Научная статья на тему 'Модель процесса формирования профессионально значимых качеств у будущих преподавателей дистанционного обучения в ВУЗе'

Модель процесса формирования профессионально значимых качеств у будущих преподавателей дистанционного обучения в ВУЗе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
203
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ / МОДЕЛЬ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ / DISTANCE LEARNING LECTURERS’ PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES / MODEL OF FUTURE DISTANCE LEARNING LECTURERS’ PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES FORMING / DISTANCE LEARNING / DISTANCE LEARNING LECTURER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Турковская Н. В.

В статье рассмотрена проблема формирования профессионально значимых качеств у будущих преподавателей дистанционного обучения в ВУЗе: анализируются причины отсутствия в педагогической литературе соответствующей модели; выделяются наиболее значимые для преподавателя дистанционного обучения профессиональные качества; предлагается конкретная модель процесса формирования профессионально значимых качеств у будущих преподавателей дистанционного обучения в ВУЗе, а также описываются её основные компоненты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Турковская Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model of Future Distance Learning Lecturers’ Professionally Important Qualities Forming at a Higher School

The article considers the problem of future distance learning lecturers’ professionally important qualities forming: analyzes the reasons for the absence of the correspondent model in the pedagogical literature; allocates the most important professional qualities for distance learning lecturer; suggests the concrete model of future distance learning lecturers’ professionally important qualities forming at a higher school; describes the key components of this model.

Текст научной работы на тему «Модель процесса формирования профессионально значимых качеств у будущих преподавателей дистанционного обучения в ВУЗе»

УДК 378

ББК 74.489 + 74.027.9

Турковская Нина Викторовна

преподаватель кафедра высшей математики и информатики Сургутский государственный педагогический университет

г. Сургут Turkovskaya Nina Viktorovna Lecturer

Chair of Higher Mathematics and Computer Science Surgut State Pedagogical University Surgut

Модель процесса формирования профессионально значимых качеств у будущих преподавателей дистанционного обучения в ВУЗе Model of Future Distance Learning Lecturers’ Professionally Important Qualities Forming at a Higher School

В статье рассмотрена проблема формирования профессионально значимых качеств у будущих преподавателей дистанционного обучения в ВУЗе: анализируются причины отсутствия в педагогической литературе соответствующей модели; выделяются наиболее значимые для преподавателя дистанционного обучения профессиональные качества; предлагается конкретная модель процесса формирования профессионально значимых качеств у будущих преподавателей дистанционного обучения в ВУЗе, а также описываются её основные компоненты.

The article considers the problem of future distance learning lecturers’ professionally important qualities forming: analyzes the reasons for the absence of the correspondent model in the pedagogical literature; allocates the most important professional qualities for distance learning lecturer; suggests the concrete model of future distance learning lecturers’ professionally important qualities forming at a higher school; describes the key components of this model.

Ключевые слова: дистанционное обучение, преподаватель дистанционного обучения, профессионально значимые качества преподавателя дистанционного обучения, модель процесса формирования профессионально значимых качеств преподавателя дистанционного обучения.

Key words: distance learning, distance learning lecturer, distance learning lecturers’ professionally important qualities, model of future distance learning lecturers’ professionally important qualities forming.

Современное общество ещё не до конца осознало те глубинные изменения, которые произошли с дистанционным обучением в процессе его эволюции и превратили его из «усовершенствованной формы» в «новый вид». В наших предыдущих работах подробнейшим образом описывается новый подход к дистанционному обучению, согласно которому оно рассматривается уже как вид

обучения в дидактике, наряду с традиционным, программированным, проблемным, развивающим и другими видами обучения, существующими и использующимися параллельно, и у которых есть свои преимущества и недостатки.

И если это новый вид обучения, в котором деятельность преподавателя сориентирована на создание благоприятных и комфортных условий эффективности процесса саморазвития личности учащихся, то и готовить будущих преподавателей к реализации данного вида обучения необходимо заранее. Одним из основных элементов профессиональной подготовки будущих преподавателей дистанционного обучения в ВУЗе должно стать не только формирование у них знаний и практических умений работы с обучающимися посредством информационно-коммуникационных технологий, но и формирование у них профессионально значимых качеств, необходимых и достаточных для обеспечения высоких показателей «виртуального» педагогического труда. В идеале, эти качества необходимо развивать в период обучения в ВУЗе, готовить профессиональные кадры к педагогической деятельности в новых условиях современного информационного общества.

Поскольку формирование профессионально значимых качеств у будущих преподавателей дистанционного обучения в ВУЗе - это важная социально- и психолого-педагогическая проблема, появление которой обусловлено объективными потребностями в области совершенствования педагогических кадров для работы в новом - дистанционном - виде обучения, то мы посчитали необходимым провести глубокий анализ основных проблем, связанных с формированием профессионально значимых качеств у будущих преподавателей дистанционного обучения в ВУЗе. Основные материалы проведённого анализа представлены в статье «Подготовка будущего преподавателя дистанционного обучения как педагогическая проблема» [1].

В педагогической литературе мы не обнаружили модели процесса формирования профессионально значимых качеств у будущих преподавателей дистанционного обучения в ВУЗе. Это связано с рядом объективных причин:

1. во-первых, дистанционное обучение ещё не окончательно сформировалось как новый вид обучения;

2. во-вторых, в педагогической науке отсутствует единый подход к толкованию понятия «модель подготовки специалиста»;

3. в-третьих, в настоящее время ещё отсутствует широкомасштабная целенаправленная подготовка будущих преподавателей дистанционного обучения в условиях педагогического ВУЗа.

Тем не менее, проведённые нами исследования уже позволили выявить перечень профессионально значимых качеств, необходимых преподавателю дистанционного обучения для эффективной профессионально-педагогической деятельности в условиях «виртуального» педагогического процесса, а также произвести их ранжирование по уровню их значимости. Согласно материалам, представленным в статье «Профессионально значимые качества преподавателя дистанционного обучения» [2], полный перечень данных качеств включает более 40 пунктов, из которых (согласно произведённому ранжированию) к наиболее значимым для преподавателя дистанционного обучения качествам относятся следующие: коммуникабельность (виртуальная, письменная, устная); гибкость мышления; доброжелательность; информационная грамотность; компьютерная грамотность; находчивость; организаторские способности; педагогический такт; педагогическое предвидение; профессиональная мобильность; профессиональная эрудированность; психологическая гибкость; толерантность.

В соответствии с представленным в статье «Подготовка будущего преподавателя дистанционного обучения как педагогическая проблема» [1] анализом данной проблемы мы предлагаем формировать необходимые преподавателю дистанционного обучения профессионально значимые качества в рамках программы дополнительного (к высшему) профессионального образования «Преподаватель высшей школы», которая осуществляет подготовку к педагогической деятельности в ВУЗе уже сформировавшихся специалистов «определённого» профиля. Однако, данная программа должна быть определённым образом доработана и адаптирована с учётом современного видения дистанционного

обучения, а также с целью эффективного процесса формирования у будущих преподавателей высшей школы профессионально значимых для преподавателей дистанционного обучения качеств.

Схема 1. Модель процесса формирования ПЗК у будущих преподавателей ДО в ВУЗе

Предлагаемая нами модель процесса формирования профессионально значимых качеств у будущих преподавателей дистанционного обучения в ВУЗе (схема 1) включает в себя несколько основных компонентов: целевой; содержательный; проектный; диагностический; технологический; результативно -рефлексивный.

Целевой компонент предполагает постановку основной цели, к достижению которой должна быть направлена вся предлагаемая модель. Целевым компонентом нашей модели является формирование профессионально значимых качеств у будущих преподавателей дистанционного обучения в ВУЗе.

Содержательный компонент модели включает в себя структурные элементы комплекса профессионально значимых качеств преподавателя дистанционного обучения. В нашем исследовании мы ограничились формированием у будущих преподавателей дистанционного обучения только наиболее значимых качеств (согласно произведённому ранжированию) [2].

Проектный компонент модели включает в себя конструирование комплексной программы формирования профессионально значимых качеств у будущих преподавателей дистанционного обучения в ВУЗе. Данный этап предполагает: отбор содержания учебного материала, направленного на формирование профессионально значимых качеств у будущих преподавателей дистанционного обучения в ВУЗе; анализ государственных требований к минимуму содержания и уровню требований для присвоения дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы» на предмет выявления дисциплин, способствующих формированию профессионально значимых качеств у будущих преподавателей дистанционного обучения в ВУЗе; разработку курсов по выбору «Преподаватель дистанционного обучения» и «Дистанционный тренинг профессионально-ориентированного виртуального взаимодействия», направленных на формирование профессионально значимых качеств у будущих преподавателей дистанционного обучения в ВУЗе; выбор оптимальных методов и форм обучения для достижения поставленной цели; отбор и разработку средств пси-холого-педагогической диагностики, направленных на определение уровня сформированности профессионально значимых качеств у будущих преподавателей дистанционного обучения.

Диагностический компонент модели предполагает проведение первичной и вторичной диагностик по определению уровня сформированности профессионально значимых качеств у будущих преподавателей дистанционного обу-

чения. Данная процедура предусматривает использование разработанных диагностических материалов, а также компьютерного программного обеспечения, позволяющего систематизировать полученные в ходе данного этапа результаты, а также подготовить сводные таблицы и графики.

Нами была разработана и по решению заседания кафедры общей педагогики и педагогической психологии Сургутского государственного педагогического университета опубликована «Индивидуальная карта отслеживания процесса формирования профессионально значимых качеств у будущих преподавателей дистанционного обучения», которую мы использовали в процессе реализации предлагаемой нами модели.

Технологический компонент модели включает в себя реализацию сформированной комплексной программы формирования профессионально значимых качеств у будущих преподавателей дистанционного обучения в ВУЗе. В соответствии с комплексной программой, данный этап включает в себя формирование профессионально значимых качеств у будущих преподавателей дистанционного обучения в ВУЗе через курсы по выбору «Преподаватель дистанционного обучения», «Дистанционный тренинг профессиональноориентированного виртуального взаимодействия», а также на основе некоторой адаптации существующих учебных курсов программы «Преподаватель высшей школы».

На наш взгляд, наиболее эффективно процесс формирования профессионально значимых качеств у будущих преподавателей дистанционного обучения в ВУЗе может протекать только при соблюдении следующих педагогических условий:

- курс по выбору «Дистанционный тренинг профессиональноориентированного виртуального взаимодействия» необходимо осуществлять в условиях будущей профессиональной деятельности будущих преподавателей дистанционного обучения, т.е. дистанционно, посредством новых информационно-коммуникационных технологий.

- необходимо расширить информационные блоки программы «Преподаватель высшей школы» («Психология», «Педагогика», «Информатика») в части, необходимой для повышения эффективности процесса формирования профессионально значимых качеств у будущих преподавателей дистанционного обучения в ВУЗе.

Результативно-рефлексивный компонент предлагаемой нами модели включает в себя общую оценку уровня сформированности профессионально значимых качеств у будущих преподавателей дистанционного обучения, а также эффективность всей предложенной модели.

Л.А.Ястребова в своём исследовании [3, с. 60] представила перечень условий, которые необходимо соблюдать при создании модели процесса формирования профессионально значимых качеств. В предлагаемой нами модели процесса формирования профессионально значимых качеств у будущих преподавателей дистанционного обучения в ВУЗе соблюдены предлагаемые условия:

1. количество и состав формируемых качеств в нашей модели чётко ограничен и составляет 15 профессионально значимых качеств;

2. чётко определено содержание всех компонентов предлагаемой нами модели в виде взаимодействия базовых слагаемых профессиональной подготовки;

3. разработка диагностического инструментария, с помощью которого можно было бы измерить уровни сформированности профессионально значимых качеств, входит в один из компонентов предлагаемой нами модели;

4. все элементы предлагаемой нами модели включены в единую систему логических связей, позволяющих оперативно контролировать и корректировать процесс профессионально-личностной подготовки будущих преподавателей дистанционного обучения в ВУЗе;

5. структура предлагаемой нами модели является упрощённой и не содержит второстепенных деталей, функционально понятна и удовлетворяет дидактическому принципу наглядности;

6. конструкция предлагаемой нами модели опирается на современные концепции, позволяющие выполнять не только качественный, но и количественный анализ.

Таким образом, нами предложена модель процесса формирования профессионально значимых качеств у будущих преподавателей дистанционного обучения в ВУЗе, эффективность которой была проверена в ходе проведения опытно-экспериментального исследования на базе Тюменского государственного нефтегазового университета (ТюмГНГУ), Уральского государственного педагогического университета (УрГПУ).

Библиографический список

1. Турковская, Н.В. Подготовка будущего преподавателя дистанционного обучения как педагогическая проблема [Текст] / Н.В.Турковская // Достижения высшей школы - 2011: мат-лы VII междунар. науч.-практ. конф. (София, 17-25 ноября 2011 г.). - София: «Бял ГРАД-БГ» ООД, 2011.

- с. 64-68.

2. Турковская, Н.В. Профессионально значимые качества преподавателя дистанционного обучения» [Текст] / Н.В.Турковская // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. -Челябинск: Полиграф-Мастер, 2011. - №10. - с. 150-177.

3. Ястребова, Л.А. Формирование профессионально значимых качеств будущих педагогов-дефектологов [Текст] / дис. ... канд. пед. наук / Л.А.Ястребова. - Армавир, 2008. - 167 с.

Bibliography

1. Turkovskaya, N.V. Future Distance Learning Lecturers As a Pedagogical Problem [Text] / N.V. Turkovskaya // Higher School Achievements - 2011: Materials of the VII International Scientific-and-Practical Conference (Sofia, 1725 November, 2011). - Sofia: «Byal GRAD-BG» OOD, 2011. - P. 64-68.

2. Turkovskaya, N.V. Professionally Important Qualities of a Distance Learning Lecturer [Text] / N.V.Turkovskaya // Herald of Chelyabinsk State Pedagogical University. - Chelyabinsk: Poligraph-Master, 2011. - №10. - P. 159-177.

3. Yastrebova, L.A. Future Teachers-Defectologists’ Professionally Important Qualities Forming [Text] / Diss. ... Cand. of Ped. / L.A. Yastrebova. - Armavir, 2008. - 167 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.