Научная статья на тему 'Модель повышения качества самостоятельной деятельности курсантов посредством электронного учебника контекстного типа'

Модель повышения качества самостоятельной деятельности курсантов посредством электронного учебника контекстного типа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
136
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INDEPENDENT ACTIVITY / ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК КОНТЕКСТНОГО ТИПА / ELECTRONIC TEXTBOOK OF CONTEXTUAL TYPE / МОДЕЛЬ / MODEL / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ / METHODOLOGICAL APPROACHES / ПРИНЦИПЫ / PRINCIPLES / КОМПОНЕНТЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / COMPONENTS OF CADETS' INDEPENDENT ACTIVITY / КРИТЕРИИ / CRITERIA / УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / LEVELS OF MATURITY OF CADETS' INDEPENDENT ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бакленева Светлана Александровна

Министерство образования и науки Российской Федерации в своих руководящих документах в качестве стратегической цели совершенствования высшей школы стремится к глобальной рационализации интеллектуальной деятельности обучающихся военных вузов за счет активного использования новых информационных технологий. Оптимизация качества подготовки будущих военных специалистов с новым типом мышления, отвечающим требованиям современного общества, требованиям войск Национальной Гвардии. Идея технологического подхода с применением электронного учебника контекстного типа в основном направлена на достижение таких стратегических образовательных целей, как сокращение сроков усвоения учебного материала, реализация принципа наглядности при демонстрации труднообъяснимых процессов и явлений, виртуальные маршруты в многомерные пространства и т.д. Огромным потенциалом военного образования обладает самостоятельная работа курсантов. В военных вузах недостаточно разработаны педагогические технологии и модели организации и проведения самостоятельной работы с использованием информационно-вычислительных комплексов и, в частности, электронных учебников контекстного типа. Именно электронные ресурсы должны стать регулятором теоретического освоения учебного материала и практической образовательной деятельности курсантов в обретении ключевых компетенций, предусмотренных основной образовательной программой обучения. В связи с этим, в статье рассматривается модель повышения качества самостоятельной деятельности курсантов военных вузов посредством электронного учебника, описываются основные элементы модели, методологические подходы, принципы, взятые за основу при разработке описываемой модели, выделены компоненты самостоятельной деятельности курсантов, определены критерии сформированности самостоятельной деятельности курсантов, показана взаимосвязь педагога и курсантов в процессе работы с электронным учебником кoнтекстного типа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бакленева Светлана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF IMPROVING THE QUALITY OF CADETS’ INDEPENDENT ACTIVITY BY MEANS OF ELECTRONIC TEXTBOOK

The Ministry of Education and Science of the Russian Federation, in its governing documents, as a strategic goal of improving higher education, strives for a global rationalization of the intellectual activity of students of military higher educational institutions by actively using new information technologies. Optimization of the quality of training future military specialists with a new type of thinking that meets the requirements of modern society, the requirements of the troops of the National Guard. The idea of a technological approach with the use of an electronic textbook of the context type is mainly aimed at achieving such strategic educational goals as shortening the terms of mastering the educational material, implementing the principle of visibility when demonstrating difficultly explained processes and phenomena, virtual routes into multidimensional spaces, etc. The independent work of cadets has a huge potential for military education. Pedagogical technologies and models of organizing and conducting independent work with the use of information-computational complexes and, in particular, electronic textbooks of the contextual type are insufficiently developed in military high schools. It is electronic resources that should become the regulator of the theoretical development of educational material and practical educational activity of cadets in acquiring key competences provided for by the basic educational program of study. In this regard, the article examines the model for improving the quality of independent activity of military cadets by means of an electronic textbook, describes the main elements of the model, methodological approaches, principles taken as a basis for the development of the described model, identifies the components of independent activity of cadets, determines the criteria for the formation of independent activity of cadets, shows the relationship of the teacher and cadets in the process of working with an electronic textbook of the cognitive type.

Текст научной работы на тему «Модель повышения качества самостоятельной деятельности курсантов посредством электронного учебника контекстного типа»

Bakleneva Svetlana Alexandrovna MODEL OF IMPROVING THE QUALITY ..

pedagogical sciences

УДК 378

МОДЕЛЬ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ ПОСРЕДСТВОМ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА КОНТЕКСТНОГО ТИПА

© 2017

Бакленева Светлана Александровна, соискатель, старший преподаватель кафедры иностранных языков Военный учебно-научный центр военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А.Гагарина» (394064, Россия, Воронеж, ул. Ст. Большевиков, 54 а, e-mail: bekoevamarina@mail.ru)

Аннотация. Министерство образования и науки Российской Федерации в своих руководящих документах в качестве стратегической цели совершенствования высшей школы стремится к глобальной рационализации интеллектуальной деятельности обучающихся военных вузов за счет активного использования новых информационных технологий. Оптимизация качества подготовки будущих военных специалистов с новым типом мышления, отвечающим требованиям современного общества, требованиям войск Национальной Гвардии. Идея технологического подхода с применением электронного учебника контекстного типа в основном направлена на достижение таких стратегических образовательных целей, как сокращение сроков усвоения учебного материала, реализация принципа наглядности при демонстрации труднообъяснимых процессов и явлений, виртуальные маршруты в многомерные пространства и т.д. Огромным потенциалом военного образования обладает самостоятельная работа курсантов. В военных вузах недостаточно разработаны педагогические технологии и модели организации и проведения самостоятельной работы с использованием информационно-вычислительных комплексов и, в частности, электронных учебников контекстного типа. Именно электронные ресурсы должны стать регулятором теоретического освоения учебного материала и практической образовательной деятельности курсантов в обретении ключевых компетенций, предусмотренных основной образовательной программой обучения. В связи с этим, в статье рассматривается модель повышения качества самостоятельной деятельности курсантов военных вузов посредством электронного учебника, описываются основные элементы модели, методологические подходы, принципы, взятые за основу при разработке описываемой модели, выделены компоненты самостоятельной деятельности курсантов, определены критерии сформированности самостоятельной деятельности курсантов, показана взаимосвязь педагога и курсантов в процессе работы с электронным учебником контекстного типа.

Ключевые слова: самостоятельная деятельность, электронный учебник контекстного типа, модель, методологические подходы, принципы, компоненты самостоятельной деятельности, критерии, уровни сформированности самостоятельной деятельности.

MODEL OF IMPROVING THE QUALITY OF CADETS' INDEPENDENT ACTIVITY BY MEANS OF ELECTRONIC TEXTBOOK

© 2017

Bakleneva Svetlana Alexandrovna, applicant, Senior Lecturer at the Department of Foreign Languages Military Educational and Scientific Center of the Air Force «N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin Air Force Academy» (394064, Russia, Voronezh, St. Bolshevikov Str., 54 a, е-mail: bekoevamarina@mail.ru)

Abstract. The Ministry of Education and Science of the Russian Federation, in its governing documents, as a strategic goal of improving higher education, strives for a global rationalization of the intellectual activity of students of military higher educational institutions by actively using new information technologies. Optimization of the quality of training future military specialists with a new type of thinking that meets the requirements of modern society, the requirements of the troops of the National Guard. The idea of a technological approach with the use of an electronic textbook of the context type is mainly aimed at achieving such strategic educational goals as shortening the terms of mastering the educational material, implementing the principle of visibility when demonstrating difficultly explained processes and phenomena, virtual routes into multidimensional spaces, etc. The independent work of cadets has a huge potential for military education. Pedagogical technologies and models of organizing and conducting independent work with the use of information-computational complexes and, in particular, electronic textbooks of the contextual type are insufficiently developed in military high schools. It is electronic resources that should become the regulator of the theoretical development of educational material and practical educational activity of cadets in acquiring key competences provided for by the basic educational program of study. In this regard, the article examines the model for improving the quality of independent activity of military cadets by means of an electronic textbook, describes the main elements of the model, methodological approaches, principles taken as a basis for the development of the described model, identifies the components of independent activity of cadets, determines the criteria for the formation of independent activity of cadets , shows the relationship of the teacher and cadets in the process of working with an electronic textbook of the cognitive type.

Keywords: independent activity, electronic textbook of contextual type, model, methodological approaches, principles, components of cadets' independent activity, criteria, levels of maturity of cadets' independent activity.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В условиях происходящих преобразований профессионального образования в Российской Федерации неизменно возрастают потребности в квалифицированных военных кадрах, обладающих современным уровнем профессиональной подготовки, способных к самостоятельной деятельности в нестандартных ситуациях. Несмотря на изученность отдельных аспектов самостоятельной деятельности в психолого-педагогической литературе и разработанные модели самостоятельной деятельности курсантов (М.И. Бекоева [1], М. А. Крысанов [2], Е. И. Мещерякова [3], В. Г. Черемисина [4], В. Н. Яковлева [5] и др. [6-10]), нет единого мнения по вопросу повышения качества самостоятельной деятельности курсантов военных вузов посредством электронного учебника контекстного типа, не разработана модель повышения качества самостоя-

тельной деятельности курсантов посредством электронного учебника контекстного типа ЭУ КТ).

Разработка модели как в педагогической науке, так и в рамках других научных отраслей осуществляется несколькими способами как: результат наблюдения за изучаемым объектом; окончательный продукт метода дедукции, который выступает частным случаем некоторой модели; результат процесса индукции, выступающий обобщением некоторой модели. Модели могут быть использованы в качестве исследовательского приема изучаемого объекта с целью его дальнейшего изучения, углубления знаний или получения новых; инструмента, с помощью которого происходит изменение существующих связей внутри изучаемого объекта, контроль и управление происходящими процессами [11].

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на ко-

30

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2017. Т. 6. № 4(21)

педагогические науки

Бакленева Светлана Александровна МОДЕЛЬ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ...

торых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Обращаясь к трактовке изучаемого понятия с точки зрения Е.А. Лодатко, под моделью понимается «концептуальный подход к построению системы образования, согласно которому «формируется представление об эффективности и ценностях образовательных учреждений, исходя из управленческих позиций» [12, с. 2].Интересный взгляд на природу моделей предлагает А.Н. Кочергин: «модель - это своего рода «перевертыш», который в зависимости от угла зрения может представать в различных видах». Модель в педагогике должна целостно описывать процесс обучения, учитывая все возможные и важные связи его составляющих. При этом педагогический процесс можно представить «как систему из пяти элементов (Н.В. Кузьмина) [13]: цель обучения (для чего учить); 2) содержание учебной информации (чему учить); 3) методы, приемы обучения, средства педагогической коммуникации (как учить); 4) преподаватель; 5) учащийся» [14, с. 182]. Предметом моделирования может стать как педагогическая система в целом, так и ее отдельные элементы [15, 16, 17].

Опираясь на исследования М. А. Крысанова, Е. И. Мещеряковой, В. Г. Черемисиной, В. Н. Яковлевой, нами была разработана модель повышения качества самостоятельной деятельности курсантов военных вузов посредством ЭУКТ.

Формирование целей статьи (постановка задания). Целью данной модели является повышение качества самостоятельной деятельности курсантов военных вузов посредством электронного учебника, что продиктовано требованиями нормативных документов [18], предъявляемыми к выпускникам военных вузов, предполагающих сформированную готовность курсантов старших курсов к самостоятельной деятельности, с одной стороны, и возросшей потребностью общества в выпускнике мобильном, конкурентоспособном, готовом к принятию самостоятельных решений (Т.В. Ларина), с другой [19].

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. За последнее десятилетие в образовательной системе отмечается интеграция различных педагогических подходов(Э.П. Комарова) [20] в рамках моделирования самостоятельной деятельности обучающихся вузов: системный, синергетический, личностно-деятельностный, контекстный, информационно-технологический подходы. Рассмотрим особенности использования данных подходов применительно к повышению качества самостоятельной деятельности курсантов в учебном процессе.

Использование системного подхода (А.Н. Аверь-янов[21], Г.П. Щедровицкий[22], Э.Г. Юдин [22] и др.), в качестве одного из основных, позволяет рассмотреть самостоятельную деятельность курсантов военных вузов в качестве единой системы, целостной совокупности всех ее составляющих. Необходимость системного изучения процесса самостоятельной деятельности курсантов продиктована ее многокомпонентностью, многообразием отношений, внутренних и внешних мотивов и факторов. Системный подход предполагает изучение процесса повышения качества самостоятельной деятельности курсантов как целостного процесса. Таким образом, системный подход позволяет, с одной стороны, определить целостную структуру процесса повышения качества самостоятельной деятельности курсантов военных вузов, а, с другой, четко определить характер взаимодействия ее отдельных составляющих.

Для целей нашего исследования перспективен си-нергетический подход, который предполагает рассмотрение процесса повышения качества самостоятельной деятельности курсантов военных вузов не только с учетом целостности и системности описываемого процесса (Е.Н. Князева) [23], но также вариативности, нелинейности и взаимодействия всех составляющих этого процес-

са. Опираясь на синергетический подход, модели повышения качества самостоятельной деятельности курсантов военных вузов посредством электронного учебника присущи такие характеристики как самоорганизация и открытость. Самоорганизация описываемой системы обусловлена использованием ее ключевых внутренних компонентов. Открытость же системы повышения качества самостоятельной деятельности курсантов военных вузов предполагает возможность применения вариативных средств обучения в образовательном процессе, в том числе электронных учебников контекстного типа.

В соответствии с личностно-деятельностным подходом (Л.С. Выготский [24], В.В. Сериков [25], А.Н. Леонтьев [26], Л.С. Рубинштейн [27]), личность является субъектом деятельности, в которой она сама формируется и которую она сама определяет. Личностно-деятельностный подход предполагает субъектно-ори-ентированную организацию учебной деятельности обучающегося педагогом. Акцент на решение обучающимися специально разработанных педагогом проблемных ситуаций, требующих личностной вовлеченности для разрешения возникающих учебных задач, ориентирован на формирование и развитие не только предметной компетентности обучающегося, но и его самого как личности. Таким образом, при разработке модели повышения качества самостоятельной деятельности курсантов военных вузов применение личностно-деятельностного подхода предполагает формирование и развитие таких личностных качеств как самооценивание, саморегуляция, самоанализ и пр. через этапы перехода от внешних побуждающих к деятельности мотивов во внутренние.

Особенно важным для целей нашего исследования является контекстный подход (А.А. Вербицкий [28] и др.), т.к. в настоящее время является одним из наиболее востребованных и сообразных для современной системы высшего образования с точки зрения адекватного отбора как содержания вузовского обучения, так и соответствующих ему педагогических технологий с учетом специфики профессионального образования. Основной идеей контекстного обучения является последовательное моделирование через различные формы учебной деятельности обучающихся их будущей профессиональной деятельности [28, с. 126-128]. Кроме того, моделирование профессионального контекста, отмечает Э.П. Комарова, способствует общекультурному формированию будущего специалиста, обеспечивая обучающемуся условия для индивидуальной самоорганизации и коллективной деятельности [29]. Поэтому применение контекстного подхода при реализации модели повышения качества самостоятельной деятельности курсантов военных вузов посредством электронного учебника, разработанного с учетом специфики будущей профессиональной деятельности курсантов на базе аутентичных текстовых, аудио-, видеоматериалов, интерактивных заданий и т.д., является определяющим, т.к. позволяет моделировать профессионально-ориентированную языковую среду в процессе подготовки будущих военных специалистов.

В результате интеграции информационного и технологического подходов в педагогике введен информационно-технологический подход (П.Н. Пустыльник [30], М.К. Черняков [31] и др.). Данный подход был использован нами при разработке модели повышения качества самостоятельной деятельности курсантов военных вузов посредством электронного учебника, т.к. его реализация предполагает максимальное применение в процессе образовательной деятельности новейших технологий поиска и использования имеющейся в современном мире знаниевой информации, в том числе посредством программных средств и инструментов.

Разработанная модель повышения качества самостоятельной деятельности курсантов военных вузов посредством электронного учебника основана на применении следующих принципов:

Принцип системности (В.А. Губанов, В.В. Захаров,

Bakleneva Svetlana Alexandrovna pedagogical

MODEL OF IMPROVING THE QUALITY ... sciences

A.Н. Коваленко) предполагает целостное взаимодействие, взаимовлияние, взаимосвязь и взаимопроникновение всех компонентов самостоятельной деятельности курсантов.

Принцип профессиональной направленности (А.В. Барабанщиков, М.И. Бекоева [32], Р.А. Низамов) позволяет интегрировать общеобразовательные знания, специальные дисциплины, методики организации самостоятельной деятельности и технических средств обеспечения образовательного процесса с целью приобретения курсантами профессионально ориентированных знаний.

Принцип личностно-центрированной направленности (О.Л. Подлиняев) предполагает передачу инициативы курсанту при проведении занятий (и прежде всего с использованием электронного учебника), что целена-правлено на перспективное развитие таких личностных качеств обучающегося как самостоятельность в постановке задач и принятия решений, рефлексии своей деятельности и т.д.

Принцип вариативности (Г.И. Щукина) предполагает отбор содержания учебного материала с учетом военной специфики и с постановкой проблематики, мотивирующей к самостоятельной деятельности.

Принцип проблемности (A.M. Матюшкин, М.И. Махмутов) требует организации занятий, на которых приобретение новых знаний и навыков осуществляется через взаимодействие «преподаватель-курсант» при разрешении проблемной ситуации.

Принцип индивидуализации (Н.В. Асташкина) заключается в подборе форм, методов и средств повышения качества самостоятельной деятельности курсантов военных вузов с учетом возможностей, потребностей и индивидуальных особенностей каждого курсанта.

Принцип рефлексивности (В.В. Давыдов, С.Л. Рубинштейн, С.М. Юсфин) содействует процессу самосовершенствования личности обучающегося, осознанию возможности выбора и изменения средств, способов и оснований деятельности с целью оптимизации этой деятельности на пути достижения цели.

В разработанной нами модели, опираясь на работы М.А. Крысанова, Е.И. Мещеряковой, В.Г. Черемисиной,

B.Н. Яковлевой, были выделены следующие компоненты самостоятельной деятельности курсантов:

Мотивационно-ценностный компонент процесса повышения качества самостоятельной деятельности курсантов отражает активную деятельностную позицию обучающегося и положительное эмоциональное отношение к осуществляемой самостоятельной деятельности. Опираясь на представленные в психолого-педагогической литературе определения мотивации как: потребности в достижении поставленных целей, которая сопровождается положительным эмоциональным состоянием от полученного высокого результата.

Когнитивный компонент процесса повышения качества самостоятельной деятельности курсантов предполагает комплексное включение знаний, обеспечивающих осуществление самостоятельной познавательной деятельности обучающимся. Когнитивный компонент отображает теоретическую осведомленность и готовность к осуществлению самостоятельной деятельности. Описываемый компонент особенно важен для оценки реальной ситуации, в которой предлагается осуществлять самостоятельную деятельность, с учетом сложившихся условий для прогнозирования успешного результата от принятия самостоятельных решений, т.к. в этом случае осмысленный выбор индивидуальных действий раскрывает потенциал и возможности личности обучающегося.

Деятельностный компонент процесса повышения качества самостоятельной деятельности курсантов предполагает способность обучающегося последовательно реализовывать действия, укладывающиеся в логику самостоятельной деятельности: оценка ситуации, целе-полагание, постановка задач, прогнозирование возможных вариантов развития событий, выбор адекватных 32

способов решения, анализ, коррекция в случае необходимости, рефлексия. Деятельностный компонент направлен на умение обучающегося изложить результаты собственных суждений; оценить предлагаемое мнение с точки зрения очевидности и спорности; аргументировать собственное мнение.

Рефлексивно-оценочный компонент самостоятельной деятельности курсантов выражен в способности обучающихся через рефлексию анализировать собственную деятельность, оценивая ее. При этом целью рефлексивной деятельности обучающихся является способность к самоанализу, обобщению и соответствующей реальности самооценке. С точки зрения объективности определения уровня сформированное™ навыков самостоятельной деятельности курсантов, рефлексивно-оценочный компонент особенно важен, т.к. в педагогической практике в приоритете находится развитие личности обучающегося, однако, развитие - процесс внутренний, судить о нем со стороны, значит, получить неполную оценку, компенсировать «однобокость» которой позволяет рефлексия как процесс самоанализа, самонаблюдения, саморазмышления. В этом случае рефлексивно-оценочные умения позволяют курсантам организовать и фиксировать результат собственного развития (саморазвития) и определить причины положительной или отрицательной динамики этого процесса.

Каждый из компонентов процесса повышения качества самостоятельной деятельности курсантов определяется критериями их сформированности:

- мотивационно-ценностный компонент: навыки самостоятельного целеполагания; мотивы и мотивация к повышению качества самостоятельной деятельности; ценностные установки к повышению качества самостоятельной деятельности;

- когнитивный компонент: комплекс знаний, необходимых для повышения качества самостоятельной деятельности курсантов;

- деятельностный компонент: умение курсантов моделировать профессиональные ситуации; знание барьеров и рисков в самостоятельной деятельности и способность их преодолевать;

- рефлексивно-оценочный компонент: умение оценивать свою самостоятельную деятельность, воспринимать себя как активного участника в процессе самостоятельной деятельности.

Содержательный блок разработанной модели представлен 6 модулями, которые реализуются посредством следующих форм: практические занятия с использованием ЭУ, внеаудиторная деятельность с использованием ЭУ, доклады, презентации. Данный блок осуществляется при помощи таких методов как: информационный, рефлексивный, проективный, поисковый, «перевернутого обучения», коучинга. Эффективности реализации модели повышения качества самостоятельной деятельности способствовали следующие средства обучения: электронный учебник, компьютер, мультимедийное оборудование.

Процессуальный блок модели повышения качества самостоятельной деятельности курсантов посредством электронного учебника контекстного типа представлен следующими этапами:

I начальный этап: адаптация к новой социальной среде, получение первичных знаний о процессе повышения качества самостоятельной деятельности.

II основной этап: формирование умений самостоятельной деятельности; формирование лидерских качеств, умения обосновывать и аргументировать свои позиции.

III заключительный этап: получение целостного представления о закономерностях процесса повышения качества самостоятельной деятельности, активная личностная вовлеченность в самостоятельную профессиональную деятельность с целью повышения ее качества.

Диагностический блок модели повышения качества

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2017. Т. 6. № 4(21)

педагогические науки

Бакленева Светлана Александровна МОДЕЛЬ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ...

самостоятельной деятельности курсантов военных вузов посредством электронного учебника направлен на выявление уровня сформированности самостоятельной деятельности обучающихся.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, разработанная модель повышения качества самостоятельной деятельности курсантов посредством электронного учебника, несомненно, способствует развитию умений, необходимых курсантам для реализации себя и дальнейшего самосовершенствования и саморазвития после окончания обучения в военном вузе.

Опираясь на работы, посвященные определению уровня сформированности самостоятельной деятельности обучающихся (А.Н. Кузнецова, М.А. Федорова), а также на свои собственные исследования, нами определены следующие уровни: низкий - обучающийся знает основы своей будущей профессии, участвует в самостоятельной деятельности, однако для ее организации он требует активной помощи одногруппников и преподавателя; средний - обучающийся владеет профессиональными знаниями, недостаточными для принятия самостоятельных решений в нестандартных ситуациях; высокий - умеет применять профессиональные знания, активно вовлечен в самостоятельную деятельность, способен самостоятельно ставить цели, задачи, находить пути их достижения, не требуется помощь со стороны.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бекоева М.И.Самообразование как основа совершенствования учебно-познавательной деятельности студентов //Школа будущего. 2016. № 1. С. 36-43.

2. Крысанов М.А. Содержание и организация самообразовательной деятельности курсантов высшего военного института: дис. ... канд. пед. наук. Томск, 2009. 229 с.

3. Мещерякова Е.И. Формирование культуры самостоятельной деятельности курсантов в креативно-акцентных системах обучения (На примере образовательных учреждений МВД России): дис. д-ра пед. наук Воронеж, 2004. 369 с.

4. Черемисина В.Г. Организация самостоятельной работы курсантов военного вуза в процессе изучения предметов естественнонаучного цикла: дис. ...канд. пед. наук. Кемерово, 2008. 227 с.

5. Яковлева В.Н. Управление самостоятельной учебной деятельностью курсантов вузов ВВ МВД России в процессе обучения иностранному языку: дис. ...канд. пед. наук.СПб., 2008. 295 с.

6. Лебединская О.В. Социально-организационные условия эффективной организации внеаудиторной самостоятельной работы курсантов по иностранному языку // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 29-32.

7. Сычёва М.В. Особенности организации самостоятельной познавательной деятельности студентов в учебной аудитории и вне вуза // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 3. № 6 (28). С. 140-144.

8. Ощепкова О.В., Попов И.В. Сравнительный анализ удовлетворённости курсантов профессиональной подготовкой в ведомственном вузе ФСИН России // Самарский научный вестник. 2016. № 2 (15). С. 176-181.

9. Суслова Ю.В. Организационно-педагогические условия эффективного развития аудитивной компетенции курсантов // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 92-96.

10. Гиренок Г.А. Понятие и выбор методов обучения иностранному языку курсантов ведомственного вуза // Поволжский педагогический вестник. 2014. № 3 (4). С. 22.

11. Браже Р.А.,. Гришина А.А.Моделирование в научном познании. Ульяновск: УлГТУ, 2007. 58 с.

12. Лодатко Е.А. Моделирование образовательных систем в контексте ценностной ориентации социокультурного пространства //Научно культурологический журнал. 2008. № 1 (164). С. 2-3.

13. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогиче-

ской деятельности. Л.: ЛГУ, 1970. 284 с.

14. Столяренко Л.Д. Педагогика. Ростов н/Д: Феникс, 2003. 448 с.

15. Зайцева О.Ю., Михайлова И.В. Педагогическое моделирование формирования поликультурной компетентности будущего педагога // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 110-114.

16. Лодатко Е.А. Когнитивные метафоры и кластеризация в педагогическом моделировании // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013.№ 3 (14). С. 146-150.

17. Березюк Ю.В. Подготовка будущего учителя к применению метода моделирования педагогических ситуаций в учебном процессе // Карельский научный журнал. 2013. № 1. С. 12-13.

18. Приказ Министра Обороны РФ от 15 сентября 2014 г. № 670 «О мерах по реализации отдельных положений статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

19. Ларина Т.В. Функции дидактического сопровождения самостоятельной учебной деятельности курсантов в повышении качества военного образования // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2014. Т. 10. № 3.2. С. 142-144

20. Комарова Э.П. Формирование готовности будущих специалистов международного туризма к общению с представителями разных культур / Э.П. Комарова, Ради Хмуд Джассим //Перспективы науки. 2010. №6 (8). С. 44-47.

21. Аверьянов А.Н. Системное познание мира: Методологические проблемы. М.: Политиздат, 1985. 263 с.

22. Щедровицкий Г.П., Юдин Э.Г. О применении понятия «управление» в психических и педагогических исследованиях //Вопросы активизации мышления и творческой деятельности учащихся: тез. докл. на межвуз. конф. М.: Наука, 2006. С. 102-106.

23. Князева Е.Н. Синергетика и новые подходы к процессу обучения / Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов. [Электронный ресурс]. URL: http://www.uni-dubna.ru (Дата обращения: 10.02.2016).

24. Выготский Л.С. Генезис высших психических функций. М.: Владос,2000. С. 608-632.

25. Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование // Педагогика. 1994. № 5. C. 21-25.

26. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Академия, 2004. 352 с.

27. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002. 720 с.

28. Вербицкий А.А. Теория и технологии контекстного образования: Учебное пособие. М.: МИГУ, 2017. 268 с.

29. Комарова Э.П. Формирование поликультурной личности в компетентностном формате //Среднее профессиональное образование. 2013. №12. С. 9-10.

30. Пустыльник П.Н. Применение информационных технологий в технологическом образовании (новые тенденции в ВПО) // «Вестник Балтийской педагогической академии». СПб.: Книга, 2008. С. 87-93.

31. Черняков М.К. Информационно-технологический подход к непрерывному образованию //Интегрированное многоуровневое непрерывное образование (проблемы и перспективы). Материалы научно-методической конференции. Новосибирск: СибУПК: 2008. С. 127-134.

32. Бекоева М.И. Самообразование студентов при изучении дисциплины «качественные и количественные методы психологических исследований» //Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. №1 (14). С. 55-58.

Статья поступила в редакцию 20.10.2017

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья принята к публикации 25.12.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.