Научная статья на тему 'Аутентичность личности интернет-пользователя в процессе интернет-социализации'

Аутентичность личности интернет-пользователя в процессе интернет-социализации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1536
262
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУТЕНТИЧНОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ / ИНТЕРНЕТ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ / ВИРТУАЛЬНОСТЬ / САМОКОНСТРУИРОВАНИЕ / AUTHENTICITY / PERSONALITY / INTERNET / SOCIALIZATION / USER / VIRTUAL / SELF-CONSTRUCTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Иванова Дарья Игоревна

В данной работе проанализированы теоретические подходы различных психологических школ к исследованию феномена аутентичности личности. Раскрыты понятия «аутентичность», «интернет-социализация», «виртуальность». Описаны этапы интернет-социализации, виды виртуальной личности. Определено на каком из этапов формируется конгруэнтная виртуальная личность со способностью к самоконструированию. Автором указано, что развитие аутентичности личности интернет-пользователя в процессе интернет-социализации происходит благодаря переходу из пассивного потребителя информации на активные позиции, что позволяет выявить свое я и сохранить целостность своей уникальности. Проблема аутентичности, как фактор сохранения биопсихосоциальной целостности в своей уникальности, становится все более актуальной и востребованной в связи с развитием технологий и большим ростом информационного потока с помощью СМИ, телевидения и Интернета. Кризис аутентичности как психологический феномен связан с трансформацией всех сфер жизнедеятельности человека и, главным образом, его представлений о себе и других людях и отношения к ним.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Authenticity personality internet users in the process of internet-socialization

This paper analyzes the different theoretical approaches to the study of psychological schools phenomenon authenticity personality. The notions of "authenticity", "online socialization", "virtual". Stages of online socialization, types of virtual personality. Determined which of the steps, a virtual personality congruent with the ability to selfconstruction. The authors pointed out that the development of authentic identity of Internet users in the process of online socialization is due to the transition from a passive consumer of information in the active position that reveals his self and to preserve the integrity of its uniqueness. The problem of authenticity, as a factor in maintaining the integrity of the biopsychosocial in its uniqueness, is becoming increasingly important and relevant in connection with the development of technology and the large increase in the flow of information through the media, television and the Internet. The crisis of authenticity as a psychological phenomenon related to the transformation of all spheres of human activity and, mainly, his ideas about themselves and other people and attitudes towards them.

Текст научной работы на тему «Аутентичность личности интернет-пользователя в процессе интернет-социализации»

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Д. И. И ВАНОВА

Аутентичность личности интернет-пользователя в процессе интернет социализации

В данной работе проанализированы теоретические подходы различных психологических школ к исследованию феномена аутентичности личности. Раскрыты понятия «аутентичность», «интернет-социализация», «виртуальность». Описаны этапы интернет-социализации, виды виртуальной личности. Определено на каком из этапов формируется конгруэнтная виртуальная личность со способностью к самоконструированию. Автором указано, что развитие аутентичности личности интернет-пользователя в процессе интернет-социализации происходит благодаря переходу из пассивного потребителя информации на активные позиции, что позволяет выявить свое я и сохранить целостность своей уникальности. Проблема аутентичности, как фактор сохранения биопсихосоциальной целостности в своей уникальности, становится все более актуальной и востребованной в связи с развитием технологий и большим ростом информационного потока с помощью СМИ, телевидения и Интернета. Кризис аутентичности как психологический феномен связан с трансформацией всех сфер жизнедеятельности человека и, главным образом, его представлений о себе и других людях и отношения к ним.

Ключевые слова: аутентичность, личность, Интернет, социализация, пользователь, виртуальность, самоконструирование

Perspectives of Science & Education. 2015. 2 (14)

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive15/15-02/ Accepted: 12 April 2015 No. 2 (14). pp. 124-127.

D . I . IVA N oVA

Authenticity personality internet users in the process of internet socialization

This paper analyzes the different theoretical approaches to the study of psychological schools phenomenon authenticity personality. The notions of "authenticity", "online socialization", "virtual". Stages of online socialization, types of virtual personality. Determined which of the steps, a virtual personality congruent with the ability to self-construction. The authors pointed out that the development of authentic identity of Internet users in the process of online socialization is due to the transition from a passive consumer of information in the active position that reveals his self and to preserve the integrity of its uniqueness. The problem of authenticity, as a factor in maintaining the integrity of the biopsychosocial in its uniqueness, is becoming increasingly important and relevant in connection with the development of technology and the large increase in the flow of information through the media, television and the Internet. The crisis of authenticity as a psychological phenomenon related to the transformation of all spheres of human activity and, mainly, his ideas about themselves and other people and attitudes towards them.

Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive15/15-02/ Дата публикации: 1.05.2015 № 2 (14). С. 124-127. УДК 316.61

Keywords: authenticity, personality, Internet, socialization, user, virtual, self-construction

Постановка проблемы

середине ХХ столетия начали формироваться процессы, имеющие определяющее влияние на развитие аутентичности личности. Невиданные ранее темпы и масштабы общественной динамики, затрагивающие все сферы жизнедеятельности человека, развитие технологий и в связи с этим рост информационного потока с помощью СМИ, телевидения и Интернета, привели к постоянным изменениям социальной реальности, к возникновению новых видов деятельности, групповых норм и ценностей, социальных ролей, увеличению трудностей индивидуального восприятия, категоризации себя и других. Таким образом, проблема аутентичности становилась все более актуальной. Кризис аутентичности как психологический феномен связан с трансформацией всех сфер жизнедеятельности человека и, главным образом, его представлений о себе и других людях и отношения к ним. Обращение к идее аутентичности, как факторе сохранения биопсихосоциальной целостности в своей уникальности, является актуальным и востребованным.

В эпоху социальных потрясений, крупных общественных перемен, технического прогресса, бурного роста интернет-технологий и предоставляемых им услуг, виртуальное пространство стало неотъемлемой частью жизни современного человека. Человек все больше проводит времени в виртуальном пространстве. Данная социальная ситуация предъявляет к личности повышенные требования в плане активности: выбора способов поведения в непредсказуемых и стремительных изменяющихся обстоятельствах, конструирования индивидуальной системы ценностей и идентификационных структур.

Вместе со становлением и развитием виртуального пространства, произошло становление и развитие новой среды социализации личности, ведь именно с помощью Интернета возникли новые виды деятельности и формы взаимодействия. Интернет-среда со своими информационными вопросами создает благоприятные условия для самореализации личности и для развития аутентичности.

В связи с этим возникает проблемный вопрос, связанный с определением этапа интернет-социализации, на котором проявляется аутентичность личности интернет-пользователя.

Цель статьи обозначить теоретические подходы к исследованию аутентичности личности интернет-пользователя в процессе интернет-социализации.

Анализ литературы

В современной психологии исследование фе-Домена аутентичности можно разделить на 4 условных линий:

1) У."*Джеймс (фуиЩШтДиШ);' З.Фрейд (психоанализ), К.-Г. Юнг (аналитическая психология), В. В. Столин, В. С. Мерлин, И. С. Кон, (отечественная психология) изучали «аутентичность» как синоним «Я» человека в контексте психологии самосознания;

2) Э.Эриксон (эпигенетическая теория развития), Г. Тэджфел (теория социальной идентичности), Дж. Тернер(теория самокатегоризации), В. Н. Павленко, Г. У. Солдатова, Н. М. Лебедева (психология межэтнических отношений), Н. Е. Харламенкова, Л. Н. Ожигова, И. С. Кон (гендерная психология), отождествляли феномены «аутентичности» и «идентичности»;

3) К. Роджерс, С. Мадди, А. Маслоу (гуманистическая психология), С.Гроф и К.Гроф (трансперсональная психология) рассматривали аутентичность как «подлинность» личности, «тождественность» самой себе;

4) М. В. Рагулина, З. И.Рябикина, Е.Осин, Ю. В. Сорокина (современная отечественная психология бытия) трактовали понятие «аутентичность» посредством обращения к категории «аутентичный способ бытия».

Модель интернет-социализации и ее этапы стали предметом исследования А.И. Лучинки-ной [2], изучением виртуальной социализации занимались С.В. Бондаренко и А.В.Чистяков, киберсоциализация стала предметом изучения В.А. Плешакова, изучением медиасоциализации занимались Л. А. Найденова, А. В. Петрунько, Л. Г. Черная.

Изложение основного материала

Именно обращение к аутентичности как идее сохранения автономности, целостности и личностной идентичности в ответ на неопределенность и неустойчивость мира, является сегодня потребностью времени. Мы считаем, что феномен аутентичности позволяет по-новому взглянуть на проблему исследования личности.

Понятие аутентичность (греч.authentikys — подлинный) разработано в гуманистической психологии К.Роджерсом. Он говорил о «переживании» жизненного опыта как о «переживании Я», возврате человека к его аутентичности с помощью доверия чувствам и опыту, принятии изменений его самости. Аутентичность — способность человека отказываться от различных социальных ролей в общении и позволить проявлять подлинные, свойственные только данной личности мысли, эмоции и поведение [5].

С точки зрения А. Маслоу «аутентичность» определяется состоянием бытия личности, способностью слышать «импульсы-голоса» внутренней самости. А. Менегетти считает, что аутентичное бытие — некое стремление отождествиться с самим собой, самосовершенствоваться и самосозидаться. Наиболее полная ¡теоретическая |С Мадди «¡ЩЦй

125 '55М 2з°7-2447

Perspectives of Science and Education. 2015. 2 (14)

ртавит аутШтНность в центр представлений об ¡идеально развитой личности. По его мнению, ¡аутентичность, или индивидуализм, есть стиль жизни, который характеризуется совладанием с изменениями, преобразовывая их в возмож-рбсти и создавая собственный смысл бытия [4].

Таким образом, экзистенциально-гуманистические психологи понимают аутентичную личность, как идеал, фантом, к которому необходимо стремиться на протяжении всей жизни.

У феноменологических психологов аутентичность определяется способностью быть собой, жить, соответствуя собственным представлениям.

Бихевиористы не принимают разговоры об аутентичности, так как у этого понятия нет внешне наблюдаемых признаков.

Гештальт-терапия понимает под аутентичностью свободу в принятии своих неповторимых особенностей, уникальных стратегий построении жизни.

В отечественной психологии идею аутентичности развивает Д.А. Леонтьев и С.Л. Рубинштейн — как идею жизнетворчества, А.Г. Ас-молов — как идею смыслоосуществления, Э.Н. Гусинский как самосозидания и Л.А. Петровская как искусство жизни. Не новы для российской психологии идеи «авторства жизни», они обозначены в том или ином виде - жизненная активность, жизненные стратегии (К.А. Абульханова-Славская), человек как субъект собственной деятельности (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев), способность для превращения собственной жизнедеятельности в предмет практического преобразования самого себя (В.И. Сло-бодчиков, Е.И. Исаев)[1].

Мы можем выделить следующие два фактора формирования аутентичности: генетический и психосоциальный (воспитание, образование, влияние социума, жизненный опят). Эти два фактора тесно взаимосвязаны, в процессе формирования аутентичности наследственность постоянно сталкивается с разнообразным влиянием внешней среды. Генетически запрограммированный биологический базис обеспечивает протекание всех психических процессов, в том числе и аутентичность, а она в свою очередь через свою уникальность и целостность, формируясь под влиянием общества, проявляется в ситуационном аспекте и способствует специфическому (со стороны не всегда адекватному) в|аимодействию с социумом. Получается, что аутентичность определяется уникальной гармонией биопсихосоциального.

Несмотря на то, что существует множество теоретических трактовок и концепций аутентич-¡йости, они все объединяются одной идеей аутентичного образа жизни — это самопонимание и саморазвитие.

Рост популярности Интернета оказывает влияние на все сферы жизнедеятельности со-

временного общества. Интернет-простряйстве! создает необходимые условия для самореализации личности, расширения границ индивидуального опыта, самораскрытия и соответствеая но обостряет необходимость решения проблем самоконструирования личности и реализации собственного потенциала, отношения к миру и себе, развитию аутентичности.

Объективные технологические особенности (анонимность, дистантность, отсутствие маркеров телесности) виртуальной реальности задают для пользователей максимальные возможности для самоопределения и непосредственно самоконструирования.

Индивид самоконструируется посредством встраивания в социальные группы или коллективы с общим для каждого индивида языком и формируемыми источниками массовой информации, различными ценностей, нормами и представлениями «общей картины мира». Итак, термин «виртуальная реальность» подразумевает под собой пространство, в котором активизируются специфические процессы самоконструирования индивида.

В нынешнее время в интернет-пространстве реализуется целый спектр целей, ценностей, новых видов деятельности (деловые, коммуникативные, образовательные, досуговые, игровые) и форм взаимодействия, что свидетельствует о том, что виртуальное пространство стало новой средой для социализации личности. Вопрос интернет - социализации очень важен для нашей работы, так как она непосредственно имеет влияние на самоконструировние личности. Под интернет-социализация мы понимаем — процесс, в котором расширяется социальный опыта пользователя посредством вхождения в социокультурную среду Интернета, происходит при усвоении информационных технологий, информационной культуры.

Отличием от социализации в реальном пространстве является то, что интернет-социализация особое значение придает личностной активности как внутреннему субъективному фактору социализации. С нашей точки зрения, в интернет-среде личность проявляет свою активность в отношении к действию или поступку с помощью механизма самовыражения. Этот механизм существует и в реальном пространстве, но в интернет-среде он наиболее актуален и становится ведущим [3].

В теории интернет-социализации, предложенной А.И. Лучинкиной, отмечается, что интернет-социализация начинается с формирования представлений о значимости Интернета в жизни еще до того, как человек впервые вышел в интернет (в соответствии с теорией социальных представлений С. Московичи) [2]. В дальнейшем у личности формируются мотивы к пользованию Интернетом, соответствующие представления, развитие творческого потенци-

pnojournal.wordpress.com

ала и самоконструирование личности.

Если говорить о том, какие этапы претерпевает процесс интернет-социализации, то А.И.Лучинкина указывает на три этапа, а именно: доинтернетный, начальный и основной. На доинтернетном этапе личность получает информационные сведения о интернет-среде, на основе которых формируется отношение к сети Интернет. На начальном этапе личность является лишь потребителем (активно участвует в беседах на форумах, регистрируется в социальных сетях, играет). На основном этапе у человека формируется творческий мотив и тут уже личность выступает не только потребителем, но и производителем новой информации.

На основном этапе происходит формирование виртуальной личности. Исследователи вы-делели три возможных варианта виртуальной личности: конгруэнтная (соответствует реальной); неконгруэнтная (присутствуют как реальные, так и вымышленные характеристики); вымышленная (нет ничего общего с реальной

^ячяЭстйю) {(К.' 'Ж ' ! ЧерняеН^К. Ян).' ТаРИЩб-

разом, мы можем предположить, что именно на последнем этапе интернет-социализации и происходит развитие аутентичности личности.

Итак, современные люди живут в мире высоких технологий, цифровых инноваций, что предоставляет возможность более полной самореализации. Как следствие, современной психологии необходимо осмыслить феномен личности, как активный творческий субъект, включенный в актуальные социокультурные сетевые общества. Общение в виртуальном пространстве даПт пользователю новый опыт себя, выражая это в трансформации отношений к себе и к миру.

Таким образом, в нашу эпоху Интернет служит идеальным пространством для самоконструирования человека и развития его аутентичности, поскольку является универсальной коммуникативно-информационной конструкцией, благодаря которой пассивный потребитель информации переходит на активные позиции, выявляя свое Я и достигая гармонии.

1. 2.

4.

5.

литература

Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994. 478с.

Леонтьев Д.А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности//Психологический журнал, 2000. №1. С. 15-25.

Лучинкша А. I., Плешаков В. I. Кiберсоцiалiзацiя людини: фактори i мехашзми сощалiзацü особистоси в юберпросторУ/ Актуальш проблеми психологи : зб. наук. пр. 1н-ту психологи iM. Г. С. Костюка НАПН Украши, 2013. №11. С. 68-76. Мадди С. Смыслообразование в процессах принятия решения //Психологический журнал, 2005. №6. С.87-101. Лучинкина А.И. Модель интернет-социализации личности [Электронный ресурс]// SCI-ARTICLE, 2014. №13. URL: http://sci-article.ru/stat.php?i=1410699460 (дата обращения: 5.12.2014).

REFERENCES

1. Rodzhers K. Vzgliad na psikhoterapiiu. Stanovlenie cheloveka [A look at psychotherapy. Becoming a man]. Moscow, Progress Publ., 1994, 478p.

2. Leont'ev D.A. Psychology of freedom: to the problem of self identity. Psikhologicheskii zhurnal- Psychological Journal, 2000, no.1, pp.15-25 (in Russian).

3. Luchinkina A. I., Pleshakov V. I. Person cyber-socialization: factors and mechanisms of socialization in cyberspace. Aktual'ni problemi psikhologti - Actual problems of psychology, 2013, no.11, pp. 68-76(in Ukraine).

4. Maddi S. Education meanings in decision-making processes. Psikhologicheskii zhurnal - Psychological journal, 2005, no.6. pp.87101 (in Russian).

5. Luchinkina A.I. Model online socialization. Sci-article, 2014, no.13. Available at:http://sci-article.ru/stat.php?i=1410699460 (accessed 5 December 2014).

информация об авторе Мванова Дарья игоревна

(Россия, Симферополь) Магистрант специальности «Психология» Крымский инженерно-педагогический университет E-mail: anna_07121964@mail.ru

Information about the author

Daria Ivanova Igorevna

(Russia, Simferopol) Undergraduate specialty "Psychology" Crimean Engineering and Pedagogical University E-mail: anna_07121964@mail.ru

127 ISSN 2307-2447

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.