УДК 371.485
Соловьёв Дмитрий Николаевич
ФГБОУ ВПО Омский государственный педагогический университет
Россия, Омск1 Ассистент кафедры английского языка Соискатель степени кандидата педагогических наук E-Mail: mitiasolovyov@yandex.ru
Модель профилактики буллинга среди школьников подросткового возраста
Аннотация. Статья посвящена моделированию профилактики буллинга среди школьников подросткового возраста ее обоснованию и описанию. Автором обоснована актуальность проблемы буллинга среди школьников подростков, которая заключается в широком распространении среди подростков различных форм конфликтов. Одной из форм деструктивного конфликтного взаимодействия является буллинг. Он отличается остротой и длительностью последствий, проявляющихся у всех его участников. Буллинг в школьной среде негативно отражается на развитии личности подростка. В статье отражены данные отечественных и зарубежных исследований, указывающие на высокую степень распространения данного явления в среде школьников подросткового возраста. Работа содержит изучение природы подросткового буллинга. К факторам возникновения буллинга автор относит две группы факторов: индивидуальные факторы, групповые факторы. В результате автор приходит к выводу о педагогическом характере необходимой превентивной деятельности. В работе обосновывается использование метода моделирования при проектировании и организации профилактической деятельности. В статье предъявляется оригинальная модель профилактики буллинга среди школьников подросткового возраста. В статье раскрывается цель, принципы, уровни, содержание деятельности и этапы, профилактики буллинга среди школьников подросткового возраста. Источники, цитируемые в настоящей работе, отражают современную точку зрения на исследуемую проблему.
Ключевые слова: буллинг; подростковый возраст; профилактика; коллективообразо-вание; коллективная творческая деятельность; деструктивный конфликт; модель.
Идентификационный номер статьи в журнале 121РУЫ314
1 644090, г. Омск, ул. Интернациональная 6, ауд. 310
Современные социально-экономические и социокультурные условия способствуют формированию и развитию искаженных форм индивидуализма, что приводит к возникновению насилия и жестокости в отношениях между людьми. Эти характеристики отражаются в школьной подростковой среде. Среди подростков распространены различные формы конфликтов. Одной из форм конфликтного взаимодействия является буллинг. Данное явление отличается остротой и длительностью последствий, проявляющихся у всех его участников. Буллинг в школьной среде негативно отражается на развитии личности подростка. Распространение данного явления в среде подростков вызывает необходимость поиска эффективных форм воспитательной работы.
Буллинг встречается в различных странах и его исследованием занимаются психологи и педагоги из Финляндии, Дании, США, Великобритании, Канады, Японии и т.д. Первые масштабные исследования, в рамках которых осуществлялось систематическое изучение бул-линга и основных направлений работы по его превенции, были выполнены Д. Олвеусом и его коллегами в 1970г [1]. Данное явление изучается учеными из Великобритании, Австралии, Канады и Америки, которые раскрывают особенности решения проблемы буллинга в школьной среде (Ch. E. Sanders, G. D. Phye, D. Thompson, S. Sharp, T. Arora, P. K.Smith, C. L. Cooper, Ch. Rayner, H. Hoel, K. Rigby, P. R. Peyton, N. Tehrani, K. Conn, D. L. Espelage, S. M. Swearer, J. Juvonen, S. Graham, G. P. Elliott, S. L. Wessler, R. Compton, T. S. Jones и др). Согласно американским исследованиям[2], в ходе которых было опрошено 15000 школьников подросткового возраста, 17% являлись жертвами буллинга, 19% - булли (агрессорами), 6% выполняли обе роли. По результатам опроса 1200 детей Интернет-сайта KidsPoll, буллингу подвергались 48% , в том числе 15% - неоднократно, а сами занимались им 42%, причем 20% - многократно[3]. Данные отечественных исследований (И.С. Бердышев, М.Г. Нечаева, И.С.Кон, Селиванова
О.А., Шевцова Т.С. и др.) также указывают на высокую степень распространения данного явления в среде школьников и студентов: более 50% сталкивались с различными видами агрессии и травли, насилие проходило во взаимодействиях учеников и учеников, учеников и учителей, учителей и учеников [5].
Буллинг не является поведением, а представляет собой форму взаимодействия, в которой проявляются различные типы поведения. Буллинг имеет структуру, характерную для конфликта, но обладает специфическими чертами (продолжительный повторяющийся характер буллинга, дисбаланс сил обидчика и жертвы, буллинг-структура включает в себя фиксированные типы участников - обидчик, жертва, свидетель, помощник булли, защитник жертвы), отличающими буллинг от других форм конфликтного взаимодействия. Таким образом, под буллингом понимается тип деструктивного конфликтного взаимодействия в группе при котором, обидчиком в отношении жертвы, не способной себя защитить, осуществляются длительные повторяющиеся насильственные действия. При возникновении буллинга в классе возникает буллинг структура — социальная система, включающая преследователей, их жертв и наблюдателей.
Ведущим видом деятельности в подростковом возрасте выступает интимно личностное общение в процессе выполнения коллективной полезной деятельности, любое нарушение процесса общения тяжело переживается подростком и оказывает влияние на развитие его личности. При выполнении этих видов полезной деятельности у подростков возникает осознанное стремление участвовать в общественно необходимой работе, становиться общественно значимым [1]. Он учится строить общение в различных коллективах с учетом принятых в них норм взаимоотношений, рефлексии собственного поведения, умения оценивать возможности своего «Я». Специфическая социальная активность подростка заключается в большой восприимчивости, сенситивности к усвоению норм, ценностей и способов поведения. Как отмечает В.А. Караковский, младшему подростку особенно присущи потребность в достойном положении в коллективе сверстников и семье; стремление
обзавестись верным другом; стремление избежать изоляции как в классе, так и в малом коллективе; повышенный интерес к вопросу о «соотношении сил» в классе. В стремлении занять желаемые социальные позиции подростки могут использовать различные способы, в том числе буллинг. Эта эпоха отрочества соотносится с макрофазой индивидуализации, которая, по А.В. Петровскому, «характеризуется поиском средств и способов для обозначения своей индивидуальности... В максимальной степени реализуя в связи с этим способность быть идеально представленным в своих приятелях, подросток мобилизует все свои внутренние ресурсы для деятельностной трансляции своей индивидуальности, интенсифицирует поиск в... референтной для него группе лиц, которые могут обеспечить оптимальную его персонализацию» [2]. Кроме того, для современных подростков, по утверждению Д.И. Фельдштеина, характерны «интенсивная примитивизация сознания, рост цинизма грубости, жестокости, агрессивности. А за этими внешними проявлениями кроются внутренние глубинные переживания ребенка - неуверенности, одиночества, страха, и в то же время -инфантилизм эгоизм, духовная опустошенность» [6].
С целью изучения буллинга в среде школьников подростков г. Омска было проведено исследование. В результате анкетирования было выявлено, что 86% респондентов сталкивались с буллингом в школе, из них 70% являлись свидетелями буллинга, 13% становились его жертвами, 17% были булли. 95% респондентов стали участниками буллинга в своем школьном классе.
Таким образом, подростковый возраст является периодом, когда высока вероятность появления буллинга, и когда последствия буллинга могут носить крайне негативный характер. Основными факторами возникновения буллинга в среде школьников-подростков являются следующие:
1. Индивидуальные (агрессия, виктимность, конформность подростков).
2. Групповые (антисоциальная групповая деятельность, несформированное ценностно ориентационное единство группы, отсутствие самоопределения личности в группе у ее участников, неблагоприятный социально-психологический климат группы).
Возникновение видов девиантного поведения у подростков, которые проявляются в буллинге, создает предпосылки для его возникновения в классе. В буллинге реализуются следующие виды девиантного поведения: агрессивное, виктимное, конформное. В
зависимости от типа девиантного поведения подросток может в буллинге занять позицию булли, жертвы или свидетеля. Ниже приведем характеристики участников буллинга. В зависимости от действий и отношения участников группы к действиям в ходе ситуации буллинга выделяют следующих участников: булли (обидчик) (цель булли - достижение высокого статуса в группе, получение материальных ценностей от жертвы, услуг (и связанные с этим блага), проявляет агрессивное поведение). Жертва (является объектом насильственных действий булли. Цель жертвы - избегание насилия, сохранение социального статуса, который является комфортным и естественным для личности подростка. Жертва буллинга проявляет виктимное поведение). Свидетель (наблюдает за инцидентами буллинга, знает о его существовании в ученической группе. Свидетели могут полагать, что действия булли правильны и могут полагать, что они неправильны. И в первом, и во втором случае, не осуществляя никаких действий, за исключением наблюдения за насильственными действиями булли, свидетели, проявляя конформное поведение, подкрепляют и стимулируют осуществление насильственных действий со стороны булли по отношению к жертве).
По данным исследований в буллинге непосредственно или косвенно принимает участие 82 - 85 % учащихся школьного класса [8]. В связи с этим буллинг оказывает влияние на структуру и особенности взаимодействия индивидов в группе. Значимым для понимания дан-
ного явления является утверждение К. Лоренца о связи насилия и структуры группы: «каждый из совместно живущих индивидов знает, кто сильнее его самого, кто слабее, так что каждый может без борьбы отступать перед более сильным и может ожидать, что более слабый в свою очередь отступит перед ним самим, если они попадутся друг другу на пути». Современные исследователи буллинга (Bukowski. Sippola, Hawker и Boulton и др.) полагают, что бул-линг связан с групповыми процессами и имеет следующие функции: формирование иерархии и поддержание социального порядка; развитие партнерства у членов группы, повышение уровня сплоченности. В исследованиях Salmivalli, Koula, Juvonen, Galvan, Cillessen, Borch утверждается, что буллинг включает в себя намерение обидчика по повышению статуса в группе сверстников. Буллинг позволяет обидчику удерживать высокий статус в группе длительное время, в связи со значительным дисбалансом сил между обидчиком и жертвой. Бул-линг формирует и поддерживает структуру группы [9]. Отношения в буллинге выстраиваются по правилам унижения, отпора, силы, гонения жертвы, отвода агрессии от себя и т.д. Буллинг используется как средство создания и поддержания структуры группы. И в связи с этим участники буллинг-структуры (булли, помощники булли) для сохранения высокого статуса в группе должны осуществлять насильственные действия в отношении жертвы. Л.В. Мардахаев подчеркивает, что внутригрупповая агрессия. В случае, если педагоги не будут уделять необходимого внимания развитию ученической группе, в ней может развиться внутригрупповая агрессивность. Описывая данный явление, автор утверждает: «каждый хочет добиться своей цели за счет других членов группы («пауки в банке»), в группе царствует внутригрупповая антипатия, жестокость и групповая травля слабого. Такие характеристики обретает ученическая группа в случае, если в ней нет здорового ядра, им не занимаются в воспитательном отношении и воспитанники предоставлены сами себе». Буллинг-структура может стать основой неформальной структуры класса, а в тех случаях, когда в классе отсутствует формальная структура или она минимально опосредствует взаимоотношения обучающихся, буллинг может стать основой всех взаимоотношений в классе. Такая структура класса имеет негативный характер, препятствует нормальной социализации, развитию личности и группы.
Буллинг среди школьников подросткового возраста представляет собой социально-психолого-педагогическое явление. Профилактика буллинга в школе реализуется на следующих уровнях: личностном, групповом, общешкольном, социальном. В деятельности по профилактике буллинга, осуществляемой классным руководителем, основное место занимает работа с отдельными обучающимися и со школьным классом. Профилактика буллинга реализуемая классным руководителем среди школьников подросткового возраста, осуществляется за счет коррекции имеющихся социальных девиаций и содействия видению школьниками здорового и безопасного образа жизни, выстраивания отношений в группе на основе взаимопомощи, объединение подростков в ходе совместной личностно и коллективно значимой деятельности, снятие противоречий между индивидуальным и групповым.
Профилактическая деятельность классного руководителя может быть основана на идеях и принципах педагогической поддержки. Под педагогической поддержкой ее основоположник, О.С.Газман, понимает «деятельность профессионалов — представителей образовательного учреждения, направленная на оказание превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, успешным продвижением в обучении, эффективной деловой и межличностной коммуникацией, жизненным самоопределением». «Предметом педагогической поддержки, таким образом, -писал О.С. Газман, -становится процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей путем преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни.
Адекватность использования педагогической поддержки в контексте буллинга обосновывается уникальностью процессов, способствующих возникновению данного явления в подростковой среде. Проблемы, с которыми сталкиваются подростки в ходе общения - индивидуальны, поэтому педагог в ходе предупреждения буллинга должен внимание каждому из случаев.
В связи с тем, что буллинг имеет групповые факторы, классный руководитель должен работать с классом. В ходе данной работы, необходимо предупредить возникновение, либо преодолеть влияние существующих групповых факторов буллинга. Деятельность классного руководителя основывается на идеях отечественных классиков педагогов и психологов о коллективе, способах его развития: А.С. Макаренко, И.П. Иванов, А.В. Петровский, Н.А. Новикова и др. Такая форма организации межличностных отношений как коллектив, позволяет предупредить формирование буллинг-структур за счет их замещения структурой коллективных взаимоотношений. Просоциальная коллективная деятельность класса, будет создавать такие характеристики взаимодействий в нем как доброжелательность, взаимная ответственность, активность и др.
Для уточнения содержания и структуры профилактики буллинга был использован метод моделирования. Моделирование рассматривается как «воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для его изучения, который называется при этом моделью» [10]. В.И. Загвязинский отмечает, что: «сложность, неисчерпаемость, бесконечность объекта психолого-педагогического исследования заставляет для проникновения в его суть, в его внутреннюю структуру и динамику искать более простые аналоги для исследования. Более простой по структуре и доступный изучению объект становится моделью более сложного объекта, именуемого прототипом (оригиналом)»[1].
Таким образом, модель деятельности классного руководителя по профилактике бул-линга среди подростков позволяет: отвлечься от других психолого-педагогических процессов, происходящих в школе, и акцентировать внимание на профилактике буллинга; спроектировать деятельность основных субъектов профилактики, раскрывая связи между структурными и функциональными характеристиками деятельности. Исходя из факторов возникновения буллинга среди школьников подросткового возраста и требуемого результата профилактики, особенностей педагогической деятельности классного руководителя была разработана модель деятельности классного руководителя по профилактике буллинга среди подростков, которая позволяет раскрыть основные этапы и описать через цель, принципы, содержание деятельности, методы, формы работы и связи между данными элементами ее специфику.
Перейдем к описанию модели деятельности классного руководителя по профилактике буллинга среди подростков.
Деятельностью классного руководителя по профилактике буллинга среди подростков предполагает процесс помощи педагога самостоятельному преодолению подростками влияния индивидуальных и групповых факторов, способствующих возникновению буллинга в школьном классе, развития коллектива школьного класса и гуманизация взаимодействий обучающихся.
Таким образом, основными субъектами деятельности являются классный руководитель, подростки - потенциальные участники буллинга и школьный класс. В профилактике буллинга подростки, проявляющие типы девиантного поведения, и ученическая группа будут выступать субъектами собственного саморазвития. Роль педагога состоит в сопровождении данного процесса и содействии в организации деятельности подростками по решению проблем, связанных с буллингом.
В качестве концептуального компонента модели деятельности классного руководителя по профилактике буллинга среди подростков выступают идеи педагогов гуманистов по организации воспитания детей, воззрения отечественных педагогов на процесс развития коллектива, основные положения зарубежных исследователей буллинга. Основными принципами деятельности классного руководителя по профилактике буллинга являются: опора на личные силы и потенциальные возможности личности; ориентация на способность ребенка самостоятельно преодолевать препятствия; совместность, сотрудничество, содействие; безопасность, защита здоровья, прав, человеческого достоинства; принцип движения коллектива; принцип параллельного действия.
Цель: содействие школьникам подросткового возраста в предупреждении и преодолении индивидуальных и групповых факторов возникновения буллинга.
Этапы характерны для педагогического процесса в целом и представляют собой следующие: диагностический, программный, деятельностный, рефлексивный.
Диагностический этап. Содержание деятельности подростка: определение наличия в собственном поведении агрессивных, конформных, виктимных поступков; выявление с помощью педагога причины отклоняющегося поведения; осознание характера затруднений во взаимодействии с другими. Методы: самонаблюдение, самоанализ, самоотчет. Содержание деятельности классного руководителя (совместно с педагогом-психологом, социальным педагогом): Выявление характеристик девиантного поведения потенциальных участников буллин-га; определение групповых характеристик школьного класса, способствующих возникновению в нем буллинга. Методы диагностики: опросные методы, проективные методы, метод психолого-педагогического консилиума, социометрия, рефернтометрия. Содержание деятельности класса: Определение наличия конфликтов в классе; выявление участников конфликтов; определение причины конфликтов. Методы: групповая рефлексия. Результатом данного этапа является социально-педагогический диагноз. Диагноз формулируется и на его основе выстраивается следующий этап профилактики.
Проектировочный этап. Содержание деятельности подростков: принятие
существующей проблемы; осознание необходимости ее решения; совместный с педагогом выбор направления и способов разрешения проблемы. Методы: самопринятие, моделирование собственной личности. Содержание деятельности классного руководителя при работе с подростками: совместное с подростком определение способов решения существующих проблем поведения, подбор программ профилактики формирования социальных девиаций в будущем. Содержание деятельности классного руководителя при работе с классом: введение правил поведения в группе, определение направлений коллективной деятельности, проектирование будущих коллективных дел и акций. Методы деятельности классного руководителя при работе с отдельными обучающимися и классом: социально-педагогическое проектирование. Содержание деятельности класса: определение правил поведения в
школьном классе; выбор направлений просоциальной коллективной деятельности; распределение обязанностей членов группы относительно выбранной деятельности. Методы: дискуссия, мозговой штурм, проектирование.
Деятельностный этап. Содержание деятельности подростка: активное участие в программах и мероприятиях, организованных классным руководителем; научение способам решения выявленных проблем; овладение умениями конструктивного социального взаимодействиями в том числе в конфликте. Содержание деятельности классного руководителя при работе с потенциальным булли: создание условий, способствующих присвоению подростком гуманистических ценностей; развитие умения проявлять терпимость; развитие умения конструктивного социального взаимодействия; развитие умения распознавать собственные эмоции и реализовывать их в социально-приемлемых формах. Реализуемые программы: «дру-
жить или использовать», «всматриваясь в других мы познаем себя», «герои нашего времени». Содержание деятельности классного руководителя при работе с потенциальными жертвами: создание условия для формирования адекватной самооценки; создать условия для развития физических данных; развить эмоциональную устойчивость; снизить тревожность; развить жизнестойкость. Реализуемые программы: «Мои друзья и я», «я все могу», «в здоровом теле здоровый дух» и т.д. Содержание деятельности классного руководителя при работе со свидетелями буллинга: потенциальным свидетелем: развить неадоптивную просоциальную активность; развить социальную ответственность. Реализуемые программы: «Жизнь—это поступок», «Класс без насилия», «Мы одно целое». При работе с указанными участниками буллин-га используются следующие методы и формы: беседа, воспитывающие ситуации, тренинг, игра, метод социальной пробы. Содержание деятельности классного руководителя при работе с классом: организация просоциальной коллективной деятельности, создание условий формирования ЦОЕ, создание условий для самоопределения личности в группе, создание благоприятного социально-психологического климата. Методы, формы, используемые классным руководителем при работе с классом: метод перспективных линий, методика КТД, тренинг «командной сыгровки», тренинг «капитанов» и др. Содержание деятельности класса: развитие формальных и неформальных взаимоотношений; создание условия для развития позитивного социально-психологического климата в классе. Блоки данного этапа находятся во взаимосвязи. Деятельность всех субъектов связана между собой так, что действия одного субъекта находятся в поле внимания других.
Рефлексивный этап. На данном этапе все субъекты профилактики осуществляют диагностику и соотносят полученные характеристики с потребными (развитые социальная и коммуникативная компетенции), после этого ставят перед собой дальнейшие цели. Потенциальные булли, жертвы и свидетели используют методы самонаблюдения, самоанализа, самоотчета. Классный руководитель использует метод рефлексивного дневника. Классом используется метод групповой рефлексии.
Модель педагогической поддержки потенциальных участников буллинга в подростковом возрасте, основанная на идеях коллективообразования и педагогики поддержки, принципиально отличается от привычных подходов к профилактике буллинга в классе. Одна из особенностей такой педагогической поддержки заключается в том, что она характеризуется предельной индивидуализацией воспитательной деятельности, ориентированной на ситуацию «здесь и теперь», на неповторимость каждого подростка и школьного класса. Представленная модель раскрывает построение содержания деятельности классного руководителя по профилактике буллинга среди подростков, охватывает всех участников буллинг структуры. Она представляет собой научно-обоснованную, спланированную и целенаправленную систему взаимодействия обучающихся, классного руководителя и класса. Педагогическая поддержка потенциальных участников буллинга позволяет предупредить буллинг и создать условия для самореализации участников группы в деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психологопедагогического исследования. М.: Издательство "Академия", 2005. - 208 с.
2. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебное пособие. - Ростов н/Д.: Феникс, 1997. - 480 с.
3. Кон И. С. Мальчик — отец мужчины. — М.: Время, 2009. — 704 с.
4. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. Основы курса — М. : Издательство Юрайт, 2011. - 376 с.
5. Селиванова О.А., Шевцова Т.С. Профилактика агрессивности и жестокости в образовательном учреждении: монография. -Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2011. -232 с.
6. Фельдштейн Д.И. Поколение next: что делать? [Электронный ресурс]
http://edunews.eurekanet.ru/vesti/info/2258.html (дата обращения: 05.04.2014).
7. Sanders Ch. E., Phye G.D. Bullying: implications for the classroom. -California: Elsiver Academic Press, 2004. -257 p.
8. Salmivalli Ch. Bullying and the peer group: a review //Aggression and violent behaviour: 2010 N15. Pp 112-120.
9. Salmivalli Ch. KiVA: the national anti-bullying program in Finland: [Электронный
ресурс] // URL:
http://www.ncab.org.au/Assets/Files/Salmivalli,C.%20Kiva%20Koula%20-%20The%20National%20Antibunymg%20Program%20m%20Fmland.pdf. (дата обращения: 05.04.2014).
10. Яковлев Е.В., Яковлева Н.О. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения. - М., 2006. - 239 с.
Рецензент: Дука Татьяна Олеговна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики омского государственного педагогического университета.
Dmitry Solovyev
Omsk state pedagogical university Russia, Omsk E-Mail: mitiasolovyov@yandex.ru
Model of bullying prevention among adolescents
Abstract. The article is devoted to modeling of bullying prevention among adolescents, to its description and basing. The topicality of the problem of bullying among adolescents, which happens because of the expansion of different forms of destructive conflicts among adolescents, is revealed by the author. Jne of the forms of destructive interaction among adolescents is bullying. Bullying is different from other forms of destructive interaction because of its sharp and lingering consequences. Bullying in school negatively effects the development process of an adolescent. There is data received by foreign and native scientists which shows that bullying is widely spread among adolescents. The article consists the study of the nature of bullying. The author defines the following groups of factors which promote the existence of bullying: individual factors and group factors. On the basis of the nature of bullying the author believes that a pedagogical prevention is to be used with bullying. The author reveals why the method of modeling is used in the research. The aim, principles, stages, activities, methods and forms of pedagogical bullying prevention is revealed in the article. The literature used in the article reflects the modern point of view on the problem.
Keywords: bullying; adolescence; prevention; teambuilding; collective artistic activity; destructive conflict; model.
Identification number of article 121PVN314
REFERENCES
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Zagvyazinskiy V.I. Metodologiya I metody psihologo-pedagogicheskogo issledovaniya. M.: Izdatelstvo ‘Akademiya’, 2005. - 208 pp.
Zimnyaya I.A. Pedagogicheskaya psihologiya: Ychebnoe posobie. - Rostov n/D.: Feniks, 1997. - 480 pp.
Kon I.S. Malchik - otec myzhchiny. - M.: Vremya, 2009. - 704 pp.
Mardakhaev L.V. Socialnaya pedagogika. Osnovy kyrsa - M.: Izdatelstvo Yurait, 2011. - 376 pp.
Selivanova O.A., Shevcova T.S. Profilaktika agressivnosti i zhestokosti v obrazovatelnom ychrezhdenii: monographiya. - Tymen: Izdatelstvo Tymenskogo gosydarstvennogo yniversiteta, 2011. 232 pp.
Feldshtein D.I. Pokolenie next: chto delat? [Electronniy resurs]
http://edunews.eurekanet.ru/vesti/info/2258.html (data obrasheniya: 05.04.2014).
Sanders Ch. E., Phye G.D. Bullying: implications for the classroom. -California: Elsiver Academic Press, 2004. -257 p.
Salmivalli Ch. Bullying and the peer group: a review //Aggression and violent behaviour: 2010 N15. Pp 112-120.
Salmivalli Ch. KiVA: the national anti-bullying program in Finland: [Electronniy resurs] // URL:
http://www.ncab.org.au/Assets/Files/Salmivalli,C.%20Kiva%20Koula%20-%20The%20National%20Antibullying%20Program%20in%20Finland.pdf. (data obrasheniya: 05.04.2014).
Jakovlev E.V., Jakovleva N.O. Pedagogicheskaja koncepcija: metodologicheskie aspekty postroenija. - M., 2006. - 239 pp.