития индивидуального стиля учебной деятельности будущего педагога;

- во всех случаях итогового сравнения отмечается заметное превосходство экспериментальной группы над контрольной. Так в конце часть студентов экспериментальной группы (19,1%) имеет креативный уровень развития индивидуального стиля учебной деятельности, а в контрольной группе фиксируется значительно меньшее значение (2,9%). В отношении репродуктивного уровня справедливо обратное утверждение, т.е. количество студентов с данным уровнем в контрольной группе (46,5%) превосходит количество студентов в экспериментальной группе (29,5%). По продуктивному уровню наблюдается незначительное превосходство студентов экспериментальной группы.

Качественный анализ результатов эксперимента также подтверждает данный вывод. Студенты экспериментальной группы постоянно применяют способы учения, основанные на включении личностного опыта, реализуют знания своих индивидуальных способностей и возможностей. На занятиях по физической культуре планируют систему физических упражнений с учётом индивидуальных особенностей. Выбирают стилистическое решение, соответствующее их личностно-типологическим характеристикам, они апробируют различные варианты решения учебных задач и активно развивают собственный стиль учебной деятельности, адекватны в выборе целей, мотивов и средств решения задач учебной деятельности. Самостоятельно решают учебные задачи с наименьшими физическими и психическими затратами, активно отстаивают свою индивидуальную позицию и самостоятельно оценивают индивидуальный стиль учебной деятельности. Адаптивные возможности студентов находятся на высоком уровне, они легко привыкают к новым требованиям и содержанию обучения, быстро реагируют на изменения внутренних и внешних условий учебной деятельности. Текущий стиль учебной деятельности постоянно подвергается осмыслению и анализу, что позволяет искать резервы саморазвития. Будущие педагоги планомерно определяют у себя уровень развитости индивидуального стиля учебной деятельности, производят его коррекцию в зависимости от характера оценки, сравнивают её с аналогичными показателями у товарищей и анализируют результаты сравнения.

В контрольной группе студенты начинают реализовывать свои индивидуальные способности и самостоятельно выбирать стилистические решения в учебной деятельности лишь к моменту окончания наблюдений. Студенты в целом осознают необходимость индивидуального стиля учебной деятельности, заинтересованы в минимизации физических и психических затрат на занятиях по физической культуре, но решают эти задачи без последовательной опоры на свою индивидуальность. Процесс адаптации студентов контрольной группы протекает медленно, они несвоевременно реагируют на изменения внутренних и внешних условий обучения, что предоп-

Библиографический список

1. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии [Текст] / А. Адлер, Л.И. Дорогова; пер. A.M. Боковикова. - М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1995.

2. Олпорт, Г. Личность: проблема науки и искусства [Текст] / Г. Олпорт. - М., 1982.

3. Физическая культура: учебник [Текст] / Под ред. И.М. Бутина, И.А. Бутиной, Т.Н. Леонтьевой, С.М. Масленникова. - М.: ВЛАДОС, 2003.

ределяет затруднения в учебном процессе. Студенты редко применяют самоконтроль индивидуального стиля на занятиях по физической культуре.

Проведённый качественно-количественный анализ результатов эксперимента показывает, что при статистическом равенстве исходных результатов к моменту окончания наблюдений экспериментальные группы имеют достоверное преимущество перед контрольными, т.е. доказано, что положительные изменения получены именно благодаря внедрению экспериментальной модели.

Статья поступила в редакцию 2.05.09

УДК 371:351.851

Е.И. Валяева, соискатель АлтГПА, г. Рубцовск

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА

Социокультурная компетентность предусматривает формирование профессиональных знаний и умений в сочетании с критичностью мышления. Социальная компетентность это совокупность знаний, умений, навыков необходимых личности для успешного взаимодействия с другими людьми в социуме. Компетентность проявляется в успешной профессиональной деятельности специалистов.

Ключевые слова: социокультурная компетентность, профессиональная деятельность, специалист, профессиональные навыки и умения, требования, подготовка специалистов, система принципов.

В современном обществе образование стало одной из важнейших сфер человеческой деятельности. От его направленности и эффективности сегодня во многом зависят перспективы развития человечества. Наиважнейшей ценностью и основным капиталом современного общества является человек, способный к поиску и освоению новых знаний и способов деятельности, принятию нестандартных решений [8, с. 33].

Известно, что именно темпы развития общества и экономики во многом определяют требования к профессиональным навыкам и умениям будущих специалистов. Экономический подъем России обусловил и необходимость улучшения качества подготовки кадров.

С позиций новых приоритетов, связанных с укреплением человеческого ресурса страны, актуализируется проблема образования в целом, которую следует рассматривать в качестве универсальной компоненты профессиональной подготовки любого специалиста [8, с. 34].

Сегодня потребность в педагогических кадрах высока. В школах нужны знающие и социально подготовленные учителя. Готовность специалиста заключается не только в усвоении им полного состава специальных знаний, профессиональных действий и социальных отношений, в сформированности и зрелости профессионально значимых качеств личности, но и в овладении нормами профессионального поведения, осуществление самоанализа и коррекции собственных профессиональных действий.

Для школы необходим педагог, имеющий собственные идеи, проявляющий интерес к разработке и реализации новых учебных программ, обладающий высоким интеллектуальным потенциалом и научной компетенцией. Педагог должен иметь хорошую методическую подготовку, владеть различными методами организации познавательной деятельности учащихся на уроке, проводить вместе с ними поисково-исследовательскую работу, укрепляющую их интерес к учебному предмету. Педагог средней школы - это организатор учебной, поисковой работы, наставник и консультант.

В педагогической деятельности педагог ассоциируется с активным творческим началом, он инициатор и организатор совместной деятельности, управляющий процессом общения. На каждом занятии преподаватель создает атмосферу духовного общения, учит мыслить, выражать и формулировать собственные суждения.

В настоящее время и в ближайшем будущем на рынке труда, по прогнозам экспертов, будет наблюдаться превышение предложения над спросом. Известно также, что динамика спроса на квалифицированные кадры в России вступила в противоречие с традиционно сложившейся структурой их подготовки [3, с. 72].

Структура подготовки основывается на принципах профессиональной подготовки будущих специалистов. Важным компонентом основной образовательной программы является

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.