Научная статья на тему 'Модель коррекционно-педагогической работы педагога по снижению агрессивного поведения детей дошкольного возраста'

Модель коррекционно-педагогической работы педагога по снижению агрессивного поведения детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1125
452
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / АГРЕССИЯ / ДЕТИ / КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Джахпараева Джамиля Юсуповна

В статье представлена модель коррекционно-педагогической работы педагога по снижению агрессивного поведения детей дошкольного возраста, обучения ребенка приемлемым способам выражения своего гнева. Статья поможет родителям и педагогам в практической работе с детьми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель коррекционно-педагогической работы педагога по снижению агрессивного поведения детей дошкольного возраста»

УДК 37.013.77

МОДЕЛЬ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА ПО СНИЖЕНИЮ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

®2011 Джахпараева Д.Ю.

Институт национальных проблем образования РАО

В статье представлена модель коррекционно-педагогической работы педагога по снижению агрессивного поведения детей дошкольного возраста, обучения ребенка приемлемым способам выражения своего гнева. Статья поможет родителям и педагогам в практической работе с детьми.

The author of the article represents the model of a teacher’s correctional pedagogical work on the decrease of the preschool children’s aggressive behaviour, training a child to express his anger in the comprehensible ways. The article will be useful for parents and teachers in the practical work with children.

Ключевые слова: модель, агрессия, дети, коррекционная педагогика, дети

дошкольного возраста.

Keywords: model, aggression, children, correctional pedagogy, preschool children.

Модель представляет собой мысленно или материально реализуемую систему, отображающую или воспроизводящую объект путем замещения так, чтобы ее изучение представляло новую информацию.

По назначению обычно выделяют модели:

- познавательные, выступающие формой организации и представления знаний, средством соединения новых и старых знаний; подгоняемые под реальность, характеризуемые как теоретические;

- прагматические, рассматриваемые

как средство организации практических действий, представления целей системы с позиций управления. Реальность подгоняется под некоторую

прагматическую модель. Это, как

правило, прикладная модель;

- инструментальные,

рассматриваемые как средство построения, исследования,

использования прагматических и

познавательных моделей.

Познавательные модели отражают существующие, а прагматические - хоть и не существующие, но желаемые и,

возможно, исполнимые отношения и связи.

Моделирование - процесс, метод, который позволяет осуществлять перенос информации от реальной системы к модели и наоборот, метод исследования объектов и явлений при помощи их условных образов, аналогов. В модели воспроизводятся наиболее важные компоненты, свойства, связи исследуемых систем и процессов, что позволяет адекватно оценивать их, прогнозировать тенденции их развития, а также эффективно управлять этим развитием. То есть можно сказать, что моделирование — это изучение объекта путем построения и исследования его модели, осуществляемое с определенной целью, состоящее в замене эксперимента с оригиналом экспериментом на модели [2. С. 60].

Теоретическое осмысление проблемы дало возможность спроектировать модель коррекционно-педагогической работы по снижению детской агрессии, представляющую собой конструкцию общепедагогического характера, что предполагает наиболее полную реализацию образовательного

потенциала дошкольного учреждения

(рис.). Следует отметить, что данная модель отражает деятельность педагога, которая включает в себя выявление причин, форм и видов агрессии у детей, работу с родителями по обработке ретроспективной информации

относительно агрессивного поведения ребенка в семье и выработку общих рекомендаций по преодолению агрессии в дальнейшем.

В настоящее время значительное внимание к проблеме воспитания и обучения обусловлено тенденцией увеличения количества детей с повышенной агрессивностью,

вследствие чего своевременная организация коррекционного

воздействия рассматривается в качестве основного фактора, обусловливающего социальную адаптацию и реабилитацию личности. При этом в качестве наиболее педагогически значимого с позиций преодоления недостатков в развитии рассматривается раннее и дошкольное детство, поскольку в этот период психика наиболее пластична.

В настоящее время уже накоплен определенный опыт работы по организации коррекционно-

педагогическои помощи дошкольникам с повышенной агрессивностью в условиях обычного детского сада.

В воспитании дошкольника важное место отводится семье, что требует обеспечения родителей педагогическими знаниями, защите детства от неоправданных наказаний, грубости, несправедливости и т.д. При этом любая профессиональная деятельность

педагога результативна, если родители являются активными помощниками и единомышленниками в реализации педагогического процесса.

Важная задача педагога-психолога в работе с родителями детей, имеющих отклонения в психическом развитии, -заинтересовать их перспективами развития, для чего детей нужно постоянно держать в курсе всех дел, а поэтому заранее выбрать наиболее удачные формы взаимодействия с ними. Также возможно обеспечить одно из основных условий развития личности ребенка, связанного с согласованной совместной деятельностью окружающих взрослых, что дает ребенку возможность перейти на следующую, более высокую стадию развития.

Цель

Формирование личности, социально адаптированной к условиям окружающей действительности путем устранения ___________________форм агрессии и использования механизмов саморегуляции поведения____________________________

Задачи

Создание условий для выполнения различных социальных ролей

Обогащение содержания и методов взаимодействия с позиций снижения _________агрессии личности___________

Формирование поведения воспитанников в социальной среде

Принципы

Субъектности Целостности Конструктивного Гуманности Индивидуальности Компетентности

взаимодеиствия

Направления

Работа с детьми

Подготовка педагогического коллектива к работе с агрессивными дошкольниками

Оптимизация взаимодействия педагогов с родителями воспитанников

Формы и методы работы

игры, обсуждение произведений, пробы, различные виды изобразительной, музыкальной, физкультурно-оздоровительной деятельности

проблемные ситуации, дискуссии, диспуты, целевые курсы для обучения работе родителей; круглые столы по обобщению опыта работы; «творческие актерские» тематические ролевые игры, лекции-диалоги, анализ, самоанализ и ________________________________________

педагогическии родительскии всеобуч, семейные клубы, тематические встречи, семинары-практикумы, консультации, тренинги

конференции,

диспуты,

семинары,

тренинги,

патронаж,

консультации

Педагогические условия

Обеспечение Опора на Поддержание Применение методов и Активное Создание

постоянного субъективный благоприятного приемов воспитательно- вовлечение специальных служб

профессионального опыт каждого микроклимата в образовательной работы родителей в внутри ДОУ

роста и ребенка, детском (чтение художественной процесс (научно-

совершенствования развитие его коллективе литературы, игры- профилактики методическои,

мастерства позитивного драматизации, детской валеологическои,

педагогов с внутреннего моделирование ситуации, агрессии в культурно-

использованием потенциала в катализирующих конфликт, качестве эстетической,

проблемных воспитательно- арт-терапия, танцевально- инициаторов и социально-

семинаров, образовательной двигательные и телесно- полноправных психолого-

самоанализа деятельности ориентированные техники и участников коррекционной)

деятельности, ДР-) процесса

тренингов и др.

Рис. Модель коррекционно-педагогической работы МДОУ, направленная на снижение детской агрессии

Сегодня нет практически здоровых детей, вследствие чего

функционирование коррекционных

групп по преодолению агрессивности становится необходимостью.

Коррекционная работа ведется на основе принципа формирующего и щадящего обучения элементам психогимнастики, релаксации, переключению с одного вида деятельности на другой и т.д.

Следовательно, работа педагога-психолога начинается с обследования, в ходе которого формируются сведения о ребенке, помогающие наметить направления коррекционно-

воспитательной работы. На основе обследования педагог-психолог,

используя наблюдения за ребенком в разных ситуациях, составляет

характеристику с указанием направлений работы других специалистов. При этом в качестве инструментария применяется модифицированная экспериментальная программа «Другие Мы»,

ориентированная на целостную

коррекцию личности и развитие ее познавательной и эмоциональной сфер. Данная программа с учетом индивидуальных особенностей

воспитанников обеспечивает осознание своего «Я», самоутверждение («Я сам!»), стремление воздействовать на ситуацию, вступая в отношения с другими людьми, так как у детей с проблемами в развитии возникают сложности с обобщением общественного опыта, ориентацией в условиях практической задачи, а проблемные задачи они вообще не в состоянии решить самостоятельно [1. С. 132].

Благодаря психолого-коррекцион-ным методам, лежащим в основе программы «Другие Мы», организуется деятельность, способствующая

формированию умения решать не только доступные практические, но и несложные проблемные задачи. Полученный при этом опыт обеспечивает дошкольнику

возможность понимать и решать в

наглядно-образном и даже словесном плане знакомые задачи, а предлагаемый в программе материал (игровой и дидактический) постепенно

усложняется.

Эмоциональная сторона организации коррекционно-развивающего процесса является важным условием: педагог-

психолог своим поведением,

эмоциональным настроем призван вызывать у воспитанников

положительное отношение к занятиям, доброжелательность взрослого

способствует появлению желания

действовать вместе и добиваться

положительных результатов. При отборе дидактического материала, игр, пособий предпочтение отдается ярким и

занимательным иллюстрациям и игрушкам, позволяющим запоминать названия предметов, живых существ

окружающего мира и явлений жизни, узнавать и называть их в дальнейшем, независимо от их цвета, формы,

величины.

Отметим необходимость учета особенностей разноуровневого развития, поскольку группа формируется в дошкольном образовании как смешанная (возраст от 4 до 7 лет), где важно обеспечивать дифференцирование по подгруппам (4-5 человек), объединяя дошкольников по возрасту и степени выраженности структурного дефекта.

Значит, в качестве эффективных приемов коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу дошкольника с отклонениями в развитии выступают:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- игровые ситуации, требующие оказания помощи любому персонажу (разъяснение, учение, убеждение);

- дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов;

- тренинги, способствующие развитию умения общаться друг с другом, встать на место другого;

- телесно-ориентированные техники;

- психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.

Формой воздействия на

дошкольников с повышенной

агрессивностью выступают

организованные игровые и тренинговые занятия, в которых ведущая роль принадлежит тренеру.

Методологической основой программы выступают идеи Л. С. Выготского о роли игры в воспитании дошкольников. Вследствие этого игра и игровые формы работы представляют собой наиболее адекватные средства коррекции психического развития, стойкие

аффективные барьеры, возникающие в жизни ребенка, преодолеваются им гораздо легче.

Подчеркнем, что проблемные дошкольники не проявляют желания действовать с предметами и игрушками так, как этого от них ожидают, вследствие чего педагогу-психологу приходится постоянно создавать положительное эмоциональное

отношение к предлагаемой

деятельности, для того чтобы ребенок имел возможность для самостоятельных действий в определенной ситуации. Кроме того, педагогу-психологу важно постоянно помнить о педагогическом творчестве, которое не должно

содержать опасности, ставящие под удар свободу личности, его физическое и психическое здоровье.

Сцены насилия, демонстрируемые по телевидению, также способствуют

повышению уровня агрессивности

дошкольников, поскольку ТВ -

единственно доступное для данной категории развлечение и средство развития. Наказание со стороны

взрослых за проявление агрессивности способствует скрыванию гнева в их присутствии. Пренебрежительное,

попустительское отношение взрослых к агрессивным вспышкам приводит к частому применению агрессии и непослушания для привлечения к себе внимания взрослого. Родители, отличающиеся чрезмерной

уступчивостью, неуверенностью, а

иногда и беспомощностью в воспитательном процессе, способствуют проявлению агрессивности.

Естественно, родителям следует

уделять больше внимания своим детям,

стремиться к установлению теплых отношений, а на определенных этапах развития проявлять твердость и решительность.

Коррекционную работу с

агрессивными детьми целесообразно проводить по следующим направлениям:

- обучение способам выражения гнева в приемлемой форме;

- обучение приемам саморегуляции, самообладанию;

- отработка навыков

бесконфликтного общения;

- формирование эмпатии и доверия к людям.

Поскольку поведение агрессивных детей часто является деструктивным,

проблема обучения приемлемым

способам выражения гнева выступает одной из самых острых и важных, поскольку гнев как чувство сильного негодования сопровождается потерей контроля над собой. При этом выделяют четыре способа поведения:

- прямое (вербальное - невербальное)

заявление о своих чувствах, при котором обеспечивается выход отрицательных

эмоций;

- косвенное выражение гнева, вымещаемое на человеке или предмете, который представляется разгневанному субъекту неопасным;

- сдерживание гнева, при котором

постепенно накапливающиеся

отрицательные чувства будут

способствовать возникновению стресса. В случае постоянного подавления его ребенок подвергается риску

психосоматических расстройств,

невыраженный гнев может стать одной из причин таких заболеваний, как ревматический артрит, крапивница, псориаз, язва желудка, мигрень,

гипертония и т.д.;

- предотвращение негативной

эмоции, когда человек пытается

выяснить причину гнева и устранить ее в кратчайший срок.

В практике обучения

конструктивным способам выражения гнева необходимо научить: прямо

заявлять о своих чувствах, выражать гнев в косвенной форме с помощью игровых приемов, вербализовать свои мысли и чувства, переносить гнев на неопасные объекты. Для этого в

арсенале педагога-психолога должны быть резиновые игрушки и каучуковые шарики (их можно бросать в тазик с

водой), подушки, поролоновые мячи, мишень с дротиком, стаканчик для крика и другие, которые нужны для направления гнева на неодушевленные предметы. Такая техника работы с гневом является особенно полезной для неуверенных в себе дошкольников, но в то же время недопустима при коррекции поведения чрезмерно открытого ребенка.

В процессе коррекционной работы важно подчеркнуть разрушительные действия гнева, а также то, каким некрасивым становится человек в порыве гнева. Для того чтобы приучить ребенка в неприятной ситуации не стискивать челюсти (что характерно для агрессивных детей), а расслаблять мышцы лица, можно использовать релаксационные упражнения,

предложенные К. Фопелем в книге «Как научить детей сотрудничать».

В ходе игры «Теплый, как солнце, легкий, как дуновение ветерка» дети с закрытыми глазами представляют себе теплый чудесный день, над их головами проплывает серое облачко, на которое они поместили все свои обиды. Ярко-голубое небо, легкий ветерок, мягкие лучи солнца помогают расслабить мышцы не только лица, но и всего тела. Игра «Улыбка» способствует расслаблению мышц лица, когда, вдыхая воздух и улыбаясь лучу солнца, дети становятся чуть-чуть добрее, а в неприятных жизненных ситуациях могут вспомнить свои ощущения,

отработанные в этих и других подобных играх, и вернуться к ним, заменяя негативные эмоции на нейтральные или положительные [5. С. 65].

Дети иногда проявляют агрессивность лишь потому, что не знают других способов выражения чувств, поэтому педагогу-психологу следует научить их

Примечания

выходить из конфликтных ситуаций приемлемыми способами. С этой целью на занятиях обсуждаются наиболее часто встречающиеся конфликтные ситуации. Такие беседы помогут ребенку расширить свой поведенческий репертуар

- набор способов реагирования на определенные события.

Одним из приемов работы с агрессивными детьми может стать ролевая игра, в ходе которой с детьми в кругу можно обыграть разнообразные ситуации. По окончании игры дети обсуждают, насколько удачным был тот или иной способ примирения и разрешения конфликта. Довольно часто предлагаются агрессивные способы выхода из создавшейся ситуации:

закричать на друга, ударить, отобрать игрушку, припугнуть, при этом педагог-психолог должен не давать оценку предложениям ребенка, а напротив,

рассматривать вариант поведения в ролевой игре, в процессе обсуждения которого он убеждается в неэффективности такого способа

разрешения конфликта [4. С. 21].

Работу с родителями агрессивных детей целесообразно проводить в следующих направлениях:

- информирование (что такое агрессия, каковы причины ее появления, чем она опасна для ребенка и окружающих);

- обучение эффективным способам общения с ребенком.

Необходимую для себя информацию родители получают на лекциях, консультациях и в «Уголке психолога». Коррекционная работа с ребенком дает нужные результаты, если мать или отец осознают ее необходимость, значимость обучения эффективным способам взаимодействия с ребенком.

1. Бютнер К. Житье агрессивными детьми. М. : АРТ-ПРЕСС, 2001. 141 с. 2. Волкова В. Н„ Денисов А. А. Теория систем. М. : Высшая школа, 2006. 512 с. 3. Дубровина И. В., Лисина М. И. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи. СПб. : Питер, 2002. 334 с. 4. Паренс Г. Агрессия наших детей. М. : Гайдарики, 2005. 60 с. 5. Эндрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений. М. : Международная педагогическая академия, 2000. 368 с.

Статья поступила в редакцию 18.05.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.