Научная статья на тему 'Модель формирования ценностей межкультурного общения бакалавра вуза'

Модель формирования ценностей межкультурного общения бакалавра вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
134
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛИРОВАНИЕ / МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ОБЩЕНИЕ / БАКАЛАВР / ЦЕННОСТИ / АКСИОЛОГИЯ / MODELING / INTERCULTURAL COMMUNICATION / BACHELOR / VALUES / AXIOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Медведева С. А.

Статья посвящена описанию разработанной модели формирования ценностей межкультурного общения у бакалавров вуза. Автор последовательно объясняет условия, принципы, методы, нашедшие отражение в указанном педагогическом процессе, подчеркивая, что он является целостным и непрерывным, поскольку на каждом этапе решается конкретная задача, а их совокупность достигает поставленной цели формирования аксиологических приоритетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model of Intercultural Communication Values Formation of the University Bachelor

The article describes the developed model of the values formation of intercultural communication of the University bachelors. The author explains the terms, principles, methods, used in the pedagogical process, paying attention that it is complex and continuous, so that at each stage there is a specific task, and the combination of these tasks achieves the formation of the axiological priorities as its purpose.

Текст научной работы на тему «Модель формирования ценностей межкультурного общения бакалавра вуза»

References:

1. Gal'skova N.D. Modern methods of foreign languages teaching /N.D. Gal'skova. - M.: Arti-Glasso, 2000. - 281 p.

2. Golub L. N. The development of communicative competence of the students on the basis of information technologies //Vestnik of education consortium of Central Russian University. Information technology. Electronic journal. 2016. T. 8. № 2(8). P.5-8.

3. Medvedeva S.A. Study of foreign languages by students of the Agrarian University as one of the ways of forming values / Medvedeva S.A. Bulletin of the Bryansk state agricultural Academy, 2016. No. 6 (58). P. 37-42.

4. Medvedeva S.A. Realization of axiological approach in higher education // Higher education today. 2013, №11. P. 61-63.

5. Golub L. N. Development of communicative competence of students at the lessons of foreign language //Topical issues of Economics and agribusiness: a collection of articles of the VIII International scientific-practical conference (March 17, 2017, Bryansk). Part 4. - Bryansk: publishing house of Bryansk state agricultural university, 2017. P. 64-69.

6. Vas'kina T.I., Potsepai S.N., Goven'ko A.M. Innovative technologies in teaching a foreign language in agricultural universities (for example, the use of SANAKO STUDY 1200) / Development of the concept of economic development, organizational models and management systems of APK. Collection of scientific works. Bryansk state agricultural University Educational-Methodical Council of Faculty of Economics.

2015. P. 317-320.

7. Semyshev M. V., Rezunova M. V. Formation of information and communication competence of.future landowner at implementation of new educational standards //The International scientific magazine.

2016. №. 3. P. 82-88.

УДК 378:811.111

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТЕЙ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ОБЩЕНИЯ

БАКАЛАВРА ВУЗА

Model of Intercultural Communication Values Formation of the University Bachelor

Медведева C.A., к.пед.н., доцент кафедры иностранных языков, sve0611@yandex.ru

Medvedeva S.A.

ФГБОУ ВО «Брянский государственный аграрный университет» 243365 Брянская область, Выгоничский район, с. Кокино, ул. Советская, 2а Bryansk State Agrarian University

Реферат. Статья посвящена описанию разработанной модели формирования ценностей межкультурного общения у бакалавров вуза. Автор последовательно объясняет условия, принципы, методы, нашедшие отражение в указанном педагогическом процессе, подчеркивая, что он является целостным и непрерывным, поскольку на каждом этапе решается конкретная задача, а их совокупность достигает поставленной цели - формирования аксиологических приоритетов.

Summary. The article describes the developed model of the values formation of intercultural communication of the University bachelors. The author explains the terms, principles, methods, used in the pedagogical process, paying attention that it is complex and continuous, so that at each stage there is a specific task, and the combination of these tasks achieves the formation of the axiological priorities as its purpose.

Ключевые слова: моделирование, межкультурное общение, бакалавр, ценности, аксиология.

Key words: modeling, intercultural communication, bachelor, values, axiology.

Моделирование является методом исследования, который в настоящий момент получил широкое распространение в разных научных отраслях. Под моделированием понимают воспроизведение характеристик какого-либо объекта на другом объекте, который специально создается для их изучения [3]. По мнению ученых, формирование упрощенных моделей системы представляет собой эффективное средство проверки достоверности и целостности теоретических представлений в различных областях знания.

Моделирование формирования ценностей межкультурного общения бакалавра представляет со-

бой прикладное исследование, поскольку оно ориентировано на практическое использование результатов, в то же самое время, являясь связующим элементом педагогической теории и практики. Главная цель моделирования деятельности - предоставление аргументов для корректировки учебно-воспитательного процесса. Модель деятельности обучающегося дает возможность конкретно его ориентировать, обозначает четкие установки для формирующих процессов подготовки выпускников к профессиональной деятельности. В модели задаются такие характеристики деловой активности, реализация которых в учебном процессе обеспечит необходимый уровень компетенции выпускника [1].

За основу моделирования процесса формирования ценностных доминант межкультурного общения бакалавров мы взяли условную структурную модель, которая, по мнению С.И. Архангельского [2], выражает то или иное предположение о внутреннем строении и связях изучаемого объекта, проявляемое в наблюдаемых фактах.

Раскроем содержание каждого компонента представленной модели (рис. 1) в рамках обозначенного нами направления педагогического процесса. Целью нашей работы является формирование ценностных доминант межкультурного общения при подготовке бакалавров. Достижение этой цели мы считаем возможным через прохождение ряда взаимосвязанных этапов. На начальном этапе студентам, по нашему мнению, важно привить осознание необходимости овладения ценностями межкультурного общения, сформировать мотивацию к их формированию, актуализировать аксиологические приоритеты. Это осуществляется в процессе вводной беседы и последующего анкетирования, выясняющего отношение студентов к правилам общения, делового, речевого этикета, знанию традиций и пр.[5]. Анкета построена таким образом, что перечень вопросов приводит испытуемого к пониманию того, как мало он уделяет внимания культуре общения, изучению родного и иностранного языков. Ответив честно на все вопросы анкеты, студент задумывается о необходимости овладения ценностями коммуникации. Этому также способствует комплексная система кураторских занятий, которую преподаватель начинает реализовывать уже с самого начала обучения студента в вузе.

Рисунок 1 - Модель формирования ценностных доминант межкультурного общения бакалавров

Необходимо подчеркнуть, что качество профессиональной активности обучающегося в значительной мере зависит от того, насколько развит его аксиологический потенциал. В свою очередь, развитие аксиологического потенциала личности любого студента повлечет за собой качественные изменения в ценностном отношении к будущей профессии, к самому себе, к учебной деятельности [6, с. 79, 7].

Процесс формирования ценностей межкультурного общения предполагает коллективную работу исследователя со студентами на протяжении всего первого курса. На тематических кураторских занятиях студенты рассматривают коммуникативные правила, обсуждают этические нормы, учатся адекватной реакции в различных ситуациях общения, разбираются в причинах конфликтов и ищут правильные пути их разрешения [4].

Одновременно с этим формируется ценностное отношение к иностранному языку как средству межкультурной коммуникации. На занятиях по иностранному языку мы предлагаем использовать аксиологическую тематику, что позволяет студентам проводить аналогии при сопоставлении различных культурных и коммуникативных норм, анализировать сходство и различие в правилах общения, а с другой стороны - выделять общечеловеческие ценности, являющиеся базовыми для любой культуры.

Реализация следующего этапа осуществляется в процессе изучения дисциплины по выбору «Введение в теорию межкультурной коммуникации». Здесь предусматривается рассмотрение факторов, влияющих на межкультурное общение, формирование общего представления о культурном многообразии и особенностях некоторых культур, развитие навыков эффективной невербальной коммуникации, анализ ценностного потенциала стилей общения, ознакомление со стратегиями поведения в конфликтных ситуациях и др.

Для анализа эффективности реализуемой программы проводится итоговая диагностика уровней сформированное™ ценностных доминант межкультурного общения, а также ранжирование ценно-

стей с последующим сравнением данных начального и конечного этапов исследования и их статистической обработки.

Заключительным этапом процесса формирования ценностных доминант межкультурного общения при подготовке бакалавров мы считаем развитие у студентов высокой культуры межличностного и межнационального общения, что представляется возможным только при условии духовного и социального развития личности студента, овладении им профессиональными знаниями, умениями, навыками.

Любая модель успешно функционирует при соблюдении определенных условий. В научно-педагогической литературе условия определяются как совокупность мер учебно-воспитательного процесса, которая обеспечивает достижение студентами более высокого уровня деятельности. Таким образом, в контексте нашего исследования, под условиями мы будем понимать взаимосвязанный и взаимодействующий комплекс мер педагогического процесса, который обеспечивает формирование ценностных доминант межкультурного общения бакалавров менеджмента.

Исходя из этого, мы выделили следующие педагогические условия эффективного функционирования модели процесса формирования у бакалавров ценностных доминант межкультурного общения, т.е. требования, предъявляемые к организации учебного процесса, направленного на формирование данных аксиологических приоритетов.

❖ использование доминантного подхода, детерминирующего развитие ценностно-мотивационной сферы и эффективного поведения личности (понимая доминанты как векторы поведения, создающие направленность деятельности человека на поступки определенного рода, мы считаем целесообразным применить данный подход при подготовке будущего выпускника к профессиональной деятельности, усилив ее аксиологическую составляющую);

❖ опора на ценностные доминанты межкультурного общения (социальные - равенство, уважение традиций, толерантность, профессиональные - интеллектуальная автономия, иерархия, свобода от стереотипов, личностные - самостоятельность, конформность, доброта) (выделенные ценностные доминанты межкультурного общения являются необходимыми, так как по роду своей профессиональной деятельности специалистон вступает в контакты с бизнес-партнерами, ценности которых отражают национальную культуру страны и находят воплощение в языке, религии, истории, обычаях, традициях, общепринятых нормах поведения, правилах ведения бизнеса, а, следовательно, во многом определяют поведение человека);

❖ непрерывность и преемственность в наращивании культурного потенциала личности студента (реализация единой цели - формирования ценностных доминант межкультурного общения -подразумевает наличие последовательной цепи учебных задач на всем протяжении обучения в вузе, переходящих друг в друга и обеспечивающих постоянное, объективное и субъективное продвижение студентов вперед на каждом из последовательных временных отрезков);

❖ интериоризация знаний о закономерностях и механизмах искусства общения, его структуре, формах, методах и приемах эффективного взаимодействия (данные знания являются необходимыми, так как умение говорить ярко и убедительно, существенно влияет на профессиональную деятельность человека: повышает уверенность в себе, обращает на себя внимание партнеров по бизнесу, помогает в заключении сделок, учит убедительному общению с клиентами, проведению презентаций, блестящему представлению своей компании, общению с клиентами и пр.);

❖ создание системы педагогического обеспечения процесса формирования ценностных доминант межкультурного общения, включающей современные формы и методы активного и интерактивного обучения (это связано со стремлением активизировать познавательную деятельность студентов, вызывать у учащихся стремление самостоятельно разобраться в сложных профессиональных вопросах, на основе глубокого системного анализа имеющихся факторов, событий выработать оптимальное решение по исследуемой проблеме для реализации его в практической деятельности [8]);

❖ поэтапная реализация программы формирования ценностей межкультурного общения на протяжении всего периода обучения (усвоение знаний, навыков, умений происходит путем интерио-ризации, т.е. поэтапным переходом «материальной» (внешней) деятельности во внутренний умственный план, соответственно, на наш взгляд, будет правильным формировать ценностные доминанты межкультурного общения в течение всего периода подготовки бакалавров, задействуя на каждом этапе различные организационные и содержательные формы и методы).

Содержательный компонент модели представлен ценностными доминантами межкультурного общения, которые мы выделяем, основываясь на анализе психолого-педагогической литературы, мнении испытуемых, рекомендациях привлекаемых к исследованию экспертов и собственной точке зрения, сложившейся в процессе разработки проблемы.

Под деятельностным компонентом разработанной модели мы понимаем систему педагогического обеспечения процесса формирования ценностных доминант межкультурного общения, а именно, методы, средства и формы взаимодействия преподавателя и студентов в едином педагогическом процессе. В нашем исследовании мы использовали как традиционные пассивные методы, так и методы активного и интерактивного обучения.

Говоря о результате всего процесса, описанного в исследовании и представленного в разработанной модели, поясним, что им является сформированность ценностных доминант межкультурного общения бакалавров.

Предложенная нами модель процесса формирования ценностных доминант межкультурного общения у студентов является целостным непрерывным процессом, поскольку ни один из ее этапов, взятый отдельно, не достигает заданной цели. На каждом этапе процесса решается конкретная задача, а их совокупность достигает поставленной цели - формируются аксиологические доминанты межкультурного общения.

Библиографический список

1. Антонова, И. И. Дидактические условия подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства основам менеджмента: дис. ... канд.пед.наук: 13.00.08 / Антонова Ирина Иосифовна. - Комсомольск-на-Амуре, 1999. -176 с.

2. Архангельский, С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы / С. И. Архангельский. - М.: Высшая школа, 1980. - 368 с.

3. Безрукова, В. С. Педагогика: Проективная педагогика / В. С. Безрукова. - Екатеринбург: Издательство «Деловая книга», 1996. — 344 с.

4. Голуб, Л.Н. О проблеме взаимодействия преподавателей и студентов на занятиях иностранного языка / Вестник Брянской государственной сельскохозяйственной академии, 2016. №6 (58). С.182-189.

5. Голуб, Л.Н. Педагогические условия и факторы эффективной адаптации студентов в условиях вуза / Электронный журнал. Вестник образовательного консорциума «Среднерусский университет». Серия: Гуманитарные науки. - 2016. - №8, с.14-16. Режим доступа: http://www.universitys.ru.

6. Медведева, С.А. Ценностные приоритеты современных бакалавров менеджмента на начальном этапе обучения в вузе / Актуальные проблемы педагогики и образования: сборник научных статей XX научно-практической конференции «Актуальные проблемы педагогики и образования» / науч. ред и сост. НА. Асташова. - Брянск: РИО БГУ; 2015. - 232 е., С. 76-80.

7. Медведева С.А. Реализация аксиологического подхода в системе высшего образования // Высшее образование сегодня. 2013, №11. С.61-63.

8. Семышев, М.В., Семышева, В.М. Инновационные подходы к организации обучения психолого-педагогическим дисциплинам / В сборнике: Актуальные проблемы повышения качества подготовки специалистов в вузе Материалы международной научно-практической конференции. 2005. С. 157-160.

References

1. Antonova, I.I. Didactic conditions of training of future teachers of technology and entrepreneur-ship basics of management: dis. kand. of sciences (Education): 13.00.08 / Antonova, Irina Iosifovna. - Kom-somolsk-on-Amur, 1999. -176 p.

2. Arkhangelsky, S.I. Educational process in higher school, its natural bases and methods / S. I. Ar-khangelsky. - M.: Higher school, 1980. - 368 p

3. Bezrukova, S.V. Pedagogy: Projective Pedagogics / V.S. Bezrukova. - Ekaterinburg: Publishing house «Business book», 1996. — 344 p.

4. Golub, L.N. About the Problem of Teacher-Student Interaction in the Foreign Language Classes / Bulletin of Bryansk State Agricultural Academy, 2016. No. 6 (58). P. 182-189.

5. Golub, L.N. Pedagogical conditions and factors of effective adaptation in the conditions of the University / Vestnik of Education Consortium of Central Russian University. Humanitarian Sciences. Electronic journal. - 2016. - No. 8, pp. 14-16. Mode of access: http://www.universitys.ru.

6. Medvedeva, S.A. Value priorities of modern bachelors of management at the initial stage of higher education / Actual problems of pedagogy and education: collection of scientific articles of the XX scientific-practical conference «Actualproblems of pedagogics and education». Ed. and comp. N.A. Astashova. - Bryansk: RIO BSU; 2015. - 232 p., P. 76-80.

7. Medvedeva S.A. Realization of axiological approach in higher education // Higher education today. 2013, №11. P. 61-63.

8. Semishev, M.V., Semisheva, V.M. Innovative approaches to teaching psychological and pedagogical disciplines / Actual problems of improvement of quality of specialists in University. Materials of international scientific-practical conference. 2005. P. 157-160.

УДК 338.984

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

Prospects for the Development of the Economy of the Bryansk Region

Подобай H.B., к.э.н., доцент N. V. Podobai

ФГБОУ ВО «Брянский государственный аграрный университет» 243345 Брянская область, Выгоничский район, с. Кокино, ул. Советская, 2а

Bryansk State Agrarian University

Аннотация. В статье проводится анализ различных секторов экономики Брянской области. Обосновываются основные направления ее развития. Брянской области свойственны большинство параметров и особенностей российской экономики. При этом присутствуют и нюансы, обусловленные спецификой географического положения региона и его природными ресурсами. В связи с этим и реакция на изменения в макроэкономической ситуации отличается от реакции экономик большинства других регионов в пределах имеющихся объективных различий и нюансов.

Summary. The analysis of different economic sectors of the Bryansk region is given in the article. The main directions of its development are substantiated. The Bryansk region is characterized by most of the parameters and characteristics of the Russian economy. At the same time there are nuances, determined by the specific geographical position of the region and its natural resources. In this regard, the reaction to changes in the macroeconomic situation differs from the reactions of the economies of most other regions within the objective differences and nuances.

Ключевые слова: Брянская область, экономическая эффективность, производительность, уровень заработной платы, финансовое положение.

Key words: Bryansk region, economic efficiency, productivity, level of wages, the financial situation.

Брянской области свойственны большинство параметров и особенностей российской экономики. При этом присутствуют и нюансы, обусловленные спецификой географического положения региона и его природными ресурсами. В связи с этим и реакция на изменения в макроэкономической ситуации отличается от реакции экономик большинства других регионов в пределах имеющихся объективных различий и нюансов.

Как и в целом по России, заметный прирост характерен для сельского хозяйства. Область вышла на производство 1,3 млн. т. картофеля, растет производство зерна и мяса. В планах на ближайшие годы выйти на 1,5 млн. т. картофеля и 1,0 млн. т. зерна. При стабильном росте мирового потребления зерна и его экспорта увеличение производства в Брянской области может быть (до определенного уровня) экономически оправданным [2, с. 19-20; 10, с. 21-25].

Определить, какой объем производства считать приемлемым, возможно только после преодоления имеющей место экономической турбулентности и стабилизации основных макроэкономических и ценовых параметров и пропорций. Но ожидать чрезмерно больших перспектив не следует, поскольку потенциально себестоимость производства зерна в Брянской области на 10-15% выше, чем в черноземных областях [8, с. 33-34; 4, с. 127-131].

Негативным образом это обстоятельство отражается и на перспективах дальнейшего увеличения производства мяса, которое требует слишком больших объемов субсидирования со стороны государства. В противном случае, уже ощущаемый производителями кризис перепроизводства и усиливающаяся межрегиональная конкуренция не оставляют мясной отрасли АПК Брянской области шансов на успех в долгосрочной перспективе [12, с. 84-90; 9, с. 31-33].

Что касается увеличения производства картофеля, то его временное перепроизводство в России не должно служить препятствием для наращивания объемов производства в Брянской области. Это обусловлено тем, что условия региона позволяют получать стабильно высокие урожаи этой культуры при наименьшей по стране себестоимости производства [6, с. 383-385].

Наиболее отрицательно кризис отразился на транспорте и сфере его обслуживания. На протя-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.