Experience, problems and prospects of development of the system of vocational guidance of teenagers and youth
УДК/uDC 377 И. Ю. Вершинин
Ivan Vershynin
модель психолого-педагогического сопровождения профессионального САМООПРЕДЕЛЕНИЯ: ИТОГИ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА
MODEL OF PSYCHO-PEDAGOGICAL SuPPORT OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION: RESuLTS OF ASCERTAINING EXPERIMENT
В статье рассматриваются вопросы профессионального самоопределения студентов. Представлены результаты констатирующего эксперимента по апробации модели психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в учреждениях профессионального образования.
The questions of professional self-determination are written in the article. The results of the ascertaining experiment are given according to the model of approbation of psychological and pedagogical guiding model of students' self-determination in the professional educational establishments.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, модель психолого-педагогического сопровождения, критерий, методика, констатирующий эксперимент.
Keywords: professional self-determination, the model of psychological and pedagogical guiding, methodology, criterion, ascertaining experiment.
В трудах современных ученых (Н. Л. Коноваловой, Е. В. Руденского, Л. Г Субботиной, С. Н. Чистяковой, Т. М. Чурековой и др.) проблема профессионального самоопределения студентов и психолого-педагогического сопровождения этого процесса рассматривается как система профессиональной деятельности педагогического коллектива, направленная на создание условий для успешного обучения и развития личности и как основа взаимодействия субъектов воспитания и обучения при решении проблем, связанных с процессом образования.
Для решения обозначенной проблемы, в рамках федеральной экспериментальной площадки по теме «Разработка и апробация региональной модели организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в учреждени-
ях общего и профессионального образования» работниками ГБОУ СПО «Ленинск-Кузнецкий политехнический техникум» разработана модель психолого-педагогического сопровождения студентов и начата ее апробация. В модели определен комплекс психолого-педагогических условий, обеспечивающих профессиональное самоопределение студентов в образовательной среде профессиональной образовательной организации, который включает: организацию психолого-педагогического сопровождения, обучение педагогического коллектива формам и методам работы по формированию профессионального самоопределения, индивидуальные и групповые занятия по формированию навыков адаптивного поведения, совместную деятельность образовательной организации и социальных партнеров по трудоустройству выпускников. Процесс профессионального самоопределения студентов включает в себя развитие самосознания, формирование мотивационно-ценностного компонента и деятельностно-практической стороны моделирования своего будущего.
В октябре 2014 г был проведен констатирующий этап эксперимента, в котором приняли участие 252 студента первого курса, обучающихся по программам подготовки специалистов среднего звена в ГБОУ СПО «Ленинск-Кузнецкий политехнический техникум» и ГБОУ СПО «Ленинск-Кузнецкий горнотехнический техникум».
Когнитивный критерий оценки включил в себя анализ информированности студентов о сфере будущей профессиональной деятельности, необходимых профессионально значимых качествах, наличия индивидуального жизненного плана и плана будущей профессиональной карьеры.
Методика «Уровень информированности студента о своей профессии, специальности» показала следующие результаты: только 3 %
респондентов имеют высокий уровень, они дали конкретный и хорошо обоснованный ответ, не противоречащий другим ответам. Средний уровень составил 50 %, студенты дали конкретный ответ с попыткой обоснования; 47 % не смогли описать сферу будущей профессиональной деятельности, в ответах отмечены только личностные качества, предъявляемые к специалисту.
Анализ результатов проведения опросника по построению личной профессиональной перспективы Н. С. Пряжникова (средний уровень — 65 %, низкий — 28 %, высокий — 7 %) демонстрирует следующее: ценностно-нравственную основу самоопределения студентов составили осознание ценности честного труда и необходимость получения профессионального образования после школы. Вопросы по социально-экономической ситуации в стране и прогнозированию ее изменений вызвали затруднения. Также сложным для студентов стало выделение дальней профессиональной цели (мечты) и ее согласование с другими важными жизненными целями. Практическая реализация личностного профессионального плана представлена только на уровне получения профессионального образования.
Исследование самооценки личности (методика С. А. Будасси) дало следующие результаты: большинство респондентов — (45 %) имеют среднюю адекватную самооценку. Адекватную самооценку с тенденцией к занижению имеют 27 % респондентов, у них отмечается расхождение представлений о том, какими они хотят быть, и тем, какие они в реальности. Адекватную самооценку с тенденцией к завышению
имеют 17 % студентов, они позитивно относятся к себе, ощущают собственную полноценность. Высокая неадекватная самооценка отмечается у 6 % респондентов и может быть следствием индивидуальных особенностей личности или семейного воспитания. Низкая самооценка с тенденцией к занижению выявлена у 5 %, связана с негативным отношением к себе, ощущением собственной неполноценности.
Мотивационно-ценностный критерий представлен методикой «Мотивы выбора профессии» (Р. В. Овчарова), которая позволила выявить ведущий тип мотивации — внутренние социально значимые мотивы, что составило 55 %. Данные мотивы представлены такими притязаниями, как признание себя окружающими, возможность общения, руководства другими людьми. Следующими идут внутренние индивидуально значимые мотивы — 29 %. В этом случае мотивация возникает из потребностей самого человека, поэтому на ее основе человек трудится с удовольствием, без внешнего давления. Внешние положительные мотивы имеют 9 % респондентов, для них является важным материальное стимулирование, возможность продвижения по службе, одобрение коллектива, престиж. У 7 % респондентов преобладают внешние отрицательные мотивы, которые могли быть следствием воздействия на личность путем давления, наказаний, критики, осуждения и других санкций негативного характера.
Наибольшее количество положительных ответов — 30 %, согласно методике «Якоря карьеры», автор Э. Шейн, перевод и адаптация В. А. Чикер, В. Э. Винокурова (рис. 1), отведено
О 5 10 15 20 Рис. 1. Ценностные ориентации студентов, в %
Experience, problems and prospects of development of the system of vocational guidance of teenagers and youth
0 20 40 60 80 Рис. 2. Уровни сформированности смысложизненных ориентаций, в %
ценностной ориентации «стабильность» — потребность в безопасности и предсказуемости будущих жизненных событий, 20 % — «менеджменту». В данном случае первостепенное значение имеет ориентация личности на ответственность за конечный результат и интеграцию усилий других людей. Для 14 % студентов характерна ценностная ориентация «служение», основными параметрами которой являются работа с людьми, служение человечеству, помощь людям, желание сделать мир лучше. Наименьшее количество, 3 % студентов, проявили ценностную ориентацию «профессиональная компетентность», которая связана с наличием способностей и талантов в определенной области, предполагает желание быть мастером своего дела.
Следующая методика «Смысложизнен-ные ориентации», автор Д. А. Леонтьев (рис. 2), позволяет оценить «источник» смысла жизни, который может быть найден человеком либо в будущем — цель, либо в настоящем — процесс, или в прошлом — результат, либо во всех трех составляющих. Низкий уровень наличия цели в жизни показали 75 % студентов. Низкие баллы по этой шкале даже при общем высоком уровне осмысленности жизни присущи человеку, живущему сегодняшним или вчерашним днем. В шкале процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни, низкий уровень показали 62 % респондентов. Низкие баллы по этой шкале — это признак неудовлетворенности своей жизнью в настоящем. В шкале результативность жизни, или
высоким средним низкии
Рис. 3. Уровни профессиональной направленности и адаптации студентов, в %
удовлетворенность самореализацией, 53 % студентов с низким уровнем. Низкие баллы по этой шкале отражают неудовлетворенность прожитой частью жизни. В шкале локус контроля-Я (Я — хозяин жизни) высокие баллы (20 %) соответствуют представлению студентов о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле. Такое же количество респондентов с высокими баллами в шкале локус контроля — жизнь или управляемость жизни, они убеждены в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать.
В деятельностно-практическом критерии в качестве диагностического инструмента представлена методика диагностики уровня профессиональной направленности студентов, автор Т. Д. Дубовицкая (рис. 3). Высокие показатели по тесту (51 %) свидетельствуют о том, что студенты стремятся к овладению избранной профессией, получаемая специальность нравится им; они хотят в будущем работать по ней и совершенствоваться; в свободное время занимаются делами, имеющими отношение к будущей профессии; имеют круг знакомых — специалистов в области избранной профессии; считают свою профессию делом своей жизни.
Анкета «Уровень адаптированности» показала также высокие результаты — 80 %. Основная часть студентов как Ленинск-Кузнецкого
политехнического техникума, так и Ленинск-Кузнецкого горнотехнического характеризуется уверенностью в себе, снижением уровня тревожности, эмоциональной уравновешенностью, доминированием мотивации достижения успеха, что также проявляется в групповой сплоченности, желании обращаться за помощью к педагогам, сокурсникам и активно помогать отстающим.
Средний уровень имеют 20 %, что свидетельствует об адекватной самооценке, среднем уровне способностей, адекватной реакции на перемены в себе и учебной среде, достаточном самоконтроле, положительной мотивации к дальнейшему обучению. Низкий уровень адаптации студентов отсутствует.
В целом по итогам эксперимента можно сделать вывод, что студенты адекватно реагировали на проведение диагностического исследования. Результаты двух образовательных организаций имеют незначительные отличия.
Рабочей группой Ленинск-Кузнецкого политехнического техникума выделены направления, которые необходимо учесть в проведении формирующего этапа эксперимента:
— повышение информированности студентов о сфере будущей профессиональной деятельности;
— формирование готовности к построению личной профессиональной перспективы;
— создание условий для овладения профессиональными компетенциями и перехода из социальной позиции обучающегося в позицию работника/специалиста.
УДК/uDC 37.047(571.17) И. А. Килина
I. Kilina
современное состояние профессиональной ориентации
ОБУЧАЮЩИХСЯ В КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
PROBLEMS OF MODERNIZING OF VOCATIONAL GuIDANCE OF STuDENTS
IN KEMEROVO REGION
В статье рассматривается понятие «мо- экспериментальной площадки ФГАУ «ФИРО»
дернизация», поднимаются вопросы модер- по организационно-педагогическому сопро-
низации российского образования и про- вождению профессионального самоопре-
фессиональной ориентации обучающихся деления обучающихся общего и профессио-
Кемеровской области в аспекте реализации нального образования.
ГОУ «КРИРПО» деятельности федеральной The article deals with the concept of