В.Е. ШИНКЕВИЧ доктор социологических наук, профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Сибирского юридического института МВД России*
Е.А. ФЕДОРОВА кандидат юридических наук, старший научный сотрудник Сибирского юридического института МВД России*
Модель комплексной реабилитации и ресоциализации лиц, потребляющих наркотики в немедицинских целях
Среди проблем, стоящих перед российским обществом, значимое место занимает проблема наркомании как серьезнейшей угрозы национальной безопасности. Это связано, прежде всего, с тем, что в обществе проявились такие негативные тенденции, как ухудшение качественного состава генофонда нации вследствие расширения масштабов незаконного распространения наркотических средств и психотропных веществ, а также активизация деятельности транснациональной преступности, усиление угрозы терроризма, экстремизма, сепаратизма и рост преступности. Эти тенденции оказывают деструктивное воздействие на главные ресурсы национальной экономики - интеллектуальное развитие и физическое здоровье населения страны. Существенное значение для противодействия росту спроса на наркотические и психоактивные вещества может иметь создаваемая в последние годы в России Национальная система комплексной реабилитации и ресоциализации лиц, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества в немедицинских целях.
* Шинкевич Владимир Ефимович, e-mail: [email protected]
* Федорова Елена Анатольевна, e-mail: [email protected]
Построение регионального сегмента Национальной системы подразумевает отлаженную работу медицинских, психологических и государственных и негосударственных социальных структур, вовлекаемых в процесс реабилитации и формирующих реабилитационную среду, дающих возможность изменить жизнь реабилитантов. Комплексный подход в работе с наркозависимыми и созависимыми лицами заключается не только в активном участии в реабилитации всех структур, но и в единой общей позиции всех служб и отдельных специалистов.
В результате анализа информационных материалов различных субъектов Российской Федерации, участвующих в организации регионального сегмента Национальной системы реабилитации и ресоциализации лиц, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества в немедицинских целях, можно выделить основные направления и особенности деятельности, формирующие региональные модели.
1. В регионах создаются многоуровневые системы работы с потребителями наркотиков, включающие консульта-ционно-мотивационную деятельность, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию, социальную реабилитацию, ресоциализацию и постреабилитационное сопровождение. Вместе с тем в регионах нет единого понимания в распределении полномочий между органами здравоохранения, социальной защиты и занятости населения в сфере реабилитации и ресоциализации наркозависимых лиц.
2. Для функционирования Национальной системы разрабатывается региональная нормативно-правовая база, позволяющая определить порядок работы органов государственной власти, местного самоуправления, учреждений и организаций, осуществляющих деятельность в сфере реабилитации и ресоциализации наркопотребителей.
Создание нормативно-правовой базы регионального сегмента Национальной системы в субъектах РФ основано на федеральном законодательстве, которое в настоящее время представлено достаточно большим количеством разнообразных правовых документов. В то же время наблюдается разрозненность и несогласованность отдельных положений нормативно-правовых актов на разных уровнях, что не позволяет в полном объеме наладить порядок и последовательность действий между ведомствами и эффективно организовать работу государственных и негосударственных
организаций (учреждений), осуществляющих реабилитацию и ресоциализацию наркопотребителей1.
3. На региональном уровне бюджетами отдельных субъектов Российской Федерации выделяются финансовые средства на организацию мероприятий в сфере реабилитации и ресоциализации. Однако для повсеместного внедрения комплексной реабилитации и ресоциализации наркопотребителей требуется финансовое обеспечение ключевых этапов процесса на федеральном уровне.
В рамках названных направлений назрела необходимость создания единой модели комплексной многоуровневой реабилитации и ресоциализации наркопотребителей с поэтапным процессом ее реализации.
Первый этап - мотивационно-консультационный. Для организации добровольного выявления наркопотребителей необходимо создание мотивационных центров. Данные центры и центры по консультированию наркопотребителей должны организовать свою деятельность таким образом, чтобы граждане, нуждающиеся в наркологической помощи, обращались к ним за консультациями о том, где они могут получить медицинскую помощь, а также получали сведения о центрах, оказывающих услуги по реабилитации и ресо-циализации наркозависимых и постреабилитационном сопровождении реабилитантов. Кроме того мотивационно-кон-сультационные центры должны консультировать созависи-мых граждан. Активное содействие в создании данных центров должны оказывать родители и родственники реабилитируемых, а также общественные организации, выявляющие семьи, имеющие наркопотребителей.
Кроме того наркопотребители и их родственники в обязательном порядке информируются участковыми полиции, медицинскими работниками в поликлиниках о существующих методах лечения зависимости от психоактивных веществ, об услугах, предоставляемых реабилитационными центрами, которые функционируют на территории региона. Информирование наркопотребителей в рамках проектов «Медицинские учреждения» и «Милиция» организовано во
1 См.: Невирко Д.Д., Федорова Е.А. Положительный опыт работы по созданию регионального сегмента Национальной системы комплексной реабилитации и ресоциализации лиц. потребляющих наркотические средства и психотропные вещества в немедицинских целях, в отдельных субъектах Российской Федерации : аналитический обзор. Красноярск, 2016.
многих регионах и успешно действует, например, на территории Иркутской области.
Интересным, но пока еще находящимся в начале своего развития является проект службы круглосуточного «телефона доверия», оказывающего психологическую помощь соза-висимым людям, содействие родственникам в решении проблем наркозависимых, они информируются и направляются в реабилитационные центры, осуществляющие взаимодействие с правоохранительными органами по поступившим на горячую линию звонкам о возможных преступлениях. Данное направление эффективно дополнит деятельность мотивационных центров. В этом направлении эффективно проводится работа в Алтайском, Ставропольском краях, Иркутской и Калужской областях и Санкт-Петербурге.
Развитие сферы мотивации наркопотребителей к прохождению лечения и реабилитации должно быть организовано путем значительного расширения сети центров, оказывающих консультационные услуги, и повышения квалификации специалистов, занимающихся консультированием и мотивированием наркопотребителей на лечение.
Кроме того следует повсеместно внедрять круглосуточно функционирующие телефоны доверия «горячей линии», позволяющие наркозависимым и созависимым гражданам обратиться за консультацией. Аналогичным образом можно организовать «горячие линии» в сети Интернет через официальные порталы администраций регионов и учреждений, оказывающих медицинскую помощь наркозависимым, работающих с несовершеннолетними и социально незащищенными слоями населения, разместить информационные бан-неры с контактами, позволяющими в «онлайн» режиме задать вопрос и получить ответ специалиста (нарколога, психиатра, социального психолога и др.).
Следует учитывать, что не все наркозависимые заинтересованы в добровольном лечении и социальной реабилитации, поэтому следует предусмотреть порядок их понуждения к лечению и реабилитации в случае совершения ими правонарушения и (или) преступления в сфере незаконного оборота наркотиков. В настоящее время в административном и уголовном законодательстве предусмотрены меры воздействия для правонарушителей данной категории, необходим лишь эффективный механизм их реализации. Также необходимо решить вопрос о принудительном лечении
больных наркоманией, уклоняющихся от добровольного лечения и регулярно нарушающих общественный порядок.
Второй этап - лечебно-реабилитационный, включает в себя диагностику заболевания, лечение и медико-социальную реабилитацию. Традиционно наркологическая помощь осуществляется в амбулаторных и стационарных условиях на базе наркологических диспансеров. Порядок наркологической помощи населению установлен правилами организации и оказания медицинской помощи по профилю «психиат-рия-наркология»1 и протоколом Министерства здравоохранения Российской Федерации «Реабилитация больных наркоманией (750.3)»2, предусматривающим перечень мероприятий на этапе медицинской и социальной реабилитации.
На основании данного перечня медико-социальная реабилитация включает в себя совокупность медицинских (лечебных), психологических, социальных, образовательных и трудовых мер, направленных на восстановление физического и психического состояния больного, коррекцию, восстановление или формирование его социально приемлемых поведенческих, личностных и социальных качеств, способности приспособления к окружающей среде, полноценного функционирования в обществе без употребления психоактивных веществ, вызывающих наркологическое заболевание. Суммарно диагностика, лечение и медико-социальная реабилитация не может быть меньше двух месяцев.
Третий этап - социально-реабилитационный. Социальная реабилитация предполагает психолого-педагогическую коррекцию изменений личности, повышение уровня социальной адаптации реабилитанта, комплексную терапию созави-симости у родственников больного с последующим переводом на долговременную программу реабилитации с организацией регулярных поддерживающих занятий с психологом в государственных или негосударственных центрах социальной реабилитации и ресоциализации без медикаментозного и физиотерапевтического воздействия.
1 См.: Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «психиатрия-наркология» и Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и(или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ: приказ Минздрава РФ от 30.12.2015 г. № 1034н.
2 См.: Об утверждении протокола ведения больных «Реабилитация больных наркоманией (750.3)»: приказ Минздрава РФ от 22.10.2003 г. № 500.
Программа социальной реабилитации должна быть индивидуально сформирована с учетом психологических особенностей личности зависимого человека, направлена на восстановление сфер жизни человека: физической, психической, духовной и социальной. Курс реабилитации должен быть не менее 6 месяцев.
В настоящее время перспективным является создание реабилитационных центров для потребителей наркотиков на базе сельскохозяйственных и иных производств, их обучение и последующие содействие трудоустройству реабилитантов, прошедших лечение и комплексную реабилитацию.
Наиболее активно в регионах реализуются меры по организации использования именных сертификатов на оплату услуг по социальной реабилитации наркопотребителями, которые прошли курс лечения и медицинской реабилитации от наркозависимости. Регионами разрабатываются критерии (стандарты) оказания услуг по реабилитации и ресо-циализации лицам, осуществления квалификационного отбора организаций, предоставляющих такие услуги, а также показатели обеспеченности населения развивающими до-
1
суговыми учреждениями .
Квалификационный отбор следует осуществлять по стандартизированным критериям оценки для деятельности организаций, оказывающих услуги по реабилитации и ресоциа-лизации наркопотребителей. Критерии оценки эффективности реабилитации наркопотребителей (реабилитационных программ) должны предусматривать градацию оценок (низкий, средний, высокий уровень). Необходимо организовать доступность и прозрачность системы добровольной сертификации реабилитационных центров. С отобранными организациями заключаются договоры, в которых определяются перечень реабилитационных услуг, срок их предоставления и порядок оплаты произведенных расходов. Субсидии организациям на возмещение затрат за оказание услуг по социальной реабилитации предоставляются на основании документов, подтверждающих получение таких услуг реабили-тантом. В целях недопущения нецелевого расходования
1 См.: Проблема объективности расчетов и охвата населения развивающими досуговыми учреждениями как необходимых составляющих оценки эффективности наркотической профилактической деятельности: отчет о научно-исследовательской работе (заключ.) / СибЮИ ФСКН России; научн. рук. В.Е. Шинкевич. Красноярск, 2014.
бюджетных средств необходимо внедрение повсеместного контроля государственных органов за деятельностью организаций, оказывающих услуги по реабилитации и ресоциали-зации наркопотребителей. Следует отметить, что недопустимо участие в реабилитационной деятельности деструктивных религиозных организаций.
Для повсеместного развития деятельности негосударственных реабилитационных центров с положительным опытом использования сертификатов на социальную реабилитацию наркопотребителей необходимо предусмотреть выделение средств не только из региональных бюджетов, но и из федерального бюджета.
При создании модели целесообразно разработать и включить в систему комплексной реабилитации и ресоциализации работу с несовершеннолетними гражданами, допускающими немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ. Для этого необходимо разработать типовую программу социальной реабилитации для детей в возрасте от 12 до 17 лет (по данным мониторинга наркоситуации обозначенный возрастной диапазон относится к группе риска), определяющую основные направления в реабилитации и ресоциализации несовершеннолетних наркопотребителей, с целью обязательного ее использования организациями, допущенными к работе с подростками.
Для систематизации учета организаций, оказывающих услуги в сфере реабилитации и ресоциализации наркопотребителей, следует создать единый федеральный реестр государственных и негосударственных организаций, оказывающих реабилитационные услуги наркологическим больным на территории Российской Федерации, и единую межведомственную электронную базу данных наркопотребителей, проходящих комплексную реабилитацию, с учетом соблюдения Федерального закона от 27.07.2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных». Как нам видится, актуализировалась необходимость разработки регламента взаимодействия данных организаций с медицинскими учреждениями, оказывающими медицинскую помощь по профилю «наркология-психиатрия».
Ценный опыт создания региональной модели комплексной системы реабилитации и ресоциализации лиц, употребляющих психоактивные вещества, накоплен государственными учреждениями социального обслуживания населения
при администрациях районов в Санкт-Петербурге, где поэтапно оказываются социальные услуги потребителям наркотиков в полустационарной форме.
Четвертый этап - постреабилитационный патронаж. Для постреабилитационного сопровождения необходимо создать специализированные службы - «опорные» пункты, в которые реабилитанты будут обращаться за помощью в постреабилитационный период. Данными специализированными службами в соответствии с государственным стандартом социального обслуживания должны решаться вопросы по восстановлению и получению документов реабили-тантами, их трудоустройству, осуществляться содействие занятости и переподготовке, а также консультирование по вопросам самообеспечения, развития семейного предпринимательства, надомных промыслов и другим вопросам, касающимся улучшения материального положения.
В дальнейшем при совершенствовании федерального и регионального законодательства необходимо предусмотреть возможность предоставления налоговых льгот предприятиям, организациям, оказывающим материально-техническую поддержку реабилитационным некоммерческим организациям и предоставляющим реабилитантам рабочие места.
Для повсеместного создания описанных моделей в регионах России необходимо организовать подготовку специалистов в сфере реабилитации и ресоциализации наркозависимых путем проведения курсов повышения квалификации и семинаров. Программа по повышению квалификации консультантов и руководителей негосударственных реабилитационных центров должна быть разработана ведущими специалистами в области наркологии, а также психологии и педагогики. Обучение должно быть направлено на развитие профессиональных компетенций консультантов в сфере социально-психологической работы с лицами группы риска, первоначальной медицинской подготовки в области наркологической патологии, осложнений, последствий употребления наркотиков, нормативно-правового обеспечения организации реабилитационной помощи, по итогам которого слушателям выдается удостоверение государственного образца о повышении квалификации в области реабилитации и ресоциализации наркопотребителей.
В целях внедрения единых подходов к осуществлению деятельности в сфере реабилитации и ресоциализации не-
обходимо разработать типовую программу социальной реабилитации наркозависимых граждан, которая определит концептуальные положения оказания реабилитационной помощи наркозависимым.
Таким образом, построение Национальной системы реабилитации и ресоциализации в соответствии с предложенной моделью позволит организовать работу медицинских, психологических и социальных структур, обеспечит создание партнерской сети, в том числе взаимодействие государственных и негосударственных организаций, помогающих в формировании реабилитационной среды и создающих возможности изменить жизнь реабилитантов.
Шинкевич В.Е., Федорова Е.А. Модель комплексной реабилитации и ресоциализации лиц, потребляющих наркотики в немедицинских целях. Описанная в статье теоретическая модель создана на базе комплексного взаимодействия специалистов в сфере реабилитации и ресоциализации. Она может стать основой для устойчивой ремиссии и психолого-педагогической коррекции наркозависимых лиц в государственных и негосударственных реабилитационных центрах.
Ключевые слова: реабилитация, ресоциализация, модель, наркозависимые, трудотерапия, психологическая коррекция, педагогическая коррекция.
Shinkevich V.Ye., Fedorova E.A. The model of the complex rehabilitation and resocialization of persons using drugs in nonmedical purposes. The model described in the article is developed on the basis of the complex interaction of specialists in the sphere of rehabilitation and resocialization. It may provide a basis for drug addict' stable remission and psychological and pedagogical correction in government and non-government rehab centers.
Key words: rehabilitation, resocialization, model, drug addicts, occupational therapy, psychological correction, pedagogical correction.
Дискуссионная трибуна