МОДЕЛЬ ИНТЕГРИРОВАННОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ЦЕНТРА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
С.Н. Анкуда А. М. Щебет
Цель данного доклада - информация о разработке модели интегрированного учебно-методического центра экологического образования школьников.
Рассматриваются следующие компоненты в структуре Центра: методическая лаборатория, научно-исследовательская лаборатория, экологокраеведческий клуб, творческая мастерская, виртуальный кабинет экологии.
Методическая лаборатория объединяет деятельность учителей, социальных педагогов и школьных психологов для реализации интегрированного подхода в обучении и воспитании. Особая роль отводится учителям-предметникам, которые, благодаря своим методическим разработкам, смогут обеспечить межпредметные связи. Задачи лаборатории: разработка программ курсов по выбору, кружков, факультативов; разработка методик; организация образовательных семинаров.
Научно-исследовательская лаборатория. Ее основная задача - организация работы школьников, которые участвуют в научно-практических конференциях. Здесь ребята получают свой первый опыт в исследовательской работе. В рамках этой лаборатории возможна диагностика профессиональных качеств учащихся, с последующей подготовкой к поступлению в конкретный вуз. Лаборатория имеет свою материальную базу для проведения научно-исследовательской работы, организует эксперименты в области биологии и экологии, оказывает помощь школьникам в подготовке и участии в научно-практических конференциях и т. д.
Эколого-краеведческий клуб. Его задачи: организация экспедиций по изучению территорий родного края; экологическая оценка территорий родного края, изучение истории населённых пунктов, в том числе отдалённых уголков Республики Беларусь; участие в природоохранных мероприятиях; гражданское и патриотическое воспитание школьников и т.д.
Творческая мастерская. Ее задачи: поддержать желание школьника заниматься в кружках (живопись, фотостудия, театр и т.д.), придав деятельности экологическую направленность; способствовать участию школьников в творческих мероприятиях, посвященных охране приро-
364
ды, осуществлять помощь в развитии творческой молодёжи; воспитывать понимание прекрасного посредством эстетического подхода и т.д.
Виртуальный кабинет экологии - это информационный ресурс, который является формой и средством обучения. Являясь формой обучения, виртуальный кабинет экологии включает в себя ранее представленные компоненты интегрированного учебно-методического центра непрерывного экологического образования. Являясь средством обучения, виртуальный кабинет экологии позволяет мобильно и информационно насыщенно подходить к процессу обучения, используя информационные технологии. Такая разработка может быть организована в любой школе, где существует Интернет. 11а базе виртуального кабинета возможен дифференциальный подход в обучении, удовлетворяющий потребности каждого ученика. Негативной его стороной является отсутствие живого общения педагога с учеником, поэтому он должен не заменять, а лишь дополнять классический процесс обучения. Задачи виртуального кабинета экологии: использование информационных технологий при обучении экологии; установление связи с другими школами, внешкольными заведениями, общественными организациями, администрацией региона и т.д.; предоставление ученикам доступной информации о науке экологии посредством использования игровых моментов и др.
Предлагается следующая схема взаимодействия компонентов учебнометодического центра экологического образования школьников (см. рис.).
Рис. 1 Взаимодействие компонентов учебно-методического центра экологического образования школьников.
365
Творческая мастерская, эколого-краеведческий клуб и НИЛ интегрированы в своей деятельности, однако работа ведется в разрезе возрастных групп учащихся.
Виртуальный кабинет экологии тесно связан с остальными компонентами Центра. Являясь информационным ресурсом, он позволяет размещать любую информацию, делая её доступной для учеников и педагогов. Если обратиться к структуре виртуального кабинета, то, очевидно, что он является информационным ресурсом, в котором можно размещать требуемую информацию, тем самым не перегружая процесс обучения.
Во всех приведённых случаях взаимодействия осуществляются связи: учитель-учитель (при работе методической лаборатории), учитель-ученики (работа НИЛ, эколого-краеведческого клуба, творческой мастерской, виртуального кабинета экологии), учитель-ученик (индивидуальная работа с одарёнными детьми на базе НИЛ), ученик-ученик (в рамках функционирования виртуального кабинета экологии), ученик-ученики (эколого-краеведческий клуб).
Заключение. Модель Центра в настоящее время проходит апробацию. Дальнейшее функционирование Центра позволит решать следующие задачи: (а) разрабатывать программы курсов по выбору, обеспечивать межпредметные связи; (б) способствовать развитию научноисследовательской деятельности школьников; (в) участвовать в природоохранных мероприятиях через участие в экспедициях при исследовании природы родного края; (г) осуществлять мониторинг активности учащихся в образовательном процессе; (д) осуществлять гражданское и патриотическое воспитание школьников и др.
366