Тяглов С.Г.,
д.э.н., профессор кафедры экономики региона, отраслей и предприятий РГЭУ (РИНХ)
E-mail: [email protected]
Козловский В.А.,
к.э.н., доцент кафедры экономики
региона, отраслей и предприятий
РГЭУ (РИНХ)
E-mail: [email protected]
Шалумов С.Г.,
соискатель кафедры экономической теории Пятигорского государственного университета E-mail: [email protected]
ВЛИЯНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ НА МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ
В данной статье рассматривается влияние основных институциональных факторов на механизм корпоративных отношений, а также рассматривается взаимодействие государства и корпоративных хозяйствующих субъектов при различных формах конкуренции.
Ключевые слова: корпорации, корпоративные отношения, конкуренция, рынки, государство.
Tyaglov S.G., Kozlovskiy V.A., Shalumov S. G.
THE IMPA CT OF INSTITUTIONAL
FACTORS ON THE FUNCTION OF MECHANISM OF CORPORA TE RELATIONS
This article discusses the influence of the main factors in the institutional mechanism of corporate relations and examines the interaction of state and corporate business entities in different forms of competition.
Keywords: corporations, corporate relations, competition, markets, government.
Лидирующие российские корпорации - основа для совершенствования производственных перспектив государства, реализации федеральных и региональных проектов структурного преобразования национальной экономики. Вследствие этого актуальным вопросом является разработка четкой системы взаимодействия между корпоративными структурами и органами исполнительной власти на различных уровнях, прочими хозяйствующими субъектами [6], повышения эффективности и заинтересованности участия финансово-кредитных структур в производственно-промышленных проектах [3], финансовая реструктуризация отдельных бизнес-партнеров в структуре корпораций, модернизация внутрикорпоративного управления.
По сути, корпоративные отношения, представляя собой сложное социально-экономическое явление, являются предметом исследования большого количества специалистов и ученых как в России, так и за рубежом. Становление этих отношений связано с длительным формированием рыночных отношений в условиях финансовой глобализации при переходе к рыночной экономике [5].
Перспективы развития крупных корпоративных структур [7] как основного инструмента повышения эффективности российской экономики выявляются через влияние институциональных факторов на механизм реализации корпоративных потребностей.
Основываясь на современных концепциях, экономику рассматривают как постоянно развивающийся открытый механизм, на который регулярно оказывает влияние внешняя среда и который реагирует на нее. Механизм реализации корпоративных потребностей как комплекс потребностей внутри корпоративной структуры, в свою очередь, тоже регулируется за счет внешних
факторов, которые определяют им цели и представляют средства.
Исследование развития механизма реализации корпоративных потребностей в современной национальной экономике способствует выявлению основных внешних влияний, оказывающих воздействие на модернизацию механизма корпоративных потребностей.
Процесс влияния внешних факторов на механизм реализации корпоративных потребностей может отличаться по объемам, по длительности и по результатам. По объемам влияния на модернизацию механизма корпоративных потребностей внешние факторы можно разделить на две основные группы: факторы явного (прямого) влияния; факторы неявного (косвенного) влияния. Результаты могут быть целевыми и нецелевыми. Целевые результаты несут действующий характер, способствуют совершенствованию отношений, сопряженных с механизмом реализации корпоративных потребностей. Нецелевые же, напротив, способствуют развитию деструкционных последствий.
Двумя основными институциональными факторами, которые определяют функционирование механизма реализации корпоративных потребностей, является рынок и государство.
Для более эффективного взаимодействия хозяйствующих субъектов для удовлетворения целей их потребностей, исходя из существующего принципа разделения труда, хозяйствующие субъекты как собственники нуждаются в институте рынка.
С помощью индикаторов рыночных цен производители благ могут выявлять потребности потребителей, а так же, технические мощности конкурентов. Любой производитель, с одной стороны, располагающий достаточным объемом информации, которая характеризует состояние рынка, а также с
другой - обладая знанием специфических и уникальных условий - места и времени, получает возможность предпринимать действия, что дает ему преимущество в достижении наибольшей производительности. Таким образом, он сможет способствовать выполнению неких целей неизвестных потребителей, которые рождают спрос на производимые им блага. Следовательно, рыночный механизм, представляющий собой, по сути, скоординированный процесс совокупности множества действий большого количества хозяйствующих субъектов с потребностью взаимовыгоды, является движущим инструментом повышения исследовательской активности среди хозяйствующих субъектов.
Фридрих фон Хайек в своих трудах утверждал, что рынки - это нечто большее, чем пересекающиеся кривые на графике. Они являются первыми волокнами, по которым послания передаются от одной части экономического организма к другой, позволяя целому организму адекватно приспосабливаться к меняющемуся окружению [8].
Таким образом, рынок следует расценивать как комплекс разнообразных процессов обмена различными благами среди различных хозяйствующих субъектов, а эти процессы обмена являются элементами механизма связующего хозяйствующих субъектов. Соответственно, деятельность хозяйствующих субъектов выступает средством отношений по поводу обмена, которые регулярно появляются вновь и заполняют промежутки между потреблением и производством.
Рыночный механизм эффективен до того времени, пока выполняются функции стимулирования хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговлю на взаимовыгодных условиях [5], иначе говоря, пока осуществляет эффективное выполнение широкого спектра экономических потребностей всех
субъектов хозяйствования, в том числе потребителей и производителей. Такое допустимо в случае, когда имеется цена, делающая торговую сделку выгодной как для производителя, так и для потребителя, вследствие того что в результате этой сделки как минимум одна сторона получит выгоду и ни одна при этом ничего не потеряет.
Между иностранными и отечественными экономистами бытует мнение, что в различных областях экономической деятельности как раз рынки должны быть оперативным инструментом решения главных экономических задач.
Преобладание осуществления экономических потребностей субъектов корпоративных отношений повышается в случае появления рынков несовершенной конкуренции (монополия и олигополия). Преобладающий субъект сам создает предпосылки максимизации прибыли, достаточно активно оказывая влияние на других хозяйствующих субъектов и на потребителей, подталкивая принять диктуемые им условия ведения дел. Преобладание может иметь место и в национальной экономике, на ступени межотраслевого взаимодействия, и в международной экономике, на ступени взаимодействия между странами.
Осуществление экономических потребностей, при условии монополистической конкуренции, с одной стороны, ограничено рыночной конкуренцией, с другой, оно ограничено уровнем монопольной власти, коей обладает каждый из субъектов корпоративных отношений. Уровень монопольной власти может зависеть как от количества конкурентов, так и от уровня дифференциации благ. Соответственно, чем меньше конкуренция и чем выше дифференциация благ, тем выше уровень монопольной власти и, конечно же, выше размер прибыли. Исходя из этого, выбор потребителя
обусловливается наличием определенных конкурентных особенностей хозяйствующих субъектов, которые имеют определенные ценности перед потребителями. Чем больше количество таких преимуществ у хозяйствующих субъектов, тем более устойчива их конкурентная позиция - конкурентоспособность. Соответственно, хозяйствующие субъекты должны регулярно производить поиск, актуализацию и практическое осуществление своих конкурентных особенностей.
Со стороны общества подобная рыночная структура, путем повышения дифференциации благ, в большей степени может удовлетворять разнообразные потребности, выдвигаемые потребителями.
Олигополистический принцип взаимной зависимости хозяйствующих субъектов выводит соперничество между ними на совершенно иной уровень -преобразует конкуренцию в непрерывную борьбу друг с другом. Осуществление экономических потребностей субъектов корпоративных отношений, при условии олигополистической конкуренции, может происходить в виде картельных договоров, при которых крупные корпорации идут на соглашения друг с другом и достаточно свободно договариваются об объемах и ценах на производимые блага. Картельные соглашения в современных условиях российской экономики распространены среди энергоресурсных и топливных корпораций, так как они приводят к формированию модели чистой монополии, таким образом, притесняя различные потребности прочих хозяйствующих субъектов в экономической системе. В таких условиях государство может применять антимонопольную политику.
Также одной из форм, которая способствует максимизации прибыли крупных корпораций является превосходство корпорации в формировании
цены. В тот момент, как сменяется глава ценового превосходства, возникает ситуация вытеснения. В случае если, к примеру, схожие доли рынка занимают ряд корпораций и несущественно различаются друг от друга по объему производства и затратам, то в условиях олигополии может появиться ситуация превосходства вследствие сговора. В таком случае активность любой из корпораций будет соответствовать потребностям прочих, входящих в состав сговора, а их безоговорочное согласие будет составлять одну из основ этого вида ценового превосходства.
Потенциально высокая прибыль корпораций ограничена как оценкой данного блага со стороны покупателей, так и потребностями их прямых конкурентов. Корпорация-монополист готова устанавливать различные цены для различных групп потребителей, т.к. потребители делятся на: малоимущих, средний класс и богатых. Основной причиной такой готовности является то, например, что у богатых спрос неэластичен, а у менее обеспеченных потребителей он более эластичен. Такой вид рыночного взаимодействия называется ценовой дискриминацией в условиях монополии. Принцип действия такого вида рыночного взаимодействия приводит к тому, что каждая из групп потребителей приносит корпорации, применяющей ценовую дискриминацию, потенциально высокую прибыль. Такой вид характерен в сфере транспортных услуг, телекоммуникации, оказании юридических услуг и др.
Следовательно, все виды несовершенной конкуренции оказывают положительное влияние на осуществление экономических потребностей крупных корпораций-монополистов. Наряду с этим, корпорации и поставщики ресурсов, стремящиеся к максимизации собственной выгоды и осуществляющие свою деятельность на основании любого из видов рыночных
структур, параллельно оказывают благоприятное влияние на осуществление национальных потребностей страны. При имеющемся состоянии рынка корпорации вынуждены использовать экономичный вариант комбинации ресурсов для создания определенного объема производимого блага, ввиду того что это отвечает их собственной выгоде. Осуществлять свою деятельность иным способом для них значило бы понести банкротство или пожертвовать прибылью. Применение уникальных ресурсов с меньшими затратами соответствует и потребностям общества, т.к. производство конкретного объема потребляемого блага с высокими затратами снижает производство аналогичных благ, требуемых обществом. Кроме того, как раз личная выгода, стимулируемая и руководящая рыночной конкуренцией, подталкивает соответствующее реагирование на очевидные изменения в общественных потребностях. Таким образом, с одной стороны, корпорации, которые стремятся к получению более высокой прибыли, а с другой - поставщики ресурсов для производства, стремящиеся к получению высоких доходов за них, устанавливают соглашение друг с другом о реализации изменений в использовании ресурсов, а соответственно, и в составе благ, которые в текущий момент необходимы обществу. Иными словами, конкуренция стимулирует и руководит экономическими потребностями различных хозяйствующих субъектов таким образом, что они невольно содействуют наилучшему осуществлению национальных потребностей.
Определенно роль рынка в осуществлении экономических потребностей важна - в итоге осуществление потребностей происходит в результате рыночного взаимодействия хозяйствующих субъектов. Но с учетом современных условий представляется настолько сложным, что, в свою оче-
редь, не может ограничиться лишь рынком. Также необходимым является регулирование данным процессом государством, с использованием косвенных методов контроля.
Рынок может соответствующим образом функционировать при нахождении в соответствующих условиях. Подобные условия должны создаваться государством, основной целью которого является определение правил, способствующих выполнению инициатив со стороны хозяйствующих субъектов.
На сегодняшний день бывают обстоятельства, в условии которых рынок не может четко управлять процессами экономического отбора так, чтобы можно было обеспечить наиболее эффективное осуществление экономических потребностей всех хозяйствующих субъектов при наиболее эффективном применении ресурсов. Но существуют доводы по поводу несоблюдения функционирования рыночного механизма. А именно, в случае когда предложение и спрос не выражают преимущества и затраты всех хозяйствующих субъектов, т.е. где имеются внешние преимущества и затраты, рыночный механизм не в состоянии обеспечить такой уровень распределения ресурсов, который бы более эффективным образом покрывал потребности всего общества.
Вдобавок рыночный механизм учитывает только индивидуальные потребности. А ведь имеется достаточное количество потребностей в таких благах, создание которых не в состоянии оплачиваться индивидами через рыночный механизм. К примеру, автодороги или пожарная безопасность - не могут быть приобретены в желаемом количестве индивидами.
Через функционирование законодательных и исполнительных органов власти государство как институциональный фактор оказывает влияние на
механизм реализации корпоративных потребностей. Условия для функционирования механизма реализации корпоративных потребностей создают федеральные и муниципальные органы государственной власти, в которой большое значение имеет политика в отношении к корпорациям через механизм функционирования органов государственного управления.
Рыночная конкуренция предоставляет возможности для извлечения дополнительной экономической выгоды собственникам производственных факторов [3]. Государство может не только формировать условия для получения такой сверхвыгоды, например, с помощью внедрения государственных программ, но и противодействовать ее разделению под воздействием конкуренции. Примером процесса создания сверхвыгоды может служить механизм использования государственных субсидий на сельскохозяйственную продукцию. Инструментом получения сверхвыгоды может служить также введение барьеров для развития конкуренции с помощью внедрения привилегий некоторым хозяйствующим субъектам или группам через процесс ограждения их от конкуренции со стороны наиболее значимых противников. Административно защищенные монополии, которые никто не в состоянии преодолеть, картельным отраслям создают патенты. Это является примером так называемой лицензионной монополии, когда государство стимулирует монопольные цены. Государство управляет формированием монопольных цен и руководит конкуренцией через получение лицензий избранными производителями. Именно лицензия является тем самым ограничивающим производство барьером, который дает исключительное право производить или продавать ограниченное количество благ.
Другим примером может служить введение санкционных ограничений,
когда государство ограничивает хозяйствующих субъектов данной страны и всех, кто работает с ними, от конкуренции со стороны хозяйствующих субъектов других государств. Вследствие такого влияния хозяйствующие субъекты получают возможность извлекать сверхвыгоды, а индивиды, работающие в таких организациях, имеют возможность получать более высокую заработную плату.
В рамках национальной экономики образцом внедрения ограничений конкуренции государством может служить процесс установления правовых мер, ограничивающих финансово-кредитные организации от вступления в конкурентную борьбу с инвестиционными корпорациями в некоторых страховых операциях.
В последнее время, как показала практика, такое государственное управление в большинстве стран создает предпосылки для возникновения монопольных цен. Вдобавок привилегии, предназначенные для менее значимых хозяйствующих субъектов корпоративных отношений, притесняют экономические потребности более значимых хозяйствующих субъектов.
Хозяйствующие субъекты вынуждены подстраивать финансово-экономическую деятельность своих организаций к институциональным требованиям своего государства. В долгосрочном периоде отсутствие или наличие санкционных ограничений не принесет ни вреда, ни пользы, т.к. производиться будут те блага, которые в данных обстоятельствах будет наиболее выгодно производить. Противостоять их краткосрочным потребностям можно будет лишь при изменении институционального механизма, который не оказывает схожего по объему и интенсивности влияния во всех отраслях экономики и на всех хозяйствующих субъектов. Изменения, которые могут быть выгодны одной отрасли или од-
ному хозяйствующему субъекту, могут нанести большой ущерб другим отраслям или хозяйствующим субъектам. Для каждого конкретного хозяйствующего субъекта представляет интерес только определенный перечень санк-ционных ограничений, но в отношении этого перечня потребности разных отраслей и разных хозяйствующих субъектов в большинстве случаев строго противоположны.
Потребностям отдельного хозяйствующего субъекта - корпорации должны послужить любые привилегии, наделенные государством [4]. Тем не менее если подобными привилегиями наделены прочие корпорации, то любая из них понесет такой же убыток в роли приобретателя основных или оборотных средств, который эквивалентен доходу, получаемому от роли поставщика подобного имущества. Таким образом, имеются так называемые эгоцентристские корпоративные потребности, которые преследуют цель ограждения собственной отрасли или корпорации. Эти потребности никогда не заставят отдельно взятую корпорацию потребовать общего ограждения отраслей или корпораций, если эта корпорация не будет твердо уверена в том, что ее собственное ограждение от других участников окажется лучше, чем у других отраслей или корпораций.
Пути поиска сверхвыгоды, как правило, реализуемые государством, усиливают характер преобладания экономических потребностей корпоративных хозяйствующих субъектов, и в итоге, вероятно, повлекут экономическую неэффективность, а вероятно, приведут и к провалу государственного механизма. Следовательно, как государство, так и рынок сами по себе не являются совершенными институтами. Они не в полной мере оказывают влияние на осуществление экономических потребностей корпоративных хозяйствующих субъектов. Вдобавок современная эко-
номическая политика любого государства, в том числе и России, направлена на неравномерное осуществление этих потребностей в пользу, как правило, потребностей лидирующих корпоративных структур. Относительно политики Российского государства по вопросу субсидирования определенных отраслей стоит отметить, что она может быть эффективной только до определенного момента, в долгосрочном же периоде ее использование приводит к деятельности неконкурентоспособных и неэффективных механизмов, которые мешают эффективному экономическому развитию государства.
Государственный контроль деятельности корпоративных хозяйствующих субъектов [10] должен преследовать следующие задачи:
- обеспечение порядка функционирования рыночного механизма, формирование эффективных условий для функционирования всех субъектов рыночного механизма;
- ограждение участников рыночного механизма от недобросовестного участия отдельных хозяйствующих субъектов;
- использование свободного механизма осуществления ценообразования на реализуемые блага на основе взаимодействия спроса и предложения;
- формирование эффективного рыночного механизма, в котором имеются различные стимулы для осуществления эффективной предпринимательской деятельности;
- поддержка в создании и работе новых организационно-правовых структур, содействие в развитии инноваций, необходимых обществу;
- влияние на деятельность корпоративных хозяйствующих субъектов, с целью осуществления различных общественных потребностей (к примеру, уменьшение уровня безработицы).
Исходя из этих целей, механизм государственного контроля осуществления потребностей корпоративных хозяйствующих субъектов в экономике России [11] должен содержать следующие элементы:
- формирование нормативно-правовой базы, а именно: разработку и внедрение законов, постановлений, регламентов, методических указаний и прочих нормативно-правовых документов, способствующих созданию механизма эффективного функционирования корпоративных хозяйствующих субъектов;
- контроль корпоративных хозяйствующих субъектов за выполнением и соблюдением правил и норм функционирования рыночного механизма;
- наличие системы наказаний (предупреждения письменные и устные, штрафы и др.) за отклонение от правил и норм, установленных рыночным механизмом.
Также в механизме государственного контроля должны быть предусмотрены меры ослабления отрицательных влияний в связи с изменениями в макрополитике. И обязательно должны быть учтены нормы применения государственного контроля и стимулироваться возможность независимого стороннего контроля прочих хозяйствующих субъектов.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Басенко А.М., Таранов П.В. Особые экономические зоны как институциональный инструмент мобилизации инвестиционно-финансового потенциала территориального развития // Финансовые исследования. - 2016. - № 1 (50). - С. 20-28.
2. Джуха В.М., Кутелев П.В. Технологии радикального перепроектирования бизнес-процессов // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). - 2015. -№ 1 (49). - С. 166-174.
3. Иванова Е.А. Корпоративная культура как стратегический фактор промышленного предприятия // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). -2014. - № 3 (47). - С. 84-89.
4. Колычева Ж.Я. Перспективные формы взаимодействия властных и предпринимательских структур // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). -2014. - № 4 (48). - С. 111-117.
5. Тяглов С.Г., Воловик В.М. Управление инновационным развитием корпоративных структур в рамках программ ресурсосбережения и повышения энергоэффективности // Terra Economi-cus. - 2011. - Т. 9. - № 2-3. - С. 45-49.
6. Тяглов С.Г., Колычева Ж.Я., Гарибова Е.А. Организация взаимодействия властных и предпринимательских структур малого и среднего бизнеса : моногр. - Ростов н/Д, 2015.
7. Тяглов С.Г., Титова В.М. Инновационное развитие корпораций в рамках экологизации их деятельности : мо-ногр. - Ростов н/Д, 2013.
8. Хайек Ф.А. Цены и производство. - Челябинск: Социум, 2008. - 199 с.
9. Чулков А.С. Повышение эффективности оказания государственных и муниципальных услуг в условиях рыночной экономики // Финансовые исследования. - 2015. - № 4 (49). -С. 182-191.
10. Цепилова Е.С Уточнение содержания корпоративного контроля в хозяйствующих субъектах // Финансовые исследования. - 2015. - № 4 (49). -С. 192-199.
11. Цой Р.А. О влиянии качества корпоративного управления на эффективность российских компаний // Корпоративные финансы. - 2013. - № 1 (25). - С. 104-110.
BIBLIOGRAPHIC LIST
1. Basenko A.M., Taranov P.V. Special economic zones as an institutional tool to mobilize investment and financial
potential of territorial development // Financial Research. - 2016. - № 1 (50). -P. 20-28.
2. Djukha V.M., Kutelev P.V. Technologies of a radical redesign of business processes // Vestnik of the Rostov State University of Economics (RINKH). -2015. - № 1 (49). - P. 166-174.
3. Hayek F.A. Prices and Production. - London: Routledge & Sons, 1931 (2nd revised ed. London: Routledge & Kegan Paul, 1935).
4. Ivanova E.A. Corporate culture as a strategic factor of the industrial enterprise // Vestnik of the Rostov State University of Economics (RINKH). -2014. - № 3 (47). - P. 84-89.
5. Kolytcheva Dz.Ya. Advanced forms of interaction between government and business structures // Vestnik of the Rostov State University of Economics (RINKH). - 2014. - № 4 (48). - P. 111-117.
6. Tchulkov A.S. Improving the effectiveness of public and municipal services in a market economy // Financial Researches. - 2015. - № 4 (49). - P. 182-191.
7. Tsepilova E.S. Refinement of corporate control of content in managing subjects // Financial Researches. - 2015. -№ 4 (49). - P. 192-199.
8. Tsoi R.A. On the corporate governance impact on the efficiency of Russian companies // Corporate Finance. -2013. - № 1 (25). - P. 104-110.
9. Tyaglov S.G., Volovik V.M. Management of innovative development of corporate structures in the framework of resource conservation and energy efficiency programs // Terra Economicus. - 2011. -Vol. 9. - № 2-3. - P. 45-49.
10. Tyaglov S.G., Kolytcheva Dz.Ya., Garibov E.A. Organization of interaction of imperious and enterprise structures of small and medium-sized business : monograph. - Rostov-on-Don, 2015.
11. Tyaglov S.G., Titova V.M. Innovative development corporations under the greening of their operations : monograph. - Rostov-on-Don, 2013.