т.в. Гребенщикова, в.с. умнов
(Новокузнецк)
экспрессивное поведение педагога дошкольной образовательной организации
Раскрываются особенности экспрессивного поведения педагога дошкольной образовательной организации с позиции их обусловленности социальными требованиями и перцептивными способностями дошкольников. На основе анализа существующих подходов к рассмотрению невербального поведения определены понятие, структура и функции экспрессивного поведения педагога дошкольной образовательной организации.
Ключевые слова: невербальное поведение, экспрессивное поведение педагога, экспрессия, выразительные движения.
Современная парадигма дошкольного образования строится на идеях личностно ориентированного взаимодействия и сотрудничества субъектов образовательного процесса. Ключевым моментом в установлении продуктивной совместной деятельности выступает взаимопринятие и взаимопонимание личностей. И если вербальная сторона общения (слово), как правило, осмысливается педагогом, то невербальное поведение остается как бы в тени. А вместе с тем именно экспрессивная сторона поведения педагога привлекает внимание дошкольников, выступая одновременно и средством познания взрослого, и образцом для подражания.
Педагог является для ребенка носителем общественно опыта, в том числе невербального поведения, эмоционально-экспрессивных форм общения. Как отмечает А.А. Бодалев [3], благодаря тому значению, какое имеет взрослый в жизни ребенка, в процессе взаимодействия с ним ребенок все тоньше дифференцирует и внешний облик взрослого, и изменения, которые происходят в нем, и прежде всего изменения эмоционального выражения лица, интонационной выразительности голоса, жестов. Понимание особой чувствительности ребенка к эмоциональной экспрессии взрослого и того влияния, какое она оказывает на сознание, эмоции и волю дошкольника, делает проблему экспрессивного поведения педагога актуальной.
'КИЕ науКИ -
Анализ научных источников показал, что, несмотря на достаточно длительную историю изучения, интерес исследователей к проблеме невербального (экспрессивного) поведения личности и группы в последнее время только нарастает, что отмечают в своих работах В.А. Лабунская [6], Jinni A. Harrigan, Robert Rosenthal, Klaus R. Scherer [19] и др. Исследована природа выразительных движений, функции экспрессии, определена возможность опознания эмоциональных состояний человека по его экспрессии и т. д. Ведутся работы по изучению экспрессивного поведения представителей различных профессий (E.H. Березки-на [2]), в том числе педагога (В.А. Лабунская, И.И. Дроздова [7], Р.В. Овчарова [11] и др.). Экспрессия учителя исследуется как важный компонент педагогического общения, а умелое управление педагогом своей экспрессией -как необходимый элемент педагогической техники (К.А. Аветисян [1], В.А. Кан-Калик [5],
A.M. Митина [10], Е.А. Петрова [13] и др.). Анализ существующих работ по проблеме исследования позволяет обнаружить их ориентированность, прежде всего, на изучение невербального поведения учителя, в то время как экспрессивное поведение воспитателя детского сада остается недостаточно изученным. нераскрытыми являются вопросы сущности, структуры и содержательной характеристики экспрессивного поведения педагога дошкольной образовательной организации. Все это и определило целевые ориентиры нашего исследования.
Опираясь на работы А.А. Бодалева [3],
B.А. Лабунской [6; 7], С.Л. Рубинштейна [14] и др., невербальное поведение мы рассматриваем как часть невербального общения, благодаря которому спонтанно или осознанно передается информация об интенсивности психических процессов, о скрытых психологических состояниях, особенностях личности.
Выразительное (экспрессивное) поведение, согласно В.А. Лабунской [6], является ядром невербального поведения и представлено самыми разнообразными движениями (экспрессия лица, взгляд, жесты, позы, интонационно-ритмические характеристики голоса, прикосновения), сопряженными с изменяющимися психическими состояниями человека, его отношениями к партнеру, с ситуацией взаимодействия, общения.
Исходным для понимания сущности экспрессивного поведения человека является по-
О Гребенщикова Т.В., Умнов В.С., 2019
ИЗВЕСТИЯ вгпу
ложение С.Л. Рубинштейна [14] о проявлении внутреннего мира человека через его экспрессию. Ученый подчеркивает, что выразительные движения не просто сопровождают эмоции, а являются внешней формой их существования или проявления, указывает на единство природного и социального, естественного и исторического в природе выразительных движений.
На приуроченность поведенческих структур и структур психических состояний к деятельности человека указывал В.Н. Панферов [12]. По мнению исследователя, каждая общность воспроизводит в своих членах те качества личности и способы их выражения, которые соответствуют ее образу жизнедеятельности. Очевидно, что принадлежность человека к профессиональной группе педагогов предопределяет своеобразие его экспрессивного поведения.
Экспрессивное поведение педагога мы будем понимать как профессионально обусловленный комплекс выразительных действий и поступков педагога, отражающих его отношение к субъектам общения (детям, коллегам, родителям), ситуации взаимодействия.
Экспрессивное поведение педагога дошкольной образовательной организации рассматриваем как поведенческую модель, приобретающую свою специфику в соответствии с особенностями главного субъекта взаимодействия - ребенка дошкольного возраста. В своем поведении педагог не просто выражает себя, а стремится к тому, чтобы быть понятым и принятым детьми. Экспрессивное поведение педагога детерминировано особенностями социально-коммуникативного развития воспитанников.
на протяжении всего дошкольного возраста ведущими средствами общения являются экспрессивно-мимические акты (М.И. Лисина [9], А.М. Щетинина [15] и др.). Как отмечает М.И. Лисина, какой бы ни была форма общения ребенка с окружающими людьми, необходимым средством его остается экспрессия. особая чувствительность ребенка к мимике, интонации, жестам и позе педагога, а также быстрая заражаемость эмоциями собеседника делают экспрессию незаменимым инструментом педагогического взаимодействия, обеспечения эмоционального благополучия воспитанников.
Экспрессивное поведение педагога представляет собой сложное структурное образование. Исходя из понимания того, что поведе-
ние является внешним проявлением психической деятельности (С.Л. Рубинштейн [14]), в экспрессивном поведении педагога можно выделить два пласта: внутренний и внешний.
Внутренними регуляторами поведения являются психические процессы, которые разделены на три группы: познавательные, эмоциональные и волевые. в соответствии с этим внутренний пласт экспрессивного поведения педагога может быть представлен интеллектуальным, эмоциональным и волевым компонентами.
Интеллектуальным компонентом создаются предпосылки для более гибкого и целесообразного поведения, более адекватного регулирования поведения в соответствии с меняющимися условиями внешней, объективной ситуации. Согласно С.Л. Рубинштейну [Там же], каждый акт поведения приобретает значительную вариативность с развитием интеллектуальной деятельности. Понимание своих эмоций и эмоций дошкольников, знание культурных норм выражения эмоций и социальных требований к экспрессии педагога обеспечивает возможность регуляции личностью своего экспрессивного поведения.
Эмоциональный компонент экспрессивного поведения раскрывается богатством, широтой палитры эмоций, переживаний и чувств, составляющих эмоциональную сферу педагога. Разнообразный эмоциональный репертуар выступает основой для вариативного экспрессивного поведения воспитателя, более точного реагирования на возникающие ситуации общения с детьми.
Волевой компонент позволяет осуществлять процессы управления собственным экспрессивным поведением (саморегуляция, самоконтроль), а также выполнять суггестивную функцию - влиять на эмоциональное состояние и поведение детей (заражение). Саморегуляция ведет к произвольному регулированию внутренних психических процессов и внешнего проявления экспрессивного поведения, строится на самооценке, представляющей собой процесс и результат осознания и оценки психических процессов и собственных действий. Особое значение в работе с маленькими детьми имеет механизм заражения - усиления эмоционального воздействия в условиях непосредственного контакта.
Содержательное богатство внутреннего пласта экспрессивного поведения педагога находит внешнее выражение. Внешний формообразующий пласт экспрессивного поведения
педагога дошкольной образовательной организации представлен разнообразными выразительными движениями. В зависимости от воспринимающей системы отражения они могут быть сгруппированы следующим образом:
• визуальные (кинесика) - выразительные движения лица (мимика, взгляд, контакт глаз), жест и поза;
• акустические (просодика) - интонационно-ритмические характеристики голоса;
• тактильные (такесика) - прикосновения, объятия и т. д.
Каждое выразительное движение выполняет определенную роль в экспрессивном поведении педагога дошкольной образовательной организации.
В исследованиях A.M. Щетининой [15] экспериментально доказано, что дошкольники наиболее ориентированы на лицо человека, выражение эмоций посредством мимики. Экспрессия лица, по мнению В.А. Лабунской, несет информацию о состояниях человека, демонстрирует отношение к другому, снабжает обратной связью, комментирует речевое поведение, является одним из важных социальных стимулов в развитии контактов [8]. Многообразие выполняемых функций требует от воспитателя умелого управления выразительными движениями лица. Тем более что среди всех элементов экспрессивного поведения мимика является наиболее контролируемым явлением со стороны субъекта (P. Ekman, W. Friesen) [17].
Особую роль в экспрессивном поведении педагога дошкольной образовательной организации играет взгляд. обладая такими характеристиками, как теплый, нежный, искренний, увлеченный и т. п., он будет располагать к взаимодействию, стимулировать активную деятельность детей. С помощью взвешенного строгого взгляда, без лишних слов воспитатель может сдерживать нежелательные проявления в поведении дошкольников.
Конструктивное общение педагога с детьми строится на установлении «контакта глаз», под которым понимается обмен взглядами, направление взгляда и время его фиксации на партнере. О важности данного элемента экспрессивного поведения в жизни ребенка говорит факт раннего появления (в 5-7 недель ребенок начинает сосредотачиваться на материнском взгляде) и активного использования его в построении отношений. При этом дефицит частоты и позитивных модальностей «контакта глаз» становится источником различных
'КИЕ НАУКИ -
переживаний и может формировать агрессивную направленность в общении (Е. Мог) [18].
Эффективное управление экспрессией лица предполагает внимательное изучение воспитателем выразительных возможностей своего лица, стремление избегать как чрезмерной динамичности лицевых мускул и глаз, так и безжизненной статичности.
Следующим элементом экспрессивного поведения педагога являются жесты - выразительные движения рук или кистей рук. Следует отметить, что жесты могут нести информацию как семантического характера (замещают речь), так и психологического характера (модальность и интенсивность переживаний). В классификации жестов учителя, предложенной И.М. Юсуповым и Л.В. Бевзовой [16], выделены коммуникативные жесты, способные заменять в речи элементы языка (приветствия и прощания, привлекающие внимание, приглашающие, подзывающие, запрещающие, выражающие благодарность, примирение и т. д.); описательно-изобразительные жесты, сопровождающие речь и теряющие смысл вне словесного контекста; модальные жесты, выражающие отношение к людям, предметам, явлениям, процессам (одобрение, неудовольствие, страдание, разочарование, радость, удивление и т. д.). В методической литературе можно встретить следующее описание требований к жестам педагога: должны быть органичными, сдержанными и содержательными, без резких широких взмахов и острых углов.
К выразительным движениям человека относится поза - определенное положение частей тела: головы, плеч, туловища, рук, ног. Это сложное экспрессивное образование, состоящее из движений различных частей тела, их сочетания и интенсивности выражения. Поза оформляет экспрессивный репертуар человека, требует соответствующего выражения лица, жестов, направленности и качества взгляда. Активному общению воспитателя с детьми, созданию эффекта доверия будет способствовать открытая поза: руки и ноги не скрещены, приемлемая дистанция, расположение «на уровне глаз» ребенка, лицом к детям.
Просодика - интонационно-ритмические характеристики голоса (высота, тон, длительность, сила звука, ударения, тембр). С.Л. Рубинштейн назвал интонационные характеристики голоса «вокальной мимикой» [14]. Интонация является выразительным инструментом речи воспитателя, посредством которой он транслирует свое отношение к ребенку, его поступкам, явлениям и событиям окру-
жающей действительности. Чувствительность к интонации взрослого проявляется у ребенка с первых месяцев жизни и остается в качестве индикатора в понимании эмоций и отношений говорящего к нему самому или к тому, о чем он повествует. К овладению интонационной стороной речи призывал А.С. Макаренко, говоря о том, что педагогом можно стать лишь тогда, когда научишься двадцатью шестью способами говорить «пойди сюда». Управление интонацией позволит педагогу влиять на поведение ребенка, эмоционально заражать его и внушать определенный строй мыслей и действий.
Еще одним элементом экспрессивного поведения педагога дошкольной образовательной организации выступают прикосновения. Их принято рассматривать в качестве фактора, участвующего в формировании первого опыта общения ребенка с окружающим миром. Благодаря характеру прикосновений (их интенсивности и модальности) удовлетворяются не только биологические, но и социальные потребности ребенка (в безопасности, одобрении, эмоциональной поддержке и т. д.). В случае прикосновений, имеющих определенные формальные (резкие, сильные, хаотичные и т. д.) и качественные (жестокие, отталкивающие, наносящие физические повреждения) характеристики, а также при полном отсутствии прикосновений нарушается процесс удовлетворения социальных потребностей, что приводит впоследствии к искажениям в развитии личности (М.И. Лисина [9], В.А. Лабунская [7] и др.). Жесты-прикосновения имеют важное значение во взаимодействии педагога с детьми на протяжении всего периода дошкольного детства, особенно в раннем возрасте. Целесообразное применение различных видов прикосновений дает возможность педагогу выразить эмоциональную поддержку и одобрение, необходимые для обеспечения активности и эмоционального благополучия ребенка в детском саду.
Умелое управление отдельными элементами экспрессивного поведения и их грамотное сочетание позволят педагогу быть успешным во взаимодействии с детьми в различных педагогических ситуациях.
Экспрессивное поведение педагога относится к полифункциональным явлениям. Опираясь на работы отечественных ученых (А.А. Бодалев [3], В.А. Лабунская [6], С.Л. Рубинштейн [14] и др.), раскрывающих функции невербального поведения личности, выделим
функции экспрессивного поведения педагога дошкольной образовательной организации:
• дополнение к вербальному общению, придающее эмоциональную насыщенность и выразительность сказанному (радость, восторг, удивление, сосредоточенность, неудовольствие, ирония и т. д.);
• замещение вербальных средств общения (например, жесты приветствия, прощания, привлечения внимания, подзывающие, запрещающие и т. д.);
• организация обратной связи (контакт глазами, кивок, направление взгляда), позволяющая корректировать свое поведение, осуществлять замену использованных способов воздействий на новые, более эффективные;
• поддержка взаимодействия (естественность, искренность и открытость выразительных движений располагают к конструктивному общению, совместной деятельности);
• регулирование межличностных отношений (демонстрация расположения, неприятие каких-либо действий и поступков и т. д.);
• самопрезентация - создание эмоционально-выразительного индивидуального, неповторимого облика своей личности.
Таким образом, экспрессивное поведение педагога мы рассматриваем как показатель уровня сформированности профессиональной компетентности, овладения педагогической техникой, умениями управлять своими эмоциями и экспрессией, эффективно взаимодействовать с воспитанниками. Формирование экспрессивного поведения - задача, которую решает педагог в ходе своего профессионального становления и совершенствования, овладения педагогическим мастерством.
Считаем нужным подчеркнуть, что формирование экспрессивного поведения должно идти по линиям нарастания осознанности и развития гибкости (вариативности). Воспитателю необходимо стремиться к уходу от однообразия и шаблонности в сторону творческого, педагогически целесообразного самовыражения в вариативных выразительных действиях, подчиненных поставленной задаче.
в заключение отметим, что рассматриваемая проблема является многогранной. Она может изучаться с позиции профессионального совершенствования педагога, формирования его эмоционального интеллекта, особенностей восприятия экспрессивного поведения воспитателя детьми дошкольного возраста, влияния отдельных элементов экспрессии педагога на сознание и деятельность воспитанников и др.
педагогические науки
Список литературы
1. Аветисян К.А. Экспрессивное поведение учителя // Психологическая наука и образование. 2000. № 1 . С. 15-21.
2. Березкина E.H. Формирование экспрессивного поведения будущего дирижера с позиции системного подхода // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. 2017. № 1(274). С. 77-80.
3. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд-во МГУ, 1982.
4. Загвязинский И.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Просвещение, 1987.
5. Кан-Калик В.А. Грамматика общения. М.: Просвещение, 1995.
6. Лабунская В.А. Теоретико-эмпирические основания создания методики «Диагностика уровня развития способности к адекватной интерпретации невербального поведения» // Рос. пед. журн. 2008. Т. 5. № 4. С. 228-263.
7. Лабунская В.А., Дроздова И.И. Социально-психологические особенности субъектов педагогического общения с различным типом соотношения успешности кодирования и интерпретации экспрессии эмоциональных состояний // Сев.-Кав. психол. вестн. 2003. № 1. С. 248-259.
8. Лабунская В.А., Менджерицкая Ю.А. Детерминанты кодирования детьми лицевой экспрессии эмоций: опыт общения и гендер // Человек. Сообщество. Управление. 2014. № 1. C. 101-113.
9. Лисина М.И. Общение и речь. М.: Педагогика, 1985.
10. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. М.: Флинта,1998.
11. Овчарова Р.В. Особенности восприятия экспрессивного поведения учителя старшеклассниками // Вестн. Курган. гос. ун-та. Сер.: физиология, психология, медицина. 2012. Вып. 4. № 1. С. 7982.
12. Панферов В.н. Психология человеческих отношений. СПб.: АННО ИПП, 2009.
13. Петрова Е.А. Жесты в педагогическом процессе: учеб. пособие к курсу «Основы педагогического мастерства». М.: Моск. гор. пед. о-во, 1998.
14. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. М.: Педагогика, 1989. Т. II.
15. Щетинина А.М. Формирование эмоционально-перцептивных способностей у детей дошкольного возраста: моногр. Великий Новгород, 2003.
16. Юсупов И.М., Бевзова Л.В. Учителю об искусстве общения: учеб. пособие. Фрунзе: Мектеп, 1990.
17. Ekman P., Friesen W. Measuring facial movement // Environmental Psychology and Non-verbal behavior. 1976. № 1(1). P. 56-75.
18. Mor E. Half Strukturalization in Process: Developmental Aspects of "Seeing" and "Being Seen" //
Psychoanalysis in Europe. 1992. Bull. 39. № 1. P. 2129.
19. The new handbook of Methods in Nonverbal Behavior Research / ed. by Jinni A. Harrigan, Robert Rosenthal, Klaus R. Scherer. Oxford: University Press Inc., NewYork, 2005.
* * *
1. Avetisyan K.A. Ekspressivnoe povedenie uchi-telya // Psihologicheskaya nauka i obrazovanie. 2000. № 1 . S. 15-21.
2. Berezkina E.N. Formirovanie ekspressivno-go povedeniya budushchego dirizhera s pozicii sistem-nogo podhoda // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. 2017. № 1(274). S. 77-80.
3. Bodalev A.A. Vospriyatie i ponimanie chelo-veka chelovekom. M.: Izd-vo MGU, 1982.
4. Zagvyazinskij I.I. Pedagogicheskoe tvorchest-vo uchitelya. M.: Prosveshchenie, 1987.
5. Kan-Kalik V.A. Grammatika obshcheniya. M.: Prosveshchenie, 1995.
6. Labunskaya V.A. Teoretiko-empiricheskie osno-vaniya sozdaniya metodiki «Diagnostika urovnya raz-vitiya sposobnosti k adekvatnoj interpretacii never-bal'nogo povedeniya» // Ros. ped. zhurn. 2008. T. 5. № 4. S. 228-263.
7. Labunskaya V.A., Drozdova I.I. Social'no-psi-hologicheskie osobennosti sub#ektov pedagogiche-skogo obshcheniya s razlichnym tipom sootnosheniya uspeshnosti kodirovaniya i interpretacii ekspressii emocional'nyh sostoyanij // Sev.-Kav. psihol. vestn. 2003. № 1. S. 248-259.
8. Labunskaya V.A., Mendzherickaya Yu.A. De-terminanty kodirovaniya det'mi licevoj ekspressii emocij: opyt obshcheniya i gender // Chelovek. So-obshchestvo. Upravlenie. 2014. № 1. S. 101-113.
9. Lisina M.I. Obshchenie i rech'. M.: Pedagogika, 1985.
10. Mitina L.M. Psihologiya professional'nogo razvitiya uchitelya. M.: Flinta,1998.
11. Ovcharova R.V. Osobennosti vospriyatiya ekspressivnogo povedeniya uchitelya starsheklas-snikami // Vestn. Kurgan. gos. un-ta. Ser.: Fiziologiya, psihologiya, medicina. 2012. Vyp. 4. № 1. S. 79-82.
12. Panferov V.N. Psihologiya chelovecheskih ot-noshenij. SPb.: ANNO IPP, 2009.
13. Petrova E.A. Zhesty v pedagogicheskom processe: ucheb. posobie k kursu «Osnovy pedagogi-cheskogo masterstva». M.: Mosk. gor. ped. o-vo, 1998.
14. Rubinshtejn S.L. Osnovy obshchej psihologii: v 2 t. M.: Pedagogika, 1989. T. II.
15. Shchetinina A.M. Formirovanie emocional'no-perceptivnyh sposobnostej u detej doshkol'nogo voz-rasta: monogr. Velikij Novgorod, 2003.
16. Yusupov I.M., Bevzova L.V. Uchitelyu ob is-kusstve obshcheniya: ucheb. posobie. Frunze: Mektep, 1990.
Expressive behavior of teacher of preschool educational institution
The article deals with the features of expressive behavior of teachers of preschool educational institution in terms of their dependence by social requirements and preschool children's perceptual abilities. There are described the definition, the structure and the functions of the expressive behavior of teacher of preschool educational institution on the basis of the analysis of the approaches to the consideration of non-verbal behavior.
Key words: non-verbal behavior, expressive behavior of teacher, expression, expression movements.
(Статья поступила в редакцию 09.04.2019)
с.Н. каштанова, т.о. Панфилова
(Нижний Новгород)
сенсорная интеграция как основа обучения грамоте умственно отсталых младших школьников
Представлены результаты экспериментального исследования по изучению готовности к обучению грамоте умственно отсталых первоклассников. Рассматривается вопрос применения метода сенсорной интеграции в период обучения грамоте умственно отсталых школьников. Представлены отдельные описательные элементы по эффективизации сенсо-моторики и развитию первоначальных навыков чтения и письма.
Ключевые слова: обучение грамоте, сенсорная интеграция, умственно отсталый ребенок.
Актуальность обращения к методу сенсорной интеграции в период обучения грамоте связана с тем, что основными причинами трудностей в овладении грамотой умственно отсталыми детьми являются неполноценность психофизиологической базы и грубое недоразвитие сенсомоторной сферы. Поэтому нами была предпринята попытка организации процесса обучения грамоте с опорой на развитие сенсорных процессов, а именно на основе сенсорной интеграции, которая в последнее
время заняла прочное место в коррекционно-педагогической работе.
Сенсорная интеграция представляет собой бессознательный процесс, цель которого состоит в организации информации, полученной с помощью органов чувств. Сенсорная интеграция объединяет процессы, базирующиеся на ощущениях зрительной, слуховой, речедвига-тельной, тактильной сенсорных систем, обеспечивая тем самым стимуляцию работы анализаторов в условиях координации различных органов чувств. Джин Айрес в своих исследованиях указывала на то, что «сенсорная интеграция, необходимая для движения, говорения и игры - это фундамент более сложной интеграции, сопровождающей чтение, письмо и адекватное поведение» [1, с. 24]. Ю.Е. Садовская, Б.М. Блохин, Н.Б. Троицкая, Ю.Б. Про-ничева в своих исследованиях под сенсорной интеграцией подразумевают способность человека организовывать испытываемые ощущения для совершений движений, обучения и нормального поведения [4].
Т.А. Бадалина указывала на эффективность использования метода сенсорной интеграции при работе с умственно отсталыми школьниками, в частности она применяла данный метод с детьми с тяжелой умственной отсталостью, основываясь на развитии слухо-моторной, зрительно-моторной, зрительно-двигательной координации, зрительной, слуховой, речедви-гательной, тактильной сенсорных систем [3]. ощущения, на которых базируется процесс сенсорной интеграции, составляют психофизиологическую базу, необходимую для усвоения навыков чтения и письма. Для успешного овладения грамотой необходим достаточный уровень развития связной речи, лексического словаря, грамматической стороны речи, сформированность фонематических процессов и развитие мелкой моторики, зрительно-двигательной координации и пространственной ориентировки.
Работа с умственно отсталыми школьниками с применением метода сенсорной интеграции направлена на формирование восприятия цвета, формы, величины и пространственных отношений, развитие мышечного чувства, а также на развитие мелкой пальцевой моторики, статической и динамической координации движений пальцев рук, развитие ритмической организации и переключаемости движений рук, формирование общей моторной координации [6]. Анализ научной и научно-методической литературы позволил нам выде-
О Каштанова С.Н., Панфилова Т.О., 2019