емость (т. е. не должны содержать карикатурных, утрированных рисунков и стилизованных изображений, а должны четко соответствовать тому, о чём идет речь); динамика (вводимые эффекты анимации должны быть дидактически оправданными, не отвлекать обучающегося, а привлекать его внимание); видеоряд (необходимо детально продумать последовательность подачи материала, чтобы побудить активную мыслительную деятельность обучающихся); размер и количество (необходимо помнить, что излишняя наглядность мешает запоминанию).
2. Текст. С экрана он выступает как единица общения, поэтому необходимо соблюдать следующие условия: структура, объём и формат. Текст должен быть читабельным, располагаться на ровном одноцветном фоне, его не должно быть много на одном слайде, он не должен дублировать речь преподавателя.
3. Цветовой дизайн слайдов. Цветовое оформление влияет на эстетику урока и настроение обучающихся, поэтому дизайн слайдов должен быть лаконичным. Лучше использовать на одном слайде не более 3 - 4 цветов, сочетающихся друг с другом.
4. Звук. Он может играть несколько ролей на занятии. Это и шумовой эффект, звуковая иллюстрация или звуковое сопровождение. Здесь нужно очень тщательно продумывать, с какой целью на занятии будет использоваться звук. Он не должен быть резким и слишком громким.
5. Видео. Видеофрагмент должен быть предельно кратким, его использование должно иметь учебный эффект и обратную связь.
Эффективное освоение потенциала мультимедийных средств предполагает соответствующую подготовку преподавателя, который должен опираться на следующие положения: обучение работе с мультимедийными средствами обучения является частью содержания образования; мультимедийные средства обучения есть лишь инструмент решения проблем, его использование не должно превращаться в самоцель; использование мультимедийных средств обучения расширяет возможности человеческого мышления в решении проблем; обучение работе с мультимедийными средствами является методом формирования мышления. При использовании мультимедиа-технологий преподаватели получают практически безграничные возможности для применения разнообразных методик обучения: разделение обучающихся по группам, командная работа, мозговые штурмы,
Библиографический список
интерактивное тестирование и опросы, трансляция видео роликов, презентаций, образовательных ресурсов Интернет и т. д. При этом используемые в процессе обучения учебные материалы легко хранить и тиражировать, многократно использовать, в том числе и удаленно. Результаты тестирования и срезов знаний мгновенно обрабатываются, сохраняются и транслируются. В Дагестанском государственном университете народного хозяйства для тестирования студентов используется информационная система «Спрут», которая содержит информацию про студентов, а также позволяет провести различные виды тестирования, получить результат и хранить результаты тестирования в системе. Текущий контроль усвоения лекционного материала проводится через систему рейтингового контроля, осуществляемую при проведении коллоквиумов, контрольных работ и тестирования, а также итоговых форм контроля (зачетов и экзаменов). На занятиях преподавателями активно используются интерактивные и мультимедийные технологии - учебные видеофильмы, презентации, электронные курсы, тренинги, игры, которые способствуют более лучшему усвоению основных дидактических единиц дисциплины, так как обеспечивается наглядное представление материала из различных источников, задействующих различные органы чувств обучающегося. Нами совместно с преподавателями факультета иностранных языков в двух группах факультета для сравнительного анализа занятия проводились с активным использованием мультимедийных технологий: лекции проводились с использованием мультимедийных презентаций, учебных видео, практические занятия проводились с использованием мультимедийных обучающих программ. В итоге по результатам итоговых испытаний в этих двух группах средняя успеваемость составила 84%, а в группах, где мультимедийные технологии не использовались, средняя успеваемость составила 71%.
Таким образом, качественное мультимедийное занятие будет эффективным инструментом образовательного процесса только в том случае, если оно тщательно продумано и проработано, если соблюдены все требования к его оформлению. Только качественное мультимедийное занятие позволит правильно воздействовать на все органы чувств обучающихся и поможет повысить возможность восприятия учебного материала, активизирует самостоятельную познавательную деятельность, а также насытит занятие разнообразными материалами и позволит использовать различные формы работы.
1. Андресен Бент. Б. Мультимедиа в образовании: специализированный учебный курс: Перевод с английского. 2-е изд.; испр. и доп. Москва, 2007.
2. Основы педагогики и психологии в высшей школе. Под редакцией А.В Петровского. Москва, 1986.
3. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: Теоретико-экспериментальное исследование. Москва, 1980.
4. Halm-Karadeniz Katja. Das Internet: Ideales Medium fuer Daf und Landeskunde. Info DaF 28. 2001; 4.
5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов пед. вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров. Под редакцией Е.С. Полат. 2-е изд.; стер. Москва, 2005.
6. Везиров Т.Г. Некоторые аспекты использования электронных образовательных технологий в профессиональной подготовке студентов бакалавриата. Психолого-педагогические проблемы современного образования: пути и способы их решения: сборник материалов I Международной научно-практической конференции. 27.02.2018. Дербент, 2018: 350 - 355.
References
1. Andresen Bent. B. Multimedia vobrazovanii: specializirovannyj uchebnyj kurs: Perevod s anglijskogo. 2-e izd.; ispr. i dop. Moskva, 2007.
2. Osnovy pedagogiki ipsihologii v vysshej shkole. Pod redakciej A.V Petrovskogo. Moskva, 1986.
3. Pidkasistyj P.I. Samostoyatel'naya poznavatel'naya deyatel'nost'shkol'nikov vobuchenii: Teoretiko-'eksperimental'noe issledovanie. Moskva, 1980.
4. Halm-Karadeniz Katja. Das Internet: Ideales Medium fuer Daf und Landeskunde. Info DaF 28. 2001; 4.
5. Novyepedagogicheskie iinformacionnye tehnologii vsisteme obrazovaniya: ucheb. posobie dlya studentov ped. vuzov i sistemy povysheniya kvalifikacii pedagogicheskih kadrov. Pod redakciej E.S. Polat. 2-e izd.; ster. Moskva, 2005.
6. Vezirov T.G. Nekotorye aspekty ispol'zovaniya 'elektronnyh obrazovatel'nyh tehnologij v professional'noj podgotovke studentov bakalavriata. Psihologo-pedagogicheskie problemy sovremennogo obrazovaniya: puti i sposoby ih resheniya: sbornik materialov I Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 27.02.2018. Derbent, 2018: 350 - 355.
Статья поступила в редакцию 08.07.18
УДК 378 : 51(07)
Romanyuk D.A., postgraduate, Department of Mathematics and Methods of Teaching Mathematics, South Ural State Humanitarian Pedagogical University (Chelyabinsk, Russia), E-mail: dmitr_kom2010@mail.ru
Suhovienko E.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Head of Department of Mathematics and Methods of Teaching Mathematics, South Ural State Humanitarian Pedagogical University (Chelyabinsk, Russia), E-mail: suhovienko@mail.ru
MONITORING MODEL OF THE FORMATION OF UNIVERSAL LEARNING ACTIONS IN THE PROCESS OF TEACHING MATHEMATICS. The article presents a model for monitoring the formation of universal learning actions in the teaching of mathematics, consisting of four blocks. The research consistently shows the contents of the target, substantial, operational-technological and
correctional-productive units. Universal learning actions specific for a school course of mathematics are revealed and concretized. The work describes the creation and use of electronic journal to collect, store, process and visualize the results of diagnostics of universal learning actions.
Key words: model, monitoring, teaching mathematics, electronic journal of formation of universal learning actions.
Д.А. Романюк, аспирант каф. математики и методики обучения математике, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Е-mail: dmitr_kom2010@mail.ru Е.А. Суховиенко, д-р пед. наук, зав. каф. математики и методики обучения математике, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Е-mail: suhovienko@mail.ru
МОДЕЛЬ МОНИТОРИНГА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
Работа выполнена при финансовой поддержке ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» по договору на выполнение НИР от 04.06.2018 г. № 1/338 по теме «Моделирование в теории и практике математического образования».
В статье представлена модель мониторинга формирования универсальных учебных действий в процессе обучения математике, состоящая из четырех блоков. Последовательно показано наполнение целевого, содержательного, операционно-тех-нологического и коррекционно-результативного блоков. Выявлены и конкретизированы универсальные учебные действия, специфичные для школьного курса математики. Описано создание и применение электронного журнала для сбора, хранения, обработки и наглядного представления результатов диагностики универсальных учебных действий.
Ключевые слова: модель, мониторинг, обучение математике, электронный журнал учета сформированности универсальных учебных действий.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) [1] поставил перед учителями задачу формирования у учащихся универсальных учебных действий (УУД), которые носят надпредметный характер, обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежат в основе организации и регуляции любой деятельности, независимо от её специального предметного содержания. Формирование универсальных учебных действий невозможно без проведения внутреннего контроля и коррекции. Однако в число проблем реализации системно-деятельностно-го подхода в образовании не вошла информационная задача фиксации, обработки и коррекции результатов освоения универсальных учебных действий, в то время, как программа развития универсальных учебных действий, предусмотренная стандартом, должна содержать методику и инструментарий мониторинга успешности освоения и применения обучающимися универсальных учебных действий [1]. Данная статья посвящена разработке модели мониторинга формирования универсальных учебных действий в процессе обучения математике.
В качестве рабочего мы будем придерживаться определения Е.А. Суховиенко, полагающей образовательный мониторинг системой регулярного отслеживания состояния педагогического процесса, включающей сбор информации, её хранение, обработку и распространение [2].
Создание модели мониторинга формирования универсальных учебных действий в процессе обучения математике требует применения метода моделирования. По В.А. Штоффу, модель -это «мысленно представляемая или материально реализованная система, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что её изучение дает новую информацию об объекте» [3, с. 19]. В другой работе В.А. Штофф указывает существенные признаки модели: «1) между моделью и оригиналом имеется отношение сходства, форма которого явно выражена и точно зафиксирована (условие отражения и уточненной аналогии); 2) модель в процессах научного познания является заместителем изучаемого объекта (условие репрезентации); 3) изучение модели позволяет получать информацию (сведения) об оригинале (условие экстраполяции)» [4, с. 87].
Моделирование предполагает выяснение составных частей мониторинга, связей между ними, описание их функционирования и развития. В состав виртуальной системы мониторинга Л.А. Башарина [5] включает индикацию долговременных учебных линий с конечными и промежуточными целями; конкретный набор тестовых измерителей для регистрации результатов учебного процесса; индикацию стандартов для оценки динамики обученности. В систему комплексного квалиметрического мониторинга, разработанную И.Н. Кулеминым [6] входят такие компоненты, как цели и содержание общего образования; модели ученика и школы, модель обучения и технология учебно-воспитательного процесса; требования образовательных стандартов и педагогическое прогнозирование; психодиагностика и педагогический контроль. В состав системы мониторинга качества обра-
зования [7] входят следующие элементы: установление стандарта и его операционализация; сбор данных и оценка результатов; принятие соответствующих мер, оценивание результатов принятых мер в соответствии со стандартами.
Е.А. Суховиенко соотносит состав педагогического мониторинга со структурой педагогической диагностики, включая в него целеполагание (и одновременно определение критериев); подбор диагностических методик; сбор информации; обработку информации; выработку диагноза и прогноза; выработку мер коррекции и регулирования дальнейшего процесса обучения [8; 9]. Заметим, что представленный в работах Е.А. Суховиенко мониторинг направлен на диагностику и отслеживание предметных результатов обучения математике. Мы ставим цель разработки мониторинга метапредметных результатов обучения математике, к которым относятся познавательные, регулятивные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Мы группируем компоненты мониторинга в четыре блока: целевой, содержательный, операционно-технологический и кор-рекционно-результативный (рис. 1).
Рассматривая содержание целевого блока, заметим, что мониторинг способен вызвать существенные изменения в работе учителя. Некоторые авторы предлагают использовать данные мониторинга для стимулирования педагогов к совершенствованию качества учебно-воспитательного процесса [7; 10]. Мы полагаем одной из целей мониторинга стимулирование учителей математики к формированию универсальных учебных действий учащихся.
Как пишет А.А. Кузнецов [11], результатом мониторинга является получение систематической информации о текущем состоянии учебно-воспитательного процесса, что собственно представляет собой его главную функцию. Целью мониторинга является обеспечение эффективного информационного отслеживания результатов деятельности, при этом диагностируемые качества должны отслеживаться и оцениваться количественными показателями. В процессе мониторинга выясняются следующие вопросы: достигается ли цель, существует ли положительная динамика, есть ли предпосылки для совершенствования работы преподавателя и соответствует ли уровень сложности возможностям учащихся [5].
В.В. Репкин и др. [12] задачи мониторинга видят в акцентировании внимания на процессуальных характеристиках учебной деятельности, в использовании при построении деятельности зоны ближайшего развития ребенка. Мониторинг способствует универсализируемости учебной деятельности, то есть её индивидуализации, гибкости, вариативности. Учитывая задачи нашей работы, мы полагаем целью мониторинга получение регулярной и оперативной информации о процессе и результатах формирования универсальных учебных действий.
Переходя к раскрытию содержательного блока модели, важно подчеркнуть значительный потенциал математики как учебного предмета для формирования универсальных учебных действий. При обучении математике у учащихся развивается
Целевой блок
Цели Стимулирование учителя Получение регулярной и оперативной информации о мониторинга к формированию УУД учащихся процессе и результатах формирования УУД
Метапредметные результаты обучения Познавательные универсальные Регулятивные универсальные Коммуникативные универсальные учебные действия учебные действия учебные действия
Рис. 1. Модельмониторинга формированияуниверсальных учеНнылдеХстний в процессе обучения математике
логическое мышление, связанное с владением правилами логического вывода, пониманием и сохранением в памяти доказательств, способностями к обобщению, абстрагированию и оперированию формальными структурами.
Большая роль при обучении математике отводится алгоритмическому мышлению, необходимому для профессиональной деятельности в современном обществе, а также овладению языком математики - пониманию математических символов, умению записывать в символической форме решения и доказательства. Решение любой математической задачи требует четкой самоорганизации: точного осознания цели, работы либо по готовому алгоритму (плану), либо по самостоятельно созданному, проверки результата действия (решения задачи), коррекции результата в случаенеобходимости.
Разработка мониторинга требует анализа диагностируемого явления - универсальных учебных действий. Для выявления возможностей курса математики пятого класса для формирования универсальных учебных действий мы провели анализ его содержания. Например, установили, какие универсальные учебные действия выполняют учащиеся в процессе решения матема-тическихзадач.
Рассмотрим задание: стоимость батона хлеба - 27 р., а стоимость плитки шоколада - 65 р. Запишите в виде выражения: 1) насколько плитка шоколада дороже батона хлеба; 2) во сколько раз плитка шоколада дороже батона хлеба; 3) стоимость плитки шоколада и батона хлеба вместе. Его решение способствует формированию умения создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач [1].
В задании: «Объясните, как сравнивать отрезки при помощи линейки или циркуля. Подумайте, как проверить, равны ли отрезки, если под рукой нет ни циркуля, ни линейки, но есть калька или прозрачная пленка. Подведите итог проделанной работы: в каких случаях можно утверждать, что отрезки равны?» решение требует выполнения следующих универсальных учебных действий: планирования пути достижения целей, осознанного выбора наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач; оценки правильности выполнения учебной задачи и собственных возможностей её решения; построения логического рассуждения [1].
Проведённый анализ позволяет считать, что курс математики пятого класса дает возможность формировать у обучающихся семь универсальных учебных действий:
Д1 - умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
Д2 - умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижениярезультата;
Д3 - умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
Д4 - умение устанавливать аналогии, классифицировать, строитьлогическоерассуждение;
Д5 - умение осознанно выбирать наиболее эффективные способырешенияучебных и познавательных задач;
Д6 - умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
Д7 - умение корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Таким образом, нами была проведена операционализа-ция стандарта: из ФГОС ООО были выбраны и конкретизированы присущие именно математике универсальные учебные действия. Выявив перечень универсальных учебных действий, подлежащих отслеживанию в процессе обучения математике в пятом классе, мы перешли к составлению заданий для их диагностики. Отличительной особенностью используемых нами средств диагностики (контрольные работы, тестирование, самодиагностика, наблюдение, опрос) является то, что они диагностируют одновременно и предметные, и метапредметные результаты обучения.
Например, после изучения правила округления натуральных чисел ученикам предлагается следующее задание: Миша задумал число и, округлив его до десятков, получил 370. Запишите самое маленькое и самое большое из возможных чисел, которые мог задумать Миша. Поясните ответ.
Предполагаемое решение: если при округлении цифра десятков не изменилась, то следующая за ней цифра 0, 1, 2, 3 или 4, тогда наибольшее возможное число 374, если же цифра десятков изменилась (увеличилась на 1), то следующая за ней цифра 5, 6, 7, 8 или 9. Тогда наименьшее число 365. Полный ответ ученика свидетельствует о знании правила и о сформиро-ванности умения строить логические рассуждения [13].
Рассмотрим операционно-технологический блок модели мониторинга универсальных учебных действий. В этот блок входит реализация созданных в содержательном блоке средств и методов диагностики. Однако немаловажную роль в профессио-
нальной деятельности учителя играет его умение фиксировать, обрабатывать и корректировать результаты достижений своих учеников. Для школьного учителя наиболее близким и понятным ему инструментом фиксации результатов является классный журнал. В настоящее время достаточно широко используются электронные классные журналы, однако традиционные журналы не позволяют использовать их для фиксации результатов освоения универсальных учебных действий. В качестве технологического средства мониторинга формирования универсальных учебных действий мы решили использовать электронный журнал.
Журнал должен отвечать двум заявленным целям мониторинга: стимулировать учителя к формированию универсальных учебных действий учащихся и служить средством сбора, обработки и хранения регулярной оперативной информации о процессе и результатах формирования универсальных учебных действий. Для обеспечения деятельности учителя прежде всего требуется организация удобного интерфейса, что выражается в простоте заполнения таблицы с первичными данными и в наглядном представлении информации с возможностью распечатки. Достижение второй цели требует простоты и скорости обработки диагностической информации.
Кроме того, журнал должен способствовать достижению ме-тапредметных результатов. Для этого должна быть предусмотрена возможность обобщения результатов учеников за длительное время в виде сводных таблиц освоения универсальных учебных действий каждым учеником с автоматическим подсчетом среднего балла по каждому проверяемому УУД и автоматическим указанием на несоответствия по качеству освоения.
Журнал должен обеспечивать функцию хранения информации о результатах освоения УУД, что дает возможность отслеживать динамику формирования универсальных учебных действий на протяжении всего периода обучения и представлять инфор-
мацию в виде графиков и диаграмм. Журнал должен допускать возможность развития: распространения функций мониторинга на другие предметы с возможностью изменения номенклатуры УУД, обобщения информации по параллели, школе, району и т. д.
Для анализа результатов контрольных мероприятий мы включили в журнал таблицы двух типов, составленные в Microsoft Office Excel. В таблицу с исходными данными вносятся имена учеников и результаты выполнения ими контрольных работ или иных мероприятий. Номерам заданий контрольной работы соответствуют проверяемые этими заданиями универсальные учебные действия. Например, во втором задании выполняются действия: Д3, Д6, Д7 и т. д. Ученикам ставятся баллы: 1 балл -задание выполнено; 0 баллов - задание не выполнено. Например, после заполнения результатов выполнения учащимися контрольной работы №1 таблица выглядит так (рис. 2).
После обработки первичных данных формируется таблица второго типа (рис. 3).
Рассмотрим, например, результаты ученика Вани С. Универсальное учебное действие Д3 выполняется во втором, третьем, и четвертом заданиях. Ваня С. за второе задание получил 0 баллов, за третье и четвертое по 1 (рис. 2). В Microsoft Office Excel вычисляется значение сформированности Д3 для Вани С. (рис. 3).
Таким образом, вычисляется оценка для всех учеников в классе. В таблице подсчитывается среднее значение по всем ученикам индивидуально и среднее значение по каждому универсальному учебному действию. Минимальное значение в таблице может быть равно нулю, а максимальное значение - единице. Мы определили следующие критерии оценки сформированности действий: от 0,8 до 1 - высокий уровень, от 0,6 до 0,8 - средний уровень, от 0,4 до 0,6 - низкий уровень сформированности.
1 главная предметы
2
математика
результат контрольной работы
контрольная работа № 1
3 №
4
ФИО ученика/ Задание №
УУД
A4
A3
Д5
Дб
дз
Д1
Д7
ДЗ
Д2
Ваня С
Бася В
Женя К
Петя Л
5 Толя Д
Рис.2. Таблица для занесениярезультатоввыбранного контрольногомероприятия
А В С D Е F G н • J
1 предметы математика
0 Сязнльта т кКз №1 н то г
3 33 ФИОучез ика Унзсерсал ьные учеИныеыо йствия
4 733 де ДЗ ые ДЬ 3 2са О,
5 1 Ван я С 1 2наО 3си3 0 С н 1 5,44
13 5 Васяе с 0 7,67 1 1 н 0 0,н 2
7 3 Жен я К 3 1 0 1 0 н 0 о,нэ
8 4 Петя/I 0 1 > 1 0 1 1 0 0,57
9 5 Толя Д 1 0 0,33 1 0 0 1 0,48
10 среднее 0,4 0,53 0,53 0,6 0,4 0,4 0,4 0,47
Рис. 3. Таблица результатов диагностики универсальных учебных действий
:
1
Все необходимые расчётыэлектронный журнал осу щест-вляет автоматически. Если результат оказывается ниже 0,6 балла, то сомывенотвующая ячлйкртаблицыйндет окрашета в предупреждающий красный цвет. Это сигнал для учителя и оеу нченоеыонеобхоыжыэстыурилеыияэабоыы еорхл адению данным универсальным учебным действием. Высокие резуль-татысфоимиэётаолосердойсттня офошиоамтсы в ярко - зеленый цвет. Средние результаты - в желтый. Внизу страницы еоиводяеня ыредниечнхчениюбаенувэсвоснияУУЩ по клеыну. Красный цвет в этой области говорит о необходимости проведения фронтальной коррекционной работы. Также автоматически гфуетлвля етляиеогов ытыхллосиое ниоу н ые^ери
ных действий каждым учащимся. Красный цвет итогового балла
ь оевоениепы°ветоемых нты-версальных учебных действий. По «флажкам» учитель может вы сабрэатл стратегию преодоления несоответствий в освоении универсальных учебных действий для каждого ученика и для блкссыя цнэты.
Итак, после каждой контрольной работы учитель видит, как yчорикирнвoялиyретeсрaлёные млeЛнрleлеоcтвея, еаэ ксыеми нужно поработать, как составить следующую контрольную рабо-энурэикие задрн иясделеть акдрнтвходеыассндо идомаща ней работы.
Опишех сoдонжяниекPЯpeкэиеннo-тэияJ-ьтaлевнPгo бсом, Этыхаемк^алио^ннв^>лн^р^ фикцию моняторилга-еырсбот-ку мер коррекции и регулирования. Вернемся к контрольной №1 иероанализи^ем ее результаты (выисолнеяие сииверсалбных учебных действий). Рассмотрим по каждому ученику результат уссоения руд
Женя К. Вася В. и Петя Л. (см. рис. 3) плохо справились с зсэaниеми,мтPгнoехинемщими нжэеияелeникрть пруяиыеностя выполнения учебной задачи и корректировать свои действияв нooтвэтcсеии с [^змеяющы^с^яс^^т^ыеэ1^6м.
Для коррекции им предложено, в числе прочих, следующее задание:
Запишите, пользуясь римской нумерацией, числа 11, 223. 33, 444, е55.
Проверьте себя.
£££ РРР ZZZ III
лкз лпхаэ шхххэээ пххээ 1ХЭ
У Васи С., Жени К. и Толи Д. недостаточно сформировано умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Им предложено вы-числитьнаиболееудобнымспособом значениявыражений:
1) 48 + 23+ 17 + 52; 2) 99 + 52 + 18- 9;
3) 55 + 43 + 45 + 20 + 17 + 80.
Коррекционно-результативный блок оценивает еще и эффективность проведенной работы по использованию мониторинга, т.е. соответствие его целей и результатов. Для оценки влияния использования средств мониторинга на формирование УУД мы сравнили результаты первой и последней контрольных работ (рис. 4). Гистограмма показывает рост уровня сформированно-сти всех семи отслеживаемых универсальных учебных действий.
■ кр1 1кр5
Женя К. плохо справился с заданием, связанным с исполь-зыеанивм зюнкэао-симвсомченких снедотв.ером числемодеелй и схем для решения учебных задач. Его задание: скорость всад-локaxкм/к,aпoнзMо -у еж/ч. Лстанывите сооыпверпствыя втли-чин и выражений:
1. Скорость сближения всадника и поезда при движении навст/ззчу;
2. Скорость удаления при движении в одну сторону.
А.з + у. В. у - х. С. х - у.
Ответ:1. . 2. . 3. .
Рис.4.Сравнение результатов сформированности УУД вначале и в конце опытно-поисковой работы
Заметим, что взаимосвязи блоков мониторинга являются как прямыми, разворачиваются последовательно во времени, так и обратными. После проведения коррекционных мер проводится повторная диагностика УУД в рамках мероприятий, описанных в операционно-технологическом блоке. Анализ результативности мониторинга вынуждает нас вернуться к его целям и сопоставить их с достигнутыми результатами. 86% учителей, использующих в своей работе журнал учета сформированности универсальных учебных действий, отмечают, что мониторинг стимулирует как учителя, так и учащихся к освоению универсальных учебных действий за счет того, что представление информации в мониторинге позволяет учителю наглядно увидеть пробелы и недочеты в подготовке учащихся и принять коррекционные меры.
Построеннаянами модель мониторинга формирования универсальных учебных действий является конструктивной, поэтому о ее адекватности можно судить косвенно, опираясь на результаты реализации модели. Соответствие целей и результатов мониторинга формирования универсальных учебных действий позволяет говорить о том, что описываемая модель учитывает все существенные стороны изучаемого явления.
2
Библиографический список
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Москва, 2011.
2. Суховиенко Е.А. Теоретические основы информационных технологий педагогической диагностики. Челябинск: Издательство Чел. гос. пед. ун-та, 2004.
3. Штофф В.А. Моделирование и философия. Москва; Ленинград: Наука, 1966.
4. Штофф В.А. Введение в методологию научного познания. Ленинград: Издательство ЛГУ, 1972.
5. Башарина Л.А. Педагогическая диагностика как условие совершенствования профессионального мастерства учителя. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург, 1996.
6. Кулемин И. Н. Региональная модель мониторинга качества начального профессионального образования. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2005
7. Кальней В.А., Шишов С.Е. Технология мониторинга качества обучения в системе «учитель-ученик»: метод. пособие для учителя. Москва: Пед. общество России, 1999.
8. Суховиенко Е.А. Управление качеством образования и педагогическая диагностика. Профессиональное образование. Столица. 2003; 10: 11.
9. Суховиенко Е.А. Мониторинг обучения с помощью электронного учебника. Профессиональное образование. Столица. 2003; 11: 12.
10. Беспалько В.П. Стандартизация образования: основные идеи и понятия. Педагогика. 1993; 5:16 - 25.
11. Кузнецов А.А. Мониторинг качества подготовки учащихся: организация. Стандарты и мониторинг. 2000; 5: 38 - 41.
12. Репкин В.В., Репкина Г.В., Заика Е.В. О системе психолого-педагогического мониторинга в построении учебной деятельности. Вопросы психологии. 1995; 1: 13 - 24.
13. Суховиенко Е.А. Мониторинг формирования универсальных учебных действий учащихся в процессе обучения математике. Материалы XXXIII Междунар. науч. семинара преподавателей математики и информатики университетов и педагогоги-ческих вузов, посвящённого 100-летию ВятГУ, 25 - 27 сентября. Киров: Издательство ВятГУ: ООО «Радуга ПРЕСС», 2014: 269 - 271.
References
1. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart osnovnogo obschego obrazovaniya. Moskva, 2011.
2. Suhovienko E.A. Teoreticheskie osnovy informacionnyh tehnologij pedagogicheskoj diagnostiki. Chelyabinsk: Izdatel'stvo Chel. gos. ped. un-ta, 2004.
3. Shtoff V.A. Modelirovanie i filosofiya. Moskva; Leningrad: Nauka, 1966.
4. Shtoff V.A. Vvedenie vmetodologiyu nauchnogo poznaniya. Leningrad: Izdatel'stvo LGU, 1972.
5. Basharina L.A. Pedagogicheskaya diagnostika kak uslovie sovershenstvovaniya professional'nogo masterstva uchitelya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 1996.
6. Kulemin I. N. Regional'naya model'monitoringa kachestva nachal'nogo professional'nogo obrazovaniya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2005
7. Kal'nej V.A., Shishov S.E. Tehnologiya monitoringa kachestva obucheniya v sisteme «uchitel'-uchenik»: metod. posobie dlya uchitelya. Moskva: Ped. obschestvo Rossii, 1999.
8. Suhovienko E.A. Upravlenie kachestvom obrazovaniya i pedagogicheskaya diagnostika. Professional'noe obrazovanie. Stolica. 2003; 10: 11.
9. Suhovienko E.A. Monitoring obucheniya s pomosch'yu 'elektronnogo uchebnika. Professional'noe obrazovanie. Stolica. 2003; 11: 12.
10. Bespal'ko V.P. Standartizaciya obrazovaniya: osnovnye idei i ponyatiya. Pedagogika. 1993; 5:16 - 25.
11. Kuznecov A.A. Monitoring kachestva podgotovki uchaschihsya: organizaciya. Standarty imonitoring. 2000; 5: 38 - 41.
12. Repkin V.V., Repkina G.V., Zaika E.V. O sisteme psihologo-pedagogicheskogo monitoringa v postroenii uchebnoj deyatel'nosti. Voprosy psihologii. 1995; 1: 13 - 24.
13. Suhovienko E.A. Monitoring formirovaniya universal'nyh uchebnyh dejstvij uchaschihsya v processe obucheniya matematike. Materialy XXXIII Mezhdunar. nauch. seminara prepodavatelej matematiki i informatiki universitetov i pedagogogicheskih vuzov, posvyaschennogo 100-letiyu VyatGU, 25 - 27 sentyabrya. Kirov: Izdatel'stvo VyatGU: OOO «Raduga PRESS», 2014: 269 - 271.
Статья поступила в редакцию 09.07.18
УДК 378
Nikitina G.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Tobolsk Pedagogical Institute n.a. D. I. Mendeleev (branch)
of Tyumen State University (Tobolsk, Russia), E-mail: hycc1@mail.ru
THE FEATURES OF TRAINING OF STUDENTS FOR PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL ACTIVITY IN THE CONDITIONS OF CHANGE OF PROFESSIOLNY ACTIVITY OF THE TEACHER: INFLUENCE OF SOCIOCULTURAL FACTORS. In this article the problem of training of students for professional and pedagogical activity in the conditions of change of professional activity of the teacher is considered. The author proves and describes characteristics of training of future teachers for professional activity: saturation of a subject of training of students for professional and pedagogical activity; updating of a social component of professional and pedagogical activity and others. For identification of features of training of students internal factors (the organization of process and results of preparation, studying of a subject of preparation, etc.) and external factors (conditions in which training of students will be organized) were considered. Research methods: theoretical methods of the analysis and synthesis of philosophical, sociological and psychology and pedagogical literature, normative documents of an education system. Results of a research can be used at the organization of educational process at institutes and colleges on preparation of pedagogical shots.
Key words: preparation for professional and pedagogical activity, changes of professional and pedagogical activity
Г.В. Никитина, канд. пед. наук, ст. преп., Тобольский педагогический институт им. Д.И. Менделеева (филиал)
Тюменского государственного университета, г. Тобольск, E-mail: hycc1@mail.ru
ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ИЗМЕНЕНИЯ ПРОФЕССИОЛЬНОИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА: ВЛИЯНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ФАКТОРОВ
В статье на основе теоретического анализа раскрываются особенности подготовки будущих педагогов в условиях изменения профессионально-педагогической деятельности: социальная насыщенность предмета подготовки студентов к профессионально-педагогической деятельности; актуализация социальной составляющей профессионально-педагогической деятельности; популяризация социально-значимой деятельности и волонтерства в образовательной среде; использование средств неформального образования в процессе подготовки студентов к профессионально-педагогической деятельности.
Ключевые слова: подготовка к профессионально-педагогической деятельности, изменения профессионально-педагогической деятельности.
Проблеме подготовки педагогических кадров в Российской Федерации уделяется значительное внимание со стороны государства в последние годы. Об этом свидетельствует ряд важных документов, посвященных вопросам подготовки педагогов на государственном уровне: Федеральные государственные образовательные стандарты (2009 г., 2014 г.) [1; 2], Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [3], Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы [4], Профессиональный стандарт педагога [5], Программа «Модернизация педагогического образования в Российской Федерации» [6]. Внимание государства и общества к проблеме подготовки педагога способствовало интенсивному развитию данной области педагогической науки, хотя она уже является достаточно разработанной в науке.
На содержание и процесс подготовки будущих педагогов оказывают влияние также социокультурные факторы, под воздействием которых трансформировалась и профессионально-педагогическая деятельность. Это в свою очередь является
полем для исследований в области теории и методики подготовки педагогических кадров.
В данной работе автором выделены особенности подготовки студентов к профессионально-педагогической деятельности в условиях изменения профессиональной деятельности педагога. Для этого использованы теоретические методы анализа и синтеза философской, социологической и психолого-педагогической литературы, а также нормативные документы системы образования.
Для выявления указанных особенностей подготовки студентов учитывались, во-первых, внутренние факторы, обуславливающие особенности подготовки будущих педагогов к профессиональной деятельности (организация процесса и результатов подготовки, изучение предмета подготовки и т.п.), и во-вторых, внешние факторы, к которым относим условия, в которых организуется подготовка студентов.
Первую особенность подготовки будущих педагогов связываем с социальной насыщенностью предмета подготовки