УДК 330.341:332
Модель обеспечения инновационного импортозамещения в промышленности России
Уханова Р. М.
Аспирант кафедры экономики Казанского национального исследовательского технологического университета
Райская М.В. Доктор экономических наук, профессор кафедры экономики Казанского национального исследовательского технологического университета
В статье инновационное импортозамещение рассматривается как один из вариантов преодоления технологической зависимости промышленности России от импортных поставок, эффективность реализации которого во многом засвистит от развития механизма управления интеллектуальной собственностью, совершенствования инновационной инфраструктуры, формирования инновационной институциональной среды и целенаправленной промышленной политики государства.
Ключевые слова: инновационное импортозамещение, технологическая модернизация, промышленность, инновационная инфраструктура, инновационная институциональная среда.
Условия сложившейся в последнее время неблагоприятной международной конъюнктуры показали острую производственную зависимость российской промышленности от импортных поставок. В частности, санкции в нефтегазохимеческом комплексе коснулись запрета на поставку бурового оборудования, электрических насосов, морских платформ для добычи на шельфе, материалов, используемых для добычи нефти, импортной электроники, используемой для комплектования морских нефтедобывающих платформ. Кроме того, введение санкций значительно ограничило совместную инновационно-инвестиционную деятельность российских и западных компаний в сфере программного обеспечения и высоких технологий, также ограничилось взаимодействие западных банков с российскими партнерами в части реализации совместных индустриальных, инфраструктурных и оборонных проектов [1].
Такая политика западных стран показала не столько зависимость российской экономики от импортных поставок продукции промышленного назначения, сколько технологическую отсталость российских производственных цепочек. Снижение количества фундаментальных исследований и предлагаемых инновационных технологий российского производства за последние десятилетия стимулировало увеличение импорта зарубежных технологии в экономику России. Это в свою очередь потребовало роста объемов экспорта сырья. Зависимость экономики России от стоимости энергоносителей и природных богатств превратило страну в «сырьевой придаток» западных успешно развивающихся экономик [2].
Проблема импортозамещения четко обозначена руководством РФ, но существует ряд проблем по организации импортозамещающих производств и формированию механизмов его осуществления. В
Вестник экономики, права и социологии, 2016, № 3
Экономика
большей степени, на наш взгляд, это связано с отсутствием комплексного подхода к разработке импортозамещающей стратегии в промышленности и отсутствия четкой государственной промышленной политики, отражающей приоритеты развития промышленности, определяющей общехозяйственную и внешнеэкономическую специализацию страны. Основными инструментами регулирования импорта по-прежнему остается таможенно-тарифное регулирование, активное привлечение иностранных инвесторов как альтернатива импорту и воздействие на валютный курс.
Процессу импортозамещения, по нашему мнению, в настоящее время не достает определенной систематизированности и целенаправленной координации, то есть эффективного действия управленческих механизмов. Для преодоления негативных трансформаций внешней среды, связанных с технологической зависимостью России от экспорта сырья, требуется не просто замещение импортной продукции, а переход к инновационному импор-тозамещению [3]. В свою очередь инновационное импортозамещение, на наш взгляд, можно охарактеризовать как экономический процесс по обеспечению снижения импортозависимости, преодолению возникшего или потенциального дефицита импортных товаров за счет целенаправленной системы мер государства, региональных властей или организаций по использованию результатов научных исследований, получения новых знаний в производстве и реализации импортоаналогичной отечественной продукции. Но для обеспечения реализации инновационного импортозамещения, который предусматривает создание и реализацию импортозамещающих идей и разработок через создание новых технологий и процесс организации производства по замещению импорта функционально идентичными товарами национального производства, необходимы определенные базовые составляющие: собственно инновации, интеллектуальная собственность, инно-
тензии к незаконным и нелегальным иностранным производителям российской техники;
3) только управление интеллектуальной собственностью обеспечивает системное обновление технологий, позволяет улучшать качество и конкурентоспособность продукции, повышает производительность труда, уменьшает себестоимость производства;
4) развитие рынка интеллектуальной собственности способствует формированию баланса интересов вузов, научных центров, предприятий и инвесторов/ заказчиков в воспроизводстве инновационных технологий;
5) фактор интеллектуальной собственности играет значительную роль в становлении инновационной экономики [4].
Для успешного патентования технических идей, ноу-хау, лежащих в основе импортозамещающих изделий и технологий производства, повышения инновационной активности промышленных предприятий необходимо создание системных отношений между всеми участниками рынка: учеными, инженерами, конструкторами, технологами, изобретателями и производителями технологий. Для обеспечения такой тесной и активной взаимосвязи всех субъектов инновационной деятельности необходимы специализированные предприятия, обеспечивающие организационные, финансовые, патентно-лицензионные, маркетинговые условия, то есть развитая инновационная инфраструктура [4]. На наш взгляд, инновационная инфраструктура может выполнить координирующую функцию управления импортозамещением и позволит генерировать научные разработки, которые можно использовать для снижения импортоза-висимости промышленности в России и насытить национальный рынок импортоаналогичной продукцией отечественного производства.
Внедрение научных разработок и их дальнейшая коммерциализация могут стать отличным способом для выведения на рынок наиболее эффективных
вационная инфраструктура, инновационная институциональная среда и целенаправленная промышленная политика государства(рис.1).
Необходимость активного использования инструментов и механизмов интеллектуальной собственности связана с тем, что:
1) импортоаналогичная российская продукция, обладающая новизной технических решений, должна быть запатентованной и иметь надежную юридическую охрану;
2) без четкого обозначения интеллектуальной собственности крайне сложно осуществлять расширение рынков сбыта и тем более предъявлять пре-
Г
II ||||<||::||||||||-|М:|1 |шф||.И ||ЛКГ рП
А
1 1 м шил
11]Ч ЧЕ-ИII. |1 IIII лН
■ пчшчъа
ИшмБпиноинис
Им К 1.1¥«1.*}1,111';Н СйЛстрепплсть.
111К1 и i4i.li"н;иммм нннигшпгмшин грмя
Рис. 1. Модель влияния базовых составляющих процесса обеспечения инновационного импортозамещения
изобретений и разработок для реализации стратегии инновационного импортозамещения.
Кроме того, так как инновационное импортоза-мещение - это экономический процесс, затрагивающий целый комплекс отношений экономической деятельности, то необходимо формирование определенных инновационных институциональных условий для обеспечения развития организации импортозамещающих производств в промышленности. Данные условия должны ориентироваться на формирование и развитие различного рода институтов, необходимых для инновационной деятельности в сфере импортозамещения. Среди них особо хотелось отметить бенчмаркинг, под которым понимают оценку, сопоставление и последующую адаптацию примеров эффективного функционирования сторонних систем, предпринимаемых для повышения эффективности собственной деятельности. Именно благодаря копированию технологических, промыш-ленно-производственных достижений в ХУШ в. Западная Европа смогла осуществить модернизацию промышленности и стать экономически развитым регионом в настоящие дни. Следует заметить, что экономисты эпохи просвещения назвали этот феномен «эмуляцией», желание страны сравняться или превзойти другую страну в каком-либо достижении или качества.
Формированиюинновационных институциональных условий также будут способствовать использование новых решений в системе налогообложения, осуществление диффузионного проникновения институциональных практик в другие сферы национального хозяйства, развитие центров трансферта технологий, создание дополнительных венчурных фондов и консалтинговых аудиторских, компаний, в том числе создание координационных советов в области инноваций [5].
И самое главное формирование инновационной институциональной среды, инновационной инфраструктуры и интеллектуальной собственности невозможно без поддержки государства. Необходима концентрация финансовых ресурсов на поддержке обрабатывающей промышленности, развития высокотехнологических отраслей промышленности, а также перспективных и критически важных технологий. Для этого требуется эффективная долгосрочная государственная промышленная политика, первоочередной задачей которой является разработка мер законодательного, финансового, организационного и кадрового обеспечения, направленная на поддержание и рост национальной промышленности и реализации инновационного импортозамещения.
В настоящее время ключевую роль в этом направлении играет законопроект «О промышленной политике в Российской Федерации». В нем представлен набор инструментов для стимулирования промышленной деятельности. Среди них можно
выделить меры, которые ранее не применялись: налоговые льготы для проектов, включенных в перечень, утверждаемый Правительством РФ, обеспечение доступа промышленных предприятий к долгосрочному заемному финансированию на конкурентоспособных условиях, установление специальных налоговых режимов или льгот промышленным кластерам и индустриальным паркам. Особо хотелось выделить возможность заключения специального инвестиционного контракта между Российской Федерацией и инвестором. При этом инвестор получает широкий пакет льгот, ему гарантируется неизменность условий ведения бизнеса на время действия контракта [6].
В качестве другого аспекта государственной поддержки импортозамещающего производства выступает создание и активное участие в развитии транспортной инфраструктуры. Эффективная логистика и транспортная инфраструктура окажет поддержку малому бизнесу и предпринимательству, позволит создать дополнительные рабочие места в регионах и осуществить инвестиции в экономику страны [2; 5].
Таким образом, по нашему мнению, импортоза-мещение в промышленности может идти по пути не просто замены выбывающего импортного ресурса, но и по пути создания опережающих технологий. Для этого необходимо использовать модель обеспечения инновационного импортозамещения в промышленности. Она позволит задействовать научно-технический потенциал промышленности и активизировать инновационную деятельность в сфере импортозамещения за счет развития механизмов управления интеллектуальной собственностью, коммерциализации разработок в области импортозамещения, расширения инновационных институциональных условий для формирования эффективного импортозамещения, активного развития рыночной и инновационной инфраструктуры, обеспечивающей координацию действий всех участников промышленности при условии активной позиции государства в управлении процессом инновационного импортозамещения.
Успешная организация производства инновационной импортозамещающей конкурентоспособной продукции обеспечит дополнительную добавленную стоимость для национальной экономики в виде разветвленной цепочки поставок в промышленности, что в свою очередь окажет мультипликационный эффект в смежных отраслях, увеличит количество дополнительных рабочих мест и может выступить драйвером роста российской экономики.
Литература:
1. Паньшин И.В., Яресь О.Б. Ресурсозамещение и импортозамещение при решении задач обеспечения экономической стабильности и стимулирования экономического роста региона // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6. - С. 30-45.
2. Фальцман В. Импортозамещение в ТЭК и ОПК // Вопросы экономики. - 2015. - № 1. - С. 116-124.
3. Уханова Р.М., Райская М.В. Инновационное им-портозамещение как основное направление технологической модернизации на предприятиях НГХК РТ // Вестник экономики, права и социологии. - 2015. - № 4. - С. 134-136.
4. Леонтьев Б. Импортозамещение: отраслевой аспект // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. - 2014. - № 8. -С. 4-12.
5. Кричевский Н.А. Россия: сквозь санкции - к процветанию! - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2015. - 216 с.
6. Бабкин А.В. Инновации и импортозамещение в промышленности: экономика, теория и практика. - СПб.: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого», 2015. -439 с.
The Model of Ensuring Innovative Import Substitution in Russian Industry
R.M. Ukhanova, M.V. Raiskaya Kazan National Research Technological University
In the given article innovative import substitution is considered as one of the ways to overcome technological dependence of Russian industry on imports, effective implementation of which is largely a whistle from the development of the mechanism of intellectual property management, improvement of innovative infrastructure, andformation of institutional environment of innovative and targeted industrial policy of the state.
Key words: innovation activity in the system of import substitution, technological modernization, industry, innovation infrastructure, innovative institutional environment.