Научная статья на тему 'Модель психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения: итоги констатирующего эксперимента'

Модель психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения: итоги констатирующего эксперимента Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
534
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональное самоопределение / модель психолого-педагогического сопровождения / критерий / методика / констатирующий эксперимент / professional self-determination / the model of psychological and pedagogical guiding / methodology / criterion / ascertaining experiment

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Вершинин Иван Юрьевич

В статье рассматриваются вопросы профессионального самоопределения студентов. Представлены результаты констатирующего эксперимента по апробации модели психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в учреждениях профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Вершинин Иван Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF PSYCHO-PEDAGOGICAL SUPPORT OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION: RESULTS OF ASCERTAINING EXPERIMENT

The questions of professional selfdetermination are written in the article. The results of the ascertaining experiment are given according to the model of approbation of psychological and pedagogical guiding model of students’ self-determination in the professional educational establishments.

Текст научной работы на тему «Модель психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения: итоги констатирующего эксперимента»

Experience, problems and prospects of development of the system of vocational guidance of teenagers and youth

УДК/uDC 377 И. Ю. Вершинин

Ivan Vershynin

модель психолого-педагогического сопровождения профессионального САМООПРЕДЕЛЕНИЯ: ИТОГИ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА

MODEL OF PSYCHO-PEDAGOGICAL SuPPORT OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION: RESuLTS OF ASCERTAINING EXPERIMENT

В статье рассматриваются вопросы профессионального самоопределения студентов. Представлены результаты констатирующего эксперимента по апробации модели психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в учреждениях профессионального образования.

The questions of professional self-determination are written in the article. The results of the ascertaining experiment are given according to the model of approbation of psychological and pedagogical guiding model of students' self-determination in the professional educational establishments.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, модель психолого-педагогического сопровождения, критерий, методика, констатирующий эксперимент.

Keywords: professional self-determination, the model of psychological and pedagogical guiding, methodology, criterion, ascertaining experiment.

В трудах современных ученых (Н. Л. Коноваловой, Е. В. Руденского, Л. Г Субботиной, С. Н. Чистяковой, Т. М. Чурековой и др.) проблема профессионального самоопределения студентов и психолого-педагогического сопровождения этого процесса рассматривается как система профессиональной деятельности педагогического коллектива, направленная на создание условий для успешного обучения и развития личности и как основа взаимодействия субъектов воспитания и обучения при решении проблем, связанных с процессом образования.

Для решения обозначенной проблемы, в рамках федеральной экспериментальной площадки по теме «Разработка и апробация региональной модели организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в учреждени-

ях общего и профессионального образования» работниками ГБОУ СПО «Ленинск-Кузнецкий политехнический техникум» разработана модель психолого-педагогического сопровождения студентов и начата ее апробация. В модели определен комплекс психолого-педагогических условий, обеспечивающих профессиональное самоопределение студентов в образовательной среде профессиональной образовательной организации, который включает: организацию психолого-педагогического сопровождения, обучение педагогического коллектива формам и методам работы по формированию профессионального самоопределения, индивидуальные и групповые занятия по формированию навыков адаптивного поведения, совместную деятельность образовательной организации и социальных партнеров по трудоустройству выпускников. Процесс профессионального самоопределения студентов включает в себя развитие самосознания, формирование мотивационно-ценностного компонента и деятельностно-практической стороны моделирования своего будущего.

В октябре 2014 г был проведен констатирующий этап эксперимента, в котором приняли участие 252 студента первого курса, обучающихся по программам подготовки специалистов среднего звена в ГБОУ СПО «Ленинск-Кузнецкий политехнический техникум» и ГБОУ СПО «Ленинск-Кузнецкий горнотехнический техникум».

Когнитивный критерий оценки включил в себя анализ информированности студентов о сфере будущей профессиональной деятельности, необходимых профессионально значимых качествах, наличия индивидуального жизненного плана и плана будущей профессиональной карьеры.

Методика «Уровень информированности студента о своей профессии, специальности» показала следующие результаты: только 3 %

респондентов имеют высокий уровень, они дали конкретный и хорошо обоснованный ответ, не противоречащий другим ответам. Средний уровень составил 50 %, студенты дали конкретный ответ с попыткой обоснования; 47 % не смогли описать сферу будущей профессиональной деятельности, в ответах отмечены только личностные качества, предъявляемые к специалисту.

Анализ результатов проведения опросника по построению личной профессиональной перспективы Н. С. Пряжникова (средний уровень — 65 %, низкий — 28 %, высокий — 7 %) демонстрирует следующее: ценностно-нравственную основу самоопределения студентов составили осознание ценности честного труда и необходимость получения профессионального образования после школы. Вопросы по социально-экономической ситуации в стране и прогнозированию ее изменений вызвали затруднения. Также сложным для студентов стало выделение дальней профессиональной цели (мечты) и ее согласование с другими важными жизненными целями. Практическая реализация личностного профессионального плана представлена только на уровне получения профессионального образования.

Исследование самооценки личности (методика С. А. Будасси) дало следующие результаты: большинство респондентов — (45 %) имеют среднюю адекватную самооценку. Адекватную самооценку с тенденцией к занижению имеют 27 % респондентов, у них отмечается расхождение представлений о том, какими они хотят быть, и тем, какие они в реальности. Адекватную самооценку с тенденцией к завышению

имеют 17 % студентов, они позитивно относятся к себе, ощущают собственную полноценность. Высокая неадекватная самооценка отмечается у 6 % респондентов и может быть следствием индивидуальных особенностей личности или семейного воспитания. Низкая самооценка с тенденцией к занижению выявлена у 5 %, связана с негативным отношением к себе, ощущением собственной неполноценности.

Мотивационно-ценностный критерий представлен методикой «Мотивы выбора профессии» (Р. В. Овчарова), которая позволила выявить ведущий тип мотивации — внутренние социально значимые мотивы, что составило 55 %. Данные мотивы представлены такими притязаниями, как признание себя окружающими, возможность общения, руководства другими людьми. Следующими идут внутренние индивидуально значимые мотивы — 29 %. В этом случае мотивация возникает из потребностей самого человека, поэтому на ее основе человек трудится с удовольствием, без внешнего давления. Внешние положительные мотивы имеют 9 % респондентов, для них является важным материальное стимулирование, возможность продвижения по службе, одобрение коллектива, престиж. У 7 % респондентов преобладают внешние отрицательные мотивы, которые могли быть следствием воздействия на личность путем давления, наказаний, критики, осуждения и других санкций негативного характера.

Наибольшее количество положительных ответов — 30 %, согласно методике «Якоря карьеры», автор Э. Шейн, перевод и адаптация В. А. Чикер, В. Э. Винокурова (рис. 1), отведено

О 5 10 15 20 Рис. 1. Ценностные ориентации студентов, в %

Experience, problems and prospects of development of the system of vocational guidance of teenagers and youth

0 20 40 60 80 Рис. 2. Уровни сформированности смысложизненных ориентаций, в %

ценностной ориентации «стабильность» — потребность в безопасности и предсказуемости будущих жизненных событий, 20 % — «менеджменту». В данном случае первостепенное значение имеет ориентация личности на ответственность за конечный результат и интеграцию усилий других людей. Для 14 % студентов характерна ценностная ориентация «служение», основными параметрами которой являются работа с людьми, служение человечеству, помощь людям, желание сделать мир лучше. Наименьшее количество, 3 % студентов, проявили ценностную ориентацию «профессиональная компетентность», которая связана с наличием способностей и талантов в определенной области, предполагает желание быть мастером своего дела.

Следующая методика «Смысложизнен-ные ориентации», автор Д. А. Леонтьев (рис. 2), позволяет оценить «источник» смысла жизни, который может быть найден человеком либо в будущем — цель, либо в настоящем — процесс, или в прошлом — результат, либо во всех трех составляющих. Низкий уровень наличия цели в жизни показали 75 % студентов. Низкие баллы по этой шкале даже при общем высоком уровне осмысленности жизни присущи человеку, живущему сегодняшним или вчерашним днем. В шкале процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни, низкий уровень показали 62 % респондентов. Низкие баллы по этой шкале — это признак неудовлетворенности своей жизнью в настоящем. В шкале результативность жизни, или

высоким средним низкии

Рис. 3. Уровни профессиональной направленности и адаптации студентов, в %

удовлетворенность самореализацией, 53 % студентов с низким уровнем. Низкие баллы по этой шкале отражают неудовлетворенность прожитой частью жизни. В шкале локус контроля-Я (Я — хозяин жизни) высокие баллы (20 %) соответствуют представлению студентов о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле. Такое же количество респондентов с высокими баллами в шкале локус контроля — жизнь или управляемость жизни, они убеждены в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать.

В деятельностно-практическом критерии в качестве диагностического инструмента представлена методика диагностики уровня профессиональной направленности студентов, автор Т. Д. Дубовицкая (рис. 3). Высокие показатели по тесту (51 %) свидетельствуют о том, что студенты стремятся к овладению избранной профессией, получаемая специальность нравится им; они хотят в будущем работать по ней и совершенствоваться; в свободное время занимаются делами, имеющими отношение к будущей профессии; имеют круг знакомых — специалистов в области избранной профессии; считают свою профессию делом своей жизни.

Анкета «Уровень адаптированности» показала также высокие результаты — 80 %. Основная часть студентов как Ленинск-Кузнецкого

политехнического техникума, так и Ленинск-Кузнецкого горнотехнического характеризуется уверенностью в себе, снижением уровня тревожности, эмоциональной уравновешенностью, доминированием мотивации достижения успеха, что также проявляется в групповой сплоченности, желании обращаться за помощью к педагогам, сокурсникам и активно помогать отстающим.

Средний уровень имеют 20 %, что свидетельствует об адекватной самооценке, среднем уровне способностей, адекватной реакции на перемены в себе и учебной среде, достаточном самоконтроле, положительной мотивации к дальнейшему обучению. Низкий уровень адаптации студентов отсутствует.

В целом по итогам эксперимента можно сделать вывод, что студенты адекватно реагировали на проведение диагностического исследования. Результаты двух образовательных организаций имеют незначительные отличия.

Рабочей группой Ленинск-Кузнецкого политехнического техникума выделены направления, которые необходимо учесть в проведении формирующего этапа эксперимента:

— повышение информированности студентов о сфере будущей профессиональной деятельности;

— формирование готовности к построению личной профессиональной перспективы;

— создание условий для овладения профессиональными компетенциями и перехода из социальной позиции обучающегося в позицию работника/специалиста.

УДК/uDC 37.047(571.17) И. А. Килина

I. Kilina

современное состояние профессиональной ориентации

ОБУЧАЮЩИХСЯ В КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

PROBLEMS OF MODERNIZING OF VOCATIONAL GuIDANCE OF STuDENTS

IN KEMEROVO REGION

В статье рассматривается понятие «мо- экспериментальной площадки ФГАУ «ФИРО»

дернизация», поднимаются вопросы модер- по организационно-педагогическому сопро-

низации российского образования и про- вождению профессионального самоопре-

фессиональной ориентации обучающихся деления обучающихся общего и профессио-

Кемеровской области в аспекте реализации нального образования.

ГОУ «КРИРПО» деятельности федеральной The article deals with the concept of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.