ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА
ПОДДЕРЖКИ ОБУЧЕНИЯ
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ПО ПРОФИЛЮ «МАТЕМАТИКА» К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Д.А. Абдуллаев
Кафедра информатики Чеченский государственный педагогический институт ул. Киевская, 33, Грозный, Россия, 364031
В работе описана модель формирования готовности будущих бакалавров по профилю «Математика» к использованию интернет-технологий в образовательном процессе, включающая блок целеполагания, содержательный, организационный, критериально-оценочный и результативный блоки. Дана краткая характеристика составляющим данных блоков.
Ключевые слова: интернет-технологии, будущий бакалавр, модель готовности, блоки, компоненты.
В научной литературе даются разнообразные определения модели в зависимости от специфики исследуемого объекта. Педагог Н.С. Пряжников [2] считает, что модель позволяет установить взаимосвязи вычлененных компонентов, определенные особенности в условиях протекания каждого этапа. Модель позволяет определить цель исследования, задачу каждого этапа, подобрать оптимальные средства достижения каждого этапа.
В нашем исследовании под моделью понимается специально спроектированный объект, обладающий необходимой степенью подобия исходному, адекватной целям исследования готовности как педагогического явления.
Слово «формирование» широко используется в психологии, педагогике, философии и трактуется как процесс становления человека как социального существа под влиянием определенных факторов — социальных, экономических, психологических. Педагогический процесс в педвузе представлен соответствующей моделью подготовки будущих бакалавров к педагогической деятельности.
Моделирование, являясь одним из методов научного исследования, широко применяется в педагогике. Метод моделирования является интегративным, он по-
зволяет объединить эмпирическое и теоретическое в педагогическом исследовании, т.е. сочетать в ходе изучения педагогического объекта эксперимент с построением логических конструкций и научных абстракций.
Представляем модель формирования готовности будущих бакалавров по профилю «Математика» к использованию интернет-технологий в образовательном процессе, состоящую из блока целеполагания, содержательного, организационного, критериально-оценочного и результативного блоков.
Первым структурным элементом модели является цель, определяемая как формирование готовности будущих бакалавров к использованию интернет-технологий в образовательном процессе. Следует учитывать, что цель формирования готовности будущих бакалавров к использованию интернет-технологий в образовательном процессе, содержание высшего профессионального образования обусловлены в современных условиях требованиями государства и работодателей, так как готовность к использованию интернет-технологий проявляется и функционирует в процессе практической (профессиональной) деятельности.
В блок целеполагания включены задачи формирование готовности будущих бакалавров к использованию интернет-технологий в образовательном процессе.
Учитывая специфику формирования готовности будущих бакалавров по профилю «Математика» к использованию интернет-технологий в образовательном процессе, следует отметить, что в результате внедрения модели в образовательный процесс вуза происходит оптимизация основных «параметров» их становления на основе проявления всех субъектов. Этими субъектами являются: бакалавр как субъект инновационной профессиональной деятельности и его научно-познавательные способности (творческая активность, мотивация, самостоятельная работа, познавательный интерес, стремление к самосовершенствованию); профессорско-преподавательский состав, который оказывает учебно-воспитательное воздействие на студента; положительный психологический климат на факультете; материально-техническое обеспечение вуза; оптимизация и формирование соответствующей мотивационной информационной образовательной среды.
В содержательный блок модели включены следующие компоненты структуры готовности будущих бакалавров к использованию интернет-технологий: мотива-ционный, когнитивный, операциональный, эмоционально-волевой и коммуникативный.
Опишем основные составляющие организационного блока — формы, методы, средства, подходы и принципы.
Всем известны традиционные формы в виде лекций, семинаров, экзаменов, зачетов и др. В современных информационно-образовательных средах при интернет-обучении они имеют свои особенности, трансформируются в части их организации и в сфере психологического состояния обучающихся. За ними можно оставить прежние названия с добавлением приставки «Э» (электронные, например, Э-лекция и т.д.).
Из множества форм обучения с использованием интернет-технологий, которые рассматриваются А.А. Андреевым [1], в системе подготовки будущих бакалавров нами выбраны:
1) электронная лекция (Э-лекция);
2) электронный семинар (Э-семинар);
АбдуллаевД.А. Модель формирования готовности будущих бакалавров по профилю «Математика»...
3) электронная учебная игра (Э-учебная игра);
4) электронные индивидуальные задания (Э-индивидуальные задания);
5) практикумы и лабораторные работы при сетевом обучении.
Применение современных средств информационных и телекоммуникационных технологий, прежде всего интернета, повысило потенциал лекций. В информационно-образовательных средах Э-лекции могут быть текстовыми, звуковыми и визуальными. Они могут проводиться в реальном и нереальном «отложенном» времени, фронтально и индивидуально.
Электронные (удаленные, виртуальные) семинары отличаются тем, что в общем случае участники разделены во времени и пространстве. В исследовании мы рассматриваем Э-семинар в форме доклада, когда студенты заранее готовят доклады, которые представляются в виде презентаций, обсуждаются в форме дискуссии.
В Интернете электронные игры реализуются достаточно эффективно с помощью форумов и электронной почты по тому же сценарию, что и очные, и могут проводиться в реальном или отложенном времени.
Электронные индивидуальные задания — достаточно гибкий жанр письменной работы, своего рода аналог задачи в естественно-научных дисциплинах. Наиболее распространены такие задания, как проработка первоисточника учебной информации, поиск первоисточников в сети, каталогизация и др.
Результаты работы при выполнении индивидуального задания могут быть оформлены в разных формах, например, в виде реферата либо эссе. Под эссе понимаются относительно свободные рассуждения студента по теме, заданной преподавателем.
Последней формой, которую мы рассматриваем в организационном блоке, являются практикумы и лабораторные работы при сетевом обучении.
При сетевом обучении возможны два пути реализации лабораторных работ:
— обеспечить удаленный доступ обучающегося по сети к лабораторной установке;
— имитировать (моделировать) процесс на компьютерной модели непосредственно на рабочем месте студента. В этом случае программное обеспечение либо скачивается на пользовательский компьютер, либо доставляется традиционным способом (почтой, транспортом).
Рассмотренные организационные формы обучения являются общими. Они применяются как самостоятельные и как элемент семинара и практических, лабораторных занятий. В качестве методов изложения содержания образования, демонстрирующих готовность будущих бакалавров к использованию интернет-технологий рассматриваются: проблемное изложение, исследовательский метод и метод проектов. В качестве средств обучения, определяющих готовность будущих бакалавров к использованию интернет-технологий в образовательном процессе, нами разработаны: курс по выбору «Интернет-технологии в математическом образовании», образовательные интернет-сайты по математике и электронное портфолио.
Модель разрабатывалась на основании системного, деятельностного, компе-тентностного и личностно-ориентированного подходов к организации педагогического процесса, которые включены в организационный блок. Для характеристики уровней сформированности готовности к использованию интернет-технологий
как сложного личностного качества целесообразно выделить критерии, детально отражающие содержание каждого компонента, которые составляют основу критериально-оценочного блока модели готовности будущих бакалавров по профилю «Математика» к использованию интернет-технологий в образовательном процессе.
Сформированность мотивационного компонента готовности к использованию интернет-технологий определяется мотивационно-ценностным критерием, дающим возможность оценить настрой на профессиональную деятельность, интерес к ней, мотивацию на ее овладение, устойчивое стремление к успеху и к самообразованию в профессии.
Формирование когнитивного компонента мы определяем посредством профессионально-гностического критерия, дающего возможность провести анализ когнитивной сферы будущих бакалавров, выявить уровень знаний, умений и навыков в сфере использования интернет-технологий.
Операциональный компонент готовности к использованию интернет-технологий мы определяем с помощью профессионально-деятельностного критерия, способствующего выявлению у студентов бакалавриата умения применять научно-исследовательский инструментарий в решении типовых и нестандартных задач в будущей профессиональной деятельности, владение навыками самостоятельного научно-исследовательского творчества.
Эмоционально-волевой компонент готовности к использованию интернет-технологий мы определяем посредством эмоционально-оценочного критерия, выявляя у будущих бакалавров по профилю «Математика» наличие готовности к риску, мобильности, гибкости, эмоциональной устойчивости.
Сформированность содержательных характеристик коммуникативного компонента выявляем посредством профессионально-коммуникативного критерия, позволяющего провести анализ развития коммуникативных качеств, умений и навыков будущих бакалавров.
Отразив детально содержание каждого из компонентов готовности к использованию интернет-технологий и определив критерии их сформированности, мы определили три уровня их возможной сформированности: низкий, средний и высокий.
В исследовании для оценки оптимальности воздействия на личность будущих бакалавров по профилю «Математика» использован весь критериально-оценочный блок и входящие в них критерии и показатели, позволившие содержательно описать особенности становления готовности к использованию интернет-технологий в образовательном процессе на каждом из выделенных уровней в исследуемых группах студентов бакалавриата.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Андреев А.А. Введение в Интернет-образование: Учебное пособие. — М.: Логос, 2003.
[2] Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. — М.: Воронеж,
2006.
Абдуллаев Д.А. Модель формирования готовности будущих бакалавров по профилю «Математика».
LITERATURA
[1] Andreev A.A. Vvedenie v Intemet-obrazovanie: Uchebnoe posobie. — M.: Logos, 2003.
[2] Prjazhnikov N.S. Professional'noe i lichnostnoe samoopredelenie. — M.: Voronezh, 2006.
MODEL OF FORMING PREPAREDNESS
OF FUTURE BACHELORS IN THE FIELD OF MATHEMATICS» TO USE INTERNET TECHNOLOGIES IN EDUCATIONAL PROCESS
D.A. Abdullaev
Department of informatics Chechen state pedagogical Institute Kiyevskaya str., 33, Grozny, Russia, 364031
The model of forming preparedness of future bachelors on the Mathematics profile to use of Internet technologies in the educational process, including is described: goal-setting block, substantial, organizational, criteria and estimated and productive blocks. The short characteristic to components of these blocks is given.
Key words: Internet technologies, future bachelor, readiness model, blocks, components.