_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2015 ISSN 2410-700Х_
УДК 378
Воскрекасенко Ольга Александровна
канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики ПГУ
г. Пенза, РФ E-mail: voskr99@rambler.ru
ДЕЯТЕЛЬНОСТНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ В СТРУКТУРЕ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
Аннотация
В статье представлены характеристика деятельностно-практического компонента социальной адаптивности обучающихся, а также основные пути его формирования в высшей школе.
Ключевые слова Адаптация, социальная адаптивность, обучающиеся, высшая школа
Необходимость установления новых социальных связей и отношений, а также нахождения своего места в быстро меняющемся социуме выступают в качестве одной из ключевых задач, встающих перед выпускниками высшей школы. В этой связи учреждение высшего профессионального образования, как институциональный механизм социализации, призвано формировать у обучающихся способность к адаптации в условиях современного социума - социальную адаптивность.
Под социальной адаптивностью обучающихся нами понимается интегративная характеристика личности, выступающая внутренним условием её успешной социализации и отражающая способность к выбору стратегий адаптации, отвечающих потребностям личности и оптимизирующих взаимодействие с социальной средой [1, с.7]. Являясь сложной интегративной характеристикой, социальная адаптивность структурно представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых компонентов: мотивационно-ценностного, когнитивного и деятельностно-практического. Мотивационно-ценностный компонент включает в себя: ценностные ориентации (моральную нормативность); мотивацию на успех в ситуации адаптации; установку на активное изменение своего положения в адаптационной ситуации. В ряду важнейших составляющих когнитивного компонента выступают: система знаний и представлений о себе как субъекте адаптационного процесса; представления об основных закономерностях протекания процесса адаптации; знания о существующих приёмах и способах адаптации в новых условиях; знания правил эффективного общения и поведения в конфликтной ситуации.
При всей значимости конитивного и мотивационно-ценностного компонентов, для успешной адаптации недостаточно лишь одних знаний, социально-ценностных отношений, установок и убеждений. Необходимо наличие определённых умений и навыков, позволяющих успешно справляться с жизненными трудностями, эффективно разрешать адаптационные ситуации, что составляет содержание деятельностно-практического компонента социальной адаптивности. Он включает в себя: навыки саморегуляции психоэмоционального состояния в стрессовой ситуации; умения действовать в ситуации выбора и целенаправленно строить модель своего поведения в ситуации адаптации; владение техникой эффективного общения и разрешения конфликтной ситуации. Что и составляет содержание целенаправленной деятельности по формированию деятельностно-практического компонента в структуре социальной адаптивности обучающихся в высшей школе.
Определяющую роль в формировании у студентов навыков саморегуляции психофизического состояния в стрессовой ситуации играет тренинг коррекции эмоциональной сферы [2]. Он включает в себя: релаксационную тренировку; аутогенную тренировку; десенсибилизацию; реактивную релаксацию; медитацию; частные способы регуляции эмоционального состояния (например, использование дыхательных упражнений, психическая регуляция, использование «защитных механизмов», изменение направленности
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2015 ISSN 2410-700Х_
сознания) и др. На занятиях тренинговой группы используются такие упражнения как «Антистресс», «Настроение», «Волевое дыхание», «Выдыхание усталости», «Успокаивающее дыхание», «Дерево», «Игра с тревогой», «Работа с негативными состояниями», «Аутогенная тренировка для начинающих» и др. Выполнение упражнений позволяет снять состояние напряжённости, тревожности и стресса у обучающихся, но главное - сформировать у них умения и навыки саморегуляции своего психофизического состояния в адаптационной ситуации.
Аналогичным образом целям практического овладения обучающимися техникой эффективного общения и разрешения конфликтной ситуации служит тренинг развития коммуникативных способностей [2]. Упражнения, используемые на тренинговых занятиях способствуют формированию коммуникативных способностей студентов как одного из важнейших внутренних факторов их успешной адаптации в коллективе. В ряду таких упражнений: «Самооценка коммуникативных умений и навыков», «Правила эффективного общения», « Контакт», «Выход из контакта», «Устройство на работу», «Испорченный телефон», «Дискуссия», «Желание», «Конфликт нападающего и защищающегося», «Домашняя педагогика», «Иван Иванович», «Мой враг - друг мой», «Резервуар» и др. Использование данного комплекса упражнений позволяет решать задачи: развития коммуникативных умений и навыков (вербальных и невербальных) обучающихся; расширения их возможностей установления контакта в различных ситуациях общения; формирования умений и навыков вступления и выхода из контакта; овладение студентами техникой активного слушания; развитие у них навыков непредвзятого оценивания позиций сторон в конфликтных ситуациях и обучения методам нахождения решений в конфликтных ситуациях.
Помимо навыков саморегуляции психоэмоционального состояния и владения техникой эффективного общения и разрешения конфликтной ситуации, важное место в структуре деятельностно-практического компонента социальной адаптивности обучающихся занимает их умение действовать в ситуации выбора и целенаправленно строить модель своего поведения в ситуации адаптации. В этой связи особая роль в технологическом инструментарии формирования деятельностно-практического компонента социальной адаптивности занимает создание ситуации выбора.
Под ситуацией выбора понимается «совокупность обстоятельств внешнего мира и внутреннего состояния человека, на фоне которого актуализируется необходимость поиска и предпочтения одной из скрытых или явных альтернатив» [3, с. 34]. На сегодняшний день наиболее разработанным является понятие выбора профессионального, морального, межличностного и личностного. В ходе формирования деятельностно-практического компонента социальной адаптивности целесообразно использовать все виды выбора. Любая ситуация выбора при правильном построении оказывает развивающее влияние на личность обучающегося, способствуя формированию позиции субъекта адаптационной деятельности. Вместе с тем, педагогический потенциал ситуации выбора раскрывается только при соблюдении целого ряда требований (Т.В. Машарова) [3]. Во-первых, данные ситуации должны находиться в зоне ближайшего развития обучающихся и затрагивать сферу их актуальных потребностей и интересов. Во-вторых, ситуации выбора должны постепенно включаться в систему жизнедеятельности обучающегося по мере развития у него субъектных способностей, умений самостоятельно определять цель и средства её достижения, нести ответственность за полученный результат. В-третьих, основанием для расширения свободы выбора должна быть успешность деятельности. В-четвёртых, педагог должен учитывать, что недостаточная сформированность качеств субъекта деятельности делает педагога и обучающегося неравными в ситуации выбора в плане ответственности за результаты деятельности, что требует продуманности механизма защиты его от собственных ошибок.
Особое место в формировании социально-ценностных ориентаций, выступающих в качестве нравственного индикатора в ситуации выбора адаптационных стратегий, является создание ситуации нравственного (морального) выбора. Создание ситуации нравственного выбора - это метод воспитания, направленный на разрешение ситуации, содержащей нравственную проблему, которая ставит обучающихся перед моральным выбором. Обучающийся, разрешая ситуацию, должен исследовать её нравственную
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»
№9/2015
ISSN 2410-700Х
природу и сделать выбор, приняв ответственное взвешенное решение. В этом случае создание ситуации морального выбора будет способствовать формированию у обучающихся социально-ценностных ориентаций и убеждений, выступающих в качестве нравственного основания выбора в ситуации адаптации.
Таким образом, деятельностно-практический компонент социальной адаптивности предполагает сформированность у обучающихся целого ряда практических умений и навыков. Саморегуляция психоэмоционального состояния в стрессовой ситуации, умение действовать в ситуации выбора и целенаправленно строить модель своего поведения, а также владение техникой эффективного общения и разрешения конфликтной ситуации позволят обучающимся успешно справляться с жизненными трудностями, эффективно разрешать адаптационные ситуации. Список использованной литературы:
1. Воскрекасенко О.А. Социальная адаптивность будущего педагога: структура и основные направления развития // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2012. - № 6. - С. 7-14.
2. Воскрекасенко О.А. Теория и практика организации тренинга адаптивности с обучающимися в учреждениях высшего профессионального образования: учебное пособие. - Пенза: ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2010.
3. Машарова Т.В. Педагогическая технология: личностно-ориентированное обучение. - М, 1999.
© О.А. Воскрекасенко, 2015
УДК 378.046.4
Давыдова Надежда Алексеевна
канд.пед.наук, доцент ЧГПУ, г. Челябинск, РФ e-mail: nadin@cspu.ru
ПОДГОТОВКА КАДРОВ В ОБЛАСТИ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
Аннотация
Рынок труда в современном информационном обществе требует наличие квалифицированных кадров, способных внедрять и развивать использование информационных технологий в сфере управления. В статье, в частности, идет речь о сфере управления образовательной организацией. Одна из первоочередных задач высших (педагогических) учебных заведений - подготовка таких кадров. Для решения этой задачи разрабатываются и реализуются магистерские программы, нацеленные на подготовку выпускников, компетентных в области информатизации управления образовательным процессом.
Ключевые слова
Информатизация образования, информационные технологии в управлении, единое информационное пространство образовательной организации, система управления образовательной организацией
В настоящее время мы живем в информационном обществе, целью которого является удовлетворение информационных потребностей общества во всех сферах деятельности, повышение эффективности общественного производства на основе внедрения информационных технологий. Одной из задач информатизации общества является разработка и реализация программ целенаправленного и эффективного внедрения информационных технологий в сферу управления, материального производства, образования, науки, культуры, социального обеспечения и обслуживания населения [1].