УДК 373.3 ББК 74.202.2 Н 62
Н.В. Никифорова
Соискатель кафедры педагогики и психологии Шадринского государственного педагогического института; E-mail: Naukanik@mail. ru
МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УСПЕШНОГО ВХОЖДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ СРЕДУ ШКОЛЫ
(Рецензирована)
Аннотация. В статье конкретизировано понятие «успешное вхождение в образовательную среду», представлена модель педагогического сопровождения успешного вхождения младших школьников в образовательную среду школы, определены методологические подходы построения модели и ее компоненты.
Ключевые слова: образовательная среда, успех, вхождение, педагогическое сопровождение,
модель.
N.V. Nikiforova
Applicant for a Candidate S degree of Pedagogy and Psychology Department, Shadrinsk State Pedagogical Institute; E-mail: Naukanik@mail. ru
MODEL OF PEDAGOGICAL SUPPORT OF SUCCESSFUL ENTRY OF YOUNGER PUPILS INTO A SCHOOL EDUCATION ENVIRONMENT
Abstract. The paper presents a definition of the concept “successful entry into the education environment” and the model of pedagogical support of successful entry of younger schoolchildren into a school education environment. The author describes the methodological approaches to construction of the model and its components.
Keywords: education environment, success, entry, pedagogical support, model.
Поступление ребенка в школу является одним из важнейших переломных моментов его жизни. Этот период требует напряжения адаптационных механизмов личности, поскольку связан с усилением умственных, эмоциональных и физических нагрузок. Поэтому проблема педагогического сопровождения очень актуальна для современной системы образования.
Поэтому становится очевидным, что изучение сущности педагогического сопровождения успешного вхождения младшего школьника в образовательную среду школы, разработка модели практической деятельности по осуществлению данного процесса в школе представляют для педагогической теории и практики чрезвычайно актуальную проблему.
Определимся с основными понятиями нашего исследования.
По мнению Н.В. Груздевой, образовательная среда - это «целостное системносинергетически организованное пространство взаимодействия участников образовательного процесса с социокультурным и социоприродным окружением, позволяющее раскрыть индивидуальность Человека» [1, c. 34].
Мы же будем понимать под образовательной средой педагогическую реальность, содержащую специально организованные условия для формирования личности, а также возможности для развития, включенные в социальное и пространственно-предметное окружение, при этом ее педагогической сущностью является совокупность деятельностнокоммуникативных актов и взаимоотношений участников учебно-воспитательного процесса.
Слово «вхождение» в словаре русского языка С.И. Ожегова рассматривается в следующих значениях: включиться, стать членом чего-либо; освоиться с чем-нибудь, привыкнуть к чему-нибудь [2].
В том же словаре слово «успех» рассматривается в трех значениях: как удача в достижении чего-либо; как общественное признание и как хорошие результаты в работе, учебе, других видах общественно полезной деятельности [2].
С нашей точки зрения успех - это эмоциональное состояние, которое закрепляет в учащихся уверенность в своих силах.
Анализ различных подходов к определению понятия «успешное вхождение в образовательную среду» позволил нам конкретизировать определение данного понятия. Успешное вхождение младшего школьника в образовательную среду - это легкое приспособление организма ребенка к новым условиям в социально-значимой деятельности, в физиологическом плане и его признание со стороны других участников образовательного процесса.
Еще одним понятием, которое рассматривается в статье, является понятие «педагогическое сопровождение», которое мы можем определить как педагогическое сотрудничество учителя и ученика, направленное на развитие самодеятельности ребенка, ведущее к реализации творческого потенциала в преодолении проблем-препятствий на период вхождения ребенка в образовательную среду и содействие успешности в реализации возможностей каждого школьника на пути продвижения к успеху.
Изучая проблему педагогического сопровождения успешного вхождения младших школьников в образовательную среду школы, мы пришли к выводу, что необходимо разработать модель данного процесса.
Модель представляет собой некий эталон, связанный с модельным представлением об объекте педагогического исследования, что потребовало выбрать теоретикометодологический подход к исследованию. В нашем случае использовались системный подход, личностный подход, деятельностный подход, дифференцированный подход.
Системный подход. В нашем исследовании системный подход предполагает:
1) изучение объекта с точки зрения его внутренних и внешних системных свойств и связей, а следовательно, выявление элементов, компонентов, системообразующих факторов, связей и структуры исследуемого педагогического сопровождения;
2) возможности системного подхода в исследовании педагогического сопровождения успешного вхождения младших школьников в образовательную среду школы заключаются в выявлении составных элементов данного процесса, его компонентов, установлении системообразующих факторов и связей между компонентами, определении функций системы в целом и её компонентов, презентации структуры данной системы;
3) построенная нами модель педагогического сопровождения успешного вхождения младших школьников в образовательную среду школы как система представляет собой воспроизведение ряда существенных свойств данной системы - цели структурных элементов, функциональных компонентов сопровождения и его результата.
Личностный подход. В педагогическом сопровождении личностный подход включает помощь ребенку в осознании себя личностью, в выявлении и раскрытии своих возможностей, в становлении самосознания, в осуществлении самоопределения.
Деятельностный подход. Деятельностный подход обусловливает рассматривать педагогическое сопровождение как сложную деятельность со структурой: цель - средства -действия - результаты. С этих позиций анализируется деятельность учителя и учеников, выделяются виды деятельности. Педагогическая деятельность (сопровождение) образовательного учреждения должна быть организована таким образом, чтобы вхождение ребенка в образовательную среду протекало без кризисных ситуаций и привело к успеху.
Дифференцированный подход. В педагогическом сопровождении дифференцированный подход к учащимся реализуется в разумной дифференциации учебных заданий, постановок перед учащимися посильных задач.
Основной целью использования данных подходов в педагогическом сопровождении успешного вхождения младших школьников в образовательную среду является обеспечение высокой продуктивной деятельности ученика и оправданно осуществляемые действия учителя, что способствует устранению каких-либо причин неуспеваемости и нахождение путей к успеху.
При создании модели учитывались общедидактические и специфические принципы, которые служат своеобразным мостом, соединяющим разработанные теоретические положения педагогического сопровождения успешного вхождения младших школьников в образовательную среду школы с практической деятельностью по осуществлению данного процесса в школе:
1. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей.
2. Принцип управления деятельностью учеников.
3. Принцип уважения к личности ребенка.
4. Принцип адаптационно-развивающего характера вхождения в образовательную
среду.
5. Принцип значимости эмоционального состояния учащегося.
6. Принцип психологической комфортности.
7. Принцип доверия, открытости и глубинного общения.
На основе анализа понятий «образовательная среда», «успех» «вхождение», «педагогическое сопровождение» были выделены компоненты структурной модели педагогического сопровождения успешного вхождения младших школьников в образовательную среду школы: целевой, содержательный, деятельностный, критериальнодиагностический, уровнево-результативный.
1. Целевой компонент. С нашей точки зрения, цель педагогического сопровождения успешного вхождения младших школьников в образовательную среду может быть определена как создание оптимальных условий для успешного вхождения младших школьников в образовательную среду школы.
Мы считаем, что данная цель может быть достигнута через решение следующих
задач:
1. Выявление особенностей каждого школьника с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих у них в обучении, общении и психическом состоянии.
2. Создание системы педагогического сопровождения всех первоклассников в период их вхождения в образовательную среду.
3. Создание специальных педагогических и социально-психологических условий, позволяющих осуществлять развивающую, коррекционно-формирующую работу с детьми, испытывающими различные трудности в процессе вхождения в образовательную среду.
2. Содержательный компонент - это концептуальная основа педагогического сопровождения успешного вхождения младших школьников в образовательную среду школы как совокупность основных идей и принципов реализации.
Содержательный компонент состоит из четырех блоков:
Поисково-диагностический блок. Цель данного блока - выявление группы детей, нуждающихся в педагогическом сопровождении, и причин, обусловливающих эмоциональную, интеллектуальную и деятельностную нестабильность. Данный вариативный диагностический пакет позволит нам разобраться в причинах неуспеваемости ребенка и наметить дальнейшую работу с ним.
Личностно-ориентировочный блок. Педагогическое сопровождение ориентировано на успешное вхождение в образовательную среду каждого ученика. Такая ориентация имеет объективные основания: при разных вариантах развития природа наделила каждого ребенка потенциалом возможностей, достаточных для его успешного вхождения в образовательную среду школы. Были бы только созданы адекватные условия, и в случае необходимости грамотно запущены компенсаторные механизмы развития. Педагогическое сопровождение
поддерживает уже проявленные способности и стимулирует еще не обнаруженные силы и даже скрытые способности, оказывает детям помощь в определении проблем, их решение и, следовательно, выводит ребенка на успешный уровень вхождения в образовательную среду.
Эмоционально-коммуникативный блок. Основными задачами данного блока являются:
1) Формирование психологической атмосферы доверия, эмпатии каждому школьнику.
2) Создание доброжелательных взаимоотношений и условий для сотрудничества учителя и ученика.
Мотивационный блок определяет формирование у школьников установки на успешное обучение и взаимоотношение со сверстниками, при этом позволяет ощутить себя «творцом обстоятельств», преодолеть трудности, которые могут проявиться в ходе обучения, другими словами, формируется мотив достижения положительных результатов.
3. Деятельностный компонент. Представляет деятельность учителя, направленную на создание условий и использование в работе организационных форм, методов, приемов, способствующих успешному вхождению младших школьников в образовательную среду школы.
По нашему мнению, для преодоления трудностей вхождения младших школьников в образовательную среду школы должны быть эффективными следующие методы: тренинговые занятия для преодоления трудностей, ролевые игры в процессе решения эмоциональных проблем, дискуссионные (исследование самими учениками взаимоотношений путем групповых обсуждений под руководством учителя), игровые методы, которые содержат элемент соревнования.
Для достижения успешного вхождения младшего школьника в образовательную среду школы в педагогическом сопровождении используются следующие средства: создание ситуаций успеха, коммуникативные и ролевые игры, психотехнические упражнения, мероприятия оздоровительного цикла.
4. Критериально-диагностический компонент. Педагогическое сопровождение успешного вхождения младших школьников в образовательную среду школы в рамках каждого компонента структурной модели отслеживалось и оценивалось на основе системы соответствующих показателей:
1. Физиологическая подстройка организма.
2. Освоение способов и приемов новой деятельности.
3. Эмоциональное принятие новой социальной ситуации.
4. Интерес к учебной деятельности (мотивация).
5. Выполнение требований учителя.
5. Уровнево-результативный компонент. На основе показателей успешного
вхождения младших школьников в образовательную среду школы были выделены три уровня успешного вхождения младших школьников в образовательную среду школы:
1. Успешный (высокий) уровень вхождения младших школьников в образовательную
среду - первоклассник положительно относится к школе, добросовестно относится к своим обязанностям; предъявляемые требования воспринимает адекватно, учебный материал усваивает легко, глубоко и полно овладевает программным материалом, прилежен,
внимательно слушает указания и объяснения учителя; проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе, занимает в классе благоприятное статусное положение. Успеваемость высокая.
2. Частичный (средний) уровень вхождения младших школьников в образовательную среду - первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает у него отрицательных переживаний; понимает учебный материал; усваивает основное содержание учебных программ, сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при его контроле; дружит со многими одноклассниками.
3. Неуспешный (низкий) уровень вхождения младших школьников в образовательную
среду - первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе; нередки
жалобы на здоровье; доминирует подавленное настроение, наблюдаются нарушения
дисциплины; не проявляет интереса к урокам, готовится нерегулярно; ему необходим постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя; сохраняет работоспособность при удлиненных паузах для отдыха; общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания; пассивен, близких друзей не имеет.
Представленная модель педагогического сопровождения успешного вхождения младших школьников в образовательную среду школы отличается гибкостью, открытостью, непрерывностью, целостностью. Применение разработанной модели позволит совершенствовать процесс вхождения младшего школьника в образовательную среду школы.
Примечания:
1. Груздева Н.В. Методологические подходы к созданию образовательного пространства школы // Образовательная среда школы: проблемы и перспективы развития. СПб.: Речь, 2001. С. 3235.
2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. 4-е изд., доп. М.: Азбуковник, 1997. С. 94, 840.
3. Захаров Ю.А. Региональный центр непрерывного образования Кемеровского государственного университета. Кемерово, 2001. С. 270-276.
References:
1. Gruzdeva N.V. Methodological approaches to the creation of educational space of school // Educational school environment: problems and development prospects. SPb.: Rech, 2001. P. 32-35.
2. Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Explanatory dictionary of the Russian language: 80000 words and phraseological expressions. 4th ed., enlarged. M.: Azbukovnik, 1997. P. 94, 840.
3. Zakharov Yu.A. Regional center of continuing education of the Kemerovo State University. Kemerovo, 2001. P. 270-276.