УДК 378.1
О. А. Воскрекасенко
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТИВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА
Аннотация. Раскрывается сущность ключевого понятия «социальная адаптивность будущих педагогов». С целью выявления основных направлений организации и осуществления целенаправленной педагогической деятельности по ее формированию выделяются структурные компоненты социальной адаптивности будущих педагогов. Основное внимание уделяется содержательной характеристике разработанной автором модели формирования социальной адаптивности будущих педагогов в образовательном процессе вуза. В соответствии с положениями теории целостного педагогического процесса модель включает в себя целевой (цель, задачи, ведущие принципы), содержательный (основные направления и содержание деятельности субъектов образовательного процесса), операционно-деятельностный (формы, методы, приемы и средства) и оценочно-результативный (критерии, показатели, уровни и результат) блоки. Особое место занимает характеристика выделенных на основе системного, личностно-деятельностного, компетентностного и гендерного подходов принципов формирования социальной адаптивности будущих педагогов, а также педагогических условий эффективной реализации разработанной модели. Предложенная модель формирования социальной адаптивности будущих педагогов в образовательном процессе вуза может стать основой практического решения социально-педагогической проблемы развития адаптационных способностей специалистов педагогического профиля.
Ключевые слова: социальная адаптивность, будущий педагог, модель, образовательный процесс.
O. A. Voskrekasenko
MODEL OF SOCIAL ADAPTABILITY FORMATION OF FUTURE TEACHERS IN EDUCATION PROCESS IN A UNIVERSITY
Abstract. The article discloses the essence of the key notion - «social adaptivity of future teachers ». In order to reveal the main ways of organization and implementation of purposeful pedagogical activity for its formation the author singles out structural components of social adaptivity of future teachers. Special attention is paid to the content characteristics of the developed model of social adaptivity of future teachers in the university educational process. In accordance with pedagogical process integrity theory theses this model includes target (aim, tasks , main principles), substantial (main ways and content of activity of educational process sub-jects),operational and active (forms, methods, devices and means) and value effective (criterions, indices, levels and the result) blocks. Special place is taken by characteristics, singled out on the basis of system, personal activity, competent, gender approaches of the principles of future teachers’ social adaptivity formation, as well as pedagogical conditions of effective realization of the developed model. The proposed model of future teachers’ social adaptivity formation in the university educational process can become the base for practical solution to the social - pedagogical problem of pedagogical specialists’ adaptation abilities development.
Key words: social adaptability, future teacher, model, educational process.
Мобильность современной социокультурной ситуации ставит перед системой высшего педагогического образования задачу профессиональной подготовки специалистов, способных быстро адаптироваться и содействовать успешной адаптации учащихся, а также готовых к творческому решению проблем и работе в команде на основе коммуникации позитивного типа и принципа социальной ответственности. В этой связи формирование у будущего педагога набора ключевых компетенций должно включать, помимо сугубо профессиональных знаний и умений, способность адаптироваться к новым ситуациям - социальную адаптивность.
Под социальной адаптивностью будущего педагога нами понимается интегративная характеристика личности, выступающая внутренним условием ее успешной социализации и отражающая способность к выбору стратегий адаптации, отвечающих потребностям личности и оптимизирующих взаимодействие с социальной средой [1]. Стратегии адаптации - это осознанные и неосознанные, регулярные или случайные действия (бездействия), обеспечивающие личности субъективно воспринимаемое, объективно складывающееся состояние адаптированности [2, с. 40].
На осуществление студентами - будущими педагогами выбора стратегий адаптации оказывает влияние целый комплекс внешних (связанных с особенностями среды) и внутренних (связанных с особенностями личности как субъекта адаптации) факторов. Особую роль играют внутренние, определяющие эффективность осуществляемого выбора стратегий адаптации и составляющие структуру социальной адаптивности личности, факторы.
В структуре социальной адаптивности будущих педагогов как интегративной личностной характеристики нами выделены мотивационно-ценностный, когнитивный и деятельностно-практический компоненты. Мотивационно-ценностный компонент включает: ценностные ориентации личности (моральную нормативность); мотивацию на успех в ситуации адаптации; установку на активное изменение своего положения в адаптационной ситуации. В ряду важнейших составляющих когнитивного компонента выступают: система знаний и представлений личности о себе как субъекте адаптационного процесса; представления об основных закономерностях протекания процесса адаптации; знания о существующих приемах и способах адаптации в новых условиях; знания правил эффективного общения и поведения в конфликтной ситуации. Деятельностно-практический компонент социальной адаптивности включает в себя: навыки саморегуляции психоэмоционального состояния в стрессовой ситуации; умения действовать в ситуации выбора и целенаправленно строить модель своего поведения в ситуации адаптации; владение техникой эффективного общения и разрешения конфликтной ситуации.
Целенаправленное развитие социальной адаптивности будущих педагогов возможно через формирование ее компонентов. Эффективность данного процесса во многом определяется разработанностью его модели. В этой связи нами предложена модель формирования социальной адаптивности будущих педагогов в образовательном процессе вуза.
Модель, по определению Н. М. Борытко, - это «мысленно представленная или материально реализованная система, воспроизводящая некоторые существенные свойства системы-оригинала в таком отношении замещения и сходства, что исследование ее служит опосредованным способом получения знания об оригинале» [3, с. 228]. Структурно, в соответствии с основны-
ми положениями теории целостного педагогического процесса, модель формирования социальной адаптивности будущих педагогов в образовательном процессе вуза включает в себя целевой (цель, задачи, ведущие принципы), содержательный (основные направления и содержание деятельности субъектов образовательного процесса), операционно-деятельностный (формы, методы, приемы и средства) и оценочно-результативный (критерии, показатели, уровни и результат) блоки.
Цель как идеальное предвосхищение результата, на достижение которого направлена педагогическая деятельность, выступает в качестве системообразующего фактора, обуславливающего взаимосвязь и взаимодействие всех компонентов как внутри отдельных блоков, так и всей модели в целом, их подчиненность конечному результату. Потребность общества в компе-тентностных специалистах педагогического профиля, способных к социальной адаптации и самореализации, с одной стороны, и потребность студентов -будущих педагогов в успешной социальной адаптации как условии их успешной личностной и профессиональной самореализации - с другой, обусловили постановку в качестве цели - формирование социальной адаптивности будущих педагогов.
Достижение поставленной цели осуществляется через решение группы педагогических задач. В качестве задач как результата осознания педагогом цели воспитания, а также условий и способов ее реализации на практике выступают формирование мотивационно-ценностного, когнитивного и деятельностно-практического компонентов социальной адаптивности.
Возможность достижения поставленной цели и задач определяется реализацией ряда принципов как системы исходных требований, норм к процессу воспитания и обучения, выполнение которых обеспечивает их эффективность. Принципы, определяющие эффективность формирования социальной адаптивности будущих педагогов, сформулированы на основе системного, личностно-деятельностного, компетентностного и гендерного подходов.
Так, формирование социальной адаптивности будущих педагогов на основе системного подхода, представляющего собой «комплексное изучение объекта как единого целого с позиции взаимосвязанности всех его элементов, изучения каждого элемента системы в общем процессе функционирования и развития, влияния общесистемных качеств на элемент целого», строится на принципах целостности, комплексности и развития [4, с. 52].
Принцип целостности предполагает, с одной стороны, ориентацию в ходе развития адаптационных способностей будущих педагогов на социальную адаптивность как интегративную характеристику личности, состоящую из взаимосвязанных и взаимозависимых компонентов, с другой - понимание образовательного процесса в учреждении высшего профессионального образования как целостной системы с определенной структурой, в которой каждый элемент выполняет свою функцию в решении поставленных задач формирования компонентов социальной адаптивности, а движение каждого элемента подчинено достижению цели развития социальной адаптивности будущего педагога в целом.
Принцип комплексного подхода к формированию социальной адаптивности будущих педагогов охватывает все стороны образовательного процесса и предполагает: учет при организации педагогического взаимодействия комплекса внутренних (субъективных) и внешних (средовых) факторов, оказы-
вающих влияние на развитие адаптационных способностей личности студента; единство целей, принципов, содержания, форм и методов, подчиненное идее целостности формирования личности; преемственность, взаимодействие и согласованность деятельности профессорско-преподавательского состава, кураторов, практических психологов и администрации.
В свою очередь принцип развития предполагает учет в ходе формирования социальной адаптивности будущих педагогов заложенной в них способности к развитию и самоизменению. В этой связи педагогическое взаимодействие в процессе развития социальной адаптивности должно быть направлено на стимулирование у студентов - будущих педагогов потребности в самопознании, самосовершенствовании и самореализации в адаптационном процессе.
В ходе развития социальной адаптивности будущих педагогов, помимо принципов системного подхода, целесообразно использование принципов компетентностного подхода. Понимание компетентностного подхода как совокупности общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов с целью развития у обучающихся способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является их собственный опыт, позволяет использовать в качестве принципов формирования социальной адаптивности будущих педагогов: принцип конкурентоспособности, принцип проблемности и социального закаливания.
Принцип конкурентоспособности предполагает формирование в ходе профессиональной подготовки будущих педагогов профессиональной и личностной составляющих, а также создание условий для их максимального личностного развития. В этой связи развитие социальной адаптивности студентов - будущих педагогов, отражающей способность личности к выбору стратегий адаптации, отвечающих потребностям личности и оптимизирующих взаимодействие с социальной средой, создает им конкурентные преимущества в будущей профессиональной деятельности и сфере межличностных отношений.
В ходе формирования социальной адаптивности будущих педагогов с позиции принципа проблемности: во-первых, содержание образования рассматривается как дидактически адаптированный социальный опыт решения широкого спектра профессиональных, а также познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем; во-вторых, смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования этого опыта через соответствующие формы и методы обучения и воспитания; в-третьих, внимание акцентируется на результате образования как способности человека действовать в различных проблемных ситуациях.
В тесной взаимосвязи с принципом проблемности находится принцип социального закаливания. Он ориентирует педагога на включение студентов в морально-профессиональные ситуации, выход из которых предполагает волевое усилие, использование различных способов разрешений противоречий, что способствует приобретению студентами - будущими педагогами социального иммунитета, развитию у них рефлексивной позиции.
Помимо принципов системного подхода, формирование социальной адаптивности будущих педагогов строится на основе принципов личностно-
деятельностного подхода. Личностно-деятельностный подход включает в себя идеи и принципы деятельностного и личностно-ориентированного подходов. Деятельностный подход - это подход, согласно которому основой, средством и решающим условием развития личности является деятельность, личность признается как продукт общественно-исторического развития и носителя определенной культуры [5, с. 55]. В свою очередь личностно-ориентированный подход определяется в научной литературе как методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности обучающегося, развития его неповторимой индивидуальности [6, с. 7]. В соответствии с основными положениями личностно-деятельностного подхода формирование социальной адаптивности будущих педагогов строится на основе принципов: субъектности, самоактуализации, индивидуальности и выбора.
Принцип субъектности предполагает построение педагогического взаимодействия на основе субъект-субъектных отношений с обучающимся, отношение к нему как к субъекту собственной жизнедеятельности и общения, способному к целеполаганию, проявлению целенаправленной активности, осуществлению выбора способов деятельности. В соответствии с принципом субъектности педагог организует развитие социальной адаптивности студентов - будущих педагогов таким образом, чтобы формирование когнитивного компонента происходило путем актуализации и обогащения субъектного опыта обучающихся, а формирование мотивационно-ценностного компонента - через создание ситуации выбора.
В соответствии с принципом самоактуализации развитие социальной адаптивности будущих педагогов рассматривается как внутренне детерминированный процесс и обусловлено заложенной в каждом человеке потребностью в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных, физических и в том числе адаптационных способностей. В этой связи деятельность педагога направлена на побуждение и поддержку стремления студентов - будущих педагогов к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей, на создание условий для их саморазвития и самореализации.
Учет принципа индивидуальности в ходе педагогического сопровождения развития социальной адаптивности будущих педагогов предполагает создание условий, способствующих становлению и проявлению индивидуальности обучающихся, формированию у них индивидуального стиля адаптационной деятельности.
Принцип выбора как условие развитие индивидуальности и субъектно-сти обучающихся в ходе развития социальной адаптивности будущих педагогов актуализирует необходимость наделения их реальными правами и возможностями в выборе уровня освоения образовательной программы, темпа учебной деятельности, заданий и способов их выполнения.
Наряду с принципами личностно-деятельностного подхода, в процессе формирования социальной адаптивности будущих педагогов реализуются принципы гендерного подхода, призванного обеспечивать и поддерживать процессы гендерного самопознания, самостроительства и самореализации личности обучающегося [7]. Среди них выделяют: общепедагогические (при-
родосообразности и культуросообразности) и собственно гендерные (эгалитаризма и гендерного равновесия) принципы.
Реализация принципа природосообразности в процессе формирования социальной адаптивности предписывает педагогу учитывать как возрастные, так и гендерные особенности студентов - будущих педагогов, а также учитывать их в ходе организации педагогического взаимодействия и создавать условия для развития индивидуальности обучающихся, не стремясь переделать ее под во многом устаревшие и препятствующие успешной социальной адаптации идеалы фемининности и маскулинности.
Принцип культуросообразности, применительно к формированию социальной адаптивности, означает, что культурное ядро содержания образования должны составлять универсальные общечеловеческие, общенациональные и региональные ценности, а отношение к обучающемуся должно быть как к свободной, целостной личности, способной по мере своего культурного развития к самостоятельному выбору ценностей, выступающих для нее в качестве ориентира в процессе выбора стратегий адаптации.
Принцип эгалитаризма проявляется в направленности на равенство полов (в правах, возможностях, проявлении лидерства во взаимодействии и др.) в разнообразных сферах жизнедеятельности. В ходе педагогического сопровождения развития социальной адаптивности будущих педагогов данный принцип необходимо рассматривать как естественную модель человеческих отношений в обществе.
Принцип гендерного равновесия, применительно к проблеме развития социальной адаптивности будущих педагогов, означает что в образовательном учреждении в преподавательском составе должно быть, с одной стороны, примерно равное количество женщин и мужчин - педагогов, которые своим каждодневным поведением представляют эталонный вариант гендерного поведения в обществе, с другой - разнополый состав групп для проведения коллективных и групповых форм работы со студентами.
В соответствии с вышеназванными целью, задачами и принципами выстраивается содержательный блок модели. Он включает в себя основные направления деятельности по формированию социальной адаптивности будущих педагогов: формирование мотивационно-ценностного компонента социальной адаптивности (системы мотивов деятельности и эмоционально-ценностных отношений в ситуации адаптации); формирование когнитивного компонента социальной адаптивности (системы адаптационных знаний); формирование деятельностно-практического компонента социальной адаптивности (опыта использования знаний в адаптационной ситуации). Целенаправленная педагогическая деятельность по формированию этих компонентов в образовательном процессе вуза осуществляется на основе: программ учебных курсов «Педагогика» и «Психология»; программы курса по выбору «Развитие адаптационных способностей обучающихся а учреждениях общего и профессионального образования»; программы педагогической практики; программы «Педагогическое сопровождение адаптации обучающихся к образовательному процессу вуза»; программы тренинговых занятий «Тренинг адаптивности» [8, 9].
Операционно-деятельностный блок модели формирования социальной адаптивности будущих педагогов включает в себя основные формы работы, методы и средства. В ходе деятельности по формированию социальной адап-
тивности будущих педагогов используются как формы организации обучения, так и формы воспитательной работы, выражающие «внешнюю» сторону процесса обучения и воспитания, обусловленную содержанием, методами, приемами, средствами, видами деятельности, особенностями взаимодействия педагога и обучающихся. Среди форм, использование которых наиболее целесообразно в ходе развития социальной адаптивности, можно назвать следующие: лекции, семинары, курс по выбору, самостоятельная работа студентов, педагогическая практика, индивидуальные и микрогрупповые консультации, кураторские часы, тренинговые занятия, дебаты, конкурсы, видеоконференции, круглые столы, деловые и ролевые игры и др.
В качестве методов как способов взаимосвязанной деятельности педагогов и обучающихся, используемых в процессе формирования социальной адаптивности студентов - будущих педагогов, выступают: метод проектов, метод проблемного изложения материала, кейс-метод, решение педагогических задач, создание ситуации успеха и неуспеха, создание ситуации выбора, проективный рисунок, моральная дилемма, упражнения, аутотренинг, творческая визуализация, дискуссия, музыкотерапия и др.
Помимо форм и методов, операционно-деятельностный блок модели включает в себя и целый ряд педагогических средств, т.е. предметов материальной и духовной культуры, используемых педагогом для решения задачи формирования социальной адаптивности будущих педагогов. В качестве последних в образовательном процессе вуза целесообразно использование: словесных (речь преподавателя, куратора, практического психолога), наглядных (наглядные пособия, видеофильмы, диаграммы, гистограммы, графики), дидактических (учебные планы, рабочие программы, учебно-методические материалы учебных дисциплин), технических (звуковые, телекоммуникационные, мультимедийные) и других средств.
Оценочно-результативный блок модели формирования социальной адаптивности будущих педагогов в образовательном процессе вуза включает в себя: критерии, показатели и уровни сформированности социальной адаптивности студентов - будущих педагогов. Критерии как ключевые признаки наблюдаемого объекта позволяют осуществить его оценку. В соответствии со структурой социальной адаптивности в качестве критериев развития социальной адаптивности будущих педагогов нами выделены: мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностно-практический. Каждый критерий в свою очередь разбит на показатели, т.е. измеряемые характеристики какой-то одной стороны «ключевого» признака (критерия) изучаемого объекта, дающие количественную или качественную информацию о его конкретном свойстве. Так, мотивационно-ценностный критерий включает в себя: ценностные ориентации личности (моральную нормативность); мотивацию на успех в ситуации адаптации; установку на активное изменение своего положения в адаптационной ситуации (поисковая активность). Когнитивный критерий разбит на такие показатели, как: система знаний и представлений личности о себе как субъекте адаптационного процесса; представления об основных закономерностях протекания процесса адаптации, знания о существующих приемах и способах адаптации в новых условиях; знания правил эффективного общения и поведения в конфликтной ситуации. Деятельностно-практический критерий представлен следующими показателями: навыки саморегуляции психоэмоционального состояния в стрессовой ситуации; умение
действовать в ситуации выбора и целенаправленно строить модель своего поведения в ситуации адаптации; владение техникой общения и разрешения конфликтной ситуации.
Перечисленные выше критерии и показатели позволили выделить и охарактеризовать уровни сформированности социальной адаптивности будущих педагогов: низкий, средний и высокий. Так, низкий уровень социальной адаптивности будущих педагогов характеризуется тем, что у обучающихся слабо выражена ориентация на существующие в обществе нормы и правила поведения, отсутствуют действенные мотивы и общая установка на активное изменение своего положения, осознанный ответственный выбор адаптационных стратегий. У данных студентов не сформировано адекватное представление о себе как субъекте адаптационного процесса, присутствуют лишь фрагментарно-стереотипные представления о существующих стратегиях адаптации в обществе, а также существует слабое знание норм и правил эффективного социально-профессионального общения и поведения в конфликтной ситуации. Студентов - будущих педагогов с низким уровнем социальной адаптивности отличает несформированность навыков саморегуляции психоэмоционального состояния в стрессовой ситуации и умения действовать в ситуации выбора и целенаправленно строить модель своего поведения. Данные студенты не владеют техникой социально-профессионального общения и разрешения конфликтных ситуаций.
Студентов - будущих педагогов со средним уровнем социальной адаптивности характеризуют достаточная ориентация на существующие в обществе нормы и правила поведения, внешняя мотивация и неустойчивость установки на активное изменение своего положения, осознанный ответственный выбор стратегий адаптации в обществе. Для них характерно адекватное представление о себе как субъекте адаптационного процесса, наличие общих представлений о существующих стратегиях адаптации в обществе, знание основных норм и правил эффективного социально-профессионального общения и поведения в конфликтной ситуации. У студентов - будущих педагогов со средним уровнем социальной адаптивности в достаточной степени сформированные навыки саморегуляции психоэмоционального состояния в стрессовой ситуации, умения действовать в ситуации выбора и целенаправленно строить модель своего поведения сочетаются с поверхностным уровнем владения техникой социально-профессионального общения и разрешения конфликтов.
Высокий уровень социальной адаптивности будущих педагогов характеризуется тем, что у обучающихся ярко выражена готовность следовать существующим в обществе нормам и правилам поведения, сформированы действенные мотивы и устойчивая установка на активное изменение своего положения, осознанный ответственный выбор стратегий адаптации в обществе. Глубокое знание особенностей собственной личности как субъекта адаптационного процесса сочетается с системой научных знаний о существующих стратегиях адаптации в обществе, нормах и правилах эффективного социально-профессионального общения и поведения в конфликтной ситуации. Для студентов - будущих педагогов данной группы характерно системное владение навыками саморегуляции психоэмоционального состояния в стрессовой ситуации, умение действовать в ситуации выбора и целенаправленно строить
модель своего поведения, а также профессиональное владение техникой эффективного социально-профессионального общения и разрешения конфликтов.
В качестве ожидаемого результата реализации разработанной нами модели выступает будущий педагог с уровнем социальной адаптивности, достаточным для успешной социальной адаптации как условия его личностной и профессиональной самореализации.
Для достижения данного результата необходимо соблюдение следующих педагогических условий: комплексность воздействия на группу объективных и субъективных факторов; стимулирование субъектной позиции будущих педагогов; организация педагогического взаимодействия на основе личностно-ориентированного подхода; учет педагогического потенциала вуза как социокультурной образовательной среды; учет половозрастных и индивидуальных особенностей адаптации студентов; координация усилий профессорско-преподавательского состава, кураторов, практических психологов и администрации.
Реализация предложенной модели формирования социальной адаптивности будущих педагогов в образовательном процессе вуза может стать основой практического решения социально-педагогической проблемы развития адаптационных способностей специалистов педагогического профиля.
Список литературы
1. Воскрекасенко, О. А. Социальная адаптивность будущего педагога: структура и основные направления развития / О. А. Воскрекасенко // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2012. - № 6. - С. 7-14.
2. Ро мм, М. В. Адаптация личности в социуме: теоретико-методологический аспект : моногр. / М. В. Ромм. - Новосибирск : Наука, Сибирская издательская фирма РАН, 2002. - 275 с.
3. Борытко, Н. М. Диагностическая деятельность педагога : учеб. пособие / Н. М. Борытко. - М. : Академия, 2008. - 288 с.
4. Педагогический словарь : учеб. пособие / под ред. В. И. Загвязинского, А. Ф. Закировой. - М. : Академия, 2008. - 352 с.
5. Общая и профессиональная педагогика : учеб. пособие / под ред. В. Д. Симоненко. - М. : Вентана-Граф, 2006. - 368 с.
6. Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование / под ред. Е. Н. Степанова. - М. : ТЦ Сфера, 2004. - 128 с.
7. Каменская, Е. Н. Гендерный подход в педагогике : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Каменская Е. Н. - Ростов н/Д, 2006. - 36 с.
8. Сергеева, С. В. Основные направления педагогического сопровождения адаптации студентов-первокурсников к образовательному процессу вуза / С. В. Сергеева, О. А. Воскрекасенко // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2008. - № 3 (7). - С. 137-144.
9. Воскрекасенко, О. А. Тренинговые занятия как эффективная форма развития адаптационных способностей обучающихся в вузах / О. А. Воскрекасенко // Вестник НовГУ. - 2010. - № 58. - С. 4-7.
References
1. Voskrekasenko O. A. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo uni-versiteta [Bulletin of Chelyabinsk State Pedagogical University]. 2012, no. 6, pp. 7-14.
2. Romm M. V. Adaptatsiya lichnosti v sotsiume: teoretiko-metodologicheskiy aspekt: monogr. [Adaptation of personality in society: theoretical-methodological aspect: monograph]. Novosibirsk: Nauka, Sibirskaya izdatel'skaya firma RAN, 2002, 275 p.
3. Borytko N. M. Diagnosticheskaya deyatel’nost’ pedagoga: ucheb. posobie [Diagnostic activity of teachers: tutorial]. Moscow: Akademiya, 2008, 288 p.
4. Pedagogicheskiy slovar’: ucheb. posobie [Pedagogical dictionary: tutorial]. Ed. V. I. Za-gvyazinskogo, A. F. Zakirovoy. Moscow: Akademiya, 2008, 352 p.
5. Obshchaya i professional’naya pedagogika: ucheb. posobie [General and professional pedagogy: tutorial]. Ed. V. D. Simonenko. Moscow: Ventana-Graf, 2006, 368 p.
6. Lichnostno-orientirovannyy podkhod v rabote pedagoga: razrabotka i ispol’zovanie [Personality oriented approach to teacher’s work: development and usage]. Ed. E. N. Stepanova. Moscow: TTs Sfera, 2004, 128 p.
7. Kamenskaya E. N. Gendernyy podkhod v pedagogike: avtoref dis. ... d-ra ped. nauk [Gender approach to pedagogy: author’s abstract of the dissertation to apply for the degree of the doctor of pedagogical sciences]. Rostov-on-Don, 2006, 36 p.
8. Sergeeva S. V., Voskrekasenko O. A. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povol-zhskiy region. Gumanitarnye nauki [University proceedings. Volga region. Humanities]. 2008, no. 3 (7), pp. 137-144.
9. Voskrekasenko O. A. Vestnik NovGU [Bulletin of NovSU]. 2010, no. 58, pp. 4-7.
Воскрекасенко Ольга Александровна кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики, Педагогический институт им. В. Г. Белинского, Пензенский государственный университет
(г. Пенза, ул. Красная, 40)
Voskrekasenko Ol'ga Aleksandrovna Candidate of pedagogical sciences, associate professor, sub-department of pedagogy, Pedagogical Institute named after V. G. Belinsky, Penza State University (Penza, 40 Krasnaya str.)
E-mail: voskr99@rambler.ru
УДК 37S.1 Воскрекасенко, О. А.
Модель формирования социальной адаптивности будущих педагогов в образовательном процессе вуза I О. А. Воскрекасенко II Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. -2013. - № 2 (2б). - С. 1S6-195.