Научная статья на тему 'Модель организации академической мобильности обучающихся в Республике Казахстан: теоретико-методологический подход'

Модель организации академической мобильности обучающихся в Республике Казахстан: теоретико-методологический подход Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
197
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ / ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД / ACADEMIC MOBILITY / MODELING / SYSTEM APPROACH / THEORETIC-METHODOLOGICAL APPROACHES / PERSONAL APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маратова Аида Маратовна, Носков Игорь Александрович

В статье предпринята попытка описания модели процесса организации академической мобильности обучающихся в Республике Казахстан. Раскрыты структурные части и функциональное назначение модели, установлены их взаимосвязи. Исследованы наиболее важные методологические подходы и принципы, характеризующие процесс организации академической мобильности. Целью исследования является разработка модели процесса организации академической мобильности обучающихся в Республике Казахстан, раскрытие структурных частей и функционального назначения модели, установления их взаимосвязей. В исследовании использованы методы когниции и анализа предмета изучения на моделях-аналогах какой-либо определенной части природной или общественной материи. Практическая польза исследования состоит в том, что внедрение результатов позволит улучшить обеспечение работой выпускников, показывать высокие результаты в их успешной трудовой деятельности, повысить репутацию казахстанских вузов в мировом образовательном пространстве. Целью исследования является: вычленить, научно обосновать и проверить опытным путем составные части и взаимосвязь процесса организации академической мобильности студентов в учебной деятельности и ее влияние на формирование во внеучебной деятельности. Орининальность исследования состоит в том, что представлен личностный подход, который основные акценты в организации академической мобильности обучающихся расставляет в интересах студента как активной личности, осуществляющую свой собственный образ жизни и обретающую личностную суть (самость). Практическая значимость исследования состоит в том, что культурологический подход относительно академической мобильности студентов способствует инкорпорированию в иной, отличный от своего, культурный поток, активизации его жизненной позиции через когницию и эволюцию взглядов и идей индивидуума. Мы понимаем это как рост индивида и его становление как творческой, самостоятельной и мобильной личности. Обобщение вышесказанного позволяет нам прийти к выводу, что моделирование организации академической мобильности студентов вуза является специфическим способом познания, при котором объект исследования имитируется в модели. Разработанная модель организации академической мобильности трактуется нами в качестве образца-аналога деятельности профессорско-преподавательского состава и обучающихся Казахстанского университета инновационных и телекоммуникационных систем, ориентированной на интеграционные процессы при сохранении и развитии национально-культурологического принципа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маратова Аида Маратовна, Носков Игорь Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF THE ORGANIZATION OF THE ACADEMIC MOBILITY OF STUDENTS IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN: THEORETIC-METHODOLOGICAL APPROACH

In article authors made an attempt of the description of model of process of the organization of the academic mobility of students in the Republic of Kazakhstan; opened structural parts and functional purpose of model; established their interrelations; investigated the most important methodological approaches and the principles characterizing process of the organization of the academic mobility. A research objective is development of model of process of the organization of the academic mobility of students in the Republic of Kazakhstan, disclosure of structural parts and functional purpose of model, establishment of their interrelations. In a research authors used methods of cognition and the analysis of a subject of studying on models analogs of any certain part of natural or public matter. Practical benefits of a research consist that introduction of results will allow to improve job security of graduates, to show good results in their successful work, to strengthen reputation of the Kazakhstan higher education institutions in world educational space. A research objective is: to isolate, to scientifically prove and to check by practical consideration components and interrelation of process of the organization of the academic mobility of students in educational activity and its influence on formation in extracurricular activities. The originality of a research consists in that authors presented personal approach which places the main accents in the organization of the academic mobility of students for the benefit of the student as the active personality, the personal essence (egoism) which is carrying out an own way of life and finding. The practical importance of a research consists in that culturological approach of rather academic mobility of students promotes incorporation in other, differ from its own, cultural stream, activating of his living position through cognition and evolution of views and the ideas of an individual. Authors understand it as growth of the individual and his formation as creative, independent and mobile person. Generalization of the aforesaid allows authors to come to a conclusion that modeling of the organization of the academic mobility of students of higher education institution is a specific way of knowledge at which an object of a research is imitated in model. Authors treated the developed model of the organization of the academic mobility as a model analog of the activity of the faculty and innovative and telecommunication systems studying the Kazakhstan university focused on integration processes at preservation and development of the national and culturological principle.

Текст научной работы на тему «Модель организации академической мобильности обучающихся в Республике Казахстан: теоретико-методологический подход»

УДК 37.013.78 doi: 10.20310/1819-8813-2018-13-103-94-100

МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

МАРАТОВА АИДА МАРАТОВНА

Казахстанский университет инновационных и телекоммуникационных систем, г. Уральск, Республика Казахстан, e-mail: [email protected]

НОСКОВ ИГОРЬ АЛЕКСАНДРОВИЧ

Московский городской педагогический университет, Самарский филиал г. Самара, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

В статье предпринята попытка описания модели процесса организации академической мобильности обучающихся в Республике Казахстан. Раскрыты структурные части и функциональное назначение модели, установлены их взаимосвязи. Исследованы наиболее важные методологические подходы и принципы, характеризующие процесс организации академической мобильности. Целью исследования является разработка модели процесса организации академической мобильности обучающихся в Республике Казахстан, раскрытие структурных частей и функционального назначения модели, установления их взаимосвязей. В исследовании использованы методы когниции и анализа предмета изучения на моделях-аналогах какой-либо определенной части природной или общественной материи. Практическая польза исследования состоит в том, что внедрение результатов позволит улучшить обеспечение работой выпускников, показывать высокие результаты в их успешной трудовой деятельности, повысить репутацию казахстанских вузов в мировом образовательном пространстве. Целью исследования является: вычленить, научно обосновать и проверить опытным путем составные части и взаимосвязь процесса организации академической мобильности студентов в учебной деятельности и ее влияние на формирование во внеучебной деятельности. Орининальность исследования состоит в том, что представлен личностный подход, который основные акценты в организации академической мобильности обучающихся расставляет в интересах студента как активной личности, осуществляющую свой собственный образ жизни и обретающую личностную суть (самость). Практическая значимость исследования состоит в том, что культурологический подход относительно академической мобильности студентов способствует инкорпорированию в иной, отличный от своего, культурный поток, активизации его жизненной позиции через когницию и эволюцию взглядов и идей индивидуума. Мы понимаем это как рост индивида и его становление как творческой, самостоятельной и мобильной личности. Обобщение вышесказанного позволяет нам прийти к выводу, что моделирование организации академической мобильности студентов вуза является специфическим способом познания, при котором объект исследования имитируется в модели. Разработанная модель организации академической мобильности трактуется нами в качестве образца-аналога деятельности профессорско-преподавательского состава и обучающихся Казахстанского университета инновационных и телекоммуникационных систем, ориентированной на интеграционные процессы при сохранении и развитии национально-культурологического принципа.

Ключевые слова: академическая мобильность, моделирование, системный подход, теоретико-методологические подходы, личностный подход

Введение. Президент Республики Казахстан Н. Назарбаев, обозначая стратегические цели страны до 2050 г., выделил самые главные задачи и первостепенные направления развития государства, одним из которых является акцентирование внимания на улучшении качества национального образования, поскольку Казахстан стремится стать развитой страной, а в основе развитых стран лежат уникальные системы образования [1].

Один из кардинально важных путей к реализации этой цели мы видим во вхождении в Болон-ский процесс, а академическая мобильность обучающихся и преподавателей является обязательным условием формирования Европейского образовательного пространства, что особо выделяется в документах Берлинской конференции (2003 г.) [2]. Соответственно перед вузами Казахстана стоит проблема выбора модели развития: то ли со-

храняться в национальной модели; то ли встраиваться в интеграционные модели, типа международных университетов в русле развития международных проектов и того же Болонского процесса; то ли выстроить интеграционную модель с учетом национально-культурологического принципа [3].

Теория. В Республике Казахстан разработан основной документ по академической мобильности, в котором даются основные понятия и термины, приводится анализ состояния данной проблемы, четко и конкретно излагаются стратегические направления, цели и задачи развития академической мобильности [4].

Кроме того, эти вопросы рассматриваются в Концепции академической мобильности обучающихся в вузах республики [5], в Посланиях Президента страны Н. А. Назарбаева.

Проблемные аспекты академической мобильности в Республике Казахстан осветили Г. И. Аб-дикеримова, Д. А. Куланова, А. Д. Умбиталиев [6], А. М. Газалиев, В. В. Егоров, В. Н. Головачёва [7], О. А. Яновская, Г. Н. Сулейменова [8] и др.

Данные и методы. За последние двадцать лет в высшем образовании Казахстана наблюдается активизация совместной деятельности с вузами других стран, что обеспечивает открытое образовательное пространство, в свою очередь предполагающее увеличение роста мобильности обучающихся и сотрудничества профессорско-преподавательского состава (III 1С) университетов. Ожидаемые результаты от реализации этих стратегически важных приоритетов - обеспечение работой выпускников, их успешная трудовая деятельность, возрастание репутации казахстанских вузов в мировом образовательном пространстве.

Здесь необходимо отметить, что в Казахстанском университете инновационных и телекоммуникационных систем (КазУИТС) проводится большая комплексная работа с целью создания условий для академической мобильности студентов: подготовлены сотрудники из числа администрации вуза и ППС для организации процесса мобильности; до периода мобильности предприняты шаги в изучении иностранных языков, обеспечена доступность к информации, создана статистика по имеющейся мобильности. Безусловно, все эти шаги требуют непрерывной работы по созданию соответствующей обстановки в организации учебного и внеучебного процесса, усиливающих мобильность и закрепляющих совместную деятельность с вузами-партнерами из-за рубежа.

В данной статье сделана попытка описания модели процесса организации академической мобильности обучающихся в КазУИТС, раскрытия

структурных частей и функционального назначения модели, установления их взаимосвязей.

Моделирование - это такой метод когниции и анализа предмета исследования на моделях-аналогах какой-либо определенной части природной или общественной материи. По мнению А. С. Белкина, при помощи моделирования возможно познание от трудного к простому, от скрытого глазу и неощущаемого к замечаемому и ощущаемому, неизвестного к известному. Исследователь считает, что моделирование является отражением особенностей реального конструкта на созданном с определенной целью материальном или идеальном объекте, который называется моделью. Модель -это есть продукт исследования, и его целью является системный и регулярный поиск путей решения очередных принципиально новых проблемных вопросов. Ученый полагает, что модель - это деятельность, ценность которой состоит в интегрировании в метод [9].

В. Г. Афанасьев, исследуя вопросы системности, познания и управления социумом, останавливается на проблеме корреляции моделирования и модели. С его позиции, модель является отображением чего-либо (например, явления) в определенной схематической форме и создается в процессе имитирования и воспроизведения объекта исследования в другой системе - модели [10].

В. А. Штофф выделяет такие основополагающие свойства модели: 1) сходство с оригиналом; 2) согласование параметров модели с предложенными задачами и предполагавшимся результатом; 3) индифферентное отношение к личностным оценкам и предпочтениям участников процесса моделирования; 4) абстрагирование от определенных тонкостей и характеристик системы-оригинала [11].

Разработка аналога модели представляет из себя конкретизацию общенаучного принципа связи целого и единичного, где их совокупность и создаваемая при этом интерактивность порождают совершенно новую сторону устанавливаемой модели. Данный эталон нуждается в существенных теоретико-методологических разъяснениях, так как без них описание модели станет бездейственной схоластической схемой [12].

В связи с тем, что цель имитирования модели устанавливается предметом, мы сформулировали ее следующим образом: вычленить, научно обосновать и проверить опытным путем составные части и взаимосвязь процесса организации академической мобильности студентов в учебной деятельности и ее влияние на формирование во вне-учебной деятельности.

А. М. МАЯАТОУА, I. А. Ы08К0У

Модель. Исходя из исследований ученых-педагогов [13-15], создание модели организации академической мобильности студентов выполнялось нами на основании принципов целостности структурных частей, поэтапного прогресса и ускорения предлагаемой системы.

Принцип целостности структурных частей определяется анализом структуры и функциональности предлагаемой системы, принцип поэтапного прогресса анализировалась с точки зрения генетики системы, принцип ускорения предлагаемой системы путем вычленения и аргументации педагогических принципов и состояния эффективности жизнедеятельности предлагаемой системы.

В соответствии с принципом целостности структурных частей системы при разработке модели организации академической мобильности обучающихся выделяются компоненты, обладающие целостностью и работоспособностью, то есть модель должна складываться из модулей, отражающих важные стороны сущности исследуемого педагогического процесса. На основе данного принципа нами выделены следующие компоненты модели организации академической мобильности обучающихся: целеполагание, содержание, технологии реализаци-ии оценка результатов [16; 17].

Вычленение названных компонентов мы связываем с тем, что в моделировании организации академической мобильности в учебной деятельности студентов необходимо обеспечивать следующий алгоритм:

- формулирование целей и задач и установление общей структуры процесса академической мобильности студентов КазУИТС;

- разработка содержания и структуры данного процесса; выявление и аргументирование основных принципов и подходов к организации академической мобильности студентов;

- определение совокупности педагогических условий, обеспечивающих результативное функционирование предлагаемой модели, технологию реализации исследуемого процесса;

- разработка структуры и сущности оценки результатов исследуемого процесса, в том числе критериев академической мобильности студентов и методики их диагностирования.

Считаем, что вышеназванные процессы иерархически взаимосвязаны, поскольку достижение исполнения одного из них употребляется в качестве исходных данных для последующего, а также может выступать средством его продуктивной реализации.

Теоретико-методологическое обоснование модели раскрывает сущность понятия о принципах

целостности, поэтапности и ускорения предлагаемой системы. Наряду с этим, соответственно принципу ускорения системы можно вычленить два главных направления устойчивости педагогического процесса, который обеспечивается рецепцией содержания компонентов модели организации академической мобильности обучающихся к переменам внешней и внутренней среды: определить педагогические принципы, соответствующие целям конструируемой модели; установить педагогические условия, обеспечивающие более продуктивное осуществление этих педагогических принципов.

Теоретико-методологические подходы в предлагаемой модели тесно взаимосвязаны, кроме того, между ними есть единство корпуса принципов организации исследуемого процесса: ценностного наполнения, рефлексивной динамичности, осмысленных индивидом планов на будущее, интегративно-сти, коллаборации, проблемности, имитационного моделирования [18-20]. Теоретико-методологические подходы модели формировались в зависимости от целей и задач модели, и все названные принципы представляют собой условия к содержанию процесса организации академической мобильности студентов.

Полученные результаты. Исследование теоретико-методологических основ процесса развития академической мобильности обучающихся позволяет осуществить вычленение наиболее важных методологических подходов.

1) Системный подход, формирующий понимание того, что есть постоянное и переменное в системе, главное и второстепенное. Учет требований системного подхода позволяет сформулировать основную цель организации академической мобильности: формирование сознательного и созидательного усвоения знаний и умений по изучаемой специальности, креативности в овладении профессиональными качествами, совершенствование у обучающихся характерных для мобильной личности качеств. Декомпозиция в данном аспекте усматривается нами в области мотивации, организационной деятельности, рефлексии, творческом подходе, адаптивности и других составных частях академической мобильности обучающихся, следствием чего и является развитость академической мобильности студентов КазУИТС.

2) Научное обоснование процесса организации академической мобильности студентов требует также соблюдения деятельностного подхода, ориентированного на активизацию студента в моделировании своей мобильности.

3) Важное значение для нашего исследования имеет личностный подход, который основные акценты в организации академической мобильности

обучающихся расставляет в интересах студента как активной личности, осуществляющую свой собственный образ жизни и обретающую личностную суть (самость). Анализ личностного подхода в теоретической литературе применительно к академической мобильности, позволил прийти к выводу о том, что академическая мобильность как структурный элемент современной системы образования способствует формированию индивидуальной оценки и понимания данного явления на основе личного опыта [21; 22].

4) Мотивационный подход, назначение которого при организации академической мобильности студентов заключается в учете мотивации и ее динамики в процессе развития мобильных качеств индивидуума. Основное назначение данного методологического подхода мы видим в создании среды для саморазвития студентов, их самодвижения к мобильности, в самосовершенствовании.

5) Национально-педагогический подход зиждется на этнических традициях и культуре народа и заключается в целостности двуединого процесса обновления содержания казахстанской системы образования и организации условий для академической мобильности обучающихся Республики Казахстан. Этнопедагогика рассматривается с точки зрения построения образовательной системы на основе максимального использовании воспитательных возможностей национальных традиций и обычаев.

6) Аксиологический подход подразумевает рассмотрение студента как высшей ценности данной системы через панораму его достижений и результатов его развития.

7) Когнитивный подход, в соответствии с которым обучающийся является активным участником образовательного процесса: условия для осуществления личностных ориентиров возникают при их вовлечении в активный когнитивный процесс, а учет личностных интересов и индивидуальных качеств обучающихся позволит им стать более активным участником педагогического процесса.

8) Культурологический подход. Задачу культурологического подхода относительно академической мобильности студентов мы видим в познании ими новых элементов человеческой культуры, что способствует инкорпорированию в иной, отличный от своего, культурный поток, активизации его жизненной позиции через когницию и эволюцию взглядов и идей индивидуума. Мы понимаем это как рост индивида и его становление как творческой, самостоятельной и мобильной личности.

9) Полисубъектный (диалоговый) подход, является следствием понимания того, что природа индивида намного богаче, объемней и глубже, чем его деятельность. Эти понятия не сопоставимы, не тождественны, поэтому необходимо обратить внимание

на понимание диалогового подхода, как личностно-равноправных позиций сотрудничающих между собой участников образовательного процесса, когда преподаватель побуждает желание студента к расширению горизонтов познания, обеспечивает условия для поступательного движения его развития. Также нельзя не отметить значение социально-трудовых ориентаций диалогового подхода, связанных с будущей трудовой деятельностью студентов.

10) Детерминированный подход поясняет основы развития психики обучающегося, являющегося продуктом взаимодействия природных, общественных и биологических факторов. Социальная детерминированность психических характеристик студента в процессе академической мобильности обусловлена следующим: 1) общественные отношения, когда через трудовую деятельность (в нашем случае, обучение) он осуществляет связь с иным социумом, постигая новый социальный опыт; 2) не менее значимым социальным фактором является общение, понимаемое нами не только как коммуникацию со сверстниками в вузе другого государства, но и как процесс передачи и восприятия информации; 3) любая интеракция и коммуникация возможны только на основе наличия языка, поэтому общение на языке другой страны в период академической мобильности неизбежно оказывает воздействие на стиль мышления студента, внешний образ, способы репрезентации языковых фактов.

Заключение. Обобщение вышесказанного позволяет нам прийти к выводу, что моделирование организации академической мобильности студентов вуза является специфическим способом познания, при котором объект исследования имитируется в модели. Разработанная модель организации академической мобильности трактуется нами в качестве образца-аналога деятельности профессорско-преподавательского состава и обучающихся Казахстанского университета инновационных и телекоммуникационных систем, ориентированной на интеграционные процессы при сохранении и развитии национально-культурологического принципа.

Литература

1. Послание Президента Республики Казахстан -Лидера нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» от 14.12.2012 г. URL: http://www.akorda.kz/ru/events/astana_kazakhstan/participati on_in_events/poslanie-prezidenta-respubliki-kazahstan-lidera-mcii-nursultana-nazarbaeva-narodu-kazahstana-strategiya-kazahstan-2050-novyi-politicheskii-

2. Кунанбаева С. С. Болонская конвенция и международное научно-образовательное пространство: материалы круглого стола. Алматы, 2007.

A. M. MARATOVA, I. A. NOSKOV

3. Носков И. А. Федеральный университет: анализ отечественного и зарубежного опыта // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2013. Т. 15. № 2(4). С. 850.

4. Стратегия академической мобильности в Республике Казахстан на 2012-2020 годы. Астана, 2012. URL: http://enic-kazakhstan.kz/images/doc/akadem_mobi-lnost/strategia-acad-mob-2020.pdf

5. Концепция академической мобильности обучающихся высших учебных заведений Республики Казахстан (обсуждена и одобрена на совещании ректоров в рамках расширенной Коллегии Министерства образования и науки РК от 19 января 2011 года). Астана, 2011.

6. Абдикеримова Г. И., Куланова Д. А., Умби-талиев А. Д. Проблемные аспекты академической мобильности в Республике Казахстан. URL: http://www.-konspekt.biz/index.php?text=51286

7. Газалиев А. М., Егоров В. В., Головачёва В. Н. Проблемы и перспективы развития академической мобильности // Вестник высшей школы. 2014. № 3.

8. Яновская О. А. Академическая мобильность как фактор интеграции в мировое образовательное пространство // Глобальные вызовы и современные тренды развития высшего образования: Сб. мат-лов конф. Алматы, 2013. URL: https://articlekz.com-/article/9468

9. Горюнова JI. В. Профессиональная мобильность специалиста как проблема развивающегося образования России: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Ростов-на-Дону, 2006.

10. Белкин А. С. Диссертационный совет по педагогике. Екатеринбург, 2005.

11. Климова Т. Е. Педагогическая диагностика. Магнитогорск: Изд-во МаГУ, 2000.

12. Орлова Л. В. Социальное становление малого и среднего бизнеса России в региональном измерении: процессы, структуры и институты самоорганизации: автореф. дис. ... д-ра соц. наук. Саранск, 2011.

13. Сулейменова Г. Н. Академическая мобильность как необходимость для повышения конкурентоспособности вуза. URL: https://yandex.kz-/clck/jsredir?bu=uniq15100419039732389859&from=yande x.kz%3Bsearch%2F%3Bweb%3B%3B

14. Козлова Е. С. Международно-правовое регулирование академической мобильности как социального процесса в высшей школе // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2013. № 9(80). С. 261-268.

15. Шакирова А. А. Академическая мобильность студентов как инструмент сетевого взаимодействия вузов // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 4. С. 56-63/

16. Орлова Л. В. Модель продвижения инновационных проектов // Проблемы методологии и методики мониторинга социально-экономического развития регионов Российской Федерации: мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием.

Научный центр социально-экономического мониторинга. Саранск, 2017. С. 169-176.

17. Academic Mobility in a Changing World: regional and global trends / ed. by P. Blumenthal et al. London : Jessica Kingsley Publisher, 1998.

18. Hoffman, D. Changing Academic Mobility Patterns and International Migration // Journal of Studies in International Education. 2009. Vol. 13, № 3. -P. 347-364

19. Kelo M. Toward improved data student mobility in Europe: findings and concepts of the Eurodata study / M. Kelo, U. Teichler, В. Wächter // Journal of Studies in International Education. 2006. Vol. 10, № 3. P. 194-223.

20. Leenen W. R., Grosch N. Bausteine zur Grundlegung interkulturellen Lernens. В: Bundeszentrale fur politische Bildung (Hrsg.): Interkulturelles Lernen, Arbeitshilfen fur die politische Bildung. 1998, P. 29-46.

21. Orlova L., Afonin Y. The Tactic of Strengthening One's Influence and Intercepting the Initiative // Japanese Educational and Scientific Review, 2015, No.1. (9) (January-June). Vol. XI. «Tokyo University Press», 2015. P. 282285.

22. Orlova L., Afonin Y. Indicator-Based Management // Harvard Journal of Fundamental and Applied Studies, 2015. № 1. (7) (January-June). Vol. VII. P. 422-427.

References

1. Poslaniye Prezidenta Respubliki Kazakhstan -Lidera natsii Nursultana Nazarbaeva narodu Kazakhstana «Strategiya «Kazakhstan-2050»: novyj politicheskij kurs sostoyavshegosya gosudarstva» ot 14.12.2012 g. [The message of the President of the Republic of Kazakhstan - the Leader of the nation Nursultan Nazarbaev to the people of Kazakhstan «Strategy «Kazakhstan-2050»: a new political policy of the taken place state» from 14.12.2012]

2. Kunanbaeva S. S. Bolonskaya konventsiya i mezhdunarodnoye nauchno-obrazovatel'noye prostranstvo: materialy kruglogo stola [Bologna convention and international scientific and educational space: materials of round table]. Almaty, 2007.

3. Noskov I. A. Federal'nyj universitet: analiz otechestvennogo i zarubezhnogo opyta [Federal university: analysis of domestic and foreign experience] // Izvestiya Samarskogo nauchnogo tsentra Rossijskoj akademii nauk. Sotsial'nye, gumanitarnye, mediko-biologicheskiye nauki. 2013. T. 15. № 2(4). S. 850.

4. Strategiya akademicheskoj mobil'nosti v Respublike Kazakhstan na 2012-2020 gody [The strategy of the academic mobility in the Republic of Kazakhstan for 2012-2020]. Astana, 2012 URL: http://enic-kazakhstan.kz/images/doc/-akadem_mobi-lnost/strategia-acad-mob-2020.pdf

5. Kontseptsiya akademicheskoj mobil'nosti obuchayushchikhsya vysshikh uchebnykh zavedenij Respubliki Kazakhstan (obsuzhdena i odobrena na soveshchanii rektorov v ramkakh rasshirennoj Kollegii Ministerstva obrazovaniya i nauki RK ot 19 yanvarya 2011 goda) [The concept of the academic mobility of the studying higher educational institutions of the Republic of Kazakhstan (it is discussed and approved at a meeting of rectors within

expanded Board of the Ministry of Education and Science of the Republic of Crimea on January 19, 2011)]. Astana, 2011.

6. Abdikerimova G. I., Kulanova D. A., Umbitaliev A. D. Problemnye aspekty akademicheskoj mobil'nosti v Respublike Kazakhstan [Problem aspects of the academic mobility in the Republic of Kazakhstan]. URL: http://www.konspekt.biz/index.php?text=51286

7. Gazaliev A. M., Egorov V. V., Golovachyova V. N. Problemy i perspektivy razvitiya akademicheskoj mobil'nosti [Problems and prospects of development of the academic mobility] // Vestnik vysshej shkoly. 2014. № 3.

8. Yanovskaya O. A. Akademicheskaya mobil'nost' kak faktor integratsii v mirovoye obrazovatel'noye prostranstvo [Academic mobility as factor of integration into world educational space] // Global'nye vyzovy i sovremennye trendy razvitiya vysshego obrazovaniya: Sb. mat-lov konf. Almaty, 2013. URL: https://articlekz.com-/article/9468

9. Goryunova L. V. Professional'naya mobil'nost' spetsialista kak problema razvivayushchegosya obrazovaniya Rossii [Professional mobility of the expert as a problem of the developing formation of Russia]: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. Rostov-na-Donu, 2006.

10. Belkin A. S. Dissertatsionnyj sovet po pedagogike [Dissertation council on pedagogics]. Ekaterinburg, 2005.

11. Klimova T. E. Pedagogicheskaya diagnostika [Pedagogical diagnostics]. Magnitogorsk: Izd-vo MaGU, 2000.

12. Orlova L. V. Sotsial'noye stanovleniye malogo i srednego biznesa Rossii v regional'nom izmerenii: protsessy, struktury i instituty samoorganizatsii [Social formation of small and medium business of Russia in regional measurement: processes, structures and institutes of self-organization]: avtoref. dis. ... d-ra sots. nauk. Saransk, 2011.

13. Sulejmenova G. N. Akademicheskaya mobil'nost' kak neobkhodimost' dlya povysheniya konkurento-sposobnosti vuza [The academic mobility as need for increase in competitiveness of higher education institution]. URL: https://yandex.kz/clck/jsredir?bu=uniq1510041903973238985 9&from=yandex.kz%3Bsearch%2F%3Bweb%3B%3B

14. Kozlova E. S. Mezhdunarodno-pravovoye reguliro-vaniye akademicheskoj mobil'nosti kak sotsial'nogo protsessa v vysshej shkole [International legal regulation of the academic mobility as social process at the higher school] // Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. 2013. № 9(80). S. 261-268.

15. Shakirova A. A. Akademicheskaya mobil'nost' studentov kak instrument setevogo vzaimodejstviya vuzov [Academic mobility of students as instrument of network interaction of higher education institutions] // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2017. № 4. S. 56-63.

16. Orlova L. V. Model' prodvizheniya innovatsionnykh proektov [Model of promotion of innovative projects] // Problemy metodologii i metodiki monitoringa sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya regionov Rossijskoj Federatsii: mat-ly Vseros. nauch.-prakt. konf. s mezhdunar. uchastiyem. Nauchnyj tsentr sotsial'no-ekonomicheskogo monitoringa. Saransk, 2017. S. 169-176.

17. Academic Mobility in a Changing World: regional and global trends / ed. by P. Blumenthal et al. London: Jessica Kingsley Publisher, 1998.

18. Hoffman, D. Changing Academic Mobility Patterns and International Migration // Journal of Studies in International Education. 2009. Vol. 13, № 3. P. 347-364

19. Kelo M. Toward improved data student mobility in Europe: findings and concepts of the Eurodata study / M. Kelo, U. Teichler, B. Wächter // Journal of Studies in International Education. 2006. Vol. 10, № 3. P. 194-223.

20. Leenen W. R., Grosch N. Bausteine zur Grundlegung interkulturellen Lernens. B: Bundeszentrale fur politische Bildung (Hrsg.): Interkulturelles Lernen, Arbeitshilfen fur die politische Bildung. 1998, P. 29-46.

21. Orlova L., Afonin Y. The Tactic of Strengthening One's Influence and Intercepting the Initiative // Japanese Educational and Scientific Review, 2015. № 1. (9) (January-June). Vol. XI. «Tokyo University Press», 2015. P. 282-285.

22. Orlova L., Afonin Y. Indicator-Based Management // Harvard Journal of Fundamental and Applied Studies, 2015. № 1. (7) (January-June). Vol. VII. P. 422-427.

* * *

MODEL OF THE ORGANIZATION OF THE ACADEMIC MOBILITY OF STUDENTS IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN: THEORETIC-METHODOLOGICAL APPROACH

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

MARATOVA AIDA MARATOVNA

Kazakhstan University of Innovative and Telecommunication Systems, Uralsk, the Republic of Kazakhstan, e-mail: [email protected]

NOSKOV IGOR ALEKSANDROVICH

Moscow Pedagogical State University, Samara Branch Samara, the Russian Federation, e-mail: [email protected]

In article authors made an attempt of the description of model of process of the organization of the academic mobility of students in the Republic of Kazakhstan; opened structural parts and functional purpose of model; established their interrelations; investigated the most important methodological approaches and the principles characterizing process of the organization of the academic mobility. A research objective is development of model of process of

A. M. MARATOVA, I. A. NOSKOV

the organization of the academic mobility of students in the Republic of Kazakhstan, disclosure of structural parts and functional purpose of model, establishment of their interrelations. In a research authors used methods of cognition and the analysis of a subject of studying on models analogs of any certain part of natural or public matter. Practical benefits of a research consist that introduction of results will allow to improve job security of graduates, to show good results in their successful work, to strengthen reputation of the Kazakhstan higher education institutions in world educational space. A research objective is: to isolate, to scientifically prove and to check by practical consideration components and interrelation of process of the organization of the academic mobility of students in educational activity and its influence on formation in extracurricular activities. The originality of a research consists in that authors presented personal approach which places the main accents in the organization of the academic mobility of students for the benefit of the student as the active personality, the personal essence (egoism) which is carrying out an own way of life and finding. The practical importance of a research consists in that culturological approach of rather academic mobility of students promotes incorporation in other, differ from its own, cultural stream, activating of his living position through cognition and evolution of views and the ideas of an individual. Authors understand it as growth of the individual and his formation as creative, independent and mobile person. Generalization of the aforesaid allows authors to come to a conclusion that modeling of the organization of the academic mobility of students of higher education institution is a specific way of knowledge at which an object of a research is imitated in model. Authors treated the developed model of the organization of the academic mobility as a model analog of the activity of the faculty and innovative and telecommunication systems studying the Kazakhstan university focused on integration processes at preservation and development of the national and culturological principle.

Key words: academic mobility, modeling, system approach, theoretic-methodological approaches, personal approach

Об авторах:

Маратова Аида Маратовна, проректор по воспитательной работе Казахстанского университета инновационных и телекоммуникационных систем, Республика Казахстан, г. Уральск

Носков Игорь Александрович, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики Самарского филиала ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», г. Самара

About the authors:

Maratova Aida Maratovna, Vice Rector for Educational Work, Kazakhstan University of Innovative and Telecommunication Systems, the Republic of Kazakhstan, Uralsk

Noskov Igor Aleksandrovich, Doctor of Pedagogics, Professor, Head of the Pedagogics Department, Samara Branch of Moscow State Pedagogical University, Samara

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.