УДК 371
ФОРМИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА-ДИЗАЙНЕРА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
© Марина Сергеевна ЧВАНОВА
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор педагогических наук, профессор, проректор по образовательной политике и инновациям, e-mail: [email protected] © Карина Владимировна ФИЛАТОВА Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, старший преподаватель кафедры дизайна и декоративно-прикладного искусства, аспирант кафедры информатики и информационных технологий, e-mail: [email protected]
В статье рассматривается роль формирования индивидуального стиля деятельности студента-дизайнера в развитии профессиональной индивидуальности будущего дизайнера. Раскрыта цель деятельности дизайнера, сущность индивидуального стиля художественно-проектной деятельности сту-дента-дизайнера.
Ключевые слова: деятельность дизайнера; художественно-проектная деятельность; индивидуальный стиль деятельности студента-дизайнера; психологическая и педагогическая концепции исследования индивидуального стиля деятельности.
Деятельность дизайнера является особой художественно-проектной деятельностью,
которая ведется в творческом контакте с ин-женерами-конструкторами, технологами,
специалистами искусства, экономики, социологии и направлена на создание средствами промышленного производства эстетически совершенных и высококачественных серийных и штучных изделий для удовлетворения потребностей человека и общества [1]. Это достигается путем приведения в единую систему функциональных и композиционных связей предметных комплексов и отдельных изделий, их эстетических и эксплуатационных характеристик. Художественно-проектная
деятельность дизайнера уникальна по своему характеру, т. к. в ней неразрывно связаны между собой три вида творческой деятельности: художественная, научная и техническая, поэтому визуальный язык дизайнерской мысли формируется и развивается в процессе художественного и научно-технического творчества [2].
Деятельность дизайнера - это, по мнению А.И. Асессорова, целеустремленные действия по разработке и воплощению замысла в конечном результате, т. е. дизайн-проекте, с использованием как заимствованных, так и собственных, решающих проблему знаний, умений и навыков [3]. Определя-
ются и принимаются пути решения поставленной задачи функционального, стилистического, объемно-пространственного, цветоколористического характера с учетом историко-культурного, материального, социального и нравственного значений с расчетом на возможно быстрое отыскание удовлетворительного решения, а не на длительный анализ проблемы.
Цель деятельности дизайнера - создание продукта, обладающего субъективной или объективной новизной и имеющего личную или социальную значимость [4, с. 120].
Художественно-проектная подготовка
развивает у студентов логическое, конструктивное мышление, умение прогнозировать и предупреждать последствия преобразующей деятельности, умение экономично и эффективно расходовать материалы и природные ресурсы. В свою очередь, художественнопроектные умения выступают показателем развития художественно-проектной деятельности студентов, следовательно, уровень сформированности художественно-проектных умений студентов определяет уровень развития художественно-проектной деятельности в целом, которая, в свою очередь, зависит от степени формирования индивидуального стиля.
Таким образом, проблема развития творческой личности будущего дизайнера при обучении в вузе требует выявления особенностей индивидуального стиля деятельности, раскрытия психолого-педагогических условий его формирования, т. к. наличие стиля обеспечивает успешное выполнение деятельности. С первых шагов изучения стиля деятельности рядом ученых (Е.А. Климов, К. Левин, А.Н. Леонтьев, В.С. Мерлин, Г.У. Ол-порт, Я. Стреляу) было высказано положение о том, что он является одним из важнейших механизмов приспособления человека к любому виду деятельности. Поэтому и определение стиля деятельности, дававшееся ими, отражало это положение: индивидуальный стиль деятельности представляет систему индивидуально-своеобразных приемов, обеспечивающих успешное выполнение человеком определенной деятельности. Это значит, что какие бы требования не предъявляла конкретная деятельность к человеку, он найдет такой способ выполнения, который приведет к успеху.
В работах по индивидуальному стилю деятельности обычно приводят два определения, данных Е.А. Климовым: в узком смысле слова это есть «обусловленная типологическими особенностями устойчивая система способов деятельности, которая складывается у человека, стремящегося к наилучшему осуществлению данной деятельности»; в широком смысле - «индивидуально -своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными, внешними условиями деятельности» [3, с. 49]. Из этих определений мы делаем заключение: сущность индивидуального стиля деятельности состоит в том, что человек сознательно или неосознанно учитывает свои индивидуальные особенности как объективные условия деятельности и соответственно совокупности всех условий организует эту деятельность.
На основании анализа ряда исследований, посвященных вопросам художественнопроектной деятельности дизайнера и ее характеристик, индивидуального стиля деятельности и ряда других теоретических исследований, нами было дано определение
понятию «индивидуальный стиль художественно-проектной деятельности студента-ди-зайнера» - устойчивая система способов деятельности, обусловленная не только индивидуальными типологическими особенностями свойств нервной системы, но и морфофизиологическими, психологическими, личностными особенностями, обеспечивающая последовательное и направленное изменение и преобразование личности студента и его опыта, стремящегося к наилучшему осуществлению данной деятельности, с целью достижения оригинального, нестандартного решения, нового качественного состояния объекта. Качество результата деятельности дизайнера зависит от его способности творчески мыслить, генерировать идеи, быть оригинальным, уметь прогнозировать развитие моды, использовать знания неожиданным образом в практических целях [5].
Сущность индивидуального стиля деятельности студента-дизайнера раскрывается в его функциях: познавательно-активной,
созидательной, рефлексивной, преобразовательной, исследовательской, креативной, отражательной, технологической, эстетической, компенсаторной, удовлетворения личных потребностей в самореализации, самовыражении, самоактуализации, самодостаточности и общении. В свою очередь функции реализуются через следующие компоненты: проектировочный, исследователь-
ский, организаторский, коммуникативный, аналитико-оценочный, инновационный,
творческий, эмоционально-волевой и мотивационный.
Проблема стиля деятельности в процессе профессионального становления человека являлась предметом многих психологических и педагогических исследований: раскрыто понятие стиля деятельности и изучены различные его типы (Б.А. Вяткин, Е.П. Ильин, Е.А. Климов, В.С. Мерлин и др.); определена и изучена структура стиля деятельности (В.А. Толочек, М.Р. Щукин и др.); выделены и изучены стадии профессионального становления личности (Э.Ф. Зеер, Ю.П. Пова-ренков, В.Д. Шадриков и др.); также раскрыто понятие творческого стиля деятельности (Н.Ю. Посталюк). Следует признать, что особенности индивидуального стиля художественно-проектной деятельности, осуществ-
ляемого студентами-дизайнерами в вузе, являются одной из малоизученных проблем.
Исходными положениями психологической концепции индивидуального стиля деятельности по мнению Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Б.М. Теплова и В.С. Мерлина были следующие предпосылки:
- наличие стойких личных качеств, важных для успеха деятельности, невоспи-туемых, в связи с типологическими свойствами нервной системы;
- наличие равноценных по конечному эффекту вариантов приспособления деятельности, но разных по способам выполнения;
- наличие широких возможностей в умении компенсировать слабо выраженные способности;
- формирование личности с учетом синтеза внутренних и внешних условий.
Но психологическая концепция стиля деятельности довольно ограниченно решает задачи практической педагогики. Строить программу продолжительного выбора и профессионального совершенствования в процессе обучения она не может достаточно успешно.
Изучение стиля деятельности в последнее десятилетие стало важным направлением в проблеме оптимизации деятельности человека, а также в интегральном изучении личности. Значительно расширилась сфера изучения этого вопроса: наряду со стилями трудовой, педагогической и учебной деятельности стали изучаться стили творческой и спортивной деятельности. Это позволило вскрыть новые аспекты в изучении стиля и заставило вернуться к ряду постулатов, казавшихся до сих пор незыблемыми, и посмотреть на них другими глазами.
С точки зрения педагогики наиболее продуктивной, на наш взгляд, является деятельностная или объективная детерминация индивидуального стиля деятельности, разрабатываемая в настоящее время В.А. Толочек, которая была предложена на основе изучения эмпирического материала исследований 50-80-х гг. ХХ в. по проблеме исследований автора на материале спорта высших достижений. Однако многие практические вопросы формирования индивидуального стиля деятельности, особенно в высшей школе остаются недостаточно исследованными. При-
чиной этого является, в основном, изучение индивидуального стиля деятельности с точки зрения законов психологии и недостаточно с точки зрения педагогики.
На взаимосвязь психологических, педагогических и методических законов в контексте формирования индивидуального стиля деятельности указывается и в исследованиях М.Р. Щукина, где доказана зависимость развития индивидуального стиля деятельности от накопления профессионального опыта и профессиональных умений, позволяющих субъекту гибко пользоваться своими возможностями в соответствии с объективными условиями и требованиями деятельности.
Вопрос формирования индивидуального стиля деятельности в педагогике рассматривается как конкретное выражение принципа индивидуальности в обучении, как основная цель дифференцированного обучения, которое имеет свою историю развития в нашей стране и за рубежом, решался и решается на практике тысячами педагогов учебных заведений.
Экскурс в историю и психологию дифференцированного образования, анализ концепций, разработанных вышеупомянутыми учеными показывают, что на формирование индивидуального стиля деятельности оказывают влияние множество факторов: индивидуально-психологические особенности субъекта, внешняя среда, закономерности деятельности, активность субъекта, наследственность, методика обучения, осознание самого себя и др. В настоящее время благодаря исследованиям ученых (генетиков, психологов, биологов) на смену традиционной конфронтации биологических и культурологических представлений о человеке приходит более конструктивный подход, когда утверждается социальная детерминированность биологии человека, что для нормального развития личности нужно единство природного и социального. При этом уже не противопоставляется генетическое социальному, а выдвигается положение о том, что генотип содержит в себе в свернутом виде информацию об историческом прошлом человека и связанную с этим программу его индивидуального развития, адаптированную к социальным условиям жизни.
В процессе формирования стиля художественно-проектной деятельности происходят
количественные и качественные изменения в структуре самой деятельности: изменяются количество и содержание действий, необходимых для достижения оптимального результата (минимум действий - максимум достижений), рождаются новые идеи, новые и усовершенствованные продукты, новые или усовершенствованные технологические процессы, свидетельствующие о том, что деятельность дизайнера носит инновационный характер, причем результаты инновационной деятельности выражаются не только в виде инновационной продукции, которая может иметь конкретную вещественную форму, но и быть в неовеществленной форме. Изменения в структуре деятельности приводят к последовательным и направленным изменениям личности студента - ее мотивационной, коммуникативной, творческой и исследовательской сфер, структуры деятельности, умений и т. д. - появлению новых компонентов, что является сущностью процесса формирования индивидуального стиля художественно-проектной деятельности сту-дентов-дизайнеров.
Таким образом, основу процесса формирования составляет уровневый подход. Данный подход позволяет рассматривать процесс развития как переход от одного уровня к другому, который более сложен и качественно отличается, т. к. деятельность в процессе становления изменяется, переходит из одного состояния в другое. В связи с этим формирование индивидуального стиля продвигает личность на все более высокие уровни осуществления деятельности.
Есть ряд важных условий, имеющих отношение к формированию стиля. Прежде всего, важно учитывать индивидуальные различия в овладении профессиональными умениями и навыками. Известно, что скоростные свойства нервной системы (подвижность и лабильность) существенно влияют на динамику овладения профессиональными умениями и навыками [6-8]. В.С. Мерлин в качестве одного из условий формирования индивидуального стиля рассматривает положительное отношение к деятельности [9]. Кроме того, важное значение имеют такие факторы обучения, как обеспечение полной ориентировочной основы действия и организация строгого контроля за ходом усвоения трудовых умений и навыков [8; 10], учет ин-
дивидуальных особенностей учащихся при групповой работе [8], психологическое просвещение обучающих и обучающихся [11; 12] и т. д.
Индивидуальный стиль творческой деятельности студента-дизайнера означает своеобразные, характерные только для конкретного человека технические приемы и способы работы, которые формируются неразрывно от его индивидуальных качеств, мировоззрения и личности в целом. Чем своеобразнее и оригинальнее эти технические способы и приемы работы, тем ярче творческая индивидуальность дизайнера. Являясь результатом упорного труда, постоянного накопления знаний, умений и навыков, стиль деятельности в определенной степени выражает уровень его мастерства. Мастерство известных дизайнеров всегда проявляется в их особом стиле творческой деятельности, причем стиль каждого из них строго индивидуален. Недостаточное внимание к индивидуальным особенностям выполнения профессиональной деятельности может привести к появлению псевдостиля, препятствующего ее успешному выполнению.
Анализ исследований авторов (В.И. Андреева, А.И. Асессорова, Д.Б. Богоявленской, Ю.М. Бундиной, А.А. Вилковой, Е.А. Елизаровой, Г.Л. Ильина, Т.М. Кауда, А.Г. Куликова, ТВ. Матвеевой, Н.В. Матяш, В.П. Наумова, Ю.Ф. Тимофеевой, Т.В. Усатой и др.) показал, что степень готовности к самостоятельной деятельности зависит от степени активности сегодняшнего студента, его включенности в образовательный процесс не только на репродуктивном, но и на творческом уровне, в основе которого лежит произвольное, инициативное поведение, предполагающее постоянное движение к реализации своего творческого потенциала, стремление к саморазвитию, а также от уровня сформиро-ванности индивидуального стиля профессионально-творческой деятельности. Однако в исследованиях не находят отражение вопросы, связанные с изучением личностных и поведенческих компонентов индивидуального стиля творческой деятельности студента-дизайнера вуза, не рассмотрено их содержание и специфика организации. Решение данного вопроса позволит выделить детерминанты и закономерности формирования
творческой деятельности студента и его личности в целом.
Таким образом, формирование личностного творческого потенциала студента-дизайнера - очень важная педагогическая проблема, которая стоит перед специалистами в системе высшего профессионального образования.
Обобщая вышесказанное, можно сказать, что индивидуальный стиль деятельности студента-дизайнера является важной составляющей в развитии профессиональной индивидуальности будущего дизайнера. Наличие индивидуального стиля деятельности - это признак вполне сформировавшейся личности.
1. Михайлов С.М., Михайлова А.С. История дизайна. Краткий курс. М., 2004.
2. Шутемова Е.А. Влияние современного искусства на дизайн-проектирование: материалы студенческой научной конференции «Актуальные проблемы архитектуры и дизайна -2005» // Архитектон. Электронный журнал. 2005. № 10. ЦЯЪ: http://archvuz.ru/numbers/ 2005_2/к25 (дата обращения: 04.03.2010).
3. Асессоров А.И. Роль проектно-производственной деятельности в формировании профессиональной культуры студента-дизайнера // Успехи современного естествознания. 2009. № 9.
4. Симоненко В.Д. Технологическая культура и
образование (культурно-технологическая
концепция развития общества и образования). Брянск, 2001.
5. Тухбатуллина Л.М. Формирование профессиональной компетенции дизайнеров с ис-
пользованием метода проектов // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2009. № 6. С. 105-110.
6. Акимова М.К. Формирование скоростного двигательного навыка в связи с индивидуальными особенностями по силе и лабильности нервных процессов // Психофизиологические вопросы становления профессионала: сборник статей. М., 1974. С. 76-101.
7. Трошкин В.А., Молдавская С.И., Кольченко Н.В. Функциональная подвижность нервных процессов и профессиональный отбор. Киев, 1978.
8. Щукин М.Р. Некоторые типологически обусловленные различия в протекании ориентировочной и исполнительной деятельности при усвоении начальных трудовых умений // Вопросы психологии. 1963. № 6. С. 35-51.
9. Очерк теории темперамента / под ред. В. С. Мерлина. Пермь, 1973.
10. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань, 1969.
11. Щукин М. Р. Преодоление негативных проявлений свойств нервной системы при формировании индивидуального стиля деятельности // Теоретические основы, прикладное применение и методики дифференциальной психофизиологии. Пермь, 1977. С. 19-36.
12. Щукин М.Р. Учет особенностей самооценок при формировании типологически обусловленного индивидуального стиля трудовой деятельности // Проблемы интегрального исследования индивидуальности: сборник научных трудов. Пермь, 1981. С. 97-109.
Поступила в редакцию 30.11.2011 г.
UDC 371
INDIVIDUAL STYLE FORMING OF STUDENT-DESIGNER AS PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PROBLEM
Marina Sergeyevna CHVANOVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Education, Professor, Pro-rector for Educational Policy and Innovations, e-mail: [email protected]
KarinaVladimirovna FILATOVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov,Russian Federation, Senior Teacher of Design and Arts and Crafts Department, Post-graduate Student of Informatics and Information Technologies Department, e-mail: [email protected]
The article discusses the role of individual style forming of the student-designer in the development of professional individuality of the future designer. The purpose of the designer, the essence of individual style of art and design of the student-designer is disclosed.
Key words: activity of designer; art-project activity; individual style of student-designer; psychological and educational research approach individual style.