НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ
Серия Гуманитарные науки. 2015. № 6(203). Выпуск 25 147
УДК 378 (075.8)
ПРОБЛЕМА КАЧЕСТВА УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
ГБОУ ВПО Уральский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения
М.В. Носкова Е.П. Шихова Д.С. Андрега
В статье представлено исследование качества образования в рамках системы менеджмента качества в медицинском вузе. Основное внимание уделено психолого-педагогическим условиям качества образования, показаны результаты опроса удовлетворенности качеством образования учебным процессом в рамках дисциплины «Психология и педагогика».
Ключевые слова: система менеджмента качеством, психолого-педагогические условия, управление качеством учебного процесса.
Российской Федерации (г. Екатеринбург)
е-таП: [email protected]
Современные образовательные тенденции, актуализирующие проблемы качества образования, направлены на личностно-ориентированное обучение. В актуальных образовательных практиках внедрение инноваций связано с определенными сложностями. Глобальной задачей XXI в. является гуманизация образования, что предполагает усиление внимания к личности студента, и отношение к обучающемуся, как высшей социальной ценности. Следует отметить постепенный процесс перехода образования с позиций передачи глубоких знаний на формирование навыков, общекультурных и профессиональных компетенций. В связи с переменами увеличивается роль студенчества в образовательной среде, в том числе в сфере качества образования.
В настоящее время в высшей школе активно внедряется концепция практико-ориентированного обучения, использование информационных и технологических ресурсов, что знакомит студентов с новейшими исследованиями отечественных и зарубежных ученых. Для внедрения этих инноваций, Правительством РФ и Министерством образования и здравоохранения увеличивается финансирование ведущих вузов страны [1].
Качество результатов образовательной деятельности зависит от многих психолого-педагогических условий:
- системность - сбор, обработка, анализ и интерпретация полученной информации;
- мониторинг, диагностика при сочетании различных методов;
- ориентация на формы и методы обучения;
- учет совокупности показателей и факторов;
- адекватная психолого-педагогическая интерпретация данных мониторинга;
- привлечение к мониторингу преподавателей и студентов вуза.
Достижению необходимого уровня качества, удовлетворяющего требованиям всех заинтересованных сторон, способствует внедрение сертифицированной системы менеджмента качеством в образовательный процесс.
Следует отметить, что качество - многоплановая категория, характеризующая эффективность всех сторон деятельности (разработка организация учебного процесса, педагогические условия, опыт и др.). Принимая это во внимание, в рамках привлечения студентов вуза к качеству образования в ГБОУ ВПО Уральском государственном медицинском университете Минздрава России создан Совет студентов по качеству образования, где обсуждаются вопросы методики балльно-рейтинговой системы, организации учебного процесса, его содержание. Студенческий Совет активно принимает участие в обсуждении различных положений и мероприятий, проводимых в рамках системы менеджмента качества в вузе. В связи с тем, что студенты являются внутренними потребителями, их мне-
148 НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ |: | Серия Гуманитарные науки. 2015. № 6 (203). Выпуск 25
ния обязательно учитываются, анализируются и служат основой для формирования корректирующих и предупреждающих мероприятий.
Под управлением качества учебного процесса в медицинском вузе понимается системный и планомерный процесс формирования будущего специалиста здравоохранения, базирующийся на компетентностном подходе.
В основе качества образования заложены цели и содержание образования; уровень профессиональной компетентности профессорско-преподавательского состава, организации их деятельности; состояние материально-технической и научно-информационной базы учебного процесса [2].
В инновационной методологии системы менеджмента качества одним из подходов является рефлексивный, предполагающий быстрое реагирование на изменения в социуме, при этом, фокусирующийся на ценностях и прагматизме. В рамках этого подхода приоритетными являются принципы гуманизации и демократизации образования. При этом критериями качества являются социокультурные аспекты образования.
В настоящее время актуализируются тенденции, повышающие качество обучения и соотносящиеся с требованиями работодателей. Усиливается роль и значение непрерывного образования, усложняются задачи для личностного развития, учитывая рыночную политику, сливающуюся, в том числе и с высшим медицинским образованием и т.д.
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту третьего поколения и учебному плану, в рамках цикла гуманитарного блока реализуется дисциплина «Психология и педагогика», которая изучается на первых курсах педиатрического, лечебно-профилактического, медико-профилактического, фармацевтического и стоматологического факультетов ГБОУ ВПО Уральского государственного медицинского вуза Минздрава России.
Необходимо отметить, что качество образования предполагает получение обратной связи от обучающихся. В рамках системы менеджмента качества на кафедре психологии и педагогики была разработана анкета, направленная на изучение удовлетворенности учебным процессом первокурсников. Оценка проводилась по десятибалльной шкале, где 10 - максимальный балл, 1 - минимальный балл. В анкете предлагалось оценить качество изложенного материала лекционных и практических занятий, обеспечение учебно-методическим комплексом, его полноту и доступность на информационно-образовательном портале вуза, балльно-рейтинговую систему в рамках изучения дисциплины, взаимодействие преподавателя со студентами, вовлеченность обучающихся в учебный процесс, актуальность полученных психолого-педагогических знаний, наиболее понравившихся дидактических единиц, замечания и предложения будущих специалистов здравоохранения.
Проведение этих мероприятий - процесс неоднозначный и многоплановый, так как способствует активизации жизненной позиции и улучшению качества образования. Интерес вызывают оценка, замечания и пожелания студентов преподавателям кафедры. Анкетирование проводится анонимно.
В обсуждаемом исследовании участвовало 236 студентов набора 2013-2014 учебного года педиатрического, стоматологического и медико-профилактического факультетов.
По результатам анкетирования, большинство студентов отметили, что лекционный материал был интересным и заслуживающим внимания (средний балл оценивания лекций составил 8,75); и позиционировался обучающимся как весьма доступный для понимания (средний балл 9,07). Возможность применения изложенного лекционного материала в будущей профессиональной деятельности специалиста здравоохранения оценен в среднем на 8,79. На основании вышеизложенного, можно предположить, что разработанный преподавателями кафедры тематический план лекционных занятий, презентации, соответствующие тематике лекций, доступны, интересны, адаптированы для понимания и восприятия первокурсников медицинского вуза.
Практические занятия по дисциплине «Психология и педагогика» студенты по всем критериям оценили выше (средний балл 9,2) в сравнении с лекционными. Учитывая
НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ I: I Серия Гуманитарные науки. 2015. № 6(203). Выпуск 25 149
специфику обучения в медицинском вузе, количество студентов, обучающихся в группе, не превышает пятнадцати человек, что позволяет преподавателю осуществлять индивидуальный подход к студенту, учитывая когнитивные и эмоциональные особенности, уделяя большее внимание психологическому настрою и социально-психологическому климату группы. Скорее всего, совокупность всех этих аспектов способствует высокой положительной оценке профессорско-преподавательской деятельности со стороны студентов.
На фоне полученных высоких баллов психолого-педагогического мастерства преподавателей, обеспечение учебно-методической литературой, пособиями, оценено обучающимися низко (средний балл 6,2). Невысокие оценки по данному критерию, возможно, связаны с тем, что глобальная информатизация всех сфер жизни и деятельности меняет общечеловеческие ценности, это ведет к изменению целей, содержания и качества обучения. Для повышения качества подготовки специалистов необходимо внедрение в процесс обучения инновационных технологий. При этом следует отметить, чрезмерное использование информационных технологий в обучении может оказывать некоторое негативное влияние на активность обучающихся, так как у студентов снижается способность к самостоятельному, креативному мышлению. В связи с тем, что современные компьютерные технологии отчасти ориентируют мышление человека под формальные правила и модели логики, заменяя креативно-когнитивные функции мышления на шаблонные, что отвлекает студента от конструктивной исследовательской деятельности, необходимой специалисту в области медицины.
В учебной работе кафедры активно используются образовательные порталы ГБОУ ВПО УГМУ Минздрава России. Интерактивное взаимодействие студентов и преподавателей посредством образовательных электронных порталов оценено обучающимися как удовлетворительное - средний балл 7,8. Полученная оценка данного критерия, на наш взгляд, могла быть продиктована индивидуальными особенностями будущих специалистов здравоохранения и спецификой обучения в медицинском вузе. К вышесказанному следует добавить, интерактивные технологии взаимодействия между студентом и преподавателем на кафедре психологии и педагогики (рубежные тесты по дидактическим единицам, самостоятельная работа, УИСР и НИР, учебные задания, электронные журналы посещаемости лекционных и практических занятий) проходят период апробации и на момент анкетирования не являлись привычной и отработанной процедурой обучения.
Однако, относительно высокие баллы за соответствие содержания лекционных и практических занятий с рабочей программой дисциплины, по нашему мнению, связаны с одной стороны, с обеспеченностью информацией на образовательном портале университета, а, с другой - это результат разработанного учебно-методического комплекса дисциплины и четкое выполнение календарно-тематического плана преподавательским составом кафедры.
Ещё одной гранью СМК на кафедре является введенная методика балльно-рейтинговой системы оценивания достижений студентов, которая получила средний балл - 5,84. Объясняя такую невысокую оценку студентов первых курсов можно предположить неадаптированностью обучающихся к данной системе оценивания промежуточных знаний. Первокурсники в своем большинстве - это вчерашние школьники. Школьное оценивание знаний значительно отличается от вузовской.
Взаимодействие преподавателей кафедры со студентами - первокурсниками получило наивысший балл - 9,5. Отношения между студентами и преподавателями, построенные на уважении личности студента, традиционно культивировались и приветствовались на кафедре психологии и педагогики, что нашло свой отклик в проведенном анкетировании.
Студентами, среди предлагаемых к изучению дидактических единиц «Педагогика», «Общая психология», «Социальная психология», «Возрастная психология» особо выделены такие темы:
- «Темпераментальные и характерологические, индивидуально-психологические особенности личности» (именно на этих занятиях проводится личностная психодиагно-
150 НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ |: | Серия Гуманитарные науки. 2015. № 6 (203). Выпуск 25
стика студентов, где они узнают особенности своего темперамента и характера, что позволяет им развивать сильные стороны и корректировать слабые);
- «Коммуникативная культура в сфере здравоохранении» (занятия этой тематики проходят в интерактивном формате, используя метод активного обучения - тренинг, где нарабатываются навыки взаимодействия через использование ролевых и деловых игр, моделирования, решения ситуационных задач, метод мозгового штурма, мастер-классы, групповые дискуссии, рефлексии);
- «Социальные феномены групп и классические социальные эксперименты» (на этих занятиях преподаватели знакомят студентов с социокультурными феноменами и закономерностями коллектива, что позволяет узнать основы управления коллективом, необходимое в сфере профессиональной деятельности «человек-человек»;
- «Ведущая деятельность и отношение к болезни в разные возрастные периоды» (знание этого материала традиционно вызывает интерес у студентов медицинского вуза, так как это связно с будущей профессиональной деятельностью и личной жизнью).
В соответствии с тематикой отмеченных студентами учебных занятий, приоритетным является личностно-ориентированное взаимодействие, что особенно привлекает студентов первых курсов.
Среди пожеланий студентов - увеличение количества часов проведения занятий в тренинговом режиме. Обучение в медицинском вузе сопряжено с большими когнитивными и физиологическими нагрузками. Многие дисциплины требуют повышенной концентрации всех психических процессов и состояний. На кафедре психологии и педагогике, занятия, проходящие в тренинговом режиме, с одной стороны, позволяют глубоко проработать изучаемый материал, с другой - предоставляют студентам релаксационные мероприятия в учебном процессе, а также обучение саморегуляции эмоциональных состояний, что крайне необходимо для студентов первых курсов медицинского университета.
Практически на каждом бланке анкеты студенты выражают благодарность преподавателю, прикрепленного к той или иной группе.
Таким образом, все вышесказанное свидетельствует о том, что современная прак-тико-ориентированная модель обучения в медицинском вузе, отводящая существенную роль системе менеджмента качества в процессе обучения, требует от научно-педагогического коллектива серьёзной и вдумчивой учебно-методической проработке условий и форм организации практических и лекционных занятий со студентами, мониторинга качества образовательных услуг на кафедре и соответствующих корректирующих мероприятий, обеспечивающих качество реализации профессиональных образовательных программ. Проведенное мероприятие обозначило мнение и предложения студентов, что не может не способствовать улучшению качества образования.
Список литературы
1. Новые модели образования для экономики XXI века / Деловой завтрак Сбербанка РФ, 23 мая 2014 г. Петербургский международный экономический форум, Санкт-Петербург, 22-24 мая 2014 г. Режим доступа: http://www.vestifinance.ru/videos/1618Q
2. Ситникова М.И. Модель обеспечения системы гарантии качества преподавания в вузе на основе компетентностного подхода: критерии и показатели / М.И. Ситникова, Л.В. Верзунова // Научные ведомости БелГУ. Серия Гуманитарные науки. №18, 2012. С. 180-188.
QUALITY OF TEACHING IN THE MEDICAL SCHOOL: PSYCHOLOGICAL AND EDUCATIONAL APPROACHES
The paper presents a study of the quality of education within the framework of a quality management system in medical school. Focuses on the psychological and pedagogical conditions of quality of education, the survey showed satisfaction with the quality of education in the educational process within the discipline of «Psychology and Pedagogy».
Key words: system of quality management, psycho-pedagogical conditions, quality control of the educational process.
e-mail: [email protected]
M.V. Noskova E.P. Shikhova D.S. Andrega
Ural State Medical University of Ministry of Health of the Russian Federation