Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 9 (263). Экономика. Вып. 37. С. 68-72.
С. В. Истомин
МОДЕЛЬ ПОВЕДЕНИЯ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ В РАМКАХ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО МЕХАНИЗМА РОССИИ
Рассмотрено поведение хозяйствующих субъектов в разрезе институциональных секторов: государства, индивида, корпорации и домашнего хозяйства. Определены основные цели и мотивы того или иного поведения субъекта в рамках существующего институционального механизма.
Ключевые слова: институциональный сектор, поведение субъектов, институциональный механизм.
Модель институционального механизма в трансформируемой экономике России проявляется через поведение субъектов институциональных секторов. Для построения модели проанализируем поведение субъектов в разрезе основных представителей институциональных секторов: индивида, корпорации, государства и домашнего хозяйства.
Домашние хозяйства в рамках институционального механизма стремятся максимизировать свой доход:
^дх = —^— Д (1)
т. е. домохозяйства используют институциональный механизм для трансформации институциональной среды таким образом, чтобы их доходы были максимальными. Для достижения максимального дохода при минимальных затратах усилий домохозяйства проявляют неэффективное в рамках сложившегося институционального механизма поведение.
Поведение домашних хозяйств проявляется в следующих действиях:
1. Происходит пересмотр степени соответствия рациональности поведения. Изменение институционального механизма влияет на информационные потоки, а также на степень неопределенности окружения и дальнейшего состояния. Все это будет влиять на рациональность и степень рациональности поведения институционального сектора домохозяйств. Поведение ориентируется на достижение «среднего» результата, становится менее эффективным, привычным и рутинным. Домохозяйства не стремятся к максимизации своей функции.
2. Изменяется структура собственных интересов и степень следования им. Изменения институтов, безусловно, влияют на то, каким образом домохозяйства, правильно или незаконно, пытаются в своем поведении достигнуть собственных интересов. Эрозия моральных норм и/или
слабые санкции за нарушение правовых норм порождают стремление к оппортунистическому поведению; интериоризация принципов коллективистской этики может привести к обратным последствиям — поведению, ориентированному на подчинение социальным ценностям в ущерб личному интересу [1. С. 31].
3. Видоизменяется поведение с позиции рыночных взаимоотношений. Поведение направлено на возможности выявления степени «ры-ночности» (взаимовыгодные, разрешенные законом, равноправные обменные отношения) или «антирыночности» поведения [1. С. 32]. Здесь следует также отметить, что отклонения от ры-ночно ориентированного поведения могут принимать три основные формы. Их можно определить следующим образом:
1) домашние хозяйства стремятся к полной обособленности, хотят быть независимыми от контрагентов и других хозяйствующих субъектов. Блага, необходимые для жизнедеятельности (питание, одежда, предметы первой необходимости), домохозяйства производят самостоятельно либо в кооперации с другими домохозяйствами;
2) поведение, нацеленное на достижение справедливости. Возникают неравноправные взаимоотношения домохозяйств и других хозяйствующих субъектов. Чаще всего неравноправные взаимоотношения проистекают не из установленных норм и правил, а из социальных, а чаще всего психологических, установок, возникающих в настоящее время при взаимодействии хозяйствующих субъектов;
3) поведение, имеющее целью скрыть объем деятельности. Скрытие объема деятельности направлено на уклонение от исполнения существующих институтов и сокрытие информации об официальной деятельности, т. е. уход в теневую экономику.
Согласно институциональной теории, институциональный механизм играет огромную роль
в функционировании и развитии экономики. Основную роль в формировании институционального механизма и поведения домашних хозяйств, индивидов и корпораций играет государственный сектор экономики.
Обычно деятельность государства с позиции институциональной экономики рассматривается как установление легитимных правил и норм. Легитимные институты в первую очередь необходимы там, где, по различным причинам, не работают рыночные механизмы регуляции деятельности хозяйствующих субъектов. Вмешательство государства и установление системы ограничений необходимо там, где рынок оказывается не в состоянии обеспечить эффективное распределение и использование ограниченных ресурсов, что приводит к неэффективности экономики с позиции общества в целом. Возникают так называемые «провалы рынка». Обычно к их числу относят:
1. Разработку и принятие институциональных основ (законов) и системы контроля за их выполнением.
2. Производство общественных благ для общества или создание условий для их производства. Для таких благ характерными являются следующие свойства:
- во-первых, покупатели не конкурируют за право приобретения таких благ, поскольку увеличение потребления благ не приводит к их уменьшению или росту цены вследствие конкуренции;
- во-вторых, потребители не могут быть исключены из системы потребления благ поодиночке или в разрезе определенной социальной группы.
3. Наличие экстерналий, или внешних эффектов от деятельности хозяйствующих субъектов. В качестве примера проявления внешних эффектов можно привести загрязнение окружающей среды, ухудшение экологической ситуации, что приводит к росту издержек общества на проведение работ, связанных с нормализацией условий жизни населения и улучшением качества жизни.
4. Неравномерно или асимметрично распределяемый информационный поток. Это приводит к возникновению недостоверной или неполной информации о товарах и услугах, появлению недобросовестной конкуренции или объединению фирм и созданию монополий.
5. Социальное неравенство. Рыночный механизм распределения доходов изначально не яв-
ляется справедливым. Он формирует систему социального неравенства отдельных индивидов и групп индивидов в обществе. Задачей государства является сглаживание эффекта от социального неравенства с помощью системы перераспределения доходов в обществе от более обеспеченных слоев населения к менее обеспеченным.
6. Регулирование цикличности развития рыночной экономики и избежание резких потрясений общества на стадиях экономического спада и снижения уровня доходов хозяйствующих субъектов.
С точки зрения институциональной теории, роль государства как одного из участников взаимодействия институциональных секторов проявляется в установке системы ограничений и стимулов для других институциональных субъектов. Модель поведения государства в рамках институционального механизма возможно представить в виде следующей функции:
1т = ———-^ Ж, (2)
т. е. государство стремится с помощью своего поведения максимизировать свой уровень дохода с целью его дальнейшего перераспределения между хозяйствующими субъектами, основываясь на принципах экономической безопасности, легитимности институтов и социальной справедливости.
Можно выделить следующие аспекты поведения государства в рамках существующего институционального механизма:
1. Ограничение нерационального поведения субъектов. Особенностью поведения хозяйствующего субъекта государства является внедрение в институциональный механизм различных ограничений выбора. Ограничениями могут быть формальные и неформальные институты, устанавливаемые и внедряемые государством в повседневную жизнь других хозяйствующих субъектов экономики.
2. Определение стимулов и их структуры. Стимулы устанавливаются для мотивации хозяйствующих субъектов взаимодействовать и максимизировать свою полезность. При стимулах, не соответствующих потребностям хозяйствующих субъектов, происходит нарушение формальных легитимных институтов, субъекты стремятся перейти в «теневую» экономику, непрозрачную для контроля со стороны государства.
3. Государство призвано снижать степень неопределенности при взаимодействии хозяйствующих субъектов. Наличие институциональной среды и эффективного институционального механизма должно приводить к облегчению координации между различными субъектами на разных уровнях взаимодействия и тем самым снижать степень неопределенности и предопределять направление поведения индивидов, корпораций и домашних хозяйств.
4. Выполнение функции распределения прав собственности. Наличие прав собственности предопределяет положение хозяйствующего субъекта в рыночной экономике. Перераспределение прав собственности без нарушения институциональных основ и законодательства с учетом специфики взаимоотношений — одна из основных задач государства как участника институционального механизма. Государство должно выработать механизм и модель поведения при переходе или перераспределении прав собственности таким образом, чтобы через распределение собственность оказывалась в распоряжении наиболее эффективного на данный момент хозяйствующего субъекта.
5. Повышение рациональности поведения хозяйствующих субъектов. В зависимости от институционального механизма (особенно его неформальной составляющей) поведение людей в разных сферах хозяйственной жизни может варьироваться от полностью рационального до привычного и рутинного. Привычное и рутинное поведение не позволяют эффективно функционировать экономическим субъектам; в результате снижается деловая активность, а также возникают кризисные явления.
6. Влияние на степень преследования своих интересов. В зависимости от того, каким образом сформированы система институтов и соответствующая им система ограничений, поведение хозяйствующих субъектов может варьироваться. Крайними точками выступают опппортунизм и полное следование правилам. Неэффективность системы ограничений, проявляющейся через наказания, штрафные санкции, порождает желаение нарушить существующие правила, что принесет хозяйствующему субъекту большую выгоду. Выгода должна быть выше, чем штраф за нарушение правил и норм.
7. Влияние на систему предпочтений субъектов. Так как государство осуществляет свое влияние на систему стимулов, мы можем утверждать, что это приводит к изменению предпочте-
ний субъектов. Хозяйствующие субъекты предпочитают взаимодействовать в рамках институционального механизма, если он эффективен, и вне его, если структура стимулов сформировала систему нерациональных стимулов.
В современной экономической литературе индивид является максимизирующим субъектом. Предполагается, что индивид как один из участников взаимоотношений ведет себя полностью рационально при извлечении для себя различных экономических благ. При этом необходимо, чтобы соблюдались следующие условия:
1) при принятии решений вся информация должна быть достоверна и в полном объеме доступна индивиду;
2) при выборе управленческого решения человек поступает как эгоист, т. е. ему все равно, как изменится благосостояние других индивидов;
3) при максимизации полезности не должно быть различных условий, препятствующих эффективному обмену;
4) благосостояние увеличивается только в рамках легитимных институтов, отсутствуют причины для выхода за рамки действующих правил.
На современном этапе развития экономики индивид не всегда ведет себя рационально. Для максимизации своей функции
/И = ---—^ Ж (3)
индивид может действовать иррационально. Поведение в рамках институционального механизма может быть иррациональным.
В рамках существующего институционального механизма можно выделить две модели поведения индивида.
1. Рациональное поведение:
1.1. Максимизация уровня благосостояния. Предполагается выбор наилучших альтернатив (или альтернативы) из представленных. Поведение в рамках данного направления представляется рациональным и без нарушения существующих легитимных и неформальных институциональных основ.
1.2. Рациональность ограниченная. Предполагается, что индивид как хозяйствующий субъект стремится действовать рационально, но его рациональное поведение ограничивается другими субъектами или существующими стимулами деятельности.
1.3. Рациональность органическая. Данная степень рациональности проявляется, когда не-
знание или информационная неграмотность позволяют индивиду добиться более успешных результатов деятельности. Это характерно для рынка денег, фондового рынка, прав собственности. На данных рынках индивид действует, основываясь на собственном опыте или интуиции, без определенного потока информации о происходящих на этих рынках событиях. На действия индивида в данном случае оказывает влияние различного рода недостоверная информация: слухи, предположения.
2. Преследование своих собственных интересов:
2.1. Оппортунизм. Проявляется при следовании своим собственным интересам. Может принимать разные формы, такие, как ложь, обман, различные виды мошенничества. Оппортунизм часто принимает пассивные формы, связанные с незначительными нарушениями институтов при взаимодействии в институциональном механизме. Чаще всего такое поведение проявляется при обмене информацией или предоставлении информации, необходимой для принятия управленческих решений в условиях неопределенности. Идеальной является ситуация, когда обе стороны взаимодействия имеют равный доступ к информационным ресурсам и временной лаг стремится к нулю при получении информации, при ее хотя бы малейшем изменении. Но хозяйствующие субъекты — индивиды — сознательно, в поисках определенной выгоды скрывают полный объем информации, что приводит к информационной асимметрии. Это усложняет взаимодействия в рамках институционального механизма, потому что приводит к нарушению норм и правил, и невозможно предсказать, как это повлияет на состояние субъектов в краткосрочном и долгосрочном периодах. Нейтрализация данного поведения может осуществляться с помощью заключения различных контрактов, где оговорены объем раскрытия информации и система штрафных санкций, с тем расчетом, чтобы нарушение условий контракта стало невыгодно самому индивиду.
2.2. Преследование своих интересов. При этом вся информация о внешних факторах, воздействующих на индивида, известна. Стороны заранее знают положение своего контрагента. Взаимодействие будет эффективным при выполнении контрактных обязательств, так как стороны стремятся не нарушать институты. Нет препятствий для взаимодействия, никто не огра-
ничивает взаимодействие хозяйствующих субъектов, если они не нарушают своих договоренностей.
2.3. Послушность. Ориентированность на собственный интерес проявляется слабо. Индивид выполняет поставленные перед ним задачи, но эти задачи не являются главными в деятельности человека. При этом индивид практически не преследует собственных интересов. Его интерес только в послушном выполнении поставленного перед ним плана действий. Такое поведение можно назвать неэффективным, так как индивид не стремится к проявлению инициативы, что приводит к снижению его функции участия во взаимоотношениях.
На современном этапе развития экономических взаимоотношений хозяйствующие субъекты корпорации отличаются рядом особенностей:
1. Действие данного субъекта происходит в постоянно меняющейся рыночной среде, при влиянии множества внешних факторов: конкурентов, потребителей, государства, налоговой системы и т. д.
2. Непредсказуемостью поведения, так как любая организация представляет собой взаимодействие различных индивидов со своими целями, потребеностями и мотивами участия.
3. Корпорация способна видоизменять свою организационную форму под воздействием индивида.
4. Корпорации способны противостоять кризисным явлениям, возникающим при циклическом развитии экономической системы.
5. Способностью проводить адаптационные изменения за счет трансформации внутренних факторов.
6. Формированием внутрикорпоративных целей для каждого структурообразующего подразделения компании.
С позиции институциональной теории, корпорации являются теми организациями, которые вправе самостоятельно устанавливать институты и трансформировать как институциональный механизм, так и институциональную среду. С помощью трансформации корпорации финансового и нефинансового институциональных секторов стремятся максимизировать уровень своей прибыли:
р/ . (4)
Таким образом, корпорации под воздействием со стороны других хозяйствующих субъектов
осуществляют свою деятельность. Единственным критерием проявления того или иного поведения в рамках существующей субмодели институционального механизма является доходность. Корпорации осуществляют свою деятельность только для достижения более высокой доходности с помощью конкурентных преимуществ, каковым также может являться институциональный механизм.
В рамках представленного институционального механизма поведение институционального сектора корпораций представляется в следующих аспектах:
1. Формирует институты. Корпорации самостоятельно могут формировать систему институтов в рамках существующих подходов к институциональным изменениям. Возможность формирования институциональной системы реализуется с помощью создания различных частных институтов, таких, как кодексы, ассоциации, внутрифирменные модели поведения работников. Корпорации могут не только формировать правила и нормы, но и внедрять их в повседневную деятельность организаций, использовать их при взаимодействии с другими хозяйствующими субъектами.
2. Корпорация при эффективном взаимодействии с другими субъектами может извлечь выгоды из существующей институциональной системы. Корпорация выбирает ту модель поведения, которая при сложившемся институциональном механизме принесет наибольшую прибыль.
3. Корпорация осуществляет поиск наиболее эффективных институтов. Корпорация как хозяйствующий субъект стремится трансплантировать наиболее эффективные институты с учетом специфических особенностей экономики России. Это приводит к отбору самых жизнеспособных институтов, впоследствии внедряемых в институциональный механизм.
4. Поведение корпорации в краткосрочном периоде направлено в настоящее время на мак-
симизацию прибыли, без учета позиции фирмы в будущем.
5. В долгосрочном периоде поведение корпорации невозможно предсказать и предопределить, так как внешняя среда в России очень динамично изменяется.
6. Поведение корпораций может принимать форму выбора: либо следовать институтам, принятым государствами, либо лоббировать институциональные изменения и существующие ограничения. Данное поведение будет определять направления использования ограниченных ресурсов фирмы. Она может развиваться и вкладывать ресурсы при существующем институциональном механизме или направлять поток ресурсов для видоизменения структуры и сущности институтов. Выбор того или иного пути зависит от субъективных предпосылок и поведения индивидов, объединенных фирмой.
7. Создание инноваций в институциональном механизме. Представляется возможным выделить три вида инновационных изменений. Во-первых, организационные, которые производятся и существуют как частные блага; во-вторых, организационно-рыночные, которые являются клубными благами, и, наконец, имеющие характеристики чисто общественных благ. Корпорация заинтересована в максимизации прибыли и поэтому будет производить только блага первого и второго видов. Выгода для корпорации от инновации института не сравнима с издержками. В таком поведении проявляется проблема «безбилетника». Поэтому для производства институтов, структурирующих взаимодействие субъектов и снижающих неопределенность во всей экономике, необходим институциональный механизм.
Список литературы
1. Нуреев, Р. М. Экономические субъекты постсоветской России (институциональный анализ) / Моск. обществ. науч. фонд. М. : Аспект-Пресс, 1999. С. 31-32.