Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive15/15-02/ Дата публикации: 1.05.2015 № 2 (14). С. 118-123. УДК 316.61:004.946
Модель психологического сопровождения процесса интернет-социализации личности
В статье представлена система, содержание и формы работы, направленные на обеспечение нормативного течения интернет-социализации пользователей и на коррекцию ее девиантных направлений. Автор выделяет три модуля психологического сопровождения интернет-социализации личности и поясняет специфику их применения на каждом из этапов интернет-социализации. Сочетание ложных представлений, низкого уровня инструментальной компетентности и отсутствия мотивов к вхождению в интернет-пространство присущи девиантному направлению интернет-социализации на доинтернетном этапе; а сочетание ошибочных представлений и девиантных мотивов вхождения в интернет-пространство на фоне достаточного или высокого уровней инструментальной компетентности присущи девиантным направлениям интернет-социализации на начальном или основном этапах. Программы психологического сопровождения интернет-социализации личности пользователей в интернет-среде должны быть направлены на различные группы испытуемых с отклонением течения интернет-социализации от нормативного и решать следующие задачи: формирование адекватного восприятия интернет-пространства; повышение мотивации к использованию интернет-пространством; коррекция мотивации; коррекция представлений пользователей о роли Интернета в жизни человека; повышение инструментальной компетентности.
Ключевые слова: Интернет, социализация, психологическое сопровождение, личность, мотивация
Perspectives of Science & Education. 2015. 2 (14)
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: psejournal.wordpress.com/archive15/15-02/ Accepted: 12 April 2015 No. 2 (14). pp. 118-123.
A. I. LUCHINKINA
Model of psychological support process online socialization
The article presents the content and forms of work aimed at ensuring regulatory flow of Internet users socialization and the correction of its deviant ways. The author identifies three modules of psychological support online socialization and explains the specifics of their application at each stage of online socialization.The combination of false representations, low level of tool competence and absence of motives to entry into Internet space are inherent in the deviant direction of Internet socialization at before the internet stage; the combination of wrong representations and deviant motives of occurrence into Internet space against sufficient or high levels of tool competence are inherent in the deviant directions of Internet socialization at initial or main stages. Programs of psychological maintenance of Internet socialization of the identity of users in an Internet environment have to be directed on various groups of examinees with a deviation of a course of Internet socialization from standard and solve the following problems: formation of adequate perception of Internet space; motivation increase to use by Internet space; motivation correction; correction of representations of users about the Internet role in human life; increase of tool competence.
Keywords: Internet, socialization, psychological support, personality, motivation
А. И. Лучинкина
Постановка проблемы
каждым годом увеличивается количество интернет-пользователей, для которых Всемирная Сеть давно стала продолжением их жизненного пространства. Перенос ¡деятельностей из реальной среды в Интернет позволяет рассматривать Сеть как пространство социализации личности. Учитывая анонимность, гипертекстуальность, виртуальность интернет-пространства можно отнести к рискам стихийной интернет-социализации формирование девиантного типа личности интернет-пользователя. Проблема заключается в том, что имеющиеся программы психологического сопровождения социализации личности предназначены для реального пространства и не учитывают специфику интернет-среды. Специфика Интернета как института социализации диктует необходимость создания системы психологического сопровождения интернет-социализации личности.
Целью статьи является описание системы психологического сопровождения интернет-социализации личности и результатов ее апроба-¡ции.
Обзор последних публикаций по теме
В наших исследованиях по интернет-социализации было доказано, что указанный процесс ин разворачивается по мотивационной, мифологической и инструментальной составляющим [3]. Инструментальная составляющая характеризуется уровнем инструментальной компетентности (умением целенаправленно работать с информацией, скоростью навигации (умение ориентироваться в интернет-пространстве), поисковой стратегию (пассивной, отбора, динамичной). Приобретение инструментальных навыков может происходить одновременно с развертыванием мифологической и мотиваци-онной составляющих. Мотивационная составляющая интернет-социализации характеризуется тремя группами мотивов: мотивы, присущие реальному и интернет-пространству, например: деловые, познавательные, самореализации, рекреационные и т.д. (О. Н. Арестова, Л. Н. Бабанин, А. Е. Войскунский); мотивы, которые сложно удовлетворить за пределами интернет-пространства; мотивы, присущие личности только в интернет-пространстве [1, 4].
Мифологическая составляющая характеризуется представлениями личности о роли Интер-Ьета в жизни человека и личными мифологемами пользователей. Представления личности о роли Интернета в жизни человека могут быть конструктивными, т.е. такими, которые не мешают входу личности в интернет-пространство, и деструктивными, основанными на социальных
миф|х£й2б'ИнтйщшЁб в дастшстш I «Интернет
—.РбоИИая стажа», "«Интернет Яш одиноких»! «Через Интернет могут повредить компьютер», «Большинство пользователей Интернета — это люди с расстроенной психикой», которые препятствуют процессу интернет-социализации личности [2,3].
В наших более ранних исследованиях показано, что интернет-социализация осуществляется в три этапа: доинтернетный, начальный и основной [3]. Доинтернетный этап интернет-социализации связан с получением человеком информации об интернет-среде, способствующей формированию его представлений о роли Интернета.
На начальном этапе интернет-социализации пользователь достаточно мотивирован для того, чтобы повысить собственную инструментальную компетентность, у него возникают мотивы в пределах коммуникативных, деловых, рекреационных и игровых, познавательных, которые легче удовлетворить в интернет-пространстве чем в реальной среде; представление о роли Интернета в жизни человека могут меняться. Пользователь на этом этапе выступает лишь потребителем информации, развлечений, услуг, которые предоставляются в интернет-пространстве.
Основной этап интернет-социализации связан с тем, что человек выступает не только потребителем, но и производителем информации, развлечений, услуг. В рамках уже существующих мотивов у пользователя возникают новые мотивы, требующие творческой формы реализации, повышается его инструментальная компетентность. На основном этапе интернет-социализации у пользователя формируется виртуальная личность.
Сочетание ложных представлений о роли Интернета в жизни человека, низкого уровня инструментальной компетентности и отсутствия мотивов к вхождению в интернет-пространство присущи девиантному направлению интернет-социализации на доинтернетном этапе; а сочетание ложных представлений и девиантных мотивов вхождения в интернет-пространство на фоне достаточного или высокого уровней инструментальной компетентности присущи деви-антным направлениям интернет-социализации на начальном или основном этапах.
В каждом из вышеуказанных случаев социальный опыт личности требует профилактической или коррекционной работы с пользователями, которая опирается на указанные выше закономерности интернет-социализации.
Авторская модель психологического сопровождения интернет-социализации личности
Система психологического сопровождения предусматривает выявление этапа интернет-со-
Проверка эффективности программ
Рис. 1. Модель психологического сопровождения интернет-социализации пользователей
циализации пользователей и его специфики для пользователя. В зависимости от особенностей эТапа программа могжет состоять из одного, дВух или трех модулей: инструментального, мо-тивационного, мифологического (рис.1).
Мотивационный модуль. Для пользователей с отсутствующей мотивацией предлагается мо-тивационный модуль, содержащий цикл занятий о возможностях интернет-пространства и применении этих возможностей пользователями. В этом блоке психолог предоставляет информацию об Интернете, как информационном и коммуникативном пространстве, рекреационной среде. В рамках модуля в интерактивной форме происходит анализ видов деятельности человека в Интернете и возможные мотивы этой деятельности.
Мифологический модуль. Программы этого модуля направлены на формирование у пользователей конструктивных представлений о роли Интернета в жизни человека. Представления об Интернете как положительном факторе социализации раскрываются через метафоры, в ¡Частности: «Интернет может быть благом, но
это зависит от меня», «в Интернете есть разные испытания», «Интернет — это место для творчества».
Инструментальный модуль содержит цикл занятий по повышению инструментальной компетентности, который проводится в рамках курсов повышения квалификации, учебной деятельности, кружков, факультативов в учебных заведениях с помощью преподавателя информатики. Целью занятий данного модуля являетсЯ формирование динамической поисковой стратегии пользователя, развитие умений и навыков пользования Интернетом.
Программы направлены на различные группы испытуемых с отклонением течения интернет-социализации от нормативного и имеют возрастную специфику: для подростков (12-15 лет) программы независимо от этапа интернет-социализации проводятся в игровом формате, включая гипертекстовые многовариантные игры онлайн. Для других возрастных групп используются уже известные формы работы: .тренинги, консультации, тематические группы.
Все программы направлены на обогащение со-реального опыта пользователей. Реализация программ психологического сопровождения имеет специфику в зависимости от отклонений, которые присущи пользователям на каждом из этапов.
На доинтернетном этапе социализации необходимыми являются превентивные программы, направленные на оптимизацию процесса интернет-социализации: формирование адекватных представлений о роли Интернета в жизни человека, повышение инструментальной компетентности, повышение мотивации к использованию ивГернет-пространством. Для пользователей с отсутствующей мотивацией и низким уровнем инструментальной компетентности предлагается цикл занятий по повышению компьютерной грамотности и приобретению знаний о роли Интернета в жизни человека. С испытуемыми обсуждаются возможности, которые открывает интернет-пространство для человека, а именно: экономия времени, неограниченный доступ к информации. Это происходит в реальном пространстве путем обсуждения в тематических группах, на тренингах.
На начальном этапе интернет-социализации в коррекции нуждается мотивация пользователей и их представления о роли Интернета в жизни человека. Коррекция мотивации предусматривает изменение девиантной формы реализации мотивов пользователей на нормативную, в частности: стремление пользователей к беспорядочному общению — на проведение социологических опросов в сети, рассылку важных сообщений, создания собственных тематических групп, модерации. При работе с пользователями, которые находятся на начальном этапе мы не только работаем с направленностью мотивации этих пользователей, но и осуществляем в ходе консультации изменение мифов, которые приводят к формированию девиантной личности, на конструктивные представления пользователя. Изменение мифов на конструктивные представления осуществляется благодаря механизмам переоценки, децентрализации или дека-тастрофикации, присущих методу когнитивно-бихевиоральной терапии.
Особенности коррекции девиантной мотивации на основном этапе заключаются в том, что мы влияем не только на потребительские мотивы, но и на творческие. Этому способствует то, что к работе в тематических группах наиболее активно привлекались пользователи с девиант-ными формами реализации творческих мотивов Юбозначенного присутствия, репликации. Нами применяются технологии изменения девиант-ных мотивов в сети нормативными, в частно-Щти: вместо агрессивных высказываний в адрес Цругих пользователей — создание группы пользователей для собственных комментариев определенных событий или журналистская проба в
интернет-пространстве, самореализация в литературном творчестве.
Для коррекции деструктивных представлений (миф о безнаказанности в Интернете) пользователей, которые находятся на основном этапе интернет-социализации, нами применяется метод жесткой регламентации работы в группах, модерация группы как поощрение, удаление из группы как наказание. Для пользователей, у которых была высокая мотивация самовыражения, такой метод оказался эффективным.
Надо отметить, что определенные трудности возникают в работе с пользователями, у которых девиантные мотивы и деструктивные стереотипы сочетались с высоким уровнем инструментальной компетентности. Эти пользователи игнорировали участие в программах психологического сопровождения уже после первых занятий. Проблемы в проведении коррекции возникали при работе с отдельными пользователями, у которых наблюдалось сочетание творческого мотива репликации в девиантной форме реализации и сформированного мифа «в Интернете все дозволено». Эти пользователи продолжали менять свои виртуальные имена, не шли на прямой контакт.
Трудности, возникающие в ходе реализации программ психологического сопровождения, по нашему мнению, связаны с подменой реальной социализации интернет-социализацией, что приводит к формированию виртуальной личности. Такие результаты свидетельствуют о необходимости проведения профилактической работы еще на доинтернетном этапе интернет-социализации.
Характеристика выборки
На стадии формирующего эксперимента приглашение к участию были разосланы методом случайных чисел 272 пользователям, которые принимали участие в предыдущих исследованиях, находились на разных этапах интернет-социализации и имели отклонения этого процесса нормативного. Всего в формирующем эксперименте приняли участие 140 интернет-пользователей с девиантным направлением интернет-социализации (доинтер-нетный этап — 53 человека, начальный этап — 44 пользователя, основной этап — 48 пользователей).
Каждому пользователю была выслана программа формирующего эксперимента, в котором были указаны мероприятия, которые планировалось провести, форма участия пользователей (в реальном пространстве или онлайн) в указанных мероприятиях и время проведения мероприятия. Если речь шла о тренинге или работе во временной тематической группе, пользователям предоставлялась инструкция по регистрации в этой группе.
Таблица 1
Динамика интернет-социализации пользователей под влиянием психологического
сопровождения
Доинтернетный Начальный Основной
Составляющие Особенности протекания этап (53 пользователя) этап (44 пользователя) этап (48 пользователей)
до после до после до после
Отсутствует 53 14 0 0 0 0
Нормативная пользовательская 0 39 5 19 0 10
Мотивация Нормативная творческая 0 0 0 14 0 9
Девиантная пользовательская 0 0 39 11 29 18
Девиантная творческая 0 0 0 0 19 11
Отсутствует 53 14 0 0 0 0
Инструментальная Начальный 0 39 31 19 0 0
компетентность Достаточный 0 0 13 25 26 24
Высокий 0 0 2 2 22 24
Представления Конструктивные 18 42 3 28 0 19
Деструктивные 35 11 41 16 48 29
Анализ результатов проведенных программ психологического сопровождения обнаружил степень их эффективности на каждом этапе интернет-социализации (см. табл.1).
На доинтернетном этапе большинство пользователей с девиантным направлением интернет-социализации после проведения программы показали нормативную мотивацию к пользованию интернет-пространством, что способствовало стремлению к повышению их инструментальной компетентности (посещение компьютерных курсов, самообучение). В ходе реализации программы 38 испытуемых, находившихся на доин-тернетном уровне социализации, перешли к работе онлайн, что свидетельствует о повышении мотивации этих респондентов и росте уровня их инструментальной компетентности.
В процессе внедрения программы вырос уровень инструментальной компетентности этой группы пользователей (р< 0,05). Надо отметить, что внедренная программа активизировала стремление к самовыражению отдельных респондентов, что способствовало их вхождению в интернет-среду как нормативных пользователей. В ходе реализации программы миф «Интернет — зло», который был присущ некоторым респондентам именно на доинтернетном этапе интернет-социализации, изменен на конструктивный культурный стереотип «в Интернете возможны испытания», что способствовало нормативному восприятию интернет-пространства.
Среди пользователей, которые находятся на начальном этапе интернет-социализации в ходе проведенной коррекционной работы произошли ¡достоверные изменения мотивационной сферы: под влиянием предложенных программ психо-
логического сопровождения возросло количество пользователей с нормативными потребительскими (< 0,05), нормативными творческими (р < 0,05) мотивами. Деструктивные представления о безнаказанности, анонимность, вседозволенность, невозможность нанести вред, так, не на самом деле, были заменены на конструктивные (< 0,05). Благодаря реализации программы 24 из 44 пользователей группы, с которыми сначала проводилась работа онлайн, начали посещать группы в реальном пространстве, то есть под своими реальными именами, а 14 пользователей создали свои тематические группы для обсуждения тем в интернет-пространстве, что свидетельствовало о возникновении нормативной мотивации к пользованию Интернетом, и росте личностной активности. Таким образом] стремление к идентификации себя, презентации своего реального «Я» выступило показателем эффективности проводимых нами коррекцион-ных мероприятий.
На основном этапе интернет-социализации программы психологического сопровождения наиболее эффективным оказался мотивацион-ный блок благодаря привлечению пользователей к творческой нормативной деятельности (р < 0,05) — литературной, журналистской, созданию тематических групп.
Таким образом, разработана система психологического сопровождения с учетом воздействия инструментальной, мотивационной, мифологической составляющих на процесс интернет-социализации, закономерностей течения на каждом из его этапов, что способствовало нормативной интернет-социализации пользователей.
литература
1. Арестова О.Н. Психологическое исследование мотивации пользователей Интернета [Электронный ресурс] / О. Н. Арестова, Л. Н. Бабанин, А. Е. Войскунский. URL: www. library.by/portalus/modules/psycholgy/readme (дата обращения: 29.04.2015).
2. Лучинкина А.И. Психолоия штернет-сощалiзащi особистоси: монографiя / А. И. Лучинкша. Омферополь: ВД «АР1АЛ»,
3. Лучинкина А.И. Модель интернет-социализации личности [Электронный ресурс]/ А.И. Лучинкина. URL: http://sci-article.ru/number/09_2014.pdf (дата обращения: 29.04.2015).
4. Лучинкина А.И. Специфика мотивации интернет-пользователей // Перспективы науки и образования, 2014. № 6. С.105-
1. Arestova O.N. Psikhologicheskoe issledovanie motivatsii pol'zovatelei Interneta [Psychological study of motivation of Internet users]. Available at: www. library.by/portalus/modules/psycholgy/readme (accessed 29 April 2015).
2. Luchinkina A.I. Psikhologiia internet-sotsializatsii osobistosti: monografiia [Psychology of the Internet-socalgas osobistosc: monograph]. Simferopol, ARIAL Publ., 2013. 356 p.
3. Luchinkina A.I. Model' internet-sotsializatsii lichnosti [Model of Internet of socialization]. Available at: http://sci-article.ru/ numb er/09_2014.p df (accessed 29 April 2015).
4. Luchinkina A.I. The specific motivations of Internet users. Perspektivy nauki i obrazovaniia - Perspectives of science and education, 2014, no. 6. pp. 105-109 (in Russian).
2013. 356 с.
109.
REFERENCES
Информация об авторе
Лучинкина Анжелика Ильинична
(Россия, Симферополь) Доктор психологических наук Заведующая кафедрой психологии Крымский инженерно-педагогический университет E-mail: aluch@ya.ru
Information about the author
Luchinkina Anzhelika Il'inichna
(Russia, Simferopol) Doctor of Psychological Sciences Head of the Department of Psychology Crimean Engineering and Pedagogical University E-mail: aluch@ya.ru
123 ISSN 2307-2447