Е. В. Михеева, Е. К. Сытенко
Модель инновационной деятельности в ДОО по проблеме формирования у детей познавательной и творческой активности средствами приобщения к истокам русской народной культуры
Михеева Елена Владимировна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Оренбургского государственного педагогического университета, сотрудник Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (г. Оренбург, Россия) Сытенко Елена Константиновна - заместитель заведующего по ВМР МБДОУ детский сад «Сибирячок» (г.п.т. Белый Яр, Тюменская область, Россия)
В статье авторы обращают внимание на особенности формирования у детей дошкольного возраста познавательной и творческой активности в условиях модернизации дошкольного образования. Отмечается, что основа деятельности современного детского сада заключается в «благоприятной социализации детей» в процессе усвоения ими опыта общественной жизни и отношений, для чего необходимо создание в ДОО жизнедеятельности, не только безопасной, но и насыщенной разнообразными событиями, необходимо тесное взаимодействие взрослых и детей в образовательном процессе на уровне равноправных партнеров. Описываемая в статье модель инновационной деятельности ДОО по проблеме формирования у детей познавательной и творческой активности средствами приобщения к истокам русской народной культуры как раз предполагает событийное разнообразие и такое взаимодействие с детьми, когда взрослый намеренно приглушает свою субъективность в пользу ребенка, обеспечивая ему пространство для саморазвития.
Ключевые слова: познавательная активность, творческая активность, инновационная деятельность, региональный компонент.
Innovation model in the activity of preschool educational establishments on the issue of formation of children's cognitive and creative activity by means of familiarizing with the origins of the Russian folk culture
Elena V. Mikheeva, Ph.D. In Psychology, Associate Professor of the Pedagogy and Psychology Department, Orenburg State Pedagogical University (Orenburg, Russia).
Elena K. Sytenko, Deputy Director, Pre-school Educational Institution «Sibiryachok» (Bely Yar, Tyumen Region, Russia).
The authors of the article draw attention to the peculiarities of developing cognitive and creative activity in pre-school children in the context of pre-school education reforms. It is noted that the activities of a modern kindergarten are based on "favorable socialization of children" in the process of their assimilation of social life experience and relationships. This requires establishment in the preschool educational of a livelihood that would not only be safe but also filled with a variety of events; it also requires close interaction between children and adults in the educational process at the level of equal partners. The described model of innovative activities of a pre-school educational establishment is dedicated to the issue of formation of children's cognitive and creative activity by means of familiarizing with the origins of the Russian folk culture is exactly the one that entails a variety of events and such a type of interaction with children when the adult deliberately tones down his or her subjectiveness in favor of the child, providing the latter with space for self-development.
Keywords: cognitive activity, creative activity, innovative activities, regional component.
Творческая личность и проблемы ее воспитания занимают одно из центральных мест в современной педагогической науке. Для творческой личности характерна способность к самоактуализации, самостоятельность в принятии решений, умение взять на себя ответственность за результат и способы его достижения. Эти проблемы являются особо актуальными в современных условиях и рассматриваются не только специалистами в области педагогики, но и различных других отраслей науки.
Психолого-педагогические исследования убедительно доказывают значимость дошкольного периода в воспитании активности, самостоятельности и инициативы детей. К этим исследованиям относятся разработки по проблемам развития творчества у детей в различных видах деятельности (Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина). Также сензи-тивность дошкольного периода подтверждается и практикой работы детских садов в данном направлении.
В решении проблемы воспитания творческой активности дошкольников огромное значение имеют средства народного искусства. Его ресурсы сегодня достаточно широко используются в обеспечении образовательного процесса, однако поиск потенциальных путей повышения его эффективности еще продолжается. Мы понимаем, что какой бы замечательной ни была народная педагогика, она тоже имеет свойство устаревать, а значит, необходима коррекция ее содержания в соответствии с веяниями времени.
На современном этапе развития общества модернизационные изменения значительно затронули систему дошкольного образования и привели к реорганизации образовательного процесса, который должен быть направлен на максимальную реализацию возможностей, интересов, потребностей и способностей ребенка.
Не только творческая, но и познавательная активность обеспечивает успешность ребенка-дошкольника в любом виде деятельности. Такие ученые, как Н.В. Абрамовских, М.И. Лисина, А.А. Люблинская и др., доказывали сензитивность дошкольного периода в формировании познавательной активности личности.
Актуальность проблемы нашей инновационной деятельности связана с разрешением
противоречия между современными подходами по созданию педагогических условий для детей дошкольного возраста на занятиях по воспитанию творческой активности средствами народного искусства и недостаточной разработанностью этого вопроса в практике работы ДОО.
Проблема инновационной деятельности связана с оптимизацией воспитания творческой активности детей дошкольного возраста средствами русского народного искусства.
Приоритетным направлением деятельности МБДОО детский сад «Сибирячок» является физическое развитие дошкольника. Однако при этом проблема формирования познавательной и творческой активности детей не теряет для нас актуальности и значимости. Скорее наоборот, согласно принципу первенства физической (двигательной) активности в развитии дошкольников, мы полагаем, что физическое воспитание имеет большой потенциал в становлении личности ребенка и достижении целевых ориентиров, заложенных во ФГОС.
Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание и социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России (А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков).
Принципиальным аспектом реализации содержания дошкольного образования является положение о приобщении детей раннего и дошкольного возраста к социокультурным нормам, традициям семьи и государства в условиях поддержки инициативы каждого ребенка в различных видах деятельности.
Введение ребенка в культуру своей страны обеспечивает успешность развития его личностных, интеллектуальных и физических качеств. Приобщение детей к социокультурным ценностям народа наиболее эффективно осуществляется в процессе организации праздников, которые не обходятся без физической (двигательной) активности и которые понятны и близки детям.
Выбор данного направления обусловлен тем, что познавательно-творческое развитие является целенаправленным процессом усвоения норм и ценностей, принятых в обществе и определяющих дальнейшее
саморазвитие и самосовершенствование личности.
Для современного общества характерно доминирование материальных ценностей над духовными, что приводит к искажению представлений о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Особое внимание к формированию вышеуказанных качеств на этапе дошкольного детства обеспечивает впоследствии оптимистическое восприятие жизни, способность к свободному выбору и ответственности за свой выбор. Ребенок выстраивает собственную систему социокультурных ценностных ориентиров, приобретает навыки и умения регулирования своего поведения и деятельности, установления позитивных отношений с другими людьми в условиях эмоционального комфорта в семейной среде и детско-взрослом сообществе дошкольной образовательной организации. Все это положительным образом сказывается на формировании познавательных интересов и построении ребенком своей познавательной деятельности, т.е. в целом на познавательном развитии и становлении основ интеллектуальной культуры.
В практике работы МБДОО детский сад «Сибирячок» накоплен достаточный опыт по формированию познавательной и творческой активности у детей дошкольного возраста в процессе приобщения к истокам русской народной культуры. Однако теперь предстоит переосмыслить этот опыт с позиций модернизации дошкольного образования. Мы должны понять, как адаптировать все ценное, что наработано годами, под требования стандарта.
Это и определило выбор инновационного направления деятельности и построения комплекса действий, отражающих системные обновления дошкольного образования в условиях модернизации. Нами была разработана модель инновационной деятельности в ДОО по проблеме формирования у детей познавательной и творческой активности средствами приобщения к истокам русской народной культуры.
Ядро модели - воспитательный идеал русского народа
Цель: воспитание у дошкольника активной жизненной позиции по отношению к себе,
другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе русских народных моральных норм и нравственных идеалов.
Задачи:
- способствовать реализации познавательной и творческой активности дошкольника в различных видах деятельности (проектно-исследовательской, коммуникативной, игровой, художественно-творческой и других) на основе нравственных установок и моральных норм и универсального духовно-нравственного ориентира - «становиться лучше»;
- формировать у дошкольника моральную установку - осознанную необходимость определенного поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
- обеспечить принятие дошкольником базовых общенациональных ценностей, национальных духовных традиций;
- формировать предпосылки позитивной нравственной самооценки и самоуважения;
- развивать предпосылки самостоятельных поступков и действий, совершаемых на основе морального выбора, принятия ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;
- развивать свободолюбие как способность к сознательному личностному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьей, народом, Отечеством, будущими поколениями; укрепление веры в Россию.
Результат:
- любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине;
- уважение к правам, свободам и обязанностям человека;
- уважение к родителям;
- ценность здорового образа жизни;
- уважение к труду;
- целеустремленность и настойчивость;
- ценность знания;
- ценность красоты;
- уважение культурных традиций народов;
- ценностное отношение к природе и природным ресурсам;
- ценностное отношение к семье;
- навыки межличностной и межкультурной коммуникации.
НАПРАВЛЕНИЯ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАНИЯ
- гражданственность и Подходы: гуманитарный, культурно-исто- Воспитание ребенка как человека
патриотизм; рический, личностно-деятельностный культуры (Е.В. Бондаревская)
- уважение к правам, свободам и Принципы: В основе концепции мысли В.В.
обязанностям человека; Принцип ориентации на идеал Зеньковского об «освобожде-
- положительное отношение к Аксиологический принцип нии» ребенка для свободной
труду; Принцип следования нравственному самореализации.
- культура здоровья; примеру К базовым воспитательным про-
- ценности государства и Принцип идентификации цессам, способствующим ста-
общества; (персонификации) новлению ребенка как субъекта
- эстетические идеалы и ценности; Принцип диалогического общения жизни, истории, культуры, (станов-
- коммуникативная культура; Принцип полисубъектности воспитания ления его активности) относятся:
- ценностное отношение к Принцип системно-деятельностной орга- - жизнетворчество,
природе; низации воспитания - социализация,
- семейные ценности - культурная идентификация,
- духовно-нравственное развитие
личности,
- индивидуализация
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЦЕННОСТИ ИНИЦИАТИВЫ НРАВСТВЕННЫЕ НОРМЫ
Нравственный пример педагога; - патриотизм; - творческая Аккуратность Совесть
Социально-педагогическое - социальная инициатива; Благодарность Трудолюбие
партнерство солидарность; - коммуникативная Вежливость Уважение
Индивидуально-личностное - гражданствен- инициатива; Верность Храбрость
развитие ность; - познаватель- Гордость Честность
Интеграция программ духовно- - семья; ная инициатива Гостеприимство Щедрость
нравственного воспитания - здоровье; - любознательность; Доброта Любовь
Учет психолого-педагогических и - образование; - двигательная Дружба Любовь к
возрастных особенностей детей - труд и инициатива Забота животным
Предметная развивающая среда творчество; Ответственность Любовь к
- наука; родителям
- традицион- Любовь к
ные российские Родине
религии;
- искусство и
литература;
- человечество;
- природа
МЕТОДЫ ФОРМЫ СРЕДСТВА
Методы формирования сознания Методы организации деятельности, общения, опыта поведения Методы стимулирования мотивации деятельности Методы нравственного воспитания Метод дилемм Метод реагирования Методы формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях Методы творческой деятельности Методы эмоционального развития Метод контрактов Образовательная деятельность Познавательные беседы Свободная игра Свободное рисование Включение ребенка в различные виды деятельности Целевые прогулки Экскурсии Мастерская Коллекционирование Экспериментальная и исследовательская деятельность Просмотр театральных представлений Просмотр художественных и документальных фильмов Организация выставки, ярмарки Праздники Инсценировки Встреча с творчеством местного коллектива, деятеля искусства, композитора, скульптора, художника, актера, музыканта, поэта, писателя, архитектора Произведения народного искусства (литература, живопись, музыка, скульптура, архитектура, театр и др.) Словесное народное творчество Культурно-исторические объекты города, региона, страны Народные игры Народное художественное творчество
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ
Взрослые предоставляют возможность детям самостоятельно использовать приобретенные умения и навыки в повседневной жизни и деятельности
Взрослые поддерживают и развивают детскую инициативность
Взрослые способствуют развитию предпосылок творчества
Взрослые поддерживают активный характер поиска и использования детьми информации
ТЕХНОЛОГИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
• Технология индивидуального рефлексивного самовоспитания (О.С. Анисимов, П.Г. Щедровицкий)
• Технология психолого-педагогической поддержки и сопровождения ребенка в образовательном процессе (О.С. Газман)
• Технология нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста (А.А. Лопатина, М.В. Скребцова)
• Технология коллективных творческих дел (И.П. Иванов)
• Синема-технология
• Артпедагогика
• Технология развития социальной активности у старших дошкольников (Е.И. Тимошина, В.А. Арсенов)
• Педагогическая технология развития творчества дошкольников средствами физической культуры (В.Н. Шебеко)
• Методика эстетического воспитания (познавательный модуль; экскурсионный модуль; импровизационный модуль, или свободная форма; поисково-краеведческий; творческий, исполнительский)
• Технология педагогических мастерских
• Методика сюжетных картинок (Р.С. Буре)
ПЛАН-СЦЕНАРИЙ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Формирование познавательной и творческой активности у детей дошкольного возраста в процессе приобщения к истокам русской народной культуры
«Русь-матушка»
«Православные праздники и традиции»
«Город мастеров»
«Слово-словечко»
«Богатырская наша сила»
Русское деревянное зодчество
Традиционное деревянное зодчество в Сибири Русская изба Русский народный костюм
Песни и танцы русского народа Рождество Христово Ай да Масленица Светлый праздник Пасхи Троица
Дымковская глиняная игрушка
Богородская сказка Русская матрешка Золотая хохлома Оренбургский пуховый платок
Нижнетагильские подносы Каменный мир Стальные узоры
Русский национальный фольклор (потешки, приговорки, небылички, пословицы и поговорки, загадки, приметы, сказки и т.п.)
Русские народные игры, игрища, подвижные игры
Планируемое время на реализацию Проекта по инновационной деятельности
Проект рассчитан на 4 года, со второй младшей до подготовительной группы, и будет реализо-вываться в организованной образовательной деятельности, в совместном взаимодействии взрослого с ребенком, при активизации самостоятельной деятельности детей, тем самым обеспечивая участие в ней ребенка на протяжении всего времени пребывания в детском саду.
№ Этап Содержание деятельности Сроки
1 Поисковый Определение проблемного поля инновационной деятельности, формирование нормативно-правового, кадрового, научно-методического, информационного, материально-технического ресурсов 1 год. 2014-2015
2 Аналитический Анализ собранной информации и планирование практической деятельности по созданию продукта Распределение ответственности за реализацию инновационной деятельности 2015
3 Практический Реализация инновационной деятельности Изготовление продукта Мониторинг результативности Подведение промежуточных итогов Коррекция результатов 2015-2019
4 Презентационный Обоснование презентационной формы Ежегодно - по промежуточным итогам. 2019 - итоговый
5 Контрольный Рефлексия Обобщение опыта 2019
Система взаимодействия участников образовательных отношений в инновационной деятельности
Действия детей Действия педагогов Действия семьи и социальных партнеров
Образовательная деятельность Познавательные беседы Свободная игра Включение ребенка в различные виды деятельности Целевые прогулки Экскурсии Просмотр театральных представлений Просмотр художественных и документальных фильмов Участие в организации выставки, ярмарки Праздники Инсценировки Участие в тематических встречах (творчество местного коллектива, деятеля искусства, композитора, скульптора, художника, актера, музыканта, поэта, писателя, архитектора) Разработка и проведение мероприятий по проектам Участие в творческой группе по формированию познавательно-творческой активности дошкольника Привлечение родителей к реализации проектов Организация межведомственного и сетевого взаимодействия Оформление опыта формирования познавательно-творческой активности дошкольника для его последующего обобщения и трансляции Подготовка и участие в совместных детско-родительских мероприятиях Получение консультаций у педагогов по вопросам духовно-нравственного воспитания детей Подготовка детей к участию в детских мероприятиях (включая семейные проекты, изготовление поделок) Предоставление своих услуг в организации образовательной деятельности (познавательные беседы с детьми, проведение экскурсии в роли экскурсовода)
Литература
1. Богоявленская Д.Н. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Д.Н. Богоявленская. - Ростов-на-Дону: РГУ. -
2008. - 263 с.
2. Венок фантазий: развитие художественно-творческих способностей дошкольников в процессе изобразительной деятельности и ознакомления с искусством: Пособие для педагогов / Сост. Кривоногова Л.Д. - Мозырь: Белый ветер, 2006. - 46 с.
3. Вешневицкая О.В. Подготовка дошкольников к школе через развитие познавательной активности / О.В. Вешневицкая, Н.Н. Карачевцева // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2011. - С. 65-68.
4. Виленчик С.И. Изобразительное искусство в развитии творческой активности детей / С.И. Виленчик // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 3. - С. 41-43.
5. Гмошинская М.В. Работа младенцев красками - начало творческой деятельности / М.В. Гмошинская // Дошкольное воспитание. -
2009. - № 2. - С. 30-33.
6. Денисенкова Н.С. Особенности познавательной активности детей среднего дошкольного возраста в нормативной ситуации. Ребенок в нормативном пространстве культуры. Регион. научно-практ. конф. / Н.С. Денисенкова, Е.Е. Клопотова. - Москва - Бирск, 2004. - С. 80-89.
7. Жуйкова Т.П. Психолого-педагогические подходы к изучению и стимулирова-
нию творческой активности детей дошкольного возраста / Т.П. Жуйкова, А.Е. Никифорова // Молодой ученый. - 2014. - №19. -С.543-545.
8. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Авт. сост. Л.С. Куприна, Т.А. Бударина, О.А. Маханева, О.Н. Корепанова и др. - СПБ.: Детство-Пресс, 2004. - 192 с.
9. Карапетян АА. Театрализованная игровая деятельность как метод развития эмоционально-познавательной активности детей дошкольного и младшего школьного возраста / А.А. Карапетян, О.Ю. Мандрика // Молодой ученый. - 2014. - №10. - С. 365-368.
10. Лисина М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми / М.И. Лисина // Вопросы психологии. -2008. - № 4. - С. 18-25.
11. Литвиненко С.В. Развитие познавательной активности в преддошкольный период / С.В. Литвиненко // Журнал научно-педагогической информации [Электронный ресурс]. -2010. - 4. - Режим доступа : http://www. paedagogia.ru/2010/41-04/208-litvinenko.
12. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие / М.Ф. Литвинова. - М.: Айрис-пресс, 2003. - 254 с.
13. Лосик Е.И. Роль педагога дошкольного учреждения в развитии познавательной
Масленичные гуляния в МБДОУ детский сад «Сибирячок»
активности старших дошкольников / Е.И. Лосик // Теория и практика образования в современном мире: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). - СПб.: Реноме, 2012. - С. 47-49.
14. Малеева С.П. Проектная деятельность по краеведению как средство формирования познавательной и творческой активности детей дошкольного возраста / С.П. Малеева // Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). - Казань: Бук, 2014. -С. 95-97.
15. Новопавловская ЮА. Сущность познавательной активности и педагогическое руководство формированием познавательного интереса детей дошкольного возраста / Ю.А. Новопавловская // Дошкольная педагогика. -2009. - № 8. - С. 46-48.
16. ПлакущаяГА. Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры / Г.А. Плакущая // Педагогическое мастерство: материалы V междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). - М.: Буки-Веди, 2014. - С. 178-180.
17. Поддъяков Н.Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников / Н.Н. Поддъяков. - М.: Просвещение, 2011. - 187 с.
18. Познавательное развитие детей в дошкольной образовательной организации: Учебно-методическое пособие / под ред. О.В. Дыбиной. -М.: Национальный книжный центр, 2015. - 304 с.
19. Федотова ЛА. Проект для детей старшего дошкольного возраста «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через художественно-творческую деятельность» / Л.А. Федотова // Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). - Казань: Бук, 2014. - С. 121-123.
20. Хлынова ЛА. Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры посредством организации комплексной образовательной деятельности в ДОО / Л.А. Хлынова, С.В. Мещерякова, С.Ф. Шевченко // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). - Уфа: Лето, 2012. - С. 67-69.
21. Штепина И.С. Особенности развития познавательной активности дошкольников / И.С. Штепина // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. - С. 89-91.
Статья поступила в редакцию 4.04.2016 г.