УДК 377:378
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Г.З. Хабибуллина, С.В. Маклецов1
1 Работа выполнена в рамках Государственного контракта №05.043.12.0013 от 23 мая 2014г.
Аннотация: В качестве одной из основных задач системы образования сегодня можно назвать задачу ее модернизации, способствующей повышению доступности, качества и эффективности образования. Именно развитие академической мобильности студентов во многом способствует достижению данных целей. Ведь главная цель мобильности заключается в том, чтобы дать студенту возможность получить разностороннее образование по выбранному направлению подготовки, обеспечить ему доступ в признанные центры знаний. Авторами выделяется ряд проблем в развитии академической мобильности студентов в вузах России. В данной статье приводятся цели, задачи, формы организации академической мобильности будущих специалистов
Ключевые слова: профессиональное образование, академическая мобильность студентов,
эффективность образования, образовательный процесс, образовательные модули
THE MAIN PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF ACADEMIC MOBILITY OF STUDENTS
G.Z. Habibullina, S.V. Maklecov
Abstract: As one of the main objectives of the education system today can be called the task of it's modernization, that would increase of it's availability, quality and effectiveness. Exactly the development of academic mobility of students is largely contributes to the achievement of these objectives. After all, the main purpose of mobility is to give the student the opportunity to receive a broad education in the chosen field of training, provide him access to the recognized centers of knowledge. The authors identify a number of problems in the development of academic mobility of students in higher educational institutions of Russia. This article describes the goals, objectives, forms of academic mobility of future specialists.
Keywords: vocational education, academic mobility of students, the effectiveness of education, educational process, educational modules
В настоящее время придается большое значение академической мобильности студентов, которая является, во-первых, важнейшей составляющей высшего образования, во-вторых, одним из основных направлений процесса интеграции российских вузов в международное образовательное пространство.
Что же понимается под этим понятием? Существует несколько определений, согласно которым под академической мобильностью студентов понимают:
- форму организации обучения студентов, связанную с перемещением их в другой вуз на определенный период времени и возвращением в базовый вуз для завершения обучения [2];
- неотъемлемую форму существования интеллектуального потенциала, отражающую реализацию внутренних потребностей данного потенциала в движении в пространстве социальных, экономических, культурных, политических взаимоотношений и взаимосвязей;
- возможность студентам самим формировать свою образовательную траекторию, выбирать дисциплины, учебные заведения в соответствии со своими склонностями и устремлениями.
Академическая мобильность студентов - важнейшее направление международной деятельности, способствующая улучшению качества высшего образования, повышению эффективности научных исследований, установлению внешних и внутренних интеграционных связей. Несмотря на то, что академическая мобильность в настоящее
время является обязательной составляющей образовательного процесса, можно выделить ряд проблем в ее развитии в вузах России. Так, например, Останина Е.В. [3] справедливо выделяет такие проблем развития мобильности, как: неплановый характер финансирования академической мобильности в нашей стране; недостаточность материально-финансового обеспечения; нехватку специалистов в данной области; неразработанность специальных методов и механизмов академического обмена; отсутствие инфраструктуры; обеспечивающей эффективный обмен.
Согласно анализу статистических данных, полученных в ходе мониторинга эффективности внедрения ФГОС учреждениями высшего профессионального образования [1], были установлены следующие трудности, с которыми столкнулись студенты - участники академической мобильности:
- организационные вопросы (оформление документов и пр.);
- финансовые вопросы;
- отсутствие достаточной информации о возможностях пройти обучение в другом вузе;
- психологические трудности (адаптация в условиях другого вуза);
- перезачет в своем вузе дисциплин, изученных в других вузах;
- получение разрешения администрации вуза на прохождение части обучения в другом вузе.
Основная сложность задачи перехода к массовой практике академической мобильности связана с тем, что вузы не проявляют для решения проблем академической мобильности студентов необходимой инициативы. Таким образом, развитие академической мобильности студентов требует серьезных изменений в работах вузов: от новых организационных требований (например, реализация
совместных образовательных программ или оказание помощи в поиске финансовых ресурсов для осуществления индивидуальной академической мобильности) до смены нормативно-методической базы (например, практики перезачета периодов обучения, пройденных в другом вузе).
В настоящее время академическая мобильность студентов является одним из важнейших направлений международной и образовательной деятельности Казанского (Приволжского) федерального университета, проводимой согласно положению об академической мобильности студентов, аспирантов, преподавателей и научных сотрудников ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» с целью:
- совершенствования качества высшего образования;
- повышения эффективности научных исследований студентов;
- оптимизации системы управления;
- повышения конкурентоспособности выпускников КФУ на рынке образовательных услуг и труда;
- достижения международной сопоставимости образовательных стандартов,
- установления внешних и внутренних интеграционных связей,
- развития вуза по приоритетным направлениям и проч.
К основным формам академической мобильности для студентов нашего университета можно отнести: включенное обучение по программам студенческого обмена в вузе-партнере; обучение по совместным образовательным программам, реализуемым КФУ и вузом-партнером; языковые и научные стажировки; участие в конференциях и т.д. [4].
На сегодняшний день большое внимание в системе образования уделяется реализации совместных программ, способствующих модернизации учебных планов и методов обучения, повышению конкурентоспособности и качества образовательных программ, а также содействующих формированию, апробации и внедрению современных моделей высшего образования.
К наиболее популярным формам реализации совместных образовательных программ относят:
- аккредитованные и валидированные программы (признание одним вузом эквивалентности программ другого вуза собственной образовательной программе);
- франчайзинговые программы (передача университетом другому права реализации своей образовательной программы при сохранении за собой права контроля качества подготовки);
- программы двойных и совместных дипломов (согласование учебных планов и программ, методов обучения и оценки знаний студентов, взаимное признание результатов обучения в вузах-партнерах, выдача совместного диплома) [3].
В частности, на научно-педагогическом отделении Института физики Казанского (Приволжского) федерального университета с целью развития академической мобильности студентов в условиях сетевого взаимодействия были разработаны новые модули программ бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки - физико-математические науки, физика), которые оптимально встраиваются в образовательные программы по направлению «Педагогическое образование» профиль «Физика» или по направлению
«Педагогическое образование» с двумя профилями подготовки, основной профиль «Физика».
Предполагается, что бакалавры по направлению «Педагогическое образование» должны хорошо знать содержание учебных курсов основной и средней (полной) школы в соответствии с новыми программами, четко представлять себе этапы в формировании сложных научных понятий, связи и отношения между ними, требования к определению понятий и приемы раскрытия их содержания [5].
К числу новых модулей программ бакалавриата относятся:
1) модуль гуманитарного, социального и экономического цикла «Инновационные технологии в образовании», дающий студенту блок знаний и практических навыков, без которых не может состояться современный учитель как профессионал, а именно понимание целостной картины мира, наличие научного мировоззрения, правосознания, патриотизма, гражданской позиции, гражданской и социальной идентичности, представлений о культурных и социально-политических различиях;
2) модуль математического и естественнонаучного цикла «Проблемы современного естествознания», изучение которого направлено на формирование личности будущего учителя, овладение научным методом познания; выработку у студентов навыков самостоятельной учебной деятельности, развитие у них познавательной потребности;
3) модуль профессионального цикла «Современная квантовая физика в образовании», целью которого является усовершенствование, развитие и углубление полученных ранее студентами знаний в области физики в условиях масштабного внедрения новых информационных технологий в учебный процесс в средней общеобразовательной школе;
4) модуль профессионального цикла «Информационные технологии в инновационной педагогической деятельности», целью которого является приобретение студентами знаний в области современных информационных технологий, овладение современными интерактивными средствами обучения;
5) модуль профессионального цикла «Проектирование учебной работы с
использованием современных методов обучения физике», позволяющий обучаемому свободно ориентироваться во всем многообразии форм, методов и методических приемов, свойственных преподаванию физики, знать устройство, назначение, особенности физического оборудования и технических средств обучения, с тем, чтобы все это умело использовать в своей работе;
6) модуль профессионального цикла «Психолого-педагогическое проектирование когнитивного развития и социализации личности ученика», освоение которого позволит студентам сформировать собственное видение педагогической реальности как пространства межличностного взаимодействия;
7) модуль профессионального цикла «Проектирование обучения физике с
использованием информационно-коммуникационных технологий», освоение которого
позволит обучающемуся свободно ориентироваться в устройстве, назначении, особенностях физического оборудования и технических средств обучения;
8) модуль профессионального цикла «Использование современного лабораторного практикума для подготовки практикоориентированных специалистов в области образования», стимулирующий активную познавательную деятельность и творческий подход к получению знаний.
Потенциальными слушателями разработанных модулей являются студенты,
- обучающиеся по направлению «Педагогическое образование» профиль «Физика»;
- пожелавшие сменить направление подготовки после двух, трех лет обучения;
- получающие второе высшее образование;
- обучающиеся по направлению «Педагогическое образование» с двумя профилями подготовки, одним из которых, как уже отмечалось, является «Физика».
Мы считаем, что данные модули могут быть предложены слушателям курсов повышения квалификации, обладающим определенным уровнем необходимых компетенций, а также специалистам государственных и частных образовательных учреждений, системы управления образованием, подготовки и переподготовки педагогических кадров.
В заключении хотелось бы отметить, что академическая мобильность студентов является одной из важнейших составляющих высшего образования; исключительно важным процессом для личного и профессионального развития студентов, поскольку каждый его участник сталкивается с необходимостью решения жизненных ситуаций и одновременного анализа их с позиции своей и «чужой» культуры, средством развития и обновления образовательного процесса и образовательных программ высшего образования России; одной из важнейших сторон процесса интеграции российских вузов и науки в международное образовательное пространство.
Литература:
1. Артамонова Ю.Д., Демчук А.Л. Развитие академической мобильности в вузах России и ФГОС / Ю.ДАртамонова, А.Л. Демчук //Высшее образование в России. - 2012. - №12. - С. 86-95.
2. Микова И.М. Академическая мобильность студентов в вузах России / И.М. Микова // Вестник Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. - 2010. - №1(26).- С.14-20.
3. Останина Е.В. Академическая мобильность как важнейшая составляющая высшего образования [Электронный ресурс] /Е.В. Останина / Студенческий научный форум. - 2014. - Режим доступа: http://www. scienceforum.ru/2014/pdf/445.pdf.
4. Положение об академической мобильности студентов, аспирантов, преподавателей и научных сотрудников федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» от 20 апреля 2011 г. № 0.1.1.56-06/11.
5. Хабибуллина Г.З., Хайруллина Л.Э. Обучение будущих учителей естественнонаучного цикла составлению компьютерных тестов на занятиях по современным средствам оценивания результатов обучения / Г.З. Хабибуллина, Л.Э. Хайруллина //Казанский педагогический журнал. - 2014. -№12. - С.81-85.
References:
1. Artamonova Ju.D., Demchuk A.L. Razvitie akademicheskoj mobil'nosti v vuzah Rossii i FGOS / Ju.D.Artamonova, A.L. Demchuk //Vysshee obrazovanie v Rossii. - 2012. №12. S. 86-95.
2. Mikova I.M. Akademicheskaja mobil'nost' studentov v vuzah Rossii / I.M. Mikova // Vestnik Rjazanskogo gosudarstvennogo universiteta im. S.A. Esenina. - 2010. - №1(26).- S.14-20.
3. Ostanina E.V. Akademicheskaja mobil'nost' kak vazhnejshaja sostavljajushhaja vysshego obrazovanija
[Jelektronnyj resurs] /E.V. Ostanina / Studencheskij nauchnyj forum. - 2014. - Rezhim dostupa:
http://www. scienceforum.ru/2014/pdf/445.pdf.
4. Polozhenie ob akademicheskoj mobil'nosti studentov, aspirantov, prepodavatelej i nauchnyh sotrudnikov federal'nogo gosudarstvennogo avtonomnogo obrazovatel'nogo uchrezhde-nija vysshego professional'nogo obrazovanija «Kazanskij (Privolzhskij) federal'nyj universitet» ot 20 aprelja 2011 g. № 0.1.1.56-06/11.
5. Habibullina G.Z., Hajrullina L.Je. Obuchenie budushhih uchitelej estestvennonauchnogo cikla sostavleniju kompjuternyh testov na zanjatijah po sovremennym sredstvam ocenivanija rezul'tatov obuchenija / G.Z. Habibullina, LJe. Hajrullina //Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. 2014.- №12. - S.81-85.
Сведения об авторах:
Хабибуллина Гузель Забировна (Казань), кандидат педагогических наук, доцент, кафедра теории и методики обучения физике и информатике, Казанский (Приволжский) федеральный университет
Маклецов Сергей Владиславович (Казань), старший преподаватель, кафедра теории и функций и приближений, Казанский (Приволжский) федеральный университет
Information on authors:
Khabibullina G.Z. (Kazan), candidate of pedagogical sciences, associate professor, Kazan (Volga region) federal university
Makletsov S.V. (Kazan), senior lecturer, Kazan (Volga region) federal university