12
Каганович А. А.
МОДЕЛЬ ИННОВАЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ СЕЛЬСКИМИ ТЕРРИТОРИЯМИ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПРИНЦИПАХ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЁРСТВА
Аннотация. В работе обосновывается необходимость формирования модели управления инновационным устойчивым развитием сельских территорий Ленинградской области на принципах государственно-частного партнёрства в развитии регионального агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов. Проведены анализ и оценка субъектов рынка инновационной продукции в сельском хозяйстве области. Представлена модель формирования рынка с градацией заказчиков фундаментальных и прикладных исследований. Структура управления представлена в виде системы с обратной связью. Предложена модель инновационного развития сельских территорий Ленинградской области на принципах государственно-частного партнёрства.
Ключевые слова. Региональная экономика, государственно-частное партнёрство, инновационное развитие, сельские территории, агропромышленный региональный комплекс, социально-экономическое развитие региона.
Kaganovich А. А.
INNOVATIVE MANAGEMENT MODEL OF RURAL AREAS OF THE LENINGRAD REGION ON THE PRINCIPLES OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIPS
Abstract. The paper substantiates the necessity of forming a model of management of innovative sustainable development of rural areas of the Leningrad region on the principles of public-private partnerships and regional agriculture and fishery complexes. The analysis and evaluation of market subjects of innovative products in the field of agriculture. The model of formation of the market customers with gradation of basic and applied research. The management structure is represented as a system with feedback. A model of innovative development of rural areas of the Leningrad region on the principles of public-private partnership.
Keywords. Regional economics, public-private partnerships, innovative development, rural areas, agroregional complex, development of the region.
Д Д Д
Одной из основных целей экономического развития Российской Федерации является развитие инновационной региональной экономики. Имеющейся инновационный и научно-технологический потенциал Ленинградской области позволяет нам рассматривать данный регион как базовый для решения задач, направленных на достижения поставленной выше цели развития. Для повышения конкуренто-
ГРНТИ 06.61.33 © Каганович А.А., 2015
Андрей Александрович Каганович - кандидат педагогических наук, доцент, докторант кафедры экономики Санкт-Петербургского государственного аграрного университета.
Контактные данные для связи с автором: 196601, Санкт-Петербург, Пушкин, Петербургское шоссе, 2 (Russia, St. Petersburg, Pushkin, St. Petersburg highway, 2). Тел.: +7 (812) 465-05-05. Е-mail: [email protected].
Статья поступила в редакцию 22.09.2015 г.
Для ссылок: Каганович А.А. Модель инновационного управления сельскими территориями Ленинградской области на принципах государственно-частного партнёрства // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2015. № 6 (96). С. 12-16.
ТЕОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ ХОЗЯЙСТВА
13
способности Ленинградской области как на внутреннем, так и на внешнем рынках, необходимо развитие высокоэффективного бизнеса инновационного типа. В сложившихся экономических условиях, именно инновационные отраслевые направления могут явиться основными инвестиционными каналами региона.
Приоритетной задачей устойчивого развития сельских территорий Ленинградской области и управления её агропромышленным комплексом является обеспечения жителей, как минимум двух субъектов Российской Федерации - города Санкт-Петербурга и Ленинградской области - продовольствием. При реализации данной задачи на практике выделяются несколько управленческих аспектов, которые нами будут в дальнейшем рассматриваться как механизмы управления и развития. Анализ экономической ситуации в региональном агропромышленном комплексе и уровень эффективности управления сельскими территориями, указывает на то, что в них отсутствует инновационная составляющая развития.
Механизм управления инновационным развитием сельских территорий, как и любой другой механизм управления, создаётся для достижения конкретных целей. В аспекте исследуемой проблемы, такой целью является обновление региональной агроформации. Достижение поставленной цели позволит значительно увеличить выпуск отечественной сельхозпродукции при сохранении экологии территорий, создать новые рабочие места в сельской местности, улучшить сельскую демографию, практически с «нуля» восстановить сельскую социальную инфраструктуру и конечно же повысить эффективность сельскохозяйственного производства на уровне конкретного сельского населённого пункта.
Для достижения вышеизложенного потребуются значительные ресурсы. Ни одно государство в мире, даже самое развитое, не в состоянии решить задачи устойчивого развития обширных территорий самостоятельно, без участия других субъектов экономики. Это особенно актуально для Российской Федерации. Один из наиболее приемлемых путей решения стоящих перед Россией задач по устойчивому развитию сельских территорий и их эффективному управлению, является модель государственно-частного партнёрства.
По нашему мнению, государственно-частное партнёрство, направленное на устойчивое развитие сельских территорий и эффективное управление ими - это совокупность форм долгосрочного взаимовыгодного сотрудничества и отраслевого взаимодействия государственных и бизнес структур, направленное на решение задач, значимых для всего российского общества. Важность такого сотрудничества государства и бизнеса подтверждается и тем, что 13 июля 2015 года Президентом Российской Федерации подписан Федеральный Закон РФ № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Данный закон вступает в силу с 01 января 2016 года (за исключением статьи 46, которая вступила в силу 14 июля 2015 г.).
К основным формам государственно-частного партнёрства в сфере экономики и государственного управления устойчивым развитием сельских территорий можно отнести: любые взаимовыгодные формы взаимодействия государства и бизнеса; государственные контракты; арендные отношения; финансовую аренду (лизинг); государственно-частные предприятия; соглашения о разделе продукции; концессионные соглашения. Одну из основных задач инновационного управления сельскими территориями и агропромышленным комплексом региона, которую должна решить власть, используя форму государственно-частного (государственно-муниципального) партнерства (ГЧ(М)П) - создание конкурентоспособных на мировом рынке инноваций.
Основная проблема получения инновационного продукта - многоуровневая цикличность. Период между разработкой той или продукции и ее внедрением в реальный сектор экономике огромен. Основная причина - нехватка средств и высококвалифицированных специалистов. Процесс освоения инновационных разработок в нашей стране, к сожаление, протекает очень вяло. Необходим новый инструментарий воздействия на субъекты инновационного развития. Таким инструментарием, по нашему мнению, является устойчивый рынок научно-технологической продукции и высокоэффективный управленческий ресурс.
Основным потенциалом научно-технологического развития агропромышленного комплекса и управления устойчивым развитием сельских территорий в условиях применения механизма ГЧ(М)П, являются высококвалифицированные научные кадры и управленцы. Управленческие органы должны
14
Каганович А. А.
интегрировать в своих структурах как учёных, так и представителей предпринимательской среды. Опыт реализации старт-апов через малые инновационные предприятия показывает, что учёные, реализующие инновационные бизнес-проекты, по своей сути становятся инновационными предпринимателями. Существует и обратная тенденция, когда при реализации бизнес-проектов инновационной направленности предприниматели становятся по своей сути учёными-практиками. В России протекает процесс зарождения и становления нового вида профессиональной деятельности - инновационного предпринимательства. Инновационное развитие агропромышленного регионального комплекса и сфера инновационного управления сельскими территориями не являются исключением. В данных сферах экономики огромный дефицит высококвалифицированных научных кадров.
Научно-технический потенциал Ленинградской области заключён в академической и вузовской науке. Отраслевая наука, основная задача которой заключалась в своевременном внедрении научнотехнических и технологических разработок в производственную деятельность, практически уничтожена. Внедренческая нища инновационной экономики практически полностью свободна. Не более 2% этой сферы занято успешными внедренческими компаниями (90% - зарубежные частные компании и научно-внедренческие организации и фонды), малая доля которых представлена российскими малыми инновационными предприятиями, успешно реализовавшими один или два старт-апа (не более 12% от всех функционирующих малых инновационных предприятий и хозяйственных обществ, созданных при вузах и научно-исследовательских структурах РАН в соответствии с Федеральным законом от 02.08.2009 года № 217-ФЗ (ред. от 29.12.2012 года)).
Для эффективного инновационного управления устойчивым развитием сельских территорий и региональным агропромышленным и рыбохозяйственным комплексом, необходимо совершенствовать прежде всего инфраструктурные элементы координации и взаимодействия внутри механизма управления инновационной сферой региональной агроэкономики. Субъектами рынка инновационной продукции Ленинградской области выступают производители, потребители, заказчики, а также внедренческие формирования. Производителем фундаментальных научных исследований является Санкт-Петербургский научный центр РАН, прикладных - Санкт-Петербургский государственный аграрный университет.
Потребительский рынок инновационной продукции в Ленинградской области весьма незначителен. Однако, в сравнении с другими субъектам Российской Федерации, он занимает второе место по объёму реализованной инновационной продукции, уступая только Москве. Инновационность выпускаемой продукции, направленной на устойчивое развитие сельских территорий, практически отсутствует в регионе. В связи с этим и механизм управления территориальными инновациями весьма слаб. Все элементы механизма управления территориями региона функционируют неэффективно, интеграция между научными организациями и производственной системой, без которой немыслимо инновационное развитие агроэкономики, просматривается слабо.
В представленной работе мы более подробно остановимся на совершенствовании (а во многих аспектах и на создании) модели инновационного управления устойчивым развитием сельских территорий Ленинградской области, применяя механизм ГЧ(М)П. Управленческая функция по инновационному развитию сельских территорий и региональной агроформации возлагается главным образом на Комитет по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Правительства Ленинградской области. Что предполагает реализация данной функции для регионального органа управления отраслью? Это прежде всего: создание нормативно-правовой базы инновационного управления сельскими территориями региона; создание условий для формирования инженерной и материально-технической инфраструктуры инноваций; создание предпосылок для формирования благоприятного экономического климата в Ленинградской области.
Попробуем смоделировать структуру регионального управления устойчивым развитием сельских территорий в виде механизма управления с обязательным внутримодельным элементом обратной связи. При моделировании механизма регионального управления, мы учитываем объект управления, контрольно-измерительный элемент, прогнозируемый элемент и регулятор уровня интенсивности запуска механизма управления.
Объектом управления является сельская территория и функционирующая на ней региональная агроформация, в пределах которой реализуются инновационные проекты. Эти проекты осуществляют агропромышленные предприятия и организации, научные организации РАН и вузы с помощью малых
ТЕОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ ХОЗЯЙСТВА
15
инновационных предприятий, технопарков, бизнес-инкубаторов, экспозиционно-испытательного центра инновационных агротехнологий, развития сельских территорий и малых форм хозяйствования на селе Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. К объекту инновационного управления сельскими территориями мы относим и процесс внедрения научных разработок, влияющих на территориальную устойчивость региона. Результаты возрождения и развития сельских территорий за определённый временной показатель и будут являться показателем результативности развития объекта управления.
Контрольно-измерительным элементом управления устойчивостью сельских территорий является территориальный орган государственной статистики региона. Такой организацией выступает территориальный орган государственной статистики по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Контрольно-измерительный элемент механизма управления устойчивостью сельских территорий можно подразделить на три уровня: федеральный контрольно-измерительный уровень, региональный контрольно-измерительный уровень и отраслевой (муниципальный) контрольно-измерительный уровень. Наиболее важным является отраслевой (муниципальный) контрольно-измерительный уровень. Именно он более чувствителен ко всем изменениям, происходящим с объектом управления. Он может быть представлен соответствующими государственными и научными структурами (администрацией муниципальных образований, районными и региональными отделами (комитетами), функционально осуществляющими управление сельскими территориями, подразделениями Минсельхоза России, научными организациями РАН и др.).
Прогнозируемый элемент управления представлен разработанной Стратегией социально-экономического развития Ленинградской области до 2025 года и Стратегией устойчивого развития сельских территорий Ленинградской области на период до 2030 года. Прогнозируется, что при реализации указанных Стратегий, чётко и стабильно определятся тенденции формирования и последующего развития благоприятной рыночной среды в регионе, усилится конкуренция среди сельхозтоваропроизводителей как на внутренних, так и на внешних рынках, будет сформирован устойчивый рынок конкуренции за ресурсы (человеческий, научно-технологический и инвестиционный). Всё это обеспечит требуемые параметры конкурентоспособности на рынке развития сельских территорий и агропромышленного и рыбохозяйственного комплекса региона.
Регулятором уровня интенсивности запуска механизма управления в сложившихся условиях являются стратегические цели социально-экономического развития Ленинградской области. Такими целями являются: устойчивое развитие сельских территорий и повышение их уровня инвестиционной привлекательности, рост объёмов реализации конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции как внутри региона, так и за его пределами, значительное повышение производительности труда в сельской местности на основе практического внедрения в процесс сельскохозяйственного производства инновационных технологий, новых форм и методов управления территориальным развитием агросубъекта, сохранение и дальнейшее воспроизводство природных ресурсов сельской территории.
Для достижения поставленных стратегических целей, механизм инновационного управления устойчивостью сельских территорий, выстроенный на принципах государственно-частного партнёрства, функционально, должен обеспечить благоприятные условия для привлечения на рассматриваемые территории инвестиций, что в свою очередь, обеспечит инновационность производственной и социальной территориальной среды. В совокупности, организованная на принципах государственночастного партнёрства инвестиционно-инновационная территориальная среда даст толчок для развития несельскохозяйственных видов деятельности в сельской местности, обеспечит повышение уровня занятости сельского населения, создаст условия для привлечения в село молодых специалистов [1], улучшит демографию сельских территорий. Данные функции в основном, относятся к компетенции государства.
Главная задача государственных структур, участвующих в государственно-частном партнёрстве рассматриваемого типа, - это создание благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности в сельской местности. Главная задача представителей института инновационного предпринимательства и бизнеса - финансовое обеспечение процесса достижения устойчивости сельских территорий. Данные задачи должны синхронизироваться в процессе деятельности участников государственно-частного партнёрства и быть взаимовыгодными. Процесс регулирования запуска механизма развития сельских территорий изначально предполагает эффективность использования природных и
16
Каганович А. А.
земельных ресурсов территории, сохранение благоприятной экологической обстановки и широкое использование в производственной деятельности инновационных научно-технических и технологических разработок, привлечение к работе учёных и специалистов-инноваторов. В канву процесса запуска территориального развития «вплетается» элемент агроконсультирования сельских жителей со стороны ведущих специалистов-аграриев, в том числе и с использованием дистанционных форм обучения.
Разработанная нами модель инновационного управления сельскими территориями Ленинградской области на принципах государственно-частного партнёрства представляет собой вертикально-горизонтальную систему, включающею в себя, на принципах взаимовыгодного сотрудничества и согласованности всех протекающих в ней процессов, государственные (муниципальные) структуры, отвечающие за развитие сельских территорий и агропромышленного комплекса регионального и муниципального уровней, научно-исследовательскую, инновационную предпринимательскую инфраструктуру региона и другие бизнес-структуры, осуществляющие свою деятельность на сельских территориях. Основой эффективности функционирования такой модели управления является чёткое определение функциональных задач всех элементов и линий разграничения полномочий.
На основании всего вышеизложенного возможно построение модели инновационного управления сельскими территориями Ленинградской области на принципах государственно-частного партнёрства. Результат функционирования такого механизма очевиден - массовое внедрение продукции научноисследовательской, опытно-конструкторской и технологической деятельности и передовых технологий в региональную агроформацию. Активное участие в развитии сельских территорий и российского села инновационного предпринимательского сообщества и других бизнес-структур - неотъемлемая часть данной модели управления.
ЛИТЕРАТУРА
1. Инновационная деятельность в аграрном секторе экономики России / под ред.И.Г. Ушачева, И.Т. Трубилина, Е.С. Оглобина, И.С. Санду. М.: КолосС, 2007.