УДК 378:37.01.
раздел ПЕДАГОГИКА и ПСИХОЛОГИЯ МОДЕЛЬ ИНТЕГРИРОВАННОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ © Х. Р. Кадырова
Зеленодольский институт машиностроения и информационных технологий (филиал) КГТУ им.А. Н. Туполева
Россия, Республика Татарстан, 422551 г. Зеленодольск, ул. Столичная, 17а.
Тел.: +7 (84371) 3 26 98.
Е-шаИ: [email protected]
Создание интегрированной модели подготовки востребованных специалистов для предприятий региона - один из путей решения проблемы подготовки кадров. Структура интегрированного учебного заведения предопределяет многоуровневость профессионального образования. Предлагаемый вариант интеграции образовательного процесса обеспечивает одновременно значительную экономию средств путем оптимизации образовательной траектории и повышения качества подготовки выпускников всех уровней. Она гарантирует подготовку рабочих, техников, инженеров в едином образовательном пространстве, позволяет работодателю формулировать требования к качеству подготовки специалистов.
Ключевые слова: интеграция, интегрированная модель подготовки, единое образовательное пространство, интегрированные учебные планы, регионализация, сотрудничество с предприятиями, многоуровневая модель обучения, интегрированное учебное заведение.
Потребности кадрового потенциала республиканских предприятий обеспечиваются системой профессиональных образовательных учреждений, в структуре которой произошли некоторые изменения, связанные с:
■ появлением филиалов вузов на территории малых городов республики;
■ переходом к двухуровневой подготовке специалистов в высшей школе;
■ интеграцией учреждений среднего профессионального и начального профессионального образования в структуру высшей школы.
Система высшего образования малого города ориентируется на региональную политику, направленную на развитие и формирование личности, удовлетворение социально-экономических, культурных и образовательных потребностей региона, создает условия для функционирования и развития региональных образовательных систем [1].
Создание интегрированной модели подготовки востребованных специалистов для предприятий региона - один из путей решения проблемы подготовки кадров. Актуальность построения такой модели исходит из требований государства, интересов производства и самих образовательных учреждений, качество деятельности которых измеряется уровнем конкурентоспособности и востребованностью их выпускников.
Интегрированная модель подготовки востребованных специалистов для предприятий отрасли позволит:
- дать возможность выбора обучающихся траектории профессиональной подготовки, отвечающей их возможностям;
- мотивировать молодежь в профильных образовательных школах на получение рабочей профессии;
- заключить договор между системой профессионального образования и предприятиями-заказчиками, обеспечить социальную защищенность выпускников;
- обеспечить единство требований к оценке качества знаний обучающихся;
- повысить профессиональную составляющую у выпускников всех уровней профессиональной подготовки;
- сократить сроки и себестоимость подготовки специалистов;
- обеспечить квалифицированными рабочими предприятия, особенно в высокотехнологичных и инновационных областях;
- повысить эффективность использования кадрового потенциала, в том числе кадров высшей квалификации;
- оптимизировать использование научнопроизводственной и учебно-лабораторной базы и их соответствия требованиям современных технологий производства [2-3].
Экспериментальная апробация модели много -уровневой интегрированной подготовки специалистов НПО, СПО, ВПО машиностроительной отрасли осуществляется на территории Зеленодольского муниципального района, где размещаются профессиональные образовательные учреждения: Зеленодольский институт машиностроения и информационных технологий (филиал) Казанского государственного технического университета им. А. Н. Туполева; судостроительный колледж, профессиональный лицей №25 присоединены к филиалу, на базе которых осуществляется подготовка специалистов для предприятий машиностроения (судостроения) всех уровней профессионального образования.
ISSN 1998-4812
Вестник Башкирского университета. 2012. Т. 17. №2
1073
За годы своего существования филиал превратился в крупнейшее интегрированное высшее учебное заведение города Зеленодольска с многоуровневой структурой обучения: отделение начального профессионального образования предоставляет возможность обучающимся освоить рабочие профессии (судостроитель-судоремонтник, газосварщик, токарь-универсал, автомеханик); отделение среднего профессионального образования дает возможность получить такие специальности, как технология машиностроения, судостроение, литейное производство черных и цветных металлов, монтаж и техническое обслуживание судовых машин и механизмов; отделение высшего профессионального образования готовит высококвалифицированных специалистов по самым востребованным направлениям: конструкторско-технологическое
обеспечение машиностроительных производств, кораблестроение и океанотехника, информатика и вычислительная техника, экономика, менеджмент.
Структура интегрированного учебного заведения предопределяет многоуровневость профессионального образования. В зависимости от успехов и способностей обучающегося возможны следующие траектории обучения:
- I курс реализуется в отделении начального профессионального образования. (Обучение на I курсе предоставляет возможность освоения рабочих профессий студентам СПО и ВПО в соответствии с избранным профилем обучения). После I года обучения все обучаемые в интегрированном учебном заведении получают соответствующую рабочую квалификацию и могут быть трудоустроены. Прошедшие аттестацию, продолжают обучаться на II курсе для получения образования, соответствующего уровню СПО или ВПО;
- II курс реализуется в основном на базе учреждения СПО или ВПО. Прошедшие аттестацию могут продолжить обучение на III курсе СПО или ВПО (или двухлетнее обучение в вузе на базе полного среднего в филиале с последующим переводом для обучения в головном вузе и других высших учебных заведениях). Движение по рабочим должностям завершается сдачей экзамена на соответствующий разряд;
- III курс реализуется на базе СПО. На предприятии осваивается должность техника с обязательной аттестацией (они получают документ о среднем техническом образовании) или переходят на IV курс университета;
- IV курс реализуется на базе ВПО с получением диплома бакалавра;
- V-VI курсы завершаются защитой магистерской диссертации.
Магистры получают возможность заняться научной или научно-педагогической деятельностью либо поступить для дальнейшего обучения в аспирантуру.
Обучение в интегрированном учебном заведении проводится по интегрированным учебным планам, которые обеспечивают профессиональную
подготовку учащихся и студентов на уровне государственных образовательных стандартов.
Интегрированные учебные планы формировались на основе учебных планов ВПО. Одним из требований к интегрированным учебным планам является сокращение сроков подготовки специалистов при сохранении качества образования. Не менее важным требованием интеграции, стимулирующей данный процесс, становится требование повышения уровня практической подготовки специалистов [3]. Таким образом, благодаря разработке интегрированных планов стало возможным формирование индивидуальных траекторий обучения.
В рамках сетевого взаимодействия школа -вуз институт сотрудничает с профильными классами общеобразовательных школ города и района. Целью довузовской подготовки является проведе -ние целенаправленной работы по формированию и образованию профессионально ориентированного на машиностроительный комплекс контингента абитуриентов.
Интегрированное учебное заведение предполагает не только получение профессии и специальности, но и повышение квалификации специалистов.
С интеграцией заметно обогатилась материальная база учебного процесса. Значительно увеличилось количество ППС. В вузе 94 преподавателя (из них - 13 доктора наук, 52 - кандидаты наук, 8 -аспиранты, 2 - докторанты, 3 - соискатели. За текущий период 4 преподавателя защитили кандидатские диссертации, получили звание доцента - 7 преподавателей, 4 выпускника поступили в аспирантуру. Библиотечный фонд составляет 85 тыс. экземпляров, в электронной библиотеке института насчитывается 36 тыс. 600 учебников.
Одним из приоритетных направлений нашей работы является сотрудничество с предприятиями города. На базе компании ПОЗИС проводятся практические занятия в лабораториях метрологического обеспечения машиностроительного производства, резания и металлорежущих станков и инструмента, лаборатории автоматических линий и разработки управляющих программ для станков с ЧПУ, технологии машиностроения [4].
На базе ОАО «Зеленодольский завод им. А. М. Горького» проводятся практикумы в совместных лабораториях по технологической оснастке, технологии сборки и испытаниям, лаборатории линейных и угловых измерений. На предприятии ОАО «Зеленодольское проектно-конструкторское бюро» началась совместная работа по созданию системного управления скоростной платформы «Акваплан». Предприятие «ЭРА» и ОАО филиал «КМПО» - Зеленодольский машиностроительный завод и вышеназванные предприятии организуют стажировки профессорско-преподавательского состава: привлекают ведущих специалистов в научнопедагогической деятельности, разрабатывают
предложения по темам реальных курсовых и ди-
1074
ПЕДАГОГИКА и ПСИХОЛОГИЯ
пломных проектов для студентов, ориентированных на дальнейшую работу на предприятии, содействуют укреплению материально-технической базы и поддержке кадрового потенциала института, организуют все виды практик в структурных подразделениях. Здесь студенты получают первый опыт, воплощают полученные знания в продукт. Также во время производственной практики проверяется профессиональная готовность будущих специалистов к самостоятельной трудовой деятельности. Они получают первый производственный опыт, опыт работы в коллективе и продолжают развивать профессиональное мышление. Как правило, большинство выпускников трудоустраивается на тех предприятиях, в тех организациях, где проходила производственная и преддипломная практика [5].
В рамках этого сотрудничества, в целях формирования профессиональной компетентности выпускников стали традиционными комплексные защиты дипломных проектов для ОАО «Зеленодольский завод им. А. М. Горького», ФГУП «ПО «Завод имени Серго», ОАО КМПО - «Зеленодольский машиностроительный завод». Результаты проектов заслуживают высокой оценки членов государственной аттестационной комиссии, специалистов предприятий и рекомендуются для реального внедрения в производство.
В целях активизации научно-исследовательской работы создан научно-технический центр на ФГУП «ПО «Завод имени Серго»: ведущие кафедры нашего университета ведут совместную работу с по использованию оборудования с ЧПУ и Cad/Cam систем, с ОАО «Зеленодольский завод им. А. М. Горького» по модернизации оборудования и производства для нефтегазодобывающей промышленности, на его базе планируется создание филиала кафедры судостроения; с ЗПКБ в области использования информационных технологий, с ОАО КМПО «Зеленодольский машиностроительный завод» по испытанию газотурбинных установок. Наращиваются объемы хоздоговорных работ. Все это дает нам возможность не только усилить взаимосвязь предприятия с учебным заведением, но и реализовать интеллектуальный потенциал, а также заработать денежные средства: заключение с промышленными предприятиями и научными учреждениями договоров о сотрудничестве и совместной деятельности в выполнении НИР и ОКР в целях увеличения доли внебюджетного финансирования научной деятельности института.
Научно-исследовательская и творческая работа в институте представлена участием профессорско-преподавательского состава и студентов в международных, всероссийских, республиканских, го-
родских научно-практических конференциях,
олимпиадах, в конкурсах профессионального мастерства, проводимых на различных уровнях.
В институте ведется комплексная воспитательная работа, включающая в себя работу студенческого совета, студенческую службу безопасности ФОРПОСТ, спортивных секций, культурномассовую и военно-патриотическую работу, СТО «Альтаир» [6].
Не менее важный для нас вопрос - проблема трудоустройства выпускников. Мы отслеживаем судьбу молодых специалистов, помогаем им находить работу, проводя ярмарки вакансий с участием работодателей. В институте работает агентство по трудоустройству, которое решает проблемы трудоустройства выпускников.
Интеграция образования и бизнеса выгодна всем. Она гарантирует подготовку рабочих, техников, инженеров в едином образовательном пространстве, позволяет работодателю формулировать требования к качеству подготовки специалистов, расширяет возможности использования ресурсов для проведения исследований. Предлагаемый вариант интеграции образовательного процесса обеспечивает одновременно значительную экономию средств путем оптимизации образовательной траектории и повышение качества подготовки выпускников всех уровней и в первую очередь выпускников вузов - бакалавров - за счет развития инст-рументальности и профессиональной компетенции. Идеи, заложенные в них применительно к машино -строительной отрасли, перспективны и для других высокотехнологичных отраслей, которые обеспечат успешное развитие отечественной экономики.
ЛИТЕРАТУРА
1. Горюнов Н. В. Интеграционные процессы в системе профессионального образования // Интеграция региональных систем образования.Ч. 3. Практика интеграции в региональном учебном округе. Саранск: изд-во Мордов. Унив,
2003. 172 с.
2. Данилов Д. А. Социально-педагогические основы многоуровневого интегрированного учебного заведения // Современные наукоемкие технологии. РАЕ. 2008. .№10. ИКЬ: //www.rae.ru/.
3. Дегтярев Г. Л. Организационно-правовые формы взаимодействия работодателей и учебных заведений профессионального образования в составе образовательных кластеров в авиастроительной отрасли. Казань: изд-во Казан. гос.техн. ун-та, 2008. 52 с.
4. Программа «Комплексная система управления персоналом» / ФГУП « ПО «Завод имени Серго», г. Зеленодольск,
2004. 19 с.
5. Одегов Ю. Г. Формирование рынка труда в Республике Татарстан: теория и практика. Казань: изд-во «Познание» Института экономики управления и права, 2006. 180 с.
6. Кадырова Х. Р. Воспитательный потенциал социального партнерства (учебно-методическое пособие). Казань: РИЦ «Школа», 2010. С. 83.
Поступила в редакцию 20.06.2011 г.