на основе оценки, сравнения с теми или иными нормами и требованиями. В ходе создания мониторинга качества начального профессионального образования были разработаны локальные акты: модель выпускника, включающая профессиональную подготовку, общеобразовательную подготовку, социализацию и формирование здорового образа жизни; экспертная карта эффективности деятельности преподавателя, мастера; требования к осуществлению лабораторных работ и производственной практики и ряд других регламентирующих документов, которые позволили реализовывать цели и задачи данного мониторинга.
Реализация системы мониторинга качества образования создала условия:
- повышения уровня профессиональной подготовки с 85% в 2007 году до 89% в 2010 году;
- качество обученности - с 62% до 89%;
- получение повышенного квалификационного разряда учащимися - с 45% до 47%;
- увеличение доли аттестованных педагогов на высшую и первую квалификационную категорию с 70% до 78% соответственно.
Наличие данных результатов способствовало переходу училища в другой статус - государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Нерехтский политехнический техникум» Костромской области.
Библиографический список
1. Крыжко В.В., Павлютенков Е.М. Психология в практике менеджера образования. - СПб.: КАРО, 2002. - 304 с.
2. МайоровА.Н. Мониторинг в образовании: Изд. 3-е, испр. и доп. - М.: Интеллект-Центр, 2005. -424 с.
3. Панасюк В.П. Школа и качество: выбор будущего. - СПб.: КАРО, 2003. - 384 с.
УДК 378. 147. 015.31
Саяпин Алексей Васильевич
Педагогический институт Саратовского государственного университета им. Н.Г Чернышевского [email protected]
МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗА К РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ШКОЛЬНИКОВ
В статье представлена модель подготовки студентов педвуза к развитию творческого потенциала школьников на основании рассмотрения моделирования как распространенного общенаучного метода педагогического исследования и технологизации исследуемого процесса через заранее спланированное систематическое и последовательное воплощение на практике системы способов и средств достижения целей. Инвариантными структурными компонентами модели являются целевой и результативный блоки, а вариативными — содержательно-процессуальный и критериально-диагностический блоки.
Ключевые слова: модель, развитие творческого потенциала школьников, профессиональная подготовка.
овременный период развития общества характеризуется изменениями во всех сферах жизнедеятельности человека, скорость протекания которых достаточно высока. Быстрый темп социально-экономических преобразований в стране, увеличивающийся объем информации и наметившиеся тенденции к расширению использования инноваций в профессиональной деятельности человека обусловили изменение требований, предъявляемых обществом к системе высшего и общего образования. В связи с этим исследователи О.М. Железнякова,
А.М. Новиков и другие акцентируют свое внимание на соотношении скорости происходящих изменений в обществе и результатов, возможностей профессиональной подготовки будущих учи-
телей, предполагающих принципиально иной характер знания и качество оперирования им по сравнению с настоящим [4; 6].
Смена образовательной парадигмы высшей школы связана с тем, что сегодня необходимо осуществить переход «от человека образованного к человеку творческому» [3]. Все это ведет к постановке в профессиональной подготовке будущих учителей чрезвычайно важного вопроса об их готовности к творческому труду, к использованию новаторства в профессиональной деятельности, их способности применять появляющиеся новые образовательные и воспитательные модели, технологии, ориентированные на раскрытие творческого потенциала школьников и его развитие, в системе общего образования.
Целевой блок
Цель: подготовка студентов педвуза к развитию творческого потенциала школьников (ТПШ)__________________
Задачи: 1) сформировать интегративные знания о проблеме развития ТПШ; 2) сформировать умения развития ТПШ; 3) научить студентов переносить знания и умения по развитию ТПШ в практическую работу
школы_________________________________________________________________________________________________
Принципы: сочетания теории и практики; творческой индивидуальности; взаимозависимости ТПШ студентов и школьников
_____________________________Содержательно-процессуальный блок______________________________
Содержание: учебные программы дисциплин общепрофессиональной подготовки, программа спецкурса «Творческий потенциал личности и его развитие», спецпрактикум «Технологии, ориентированные на выявление творческого потенциала школьников и его развитие»_________________________________
Поэтапное (мотивационный, познавательный, операционный ) использование форм, методов и средств подготовки студентов к развитию ТПШ
Формы: лекции; семинарские, практические занятия; педагогическая практика; самостоятельная работа студентов; индивидуальные консультации преподавателей Методы: проблемного изложения; анализа педагогических ситуаций; исследовательский метод; портфолио Средства: видеоматериалы; кейс - измерители; опорные карточки терминалов; учебные пособия
Критериально-диагностический блок
Критерии и показатели сформированности уровней готовности студентов к развитию ТПШ:
когнитивный действенный креативный
наличие сформированной системы современных знаний о развитии творческого потенциала личности; признание искусства и творчества одними из важнейших витальных, социальных и профессиональных ценностей сформированность основных умений развития творческого потенциала школьников; наличие опыта внедрения технологий развития творческого потенциала школьников уровень рефлексии процесса подготовки к развитию творческого потенциала школьников; сформи-рованность творческого отношения к педагогической деятельности и умения вносить в нее элементы новизны
Уровни сформированности готовности к развитию ТПШ
информационно- ориентационный процессуально-действенный рефлексивно-творческий
Результативный блок: сформированная готовность к развитию творческого потенциала школьников
________Комплекс педагогических условий эффективной подготовки студентов к развитию ТПШ______________
- психолого-педагогические: повышение качества подготовки в целях наиболее полного раскрытия творческого потенциала студентов;
- методические: теоретико-методическая готовность преподавателей вуза, осуществление педагогической поддержки;
- организационные: обеспечение целесообразного единства аудиторной, внеаудиторной и внеучебной деятельности студентов
Рис. 1. Модель подготовки студентов педвуза к развитию творческого потенциала школьников
В этих условиях ценность подготовки студентов педвуза к развитию именно творческого потенциала школьников (ТПШ) как творцов нашего общества резко возрастает и заключается в поиске и становлении новых целей, отборе содержания образования и технологий подготовки, позволяющих реализовать требования государства, общества, рынка педагогического труда и самой личности студента.
Логика исследования процесса подготовки студентов к развитию творческого потенциала школьников потребовала изучения вопросов, касающихся моделирования как научного метода познания и разработки модели, соответствующей изучаемому процессу. Источником методологических знаний при ее создании явились философские, общенаучные, междисциплинарные, соб-
ственно педагогические идеи, подходы, принципы, а также положения, формирующиеся на основе интерпретации результатов исследования и их рефлексии.
Данная модель представлена на рисунке 1.
Целевой блок модели предполагает обеспечение эффективного протекания процесса подготовки студентов к развитию творческого потенциала школьников и ставит следующие задачи: сформировать интегративные знания о проблеме развития ТПШ; сформировать умения развития ТПШ; научить студентов переносить знания и умения по развитию ТПШ в практическую работу школы.
Постановка таких видов целей, как стратегические, тактические и оперативные (В.А. Сласте-нин и др.), также имеет место в процессе осуществления названной подготовки студентов [7]. Их формулирование связывается с социальным заказом общества, основными направлениями деятельности педагогического вуза, требованиями, предъявляемыми к выпускнику педвуза, а также с интересами, запросами каждого из субъектов образовательного процесса.
Достижение обозначенной цели и задач осуществляется посредством реализации основных принципов. Опираясь на исследования И.Ф. Исаева, А.И. Мищенко, в которых принципы педагогического процесса рассматриваются как основные требования к организации педагогической деятельности, указывают её направление, а в конечном итоге помогают творчески подойти к построению педагогического процесса, в описываемой модели в качестве основных принципов выступают следующие три принципа [7].
Принцип сочетания теории и практики акцентирует внимание, помимо знаниевой составляющей данной подготовки, на активное овладение студентами умениями, навыками, опытом развития творческого потенциала школьников и их применение в системе общего образования.
Принцип творческой индивидуальности предполагает владение студентами умениями обучать школьников с учетом их индивидуальных способностей и возможностей, т.е. их потенциала; содержания образования, отраженного в стандарте общего образования; образовательных потребностей и запросов самих учеников посредством использования индивидуального образовательного маршрута в процессе обучения, в осмыслении понятия которого мы опирались
на позиции авторов С.В. Воробьева, А.П. Тряпи-цыной и др. [9].
Принцип взаимозависимости между состоянием развитости творческого потенциала самих студентов, их отношением к педагогической деятельности, по своей природе имеющей творческий характер, и уровнем развития творческого потенциала школьников.
Содержание подготовки в рассматриваемой модели представлено программами дисциплин общепрофессиональной подготовки педвуза, программой спецкурса и спецпракти-кума, в совокупности направленными на формирование системы структурированного современного знания о развитии творческого потенциала личности, умений оперировать им в практической деятельности по развитию творческого потенциала школьников в соответствии с технологией творчества.
Проведение спецкурса «Творческий потенциал личности и его развитие» обеспечивает получение, закрепление и обобщение знаний, касающихся содержательного наполнения понятия «творческий потенциал личности» и особенностей его развития у школьников в их учебной и внеучебной деятельности.
Спецпрактикум «Технологии, ориентированные на выявление творческого потенциала школьников и его развитие» способствует формированию у студентов умений пользоваться современными моделями и технологиями учебно-воспитательного процесса, умений правильно выбирать их для каждой конкретной ситуации, умений диагностировать, прогнозировать и проектировать у учащихся развитие творческого потенциала заданного уровня и качества.
Мотивационный этап предполагает в процессе подготовки студентов создание установки на творчество, осознание ими смысла творческой природы педагогической деятельности, необходимости повышения уровня развития своего творческого потенциала. Данный этап основывается на ознакомлении студентов с формированием у школьников опыта выполнения отдельных поисковых действий и использования эвристических приемов на основе анализа объектов, явлений, процессов, ситуаций, а также определении логики поиска решений нетиповых задач. Предметным содержанием выступают реальные проблемы педагогической деятельности в учреждениях высшего и общего образования.
Познавательный этап направлен на формирование знания основ теории педагогического творчества; определение значения творчества в профессиональной деятельности учителя; выделение особенностей творческого педагогического процесса; рассмотрение общих характеристик творческой личности, творческого процесса и мыслительной деятельности; осознание необходимости введения инноваций в педагогическую деятельность. Этап характеризуется практическим освоением студентами основных умений и конкретных действий по развитию у школьников их творческого потенциала, приобретением в период прохождения педагогических практик опыта внедрения различных технологий, способствующих развитию творческого потенциала школьников, в педагогический процесс общеобразовательных школ.
Операционный этап предполагает выполнение студентами индивидуально-творческой работы, основанной на способах творческого проектирования; обеспечение рефлексии протекания исследуемого процесса. Деятельность студентов нацелена на проведение проектирования, испытаний, экспериментирования по проявлению у учащихся творческого потенциала, посредством включения их в различные виды деятельности и его развитие.
Взаимодействие преподавателей и студентов осуществляется посредством комплекса форм и методов, реализуемых преподавателями в процессе профессиональной подготовки в педвузе. В качестве форм обучения применяются разнообразные виды лекций с изложением учебного материала, содержащего различные аспекты изучаемой нами проблемы; практические занятия, предполагающие выполнение студентами индивидуальных заданий проблемного характера; самостоятельная работа студентов; индивидуальные консультации с преподавателями.
В рамках критериально-диагностического блока модели на базе теории уровневого подхода к педагогическим исследованиям авторов
В.П. Беспалько и других нами были разработаны критерии и показатели, на основе которых дано качественное и количественное описание уровней сформированности готовности студентов к развитию творческого потенциала школьников: информационно-ориентационный, процессуально-действенный и рефлексивно-творческий.
Результативный блок представлен сформированной готовностью студентов к развитию творческого потенциала школьников.
Разработанная модель внедрялась в образовательный процесс педагогического вуза согласно созданным нами педагогическим условиям. В работах В.И. Андреева, В.В. Краевского и других авторов понятие «педагогические условия» определяются как совокупность факторов, обстоятельств, внешних и внутренних требований и параметров [1; 5]. Рассматривая педагогические условия, М.М. Поташник справедливо отмечает, что необходимым условием развития творческих способностей у личности обучающегося является создание специальных учебных дисциплин, которые бы позволяли обучать творческой деятельности [5]. Под созданием педагогических условий мы понимаем совокупность организационно-педагогических мероприятий, выполнение которых обеспечит достижение определенного профессионального уровня готовности у студентов педагогического вуза, необходимого для осуществления развития творческого потенциала школьников.
Анализ теоретических и методических исследований в рамках теории и практики исследуемой нами подготовки студентов из всего многообразия условий с учетом ее особенностей позволил выделить комплекс педагогических условий, оптимальных для реализации авторской модели, которые также представлены на рисунке 1.
Опытно-экспериментальная работа по проверке эффективности данной модели проводилась на базе Педагогического института СГУ имени Н.Г. Чернышевского. В качестве контрольной и экспериментальной групп были определены группы студентов отделения немецкого языка факультета иностранных языков и факультета педагогики, психологии и начального образования соответственно. Анализ хода и результатов внедрения модели в образовательный процесс педвуза показал на основании их сопоставления эффективность предложенных теоретических и прикладных решений организации процесса подготовки студентов педвуза к развитию творческого потенциала школьников.
Библиографический список
1. Андреев В.И. Педагогика. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 608 с.
2. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. - Воронеж, 1977. - 304 с.
3. Библер B.C. Диалог культур (философия, психология, педагогика) // Первое сентября. -1998. - С. 10-23.
4. Железнякова О.М. Дополнительность как метапринцип педагогики. - Ульяновск: Сибирская книга, 2006. - 186 с.
5. Краевский В.В. Соотношение педагогической науки и педагогической практики. - М.: Знание, 1977. - 64 с.
6. Новиков А.М. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении (деловые советы). - М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1998. - 134 с.
7. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов и др. - М.: Академия, 2002. - 576 с.
8. Поташник М.М. Профессиональные объединения педагогов. - М.: Наука, 2002. - 234 с.
9. Тряпицына А.П. Организация творческой учебно-познавательной деятельности школьников. - Л., 1989. - 91 с.
УДК 378
Уварова Любовь Рудольфовна
кандидат педагогических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
ПРОГРАММНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ВУЗЕ
В статье представлены обучающие компьютерные программы по педагогике, которые позволяют решать задачи информатизации, интенсификации, повышения эффективности процесса обучения*.
Ключевые слова: информатизация, педагогические технологии, электронный самоучитель, интерактивный словарь.
В современных условиях педагогу необходимо ориентироваться в широком спектре инновационных подходов к конструированию учебных материалов нового поколения. В проекте «Информатизация системы образования 2005-2010 гг.» указано: «Решается проблема создания широкого спектра учебных материалов «нового поколения» и поддержки развития творческой работы педагогов и педагогических коллективов для эффективной работы с этими материалами». Использование информационных технологий в учебном процессе позволяет повысить качество и эффективность подготовки специалистов, дает возможность осуществлять дифференцированный подход к обучению студентов с учетом их индивидуальных особенностей. Средства информационных технологий позволяют осуществлять взаимодействие между преподавателем и студентом в диалоговом режиме. Такое взаимодействие облегчает процесс обмена информацией. Сочетание традиционных методов и средств обучения с современными компьютерными технологиями способствует повышению успеваемо-
сти студентов, стимулирует развитие самостоятельной работы.
В процессе самоподготовки современные студенты широко используют информационные ресурсы, которые можно получить с помощью компьютерных технологий. К ним относятся учебные материалы кафедр, ресурсы 1Ш:ете^ электронные пособия и хранилища электронных библиотек, которые могут быть просмотрены с помощью удаленного доступа. В процессе использования мультимедийных программ у студентов повышается уровень активности, интерес к самому предмету. Опыт использования таких программ позволяет сделать вывод о том, что они являются важным средством самоорганизации труда и самообразования студентов. Студенты с помощью данных программ могут восстановить пропущенный и забытый материал, могут работать и во внеурочное время. Самостоятельная работа является обязательным элементом любого обучения. К знаниям и умениям будущих специалистов предъявляются новые требования в достижении высокого уровня квалификации. При современных темпах развития информаци-
* Программы выполнены студентами физико-математического факультета специальности «Информатика» Н. Архиповой, А. Виноградовым, Т. Коноваловой, А. Ополовниковым, М. Панковой, М. Пешковым при осуществлении научного и методического руководства преподавателя Л.Р. Уваровой.