Научная статья на тему 'Модель организации взаимодействия между федеральными органами исполнительной власти в области информационного противоборства'

Модель организации взаимодействия между федеральными органами исполнительной власти в области информационного противоборства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
214
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / MODEL / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / INTERACTION / ИНФОРМАЦИЯ / INFORMATION / ПРОТИВОБОРСТВО / CONFRONTATION / ОРГАНЫ / AUTHORITIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сироткин Дмитрий Викторович, Тыртышный Александр Алексеевич

В данной статье раскрываются правовые аспекты работы федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации в области информационного противоборства. В связи с тем, что ряд мировых держав повысили свой потенциал по возможностям информационного воздействия на различные слои нашего общества, необходимо согласовать действия всех ФОИВ для эффективного противодействия им. Статья выполнена в рамках гранта Президента РФ на 2016-2017 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сироткин Дмитрий Викторович, Тыртышный Александр Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель организации взаимодействия между федеральными органами исполнительной власти в области информационного противоборства»

российском политическом и академическом истеблишменте и даже возведены в ранг официальной внешнеполитической доктрины во всех вариантах КНБ.

Оппоненты многополярности подчеркивают, что подобная модель не принесет стабильности в международных отношениях. Ведь она исходит из видения системы международных отношений как поля вечной конкуренции между «центрами силы». А это, в свою очередь, неизбежно приведет к конфликтам между последним и постоянным переделам сфер влияния.

Из описанных выше подходов к построению моделей в российском внешнеполитическом мышлении доминирует многополярная модель.

Исходя из вышесказанного, следует вывод, что в ядерную войну вступать никто не хочет, все направлено на развал «неугодной» страны изнутри. И чтобы не разделить участь стран, в которых произошли «цветные революции», необходимо на правовом уровне защитить государство и общество от информационного воздействия снаружи и привести правовую систему в равновесное состояние.

Литература

1. Буренок В. М., Горгола Е. В., Викулов С. Ф. Национальная безопасность России в эпоху сетевых войн, 2015.

Модель организации взаимодействия между федеральными органами исполнительной власти в области информационного

противоборства Сироткин Д. В.1, Тыртышный А. А.2

1Сироткин Дмитрий Викторович /Sirotkin Dmitry Viktorovich - кандидат технических наук,

преподаватель, кафедра № 37, командно-инженерный факультет, Военная академия ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого; 2Тыртышный Александр Алексеевич / Tyrtyshny Alexander Alekseevich - аспирант, кафедра гражданско-правовых дисциплин, юридический факультет, Российский новый университет, г. Москва

Аннотация: в данной статье раскрываются правовые аспекты работы федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации в области информационного противоборства. В связи с тем, что ряд мировых держав повысили свой потенциал по возможностям информационного воздействия на различные слои нашего общества, необходимо согласовать действия всех ФОИВ для эффективного противодействия им. Статья выполнена в рамках гранта Президента РФ на 2016-2017 гг.

Abstract: this article reveals the legal aspects of the work of the Federal bodies of Executive authorities of the Russian Federation in the field of information confrontation. Due to the fact that a number of world powers have enhanced its capacity on the possibilities of information impact on various segments of our society, you must coordinate the actions of all Federal Executive authorities to effectively counter them. The paper was written within the grant of the RF President for the 2016-2017.

Ключевые слова: модель, взаимодействие, информация, противоборство, органы. Keywords: model, interaction, information, confrontation, the authorities.

В 2015 году США опубликовали новую Национальную военную стратегию. Это не только ключевой официальный документ для исполнения в вооруженных силах и государственных структурах США, но и доктрина, предъявленная всему миру.

В новой стратегии введено понятие «ревизионистских государств», под которым понимается стремление государств сменить на более высокий свой текущий статус в мировом порядке. Потому вместе с ростом мирового терроризма именно ревизионистские тенденции увеличивают «глобальный беспорядок» в понимании Соединенных Штатов, напрямую угрожают их национальным интересам, ослабляют военный потенциал США в разных регионах мира. В список «ревизионистских государств» и вообще государств-противников США включена Россия. Более того, по определению авторов Национальной военной стратегии, именно Российская Федерация официально становится для США противником номер один.

Россия напрямую обвинена в стремлении вернуть прежний имперский статус: попытке «пересмотреть ключевые аспекты международного порядка».

«Российские прямые и скрытые военные действия подрывают региональную безопасность. Эти действия нарушают многочисленные соглашения, в которых Россия взяла на себя обязательства действовать в соответствии с международными нормами, прописанными, в частности, в Уставе ООН, Хельсинских соглашениях, Основополагающем акте о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Организацией Североатлантического договора и Российской Федерацией, Будапештском меморандуме и Договоре о ликвидации ракет средней и меньшей дальности».

Основными внешними опасностями невоенного характера являются:

а) стремление наделить силовой потенциал Организации Североатлантического договора (НАТО) глобальными функциями, реализуемыми в нарушение норм международного права, приблизить военную инфраструктуру стран - членов НАТО к границам Российской Федерации, в том числе путем расширения блока;

б) попытки дестабилизировать обстановку в отдельных государствах и регионах и подорвать стратегическую стабильность.

в) территориальные претензии к Российской Федерации и ее союзникам, вмешательство в их внутренние дела;

г) нарушение отдельными государствами международных договоренностей, а также несоблюдение ранее заключенных международных договоров.

В условиях сильнейшего информационного воздействия на различные социальные слои со стороны США возникает острая необходимость в защите прав и свобод граждан Российской Федерации. Статья 2 Конституции Российской Федерации 1993 года провозгласила: «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Выполнить данные условия возможно лишь при чётко определенных административно-правовых основах взаимодействия федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) в сфере информационного противоборства.

Основными задачами федеральных органов исполнительной власти в области ИП являются:

- защита военно-политического руководства России, а также индивидуального, группового и массового сознания ее населения от применения противостоящей стороной информационно-психологических средств и методов воздействия;

- организация противодействия антироссийской пропаганде, проводимой, в том числе информационно-психологическими средствами и методами воздействия;

- разработка модели рисков и угроз государственным интересам в информационно-психологической сфере.

В связи с этим ФОИВ можно разделить на несколько групп:

- специально созданные для обеспечения сил информационного противоборства (блок 1);

- для которых информационное противоборство является одним из направлений деятельности, наряду с другими государственными функциями (блок 2);

- задачей которых, является своевременное выявление и устранение внутренних и внешних угроз в области информационного противоборства в определенных сферах жизнедеятельности (блок 3);

- другие органы, обеспечивающие отдельные вопросы безопасности информационного противоборства (блок 4).

У каждого из ФОИВ есть нормативно-правовые акты, регламентирующие их деятельность в области информационного противоборства (безопасности). При этом эффективность работы государственной системы информационного противоборства возможна лишь при строго организованном взаимодействии между всеми ФОИВ. Необходимо разграничить и нормативно закрепить дефиниции «компетенция» и «полномочия» применительно к функциям федеральных органов исполнительной власти в сфере информационного противоборства.

Крайне важно определить самостоятельные правовые элементы, как координация деятельности внутриорганизационного характера, так и взаимодействие федеральных органов исполнительной власти в области информационного противоборства.

Рассмотрев полномочия ФОИВ можно определить основные положения НПА в области информационного противоборства:

1. ФСБ осуществляет госконтроль функционирования информационно -телекоммуникационных систем, защиту сведений гостайны, противодействие иностранной разведке, выявление устройств перехвата информации на особо важных объектах, разработку мер по обеспечению информационной безопасности страны [1, с. 2].

2. ФСТЭК обеспечивает безопасность информации в ключевых системах информационной инфраструктуры страны, противодействие ТСР, обеспечение технической защиты информации [4, с. 1].

3. Роскомнадзор осуществляет госконтроль и надзор за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных, защиту прав субъектов персональных данных.

4. Министерство иностранных дел Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации [5, с. 2].

5. Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики в сфере информационных технологий в пределах компетенций Министерства в части развития отрасли информационных технологий, информационной безопасности, обработки персональных данных, за исключением вопросов использования информационных технологий в государственном управлении [3, с. 2].

обеспечение сил информд цио кно гс протиеоборсти

информационное противоборство понта одним ш направлений деятельности, наряду с другими государственными функциями

своевременное »тление и устранение внутренние и Енешннх угроз в облает» информационного противоборства в определенные сферах жшнеделтелвности

ооеспечнеавщие отделены« вопросы бе»п ясности информационного противоборства

Рис. 1. Модель организации взаимодействия между федеральными органами исполнительной власти в области информационного противоборства

6. Федеральная служба охраны Российской Федерации осуществляет персональную охрану Президента Российской Федерации, членов семьи Президента Российской Федерации, проживающих совместно с ним или сопровождающих его, Председателя Правительства Российской Федерации и других объектов государственной охраны [6, с. 2];

- организует и проводит мероприятия по развитию, совершенствованию, обеспечению информационной безопасности, устойчивости функционирования и оперативности предоставления специальной связи на территории Российской Федерации и за ее пределами; организует подготовку запасных, резервных и полевых сетей связи специального назначения, находящихся в ведении органов государственной охраны, к работе в военное время и при чрезвычайных ситуациях;

- принимает участие в формировании государственных информационных ресурсов, организует создание, оперативное обслуживание и поддержку интегрированного полнотекстового банка правовой информации (эталонного банка данных правовой информации), содержащего правовые акты государственных органов, органов местного самоуправления, и обеспечивает доступ к нему указанных органов, организаций и физических лиц, в том числе через сеть публичных центров правовой информации.

7. Служба внешней разведки Российской Федерации предназначена для защиты безопасности личности, общества и государства от внешних угроз. СВР России осуществляет разведывательную деятельность в целях:

- обеспечения Президента Российской Федерации, Федерального Собрания и Правительства разведывательной информацией, необходимой им для принятия решений в политической, экономической, военно-стратегической, научно-технической и экологической областях;

- обеспечения условий, способствующих успешной реализации политики Российской Федерации в сфере безопасности;

- содействия экономическому развитию, научно-техническому прогрессу страны и военно-техническому обеспечению безопасности Российской Федерации [7, с. 2].

8. Средства массовой информации доносят до общественности информацию, при этом требование от редакции средств массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей, - не допускается [2, с. 2].

Как видно из анализа, в Российской Федерации существует и действует достаточно большое количество нормативно-правовых документов в сфере информационной безопасности, однако, они разнонаправлены. Для обеспечения безопасности Российской Федерации необходимо выработать единый подход информационного противоборства, взаимоувязанный с Военной доктриной РФ, утвержденной Указом Президента Российской Федерации В. Путина 25.12.2014 № Пр-2976.

Целью правового регулирования отношений в области информационного противоборства должно являться создание эффективной правовой основы для защиты общественных и государственных интересов в указанной сфере, а также для стимулирования использования новейших информационных технологий при решении задач социально-экономического развития и повышения эффективности государственного управления. Для достижения указанной цели требуются координация и согласованность правотворческой деятельности органов власти федерального и регионального уровня, силовых структур и соответствия государственной политике Российской Федерации в сфере развития информационного противоборства. А также создание единой системы информационного противоборства на всех уровнях власти.

Литература

1. № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности».

2. Закон о СМИ.

3. Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минкомсвязь России Приказ от 30.03.2015 № 129).

4. Указ Президента РФ от 16 августа 2004 г. № 1085 ФСТЭК России.

5. Указ Президента РФ от 11 июля 2004 г. № 865 «Вопросы Министерства иностранных дел Российской Федерации».

6. Указ Президента РФ от 07.08.2004 № 1013 (ред. от 01.04.2015) «Вопросы Федеральной службы охраны Российской Федерации».

7. Указ Президента РФ от 30 апреля 2010 г. N 529 «О внесении изменений в Положение о Службе внешней разведки Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 г. № 945».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.