УДК 371.485 Соловьёв Дмитрий Николаевич
соискатель академической кафедры методологии и теории социально-педагогических исследований Тюменского государственного университета, ассистент кафедры английского языка Омского государственного педагогического университета
ПОТЕНЦИАЛ ПЕРВИЧНОГО КОЛЛЕКТИВА В ПРОФИЛАКТИКЕ БУЛЛИНГА СРЕДИ ПОДРОСТКОВ
Аннотация:
Автор рассматривает буллинг среди подростков как форму конфликтного деструктивного взаимодействия, при котором обидчиком в отношении жертвы, не способной себя защитить, в присутствии свидетелей осуществляются длительные повторяющиеся насильственные действия. В статье представлены основные характеристики бул-линга среди школьников подросткового возраста. Основываясь на положениях, выдвинутых А.С. Макаренко и А.В. Петровским о влиянии коллектива на личность и отношения в группе, утверждается, что первичный коллектив подростков обладает потенциалом профилактики буллинга.
Ключевые слова:
буллинг, конфликт, насилие, подростковый возраст, коллектив, стратометрическая концепция, потенциал, профилактика.
Solovyev Dmitry Nikolaevich
PhD applicant, Academic Department of Methodology and Theory of Social and Pedagogical Researches, Tyumen State University, Assistant, English Language Department, Omsk State Pedagogical University
POTENTIAL OF PRIMARY GROUP IN PREVENTION OF BULLYING AMONG ADOLESCENTS
Summary:
The author defines bullying among adolescents as a type of destructive conflict interaction, during which for a long period of time in the presence of onlookers a bully behaves aggressively towards a victim who cannot defend him/herself. The key characteristics of bullying among teenage high school students are presented in the article. Taking as a base the theses of A. Makarenko and A. Petrovsky about the influence of a collective on personal traits and relations of its members, it is stated that the primary group of teenagers has resources for the prevention of bullying.
Keywords:
bullying, violence, aggression, adolescents, collective, stratometric conception, potential, prevention.
Социальные тенденции к чрезмерной индивидуализации, росту конкуренции, социальной напряженности и агрессии в повседневной жизни находят свое отражение во взаимодействии школьников подросткового возраста. В среде подростков возникает буллинг - «форма деструктивного конфликтного взаимодействия в малой группе, при котором обидчиком в отношении жертвы, не способной себя защитить, в присутствии свидетелей, осуществляются длительные повторяющиеся насильственные действия» [1, с. 2]. Россия находится в первой десятке развитых стран по распространенности буллинга среди подростков в возрасте 11-13 лет. В соответствии с исследованием 207 334 подростков из 39 стран (из них 5174 подростка из России), проведенным в 2010 г. Европейским региональным бюро ВОЗ, в возрасте 11 лет 43 % российских школьников подвергались буллингу, в возрасте 13 лет - 39 %, в возрасте 15 лет - 25 %, что ставит Россию соответственно на 5, 6 и 8-е места по количеству жертв буллинга [2, с. 194-195].
Широкому распространению буллинга среди школьников подросткового возраста способствовало резкое сужение пространства социального взаимодействия подрастающего поколения, которое в настоящее время главным образом происходит в виртуальном пространстве в социальных сетях, при этом непосредственное взаимодействие подростков сведено к минимуму. Школа является обязательным для посещения всеми подростками учреждением. Одним из немногих пространств, где на регулярной основе в течение длительного времени осуществляются общение и взаимодействие подростков, является классный коллектив. Таким образом, нарушения общения, которые были распространены в различных социальных группах между подростками (секции, кружки, клубы по интересам и т. д.), сейчас сконцентрированы в школьном классе.
Исследователи буллинга выделяют следующие его характеристики: наличие обязательных ролей участников буллинга: обидчик, жертва, свидетель; длительный повторяющийся характер насильственных действий обидчика; проактивная агрессия обидчика; различные виды агрессии и насилия, реализуемые в процессе буллинга: психологический, физический буллинг; дисбаланс сил обидчика и жертвы. Буллинг в школьном классе является деструктивным способом реализации естественной потребности подросткового сообщества в формировании внутригруппо-вой структуры класса, основанной на принципе доминирования, и возникает в результате стремления обидчика повысить и сохранить высокий социальный статус в группе [3, с. 8-13].
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2015, № 4)
Тот факт, что в развитом первичном коллективе осуществляются гуманистические взаимодействия подростков, их сотрудничество и взаимоподдержка, позволяет предположить, что первичный коллектив подростков обладает потенциалом профилактики буллинга. В связи с этим рассмотрим более подробно подходы к определению понятия и характеристик коллектива.
А.С. Макаренко выделял первичный и вторичный типы коллектива. Первичным выдающийся исследователь называл «такой коллектив, в котором отдельные его члены оказываются в постоянном деловом, дружеском, бытовом и идеологическом объединении. Это тот коллектив, который одно время наша педагогическая теория предлагала назвать контактным» [4]. Точка зрения А.С. Макаренко на коллектив была принята и взята за основу многими исследователями данного явления. А.В. Петровский, взяв за основу опыт А.С. Макаренко и изложив его в виде цельной стратометрической концепции коллектива, предложил следующую дефиницию: «Коллектив - это группа, где межличностные отношения опосредствуются общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности» [5, с. 47]. Коллективная деятельность влияет на характеристики взаимодействия внутри коллектива и на личностные характеристики участников коллектива через механизм деятельностного опосредствования, который состоит в том, что, «осуществляя свою цель в конкретном предмете деятельности, группа тем самым изменяет себя, совершенствует свою структуру и преобразует систему межличностных отношений» [6, с. 5].
Анализ стратометрической концепции коллектива А.В. Петровского позволяет получить новые данные о связи характеристик школьного класса и буллинга. Буллинг-структура и коллектив возникают в результате реализации естественной потребности группы в формировании ее структуры и отношений в ней. Отношения ответственной зависимости, взаимоподдержки, взаимоконтроля и взаимопомощи в коллективе исключают отношения доминирования и конкуренции с применением насилия. Это дает основание предположить, что коллектив и буллинг обладают взаимоисключающими характеристиками.
Для описания типов отношений в буллинг-структуре и коллективе был использован перечень типов отношений, которые присутствуют в коллективе по А.В. Петровскому: совместная деятельность, отношение обучающихся к совместной деятельности, отношения обучающихся, опосредствованные совместной деятельностью, эмоциональные отношения. Данный перечень типов отношений является исчерпывающим и подходит для оценки отношений, которые присутствуют в группах как низкого уровня развития с антисоциальной групповой деятельностью, так и высокого, так как позволяет рассмотреть не только непосредственные эмоциональные отношения, но и отношения, опосредованные совместной деятельностью обучающихся.
В буллинг-структуре совместной деятельностью выступает насилие со стороны обидчика и его помощников по отношению к жертве, обучающимися усваиваются антисоциальные ценности и способы взаимодействия (физическое и психологическое доминирование, подавление, удовлетворение собственных потребностей за счет других). Совместной деятельностью в коллективе выступает социально одобряемая деятельность, отвечающая интересам членов группы и создающая возможности для их развития. В случае если в группе присутствует социально одобряемая деятельность, то наличие в ней длительного повторяющегося насилия как основы всех взаимоотношений исключено. Характер самой деятельности определяет взаимоотношения в группе за счет функционирования принципа деятельностного опосредствования. Таким образом, осуществляя социально одобряемую деятельность, обучающиеся присваивают гуманистические ценности и нормы взаимодействия в обществе.
Отношение обучающихся к совместной деятельности в коллективе характеризуется наличием коллективной самоидентификации, которая предполагает избирательное отношение ко всем взаимодействиям в группе. Член коллектива самостоятельно и свободно, основываясь на собственных ценностях и идеалах, принимает решение, воздействуя при этом на группу. Таким образом, коллективное самоопределение и самоидентификация исключают возникновение насилия и конформизма или нонконформизма по отношению к нему. В буллинге учащиеся не могут свободно проявлять свое отношение к поведению других, поскольку находятся под постоянным давлением обидчика и опасаются стать новой жертвой.
В коллективе на основе совместной социально одобряемой деятельности возникают отношения, опосредствованные совместной деятельностью, - формальная структура класса, в которую входят члены актива, староста, активные члены коллектива, здоровый пассив. Важной чертой формальной структуры коллектива являются постоянные ротации членов коллектива. В буллинг-струк-туре возникают отношения, опосредствованные совместной деятельностью - насилием. Таким образом, формируется условная «формальная» структура на основе данной деятельности. Каждый из членов класса понимает, кто является обидчиком, жертвой и свидетелем. При этом стать жертвой очень легко, а занять более комфортное положение свидетеля крайне сложно.
Эмоциональные отношения в коллективе разнообразны, сближение формальной и неформальной структур коллектива позволяет формировать дружеские, доброжелательные отношения между учащимися. Коллектив является средой для неформального общения, обмена интересами. В буллинг-структуре эмоциональные отношения обучающихся являются преимущественно напряженными, наблюдается отрицательный социально-психологический климат, обучающиеся чувствуют себя некомфортно в классе, может формироваться школьная фобия, так как они находятся под постоянным давлением со стороны обидчика. Характеристики коллектива и буллинг-структуры являются взаимоисключающими, что дает основание полагать, что коллектив обладает потенциалом для профилактики буллинга.
Соответственно, потенциал коллектива в профилактике буллинга состоит в таких его характеристиках, как наличие социально одобряемой коллективной деятельности, опосредствующей просоциальные личностные качества и черты коллективистского взаимодействия подростков, наличие коллективистских мотивов и целей подростков, ценностно-ориентационное единство коллектива, эмоционально-ценностное отношение подростков к участникам коллектива и коллективной деятельности.
Ссылки:
1. Соловьев Д.Н. Модель профилактики буллинга среди школьников подросткового возраста [Электронный ресурс] // Науковедение. 2014. Вып. 3 (22). URL: http://naukovedenie.ru/PDF/121 PVN314.pdf (дата обращения: 24.02.2015).
2. Социальные детерминанты здоровья и благополучия подростков. Исследование «Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья» (HBSC) : междунар. отчет по результатам обследования 2009-2010 гг. / ed. by C. Currie, С. Zanotti, A. Morgan, D. Currie, etc. Копенгаген, 2012. 274 c.
3. Olweus D. Bullying at school. What we know and what we can do. Oxford, 1993. 135 p.
4. Педагогика индивидуального действия [Электронный ресурс]. URL: http://peda-gogic.ru/books/item/f00/s00/z0000000/st049.shtml (дата обращения: 06.02.2015).
5. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982. 255 с.
6. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. М., 2005. 158 с.