МОДЕЛЬ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ СТУДЕНТОВ В ОБЛАСТИ СЕМЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ДОМАШНЕГО ВОСПИТАНИЯ СРЕДСТВАМИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ
АНДРИЕШ В.А.
Динамика развития России требует повышения качества профессиональной подготовки специалистов, которое зависит от полноты, оперативности, глубины и объективности контроля качества образовательного процесса, организованного в образовательном учреждении.
Dynamics of development of Russia demands improvement of quality of vocational training of experts which depends on completeness, efficiency, depth and objectivity of quality assurance of the educational process organised in educational institution.
Изучение проблемы организации педагогического контроля в высшей школе показывает, что в вузах превалируют субъективные методы контроля профессиональной подготовки, игнорируется применение быстрых и эффективных методов диагностирования знаний.
Вместе с тем, специалисты-тестологи (B.C. Аванесов, Г.С. Ковалева, Ю. М. Нейман, З.Д. Жуковская, Д.В. Фроликов, А.Г. Шмелев) отмечают широкие возможности педагогического тестирования в совершенствовании образовательного процесса вуза. Так, по мнению вышеуказанных авторов, педагогическое тестирование как средство контроля качества профессиональной подготовки в вузе обладает рядом преимуществ, к которым относятся универсальный охват всех стадий процесса обучения; возможность его использования не только для контроля и диагностики знаний, умений и навыков, но и для повышения качества профессиональной подготовки студентов в целом; высокая степень объективности оценивания полученных результатов.
Очевидность данных преимуществ привела к тому, что в 2005-2006 учебном году на кафедре педагогики ГОУ ВПО ОГУ была разработана теоретическая модель повышения качества профессиональной подготовки студентов в области семейной педагогики и домашнего воспитания средствами педагогического тестирования.
Теоретической основой для разработки данной модели стали научные подходы, представленные в работах В.П. Беспалько, И.Ф. Исаева, Т.В. Машаровой, В.А. Сластёнина, А.И. Ахулко-вой и других. Под моделью авторы понимают схематизированное отображение или воспроизведение объекта исследования.
Исследования С.И. Архангельского, Ю.О. Овакимяна, Д.В. Фроликова и др. позволяют представить модель повышения качества профессиональной подготовки студентов средствами педагогического тестирования в виде дидактической системы, включающей ряд основных взаимосвязанных компонентов: целеполагание, методологический компонент, педагогические условия, формы и средства контроля качества профессиональной подготовки, технологический компонент, организационно-деятельностный компонент, контрольно-оценочный компонент, критериальный компонент (рис. 1). Рассмотрим эти компоненты более подробно.
Компонент целеполагания, обеспечивающий соответствие результатов образовательного процесса требованиям ГОС ВПО, а также эффективный контроль качества профессиональной подготовки обучающихся.
Социальный заказ
ГОС ВПО
Повышение качества профессиональной подготовки выпускника вуза
4
Управление учебной деятельностью студентов
Преподавание Учение
1 г
Цель - повышение качества профессиональной подготовки студентов средствами педагогического тестирования
Основные подходы к организации контроля и оценки качества профессиональной подготовки студентов
Системный Личностно- ориентированный Компетентностный Т ехнологический
Педагогические условия, способствующие повышению качества профессиональной подготовки студентов средствами педагогического тестирования
Положительная мотивация у обучающихся Активизация учебнопознавательной деятельности студентов Контроль качества профессиональной подготовки студентов
Формы контроля качества профессиональной подготовки студентов
Деятельность преподавателя: разработка и Деятельность студентов: решение
применение педагогических тестов как средства повышения качества профессиональной подготовки студентов педагогических тестов на аудиторных занятиях
Средства повышения качества профессиональной подготовки студентов
Учебные (дидактические) игры Решение педагогических задач Создание проблемных ситуаций Педагогическое тестирование
т
1
і
Виды контроля для реализации системы педагогических тестов
Текущий контроль Промежуточный контроль Итоговый контроль
\
\
Технология педагогического тестирования
Целевой Содержательн Организационно 4. Контрольно-
компонент Ый компонент -деятельностный оценочный
—► 1 компонент —► компонент
Г
Формы контроля с применением педагогического тестирования
Письменный опрос по пройденной теме Письменный опрос по пройденному модулю Зачет в форме письменного опроса по всем темам дисциплины
£
Критерии повышения качества профессиональной подготовки студентов
Профессиональная компетентность Профессиональная позиция Творческий стиль учения Качество решения тестовых заданий
Пок азатели
Низкий уровень
Средний уровень
I
Высокий уровень
I
Результат: уровень качества профессиональной подготовки студентов
Рис. 1. Теоретическая модель повышения качества профессиональной подготовки студентов средствами педагогического тестирования в образовательном процессе вуза
Предназначение данного компонента модели заключается в целеполагании каждого этапа обучения. От проектирования и разработки данного компонента модели зависит результативность всего дальнейшего процесса обучения. Под результативностью, в данном случае, следует понимать степень достижения студентами социально-значимых дидактических целей, которые должны быть сформированы у будущих педагогов в области семейной педагогики и домашнего воспитания.
Методологический компонент, определяющий совокупность концепций и теорий, на базе которых организовывается педагогическое тестирование в вузе. Роль данного компонента взяла на себя система основных подходов к повышению качества профессиональной подготовки студентов вуза средствами педагогического тестирования, в которую вошли системный, личностно-ориентированный, компетентностный и технологический подходы.
Компонент педагогических условий, способствующих повышению качества профессиональной подготовки студентов вуза, среди которых в настоящей работе рассматриваются: формирование положительной мотивации у обучающихся к применению педагогического тестирования в образовательном процессе; управление учебно-познавательной деятельностью студентов; организация систематического контроля и объективной оценки качества профессиональной подготовки студентов.
Формы и средства контроля качества профессиональной подготовки студентов вуза на основе организации педагогического тестирования. К формам контроля относятся деятельность преподавателя (разработка и применение педагогических тестов) и деятельность студентов (решение педагогических тестов на всех видах аудиторных занятий). К средствам контроля качества профессиональной подготовки наряду с педагогическим тестированием были отнесены деловые игры, создание проблемных ситуаций, решение педагогических задач. Вместе с тем, следует подчеркнуть, что основной упор делается на педагогическое тестирование как средство повышения качества профессиональной подготовки студентов.
Технологический компонент, обеспечивающий логику организации педагогического тестирования на всем этапе изучения учебной дисциплины «Семейная педагогика и домашнее
воспитание детей раннего и дошкольного возраста», представляет собой технологию педагогического тестирования. Технологический компонент реализует три основные функции: описательную, проектировочную (раскрывает особенности применения педагогического тестирования на всех этапах образовательного процесса в вузе), объяснительную (позволяет выяснить эффективность педагогического тестирования как средства повышения качества профессиональной подготовки обучающихся). В своей структуре он имеет целевой, содержательный, организационно-деятельностный и контрольно-оценочный компоненты. Кратко остановимся на их характеристике
Содержательный компонент модели правомерно рассматривать как состав и структуру учебной информации, предъявляемые студентам. Последняя обеспечивает формирование у них профессиональных и учебных умений, навыков, накопление первоначального опыта профессиональной деятельности. Содержание обучения представляют собой целостную систему и находит свое выражение в учебной программе, которая дает возможность подготовить специалистов в соответствии с требованиями общества и дошкольных образовательных учреждениях, в которых им предстоит осуществлять свою деятельность. Важными структурными компонентами в содержательном блоке выступают методы, формы и средства обучения.
В контексте проводимого исследования целесообразным представляется трактовка методов, средств и форм обучения, предложенная Ю.К. Бабанским. Согласно его определению, метод обучения представляет собой способ гарантированного достижения цели обучения, представляющего собой систему последовательных и упорядоченных действий преподавателя, организующего управление познавательной деятельностью обучающихся по усвоению ими содержания обучения. На уровне учебных дисциплин при изучении конкретного материала методы обучения реализуются через множество педагогических приемов, каждый из которых представляет собой конкретные действия, направленные на достижение частной (по сравнению с методом обучения) цели и выполняемые с помощью средств обучения. Для реализации метода обучения преподаватель может проектировать свою систему соответствующих приемов, которая позволяет решать поставленные дидактические задачи.
Методы и средства обучения являются сущностными сторонами дидактического процесса. Будучи спроектированными для реализации соответствующей теоретической модели обучения, они могут обеспечить достижение требуемых целей обучения при условиях существования необходимой учебно-методической и материально-технической базы вуза, а также предоставления преподавателю права выбора организационной стороны обучения, то есть формы воплощения его дидактического замысла - формы обучения (виды учебных занятий).
Организационно-деятельностный компонент представляет собой деятельность между преподавателем и студентами с целью повышения качества профессиональной подготовки последних средствами педагогического тестирования.
Эта деятельность, как отмечает в своем исследовании Д.В. Фроликов, заключается в поиске и организации специальных дидактических процедур (выбор организационных форм, методов, средств индивидуальной и коллективной учебной деятельности, разработка педагогических тестов, учебно-деловых игр и т. п.). В рамках указанного этапа проектирования основной функцией контроля качества профессиональной подготовки является организационная. Кроме того, внутри данного компонента выявляется логика организации педагогического взаимодействия со студентами на уровне "субъект-субъектных" отношений с целью повышения качества профессиональной подготовки студентов средствами педагогического тестирования. Данный компонент модели связан с реализацией преподавателем в образовательном процессе рефлексивной функции.
Контрольно-оценочный компонент включает виды и формы организации педагогического тестирования, определяет процедуры контроля и оценки качества профессиональной подготовки студентов. При проектировании теоретической модели к учебной дисциплине «Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста», выбор форм организации учебных занятий осуществлялся с учетом целей, задач и содержания материала конкретного занятия; применяемых методов обучения; времени, отводимого на изучение отдельных тем и вопросов, уровня подготовленности студентов, а также наличия в вузе соответствующей учебно-методической базы. С учетом названных параметров были выбраны следующие виды учебных занятий, охваченных педагогическим тестированием - семинарские и практические занятия, самостоятельная работа под руководством преподавателя. На занятиях осуществлялись текущий, промежуточный и итоговый виды тестового контроля. Во время текущего контроля, осуществляемого на каждом семинарском, практическом занятии, а также на этапе самостоятельной работы под руководством преподавателя педагогическое тестирование применялось в форме письменного опроса по пройденной теме. Во время промежуточного контроля, осуществляемого по завершению модуля учебной дисциплины, педагогическое тестирование использовалось в форме письменного опроса по пройденному модулю. Во время итогового контроля, осуществляемого на зачете, педагогическое тестирование применялось в форме опроса по всем пройденным темам дисциплины.
Критериальный компонент, включающий в себя критерии, показатели и уровни повышения качества профессиональной подготовки студентов вуза средствами педагогического тестирования. В контексте данного исследования были выбраны следующие дидактические критерии: профессиональная компетентность (экспертные оценки, выставляемые преподавателем по итогам текущего, промежуточного и итогового педагогического тестирования); профессиональная позиция (субъективные оценки обучающихся по итогам проведения психологического тестирования), творческий стиль учения (динамика познавательных интересов обучающихся, степень активности на семинарских и практических занятиях, оценки, выставляемые студентам за выполнение творческих заданий).
Сочетание вышеперечисленных критериев и показателей может характеризовать низкий, средний и высокий уровень качества профессиональной подготовки студентов вуза.
Каждый из уровней является результатом теоретической модели повышения качества профессиональной компетентности средствами педагогического тестирования. Как результат, уровень профессиональной подготовки студентов предполагает установление обратной связи, осуществляемой между данным компонентом и каждым промежуточным компонентом модели. Обратная связь выступает в качестве связующей нити, которая проходит через весь образовательный процесс и позволяет его оперативно и своевременно корректировать. Данный элемент модели является настолько важным и существенным, что в ряде научных трудов по проблемам управления педагогическими системами обратные связи непосредственно выступают в качестве объекта исследования.
Таким образом, представленная модель повышения качества профессиональной подготовки студентов средствами педагогического тестирования как основа целеполагания позволяет преподавателям ориентироваться на достижение конкретных результатов, обеспечить системность взаимодействия обучающих и обучающихся на этапе профессиональной подготовки обучающихся в вузе.