УДК 373.1
Никифорова Наталья Вячеславовна
Катайский детский дом, Курганская область
МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УСПЕШНОГО ВХОЖДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ СРЕДУ ШКОЛЫ
В статье конкретизировано понятие «успешное вхождение в образовательную среду», разработана модель педагогического сопровождения успешного вхождения младших школьников в образовательную среду школы, определены методологические подходы построения модели и ее компоненты.
Ключевые слова: образовательная среда, успех, вхождение, педагогическое сопровождение, модель.
Поступление ребенка в школу является одним из важнейших переломных моментов его жизни. Этот период требует напряжения адаптационных механизмов личности, поскольку связан с усилением умственных, эмоциональных и физических нагрузок. Поэтому проблема педагогического сопровождения очень актуальна для современной системы образования.
Поэтому становится очевидным, что изучение сущности педагогического сопровождения успешного вхождения младшего школьника в образовательную среду школы, разработка модели практической деятельности по осуществлению данного процесса в школе представляют для педагогической теории и практики чрезвычайно актуальную проблему.
Определимся с основными понятиями нашего исследования.
По мнению Н.В. Груздевой, образовательная среда - это «целостное системно-синергетически организованное пространство взаимодействия участников образовательного процесса с социокультурным и социоприродным окружением, позволяющее раскрыть индивидуальность Человека» [1, с. 34].
Мы же будем понимать под образовательной средой педагогическую реальность, содержащую специально организованные условия для формирования личности, а также возможности для развития, включенные в социальное и пространственно-предметное окружение, при этом ее педагогической сущностью является совокупность деятельностно-коммуникативных актов и взаимоотношений участников учебно-воспитательного процесса.
Слово «вхождение» в словаре русского языка С.И. Ожегова рассматривается в следующих значе-
ниях: включиться, стать членом чего-либо; освоиться с чем-нибудь, привыкнуть к чему-нибудь [3].
В том же словаре слово «успех» рассматривается в трех значениях: как удача в достижении чего-либо; как общественное признание и как хорошие результаты в работе, учебе, других видах общественно полезной деятельности [3].
С нашей точки зрения успех - это эмоциональное состояние, которое закрепляет в учащихся уверенность в своих силах.
Анализ различных подходов к определению понятия «успешное вхождение в образовательную среду» позволил нам конкретизировать определение данного понятия. Успешное вхождение младшего школьника в образовательную среду -это легкое приспособление организма ребенка к новым условиям в социально-значимой деятельности, в физиологическом плане и его признание со стороны других участников образовательного процесса.
Еще одним понятием, которое рассматривается в статье, является понятие «педагогическое сопровождение», которое мы можем определить как педагогическое сотрудничество учителя и ученика, направленное на развитие самодеятельности ребенка, ведущее к реализации творческого потенциала в преодолении проблем-препятствий на период вхождения ребенка в образовательную среду и содействие успешности в реализации возможностей каждого школьника на пути продвижения к успеху.
Изучая проблему педагогического сопровождения успешного вхождения младших школь ников в образовательную среду школы, мы пришли к выводу, что необходимо разработать модель данного процесса.
Модель представляет собой некий эталон, связанный с модельным представлением об объек-
28
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2011, Том 17
© Никифорова Н.В., 2011
те педагогического исследования, что потребовало выбрать теоретико-методологический подход к исследованию. В нашем случае использовались системный подход, личностный подход, деятельностный подход, дифференцированный подход.
Системный подход. В нашем исследовании системный подход предполагает:
1) изучение объекта с точки зрения его внутренних и внешних системных свойств и связей,
а, следовательно, выявление элементов, компонентов, системообразующих факторов, связей и структуры исследуемого педагогического сопровождения;
2) возможности системного подхода в исследовании педагогического сопровождения успешного вхождения младших школьников в образовательную среду школы заключаются в выявлении составных элементов данного процесса, его компонентов, установлении системообразующих факторов и связей между компонентами, определении функций системы в целом и её компонентов, презентации структуры данной системы;
3) построенная нами модель педагогического сопровождения успешного вхождения младших школьников в образовательную среду школы как система представляет собой воспроизведение ряда существенных свойств данной системы -цели, структурных элементов, функциональных компонентов сопровождения и его результата.
Личностный подход. В педагогическом сопровождении личностный подход включает помощь ребенку в осознании себя личностью, в выявлении и раскрытии своих возможностей, в становлении самосознания, в осуществлении самоопределения.
Деятельностный подход. Деятельностный подход обязывает рассматривать педагогическое сопровождение как сложную деятельность со структурой: цель - средства - действия - результаты. С этих позиций анализируется деятельность учителя и учеников, выделяются виды деятельности. Педагогическая деятельность (сопровождение) образовательного учреждения должна быть организована таким образом, чтобы вхождение ребенка в образовательную среду протекало без кризисных ситуаций и привело к успеху.
Дифференцированный подход. В педагогическом сопровождении дифференцированный подход к учащимся реализуется в разумной дифференциации учебных заданий, постановок перед учащимися посильных задач.
Основной целью использования данных подходов в педагогическом сопровождении успешного вхождения младших школьников в образовательную среду является обеспечение высокой продуктивной деятельности ученика и оправданно осуществляемые действия учителя, что способствует устранению каких-либо причин неуспеваемости и нахождение путей к успеху.
При создании модели учитывались общедидактические и специфические принципы, которые служат своеобразным мостом, соединяющим разработанные теоретические положения педагогического сопровождения успешного вхождения младших школьников в образовательную среду школы с практической деятельностью по осуществлению данного процесса в школе:
1. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей.
2. Принцип управления деятельностью учеников.
3. Принцип уважения к личности ребенка.
4. Принцип адаптационно-развивающего характера вхождения в образовательную среду.
5. Принцип значимости эмоционального состояния учащегося.
6. Принцип психологической комфортности.
7. Принцип доверия, открытости и глубинного общения.
На основе анализа понятий «образовательная среда», «успех» «вхождение», «педагогическое сопровождение» были выделены компоненты структурной модели педагогического сопровождения успешного вхождения младших школь ников в образовательную среду школы: целевой, содержательный, деятельностный, критериальнодиагностический, уровнево-результативный.
1. Целевой компонент. С нашей точки зрения, цель педагогического сопровождения успешного вхождения младших школьников в образовательную среду может быть определена как создание оптимальных условий для успешного вхождения младших школьников в образовательную среду школы.
Мы считаем, что данная цель может быть достигнута через решение следующих задач:
1. Выявление особенностей каждого школьника с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих у них в обучении, общении и психическом состоянии.
2. Создание системы педагогического сопровождения всех первоклассников в период их вхождения в образовательную среду.
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 4
29
3. Создание специальных педагогических и социально-психологических условий, позволяющих осуществлять развивающую, коррекционно-фор-мирующую работу с детьми, испытывающими различные трудности в процессе вхождении в образовательную среду.
2. Содержательный компонент - это концептуальная основа педагогического сопровождения успешного вхождения младших школь ников в образовательную среду школы как совокупность основных идей и принципов реализации.
Содержательный компонент состоит из четырех блоков:
Поисково-диагностический блок. Цель данного блока - выявление группы детей, нуждающихся в педагогическом сопровождении, и причин, обусловливающих эмоциональную, интеллектуальную и деятельностную нестабильность. Данный вариативный диагностический пакет позволит нам разобраться в причинах неуспеваемости ребенка и наметить дальнейшую работу с ним.
Личностно-ориентировочный блок. Педагогическое сопровождение ориентировано на успешное вхождение в образовательную среду каждого ученика. Такая ориентация имеет объективные основания: при разных вариантах развития природа наделила каждого ребенка потенциалом возможностей, достаточных для его успешного вхождения в образовательную среду школы. Были бы только созданы адекватные условия и, в случае необходимости, грамотно запущены компенсаторные механизмы развития. Разворачиваясь в изложенном ключе, педагогическое сопровождение поддерживает уже проявленные способности и стимулирует еще не обнаруженные силы и даже скрытые способности, оказывает детям помощь в определении проблем, их решение
и, следовательно, выводит ребенка на успешный уровень вхождения в образовательную среду.
Эмоционально-коммуникативный блок. Основными задачами данного блока являются:
1. Формирование психологической атмосферы доверия, эмпатии каждому школьнику.
2. Создание доброжелательных взаимоотношений и условий для сотрудничества учителя и ученика.
Мотивационный блок определяет формирование у школьников установки на успешное обучение и взаимоотношение со сверстниками, при этом позволяет ощутить себя «творцом обстоятельств», преодолеть трудности, которые могут
проявиться в ходе обучения, другими словами формируется мотив достижения положительных результатов.
3. Деятельностный компонент. Представляет деятельность учителя, направленную на создание условий и использование в работе организационных форм, методов, приемов, способствующих успешному вхождению младших школьников в образовательную среду школы.
По нашему мнению, для преодоления трудностей вхождения младших школьников в образовательную среду школы должны быть эффективными следующие методы: тренинговые занятия для преодоления трудностей, ролевые игры в процессе решения эмоциональных проблем, дискуссионные (исследование самими учениками взаимоотношений, путем групповых обсуждений под руководством учителя), игровые методы, которые содержат элемент соревнования.
Для достижения успешного вхождения младшего школьника в образовательную среду школы в педагогическом сопровождении используются следующие средства: создание ситуаций успеха, коммуникативные и ролевые игры, психотехнические упражнения, мероприятия оздоровительного цикла.
4. Критериально-диагностический компонент. Педагогическое сопровождение успешного вхождения младших школьников в образовательную среду школы в рамках каждого компонента структурной модели отслеживалось и оценивалось на основе системы соответствующих показателей:
1. Физиологическая подстройка организма.
2. Освоение способов и приемов новой деятельности.
3. Эмоциональное принятие новой социальной ситуации.
4. Интерес к учебной деятельности (мотивация).
5. Выполнение требований учителя.
5. Уровнево-результативный компонент. На основе показателей успешного вхождения младших школьников в образовательную среду школы были выделены три уровня успешного вхождения младших школьников в образовательную среду школы:
1. Успешный (высокий) уровень вхождения младших школьников в образовательную среду -первоклассник положительно относится к школе, добросовестно относится к своим обязаннос-
30
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2011, Том 17
тям; предъявляемые требования воспринимает адекватно, учебный материал усваивает легко, глубоко и полно овладевает программным материалом, прилежен, внимательно слушает указания и объяснения учителя; проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе, занимает в классе благоприятное статусное положение. Успеваемость высокая.
2. Частичный (средний) уровень вхождения младших школьников в образовательную среду -первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает у него отрицательных переживаний; понимает учебный материал; усваивает основное содержание учебных программ, сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при его контроле; дружит со многими одноклассниками.
3. Неуспешный (низкий) уровень вхождения младших школьников в образовательную среду -первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе; нередки жалобы на здоровье; доминирует подавленное настроение, наблюдаются нарушения дисциплины; не проявляет интереса к урокам, готовится нерегулярно; ему необходим постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учи-
теля; сохраняет работоспособность при удлиненных паузах для отдыха; общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания; пассивен, близких друзей не имеет.
Представленная модель педагогического содействия самореализации студентов в процессе преподавания педагогических дисциплин отличается гибкостью, открытостью, непрерывностью, целостностью. Применение разработанной модели позволит совершенствовать процесс вхождения младшего школьника в образовательную среду школы.
Библиографический список
1. Груздева Н.В. Методологические подходы к созданию образовательного пространства школы // Образовательная среда школы: проблемы и перспективы развития. - СПб.: Речь, 2001. -С. 32-35.
2. Захаров Ю.А. Региональный центр непрерывного образования Кемеровского государственного университета. - Кемерово, 2001. -С. 270-276.
3. Ожегов С.И., ШведоваН.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. - 4-е изд., доп. - М.: Азбуковник, 1997. - С. 94, 840.
УДК 373.2
Тимонина Анастасия Андреевна
Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ М. МОНТЕССОРИ
Проблемы, связанные с адаптацией школьников на начальном этапе обучения всегда требовали от педагогов использования потенциала воспитательной системы школы и проведения специальных мероприятий. Особое значение задачи адаптации первоклассников к школе приобретают в ситуации использования учителями нетрадиционных способов обучения и воспитания, в том числе и метода М. Монтессори. Одним из условий адаптации детей является реализация на практике принципа преемственности между дошкольными образовательными учреждениями и школой.
Ключевые слова: образовательная среда, воспитательная система школы, адаптация, технология коллективных творческих дел, преемственность.
Проблемы, связанные с адаптацией школьников на начальном этапе обучения всегда требовали от педагогов использования потенциала воспитательной системы школы и проведения специальных мероприятий. Особое значение задачи адаптации первоклассников к школе приобретают в ситуации
использования учителями нетрадиционных способов обучения и воспитания, в том числе и метода М. Монтессори. Ситуация осложняется тем, что родители и учителя, не имеющие специальной подготовки, воспитанные, как правило, в советской школе не проживали и трудно принимают новые требования к организации образова-
© Тимонина А.А., 2011 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 4
31