Финансовое развитие Азии -формирование новой финансовой архитектуры
Аржаев Федор Игоревич
аспирант, Департамент мировой экономики и международного бизнеса, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, [email protected]
Сегодня глобальная финансовая архитектура неэффективна в преодолении разрыва между развитыми и развивающимися странами. Мировая финансовая архитектура подчинена интересам англо-саксонских стран, сформировано центр-периферийное мироустройство, в результате которого развивающиеся страны оказались в подчиненном положении. Это привело к формированию ряда глобальных дисбалансов, снизить влияние которых на МФА классическим валютно-финансовым институтам не удается, как и перекрыть каналы их формирования. Динамично развивающиеся страны, такие как азиатские государства, не удовлетворяются современными международными финансовыми институтами и активно участвуют в региональной интеграции, создавая новые ВФИ. Среди них выделяются Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, мегапро-ект «Один пояс, один путь», Новый банк развития БРИКС. Эти ВФИ отражают интересы стран-участниц интеграционных процессов в Азии и продвигают их интересы на мировой и региональной арене. В статье доказывается, что создание этих институтов в Азии обусловлено фундаментальными недостатками мировой финансовой архитектуры, и новые международные финансовые институты могут эффективно справляться с этими недостатками.
Ключевые слова: Азия, глобальная финансовая архитектура, международные финансовые институты, фундаментальные недостатки
Развитие мировой финансовой архитектуры сегодня неравномерно из-за многочисленных изъянов, выражающихся в неспособности современных институтов предотвратить кризис и сбалансировать мировую экономику таким образом, чтобы она не сталкивалась с регулярными кризисами. Кроме того, современная мировая финансовая архитектура не может предложить путей сокращения разрыва между развитыми и развивающимися экономиками. Эти факторы приводят к созданию новых международных финансовых институтов, обеспечивающих альтернативы современному финансовому регулированию. Большинство этих институтов находятся в Азии, они тесно связаны друг с другом.
Принципиальные различия в подходах развитых и развивающихся стран к регулированию глобальных финансов свидетельствуют о том, что инициативы, направленные на изменение сложившейся ситуации, будут возникать именно в развивающихся странах. Такая ситуация наблюдается в Азии, поэтому инициатива по преобразованию экономики будет исходить именно из азиатского региона.
Исходя из этого, формируется гипотеза исследования - азиатские международные финансовые институты объединяют азиатские страны в единую финансовую архитектуру, которая имеет ряд отличий от современной мировой финансовой архитектуры и более эффективна в преодолении глобальных дисбалансов.
Современная мировая финансовая архитектура далека от совершенства. Мировой финансовый кризис 2008-2010 годов и европейский долговой кризис 2012 года показали, что используемая сегодня система финансового регулирования не может противостоять современным вызовам и должным образом реагировать на них. Та же идея была высказана Стиглицем [1] в начале века, после того как ее обсуждали многие авторы, но единого мнения по этому вопросу нет.
Глобальная финансовая архитектура функционирует на основе правил, разработанных сразу после Второй Мировой Войны, и правил Вашингтонского консенсуса, которые не являются конкретными и содержат рекомендации по стратегическим целям экономики.
Традиционное разделение стран по уровню их развития на развитые и развивающиеся, а также страны с переходной экономикой уже не является достаточным. Необходимо введение нового термина - динамично развивающиеся экономики, к ним относятся страны, обладающие высокими темпами экономического роста и одновременно высоким инвестиционным потенциалом, а также глубоко интегрированные в региональную институциональную инфраструктуру (активно участвующие в создании, финансировании и продвижении региональных МФИ). Эти страны могут конкурировать с развитыми странами, заинтересованными в сохранении своих лидирующих позиций [2]. Наиболее динамично развиваю-
X X
о
го А с.
X
го т
о
м о м о
о es о es
an
О Ш
m
X
3
<
m о x
X
щиеся экономики недостаточно представлены в современных глобальных ВФИ [3], поэтому, чтобы развиваться более быстрыми темпами, они ищут пути создания более справедливой и эффективной глобальной финансовой архитектуры. Это становится очевидным при анализе таблицы 1.
Таблица 1
Создание банков развития: временная шкала
Общее число МБР
Период
Число МБР, созданных по инициативе развивающихся стран
Доля МБР, создан-ных по инициативе развиваю-щихся стран
194049
195059
196069
60%
197079
71%
198089
50%
199099
50%
200009
100%
201019
100%
Источник: составлено авторами на основе статьи [4]
Динамика создания международных банков развития показывает, что развивающиеся экономики в течение последних 20 лет искали новые источники капитала и пытались привлечь инвестиции. Это позволяет сделать вывод о том, что первым фундаментальным недостатком мировой финансовой архитектуры является несоответствие инвестиционных потоков между развитыми и развивающимися экономиками.
Анализ данных [5] позволяет сделать вывод о том, что темпы создания соглашений о свободной торговле (ССТ) замедляются, но большинство из них (более 80% всех ССТ, созданных после 2000 года) были инициированы развивающимися странами. Это приводит к выводу о следующем недостатке мировой финансовой архитектуры: неспособности эффективно регулировать торговлю и, следовательно, сальдо текущего счета.
Это, в свою очередь, приводит к долговым проблемам стран. Сегодня МВФ является одним из ведущих МФО в области управления долгом, но его ресурсов далеко недостаточно для обеспечения сбалансированности мировой финансовой архитектуры [6]. Следовательно, третьим недостатком мировой финансовой архитектуры является неспособность оказать поддержку странам в случае высокой задолженности и кризиса.
Следующая проблема связана с уровнем задолженности и парадоксом Триффина [7]- однополярностью финансовой системы. Доллар США является ключевой валютой в мире [8], и развитые страны могут манипулировать обменным курсом своих валют с целью получения финансовой прибыли для своих компани [9]. Ещё
одна проблема - неравномерное распределение нематериальных активов и человеческого капитала [10], что, в свою очередь, приводит к асимметричному распределению информации (в частности, в финансовом секторе). Это еще один недостаток мировой финансовой архитектуры - неоправданно высокие транзакционные издержки, ведущие к информационной асимметрии.
Выявленные недостатки мировой финансовой архитектуры приводят к формированию рисков, которые, в свою очередь, являются ключевыми факторами начала экономических кризисов и замедления темпов роста ВВП.
Несмотря на то, что многие динамично развивающиеся экономики расположены не в азиатском регионе, азиатские финансовые институты играют ведущую роль в создании новой финансовой архитектуры. Азиатские финансовые институты играют консолидирующую роль для экономик региона. Такая консолидация дает ряд преимуществ азиатским экономикам, например, единый курс экономического развития позволяет более эффективно поддерживать НРС региона на национальном уровне.
Еще одной важной функцией азиатских финансовых институтов и их ключевым отличием от других ВФИ является высокая эффективность мер, предпринимаемых для развития региональных экономик. Этот тезис основывается на следующем: во-первых, АБИИ и НБР снижают эксплуатационные расходы. Их персонал значительно меньше, чем у других МБР - 186 и 250 человек соответственно по сравнению с 3000 и 10000 сотрудников Европейского банка реконструкции и развития и Группы Всемирного банка [11]. Во - вторых, проекты АБИИ и НБР более практикоориентированы - доля консалтинговых услуг в их портфеле проектов составляет менее 10% (по расчетам авторов). Это позволяет привлечь больше финансовых ресурсов в НРС при меньших затратах, поскольку консалтинговые услуги оказываются более эффективными для развитых стран с четкой взаимосвязью экономических процессов, в то время как институциональная структура НРС слаба и их экономика развивается хаотично. Общая более высокая эффективность АБИИ и НБР подтверждается как их действиями, так и институциональной структурой [12]. Кроме того, если говорить о базовом проекте BRI - азиатской финансовой архитектуры, то темпы его распространения по странам морского пояса Шелкового пути [13] являются быстрыми, а инвестиции в их экономику-массовыми, создавая синергетический эффект для проекта в целом. В результате BRI вышла на новое измерение - инвестиционный мегапроект, который изначально был направлен на стимулирование торговли.
Сравнение BRI с CETA, например, позволяет сделать следующие выводы: BRI имеет более низкое институциональное качество, но большую гибкость в решении инфраструктурных и энергетических вопросов; CETA -более ориентированное на торговлю соглашение, в то время как BRI играет значительную роль в развитии торговли, но и не менее важен для стимулирования инвестиционного сотрудничества в Азии и за ее пределами; CETA обеспечивает эффективные механизмы двустороннего сотрудничества, BRI предоставляет больше возможностей для многостороннего сотрудничества, тогда как в сфере двустороннего сотрудничества Китай получает асимметричные преимущества [14]. В результате BRI более эффективно адаптируется к изменяющимся глобальным условиям, тем самым демонстрируя
2
5
7
2
6
3
3
0
0
3
5
3
3
3
0
0
ключевое отличие азиатской финансовой архитектуры -ее гибкость и адаптивность.
В то же время Азиатская финансовая архитектура вынуждена взаимодействовать с МФО, которые не обладают теми же качествами, что и азиатские МФО. Кроме того, такое взаимодействие необходимо для реализации стратегии включенности в МФА азиатских стран. Посреднические институты, такие как АСЕАН, Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) и Евразийский Банк развития (ЕАБР), играют важную роль в азиатской финансовой архитектуре. АСЕАН стимулирует торговлю в Азиатско-Тихоокеанском регионе, одном из наиболее динамично развивающихся регионов Азии [15], в то же время она играет роль механизма унификации институциональных правил в Азии. Хартия АСЕАН способствует либеральному отношению к торговле и развитию без строгого регулирования обеих сфер, что приводит к реализации "пути АСЕАН" в азиатской финансовой архитектуре в целом. ШОС отвечает за безопасность в Азии: он охватывает страны Центральной Азии, которые наименее интегрированы в азиатские институты, и способствует укреплению безопасности региона [16].
ЕАБР является очень важным институтом для азиатской финансовой архитектуры. В условиях нынешней нестабильной ситуации на мировом рынке, развязанной Соединенными Штатами торговой войны против Китая и распространения COVID-2019 в Азии и в мире усиливаются тенденции изоляции в Азиатском регионе. ЕАБР играет жизненно важную роль в предотвращении коллапса азиатской финансовой архитектуры, поскольку он предлагает слабую функциональную связь - он работает в ЕАЭС и Центральной Азии и может быть использован в качестве посреднического банковского института для азиатских финансовых ресурсов и для Азиат-ско-Европейского финансового потока.
Таким образом, азиатские страны не стремятся к созданию новой глобальной финансовой архитектуры, их роль заключается в реформировании современных институтов, у них нет достаточных возможностей для создания новой финансовой архитектуры на глобальном уровне.
Мировая финансовая архитектура не сбалансирована. Основными ее дисбалансами являются: несоответствие инвестиционных потоков между развитыми и развивающимися странами, неспособность эффективно регулировать торговлю и, следовательно, сальдо текущего счета, неспособность оказывать поддержку странам в случае высокой задолженности и кризисов, одно-полярность денежной системы и информационная асимметрия. Эти фундаментальные недостатки приводят к необходимости трансформации мировой финансовой архитектуры. Одна из современных альтернатив -азиатская финансовая архитектура.
Азиатские МФИ имеют ряд отличий от других МФИ, что позволяет им сократить разрыв между наиболее динамично развивающимися экономиками и азиатскими НРС. Это приводит к быстрому и стабильному развитию региона и созданию системы ВФИ, способных перекрыть каналы формирования глобальных дисбалансов.
Азиатская финансовая архитектура позволяет странам региона формировать тесные экономические связи, сотрудничать с меньшими транзакционными издержками, что приведет к разрушению англо-саксонского доминирования в МФА. Развитые страны противодействуют этим тенденциям. Это заставляет азиатские
МФО следовать одному из сценариев: сохранение статус-кво, медленное и неуклонное реформирование глобальной финансовой архитектуры через интеграцию азиатской финансовой архитектуры в качестве сектора глобальной или изоляцию азиатской финансовой архитектуры.
В настоящее время наиболее вероятным представляется второй сценарий, но в нынешних условиях массированных усилий по изоляции Китая и других азиатских экономик третий сценарий, скорее всего, станет реальностью.
Литература
1. Serra, N., & Stiglitz, J. E. (Eds.). (2008). The Washington Consensus reconsidered: Towards a new global governance. Oxford; New York: Oxford University Press, Stiglitz, J. E. (2010). The Stiglitz report: Reforming the international monetary and financial systems in the wake of the global crisis. New York: New Press.
2. Davidson, P. (2004). The future of the international financial system. Journal of Post Keynesian Economics, 26(4), 591-605.
3. Obstfeld, M. (2009). International Finance and Growth in Developing Countries: What Have We Learned? IMF Staff Papers, 56(1), 63-111. doi: 10.1057/imfsp.2008.32, Orastean, R. (2016). Financial globalization - global imbalances - global financial crisis. Bulletin of Taras Shevchenko National University of Kyiv Economics, 12(189), 41-44. doi: 10.17721/17282667.2016/189-12/7, Timmis, H. (2018). The Global Financial System and Developing Countries. Brighton, UK: Institute of Development Studies.
4. RTAs Database. (2020). RTAs currently in force (by year of entry into force), 1948—2020. Retrieved from http://rtais.wto.org/UI/PublicMaintainRTAHome.aspx
5. Сидорова Е.А., Баранова М.С. Проблема глобального управления и роль международного валютного фонда // Вестник НГУ. Серия: Социально-экономические науки. - 2015. - №2. - С. 15-23.
6. Федотова М.А., Тазихина Т.В., Бакулина А.А. Де-велопмент в недвижимости // Москва, 2015.
7. Ikenberry, G. J., Mastanduno, M., & Wohlforth, W. C. (2009). Unipolarity, State Behavior, and Systemic Consequences. World Politics, 61(1), 1-27. doi: 10.1017/S004388710900001X
8. Lee, R. (2019). The Top 8 Most Tradable Currencies. Retrieved from https://www.investopedia.com/trading/most-tradable-currencies/
9. Veselovsky, M. Ya., Izmailova, M. A., Krasyukova, N. L., Bitkina, I. V., & Gladyshev, A. G. (2017). The effects of financial sector on development of russian regions under current conditions. Revista Espacios, 38(33), 10. Retrieved from
https://www.revistaespacios.com/a17v38n33/17383310.ht ml
10. Ngwu, U. I. (2018). News Flow Challenges in the Present World Information Order: A Critical Analysis. Novena Journal of Commuvication, 5, 182-192
11. AIIB. (2020). Approved Projects. Retrieved from https://www.aiib.org/en/projects/approved/index.html, Crunchbase. (2020). New Development Bank. Retrieved from https://www.crunchbase.com/organization/new-development-bank#section-overview, EBRD. (2020). Investment of Choice. Retrieved from https://www.ebrd.com/investment-of-choice.pdf,
X X
о
го А с.
X
го m
о
м о м о
о сч о сч
СП
о ш m
X
3
<
m о х
X
12. Guliev, I., Kamalov, R., Rassolova, I., & Arzhaev, F. (2019). The role of AIIB and NDB in the development of the Asian finance. Proceedings of the 2019 International Conference on Contemporary Education and Society Development (ICCESD 2019). Presented at the Proceedings of the 2019 International Conference on Contemporary Education and Society Development (ICCESD 2019), Jinan, China. doi: 10.2991/iccesd-19.2019.6
13. Chan, M. H. T. (2018). The Belt and Road Initiative -the New Silk Road: A research agenda. Journal of Contemporary East Asia Studies, 7(2), 104-123. doi: 10.1080/24761028.2019.1580407
14. China Power. (2019). How will the Belt and Road Initiative advance China's interests? Retrieved from https://chinapower.csis.org/china-belt-and-road-initiative/, Prodi, G., & Fardella, E. (2018). The Belt and Road initiative and its impact on Europe (Valdai Papers No. 82). Retrieved from https://eng.globalaffairs.ru/articles/the-belt-and-road-initiative-and-its-impact-on-europe/
15. Litsareva, E. (2017). Success Factors of Asia-Pacific Fast-Developing Regions' Technological Innovation Development and Economic Growth. International Journal of Innovation Studies, 1, 72-88. doi: 10.3724/SP.J.1440.101006
16. Gabuyev, A. (2015). Taming the dragon. Russia in Global Affairs, (1). Retrieved from https://eng.globalaffairs.ru/articles/taming-the-dragon/
17. Халова Г.О., Сопилко Н.Ю., Иллерицкий Н.И. Евразийский экономический союз: формирование, становление и развитие. Москва, 2019.
Financial development in Asia - shaping a new financial
architecture Arzhaev F.I.
Financial University under the Government of the Russian Federation
Today, the global financial architecture is ineffective in bridging the gap between developed and developing countries. The world financial architecture is subordinated to the interests of the Anglo-Saxon countries, a center-peripheral world order has been formed, as a result of which developing countries have found themselves in a subordinate position. This has led to the formation of a number of global imbalances, the impact of which on MFAs cannot be mitigated by classical monetary and financial institutions, nor is it possible to block the channels of their formation. Dynamically developing countries such as Asian states are not satisfied with modern international financial institutions and are actively involved in regional integration, creating new WFIs. Among them are the Asian Infrastructure Investment Bank, the Belt and Road megaproject, and the BRICS New Development Bank. These WFIs reflect the interests of the countries participating in the integration processes in Asia and promote their interests in the world and regional arena. The article argues that the creation of these institutions in Asia is due to fundamental shortcomings of the global financial architecture, and new international financial institutions can effectively deal with these shortcomings. Keywords: Asia, global financial architecture, international financial
institutions, fundamental weaknesses Reference
1. Serra, N., & Stiglitz, J. E. (Eds.). (2008). The Washington Consensus reconsidered: Towards a new global governance. Oxford; New York: Oxford University Press, Stiglitz, J. E. (2010). The Stiglitz report: Reforming the international monetary and financial systems in the wake of the global crisis. New York: New Press.
2. Davidson, P. (2004). The future of the international financial system. Journal of Post Keynesian Economics, 26 (4), 591 -605.
3. Obstfeld, M. (2009). International Finance and Growth in Developing Countries: What Have We Learned? IMF Staff Papers, 56 (1), 63-111. doi: 10.1057 / imfsp. 2008.32, Orastean, R. (2016). Financial globalization - global imbalances - global financial crisis. Bulletin of Taras Shevchenko National University of Kyiv Economics, 12 (189), 41-44. doi: 10.17721 / 1728-2667.2016 / 189-12 / 7, Timmis, H. (2018). The Global Financial System and Developing Countries. Brighton, UK: Institute of Development Studies.
4. RTAs Database. (2020). RTAs currently in force (by year of entry
into force), 1948-2020. Retrieved from http://rtais.wto.org/UI/PublicMaintainRTAHome.aspx
5. Sidorova E.A., Baranova M.S. The problem of global governance
and the role of the international monetary fund // Vestnik NSU. Series: Socio-economic sciences. - 2015. - No. 2. - S. 15-23.
6. Fedotova M.A., Tazikhina T.V., Bakulina A.A. Real estate development // Moscow, 2015.
7. Ikenberry, G. J., Mastanduno, M., & Wohlforth, W. C. (2009).
Unipolarity, State Behavior, and Systemic Consequences. World Politics, 61 (1), 1-27. doi: 10.1017 / S004388710900001X
8. Lee, R. (2019). The Top 8 Most Tradable Currencies. Retrieved
from https://www.investopedia.com/trading/most-tradable-currencies/
9. Veselovsky, M. Ya., Izmailova, M. A., Krasyukova, N. L., Bitkina,
I. V., & Gladyshev, A. G. (2017). The effects of financial sector on development of russian regions under current conditions. Revista Espacios, 38 (33), 10. Retrieved from https://www.revistaespacios.com/a17v38n33/17383310.html
10. Ngwu, U. I. (2018). News Flow Challenges in the Present World Information Order: A Critical Analysis. Novena Journal of Commuvication, 5, 182-192
11. AIIB. (2020). Approved Projects. Retrieved from https://www.aiib.org/en/projects/approved/index.html, Crunchbase. (2020). New Development Bank. Retrieved from https://www.crunchbase.com/organization/new-development-bank#section-overview, EBRD. (2020). Investment of Choice. Retrieved from https://www.ebrd.com/investment-of-choice.pdf,
12. Guliev, I., Kamalov, R., Rassolova, I., & Arzhaev, F. (2019). The role of AIIB and NDB in the development of the Asian finance. Proceedings of the 2019 International Conference on Contemporary Education and Society Development (ICCESD 2019). Presented at the Proceedings of the 2019 International Conference on Contemporary Education and Society Development (ICCESD 2019), Jinan, China. doi: 10.2991 / iccesd-19.2019.6
13. Chan, M. H. T. (2018). The Belt and Road Initiative - the New Silk Road: A research agenda. Journal of Contemporary East Asia Studies, 7 (2), 104-123. doi: 10.1080 / 24761028.2019.1580407
14. China Power. (2019). How will the Belt and Road Initiative advance China's interests? Retrieved from https://chinapower.csis.org/china-belt-and-road-initiative/, Prodi, G., & Fardella, E. (2018). The Belt and Road initiative and its impact on Europe (Valdai Papers No. 82). Retrieved from https://eng.globalaffairs.ru/articles/the-belt-and-road-initiative-and-its-impact-on-europe/
15. Litsareva, E. (2017). Success Factors of Asia-Pacific Fast-Developing Regions' Technological Innovation Development and Economic Growth. International Journal of Innovation Studies, 1, 72-88. doi: 10.3724 / SP.J.1440.101006
16. Gabuyev, A. (2015). Taming the dragon. Russia in Global Affairs, (1). Retrieved from https://eng.globalaffairs.ru/articles/taming-the-dragon/
17. Halova G.O., Sopilko N.Yu., Ileritskiy N.I. Eurasian Economic Union: Formation, Formation and Development. Moscow, 2019.