Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО УКРЕПЛЕНИЮ ПОЗИЦИЙ РОССИИ В ФОРМИРУЮЩЕЙСЯ НОВОЙ МИРОВОЙ ФИНАНСОВОЙ АРХИТЕКТУРЕ'

МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО УКРЕПЛЕНИЮ ПОЗИЦИЙ РОССИИ В ФОРМИРУЮЩЕЙСЯ НОВОЙ МИРОВОЙ ФИНАНСОВОЙ АРХИТЕКТУРЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Хроноэкономика
Область наук
Ключевые слова
мировая финансовая архитектура / международные финансовые институты / модель сотрудничества / комбинаторная модель / алгоритм динамического программирования для решения булевых задач / world financial architecture / international financial institutions / cooperation model / combinatorial model / dynamic programming algorithm to solve Boolean problems
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО УКРЕПЛЕНИЮ ПОЗИЦИЙ РОССИИ В ФОРМИРУЮЩЕЙСЯ НОВОЙ МИРОВОЙ ФИНАНСОВОЙ АРХИТЕКТУРЕ»

THE MODEL FOR EVALUATING ACTIVITIES STRENGTHENING RUSSIA'S POSITION IN THE EMERGING NEW GLOBAL FINANCIAL ARCHITECTURE

МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО УКРЕПЛЕНИЮ ПОЗИЦИЙ РОССИИ В ФОРМИРУЮЩЕЙСЯ НОВОЙ МИРОВОЙ ФИНАНСОВОЙ АРХИТЕКТУРЕ

Mikhail G. Bich 1 ORCID 0000-0001-9380-8364

Михаил Геннадиевич Бич 1

1 Financial University under the Government of the Russian Federation 1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Keywords: world financial architecture, international financial institutions, cooperation model, combinatorial model, dynamic programming algorithm to solve Boolean problems

The global financial architecture (GFA), as a generally accepted concept, has appeared relatively recently. The International Monetary Fund gives the following definition of GFA "institutions, markets, rules of the game and practices within which the government, business and individual participants usually carry out their economic and financial activities"[1]. The definition of GFA by the World Bank indicates the preventive and stabilizing role of a set of initiatives and measures in an integrated international financial environment [2].

In 2008, the global financial crisis shook confidence in the integrity of MFAs, especially in financial markets, exposing the lack of transparency of personnel policy, problems in decision-making processes, inadequate supervision and regulation, failures in the coordination of macroeconomic policies and the prevalence of regulatory torrent arbitrage [3]. For example, it takes at least a month to make a decision to provide short-term resources to a country in need within the framework of IMF procedures, and the process of adapting the Fund's credit mechanisms to the problem of overcoming the crisis connected with the pandemic took about six months [4]. Global imbalances, increasing geopolitical tensions, as well as the accelerated spread of systemic risks in the global economy, which became the basis for the causes of the financial crisis of 2008-2009 and the Russian currency crisis of 2014-2015, contributed to the creation of international financial institutions of developing countries (new IFIs).

The development of new IFIs and, as a result, an increase in their financial resources could significantly increase the role and place of Russia in the new GFA as a key donor of international liquidity. As an alter-

Ключевые слова: мировая финансовая архитектура, международные финансовые институты, модель сотрудничества, комбинаторная модель, алгоритм динамического программирования для решения булевых задач

Мировая финансовая архитектура (МФА), как общепринятое понятие, появилось относительно недавно. Международный валютный фонд даёт следующее определение МФА «институты, рынки, правила игры и практики, в рамках которых правительство, бизнес и индивидуальные участники осуществляют обычно свою экономическую и финансовую деятельность»[1]. В определении МФА Всемирного банка указывается предотвращающая и стабилизирующая роль комплекса инициатив и мер в интегрированной международной финансовой среде [2].

В 2008 г. глобальный финансовый кризис пошатнул уверенность, в безупречности МФА, особенно на финансовых рынках, показав непрозрачность кадровой политики, проблемы в процессах принятий решений, неадекватность надзора и регулирования, сбои в координации макроэкономической политики и распространенность регуляторного арбитража [3]. Например, на принятие решения о предоставлении краткосрочных ресурсов нуждающейся стране в рамках процедур МВФ требуется не менее месяца, а процесс адаптации кредитных механизмов Фонда к проблеме преодоления кризиса, связанной с пандемией, занял около полугода [4] Глобальные дисбалансы, увеличивающаяся геополитическая напряжённость, а также ускоренное распространения системных рисков в мировой экономике, которые стали основой причин финансового кризиса 2008-2009 гг. и российского валютному кризиса 2014-2015 гг., способствовали созданию международных финансовых институтов развивающихся стран (новых МФИ).

Развитие новых МФИ и, как следствие, увеличение их финансовых ресурсов могло бы в значительной степени повысить роль и место России новой МФА как ключевого донора международной ликвидности. В качестве альтернативного источника международной ликвидно-

196

Bich M. G.

The Model for Evaluation Activities Strengthening Russia's Position in the Emerging New Global Financial ...

native source of international liquidity for anti-crisis financing, the institutions of the Global Financial Safety Net (GFSN) play an increasingly important role [5].

Russia is a member of three stabilization funds: the International Monetary Fund (IMF), the Eurasian Fund for Stabilization and Development (EFSD) and the BRICS Contingent Reserve Arrangement (BRICS CRA). Cooperation with the IMF has now been terminated, and Russian financial resources on the fund's accounts have been frozen. Also, Russia's cooperation with the World Bank Group ceased in 2014 from the moment the first anti-Russian sanctions were introduced. Since March 2022, Russia's cooperation with the Asian Infrastructure Investment Bank (AIIB) has been suspended, despite the fact that Russia is one of its largest shareholders [6]. The modern GFA has made it possible to impose sanctions against Russia that contain restrictions on access to financial markets, the freezing of its assets, restrictions in the banking sector, etc. The availability of international liquidity to finance infrastructure projects in Russia could be the introduction of a collective currency as a means of countering sanctions restrictions and stabilization of transactions in the EAEU countries.

Credit rating agencies depend on the governments of their countries [7]. The problem of unfair ratings is particularly acute for Russia, where political pressure often has a greater impact on the assignment of a sovereign rating than the real economic situation of the country.

The current development of the IMFS is characterized by the growing importance of non-banking financial institutions (NBFIs), which include a wide range of players with a variety of business models subject to various regulatory regimes. The role and place of Russia in the new GFA will be determined by how effectively Russia will be able, in conditions of limited resources, to distribute them to obtain maximum efficiency. Efficiency can be assessed on the basis of the developed model of cooperation between Russia and international financial institutions in the context of the emerging new global financial architecture, which is based on the task of choosing combinations of activities that are implemented using available resources and in logical relationships.

The numerical assessment of the characteristics of the event (a set of indicators) is a weighted value that takes into account the impact of the entire complex of the most significant factors on the event. The indicators of events and their relationship are assessed by

сти для антикризисного финансирования все более значимую роль играют институты Глобальной сети финансовой безопасности (ГСФБ) [5].

Россия является участником трех стабилизационных фондов: Международный валютный фонд (МВФ), Евразийский фонд стабилизации и развития (ЕФСР) и Пул условных валютных резервов БРИКС (ПВР БРИКС). Сотрудничество с МВФ в настоящее время прекращено, а российские финансовые ресурсы, находящиеся на счетах фонда, заморожены. Также сотрудничество России с Группой Всемирного Банка прекратилось в 2014 г. с момента введения первых антироссийских санкций. С марта 2022 г. приостановлено сотрудничество России с Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ) несмотря на то, что Россия является одним из крупнейших его акционеров[6].

Современная МФА позволила вести в отношении России санкции, содержащие ограничения на доступ к финансовым рынкам, заморозку её активов, ограничения в банковской сфере и др. Доступность международной ликвидности для финансирования инфраструктурных проектов в России, могло бы стать введение коллективной валюты как средства противодействия санкционным ограничениям и стабилизации проведения расчетно-платежных операций в странах ЕАЭС.

Кредитно-рейтинговые агентства зависят от правительств своих стран[7]. Проблема несправедливого присвоения рейтингов особенно остро стоит для России, политическое давление на которую зачастую оказывает большее влияние на присвоение суверенного рейтинга, чем реальное экономическое положение страны.

Современное развитие МВФС характеризуется возрастающей значимостью небанковских финансовых институтов (НБФИ), включающих в себя широкий круг игроков с разнообразными бизнес-моделями, подпадающими под действие различных режимов регулирования.

Роль и место России новой МФА будет определяться на сколько эффективно Россия сможет в условиях ограниченных ресурсов, распределить из для получения максимальной эффективности. Оценка эффективность может проведена на основе разработанной модели сотрудничества России с международными финансовыми институтами в условиях формирующейся новой мировой финансовой архитектуры, в основе которой лежит задача выбора комбинаций мероприятий, реализующихся с использованием доступных ресурсов и в логических взаимосвязях.

Числовая оценка характеристик мероприятия (набор показателей) представляет собой взвешенные величины, учитывающую воздействие всего комплекса наиболее значимых факторов на мероприятие. Показатели мероприятий и их взаимосвязь оцениваются экспертом, что позволяет учесть влияние всего комплекса факторов на

_197_

Бич М. Г.

Модель оценки мероприятий по укреплению позиций России в формирующейся новой мировой ...

an expert, which makes it possible to take into account the influence of the whole complex of factors on a particular event, even in the absence of reliable statistical data. In addition, the system of expert assessments makes it possible to take into account the influence of factors that cannot be quantified, but are very significant for assessing the impact of an event on cooperation with both an individual IFI and a group of IFIs, as well as both individual elements of the GFA and on the GFA as a whole. The task of finding the optimal combination of activities in the emerging new global financial architecture is characterized by the following elements:

1. A finite set of activities aimed at interacting with financial institutions (of any kind and nature). Each event is characterized by additive (addition is possible) numerical indicators.

2. Resource constraints, i.e. the total amount of available values of all or some of the indicators.

3. Purpose expressed in finding the maximum/minimum value of one of the indicators.

4. Logical connections (LC) between events that form a finite set of logical connections. A set of activities with logical connections imposed on them forms a logical network. The logical network is entered and edited as a set of logical links, including, among other things, independent events (i.e. events that do not have logical links with other events).

To solve the problem, we used the dynamic programming algorithm for solving Boolean problems) [8], which allows us to overcome the problem of "combinatorial explosion" and quickly solve a problem of a sufficiently large dimension.

The analysis of the degree of influence of the external component of the model of cooperation between Russia and international financial institutions in the context of the emerging new global financial architecture was carried out on the basis of identifying a system of the most significant events and their expert evaluation in the context: "Costs" - synthetical assessment (in conventional units) of efforts, resources, etc. necessary for the implementation of the measure; "Expected effect" is a synthetic assessment (in conventional units) of the effect of the implementation of an event that affects Russia's position in the new GFA.

References /

1. IMF. Annual Report of the Executive Board for the Financial Year Ended April 30, 2000. - 2000. - P. 35. - URL: https://www.imf.org/en/ Publications /AREB /Issues/2016/12/31/Annual-Report-of-the-Execu-tive-Board-for-the-Financial-Year-

конкретное мероприятие даже при отсутствии достоверных статистических данных. Кроме того, система экспертных оценок позволяет учитывать влияние факторов, не поддающихся количественной оценке, однако весьма значимых для оценки воздействия мероприятия на сотрудничество как с отдельным МФИ, так и с группой МФИ, а также как на отдельные элементы МФА, так и на МФА в целом.

Задача, нахождения оптимальной комбинации мероприятий в условиях формирующейся новой мировой финансовой архитектуры характеризуется следующими элементами:

1. Конечное множество мероприятий, направленных на взаимодействие с финансовыми институтами (любого вида и природы). Каждое мероприятие характеризуется аддитивными (допускающими сложение) числовыми показателями.

2. Ресурсные ограничения, т.е. совокупный объем доступных значений всех или части показателей.

3. Целевое назначение, выраженное в нахождении максимума/минимума значения одного из показателей.

4. Логические связи (ЛС) между мероприятиями, формирующие конечный набор логических связей. Совокупность мероприятий с наложенными на них логическими связями формирует логическую сеть. Логическая сеть вводится и редактируется как совокупность логических связей, включающих, в том числе, независимые мероприятия (т.е. мероприятия, не имеющие логических связей с другими мероприятиями).

Для решения задачи нами использован алгоритм динамического программирования для решения булевых задач (АМДЗ)[8], который позволяет преодолеть проблему «комбинаторного взрыва» и быстро решить задачу достаточно большой размерности. Анализ степени влияния внешней составляющей модели сотрудничества России с международными финансовыми институтами в условиях формирующейся новой мировой финансовой архитектуры проводился на основе выделения системы наиболее значимых мероприятий и их экспертного оценивания в разрезе: «Затраты» - синтетическая оценка (в условных единицах) усилий, ресурсов и т.п. необходимых для реализации мероприятия; «Ожидаемый эффект» - синтетическая оценка (в условных единицах) эффекта реализации мероприятия, оказывающего влияние на положение России в новой МФА.

Библиография

1. IMF. Annual Report of the Executive Board for the Financial Year Ended April 30, 2000. - 2000. - P. 35. - URL: https://www.imf.org/en/Publications/ AREB/Issues/2016/12/31/Annual-Report-of-the-Execu-tive-Board-for-the-Financial-Year-Ended-

198

Bich M. G.

The Model for Evaluation Activities Strengthening Russia 's Position in the Emerging New Global Financial ...

Ended-April-30-2000(date of access 21.11.2022).

2. International Financial Architecture: A progress report information note by World Bank Staff. -12.07.2005. - URL: www.worldbank.org/ifa (date of access 21.11.2022).

3. Eichengreen B. J. From the Asian crisis to the global credit crisis: reforming the international financial architecture redux // International Economics and Economic Policy. - 2009. - No. 6. -P. 1 - 22.

4. The Global Financial Safety Net during the COVID-19 Crisis: An Interim Stock-Take. Strategy, Policy and Review. - IMF. - September 15, 2021.- 9 p.

5. Vinokurov E.Y., Levenkov A.S. The global financial safety net: Evolution of the anti-crisis function in the global financial architecture. Voprosy Ekonomiki. 2021;(5):26-42. (In Russ.)

6. Navoi A.V. Central bank in the global economy. Russian University of Economics named after G.V. Plekhano, Moscow, 2010, 528 c. (In Russ.)

7. White L. J. Markets: The credit rating agencies // Journal of Economic Perspectives. - 2010. -Vol. 24, No 2. - P. 211 - 226.

8. Lichtenstein V. E. Discreteness and randomness in economic and mathematical problems. -M.: Science, 1973. (In Russ.)

April-30-2000 (date of access 21.11.2022).

2. International Financial Architecture: A progress report information note by World Bank Staff. -12.07.2005. - URL: www.worldbank.org/ifa (дата обращения 21.11.2022)

3. Eichengreen B. J. From the Asian crisis to the global credit crisis: reforming the international financial architecture redux // International Economics and Economic Policy. - 2009. - No. 6. - P. 1 -22.

4. The Global Financial Safety Net during the COVID-19 Crisis: An Interim Stock-Take. Strategy, Policy and Review. - IMF. - September 15, 2021. - 9 p.

5. Винокуров Е.Ю., Левенков А.С. Глобальная сеть финансовой безопасности: эволюция антикризисной функции в мировой финансовой архитектуре // Вопросы экономики. - 2021. - № 5. - С. 26.

6. Навой А.В. Центральный банк в глобальном хозяйстве. РЭУ им. Г. В. Плеханова, Москва, 2010, 528 с.

7. White L. J. Markets: The credit rating agencies // Journal of Economic Perspectives. - 2010. - Vol. 24, No 2. - P. 211 - 226.

8. Лихтенштейн В.Е. Дискретность и случайность в экономико-математических задачах. - М.: Наука, 1973.

199

Бич М. Г.

Модель оценки мероприятий по укреплению позиций России в формирующейся новой мировой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.