9. Фан И.Б. Без отцов: проблемы социализации в российской истории культуре и политике //
Философия образования. 2013. № 6 (51). С. 79-87. * * *
1. Zubarev S.M. Hrustal'nyj kupol fantazij. M.: Academia, 2011.
2. Ignatova O.V. «Krizis otcovstva» kak indikator gendernoj asimmetrii // Aktual'nye problemy psihologicheskogo znanija. 2010. № 2. S. 50-57.
3. Kon I.S. Muzhchina v menjajushhemsja mire. M.: Vremja, 2009.
4. Levinson A. Nashi M i nashi Zh // Nepri-kosnovennyj zapas. 2011. № 2 (76). S. 136-140.
5. Makarenko A.S. Pedagogicheskie sochinenija: v 8 t. M.: Pedagogika, 1985.
6. Makarenko A.S. Publichnye vystuplenija (19361939 gg.). Elec: EGU im. I.A. Bunina, 2012.
7. Ob utverzhdenii Strategii razvitija vospita-nija v RF na period do 2025 goda: Rasporjazhenie Pravitel'stva RF ot 29.05.2015 N 996-r [Jelektron-nyj resurs]. URL: http://www.consultant.ru/law/hot-docs/43281.html data obrashhenija: 15.01.2017).
8. Strategija gosudarstvennoj kul'turnoj politiki na period do 2030 goda: utv. Rasporjazheniem Pravitel'-stva RF ot 29 fevralja 2016 g. № 326-r [Jelektron-nyj resurs]. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/71243400/#ixzz4RWG0X1T3 (data obrashhenija: 15.01.2017).
9. Fan I.B. Bez otcov: problemy socializacii v rossijskoj istorii kul'ture i politike // Filosofija obra-zovanija. 2013. № 6 (51). S. 79-87.
Guidelines of paternal education
in the mirror of the pedagogical heritage
of A.S. Makarenko
The article deals with the search for value and meaning and practical guidelines of fatherhood described by the author as the problematic segment of modern family education. The information about the aspects of research of fatherhood phenomenon is under consideration in the article. The monographic analysis of the pedagogical heritage of A.S. Makarenko is carried out; based on this analysis the original topology of the guidelines of paternal education is summarized.
Key words: family, fatherhood, paternal education, paternal pedagogy, guidelines, Makarenko.
(Статья поступила в редакцию 17.02.2017)
Т.в. гРЕБЕнщиковА
(новокузнецк)
модель педагогической поддержки эмоционально-экспрессивного развития детей в дошкольной образовательной организации
Представлена модель педагогической поддержки эмоционально-экспрессивного развития дошкольников, ключевой идеей которой является содействие ребенку в его индивидуально-своеобразном эмоционально-экспрессивном развитии. Обосновывается целесообразность реализации педагогической поддержки эмоционально-экспрессивного развития дошкольников в свете внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Ключевые слова: эмоционально-экспрессивное развитие, педагогическая поддержка, модель, эмоциональное благополучие.
Модернизация дошкольного образования, обусловленная принятием нового Федерального закона «Об образовании в РФ» (2012 г.) и Федерального государственного стандарта дошкольного образования (2013 г.), привела к перестройке взгляда на дошкольный период детства как самоценный в развитии личности, как важный этап процесса интеграции ребенка в современное социокультурное пространство. В качестве ключевых ориентиров выступают:
- психолого-педагогическая поддержка позитивной социализации и индивидуализации, развития личности ребенка дошкольного возраста;
- обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
- развитие социально-адаптивной личности, способной выстраивать доброжелательные взаимоотношения с окружающими людьми [2].
Дошкольное детство - важный период в овладении основными культурными способами совместной деятельности, формировании положительного отношения к другим людям и самому себе. Активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми предполагает наличие способности договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать
© Гребенщикова Т.В., 2017
педагогические науки
неудачам и радоваться успехам окружающих, адекватно проявлять свои чувства. освоение ребенком социально ценных способов поведения и общения базируется на понимании им своих и чужих эмоциональных состояний, овладении экспрессивными средствами самовыражения. необходимым условием формирования личности, владеющей социально значимыми способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, выступает эмоционально-экспрессивное развитие [5].
в результате проведенного исследования мы установили, что эмоционально-экспрессивное развитие в дошкольном возрасте представляет собой динамический процесс количественных и качественных изменений в восприятии, понимании и овладении ребенком эмоциональной экспрессией, переход ее в систему социально-нравственных чувств и окультуривание эмоционально-экспрессивных реакций [2]. мы исходим из того, что эмоционально-экспрессивное развитие является естественным процессом развития эмоциональности и экспрессивной выразительности ребенка-дошкольника, направленным на социализацию («окультуривание») и индивидуализацию (обретение индивидуального своеобразия). в этой связи наиболее приемлемой стратегией взаимодействия педагога с детьми по решению задач эмоционально-экспрессивного развития воспитанников является педагогическая поддержка.
в научной литературе (о.С. Газман, н.Б. Крылова, С.М. Юсфин и др.) педагогическая поддержка рассматривается в качестве механизма реализации личностно ориентированного образования, где в центре внимания находится ребенок как субъект, способный к саморазвитию, а смысл педагогической деятельности видится в ее направленности на становление индивидуальности ребенка. В исследованиях н.Б. крыловой данная категория определяется как фундаментальное понятие, выражающее существенные свойства педагогической деятельности нового типа, ориентированной на саморазвитие каждого ребенка [4]. О.С. Газман рассматривает педагогическую поддержку в качестве особой деятельности педагога по оказанию превентивной и оперативной помощи детям, стимулированию развития ребенка как индивидуальности [1]. Как профессиональную кооперацию специалистов по обеспечению индивидуального развития ребенка в рамках социокультурного пространства и пространства его жиз-
недеятельности определяет данную категорию С.М. Юсфин [6].
В рамках нашего исследования видим необходимость уточнения понятия педагогической поддержки эмоционально-экспрессивного развития. Определяем его как содействие ребенку в его индивидуально-своеобразном эмоционально-экспрессивном развитии, оказание помощи в осознании и принятии дошкольником своих эмоций и экспрессии, сохранение индивидуальности эмоционально-экспрессивных проявлений и придание им социальной направленности [2].
Разработанная нами модель педагогической поддержки эмоционально-экспрессивного развития детей в дошкольной образовательной организации базируется на двух исходных положениях, обосновывающих целевую и процессуальную сущность модели. Целевой основой стала направленность педагогической поддержки на принятие и развитие индивидуальности ребенка в проживании и выражении своих эмоций, характерных способов, степени интенсивности и самобытности экспрессивного самовыражения. Процессуальной основой выступает оказание помощи ребенку в преодолении противоречий, возникающих на стыке между индивидуальными, непосредственными эмоционально-экспрессивными проявлениями ребенка и социальными требованиями в виде устоявшихся норм и правил культурного (социально приемлемого) выражения эмоций. Таким образом, мы считаем, что педагогическая поддержка эмоционально-экспрессивного развития ребенка должна быть направлена на предвидение и предупреждение возможных затруднений (см. рис. 1 на с. 72).
Тремя китами модели педагогической поддержки эмоционально-экспрессивного развития дошкольников стали культурологический, личностно ориентированный и системный подходы, определившие способы организации наших действий.
Культурологический подход предполагает создание условий для самоопределения личности в культуре, приобщение ребенка к различным пластам культуры, в том числе эмоциональной, определяет необходимость оказания помощи ребенку в понимании эмоциональных проявлений человека, способов экспрессивного самовыражения, предполагает педагогическую работу, направленную на формирование у детей знаний социальных норм, традиций и правил выражения эмоций, понимание ребен-
известия вгпу
Социализация
«Я должен»
Усвоение социальных предписаний эмоционально-экспрессивного поведения, принятых норм эмоционального выражения
пути разрешения противоречий
Педагогическая поддержка
«Ямогу»\ имею право выбора; владею
Педагог
принимает поддерживает
г 1 г
Индивидуализация
«Я как есть» или «Я хочу»
Проявление своего экспрессивного Я, самобытный рисунок эмоционально-экспрессивных проявлений
Ребенок
Признает Признает
за адекватность
ребенком эмоционально-
право экспрессивных
проявлять реакции
эмоции (одобряет)
Ориентируется на
эмоциональное состояние другого, проявляет эмпатию. Осваивает социально значимые способы выражения эмоционального самовыражения
Рис. 1. Структура возникновения и разрешения противоречий в эмоционально-экспрессивном развитии ребенка и место педагогической поддержки [2]
ком способов выражения эмоций, ориентацию на эмоциональное состояние в процессе взаимодействия с другими людьми.
С позиции личностно ориентированного подхода педагогическая поддержка эмоционально-экспрессивного развития должна осуществляться на основе учета индивидуально-психологических особенностей дошкольников и содействовать эмоциональному самовыражению ребенка. Направлениями педагогической поддержки становятся вовлечение детей в различные виды деятельности, имеющие эмоционально-экспрессивную окрашенность (игровую, изобразительную, музыкальную и др.), создание соответствующей эмо-
ционально-развивающей среды в дошкольной образовательной организации.
Модель педагогической поддержки эмоционально-экспрессивного развития детей дошкольного возраста мы разрабатывали с опорой на системный подход, определивший основные ее черты: целостность, структуризацию, множественность и системность. Определяя границы моделируемой системы, мы исходили из того, что процесс эмоционально-экспрессивного развития дошкольников выступает в качестве самостоятельного звена педагогического процесса детского сада в рамках реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». Педаго-
гическая поддержка эмоционально-экспрессивного развития осуществляется в различных видах детской деятельности и естественно вписывается в установленный в образовательной организации режим дня, находит отражение в различных его моментах.
Исходя из особенностей эмоционально-экспрессивного развития ребенка в дошкольном возрасте, мы выделили два периода: пропедевтический (накопления эмоционального опыта детьми 3-4 лет) и период собственно эмоционально-экспрессивного развития детей 4-7 лет [2]. Педагогическая поддержка на разных периодах эмоционально-экспрессивного развития детей приобретает свои особенности, и это находит отражение во всех структурных компонентах системы.
модель педагогической поддержки эмоционально-экспрессивного развития дошкольников представляет собой систему, состоящую из взаимосвязанных структурных компонентов: целевого, содержательного, технологического, результативного (см. рис. 2 на с. 74).
Целевой компонент заключается в следующем. основная (стратегическая) цель -амплификация эмоционально-экспрессивного развития ребенка через обогащение способов и средств эмоционального взаимодействия с окружающей действительностью, людьми и самим собой. основными задачами эмоционально-экспрессивного развития детей младшего дошкольного возраста являются содействие накоплению эмоционального опыта, расширение и дифференциация эмоционального реагирования, эмоционально-экспрессивных проявлений [Там же].
Задачи педагогической поддержки эмоционально-экспрессивного развития детей на основном этапе представлены следующими блоками:
1) содействие осознанию ребенком своих эмоционально-экспрессивных проявлений:
- уточнение представлений детей об эмоциях и способах их передачи посредством мимики, позы, жеста, интонации;
- содействие познанию ребенком своих эмоций и экспрессивного репертуара;
- обогащение представлений ребенка о важности и значимости эмоций, чувств и их внешнего выражения в экспрессии в процессе общения;
- формирование словаря эмоций;
2) развитие у детей способности проявлять эмоции социально приемлемыми способами:
- побуждение ребенка к выражению своих эмоций и чувств в различных жизненных ситуациях;
кие науки -
- подведение ребенка к осознанию культурных норм выражения эмоций;
- развитие произвольности в выражении ребенком своих эмоций;
- побуждение ребенка к выражению своей любви к близким людям, симпатии к окружающим;
- развитие эмпатии, заботливого отношения к окружающим, основанного на понимании эмоционального состояния другого;
3) побуждение детей к творческому эмоционально-экспрессивному самовыражению:
- развитие творческого воображения и творческих способностей в процессе совместной деятельности (игровой, коммуникативной, художественно-эстетической);
- побуждение к поиску способов творческой самореализации ребенка в различных видах деятельности;
- воспитание культуры эмоционального самовыражения ребенка [2].
Каждый блок задач реализуется с учетом возможностей восприятия, понимания и выражения эмоций детьми на разных возрастных этапах дошкольного детства, постепенного расширения диапазона распознаваемых и передаваемых ребенком эмоций и экспрессии.
Содержательный компонент представлен направлениями педагогической поддержки эмоционально-экспрессивного развития, выделенными на основе анализа областей возможных затруднений. выделяем четыре основных области затруднений [Там же]:
1) в понимании своей эмоциональности и экспрессивных (выразительных) возможностей своего тела;
2) во внешнем проявлении эмоций;
3) во взаимодействии со взрослыми и сверстниками, успех которого обусловлен развитой способностью распознавать эмоционально-экспрессивные проявления другого, выражать сочувствие;
4) в способах эмоциональной разрядки (снятии эмоционального напряжения).
осознание областей, в которых могут возникнуть затруднения, позволило выделить направления педагогической поддержки эмоционально-экспрессивного развития ребенка:
1) поддержка ребенка в понимании своих эмоций и экспрессии;
2) содействие в овладении эмоциональной экспрессией;
3) поддержка во взаимодействии с окружающими, помощь в понимании эмоций другого и проявлении эмпатии;
Рис. 2. Модель педагогической поддержки эмоционально-экспрессивного развития детей в дошкольной образовательной организации [2]
педагогические науки
4) помощь в снятии эмоционального напряжения [2].
Таким образом, содержанием работы стали:
- формирование у ребенка представлений об эмоциях и экспрессии человека;
- формирование умений распознавать эмоции и демонстрировать социально приемлемые способы эмоционального реагирования;
- расширение опыта эмоционально-экспрессивного самовыражения и эмпатийного отношения к другому человеку.
в содержательный компонент педагогической поддержки эмоционально-экспрессивного развития детей мы включили три раздела.
1. «Давайте познакомимся!» (или «Я - человек чувствующий»). в рамках данного раздела происходит знакомство детей с эмоциями и экспрессией человека, подведение их к осознанию своих эмоций и своего экспрессивного репертуара.
2. «Я - выразительный человек». Работа в этом разделе направлена на познание детьми выразительных возможностей своего тела, совершенствование представлений о роли мимики, жеста, позы, движения, интонации в передаче настроения; формирование социально приемлемых способов проявления эмоций.
3. «Я - это Я». Творческое эмоционально-экспрессивное самовыражение детей в различных видах деятельности: игровой, коммуникативной, художественно-эстетической. Игры и упражнения на развитие эмпатии [Там же].
Технологический компонент включает в себя разнообразные методы, средства, формы реализации педагогической поддержки эмоционально-экспрессивного развития детей в дошкольной образовательной организации, отбор которых производился в соответствии с выделенными направлениями и возрастными особенностями детей. Очевидно, что осуществление педагогической поддержки предполагает использование разнообразных педагогических методов и приемов. в ходе работы нами выделены четыре группы методов педагогической поддержки эмоционально-экспрессивного развития детей [Там же].
Первая группа - это методы ознакомления и осмысления эмоций и экспрессии (рассказ, беседа, показ книжных иллюстраций, рассматривание фотографий и др.). Данные методы позволяют расширить и уточнить представления детей об эмоциях и их внешнем выражении; установить причины, вызывающие те или
иные переживания; выделить средства распознавания эмоции (мимика, пантомимика).
В то рая группа - методы освоения эмоциональной экспрессии - способы взаимодействия педагога с детьми, в ходе которого ребенок открывает выразительные возможности своего тела, учится управлять своей экспрессией, выражает себя в различных эмоционально-экспрессивных проявлениях. Они, в свою очередь, могут быть направлены на развитие произвольности в выражении эмоций (игры, упражнения, мимические и пантомимические этюды и др.); эмоциональное самовыражение (методы эмоционально-образного перевоплощения, ролевые творческие игры, упражнения творческого характера, драматизация и др.).
Третья группа - методы эмоционально-экспрессивного взаимодействия, которые помогают развивать у детей коммуникативную экспрессию, способствуют формированию умений откликаться на эмоциональное состояние партнера, проявлять сопереживание. Данная группа представлена разнообразными коммуникативными играми, парными и групповыми упражнениями, этюдами, тренингами (коммуникативными, танцевально-экспрессивными) и др.
Четвертая группа - методы снятия эмоционального напряжения, позволяющие осуществить эмоциональную и физическую разрядку, тонизировать эмоциональное состояние ребенка. в эту группу входят релаксационные методы (метод активной нервно-мышечной релаксации, дыхательные техники, визуально-кинестетические техники); психогимнастика; эмоциональный аутотренинг через эмоциональную идентификацию (отождествление) с любым персонажем; методы музыкоте-рапии и др.
Умелый выбор и сочетание перечисленных методов позволит эффективно осуществлять педагогическую поддержку эмоционально-экспрессивного развития дошкольников. Решение ее задач предполагает разнообразные формы организации детской деятельности: игры (сюжетно-ролевые, дидактические, драматизации, эмоционально-экспрессивные [3]), тренинговые занятия (начиная со средней группы), работа с альбомом эмоций, экраном настроений; развлечения; различные формы кружковой работы в области музыкальной, изобразительной и театрализованной деятельности. Необходимыми условиями педагогической поддержки эмоционально-экспрессивного развития детей в детском саду вы-
ступают придание детской деятельности эмоционально-насыщенного, экспрессивного характера; насыщение предметной среды дошкольной образовательной организации эмоционально-развивающими средствами; обеспечение эмоционального благополучия; эмоционально-экспрессивное поведение педагога; мониторинг процесса эмоционально-экспрессивного развития ребенка [2].
Результативный компонент определяет эффективность функционирования предлагаемой модели. выражается он прежде всего в повышении уровня эмоционально-экспрессивного развития дошкольников, позволяющего эффективно реализовывать себя во взаимодействии с другими. Представлен данный компонент разработанными критериями и показателями эмоционально-экспрессивного развития детей и включает мониторинг данного процесса с целью его коррекции и повышения эффективности. Результат работы может быть выражен в том, что ребенок:
- имеет представления о базовых эмоциях, а также их выражении в мимике, пантомимике, вокальной интонации;
- может назвать эмоциональное состояние человека, изображенного на картинке, выразить в слове свои переживания, охарактеризовать эмоции другого человека;
- демонстрирует культуру эмоционального самовыражения: знает принятые в обществе способы выражения эмоций; умеет управлять своими эмоциями и экспрессией;
- умеет проявлять симпатию, расположение, заботливое отношение к сверстнику и взрослому;
- умеет регулировать свои действия и эмоциональные реакции в соответствии с эмоциональным состоянием другого;
- овладел некоторыми способами эмоционально-экспрессивного самовыражения в различных видах деятельности (игровой, коммуникативной, художественно-эстетической).
Разработанная модель педагогической поддержки эмоционально-экспрессивного развития детей в дошкольной образовательной организации позволяет реализовать индивидуальную траекторию эмоционально-экспрессивного развития ребенка и содействует социализации эмоционально-выразительных реакций дошкольника. Экспериментальным путем определены жизнеспособность, продуктивность и востребованность разработанной модели педагогической поддержки эмоционально-экспрессивного развития детей в дошкольной образовательной организации.
список литературы
1. Газман О.С. Воспитание и педагогическая поддержка детей // Народное образование. 1998. № 8. С. 108-111.
2. Гребенщикова Т.В. Педагогическая поддержка эмоционально-экспрессивного развития детей в дошкольном образовательном учреждении: дис. ... канд. пед. наук. Новокузнецк, 2011.
3. Ежкова Н.С. Теория и практика эмоционально развивающего воспитания и образования детей дошкольного возраста: дис. ... д-ра пед. наук. М., 2009.
4. Крылова Н.Б. Индивидуализация ребенка в образовании: проблемы и решения // Школьные технологии. 2008. № 2. С. 34-41.
5. Разенкова Н.Е. Теоретические аспекты эмоционально-экспрессивного развития личности // Сибирский педагогический журнал. 2010. № 6. С. 296-304.
6. Юсфин С.М. Педагогическая поддержка в
школе // Народное образование 1998. № 8. С. 112-115. * * *
1. Gazman O.S. Vospitanie i pedagogicheskaja podderzhka detej // Narodnoe obrazovanie. 1998. № 8. S. 108-111.
2. Grebenshhikova T.V. Pedagogicheskaja podderzhka jemocional'no-jekspressivnogo razvitija detej v doshkol'nom obrazovatel'nom uchrezhdenii: dis. ... kand. ped. nauk. Novokuzneck, 2011.
3. Ezhkova N.S. Teorija i praktika jemocional'no razvivajushhego vospitanija i obrazovanija detej doshkol'nogo vozrasta: dis. ... d-ra ped. nauk. M., 2009.
4. Krylova N.B. Individualizacija rebenka v obra-zovanii: problemy i reshenija // Shkol'nye tehnologii. 2008. №2. S. 34-41.
5. Razenkova N.E. Teoreticheskie aspekty jemo-cional'no-jekspressivnogo razvitija lichnosti // Sibir-skij pedagogicheskij zhurnal. 2010. №6. S. 296-304.
6. Jusfin S.M. Pedagogicheskaja podderzhka v shkole // Narodnoe obrazovanie 1998. №8. S. 112-115.
Model of pedagogic support of emotional and expressive development of children in preschool educational organizations
The article deals with the model of pedagogic support of emotional and expressive development of preschool children, the key idea of which is to help a child in the individual emotional and expressive development. The author proves the necessity of pedagogic support of emotional and expressive development of preschool children in the aspect of implementation of the Federal state educational standard of preschool education.
Key words: emotional and expressive development, pedagogic support, model, emotional well-being.
(Статья поступила в редакцию 21.02.2017)