Научная статья на тему 'Модель информационно-коммуникационной компетентности студентов биологических и экономических специальностей'

Модель информационно-коммуникационной компетентности студентов биологических и экономических специальностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
198
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / СOMPETENCY-BASED APPROACH / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МОДЕЛЬ ИК-КОМПТЕНТНОСТИ СТУДЕНТА / THE MODEL OF THE STUDENT'S INFORMATION AND COMMUNICATION COMPETENCE / ОЦЕНКА ИК-КОМПЕТЕНТНОСТИ / КОМПТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ДОРОЖНАЯ КАРТА ОБУЧЕНИЯ / INFORMATION AND COMMUNICATION COMPETENCE / EVALUATION OF INFORMATION AND COMMUNICATION COMPETENCE / COMPETENCE-ORIENTED ROADMAP FOR LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андреева Надежда Михайловна

Представлена модель ИК-компетенции для студентов экономистов и биологов. Обсуждаются компетентностно-ориентированные модели обучения студентов в условиях информационной предметной среды. Дорожная карта организует деятельность студента по освоению дисциплины. Разработан алгоритм оценки ИК-компетентности, которая определяет маршрут продвижения по дорожной карте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Андреева Надежда Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODEL OF INFORMATION AND COMMUNICATION COMPETENCE OF BIOLOGY AND ECONOMICS STUDENTS

The article presents the model of information and communication competence for students of economics and biology majors. It describes the competence-oriented models of teaching students in information object environment. The road map organizes the student’ activity to learn the subject. The author has developed the algorithm for evaluation of information and communication competence which determines the route of progress on the road map.

Текст научной работы на тему «Модель информационно-коммуникационной компетентности студентов биологических и экономических специальностей»

МОДЕЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОИ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ БИОЛОГИЧЕСКИХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

THE MODEL OF INFORMATION AND COMMUNICATION COMPETENCE OF BIOLOGY AND ECONOMICS STUDENTS

Н.М. Андреева

N.M. Andreeva

Компетентностный подход, информационно-коммуникационная компетентность, модель ИК-комптентности студента, оценка ИК-компетентности, комптентностно-ориенти-рованная дорожная карта обучения. Представлена модель ИК-компетенции для студентов экономистов и биологов. Обсуждаются компетентностно-ориентированные модели обучения студентов в условиях информационной предметной среды. Дорожная карта организует деятельность студента по освоению дисциплины. Разработан алгоритм оценки ИК-компетентности, которая определяет маршрут продвижения по дорожной карте.

ктуальность. Профессиональная деятельность людей в зарождающемся информа-я 1 ционном обществе связана с высокими наукоемкими и информационными технологиями, что определяет новые требования к фундаментальной подготовке специалистов.

Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования третьего поколения (ФГОС ВПО), разработанные на основе компетентностного подхода, определяют требования к результатам освоения основных образовательных программ в виде компетенций. Требования к результатам освоения различных дисциплин также задаются на языке компетенций.

Профессиональные компетенции информа-тических дисциплин образовательных программ по направлениям подготовки 020400.62 Биология, 080100.62 Экономика, 080200.62 Менеджмент, 081100.62 Государственное и муниципальное управление, 080400.62 Управление персона-

Competency-based approach, information and communication competence, the model of the student's information and communication competence, evaluation of information and communication competence, competence-orient-ed roadmapfor learning.

The article presents the model of information and communication competence for students of economics and biology majors. It describes the competence-oriented models of teaching students in information object environment. The road map organizes the student' activity to learn the subject. The author has developed the algorithm for evaluation of information and communication competence which determines the route of progress on the road map.

лом отражают специфику подготовки студентов по биологическим и экономическим направлениям подготовки. Совокупность общекультурных компетенций включает общие требования к освоению теоретических концепций и методов решения практических задач в области информационной деятельности: навыков информационной деятельности в информационных средах, умений самостоятельного поиска и освоения новой информации, в процессе моделирования учебной и профессиональной деятельности с применением ИКТ.

Актуальность разработки модели информа-ционно-коммуникационной компетентности (ИК-компетентности) студентов классических университетов обусловлена сменой знаниевой парадигмы на компетентностную в условиях ФГОС ВПО. Сложившаяся традиционная предметно-ориентированная методическая система обучения студентов курсам информатики и информационных технологий в вузе перестала удовлетворять студентов, педагогов и работодателей.

<

m

Щ

I %

С и

о

ь

X

к

W m H

и

Рч

<

о ^

о о ^ h о Q

£

W H

S о

Рч

w

о §

X

«

«

и w

V

S

ь

l-ч

ri w с

« S

д

H

и

W PQ

Вопросы использования ИКТ в преподавании дисциплин в высшей школе рассмотрены во многих исследованиях (A.A. Андреева, С.Г. Григорьева, С.А. Зайцевой, С.Д. Каракозова, A.A. Кузнецова, В.И. Солдаткина, В.А. Стародубцева, А.Н. Тихонова, И.В. Роберт и др.). Однако в них отсутствуют сведения о компетентностно-ориентированных моделях обучения студентов.

По особенностям восприятия, понимания и обучения информатике обучаемых можно разделить на три группы: технико-математическую (математики, физики, технари), гуманитарную (филологи, историки) и естественнонаучную (естественники, психологи, экономисты). Информатика для первой группы носит фундаментальный, теоретико-прикладной, для второй - практико-ориентированный, для третьей - фундаментальный, прикладной и практико-ориентированный характер. В этой связи для будущих биологов и экономистов информатика должна быть представлена как комплексная фундаментальная, прикладная и практико-ориентированная дисциплина, обеспечивающая высокий уровень их ИК-компетентности для эффективного обучения современным курсам и осуществления будущей профессиональной деятельности.

Цель исследования: разработать модель ИК-компетентности студентов и обосновать способы ее оценки в процессе изучения информатических дисциплин.

Отправной точкой проектирования образовательной программы ФГОС третьего поколения служит компетентностная модель вакантной профессии на рынке труда. Она представляет собой совокупность поведенческих характеристик профессионала, оптимальным образом выполняющего свои должностные обязанности, определяет требования к результатам освоения основной образовательной программы направления подготовки. Образовательная программа определяет учебный процесс по направлению подготовки в вузе, образовательные цели отдельных дисциплин. Она формирует компе-тентностные модели отдельных дисциплин в соответствии с матрицей компетенций направления подготовки.

К информатическим дисциплинам, вслед за Г.И. Курдюковым [Курдюков, 2008, с. 302], М.П. Лап-чиком [Лапчик, 2008, с. 5] отнесем дисциплины, посвященные освоению информатики и информационных технологий. В процессе изучения этих дисциплин студент осваивает типовые технологические приемы накопления, хранения и обработки информации, систематизирует полученные теоретические знания, закрепляет приобретенные умения, развивает навыки самообучения и саморазвития. Подготовка студентов по информатическим дисциплинам представляется многослойной - кроме предметного обучения, она включает освоение навыков информационной деятельности в информационных средах, формирование умений самостоятельного поиска и освоения новой информации, моделирования своей учебной и профессиональной деятельности с применением информацио-коммуникационных технологий.

Требования к результатам освоения информатических дисциплин для экономических и биологических профилей подготовки бакалавриата в рамках компетентностного подхода определяют ИК-компетенцию как совокупность общекультурных и профессиональных компетенций. ИК-компетентность - уровень сформированности ИК-компетенции студента, является интегральной характеристикой его поведения, играет ведущую роль в освоении новых знаний, развитии профессиональных компетенций.

С целью унификации структуры компетенций по информатическим дисциплинам для экономистов и биологов, формирования понятной и прозрачной оценки уровня сформированности компетенции необходимо структурировать сложные по формулировке компетенции, представить их в виде совокупности нескольких простых (одноша-говых) компетенций. Преобразование компетенций к одношаговым позволяет выделить в компе-тентностной модели дисциплины инвариантные относительно направлений подготовки и профессионально ориентированные компетенции.

Например, для направления обучения 020400.62 Биология определена общекультурная компетенция «ОК-12 - использует основные технические средства в профессиональной деятель-

ности: работает на компьютере и в компьютерных сетях, использует универсальные пакеты прикладных компьютерных программ, создает базы данных на основе ресурсов Интернет, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях». Она преобразуется в три одношаговых компетенции: ИН5, 020400.К1 и 020400.К2.

Компетенция «ИН5 - способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях и корпоративных информационных системах» инвариантна относительно направлений подготовки.

Две другие отражают профессиональную направленность: «020400.К1 - использует основные технические средства в профессиональной деятельности биолога: использует универсальные пакеты прикладных компьютерных программ» и «020400.К2 - использует основные технические средства в профессиональной деятельности: создает базы данных на основе ресурсов Интернет».

Компетентностные модели информатических дисциплин в формате одношаговых компетенций приведены в таблице.

Компетентностные модели информатических дисциплин

080100.62 080200.62 080400.62 080400.62 081100.62 020400.62

Экономика Менеджмент Управление Управление Государственное Биология

персоналом персоналом и муниципальное

управление

Основы Информа- Информа- Информа- Информатика Информатика

информа- ционные ционные ционные и современные

ционных технологии системы системы информацион-

технологий в менеджменте в менеджменте в экономике ные технологии

ИН1 ИН1 ИН1 ИН1 ИН1 ИН1

ИНЗ ИН2 ИН2 ИН2 0811000.К1 ИН2

ИН2 ИНЗ ИН4 ИН4 0811000. К2 ИНЗ

ИН4 ИН4 ИН5 ИН5 0811000. КЗ ИН5

ИН5 ИН5 080200.1 080200.1 0811000. К4 020400. К1

080100.1 080200.1 080200.2 080200.2 0811000. К5 020400. К2

080100.2 080200.2 0811000.1 020400.1

080100.3 080200.3 0811000.2 020400.2

080100.4 0811000.3

<С £

С т

о

ь

к ^

м т н о

Рч

о ^ о о

О Й &

0

1

к

Для оценки уровня сформированное™ компетенции используется понятие «дескриптор компетенции». Дескриптор компетенции-описательная характеристика поведения студента, освоившего определенный уровень компетенции и использующего результаты своего обучения в повседневной жизни и в учебной деятельности. Он отражает уровень подготовленности студента, сумму полученных им знаний и освоенных навыков, его мотивацию к обучению, навыки самообучения, ответственность, пунктуальность. Дескриптор диагностирует способность студента к самообразованию, сформированность его «умения учиться». Спектр значений дескриптора:

1 - понимание инструкций и правил, пошаговое использование инструкций;

2 - репродуктивное использование известных методов решения, воспроизведение методического действия преимущественно по образцу;

3 - продуктивное применение освоенных методов решения: для решения задачи или учебной ситуации студент использует освоенный ранее метод, обосновывает правомочность его применения, анализирует полученный результат, выстраивает причинно-следственные связи, тестирует полученное решение;

4-самостоятельноеуправление процессом выбора метода решения и оценки его эффективности;

5 - рефлексия: студент оценивает эффективность своей деятельности в процессе выполнения задания.

Для описания поведения студента, который не предоставляет решений и / или не приходит на занятия, определяется еще один уровень, описываемый дескриптором: 0 - компетенция не обнаруживается. ИК-компетентность имеет порядковую шкалу измерения, значения дескрипторов упорядочены по номерам.

«

о м

V

к

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ь

1-4

<с «

м с

X

Н

и

щ м

ИК-компетентность формируется поэтапно в процессе освоения информатической дисциплины как единое целое. Сначала студент обучается воспроизводить готовые сценарии решения типовых задач, затем анализировать ситуацию, ставить задачу, отыскивать методы решения, оценивать их корректность и эффективность. На каждом этапе ИК-компетентность является эффективным инструментом обучения. Результаты освоения дисциплины, полученные на предыдущем этапе, студент применяет в качестве инструмента обучения на следующем. По мере повышения ИК-компетентности процесс освоения дисциплины становится эффективнее, формирование компетенций проходите большей интенсивностью.

Предложенная модель ИК-компетентности студента позволяет спроектировать информа-ционно-предметную среду (ИПС), в которой возможно создать необходимые условия для организации учебного процесса с запланированными результатами обучения. ИПС включает интерактивный электронный курс освоения информационной дисциплины, разработанный в системе управления обучением «МОСЮ1_Е» [Андреева, 2012, с. 18-20]. Курс реализует модульно-компетентностный подход в организации образовательного процесса, содержит информационные ресурсы [Андреева, 2009, с. 97-98, Пак; 2006, с. 343-355], контрольные задания и тесты

[Андреева, 2013, с. 206], обеспечивает взаимодействие студентов и преподавателя.

Ритмичность и непрерывность самостоятельной работы студентов способствует повышению ее результативности и эффективности [Полуянов, Пьянкова, 2014, с. 85-86]. Дорожная карта освоения дисциплины отражает обязательные требования к результату обучения, контролирует самостоятельную работу студентов [Шепель, 2012, с. 96]. Студенту предоставляется возможность самому «наполнить» содержанием индивидуальную дорожную карту с учетом своих образовательных потребностей и познавательной самостоятельности. В процессе освоения дисциплины он имеет возможность корректировать ее, возвращаясь к слабо усвоенным темам или выбирая интегрированные задания, охватывающие несколько тем.

Оценка успеваемости студента определяется как накопительная сумма результатов его работы в течение семестра (рис. 1). Вопросы и задания итогового контроля (зачета или экзамена) охватывают весь пройденный материал. Оценка уровня сформированное™ ИК-компетентности - качественная оценка работы студента. Это латентная величина, ее индикаторами служат балльные оценки выполненных практических, самостоятельных и лабораторных работ, контрольных испытаний различного уровня.

о> 5

о 59

Г в

^ р-ав & £

а & Е

О н

¡2 С!

О

III

5 Р

£ Ш

•ш. О А 2

>= I Щ §

& "в •а

I

о

Ё" I

к 2

«

£ ¡Л

£ 2 гм

Ф >13 *

о ь £

а Г

9

II

О

о 2

Результат освоения дисциплины, баллы

■рЗшонныб I уровень

.Пороговый уровень

з а

ш о

Я В

I—I л

Лекции, практические чанятия. самостоятельная работа, консультации, электронное сюу

.шиш

Модуль 1

Модуль!

Модуль Л

Модуль 4

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Рис. 1. План-график учебного процесса

Дескриптор ИК-компетентности определяет необходимые корректирующие сценарии поведения студента, например, редактирование представленных решений или выбор заданий вариативной части курса.

Алгоритм расчета качественной оценки ИК-компетенции разработан на основе метода анализа иерархий (Т. Саати), используется двухуровневая иерархическая модель. Каждый элемент матрицы парных сравнений содержит коэффициент попарного сравнения компетенций по отношению воздействия каждой из них на результат обучения. Сравнение отвечает на вопрос: «Какая из двух компетенций получает больший вектор развития при изучении дисциплины?». Значения коэффициента: 1 - если значимость компетенций одинакова; 3 -умеренное

превосходство первой над второй; 5 - абсолютное. Значения 2 и 4 соответствуют промежуточным оценкам. В симметричных сравнениях коэффициент принимает обратные значения. Относительная значимость каждой компетенции определяется оценкой соответствующего ей элемента собственного вектора матрицы парных сравнений, нормированного к единице [Гречко, 2005, с. 750-751]. Предложенный алгоритм реализован в среде электронных таблиц MS Excel.

Рис. 2 иллюстрирует расчет компонентов вектора приоритетов компетенций для матрицы парных сравнений компетенций направления подготовки 020400 Биология. Отношение согласованности матрицы (9,93 %) не превышает критического значения, что подтверждает непротиворечивость ее построения.

' СЬ ч U1-0"l I -т. ill

4—' Главная Вставка Разметка страницы формулы

Книга! - Microsoft Excel

Данные Рецензирование Вид Разработчик Надстройки

L12 » d» 3 »

С D Е F G н i J к L м N о *

1 Л

2 Размер матрицы: 9,00 /.max: 10,15

3 Случайная согласованность: 1,45 Индекс согласованности (ИС): 0,14 s

4 Отношение согласованности: 9,91%

5

ГМ Оценка

1-1 СМ m iл о" о •-J о О О о о о о о о VI О компонентов вектора

6 S S s: s s о о о О приоритетов

7 ИН1 1,00 3,00 4,00 4,00 4,00 5,00 5,00 5,00 5,00 0,30

3 ИН2 0,33 1,00 4,00 3,00 3,00 5,00 5,00 5,00 5,00 0,22

9 ИНЗ 0,25 0,25 1,00 3,00 3,00 3,00 3,00 3,00 5,00 0,13

10 ИН4 0,25 0,33 0,33 1,00 3,00 2,00 3,00 3,00 5,00 0,10

И ИН5 0,25 0,33 0,33 0,33 1,00 3,00 3,00 3,00 5,00 0,08

12 020400.К1 0,20 0,20 0,33 0,50 0,33 1,00 3,00 3,00 5,00 0,06

13 020400.К2 0,20 0,20 0,33 0,33 0,33 0,33 1,00 3,00 3,00 0,04

14 020400.1 0,20 0,20 0,33 0,33 0,33 0,33 0,33 1,00 3,00 0,03

15 020400.2 0,20 0,20 0,20 0,20 0,20 0,20 0,33 0,33 1,00 0,02

16 Сумма 2,88 5,72 10,87 12,70 15,20 19,87 23,67 26,33 37,00 1,00

17

Готово 1 S !

Рис. 2. Расчет компонентов вектора приоритетов компетенций

Полученная оценка компонентов вектора приоритета определяет оценку уровня сформированное™ ИК-компетентности. В соответствии с ней студент выбирает маршрут продвижения по дорожной карте.

Пусть «балльные» оценки работы студента во втором модуле составляют 100 и 86 баллов (рис. 3). После расчета оценки ИК-компетентности компетенции ИН1 и ИН2 получают качественную оценку - «2 - репродуктивное использование известных методов решения», «1 - понимание инструкций и правил, по-

шаговое использование инструкций». Частноме-тодические задачи второго модуля выполнены, больший вектор развития получили общекультурные компетенции.

Полученные оценки дают наглядное представление о том, для каких компетенций студенту требуется дополнительная работа, в каком объеме требуется применить тот или иной метод развития компетенций. Интерактивная модульно-рейтинговая система тестирования и электронная ведомость ИК-комптентности нацелены на непрерывный, систематический и

О [—

0 X

1

M

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а н

о

о,

<

>•

U О !—

о

U

s

U

Рч

s

¡4

<

я

W

JQ

I

4

с

PQ

я

s

s

w

H

5

CJ

Ph

и

PQ

s

I

>>

О

(—i

S

u w F S

Uh

О

í—* <

W

с

«

S M

H

и

w

PQ

Рис. 3. Оценка уровня сформированности ИК-компетентности

объективный контроль и коррекцию самообразовательной деятельности студентов, способствуют успешности прохождения индивидуаль- 3. ной дорожной карты. Дорожная карта студента определяет индивидуальную траекторию освоения дисциплины - последовательность и сроки выполнения заданий и контрольных мероприятий.

Выводы. Предложенная модель ИК-ком-петентности студента позволяет определить но- 4. вые цели и содержание информатических дисциплин, использовать автоматизированные средства управления учебным процессом. 5.

Совмещение комптентностной модели с модульной структурой представления содержания информатики и наличие комплекса инвариантных и профессионально ориентированных межмодульных заданий позволяют моделировать индивидуальные компетентностно-ориентированные дорожные карты обучения студентов и управлять 6. процессом их реализации.

Библиографический список 7.

1. Андреева Н.М. Инновационный опыт подготовки студентов экономических специально- 8. стей по дисциплине «Информатика»// Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2012. № 2 (20).

С. 18-21.

2. Андреева Н.М. Качественная оценка струк- 9. туры знаний студента и свойств теста // Проблемы теории и практики обучения математике: сб. науч. работ, представленных на Межд. науч. конф. «66 Герценовские чте-

ния» / под ред. В.В. Орлова. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.П. Герцена, 2013. Андреева Н.М. О методической системе обучения информатике студентов экономических специальностей // Материалы V Все-рос. науч.-практ. конф. с межд. участием «Открытое образование: опыт, проблемы, перспективы». Красноярск, 2009, май. Красноярск: ИПК КГПУ, 2009. С. 97-100. Гречко A.B. Онтология метода анализа иерархий Саати // Искусственный интеллект. 2005. № 3. С. 746-757. Курдюков Г.И. О системе контроля знаний студентов педагогических вузов по информатиче-ским дисциплинам средствами дистанционных образовательных технологий // Информатизация образования - 2008: материалы Межд. науч.-метод, конф. (27-30 мая 2008 г.). Славянск-на-Кубани, 2008. С. 302-303. Лапчик М.П. Информатическая математика или математическая информатика? // Информатика и образование. 2008. № 7. С. 3-7. Пак Н.И. Информатика / Краснояр. гос. ун-т. Красноярск, 2006. 357 с. Полуянов В.Б., Пьянкова Ж.А. Применение квалиметрического подхода в оценке самостоятельной работы студентов// Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2014. № 2 (28). С. 84-88. ШепельЭ.В. Инд ивидуальн ыетраектории обучения в структуре госуда рственных стандартов образования//Вестник МГГУ им. М.А.Шолохова. Сер.: Педагогика и психология. 2012. №3(11). С. 95-99.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.