Особенностью правовой системы США является то, что оператором проведения любой военной операции может являться организация, не имеющая отношения к МО США.
Основные цели, которые преследуют зарубежные государства [2]:
1. Подмена у граждан традиционных нравственных ценностей и ориентиров, создание атмосферы бездуховности, разрушение национальных духовно -нравственных традиций и культивирование негативного отношения к культурному наследию противника.
2. Манипулирование общественным сознанием и политической ориентацией социальных групп населения страны по осуществлению так называемых «демократических преобразований» в интересах создания обстановки политической напряженности и хаоса.
3. Дезорганизация системы госуправления, создание препятствий функционированию государственных институтов.
4. Дестабилизация политических отношений между партиями, объединениями в целях провокации конфликтов, нагнетания атмосферы недоверия органам госуправления.
5. Обострение политической борьбы, провоцирование репрессий против оппозиции - сети неправительственных организаций (так называемых «демократических сил») и отдельных «независимых» активистов.
6. Снижение уровня информационного обеспечения органов власти и управления в целях затруднения принятия важных решений.
7. Дезинформация населения о работе государственных органов, подрыв их авторитета, дискредитация органов управления и др.
Литература
1. Буренок В. М., Горгола Е. В., Викулов С. Ф. Национальная безопасность России в
эпоху сетевых войн, 2015.
2. Новиков В. К., Галушкин И. Б., Аксёнов С. В. Организационно-правовые основы
информационной безопасности (защиты информации), 2015.
Модель правового регулирования в области информационного
противоборства
1 2 Сироткин Д. В. , Тыртышный А. А.
1Сироткин Дмитрий Викторович /Sirotkin Dmitry Viktorovich - кандидат технических наук,
преподаватель, кафедра № 37, командно-инженерный факультет, Военная академия ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого; 2Тыртышный Алексей Александрович / Tyrtyshny Alexey Alexandrovich - кандидат психологических наук, доцент, декан, кафедра гражданско-правовых дисциплин, юридический факультет, Российский новый университет, г. Москва
Аннотация: в данной статье раскрываются подходы к построению правовых моделей в области информационного противоборства. Мировые нормы права были приняты для того, чтобы их соблюдали, лишь тогда будет мир и порядок. Статья выполнена в рамках гранта Президента РФ на 2016-2017 гг.
Abstract: this article describes approaches to the construction of legal models in the field of information confrontation. World rule of law was taken to ensure that they comply with
them, only then will peace and order. The paper was written within the grant of the RF President in 2016-2017.
Ключевые слова: право, информация, противоборство. Keywords: right, information, confrontation.
Последние мировые события, а именно «цветные революции», показывают, что существует ряд стран, для которых выполнение норм международного права необязательно. В связи с этим можно сказать, что существуют два вида правовых моделей в области информационного противоборства: однополярная и многополярная. Однополярная модель относится к стране, предполагающей, что законы и «беззаконие» её страны распространяются на весь мир, и многополярная модель, в которой золотой серединой является международное право, одинаково распространяется на все страны.
За основу представления правовых моделей была принята модель равновесия Земли.
Земля будет находиться в состоянии «равновесия» только тогда, когда энергия ее обоих полюсов будет одинакова. По этому принципу и предлагается построить правовые модели в сфере информационного противоборства.
Однополярная правовая модель
В настоящее время США остались единственной сверхдержавой, которая, по мнению сторонников подобной модели, пытается нести «бремя» мирового лидерства и обеспечить распространение демократии по всему миру [1, с. 10].
Однополярная правовая модель (рис. 1) предполагает усиление системы военно -политических союзов, ведомых США. Так, НАТО, по мнению ряда аналитиков, должна обеспечивать стабильность в трансатлантической подсистеме международных отношений, гармонизировать отношения между США и европейскими государствами в стратегической области, обеспечивать американское военное присутствие в Европе и гарантировать недопущение конфликтов на этом континенте.
3 акон о л а гель tïEû
Рис. 1. Однополярная правовая модель информационного противоборства
55
США ясно дали понять (и продемонстрировали это на деле в ходе уже многократных конфликтов), что именно НАТО должна стать главным гарантом европейской безопасности.
Другие региональные организации - ЕС, ОБСЕ и пр. - могут лишь играть второстепенную роль в архитектуре европейской безопасности XXI в. В соответствии с новой стратегической концепцией НАТО, принятой весной 1999 г., зона ответственности этого блока расширяется за счет включения в нее сопредельных регионов.
Многополярная правовая модель
Ряд ученых, по своим убеждениям близких к реализму, считает, что в период после окончания «холодной войны» на деле сложилась многополярная модель (рис. 2) системы международных правоотношений.
Рис. 2. Многополярная правовая модель информационного противоборства
Лидерство США во многом является мифическим, иллюзорным, ибо такие страны (союзы), как Россия, ЕС, Япония, Китай, Индия, АСЕАН, «признавая мощь США», все же проводят свой курс в международных делах, часто несовпадающий с американскими интересами. Росту влияния этих центров силы способствует тот факт, что меняется сама природа силы в международных отношениях. На передний план выдвигаются не военные, а экономические, научно -технические, информационные и культурные составляющие этого феномена. А по этим показателям США не всегда являются лидером. В военной сфере ЕС также проявляет все большую строптивость, собираясь регулярно начать формирование европейской армии. Китай, осуществляющий широкомасштабную программу модернизации своих вооруженных сил, по оценкам специалистов, превратится к 2020 г. в одну из ведущих военных держав мира.
Сторонники равноправности настаивают на том, чтобы США признали необоснованность своих претензий на мировое лидерство и начали партнерский диалог с другими центрами силы. Идеи равноправности особенно популярны в
российском политическом и академическом истеблишменте и даже возведены в ранг официальной внешнеполитической доктрины во всех вариантах КНБ.
Оппоненты многополярности подчеркивают, что подобная модель не принесет стабильности в международных отношениях. Ведь она исходит из видения системы международных отношений как поля вечной конкуренции между «центрами силы». А это, в свою очередь, неизбежно приведет к конфликтам между последним и постоянным переделам сфер влияния.
Из описанных выше подходов к построению моделей в российском внешнеполитическом мышлении доминирует многополярная модель.
Исходя из вышесказанного, следует вывод, что в ядерную войну вступать никто не хочет, все направлено на развал «неугодной» страны изнутри. И чтобы не разделить участь стран, в которых произошли «цветные революции», необходимо на правовом уровне защитить государство и общество от информационного воздействия снаружи и привести правовую систему в равновесное состояние.
Литература
1. Буренок В. М., Горгола Е. В., Викулов С. Ф. Национальная безопасность России в эпоху сетевых войн, 2015.
Модель организации взаимодействия между федеральными органами исполнительной власти в области информационного
противоборства Сироткин Д. В.1, Тыртышный А. А.2
1Сироткин Дмитрий Викторович /Sirotkin Dmitry Viktorovich - кандидат технических наук,
преподаватель, кафедра № 37, командно-инженерный факультет, Военная академия ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого; 2Тыртышный Александр Алексеевич / Tyrtyshny Alexander Alekseevich - аспирант, кафедра гражданско-правовых дисциплин, юридический факультет, Российский новый университет, г. Москва
Аннотация: в данной статье раскрываются правовые аспекты работы федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации в области информационного противоборства. В связи с тем, что ряд мировых держав повысили свой потенциал по возможностям информационного воздействия на различные слои нашего общества, необходимо согласовать действия всех ФОИВ для эффективного противодействия им. Статья выполнена в рамках гранта Президента РФ на 2016-2017 гг.
Abstract: this article reveals the legal aspects of the work of the Federal bodies of Executive authorities of the Russian Federation in the field of information confrontation. Due to the fact that a number of world powers have enhanced its capacity on the possibilities of information impact on various segments of our society, you must coordinate the actions of all Federal Executive authorities to effectively counter them. The paper was written within the grant of the RF President for the 2016-2017.
Ключевые слова: модель, взаимодействие, информация, противоборство, органы. Keywords: model, interaction, information, confrontation, the authorities.